Опыт применения мировых стандартов финансовой отчетности (МСФО) в отдельных странах
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Реферат по дисциплине "Международные стандарты учета"
на тему "Опыт применения МСФО в отдельных странах".
Выполнил студент группы
ТБА - 1з-424-06 Васильева О.С.
Проверил: преподаватель кафедры
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
Фомина О.Б.
г. Тверь, 2010
Содержание
Введение
1. Масштаб применения МСФО в отдельных странах
2. Проблемы применения МСФО
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Необходимость единого набора мировых стандартов финансовой отчетности связана с глобализацией мировой экономики. За последние три десятилетия существенно возросла степень интеграции и глобализации финансовых рынков. Например, в настоящее время 495 не американских компаний из 47 стран находятся в листинге Нью-Йоркской биржи, что составляет 20% листинга и 33% общей рыночной капитализации. Признавая степень взаимозависимости международных рынков капитала, Форум Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum) идентифицировал МСФО как один из 12 наборов глобальных стандартов, необходимых для устойчивого функционирования глобальной экономики.
В этой связи, все больше стран начинают применять МСФО как основу для составления финансовой отчетности компаний, поскольку это помогает повысить прозрачность отчетности, улучшить ее качество, снизить стоимость капитала, инициировать поток инвестиций. Интересными являются цифры расходов, связанных с выполнением требований определенных дополнительных стандартов, необходимых для листинга: в соответствии с некоторыми оценками каждая из 250 европейских компаний, имеющая листинг на фондовых биржах США, тратит от 5 до 10 миллионов долларов ежегодно на проведение выверки (reconciliation) своей отчетности для выполнение требований ГААП США.
1. Масштаб применения МСФО в отдельных странах
В данной контрольной работе сначала рассмотрим масштаб применения МСФО. Следует ли применять МСФО по отношению к компаниям, чьи акции не торгуются на бирже, а также вне рамок консолидированной отчетности. С одной стороны, та или иная страна может ограничить применение Постановления обязательными рамками: только консолидированная отчетность зарегистрированных на бирже компаний. Предположим, что по такому пути пойдет Германия. Постановление в этом случае не будет иметь сколько-нибудь значительного действия в силу того, что МСФО уже допущено и широко применяется в таком качестве. Маловероятно, что сфера применения МСФО распространится (в обязательном либо разрешительном порядке) на неконсолидированную отчетность в Германии, Франции или Италии в ближайшем будущем в силу сопутствующих проблем для налоговой базы.
Великобритания может послужить в качестве примера другой крайности при использовании МСФО/МСФО. В данном разделе Великобритания используется как конкретный пример потенциально широкого применения МСФО. Выбор Великобритании также обусловлен еще и тем, что в отличие от других стран-членов ЕС правительство страны выпустило справочный документ по этому вопросу.
Великобритания не вводила законов, подобных тем, что были приняты в Австрии, Германии или Финляндии, разрешающих использование МСФО для составления консолидированной отчетности. Компании Великобритании продолжают руководствоваться британскими законами, включая четвертую и седьмую директивы. Хотя в Великобритании стандарты финансовой отчетности юридически не имеют обязательного характера, их соблюдение чаще всего считается необходимым для того, чтобы финансовая отчетность представляла существующее положение вещей в верном свете (высшее юридическое требование). Таким образом, на практике стандарты финансовой отчетности в Великобритания соблюдаются.
Необычной чертой системы финансовой отчетности Великобритании является наличие особой версии стандартов финансовой отчетности для небольших компаний: Стандарт финансовой отчетности для малых хозяйствующих субъектов СФОМХС (Financial Reporting Standard for Small Entities FRSSE). Термин "малый" основывается на корпоративном законодательстве, которое, в свою очередь, вытекает из установленных четвертой директивой предельных значений объема продаж, размера активов и числа наемных работников. Первые два параметра время от времени пересматриваются в сторону повышения, в то время как последний установлен в 50 человек.
Стандарт финансовой отчетности для малых хозяйствующих субъектов освобождает небольшие компании от выполнения многих требований по раскрытию информации, которые оказались бы для них обременительными, а также от ряда стандартов (и частей других стандартов), которые им вряд ли смогут пригодиться. В принципе, правила признания и оценки стандартов Великобритании от этого не изменились.
По философии и стилю британские стандарты схожи с МСФО.
Из консультативного документа следует, что возможно рассматривать несколько разных категорий компаний:
Компании, чьи акции находятся в открытом обращении на бирже;
Дочерние предприятия компаний, чьи акции находятся в открытом обращении на биржах;
Компании, чьи акции находятся в открытом обращении на бирже и которые не представляют консолидированную отчетность;
Компании, чьи акции не находятся в открытой продаже на биржах и которым не разрешено использовать СФОМХС;
Компании, которым разрешено использовать СФОМХС.
Фирма ПрайсуотерхаусКуперс приступила к анализу мнений клиентов. Она разделила компании на большее число групп:
Частные независимые компании/группы, как крупные, так и средние.
Частные компании/группы, планирующие выход на фондовые рынки.
Материнские компании британских групп, зарегистрированных на биржах.
Дочерние предприятия групп Великобритании и Ирландии, не разрешено использовать СФОМХС;
Дочерние предприятия других групп из стран ЕС, зарегистрированных на биржах.
Дочерние предприятия других групп из стран ЕС, не зарегистрированных на биржах.
Дочерние предприятия групп США (и других групп вне ЕС).
Компании, использующие СФОМХС в настоящее время.
По предварительным результатам исследования можно сделать вывод, что существует мощная поддержка идеи широкого применения МСФО несмотря на опасения относительно стоимости применения для консолидированной отчетности. Вероятно, что Великобритания, наконец, разрешит применение МСФО для всей консолидированной отчетности. Однако, наличие одновременно двух типов консолидированной финансовой отчетности, как основанной на МСФО, так и не основанной на них, затруднит сравнительный анализ и ведет к двойственной системе подготовки бухгалтеров и аудиторов. В силу этого обязательное использование МСФО выглядит предпочтительнее.
Имеются также существенные аргументы в смысле эффективности в пользу применения МСФО как британскими группами и их дочерними компаниями, так и британскими дочерними предприятиями групп из стран ЕС. Однако, по соображениям, схожим с приведенными выше, это предполагает не только разрешение, но и принуждение к использованию МСФО. Одним из недостатков является отсутствие версии МСФО, адаптированной специально для малых и средних компаний (т.е. отсутствие версии МСФО для СФОМХС). Это может повлечь за собой отсрочку обязательного внедрения МСФО для таких компаний. Кроме того, материнские компании в настоящее время освобождены от большого объема отчетности (как, например, счета прибылей и убытков и отчета о движении денежных средств), которая входит составной частью в консолидированную отчетность. Таким образом, переход на МСФО (который не допускает таких исключений) окажется для них обременительным.
С точки зрения налогообложения никаких серьезных последствий от перевода всей консолидированной отчетности на МСФО не ожидается, так как все налоги начисляются на уровне юридического лица. Однако обязательное или добровольное использование МСФО может иметь некоторые ощутимые последствия для отдельных британских компаний. Использование МСФО приведет к изменению размера учетной прибыли, что, в свою очередь может повлиять на налогооблагаемый доход, если не будут сделаны поправки в налоговое законодательство. Некоторые результаты перехода на МСФО не окажут воздействия на налогообложение. Другие же результаты перехода на МСФО могут иметь определенные налоговые последствия. Этот вопрос пока никак не рассматривается ни ДТП (ни другим органом в Великобритании). Однако, ясно, что добровольное согласие на использование МСФО потребует введения другого набора корректировок для конвертации дохода по МСФО в налогооблагаемый доход, вместо корректировок, применяемых для преобразования цифры дохода, выведенной по внутренним стандартам, в налогооблагаемый доход. И в этом случае выбранный вариант окажется недолговечным.
2. Проблемы применения МСФО
Среди основных проблем применения МСФО были выделены следующие группы проблем:
сфера применения МСФО;
институциональные вопросы;
вопросы правового внедрения (enforcement);
технические вопросы.
Сфера применения МСФО:
В связи с тем, что применение МСФО выходит на национальный уровень, во многих странах возникает проблема инкорпорирования МСФО в национальное законодательство. Внедрение МСФО в деловую практику страны может потребовать изменения национальных законов, касающихся различных вопросов.
Поскольку МСФО, в первую очередь, предназначены для крупных листинговых компаний, которые часто предсталяют собой группу, то есть составляют консолидированную отчетность, возникает проблема их применения для среднего и малого бизнеса (средние и малые предприятия - СМП). Широко дискутируются вопросы о том, необходим ли отдельный набор международных стандартов финансовой отчетности для среднего и малого бизнеса; должны ли они базироваться на тех же методологическизх основах, что и действующие МСФО; не превесят ли затраты на применение МСФО средними и малыми предприятиями выгоды от использования этих стандартов в силу их большой сложности; должен ли процесс международной гармонизации финансового учета и отчетности затрагивать малые предприятия, или их регулирование должно осуществляться на национальном уровне. К настоящему моменту ISAR разработала и выпустила Руководства по учету и финансовой отчетности для двух уровней СМП (Guidance on Accounting and Financial Reporting for SMEs- Level 2 and Level 3), базирующиеся на МСФО и призванные облегчить переход от более низкого к более высокому уровню применения МСФО для растущего малого и среднего бизнеса. Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) создала специальную рабочую группу для рассмотрения данного вопроса.
Институциональные вопросы.
На международном уровне все больше усилий предпринимается для преодоления сложностей по применению МСФО, выработки механизма по разработке глобальных стандартов, создания институционального механизма, обеспечивающего последовательное и непротиворечивое применение МСФО в разных странах.
банк (World Bank) готовит регулярные Отчеты о соблюдении стандартов и кодексов (Reports on Observance of Standards and Codes - ROSC). Была изменена Конституция Комитета по международным стандартам (International Accounting Standards Committee Foundation - IASCF), что повлекло за собой ряд организационных изменений:
количество Попечителей (Trustees) было увеличено с 19 до 22 человек за счет представителй стран не относящихся к Северной Америке и Европе, и была подчеркнута необходимость понимания ими проблем, связанных с применением МСФО;
несколько изменились функции Консультационного совета по стандартам (Standards Advisory Council - SAC) - он должен более активно обеспечивать взаимосвязь своих членов с Попечителями и Советом по международным стандартам (IASB) в решении вопросов стратегии процесса разработки стандартов и их применения, уменьшилось количество его членов с 60 до 40 человек, председателем был назначен представитель Бразилии;
кроме задачи по разработке Интерпретаций, перед Комитетом по интерпретациям (International Financial Reporting Interpretations Committee - IFRIC) поставлена задача разработки Руководств по применению МСФО, что обусловлено возрастающими потребностями в такого рода документах в связи с более активным практическим применением МСФО.
Одним из вопросов такого взаимодействия является перевод МСФО на другие языки. Перевод текста МСФО представляет собой достаточно сложную проблему, как с технической (сложный порнятийный аппарат) точки зрения, так и с точки зрения времени и ресурсов. Соответственно, необходима разработка механизма получения консультаций от IASB, в частности, по поводу терминологии, особенно в случаях конфликта с действующей национальной терминологией или законодательством. Наличие такого механизма является принципиально необходимым на начальном этапе практического применения МСФО. Различия в переводе могут привести к отсутствию последовательности применения МСФО в различных странах. Задержки с переводом могут привести к тому, что в разных странах будут применяться разные версии МСФО в силу отсутствия перевода новых или измененных стандартов. Соответственно должен быть разработана координационная программа предусматривающая временной лаг для перевода, созданы соответствующие базы данных.
Следующей проблемой в применении МСФО является подготовка кадров и разработка учебных материалов, соответствующих требованиям МСФО. В настоящий момент ощущается недостаток учебных материалов и квалификационных программ, представляющих возможность сертификации по МСФО, отсутствует механизм их независимой оценки на предмет соответствия МСФО. Следует также отметить, что необходимы значительные усилия по переобучению специалистов, в частности, занимающихся подготовкой отчетности, особенно в странах, где применение профессионального суждения не являлось типичной практикой
Еще одной проблемой является порядок одобрения МСФО для применения, то есть разработка механизма одобрения МСФО для применения. Как известно, в ЕС международные стандарты, разработанные IASB, должны пройти определенную процедуру одобрения, в процессе которой могут возникнуть конфликтные ситуации, в частности непринятие ряда положений МСФО, разработанных IASB (как было с IAS 39). В этой связи возникает проблема наличия разных "наборов" МСФО: МСФО, разработанные IASB; МСФО, одобренные в определенных странах. Кроме того, механизм одобрения предполагает наличие высококвалифицированных специалистов во всех вовлеченных в процесс принятия МСФО группах: регулирующие органы, налоговые органы, инвесторы, финансовые аналитики и рейтинговые агентства, общественность, образовательные учреждения.
Следующей проблемой применения МСФО на национальном уровне является необходимость координации требований всех законодательных актов, затронутых или связанных с применением МСФО, определения места МСФО в законодательной системе, оценки влияния перехода на МСФО на смежные отрасли. Например, в стране может существовать законодательный акт, определяющий лимит заемных средств для компании в зависимости от величины собственнного капитала, отраженного в балансе, который составлен по национальным стандартам; соответственно, при переходе на МСФО величина собственного капитала может измениться, и следовательно необходимо предусмотреть данную ситуацию в соответствующих нормативных актах. Кроме этого, одним из принципиальных вопросов является вопрос о выплате дивидендов, порядок выплаты и величина которых, обычно, базируются на суммах, отраженных в отчетности, составленной по национальным стандартам, в частности на величине накопленной нераспределенной чистой прибыли. При переходе на МСФО данная сумма может измениться, что создаст определенные сложности для понимания отчетности инвесторами.
Вопросы правового внедрения (enforcement).
Выработка эффективного механизма правового внедрения МСФО в национальную практику является одной из принципиальных проблем, требующих решения на национальном уровне. В силу различия способов правового регулирования, сложившихся в разных странах, необходимы усилия на международном и наднациональном уровнях по координации механизмов правового внедрения.
В настоящий момент Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) представляет собой структуру, играющую важную роль в процессе координации деятельности по внедрению МСФО на национальных уровнях для листинговых компаний.
Технические вопросы.
Высокая и постоянно увеличивающаяся сложность МСФО и большой объем стандартов делают задачу практического применения более сложной, особенно для развивающихся стран. Поскольку стандарты являются "ориентированными на принципы" (principle based), это может привести к непоследовательному применению в разных странах, имеющих свою исторически обусловленную специфику учета, или не имеющих достаточно опытной и квалифицированной бухгалтерской профессии. При наличии альтернатив в стандартах, очевидно что будет выбираться вариант наиболее близкий к существующим в стране национальным стандартам.
Еще одной сложной технической проблемой является вопрос оценки по справедливой стоимости, которая широко используется в МСФО. Однако, для того, чтобы оценка по справедливой стоимости была репрезентативной необходимо наличие высоко развитых ликвидных рынков капитала. Поскольку степень развития рынков капитала варьируется, то оценка по справедливой стоимости может быть затруднена. Несмотря на то, что, согласно требованиям МСФО, для оценки справедливой стоимости при отсутствии активного рынка могут быть произведены определенные математические расчеты (дисконтирование), следует отметить, что данные расчеты также базируются на прогнозировании денежных потоков и ставке дисконтирования, которые требуют определенной степени развитости рынков. Кроме этого, для стран, где традиционно превалирующей оценкой была историческая стоимость, концепция справедливой стоимости в принципе может оказаться сложной для применения. Таким образом, круг проблем, связанных с процессом практического применения МСФО достаточно широк. Их решение потребует совместных усилий различных заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровнях.
Заключение
В настоящий момент способы применения МСФО на национальном уровне варьируются. В ЕС МСФО обязательны к применению европейскими листинговыми компаниям для составления консолидированной отчетности. При этом странам-членам ЕС дано право самостоятельно решать вопрос о применении МСФО для нелистинговых компаний и для составления индивидуальной отчетности листинговых компаний. Некоторые страны требуют использования МСФО всеми листинговыми компаниями (например, Армения, Бахрейн, Эквадор, Кения, Никарагуа и др.). В некоторых же странах не разрешено использовать МСФО для листинга без соответствующей дополнительной выверки на предмет соотвествтвия национальным стандартам (например, США).
В настоящий момент Совет по международным стандартам (IASB) ведет большую работу в рамках проекта конвергенции (проект по устранению различий между международными и национальными стандартами), в частности с американским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB). Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) объявила о намерении отменить требование выверки к 2009 году. К проекту конвергенции также присоединились Япония и Канада. В Европе также ведется работа по признанию отличных от МСФО стандартов для листинга. Таким образом, МСФО приобретают все больший вес в международном сообществе как за счет прямого внедрения МСФО в национальную практику, так и за счет конвергенции требований международных и национальных стандартов.
Список использованной литературы
1. Агеева О.А. "Международные стандарты финансовой отчетности" Учебное пособие, Москва, 2008г.
2. "Международные стандарты финансовой отчетности" изд. Москва, Аскери-АССА, 2007г.
3. Справочное руководство - Горбатова Л.В.
4. Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2012г. От 17.11.2008г. № 1663-Р
5. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренную Приказом МинФина от 01.07.04 № 140
6. Журнал - МСФО практика применения
7. Сайт gaap.ru
8. "Международный бухгалтерский учет" Ежемесячный научно - практический и теоретический журнал.
9. "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты" Ежемесячный методический журнал.
10. Каспина Р.Г. Практическое применение международных стандартов финансовой отчетности в России: Учебное пособие. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - 224 с.