Методика учета активов ООО "Самаратрансгаз"
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность активов организации
1.1 Понятие активов организации
1.2 Состав и структура активов организации
1.3 Технико-экономическая характеристика Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз»
2. Учет активов организации
2.1 Учет внеоборотных активов организации
2.2 Учет оборотных активов организации
3. Совершенствование учета на предприятии
3.1 Автоматизация учета на предприятии
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и передовой технологии. На предприятии снижаются до минимума издержки производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Бизнес в любой сфере деятельности требует ответа на три основных вопроса:
1. Каким производственным потенциалом должен располагать субъект хозяйствования для достижения поставленной цели?
2. Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3. Как организовать управление финансами, чтобы обеспечить финансовую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность?
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие средства вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производство и в сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия.
Руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.
В условиях рыночной экономики эти вопросы выдвигаются на первый план. Резко повышается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия, а также финансирование хозяйственной деятельности. От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности.
Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит получение высокого дохода.
Именно поэтому все перечисленные проблемы делают тему курсовой работы особенно актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотреть методику учета активов организации.
В развитие поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить понятие активов предприятия;
- Раскрыть состав и структуру активов предприятия;
- Рассмотреть порядок учета активов организации.
Объектом исследования курсовой работы является учет активов в организации.
Предмет исследования работы учет активов Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз».
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что данные представленные в работе позволят организации усовершенствовать структуру и содержание составления активов организации, а также лучше организовать систему учета внеоборотных и оборотных активов предприятия.
При написании данной работы были использовании источники нормативной и законодательной базы, учебные и методические пособия, а также специальная литература по изучаемому вопросу.
1. Экономическая сущность активов организации
1.1 Понятие активов организации
Процесс управления активами является одной из важнейших составляющих функционирования предприятия как обособленного хозяйствующего субъекта. Практика работы предприятий подтверждает наличие прямой зависимости эффективности их деятельности от уровня качества и научной обоснованности системы управления в данной области. В связи с этим большое значение приобретают теоретические подходы к определению экономической сущности активов, позволяющие охарактеризовать их как объект управления.
Мировая и отечественная экономическая наука внесла значительный вклад во всестороннее исследование активов: их экономического содержания, порядка представления, классификации, оценки. По поводу активов имеются самые разнообразные определения, которые обусловлены исследованием активов с позиций различных специальных областей знаний: экономики предприятия, финансового менеджмента, операционного и инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, логистики, контроллинга и других.
Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего субъекта формируются за счет привлечения различных источников, поэтому у него возникают обязательства перед организациями и лицами, предоставившими свои активы во временное пользование.
Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
Капитал предприятия делится:
Основной капитал (внеоборотные активы) – орудия труда, здания, сооружения и другие объекты, срок службы которых превышает один год, они длительно сохраняют свою натуральную форму и изнашиваются постепенно, перенося частями свою стоимость на цену готовой продукции (основные средства, нематериальные активы);
Оборотный капитал (текущие активы) – материалы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, денежные средства в долгах данной организации (дебиторская задолженность), краткосрочные финансовые вложения и некоторые другие объекты учета. Отличительной особенностью оборотных средств является то, что они постоянно находятся в обороте, непрерывно меняют свою натуральную форму.
Основные и оборотные средства вместе взятые составляют активы организации. По международной терминологии под активами понимаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате осуществления предпринимательской деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса, называется его активами.
При определении активов указывают некоторые отдельные их характеристики, такие как право собственности на объекты активов, денежную оценку их стоимости, натурально-вещественную форму существования активов, доходность активов, то есть характеристики, присущие активам, как объекту управления.
Можно выделить два основных подхода к определению активов организации:
1) как способа размещения и использования финансовых ресурсов;
2) как отсроченных расходов, осуществленных в текущем периоде.
Вещественная концепция трактует активы как предметы с определенным функциональным назначением. Расходная концепция характеризует активы как затраты, понесенные организацией в результате предшествующих операций с целью получения дохода от их дальнейшего использования.
Любой актив имеет три существенные характеристики:
актив способен принести хозяйственную выгоду (доходы, прибыль) в будущем;
активы находятся в распоряжении руководства организации, которое могло бы беспрепятственно задействовать их по собственному усмотрению или продать;
активы являются результатом ранее осуществленных организацией сделок, то есть пригодны к использованию в данный момент, а не находятся на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.
Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает получение экономической выгоды в будущем.
Бухгалтерский баланс – способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату. По своей форме он представляет собой таблицу, в которой с одной стороны (в активе), отражается имущество предприятия, а с другой (в пассиве) – источники его образования.
Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса.
По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую – оборотные средства, в том числе в сфере производства и сфере обращения.
Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретенные ценные бумаги, акции, облигации других предприятий). Работа над ошибками
1.2 Состав и структура активов организации
Хозяйственные средства (имущество) любой организации бухгалтерия рассматривает с двух позиций. С одной стороны, необходимо знать их структуру (состав имущества), сферу размещения (производство, торговля и так далее) и под чьей имущественной ответственностью они находятся. С другой стороны за счет каких источников это имущество приобреталось или сформировалось.
По времени использования в производственном процессе различают:
Долгосрочные активы - часть экономических ресурсов хозяйствующего субъекта, используемых в течение длительного времени (несколько лет). К ним относят основные средства, нематериальные активы, отвлеченные активы.
Отвлеченные активы - учетные объекты, которые по разным причинам выбыли из кругооборота активов организации. К ним относят инвестиции - долгосрочные вложения средств, в составе которых выделяют капитальные вложения самого предприятия и долгосрочные финансовые вложения.
Текущие активы функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения:
оборотные активы сферы производства - предметы труда и часть средств труда, срок полезного использования которых менее одного года (инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности, запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов);
текущие активы сферы обращения - предметы обращения, денежные средства в кассе и на счетах в банках, средства в расчетах (дебиторская задолженность), краткосрочные финансовые вложения, готовая продукция на складах и отгруженная покупателям, товары и так далее.
В составе текущих активов выделяются и отвлеченные активы. Они могут быть представлены краткосрочными финансовыми вложениями и убытками.
Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются:
внеоборотные активы – основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, в том числе стоимость земельных участков и объектов природопользования, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы;
оборотные активы – производственные запасы, затраты по незавершенному производству, готовая продукция, товары, расчеты с дебиторами, остаток денежных средств, краткосрочные финансовые вложения и прочие активы.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства.
Организации используют свои активы для производства товаров и услуг, способных удовлетворить желания и потребности покупателей, готовых платить за них, и тем самым увеличивать приток денежных средств компании. В рамках отечественного законодательства общий признак активов – способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем – присутствует лишь на уровне частного определения основных средств и нематериальных активов. Будущими экономическими выгодами является потенциальная возможность актива прямо или косвенно способствовать притоку или сокращать отток денежных средств или их эквивалентов в организацию. Таким образом, активы – это контролируемые организацией в результате прошлых событий экономические ресурсы, стоимость которых в момент приобретения может быть справедливо измерена, и от которых предприятие ожидает получение экономической выгоды.
Одной из классификаций активов является двухмерная классификация активов, на основе которой строится процесс их выявления. Активы подразделяются по двум признакам:
по материально-физической форме активы предприятия подразделяются на физические и финансовые;
по признаку оборачиваемости активы делят на внеоборотные, в том числе материальные и нематериальные, и оборотные, в том числе оборотные фонды и фонды обращения.
1.3 Технико-экономическая характеристика Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз»
Основной задачей Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» является прием и транспортировка газа от поставщиков, обеспечение бесперебойного снабжения газом потребителей на уровне газопровода, обслуживаемого «Самаратрансгаз». Обеспечение бесперебойной и надежной работы газоперекачивающих агрегатов, магистральных газопроводов, газораспределительных станций, средств электрохимзащиты, систем энергообеспечения, средств автоматизации и других инженерных сооружений. Организация работы по реализации сжатого газа, заправка газобаллонных автомобилей.
Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» снабжает газом пять областей Российской Федерации: Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую, Пензенскую и Саратовскую, а также республики Мордовия и Татарстан.
Общество обслуживает 4625,5 тысячи километров газопровода с разветвлённой системой газораспределительных и компрессорных станций, подземных хранилищ. Оно обслуживает 4 подземных газохранилища: Дмитровское, Михайловское, Похвистневское, Аманакское. На его территории действуют 9 автоматических газонаполнительных компрессорных станций. Структурно в Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» входят 19 производственных филиалов и подразделений. Эксплуатацией линейной части магистральных газопроводов и газораспределительная станция занимаются 9 линейно-производственные управления магистральных газопроводов, а также Красноармейская газокомпрессорная станция и Димитровградская промплощадка. В структуру входят 53 подводных перехода (88 ниток) магистральных газопроводов и отводов к газораспределительным станциям через преграды с шириной зеркала воды 30 метров и более, а так же 109 воздушных переходов, 58 переходов через железные дороги и 476 переходов через автомобильные дороги. Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» это более 6000 единиц запорно-регулирующей арматуры условным диаметром от 60 до 1400 миллиметров, 30 камер запуска и приема очистных устройств. 3 газо-измерительных станции, 8 пунктов редуцирования газа, 135 газораспределительных объектов.
В состав общества входят сервисные организации: Ремонтно-наладочное управление, Управление технологического транспорта и спецтехники, производственно-техническое предприятие «Самарагазэнергоремонт», Самарское производственное управление технологической связи, Самарское управление аварийно-восстановительных и монтажных работ, управление материально-технологического снабжения и комплектации.
Бухгалтерский учет в Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» ведется бухгалтерией как отдельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Квартальную отчетность предприятие должно представить не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, годовую отчетность не позднее 90 дней по окончании отчетного периода.
Показатели годовой бухгалтерской отчетности должны подтверждаться данными инвентаризации. Инвентаризация имущества (кроме материально-производственных запасов, основных средств и арендованного имущество), расчетов и обязательств проводится ежегодно по состоянию на 31 декабря.
Главный бухгалтер разрабатывает учетную политику организации и график документооборота, которые утверждаются руководителем предприятия. В соответствии с положением по учетной политики Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» применяет систему бухгалтерского учета, разработанную на основе журнально-ордерной формы счетоводства. В соответствии с положением по учетной политики нематериальными активами считаются объекты, установленные законодательно, а также расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами. Оцениваются нематериальные активы в размере фактических затрат на их приобретение. Амортизация здесь устанавливается в 20 лет, если срок использования не установлен в договоре, патенте, свидетельстве или в других аналогичных документах. По всем видам нематериальных активов применяется линейный способ начисления амортизации.
К объектам основных средств Общество относит активы, соответствующие требованиям законодательства. Оценка объектов производится в размере фактических затрат на их приобретение или строительство. Срок полезного действия основных средств устанавливается согласно классификатору основных средств и рекомендаций технической службы предприятия. По амортизируемым основным средствам применяется линейный способ начисления амортизации. Переоценка объектов производится по истечении каждых 3 лет.
Оценка активов входящих в состав показателя незавершенного строительства производится в размере фактических затрат на их строительство. К финансовым вложениям Общество относит вложения, соответствующие требованиям законодательства. Оцениваются ценные бумаги по цене уплаченной продавцу по договору, иные расходы по приобретению ценных бумаг включаются в состав прочих операционных расходов. Ценные бумаги (кроме векселей) по которым текущая рыночная стоимость не определяется при выбытии отражаются по способу ФИФО. Иные финансовые вложения (кроме ценных бумаг) по которым текущая рыночная стоимость не отражается при выбытии отражаются по первоначальной стоимости. Доходы по финансовым вложениям признаются операционными доходами. К материально-производственным запасам Общество относит активы, соответствующие требованиям законодательства. Стоимость материалов при постановке на учет определяется в размере фактических затрат на их приобретение. При получении материалов счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» не применяется. Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» используется для учета сумм транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости материально-производственных запасов. Оценка материалов при ох выбытии производится по способу средней себестоимости.
Готовая продукция оценивается при постановке на учет по сокращенной производственной себестоимости. При выбытии готовая продукция оценивается по способу средней себестоимости. При оценке и учете себестоимости готовой продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не применяется. Незавершенное производство (за исключением строительно-монтажных работ) оценивается в сумме фактических затрат на производство без учёта общепроизводственных (цеховых) и общехозяйственных расходов.
Учет дебиторской задолженности ведется по их видам: расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, авансы выданные, расчёты с прочими дебиторами.
Основные экономические показатели показывают, что предприятие «Самаратрансгаз» работает стабильно, но недостатки в работе управления имеются. Соотношения активов и пассивов предприятия показывает, что баланс не абсолютно ликвидный, кроме того, ликвидность в отчетном периоде снизилась, но Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» все равно сможет достаточно быстро расплатиться с долгами, если возникнет такая необходимость. Руководству организации следует уделить внимание этому показателю. Оборачиваемость капитала служит одним из важнейших показателей, характеризующих деловую активность предприятия. Коэффициент оборачиваемости капитала с начала отчетного периода повысился с 2,01 до 2,3, что сказалось на периоде оборачиваемости, он понизился на 22 дня (с 179 дней до 157 дней), что свидетельствует об ускорении работы предприятия и является хорошей тенденцией.
Важным показателем, который характеризует финансовое состояние предприятия и его устойчивость является обеспеченность материальных оборотных активов плановыми источниками финансирования. Излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат является одним из критериев оценки финансовой устойчивости предприятия. На предприятии нормальная финансовая устойчивость.
Показатели рентабельности характеризующие эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее, показывают что рентабельность повысилась на 2% (с 1,1% до 3,1%), что свидетельствует о нормальной работе организации.
2. Учет активов организации
2.1 Учет внеоборотных активов организации
В бухгалтерском учете, для отнесения активов к группе нематериальных, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
- отсутствие материально - вещественной структуры;
- возможность выделения этих активов от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
- способность приносить организации экономические выгоды в будущем;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и такое прочее).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 14/2000 «Учет нематериальных активов» (утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н) к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие всем признакам, приведенным в пункте 3 Положения, кроме того, Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» включает в состав нематериальных активов расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
На субсчете 5 «Приобретение нематериальных активов» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
Дебет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - Учитываются затраты по приобретению нематериальных активов за плату.
Дебет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - Выделен налог на добавленную стоимость с приобретаемых нематериальных активов.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (по исполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и такое прочее) за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Дебет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и так далее - Учитываются затраты по созданию нематериальных активов самой организацией.
Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов может осуществляться следующим образом:
Дебет 08-5 «Приобретение нематериальных активов» Кредит 75 «Расчеты с учредителями» - Отражается стоимость нематериальных активов, полученного в качестве вклада в уставный капитал.
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - Принятие к бухгалтерскому учету нематериальные активы, полученных по договору дарения (безвозмездно).
Нематериальные активы вводятся в эксплуатацию по дебету счета 04 «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы» - Дебет 04 «Нематериальные активы» Кредит 08-5 «Приобретение нематериальных активов».
Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Срок полезного использования нематериальных активов определяется в соответствии со сроком действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, и в соответствии с ожидаемым сроком использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет.
Нематериальные активы – это амортизируемое имущество, Стоимость их погашается посредством начисления амортизации. Амортизационные начисления рассчитываются одним из способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В Обществе с ограниченной ответственностью амортизация по нематериальным активам определяется линейным способом.
Применение способа по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования. В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев консервации организации.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, который состоит из совокупности прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и такое прочее. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использования для управленческих нужд организации.
Стоимость нематериальных активов, которые перестали использоваться для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг подлежит списанию. Накопленные амортизационные отчисления по выбывающим нематериальным активам списываются одновременно со списанием стоимости этих объектов. Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации.
Для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование в организацию используется карточка учета нематериальных активов - форма №НМА-1. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на оприходование, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №156-н, к основным средствам относятся активы, которые находятся на балансе предприятия и соответствуют единовременному выполнению следующих условий:
- эти активы должны использоваться в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- активы должны использоваться в течение длительного времени, продолжительностью свыше 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- способность активов приносить организации экономические выгоды в будущем.
К основным средствам относятся здания, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и так далее.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств осуществляется на основании Акта приеме-передаче объекта основных средств - форма №ОС-1 (приложение Б). Форма №ОС-1 применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем: приобретения за плату у других организаций; строительства хозяйственным или подрядным способом; получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; взятия в аренду с последующим выкупом; поступления по акту дарения; передачи в совместную деятельность и доверительное управление; передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы», по первоначальной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств при их достройке, дооборудовании и реконструкции также отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
На субсчете 3 «Строительство объектов основных средств» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
Дебет 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Приобретение основных средств за плату у других организаций.
Дебет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Выделен налог на добавленную стоимость с полученных основных средств за плату у других организаций.
Дебет 08-3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и так далее - Учитываются затраты по строительству, монтажу, прочей достройке и дооборудованию объектов основных средств хозяйственным способом.
Дебет 08-3 «Строительство объектов основных средств» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и так далее - Учитываются затраты при строительстве, монтаже, прочей достройке и дооборудовании объектов основных средств подрядным способом.
Дебет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Выделен налог на добавленную стоимость при строительстве, монтаже, прочей достройке и дооборудовании объектов основных средств подрядным способом.
Дебет 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» Кредит 75 «Расчеты с учредителями» - Отражена стоимость основных средств, полученных в качестве вклада в уставной капитал.
Дебет 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Принятие бухгалтерскому учету основные средства, полученных по договору дарения (безвозмездно).
Ввод основного средства в эксплуатацию - Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08-3 «Строительство объектов основных средств», 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств».
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
При постановке объекта основных средств на учет бухгалтер открывает инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме ОС-6. В ней отражается информация об объекте основных средств: о принятии его к учету, перемещении внутри организации, реконструкции, модернизации, капитальном ремонте, а также о выбытии и списании. Карточка заполняется в одном экземпляре. Записи в ней делаются на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств, технического паспорта и других документах.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В ООО «Самаратрансгаз» применяется линейный способ начисления амортизации по объектам основных средств.
Применение способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
При выбытии собственны основных средств сумма амортизации по ним списывается – Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
2.2 Учет оборотных активов организации
Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
При поступлении материальных ценностей оформляется приходный материальный ордер по форме М-4 (приложение В).
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и так далее – Поступили материалы.
Дебит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – Отражен налог на добавленную стоимость. Оцениваются материальные ценности при постановке на учет в размере фактических затрат на их приобретение.
При получении Обществом материалов и постановке их на учет, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» не применяется. Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» используется для учета суммы транспортно-заготовительных расходов и отклонения в стоимости материально-производственных запасов и списывается ежемесячно пропорционально учетной стоимости израсходованных материалов согласно расчету. Отпуск материалов со склада может оформляться следующими документами: лимитно-заборная карта, требования (приложение Г), накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону (приложение Д).
«Самаратрансгаз» использует только накладную на отпуск материалов на сторону, требование-накладную.
Учет на складе ведется только в количественном измерители, поэтому кладовщик отпуск ведет только в натуральном измерители. Бухгалтер должен найти стоимостной измеритель израсходованных материалов. Поэтому осуществляются следующие методы оценки:
по методу средней цены;
по методу ФИФО (первая партия на приход, последняя партия в расход);
по методу ЛИФО (последняя партия на приход, первая партия в расход).
Общество применяет метод средней себестоимости.
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция».
Возможны варианты оценки готовой продукции в текущем учете:
используются учетные цены;
учет ведется по нормативной (плановой) производственной себестоимости.
Готовая продукция Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз» оценивается по сокращенной производственной себестоимости.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Она, как правило, должна сдаваться на склад. В качестве учетных цен здесь могут применятся:
фактическая производственная себестоимость;
нормативная себестоимость;
договорные цены;
другие виды цен.
Готовая продукция может реализовываться по отпускным или договорным ценам.
Дебит 90 «Продажи» Кредит 43 «Готовая продукция» – Отражена стоимость отгруженной со склада готовой продукции.
Операции по налогу на добавленную стоимость регламентируются 21 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Операции по начислению и уплате налога на добавленную стоимость отражаются на основании выписанных и полученных счетов-фактур (приложение Е). Налогоплательщики обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Дебит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Налог на добавленную стоимость по оплаченным материально-производственным запасам.
Дебит 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - Отражена зачтенная сумма налога.
Дебит 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 51 «Расчетные счета» - Перечислен налог в бюджет.
В соответствии с инструкцией Центрального Банка каждая организация должна иметь кассу.
Работа кассы контролируется со стороны кредитного учреждения, которое устанавливает организации лимит по кассе.
Для оформления кассовых операций Общества используются приходные и расходные кассовые ордера. Для отражения кассовых операций и их учета организация ведет кассовую книгу. Отрывная часть кассовой книги вместе с приложенными к ней первичными документами является отчетом кассира и служит основанием для заполнения журнала – ордера №1 и ведомости №1.
Активный счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств, в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.
Дебит 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и так далее – Проступили денежные средства на расчетный счет.
Дебит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и так далее Кредит 51 «Расчетные счета» - Списаны денежные средства с расчетного счета.
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету (приложение Ж) и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Для контроля, за состоянием расчетного счета, банк за каждый операционный день, когда были совершены, какие-либо операции выдает организации выписку. На основании выписки банка заполняется журнал-ордер №2. Для контроля, за дебетовыми оборотами заполняется ведомость №2.
3. Совершенствование учета на предприятии
3.1 Автоматизация учета на предприятии
Автоматизация бухучета сегодня предполагает процесс перевода ведения бухгалтерского (оперативного) учета вручную на ведение с использованием программного обеспечения. Иными словами, предполагается создание первичных документов автоматизированным способом: информация вводится в готовые электронные формы и хранится в структуре специализированной программы. Сегодня существуют и электронные возможности взаимодействия с банками и фискальными органами.
Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшний день - решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности предприятия, реализация оперативного учета. Это происходит по причине ориентации сегодняшних систем не только на работников бухгалтерии, но также и на работников склада, менеджеров и руководителей. Причем преимущество отдается программным продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направление деятельности организации. Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, так и на крупных предприятиях. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимо использование передовых технологий. Автоматизированный бухгалтерский учет сегодня - повседневная реальность. Сегодня автоматизация учета сильно расширяет возможности бухгалтера. С помощью средств автоматизации бухгалтерский учет становится более масштабной задачей, так как может использоваться при принятии оперативных решений в реальном режиме времени. Эффективная автоматизация бухгалтерского учета - не только вопрос удобства в работе бухгалтера, это тенденция времени.
Уровень подготовки специалистов-бухгалтеров постоянно растет, потребности развивающихся предприятий не уменьшаются, техническое обеспечение становится более совершенным и доступным. Все это говорит о том, что переход на автоматизированную форму работы закономерная тенденция нашего времени.
Автоматизацию бухгалтерского учета, обычно, осуществляют с помощью программных продуктов 1С Бухгалтерия 7.7 и 1С Бухгалтерия 8.0.
1С Бухгалтерия — универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета. В настоящее время существуют две версии программы 1С Бухгалтерия:
1С Бухгалтерия 7.7 (для платформы 1С Предприятие 7.7);
1С Бухгалтерия 8.0 (для платформы 1С Предприятие 8.0).
1С Бухгалтерия 8.0 больше подойдет организациям:
у которых количество пользователей продукта превысит 10-15 пользователей или объем данных превысит 300-500 операций в день;
которым необходимо вести учет нескольких организаций в единой информационной базе (организации могут использовать общие списки товаров, статей затрат, контрагентов и так далее и при этом каждая организация может вести учет по общей или упрощенной системе налогообложения в рамках одной и той же информационной базы);
которым необходимо ведение партионного учета в бухгалтерском продукте (помимо способа оценки материально-производственных запасов по средней себестоимости, в 1С Бухгалтерии 8.0 возможно применение и таких способов, как ФИФО и ЛИФО, независимо для бухгалтерского и налогового учета и для каждой организации).
Остальным организациям рекомендуется использовать именно 1С Бухгалтерию 7.7, так как:
1С Бухгалтерия 7.7 дешевле, чем 1С Бухгалтерия 8.0 (как стоимость самого продукта, так и стоимость последующего внедрения и сопровождения);
1С Бухгалтерия 7.7 проще и привычнее, чем 1С Бухгалтерия 8.0 (так как 1С Бухгалтерия 8.0 разработана на базе принципиально новой платформы 1С Предприятие 8.0, отличающейся от платформы 1С Предприятие 7.7 даже визуально);
1С Бухгалтерия 7.7 менее требовательна к компьютерной технике, чем 1С Бухгалтерия 8.0.
Заключение
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они ему приносят.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности предприятия.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н) все активы в бухгалтерском балансе должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы представляются как долгосрочные.
Мы узнали, каким капиталом располагает анализируемое предприятие и в какие активы он вложен. Мы также изучили состав и качество наиболее существенных активов предприятия, от наличия и состояния которых во многом зависят качественные результаты его деятельности.
Для выработки предприятием финансовой стратегии по обеспечению финансовыми ресурсами, оценки свих возможностей в перспективе необходимо изучить реальные финансовые возможности предприятия, внутренние и внешние факторы и охватить такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционную и ценовую политику. Основное внимание здесь следует уделить выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных потоков, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.
В курсовой работе определена экономическая сущность активов организации, дано их понятие, раскрыты состав и структура оборотных и внеоборотных активов организации. Приведена методика учета активов Общества с ограниченной ответственностью «Самаратрансгаз», учет оборотных и внеоборотных активов организации. Даны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского (финансового) учета на предприятии.
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Налоговый кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №156-н
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденный Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н
Положение по бухгалтерскому учету 1/98 «Учетная политика организации», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н
Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года №43н
Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н, с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №156-н
Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н, с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №156-н
Положение по бухгалтерскому учету 14/2000 «Учет нематериальных активов», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н, с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №155-н
Положение по бухгалтерскому учету 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2001 года №60н, с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №155-н
Положение по бухгалтерскому учету 19/02 «Учет финансовых вложений», утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №126н, с изменениями от 27 ноября 2006 года приказ Министерства финансов Российской Федерации №156-н
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утверждено приказом Министерства финансов России от 30 декабря 1993 года №160
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91-н
Бухгалтерский учет: Учебник/Под ред. П.С. Безруких. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2002 г.
Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций. Учеб. пособие/В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416.: ил.
Нематериальные активы: бухгалтерскиу и налоговый учет. – М.: Информцентр 21 века,2001
Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов/Предисл. и сост. А.С. Бакаева. – М.: Бухгалтерский учет, 2003.
Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Информцентр 21 века, 2001
Учет по новому плану счетов. Разъяснения и рекомендации. Типовые проводки./Под ред. И.Б. Юцковской. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учеб. пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 672 с.
Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие: - М.: Омега-Л, 2004. – 640 с.
Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густеков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. – М.: 2002.
Коваль Л.С. Бухгалтерский (финансовый) учет; Учебно-методическое пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2003. – 464 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592 с. – (Серия «Высшее образование»)
Ланина, Ирина Борисовна. Первичные документы в бухгалтерском и налоговом учете – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. 220 с. – (В помощь бухгалтеру и руководителю).
Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Составление бухгалтерской отчетности. 2-е изд. – М., 2000.
Полий В.Ф. Современные проблемы бухгалтерского учета. – М., 2003.