Оплата труда государственных служащих
Содержание
Введение
Основы и принципы организации оплаты труда государственных служащих
1.1 Оклад месячного денежного содержания
1.2 Состав дополнительных выплат
1.3 Особые условия оплаты труда
1.4 Состав фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих
Нормативно-правовое обеспечение организаций оплаты труда государственных служащих
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из направлений повышения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации является совершенствование системы оплаты труда (денежного содержания) государственных гражданских служащих. В средствах массовой информации, выступлениях политиков периодически поднимается тема о непомерно высоком денежном содержании государственных служащих по сравнению с оплатой труда большинства специалистов здравоохранения, образования, культуры, спорта, финансируемого из бюджетов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Тем самым в обществе создается иллюзорное представление о постоянно опережающем росте оплаты труда в системе государственной гражданской службы.
В то же время данные, содержащиеся в официальных документах, литературных источниках и специальных исследованиях, свидетельствуют об обратном. Так, в 2000 году среднемесячная начисленная заработная плата (включая выплаты социального характера) работников органов государственной власти всех уровней составила 4,1 тысячу рублей (т.е. приблизительно 141 доллар)1. В Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)» приводятся следующие данные. В негосударственном секторе экономики оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10 – 15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7–19 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3 – 7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5 – 3 раза превышает оплату труда государственных гражданских служащих, замещающих соотносимые должности2.
Как показала практика, невысокий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих стал одним из главных сдерживающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. По мнению некоторых специалистов, неадекватное материальное стимулирование гражданских служащих, по сути, стало катализатором взяточничества и коррупционных проявлений в системе государственной службы. Подтверждением тому служат тенденции роста случаев взяточничества на государственной службе3.
Поэтому реформа оплаты труда государственных гражданских служащих рассматривается в Концепции и Федеральной программе реформирования государственной службы в качестве одного из необходимых условий совершенствования работы государственного аппарата4. В ходе реформы предполагалось существенно повысить оплату труда гражданских служащих с тем, чтобы сделать ее соотносимой с оплатой труда соответствующих категорий работников в негосударственном секторе экономики, ввести гибкую систему оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Наряду с этим другой важной проблемой является совершенствование структуры оплаты труда государственных гражданских служащих. Хотя эта задача и не ставилась в явном виде в Федеральной программе, тем не менее, ее решение напрямую связывалось с обеспечением открытости гражданской службы, как одного из приоритетов реформы.
При выборе путей реформирования системы оплаты труда государственных гражданских служащих России были использованы две модели – европейская (Франция, ФРГ), характеризующаяся зависимостью заработной платы государственного служащего от стажа службы, и англосаксонская (США, Англия, Новая Зеландия), основанная на внедрении в систему государственной службы методов управления, аналогичных для негосударственного сектора экономики, при которой гражданские служащие получают высокое денежное содержание по результатам служебной профессиональной деятельности, позволяющее проводить необходимые выплаты (медицинское обслуживание, жилищные условия и т.д.).
Федеральные законы от 27 июля 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 сочетают в себе элементы европейской модели (размер денежного содержания зависит от стажа на государственной гражданской службе) и англосаксонской (вводятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничен, особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности).
В настоящее время в рамках реализации Федеральных законов повышены базовые оклады и денежное поощрение федеральных гражданских служащих6. В субъектах Российской Федерации приняты специальные нормативные правовые акты, направленные на совершенствование материального обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Впервые на законодательном уровне закреплен механизм особого порядка оплаты труда по результатам деятельности, вводятся премии за выполнение особо важных поручений.
Цель курсовой работы – усовершенствовать методику оплаты труда государственных служащих.
Задачи курсовой работы:
– исследовать основы и особенности оплаты труда государственных служащих;
– рассмотреть оклады месячного денежного содержания;
– изучить состав дополнительных выплат;
– рассмотреть особые условия оплаты труда;
– рассмотреть состав фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих;
– изучить нормативно-правовые обеспечения организаций оплаты труда.
Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические положения и экономические концепции по вопросам оплаты труда государственных служащих, изложенные в трудах президента Российской Федерации, действующие законодательные акты республики, исследования и работы экономистов по проблемам оплаты труда.
1. Основы и принципы организации оплаты труда государственных служащих
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.
В отличие от Федерального закона от 31 июля 1995 года №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в Федеральном законе №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплена сложная структура денежного содержания государственного гражданского служащего, включающая оклад месячного денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин), дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты, которые устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющую государственную тайну;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7) материальная помощь.
Федеральный закон предусматривает новую особую схему оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности его деятельности. Такой порядок оплаты труда может устанавливаться для отдельных должностей гражданской службы, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.
1.1 Оклад месячного денежного содержания
Основными элементами денежного содержания гражданского служащего являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Индексация окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы в 2007 году произведена Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 года №1490 «О повышении окладов месячного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 50 Федерального закона). Вопросы денежного содержания федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года №788 «О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации».
1.2 Состав дополнительных выплат
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе составляет при стаже гражданской службы: от 1 года до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%.
В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года №982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет». К ним отнесены:
периоды работы (службы) на должностях, в том числе выборных, в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на государственных должностях субъектов Российской Федерации, на должностях в органах местного самоуправления,
периоды военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, работы в интеграционных межгосударственных органах, созданных Российской стороной совместно с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства, иные периоды работы, учитываемые в соответствии с федеральными законами при исчислении указанного стажа федеральных государственных служащих, а также время их обучения в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы:
– по высшей группе должностей гражданской службы – от 150 до 200 процентов должностного оклада;
– по главной группе должностей гражданской службы – от 120 до 150 процентов должностного оклада;
– по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120 процентов должностного оклада;
– по старшей группе должностей гражданской службы – от 60 до 90 процентов должностного оклада;
– по младшей группе должностей гражданской службы – до 60 процентов должностного оклада.
В федеральных органах государственной власти ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в размерах, предусмотренных пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763. Конкретные размеры этой надбавки устанавливается представителем нанимателя. В федеральных органах государственной власти наблюдаются разные подходы к установлению критериев выплат такой надбавки.
Так, например, в Федеральной службе по оборонному заказу7 ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в размерах установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы устанавливается каждому гражданскому служащему приказом Федеральной службы по оборонному заказу в пределах ее размера по соответствующей группе должностей. В Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков федеральным государственным гражданским служащим органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных гражданских служащих, исполняющих свои функциональные обязанности в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2006 года №360 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации» ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы устанавливается федеральным государственным гражданским служащим в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных государственных гражданских служащих.
В Федеральной службе судебных приставов8 при принятии решения об установлении работнику конкретного размера ежемесячной надбавки учитываются: компетентность федеральных государственных гражданских служащих в принятии управленческих решений; ответственность в работе; уровень исполнительской дисциплины; качественное исполнение функциональных обязанностей федеральным государственным гражданским служащим, в том числе, в особых условиях (сложность, важность, срочность, ненормированный служебный день и др.); наличие у федерального государственного гражданского служащего государственных и ведомственных наград, почетного звания, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в работе.
Отсутствие определения термина «особые условия государственной гражданской службы» на законодательном уровне приводит к произвольному толкованию представителем нанимателя данного понятия. В некоторых случаях – это компетентность, ответственность, инициативность, исполнение функциональных обязанностей в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность, особый режим и график работы, знание и применение технических средств). В других – наличие у федеральных государственных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Такая надбавка должна устанавливаться наиболее квалифицированным, компетентным, ответственным и инициативным федеральным государственным гражданским служащим.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» составляет 50 – 75 процентов; степень секретности «совершенно секретно» – 30 – 50 процентов; степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10 – 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10 процентов.
Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет – 15 процентов, от 10 лет и выше – 20 процентов.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Так, например, в Федеральной службе по оборонному заказу9, Министерстве обороны Российской Федерации10 гражданским служащим устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в порядке и размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий введены Федеральным законом впервые. Эти премии выплачиваются в порядке и размере, установленных представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.
В федеральных органах исполнительной власти установлены различные варианты выплат премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Так, в Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации11 премии за выполнение особо важных и сложных заданий могут выплачиваться единовременно, ежемесячно, ежеквартально и по итогам года. В Федеральном дорожном агентстве Российской Федерации12 федеральным государственным гражданским служащим Федерального дорожного агентства премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно.
Основной проблемой, возникающей при применении пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ является недостаточно точное, четкое и единообразное толкование субъектами правоприменения собственно понятия «премии за выполнение особо важных и сложных заданий». Отсутствие законодательно установленных критериев оценки особо важных и сложных заданий приводит к произвольному их толкованию. Так, например, в Федеральном агентстве воздушного транспорта13 конкретные размеры премий работников управлений устанавливаются на основании представлений начальников управлений, которые должны учитывать: своевременное и качественное исполнение работниками своих должностных обязанностей, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в их полномочия, творческий подход к подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности агентства, оценку личного вклада в результаты выполнения особо важного и сложного задания В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий14 премия является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда, а также оценки конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий. Размер премии, выплачиваемой конкретному гражданскому служащему, определяется дифференцированно в зависимости от результатов его деятельности в процентах от оклада денежного содержания и максимальными размерами не ограничивается. Однако общая сумма премий не должна превышать сумму денежных средств, предусмотренных на их выплату.
Ежемесячное денежное поощрение
К дополнительным выплатам Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ относит ежемесячное денежное поощрение. Согласно части 6 статьи 50 этого закона размеры ежемесячного поощрения устанавливаются указами Президента Российской Федерации для каждого вида федеральных государственных органов.
Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» установлены ежемесячные денежные поощрения для федеральных гражданских служащих.
Ежемесячное денежное поощрение исчисляется, исходя из коэффициентов к должностным окладам соответствующих категорий федеральных государственных гражданских служащих.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь
В соответствии с пунктом 6 части 5 и частью 8 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ к дополнительным выплатам также относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым представителем нанимателя. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска одни раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Следовательно, размер данной выплаты не может быть ниже суммы, указанной в Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.
В исполнительных органах государственной власти Российской Федерации используются различные подходы при определении размера материальной помощи. Так, например, в Федеральной службе безопасности Российской Федерации15 гражданским служащим по их заявлению на основании приказа соответствующего должностного лица, имеющего право издания приказов по личному составу, один раз в календарном году производится выплата материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих в размере одного месячного оклада денежного содержания.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта Российской Федерации материальная помощь работникам выплачивается один раз в календарном году в размере двух окладов денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок установления и размеры районного коэффициента
В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии со статьями 10 и 11 Закона от 19 февраля 1993 года №4520–1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона коэффициент устанавливается к денежному содержанию гражданского служащего (оклад денежного содержания плюс дополнительные выплаты).
Размер районного коэффициента зависит от региона, в котором располагается государственный орган. В соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от 9 июня 2003 года №1199–16), Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от 19 мая 2003 г. №670–9) и Пенсионного фонда Российской Федерации (от 9 июня 2003 г. №25–23/5995) впредь до принятия соответствующих нормативных правовых актов действуют установленные в централизованном порядке районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в некоторых районах Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Чукотском автономном округе районный коэффициент установлен в размере 2,0; в Воркуте и подчиненных его администрации населенных пунктах – 1,6. Районами, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30 являются в Республике Бурятия – Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты, в Республике Карелия – Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты.
Установление коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Единого перечня таких местностей не существует, поэтому по сложившейся практике коэффициент вводится в определенном размере на территории конкретного района16. Коэффициент устанавливается к должностному окладу государственного гражданского служащего.
Иные выплаты
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона государственным гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Действующее законодательство предусматривает различные дополнительные выплаты государственным служащим.
1.3 Особые условия оплаты труда
Для отдельных категорий государственных гражданских служащих могут вводиться особые условия оплаты труда. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает возможность установления для некоторых государственных гражданских служащих единого денежного вознаграждения, в котором учтены все выплаты, кроме ежемесячного денежного поощрения и премии (часть 3 статьи 50). Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Установление особых условий оплаты труда основано на оценке специальных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов и государственных гражданских служащих. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений должны утверждаться Президентом Российской Федерации.
Показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовом актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
В настоящее время отсутствие указанных нормативных правовых актов делает невозможным реализацию положений статьи 50 («Оплата труда гражданского служащего»), статьи 51 («Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа») и статьи 55 («Поощрения и награждения за гражданскую службу») Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ в сфере установления особо порядка оплаты труда.
1.4 Состав фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, в расчете на год предусматриваются следующие средства для выплаты:
1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с Федеральным законом представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между следующими выплатами: ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременными выплатами при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 статьи 50 Федерального закона, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ не установлен порядок или критерии отнесения федеральных органов государственной власти к тем органам, в которых фонд оплаты труда может формироваться также за счет дополнительных выплат, предусмотренных частью 3 статьи 51 Федерального закона.
2. Нормативно-правовое обеспечение организаций оплаты труда государственных служащих
В первой части курсовой были рассмотрены структура и порядок установления денежного содержания государственных гражданских служащих. Базовые ставки денежного содержания государственных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Уровень оплаты труда в зависимости от квалификации государственных гражданских служащих, степени сложности, исполняемых полномочий, условий прохождения государственной службы, ограничений, связанных с её прохождением и другими параметрами в интегральном виде условно может быть представлен графически. На графике 1 представлена зависимость денежного содержания федеральных гражданских служащих от категорий и групп должностей федеральной гражданской службы.
На оси абсцисс шкала от 1 до 19 соответствует должностям федеральной гражданской службы, где 1 – младшая должность категории обеспечивающие специалисты, 2 -5 – специалисты и обеспечивающие специалисты старшей группы, 6 – 8 – специалисты ведущей группы, 9 – 13 – специалисты и обеспечивающие специалисты главной группы, 14 – 16 – специалисты высших групп, 17 – 19 – руководители высшей группы.
На оси ординат – размеры денежного содержания гражданских служащих в условных единицах. Вычисления, на основании которых построены графики, производились при условии назначения денежного содержания государственным гражданским служащим соответствующих категорий и групп, исходя из средних показателей размеров:
– должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения,
– ежемесячной надбавки за выслугу лет,
– ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы,
– ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
При расчете не учитывались иные дополнительные выплаты денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные Федеральным законом (премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь и др.).
Для исчисления денежного содержания за базовую условную единицу – 0,1 принят оклад обеспечивающего специалиста младшей группы по среднему показателю размеров должностного оклада, равного 2200 рублям17.
Как видно из графика, для государственных гражданских служащих категории руководители высших групп (значения 17 – 19 на оси абсцисс) денежное содержание руководителя аппарата государственного органа в 2 раза превышает денежное содержание заместителя начальника структурного подразделения. То есть при переходе на 3 ступени выше в рамках категории руководители высших групп, различие в денежном содержании государственных гражданских служащих составляет 2 раза. Соответствующий же переход для категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляет увеличение денежного содержания всего на 30%.
График 1. Зависимость денежного содержания федеральных гражданских служащих в от категорий и групп должностей федеральной гражданской службы
Денежное содержание федеральных гражданских служащих, занимающих должности категории специалисты ведущих и главных групп (значении 7 – 13 на оси абсцисс), в 3 раза меньше размера денежного содержания гражданских служащих, занимающих должности категории «руководители».
Таким образом, можно сделать вывод, что Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» было предусмотрено «асимметричное» повышение ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих. В результате повышение реального денежного содержания коснулось в основном федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов власти, замещающих должности категории руководители высших групп, и в меньшей степени затронуло другие группы государственных гражданских служащих.
В статью 6 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ включен принцип соотносительности основных условий и размеров оплаты труда. Законодатель не раскрывает понятие термина «соотносительность». Представляется, что оплата труда государственных гражданских служащих соответствующих категорий и групп в федеральных органах государственной власти и в федеральных территориальных подразделениях органов исполнительной власти должна подчиняться этому принципу. Проанализируем размеры денежного содержания федеральных гражданских служащих федеральных органов государственной власти и государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти соответствующих групп.
На графике 2 кривая (ряд 2) соответствует уровню оплаты труда государственных гражданских служащих, обеспечивающих деятельность федеральных органов государственной власти, а кривая (ряд 1) уровню оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти соответствующих групп и должностей.
График 2. Зависимость денежного содержания федеральных государственных служащих от категорий и групп должностей федеральной гражданской службы в центральных и территориальных органах исполнительной власти
Ряд 1 – кривая размеров значений денежного содержания федеральных гражданских служащих территориальных органах федеральных органов исполнительной власти
Ряд 2 – кривая размеров значений денежного содержания федеральных гражданских служащих центральных федеральных органов государственной власти.
Для исчисления денежного содержания за базовую условную единицу 0,1 принят оклад обеспечивающего специалиста младшей группы по среднему показателю размеров должностного оклада, равного 2200 рублям. Вычисления, на основании которых построены графики, производились при условии назначения денежного содержания государственным гражданским служащим соответствующих категорий и групп, исходя из средних показателей размеров должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
При расчете не учитывались иные дополнительные выплаты денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные Федеральным законом (премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь и др.). Шкала от 1 до 8 на оси абсцисс соответствует должностям федеральной гражданской службы, где 1 – младшая должность категории обеспечивающие специалисты, 2 – 4 – специалисты и обеспечивающие специалисты старшей группы, 5–6 – специалисты ведущей группы, 7 – специалисты главной группы, 8 – руководители главной группы. На оси ординат – значения размеров денежного содержания гражданских служащих.
Как видно из графика 2 величина денежного содержания государственных гражданских служащих категории руководители и специалисты главных групп центральных федеральных органов государственной власти в 2 – 2,3 превышает величину денежного содержания государственных гражданских служащих этих же категорий территориальных федеральных органов исполнительной власти (значения 7 – 8 на оси абсцисс). Соответствующие же различия обнаруживаются и в величинах денежного содержания для категорий «специалисты» младшей, старшей, ведущей групп и «обеспечивающие специалисты» ведущей группы. Величина денежного содержания государственного гражданского служащего специалиста ведущей группы в территориальных федеральных органах исполнительной власти такая же как и у гражданского служащего, замещающего должность обеспечивающего специалиста младшей группы в центральных федеральных органах.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» устанавливается система денежного содержания, при которой при замещении должностей одной группы и одной категории размер денежного содержания служащих в федеральных органах государственной власти превышает в 1,5 – 2 раза размер денежного содержания гражданских служащих в федеральных территориальных подразделениях органов исполнительной власти.
Заключение
Представленные в курсовой работе характеристики и анализ законодательства о государственной службе в Российской Федерации в сфере оплаты труда позволили выделить ряд проблем при проведении реформы государственной гражданской службы.
Одна из приоритетных задач реформирования государственной гражданской службы заключалась в преодолении разрыва в оплате труда между государственными служащими и специалистами в негосударственном секторе экономики, что позволило бы привлечь квалифицированные кадры на государственную службу. Важным аспектом решения данной проблемы является необходимость изменения структуры оплаты труда государственных служащих, которая была слишком сложной с низкой долей в ней базового оклада и множеством дополнительных выплат.
Как показывают результаты анализа, приведенного в курсовой работе, в реальности уровень денежного содержания основного числа государственных служащих не многим отличается от оплаты труда специалистов соответствующего уровня в сфере образования, здравоохранения, финансируемых из бюджетов разных уровней, и значительно ниже оплаты труда специалистов, работающих в коммерческих организациях и сфере частного бизнеса. Искаженное представление об уровне материального обеспечения государственных служащих объясняется во многом слишком сложной и непрозрачной системой оплаты труда и материального стимулирования государственных служащих. Оплата труда в системе государственной службы в настоящее время характеризуется также высоким коэффициентом дифференциации между государственными служащими, занимающими должности категории руководители высшего звена и государственными служащими, занимающими должности специалисты – самую многочисленную группу гражданских служащих.
Хотя создание прозрачной системы денежного содержания явно не обозначалось в Федеральной программе, тем не менее, оно являлось важнейшим фактором повышения открытости государственной гражданской службы – как одного из приоритетов реформы. Однако анализ норм Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ выявляет тенденцию усиления регулирования вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих подзаконными нормативными правовыми актами. Необходимо констатировать, что до сих пор не решена задача, связанная с ликвидацией сложной структуры оплаты труда. Результаты анализа, представленные в курсовой, свидетельствуют о её еще большем усложнении по сравнению с дореформенным периодом.
Наличие большого объема подзаконного нормативного правового регулирования отношений государственной службы обуславливает отсутствие должного согласования не только положений подзаконных нормативных правовых актов между собой, но и предопределяет в правоприменительной практике наличие существенных противоречий с концептуальными положениями базовых федеральных законов. Представляется, что такие основополагающие вопросы, как установление должностного оклада и дополнительных выплат гражданским служащим, порядок их выплат, формирование и порядок перераспределения денежных средств фонда оплаты труда должны регулироваться нормами федерального закона.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы оплаты труда и материального обеспечения государственных служащих, позволяет сделать вывод об отсутствии механизмов реализации принципа единства правовых основ в вопросах оплаты труда федеральных государственных служащих Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации АРТ АСТЕЛЬ МОСКВА
2. Федеральный закон №58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» Российская газета №104, 31.05.2003
3. Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм на 2.02.2006) Российская газета №162, 31.07.2004, 08.02.2006.
4. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)«СЗ РФ, 2002, №47
5. Указ Президента Российской от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
6. Закон Волгоградской области от 08.04.2006 года №1045-ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области»
7. Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. №110
8. Положение об условиях выплаты ежемесячной надбавки за особые Условия государственной службы, премий по результатам работы и оказания материальной помощи государственным служащим центрального аппарата и территориальных органов Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом от 20 мая 1999 г. №171 (с изменениями и дополнениями)
9. Барышев В.Н. История государственной службы. Гражданин и право, 2002, №1
10. Бахрах Государственная служба России. Уч. Пособие. М: Проспект, 2007
11. Вагинаю Л.В. Актуальные проблемы реформирования государственной службы Российской Федерации: Учебное пособие /Л.В. Вагина – М.: РАГС, 2006.
12. Глазкова М.И. Оплата труда государственных служащих за рубежом. Что можно использовать. Человек и труд, №3, 2006
13. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. М.: 2005.
14. Горохова Н.В. Особенности современной государственной службы во Франции http://anthropology.ru/ru/texts/gorohova_nv/phillife2000_022.html
15. Государственная гражданская служба России в оценках экспертов и населения. Митрошенков О.А. Социс №8, 2006 г.
16. Гришина Е.Е., Статус и кадровый потенциал государственной гражданской службы. Материалы 4-ой ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2006
17. Данные кадровой службы Волгоградоблгостехнадзора на 1.01.2008т
18. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Уч. Пособие. М: Проспект, 2007
19. Кобзаненко В.А. Государственное управление т. 2, СПб, Гамма. 2004
20. Корнейчук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда М: Альфа-Пресс, 2006
21. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. – М.: Наука, 2004.
22. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2004.
23. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. – М.: РАГС, 2005
24. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. – М., Мысль, 2004
25. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004. –
26. Оплата по эффективности труда в Германии Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, 2004 г.
27. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы (А.Ф. Ноздрачев, «Законодательство и экономика», №12, декабрь 2005 г., №1, 2, январь, февраль, 2006 г.)
28. Положение о Волгоградоблгостехнадзоре администрации Волгоградской области от 31.12.2004 №828/53
29. Положение об оплате труда служащих Волгоградоблгостехнадзора администрации Волгоградской области, утв. 01.03.2005 г.
30. Положение о прохождении государственной службы в Волгоградоблгостехнадзоре администрации Волгоградской области., утв. 10.03.2005
31. Положение об аттестации государственных служащих Волгоградоблгостехнадзора» утв. 10.03.2005 г.
32. Регулирование оплаты труда государственных гражданских служащих в Российской Федерации аналитический Вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ №12, 2007
33. Реформа государственной
службы: канадский опыт и российская
действительность./ отв. Ред. Барабашев А.Г.
и Кабышев С.В. М: Формула права, 2006
34.
Размеры окладов, установленные
государственным гражданским служащим
области, противоречат законодательствуматериалы
сайта прокуратуры Волгоградской области
http://www.volgoproc.ru/? nid=308
35. Реформирование государственной службы и потребности российского общества. Ирхин Ю.В. Социально-гуманитарные знания №2, 2007
36. Степанова С.И. Политика в области оплаты труда по результатам. // Владивосток, ДГУ, 2005
37. Страсти по окладам, или сколько стоит российский чиновник?. Шадрин В. Человек и труд №2, 2005
38. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. Смольков В.Г. Социально-гуманитарные знания №5, 2006
39. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики., М., Юнити-Дана, 2006
40. Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы, М., МПСИ, 2005
1 Барышев В.Н. История государственной службы. //Гражданин и право, 2002, №1.
2 Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//СЗ РФ, 2002, № 47, ст. 4664. Далее – Федеральная программа.
3 С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики. // Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2004.
4 Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//СЗ РФ, 2002, № 47, ст. 4664. Далее – Федеральная программа.
5 Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"//СЗ РФ, 2003, № 22, ст. 2063 (Далее – Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ). Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"// СЗ РФ, 30.03.1998, №13, ст.1474 (Далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
6 Указ Президента Российской от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
7Приказ Федеральной службы по оборонному заказу от 21 марта 2007 года № 95 "Об утверждении порядка оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по оборонному заказу"
8 Приказ от 8 декабря 2006 года № 157 "Об утверждении положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы работникам Федеральной службы судебных приставов".
9Приказ от 21 марта 2007 года № 95 "Об утверждении порядка оплаты труда федеральных государственных гражданских центрального аппарата Федеральной службы по оборонному заказу".
10Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2006 года № 360 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации".
11 Приказ Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 38 "О премировании государственных гражданских служащих Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и выплате им материальной помощи, единовременных выплат и поощрений.
12Приказ Федерального дорожного агентства Российской Федерации от 31 января 2007 года № 5 "Об оплате труда федеральных государственных гражданских служащих Федерального дорожного агентства".
13Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 11 декабря 2006 года № 127 "Об утверждении Положения о порядке выплаты премий и материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта".
14Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2006 года № 616 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России".
15Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 декабря 2006 года "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы безопасности".
16 Постановление Правительства РФ от 14 декабря 1996 года № 1489 "Об установлении коэффициента к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности на территории Александрово-Гайского района Саратовской области, Постановление Правительства от 18 июля 1994 года № 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям".
17 Должностной оклад указан без учета индексации в 2007 году.