Планирование и подготовка к аудиторской проверке
Работа на тему:
Планирование и подготовка к аудиторской проверке.
2005 год
Содержание
Введение 3
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи 5
2. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита 7
2.1. Предварительное планирование аудита 11
2.2. Подготовка общего плана и программы аудита 13
2.3. Подготовка и составление общего плана аудита. 14
3. Права и обязанности аудиторов 17
4. Субъекты и объекты аудиторского контроля 26
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
В специальной литературе определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Например, Соколов Я. В., Скобара В. В. и Островская О. Л. считают, что данное определение имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ».1
По Проекту закона данная основная задача, из формулировки которой, собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах. Следовательно, авторами Проекта закона, в отличие от Временных правил, учтено то важное обстоятельство, что целью аудита не является и не может быть полное устранение информационного риска. Поэтому определение основной цели аудиторской деятельности в Проекте закона как установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов во всех существенных аспектах в принципе более верно соответствует сущности и задачам аудита по международным нормам.
Таким образом, отечественный аудит делает первые шаги, не имея ни многолетнего опыта зарубежных аудиторских фирм, ни надлежащей законодательной базы. Но фактически он уже состоялся, складываются московская и петербургская научные школы аудита, поскольку необходимость аудита объективна, она вызвана развитием экономики на новых принципах.
С возникновением и развитием региональных аудиторских палат в России, республиканских палат аудиторов в СНГ, а также Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Содружества, по-видимому, и нам не избежать некоторого разнобоя в тех требованиях к независимым аудиторам и ревизорам, которые характерны для других федеральных государств. Поэтому ценен опыт США, где существуют различия в подходах отдельных штатов к этому вопросу, но выверен и единый концептуальный подход к организации аудиторской деятельности.
Цели этих требований в нашей стране не будет отличаться от цели в других, в частности в западных, странах; эти цели предполагают определенную защиту пользователей бухгалтерской отчетности от тех аудиторов, которые имеют квалификацию ниже минимальной, но все же пытаются практиковать в этой престижной для рынка области деятельности.
К сожалению, такие механизмы у нас пока только создаются, но они будут созданы, поскольку вызваны объективными потребностями рынка. В ближайшие годы и десятилетия должен утвердиться определенный порядок в этой сфере Деятельности, в допуске к этой сфере настоящих компетентных специалистов, умеющих отстоять независимость личной позиции в своих взаимоотношениях с клиентами.2
1. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики обобщается с использованием денежного измерителя, т.е. финансового критерия. Поэтому в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Содержанием этого контроля являются производственные отношения и производительные силы в сфере макро- и микроэкономики хозяйственной деятельности. В сфере макроэкономики функционирует государственный финансово-экономический контроль, который осуществляет Счетная палата РФ. Объектами его являются Государственный бюджет, сметы высших органов государственной исполнительной, судебной власти, иностранные валютные кредиты, иностранные инвестиции в крупномасштабные программы и т. д.
На уровне микроэкономики функционирует финансово-хозяйственный контроль, который осуществляют Государственная контрольно-ревизионная служба России и контрольно-ревизионные подразделения владельцев капитала, а также по заказу последних - независимые аудиторские организации.
Цель аудиторской деятельности - способствовать рациональному использованию денежных средств и предметов труда, а также самого труда в предпринимательской деятельности для получения наибольшей прибыли.3 Задачи финансово-хозяйственного контроля подразделяются на частные и общие. Решение частных задач предусматривает проверку одной из сторон хозяйственной деятельности, а общих - всей хозяйственной деятельности объединения, корпорации с определением рентабельности и конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствующих субъектов.
Основными задачами аудиторской деятельности являются выявление и профилактика нарушений в технологии производства, имеющих причинные связи с выпуском недоброкачественной продукции, перерасходами сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов; невыполнением договорных обязательств по кооперированным поставкам; неконкурентоспособностью продукции; убыточной работой отдельных хозяйствующих субъектов.4
Аудиторская деятельность в России осуществляется государственными контрольными органами, общественным и независимым аудиторским контролем, а также самими владельцами капитала, вложенного в предпринимательскую деятельность.
Формами финансово-хозяйственного контроля являются тематические проверки, ревизии, аудит. Тематические проверки производят все контролирующие органы; ревизии - собственники и Государственная контрольно-ревизионная служба; аудит - независимые специализированные хозрасчетные аудиторские организации.
Цели финансово-хозяйственного контроля зависят от среды, в которой он функционирует и для обслуживания которой он создан. Под средой понимают все то, что окружает объект контроля или его элементы и воздействует на них.5 Такие воздействия можно разделить на вещественные, энергетические и информационные. Проведение финансово-хозяйственного контроля основывается в значительной степени на информационном факторе, который связан с вещественными элементами производства, его технологией и маркетингом, а также планированием, учетом, анализом и управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
Технологические процессы контролируют с помощью статистических методов, где объект контроля выступает как «черный ящик». Количественная характеристика цели финансово-хозяйственного контроля обусловлена выбором системы оценки показателей хозяйственной деятельности, которые объединяют в следующие группы:6
экономическая - эффективность, себестоимость продукции, рентабельность, рыночная стоимость и прибыль;
технико-экономическая - производительность труда, надежность работы оборудования;
технологическая - точность, качество и конкурентоспособность продукции, надежность и прогрессивность технологии.
Следовательно, содержание, цели и задачи финансово-экономического контроля определяют его функции в управлении хозяйственной деятельностью.
2. Определение стратегии аудиторской проверки. Планирование аудита
Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Если предприятие крупное, то провести сплошную проверку его финансово-хозяйственной деятельности практически нереально, так как требуются колоссальные затраты времени и сил. Даже на среднем предприятии сделать сплошную проверку не всегда удается, в первую очередь из-за ограничений по времени. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта.
Стратегия аудиторской проверки базируется на:7
• рассмотрении собранной информации о деятельности клиента;
• предварительной оценке риска и эффективности внутреннего контроля;
• определении сущности, глубины и продолжительности проверок, отдельных групп операций.
Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.
Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудиторской проверки. План составляется аудитором в письменном виде.
Планирование аудиторской проверки необходимо для того, чтобы:
1) предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
2) оценить издержки по их проведению;
3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
4) иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.
Планированию предшествуют следующие этапы:
• предплановая подготовка;
• получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, устройстве и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);
• оценка существенности;
• оценка аудиторского риска;
• изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.
Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиента.
Обычно планирование включает:8
• разработку графиков;
• подготовку бюджетов времени и доходов и обсуждение их с клиентом;
• инструктаж членов исполнительной команды;
• организацию связей с подразделениями внутри фирмы;
• обсуждение стратегии аудита с клиентом.
Правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита» предусмотрено:
• описание предварительного этапа планирования аудита;
• формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;
• описание порядка подготовки и составления общего плана и программы аудита.
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При планировании кроме общих принципов должны также соблюдаться частные принципы:9
• комплексности;
• непрерывности;
• оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязан-ности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам. При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Планирование аудита включает следующие основные этапы:10
• предварительное планирование аудита;
• подготовка и составление общего плана аудита;
• подготовка и составление программы аудита.
2.1. Предварительное планирование аудита
На этом этапе аудитору необходимо решить: стоит ли начинать сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом.
В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить:11
• финансовую стабильность клиента;
• положение клиента в экономической среде;
• отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.
Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать с клиентом. В случае если между предыдущим аудитором и клиентом были судебные разбирательства или спорные ситуации, новый аудитор должен быть уведомлен о том, какой информации он будет лишен. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или сам предыдущий аудитор отказался дать информацию.
При необходимости аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями и т.д.
Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные коллизии могут привести к прекращению сотрудничества. В случае судебного разбирательства аудитор не может продолжать работать с клиентом из-за потери независимости.
При оценке оснований приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано в ближайшем будущем, аудитор должен собрать как можно больше подтверждений достоверности отчетности/
Российским аудиторским правилом «Планирование аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий.
До написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На этом же этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:12
• о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;
• о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.
2.2. Подготовка общего плана и программы аудита
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области, значимые для аудита.
Опасность, объем, и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация считает возможным положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета как на гарант достоверности отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта.
Аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Отдельные положения общего плана и программы аудита аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
2.3. Подготовка и составление общего плана аудита.
Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита.
В процессе аудита, у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:13
реальные трудозатраты;
расчет затрат времени в предыдущем периоде и его связь с текущим расчетом;
уровень существенности;
проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.
Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:14
• формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
• распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
• инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
• контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
• разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
• документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.
Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами.
С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собраний акционеров. В них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантии, определении круга лиц, имеющих право подписи.
Кроме того, для выяснения обязательств клиента важно ознакомиться с контрактами, договорами и соглашениями.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую аудиторскую процедуру, чтобы в процессе работы делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение этих тестов - выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу.
В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
3. Права и обязанности аудиторов
Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между ними разрешаются в суде или в арбитражном суде. Клиент и аудитор вправе выбрать друг друга самостоятельно и независимо. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору.
На руководителей и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:15
а) создать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставить всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;
б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.
Аудиторы имеют право:16
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя суда и арбитражного суда;
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
Аудиторы обязаны:17
- при осуществлении аудиторской деятельности неукоснительно соблюдать требования законодательства;
- немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие родственных, должностных или экономических связей, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта;
- о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
- квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора суда только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию.
Аудиторская проверка не может проводиться:18
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве;
б) аудиторскими фирмами:
• в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
• в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывавшими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Аудиторы должны быть независимы от аудитируемой организации, от любой третьей стороны, от собственников и руководителей аудиторской организации.
Среди этических требований, предъявляемых к профессии аудитора, независимость является основополагающей.
Вопрос о независимости аудиторов включается не только в закон об аудите и другие нормативные акты, но и в этический кодекс аудитора. Так, в кодексе профессиональной этики аудиторов РФ перечисляются основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора, либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости:
а) предстоящие или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;
б) финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
в) финансовая и имущественная зависимости аудитора от клиента;
г) косвенное финансовое участие в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;
д) родственные и личные дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом организации клиента;
е) чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
ж) участие аудитора в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
з) неосторожные рекомендации и советы аудиторов о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
и) прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях;
к) если рассматривается вопрос о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.
По вышеперечисленным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.
Независимость аудиторской фирмы вызывает сомнения в случае:19
а) если она участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу;
б) если аудиторская фирма возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству;
в) если аудиторская фирма возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались вышеназванными структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.
В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги, необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора.
При определении прав и обязанностей аудиторов, функционирующих в России, по нашему мнению, следует исходить из нескольких правовых принципов. Прежде всего, это принцип благоразумия, принцип ответственности за чужие поступки и принцип отсутствия привилегированной информации. Соблюдение этих принципов, на наш взгляд, помогает урегулировать и текущие, и последующие взаимоотношения аудиторов и проверяемых ими экономических субъектов. Кроме того, применение этих принципов способно оградить аудиторов и аудиторские фирмы от необоснованного судебного преследования. Основные принципы аудита сформулированы в правиле аудиторской деятельности РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».
Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость; честность; объективность; профессиональную компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Независимость - принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудиту в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.
Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.
Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.
Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.
Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.
Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.
Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.
Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация.
Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
4. Субъекты и объекты аудиторского контроля
Аудиторская деятельностью может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.20
Бухгалтерская отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по критериям деятельности.
Предмет аудиторского контроля конкретизируется его объектами, которые детализируют каждую стадию производства.
Так, на стадии производства общественно необходимого продукта объектами контроля выступают объемы выпуска продукции, качество произведенной продукции, инженерное обеспечение производства и т. п. Объекты контроля определяют в соответствии с целью контроля.
Аудиторский контроль исследует поведение эмпирических объектов, т.е. объектов, которые реально существуют.
Эмпирические объекты делят на натуральные, или физические, существующие в природе объективно, независимо от нашей воли и сознания, и искусственные, созданные по воле человека в процессе производственной деятельности.
Следовательно, объектами аудиторского контроля являются предметы и средства труда, а также сам труд, используемый в процессе расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта.
В зависимости от степени сложности различают простые и сложные объекты исследования, которые отличаются числом элементов и видом связи между ними, поэтому они называются системными.
К простым относят объекты, содержащие несколько элементов. Например, продукция является простым объектом для контроля, который можно расчленить на такие элементы: качество, ассортимент, конкурентоспособность на рынке, эстетическая привлекательность и т. п.21
К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую необходимо исследовать, а потом описать элементы, конкретизирующие эти объекты. Сложные объекты исследуют по методу «черного ящика», который состоит в поисках взаимосвязей между входными взаимодействиями и реакцией объекта на них. «Черный ящик» - понятие кибернетики, означающее, что наличные знания не дают возможности установить структуру сложной системы или ее компонентов, внутренних закономерностей ее функционирования, а можно только установить взаимозависимость изменений на входе и выходе системы, определить направление дальнейшего исследования. Так, эффективность новой техники относят к сложным объектам контроля, на входе которых известны затраты на внедрение, а на выходе - произведенная продукция. Однако элементы, характеризующие ее, т.е. факторы, воздействующие на результаты деятельности, количественное отображение их для определения влияния на контролирующий объект можно установить при дальнейшем исследовании с применением методов экономического анализа.
Для выбора в предмете аудиторского контроля основного качества исследуют совокупность однотипных объектов, определяют их сходство, соответствующее целям контроля. На основе результатов предварительного изучения этой совокупности находят объект контроля, имеющий все основные качества реальных объектов. Правильное определение объекта контроля на стадии общественного расширенного воспроизводства в соответствии с целью контроля повышает результативность контрольных действий.
Каждый объект окружает среда, с которой он взаимодействует. Задача контроля состоит в том, чтобы выявить факторы, влияющие на поведение объекта контроля, выделить из них существенные и несущественные. На существенных необходимо сосредоточить усилия контроля. Критериями выбора существенных факторов являются цель контроля и уровень накопленных в этом направлении знаний. Если уровень знаний о влиянии факторов на поведение объекта недостаточен, то это может быть основой для отнесения таких факторов к группе существенных. Так, контролируя факторы, влияющие на формирование себестоимости продукции, выделяют в основном производственные и экономические, игнорируя при этом как несущественные социальные факторы. Уровень знаний об этих факторах явно недостаточен. Поэтому в современных условиях рыночной экономики в аудиторском контроле их не отбрасывают, а изучают во взаимодействии с другими факторами.
Выбор существенного влияния на объект контроля имеет большое практическое значение, поскольку является определяющим для достоверности полученных результатов. Если какое-либо существенное влияние не учтено, то выводы, полученные в результате контроля, могут быть ошибочными, неполными и неправильными.
Выделение существенных факторов упрощается, если проведение контроля основывается на хорошо разработанной теории. Если теория не дает ответа на поставленный вопрос, то используют гипотезы, экономические идеи, сформулированные на этапе предварительного изучения объекта контроля.
Следовательно, чем полнее учтено влияние среды на объект контроля, тем точнее будут результаты аудиторского контроля.
Определив объект контроля, факторы, влияющие на его поведение, устанавливают его параметры, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целью контроля. От правильности определения параметра контролирующего объекта в значительной степени зависит результат контроля.
Заключение
Социальное управление и контроль - явления, тесно связанные друг с другом. Как относительно самостоятельные они, взаимодействуя, образуют устойчивую систему. В процессе социального управления контроль является связующим звеном между управленческими циклами. Процесс управления состоит из таких функционально-логических стадий: управленческого решения; контроля и проверки выполнения; оценки результатов. Следовательно, контроль является необходимой самостоятельной функцией управления.22
Контроль и проверка выполнения начинаются с изучения управленческого решения, сопровождающего процесс разработки конкретной социальной программы действий и наиболее полно проявляющегося на стадии фактического выполнения решения. Завершая первичный процесс управления, контрольная деятельность создает благоприятную перспективу для нового управленческого цикла. Таким образом, социальный контроль становится одним из компонентов механизма государственного управления. В процессе контроля проверяют: качество самого управленческого решения; эффективность тех организационных мер, которые принимались для его выполнения; соответствие организации объекта в социальной сфере целям успешного выполнения установок управленческого решения, а также расстановку кадров, исполняющих решения.
В контроле как функции социального управления четко проявляется его информационная и коррекционная сущность. Контроль является универсальным средством получения информации по каналу обратной связи. Без механизма обратной связи между субъектом и объектом процесс социального управления теряет четкость и целенаправленность. Для того чтобы успешно управлять, руководитель должен знать результаты своего управленческого влияния на объекты управления. Контроль дает возможность получать оперативную информацию, объективно отображающую состояние дел на подконтрольных объектах, соответствие их деятельности утвержденной социальной программе; выявить недостатки в принятых решениях, в организации выполнения, способах и средствах реализации их; изучить деловые качества работников. Функции контроля правового государства с рыночной экономикой включают в себя содействие деятельности предпринимателей в процессах, выполняемых ими, с помощью экономических стимулов. К ним принадлежат льготное государственное кредитование производства продукции народного потребления, налоговая система и т. п. Экономический контроль способствует повышению эффективности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий с разными формами собственности. При этом объединяются государственный контроль и внутренний контроль владельцев, заинтересованных в выполнении государственных заказов, контрактов, заданий с целью повышения экономической эффективности хозяйственной деятельности. Контроль выполнения этих заданий дает возможность определить их научную обоснованность, прогрессивность, напряженность, обеспеченность ресурсами, т.е. качество управленческих решений, принимаемых владельцами (предпринимателями).
Контроль помогает государству защищать интересы потребителей, проверять качество продукции, всех видов обслуживания, обеспечить доступность и достоверность информации о количестве, качестве и ассортименте продукции на рынке.23
Список литературы
Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000
Андреев В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М.: Экономика, 2001
Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2000
Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001
Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002
Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000
Солодов А. К. Аудит и бухгалтерский учет в страховых компаниях. -М.: АО "ДИС", 2000
Солодов А. К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2001
Суйц В. П.. Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. Руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. - М.: ИЦ "Анкил", ИКЦ "ДИС", 2000
Чекин В. Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов/ ВЗФЭИ. - М.: Финстатинфо, 2001
1 Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, С. 93
2 Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 175
3 Чекин В. Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов/ ВЗФЭИ. - М.: Финстатинфо, 2001, С. 26
4 Суйц В. П.. Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. Руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. - М.: ИЦ "Анкил", ИКЦ "ДИС", 2000, С. 182
5 Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000, С. 97
6 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 103
7 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 123
8 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 179
9 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 182
10 Солодов А. К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2001, С. 84
11 Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 196
12 Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 201
13 Барышников Н. П. Организация и методика проведения общего аудита. - М.: Информ-изд. Дом "Филинъ", 2001, С. 241
14 Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, С. 271
15 Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000, С. 174
16 Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000, С.183
17 Смекалов П. В., Терехов А. А., Терехов М. А. Теория и практика аудита. - СПб.: СПб госагроуниверситет и АОЗТ "Балтийский аудит", 2000, С. 240
18 Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, 361
19 Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. проф. Я. В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000, С. 354
20 Андреев В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М.: Экономика, 2001, С. 182
21 Андреев В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М.: Экономика, 2001, С.204
22 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С. 404
23 Белуха Н. Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. -М.: Финансы и статистика, 2002, С.508