Системный подход в менеджменте страховой деятельности
Содержание
1. Системный подход в менеджменте страховой деятельности
2. Технология составления и практической реализации планов страховых компаний
3. Принципы управления перестраховочной деятельности
Список использованной литературы
1. Системный подход в менеджменте страховой деятельности
Современные страховые компании сегодня нуждаются в менеджерах – специалистах с профессиональными знаниями по конкретным специальностям, владеющие базовыми понятиями предметной области «Страховой менеджмент». В то же время отраслевые направления должны быть обеспечены страховым менеджментом, что безусловно в полной мере относится к туристской деятельности, сопряженной с понятиями «страховой риск», «страховой случай», «страховое событие». Вместе с этим практическая вузовская подготовка студентов туристского вуза еще достаточно удалена от требований отрасли. Только целенаправленная подготовка студентов в вузе и их обучение профессиональным задачам туристско-страховой деятельности смогут вызвать интерес работодателей к подбору своих будущих сотрудников через специализированные кафедры учебных заведений, что обеспечит молодым специалистам трудоустройство по окончании вуза.
Анализ учебных планов дисциплин по страховому менеджменту в туристском вузе показывает, что на профессиональное обучение студентов приходится не более 7% учебного времени, а к процессу преподавания специальных дисциплин недостаточно привлекаются действующие специалисты туристской отрасли. Подобное построение профессионального образования не соответствует в полном объеме современным требованиям туристского рынка. Значительный разрыв между задачами туристской отрасли и содержанием профессионального туристского образования студентов в вузе настоятельно требует введения в учебный план специальной дисциплины по основам практического страхового менеджмента при страховании в туристских предприятиях и применения целенаправленных методов при подготовке страховых менеджеров по туризму, что позволит разрешить реально существующие противоречия между насущной потребностью туристской сферы в специалистах, обладающих профессиональными знаниями в области страхового менеджмента в туризме и неготовностью выпускников туристских вузов, силу недостаточности их профессиональной подготовки, осуществлять страхование в туризме.
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер современного бизнеса, которая встроена в систему рыночных экономических отношений. Объемы операций на рынке страховых услуг продолжают расти.
Все это свидетельствует о переосмыслении роли и места страхования в обслуживании труда и капитала, в процессе управления риском. Активно идет процесс внутренней перестройки системы управления передовых отечественных страховых компаний, стремящихся строить свою работу с учетом реально существующих страховых интересов всех хозяйствующих субъектов. Деятельность в сфере страхования строится на специфических знаниях, умениях и навыках, успешная реализация которых требует координации труда отдельных страховых работников. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит страховому менеджменту, систематизации и обобщению передовой отечественной и зарубежной практики управления страховым делом. Конкурентная среда отечественного страхового рынка объективно ставит задачу организации и эффективной работы страховой компании. Нежелание признать этот факт практически не оставляет страховой компании шансов на успех. Страховой менеджмент позволяет оптимальным образом объединить разные аспекты деятельности страховой компании в единое целое и направить ее на достижение общей цели. Качество менеджмента определяет, насколько эффективным может быть такое объединение.
Страховые компании, реформирующие свои системы управления, оказываются в более выгодном положении, стимулируя тем самым проведение преобразований у своих конкурентов. Знания в области общего менеджмента и способы применения общей теории к управлению страховыми компаниями становятся все более востребованными1.
Эффективная система управления требует целостного, системного подхода к организации работы страховой компании. Важнейший рычаг повышения эффективности управления лежит в области управления персоналом. Значимость этого ресурса трудно переоценить. Использование современных подходов к организации управления позволяет сконцентрировать ресурсы страховщика на приоритетных направлениях страховой деятельности. В зависимости от задач компании менеджмент выбирает разные организационные структуры. Реструктуризация и оптимизация процессов управления становятся неотъемлемыми частями в управлении развивающимися компаниями на развивающихся страховых рынках. Например, управление компанией может обеспечиваться через формирование и управление стратегическими бизнес-единицами или через управление центрами прибыли. В зависимости от этапа развития компании может применяться горизонтальная, вертикальная, гибкая, пористая системы управления. Разрабатываются страховые технологии управления рисками и разрабатываются новые формы предложения услуг страховых компаний. Создаются новые и развиваются традиционные каналы продвижения страховых продуктов для потребительского рынка. Формируется активная позиция страховщика, выступающего с конкретными предложениями на рынке. Развивается кадровый потенциал страховой компании.
Термин «менеджмент» означает «управлять, рационально вести хозяйство». Он объединяет понятия «система управления», «условие управления», «теория управления», «заведование», «организация». Иначе говоря, менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, страховой, туристской и другой деятельностью с целью повышения эффективности их работы и увеличения прибыли.
Это понятие возникло от фигуры менеджера как наемного управляющего, специалиста по управления, основными чертами которого являются компетентность, чувство правды, ответственности и умение рисковать, энергичность и коммуникабельность, высокая работоспособность и достоинство.
Менеджер – это организатор бизнеса, владеющий навыками эффективного управления предприятием, фирмой, туристской и страховой организацией в условиях рыночной экономики.
Следует отметить, что хотя менеджмент представляет собой непременное условие рационального управления деятельностью страховых, туристских, банковских, коммерческих, производственных и других структур и организаций, в целом его нельзя отождествлять только с управленческой деятельностью. Он включает более широкую систему мер по изучению, анализу, планированию, прогнозированию и формированию экономического, а также страхового рынка. Менеджмент играет ключевую роль в создании атмосферы делового партнерства, коллективной ответственности за принятие важных решений и рисков1.
2. Технология составления и практической реализации планов страховых компаний
При разработке плана создания и развития страховой компании наиболее важным является выбор оптимальной стратегии развития страховой компании. Разработка основных направлений развития страховой компании осуществляется при помощи развернутого SWOT-анализа.
Применение метода SWOT-анализа в процессе подготовки бизнес-плана развития страховой компании предполагает исследование рынка страховых услуг и анализ текущего положения рассматриваемой компании с целью определения сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды. Слабые и сильные стороны компании выявляются путем анализа текущего состояния рассматриваемой страховой компании. Возможности и угрозы со стороны внешней среды определяются на основе данных, полученных в результате мониторинга страхового рынка, в ходе которого производится сегментирование рынка и даются характеристики каждого сегмента рынка.
Далее, при подготовке плана страховой компании проводится разработка стратегии развития компании, позволяющей максимально развить сильные стороны фирмы и использовать возможности внешней среды. Начальным этапом в процессе выработки стратегии является определение стратегической цели развития страховой компании. Определение стратегической цели компании – всегда интерактивный процесс, в котором задействованы внешние консультанты и топ-менеджеры страховой компании.
После определения стратегической цели необходимо провести анализ страхового рынка, дать обоснованные прогнозы развития основных сегментов рынка страховых услуг, структурировать и оценить перспективность возможных направлений развития компании. Среди возможных направлений развития страховой компании можно рассмотреть такие варианты, как создание компании, специализирующейся на перестраховочной деятельности, ориентация на обслуживание физических или юридических лиц, ряд других возможных направлений.
На основе анализа возможных направлений развития страховой компании в процессе подготовки плана происходит выбор наиболее эффективных вариантов развития с учетом возможностей компании. В рамках выбранного направления развития прорабатываются способы продвижения страховых услуг, и разрабатывается план мероприятий, необходимых для реализации разработанной стратегии.
В соответствии с выбранным направлением развития страховой компании при подготовке плана подготавливается маркетинговая стратегия, которая включает в себя постановку маркетинговых целей компании и разработку плана мероприятий, реализация которых необходима для достижения поставленных целей. При этом для каждого мероприятия производится оценка его целесообразности с точки зрения его соответствия стратегическому плану развития страховой компании.
Важнейшей частью плана развития страховой компании является обоснование и прогноз поступлений и выплат по страховой деятельности при реализации разработанного стратегического плана. Оценка производится с учетом накопленного опыта консультантов и страховщиков, принимающих участие в проекте, отраслевых стандартов убыточности, доли рисков, передаваемых в перестрахование и величины перестраховочной комиссии.
В процессе подготовки и реализации плана развития страховой компании выявляются и описываются изменения, которые необходимо внести в существующую организационную структуру и кадровую политику, проводимую в компании. При этом если у компании имеются какие-либо подразделения или филиалы в других городах, целесообразным является рассмотрение данных вопросов отдельно для головного офиса и для филиалов. При расчете затрат на оплату труда учитывается не только заработная плата сотрудников страховой компании, но также затраты на предоставление компенсационных пакетов и прочие выплаты персоналу (прежде всего комиссии), предусмотренные системой вознаграждения1.
Оценка материальных расходов производится на основании анализа расходов, которые необходимо осуществить для обеспечения реализации стратегии развития страховой компании. Материальные расходы, так же как и затраты на оплату труда, рассчитываются отдельно для головного офиса и филиалов при наличии последних.
В соответствии с разработанным стратегическим планом развития компании составляется график реализации проекта, который включает в себя все основные планируемые мероприятия в течение срока реализации проекта.
При подготовке плана развития страховой компании ключевым моментом является определение эффективности выбранного направления развития путем сравнения финансовых показателей, заявленных при постановке стратегической цели и достигнутых в результате реализации разработанного стратегического плана.
Завершающей стадией разработки плана развития страховой компании является анализ рисков проекта. Целью данного анализа является определение степени чувствительности ключевых финансовых показателей страховой компании к изменениям внешней и внутренней среды. В процессе своей деятельности страховая компания может столкнуться с такими рисками, связанными с изменением условий внешней среды, как риск увеличения убыточности по предлагаемым компанией видам страховых услуг, риск введения дополнительных регуляций и ограничений и т.п. Что касается изменений во внутренней среде, существует риск уменьшения различных статей доходов и увеличения расходов страховой компании. Как показывает большинство наших исследований, наиболее значимыми являются риски возможного увеличения расходов на оплату труда и падения объемов страховой премии, собранной ключевыми специалистами премии. Вместе с тем, следует особо отметить, что для каждого проекта существуют специфические риски и специфические методы, позволяющие не допустить в процессе реализации проекта возникновения кризисных ситуаций1.
3. Принципы управления перестраховочной деятельности
Перестрахование является особым видом экономических страховых отношений между страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных со страхователями договоров страхования. Перестрахование называют также «вторичным» страхованием или страхованием страховщиков. Перестрахование происходит не только на уровне национальной экономики, оно уже стало международным видом страховой деятельности. В этой связи углубление специализации в страховом деле привело к формированию особой группы страховых компаний – перестраховщиков, специализирующихся на операциях перестрахования.
Перестрахование является самостоятельной услугой, имеет свою самостоятельную цену в результате спроса и предложения на определенные виды перестраховочных услуг.
Перестраховщик сглаживает колебания убыточности страховщика во времени, а также в некоторых случаях снижает влияние конъюнктурных изменений на характер убыточности. Альтернативой перестрахованию для страховщика служит создание фондов для компенсации крупных убытков, однако в таком случае страховщик может не успеть накопить достаточно средств для возмещения крупного убытка или серии из таких убытков, особенно в начале деятельности. Таким образом, перестрахование позволяет принимать на страхование крупные риски без обязательного увеличения собственных средств и фондов при сохранении неизменного уровня надежности и платежеспособности.
Перестрахование также позволяет страховщику создать однородный страховой портфель. Это означает заключение как можно большего количества договоров с оптимальной для него ответственностью по каждому принятому риску. Выплата по каждому или даже нескольким таким рискам не должна влиять на финансовое положение страховщика.
С точки зрения отечественного законодательства страховщик имеет право оставлять на собственном удержании ответственность по одному риску не более 10% от собственных средств (капитал + резервы). Данная норма заставляет страховщика либо перестраховывать принятые на себя обязательства, либо не принимать на страхование крупные объекты, либо увеличивать уставной капитал. Мы видим, что здесь перестрахование является наиболее логичным способом обеспечения надежности страховой деятельности.
Касаясь принципов перестраховочной деятельности, можно дать ее более универсальное определение. Перестраховщик уменьшает неопределенность страховой деятельности. Страховщик всегда рискует, но степень риска бывает разной. К примеру, страховая компания имеет вероятность закончить год с положительным результатом в 100 единиц в 85%, с околонулевым результатом – 10%, и с отрицательным результатом в 40
Соотношение выплаченных убытков к полученной премии за период. Основные два вида убыточности – на базе календарного года и на базе андеррайтерского года (расчет по заработанной премии). Второй вид является более корректным при расчете убыточности для растущего портфеля.
Понятно, что для страховщика и его акционеров отрицательный результат с такой вероятностью является неприемлемым. С помощью перестрахования страховщик уменьшает вероятность отрицательного результата до 0,5%, околонулевого результата – до 5%, положительный результат также уменьшается до 80 единиц (это плата за перестрахование), однако его вероятность повышается до 94,5%, что является разумным компромиссом между доходностью и надежностью. Разумеется, данный пример является условным и его конкретные параметры зависят от портфеля страховщика, выбранной перестраховочной защиты, профессиональности перестраховщика, целей, преследуемых страховщиком и других факторов.
Кроме основной деятельности, перестраховщик оказывает ряд бесплатных сопутствующих услуг. Среди них можно назвать следующие:
– Консультативная помощь. Перестраховочные компании обладают огромным интеллектуальным потенциалом и имеют возможность по просьбе страховщика провести экспертизу и котировку объекта страхования, определение ключевых условий договора, оказывать юридическую и экспертную помощь при наступлении страхового случая и др. Как правило, ведущие перестраховщики организуют обучающие семинары для сотрудников своих клиентов.
– Обеспечение полной конфиденциальности. Страховщик может быть уверен, что сведения о страхователе, условиях договора и о положении самого страховщика не «расползутся» по рынку. Это особенно важно в условиях жесткой конкуренции между страховыми компаниями.
– Помощь в разработке новых страховых продуктов. Иногда перестраховщик предлагает страховщику запустить на рынок готовый страховой продукт с оговоренной долей перестрахования.
– Возможность получения эксклюзивных услуг. Примером таких услуг может служить депо убытков. Это сумма заранее оцениваемых убытков по доле перестраховщика, перечисляемая страховщику в начале действия (облигаторного) договора. Сумма премий по доле перестраховщика и перерасчитываемая сумма убытков перечисляется страховщиком во время действия или после истечения договора перестрахования. Такая услуга позволяет избежать кассового разрыва между выплатой страхового возмещения и получением доли перестраховщика.
Выше кратко описаны принципы традиционной перестраховочной деятельности. Однако существуют новые способы перестрахования и формы организации страховой и перестраховочной защиты, например альтернативное перестрахование и секыоритизация страховых и перестраховочных обязательств. По некоторым оценкам, доля альтернативного перестрахования составляет в настоящее время 35-40% мировой перестраховочной премии1. В настоящее время крупные страховщики заинтересованы не только в защите результатов прямого страхования, но и финансовых результатов деятельности в целом. Таким образом, перестраховщик покрывает в том числе и нестрахуемые риски (изменения в законодательстве, политика акционеров, потрясения финансовых рынков и т.д.), вероятность наступления которых рассчитать на основе статистики невозможно.
Существует две трактовки альтернативного перестрахования. Согласно первой – более широкой – оно представляет собой альтернативное управление риском (финансовым и страховым), связанным с деятельность страховщика, не являющейся традиционным перестрахованием. Под такое определение подпадает и кэптивное перестрахование, и секыоритизацию, и классическое финансовое перестрахование. Вторая трактовка дает более узкое понятие – это финансовое перестрахование, обеспечивающее защиту страховщику на долгосрочной основе по поводу перераспределения как страхового, так и финансового риска страховой деятельности. Таким образом, если традиционное перестрахование позволяет управлять только пассивами (обязательствами страховщика перед страхователями), то альтернативное перестрахование, кроме пассивов – еще и активами1.
Рост спроса на перестрахование катастрофических рисков породил секыоритизацию – выпуск страховыми (перестраховочными) компаниями ценных бумаг в целях привлечения дополнительного капитала для передачи рисков катастрофических и иных непредвиденных убытков по заключенным договорам страхования.
Сравнительный анализ условий перестрахования и секьюритизации как двух конкурентных способов привлечения дополнительного капитала, необходимых страховщику для обеспечения страховых обязательств по договорам прямого страхования, показывает, что, во-первых, секюьритизация не может являться заменой перестрахованию, во-вторых, стоимость сделок секьюритизации пока достаточно высока и может быть эффективной только в том случае, если размер привлекаемого капитала достаточно велик.
Список использованной литературы
1. Введение в страхование. Учебное пособие для вузов по специальности «Бухучет и аудит», «Финансы и кредит», «Коммерция». 2-е изд. перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Гвозденко А.А. Страхование: Учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во. «Проспект», 2006.
3. Кургин Е. Страховой менеджмент. Управление деятельностью страховой компании. – М., РКонсульт, 2005.
4. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. – М.: Издательство БЕК, 2001.
5. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Страховое дело. Учебник. /Под ред. проф. Рейтмана Л.И. Банковский и биржевой научно-консульский центр. – 1992.
1 Кургин Е. Страховой менеджмент. Управление деятельностью страховой компании. – М., РКонсульт, 2005. С. 18.
1 Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. С. 67.
1 Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. С. 94.
1 Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. – М.: Издательство БЕК, 2001. С. 154.
1 Гвозденко А.А. Страхование: Учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во. «Проспект», 2006. С. 34.
1 Кургин Е. Страховой менеджмент. Управление деятельностью страховой компании. – М., РКонсульт, 2005. С. 272.