Материально-производственные запасы (работа 2)
Введение
Материально-производственные запасы – это часть имущества:
а) используемая при производстве продукции (сырья и основные материалы);
б) предназначенная для продажи;
в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы топливо, запасные части и другое).
Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производственной продукции.
В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной и химической промышленности - до 85%.
К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Актуальность работы проявляется в том, что в промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В результате вышесказанного в условиях рыночной экономики актуальной становится тема учёта и контроля расхода материальных запасов на производство продукции.
Целью данной курсовой работы является исследование складского учёта материалов в ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий» и его связи с бухгалтерским. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание и структуру материальных запасов
Классифицировать МПЗ
Рассмотреть документальное оформление операций по движению МПЗ
Предметом исследования является складской и бухгалтерский учёт материалов в ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных ».
Объектом исследования – ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных»
В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, монографический метод, экономико-математический, абстрактно-логический, табличный.
Теоретической базой для данной курсовой работы являются труды российских учёных, таких как Кондраков Н.П., Безруких П.С. , Палий В.В. и др. , нормативно-правовые документы, Устав, балансы за 2004-2006 г. ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий»
Глава 1. МПЗ, их классификация и оценка в бухгалтерском учёте
1.1. Классификация МПЗ
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
- используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Основная часть МПЗ используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).
Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).
Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.
Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.
Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.
Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки).
Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Указанные классификации производственных запасов использует для построения синтетического и аналитического учета, а также оставления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности. Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:
«Материалы»;
«Животные на выращивании и откорме»;
«Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
«Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
«Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
41 «Товары»;
43 «Готовая продукция»;
забалансовые счета:
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
003 «Материалы, принятые в переработку»;
004 «Товары, принятые на комиссию»;
забалансовый счет «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию».
1.2. Оценка материально-производственных запасов
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из:
- их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации; полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования;
- приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
МПЗ, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка МПЗ, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются:
- договорные цены;
- фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года);
- планово-расчетные цены;
- средняя цена группы материалов.
Фактическая себестоимость материально-производственных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию в запланированных ценах, иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально-производственных запасов.
Фактические затраты по приобретению МПЗ определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большинстве организаций текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам.
При синтетическом учете материальных ценностей по фактической себестоимости отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.
При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитывают на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости; .
по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
по себестоимости последних по
времени закупок (метод ЛИФО)
Применение
одного из этих методов по виду (группе)
запасов производится исходя из допущения
последовательности применения учетной
политики.
По себестоимости каждой единицы оценивают МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.
При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
включая только стоимость запаса
по договорной цене.
Применение второго
(упрощенного) варианта допускается при
невозможности непосредственного
отнесения транспортно-заготовительных
и других расходов, связанных с
приобретением запасов, а себестоимость
(например, при централизованной поставке
материя лов). В этом случае разница
между фактической себестоимостью
приобретенных запасов и их стоимостью
по договорным ценам распределяется
пропорционально стоимости отпущенных
материалов по договорным ценам.
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход - первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход - первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.
Глава 2. Учёт материалов в ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных издлий»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий»
В данной курсовой работе рассмотрена хозяйственная деятельность и проанализирован процесс складского учета материалов общества с ограниченной ответственностью «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий» (далее ООО «СФЭУИ»).
ООО «СФЭУИ» было образовано 20 октября 2000 года. Свою деятельность, данная организация начала осуществлять с 1 ноября 2000 года. Местонахождение организации: Российская Федерация, Калужская область, г. Сухиничи, ул. Писемского, д. 14. ООО «СФЭУИ» зарегистрирована Администрацией МО «Сухиничский район» под регистрационным номером 1024000805487 (Приложение 1), Налоговыми органами г. Сухиничи ОАО «СФЭУИ» присвоены ИНН и КПП – 4017004508 и 402701001 соответственно (Приложение 2), Отделом сбора информации присвоены коды ОКПО – 51143741, ОКАТО – 2923650100, ОКВЭД – 31.20.1 и другие (Приложение 3).
ООО «СФЭУИ» действует на основании Устава общества с ограниченной ответственностью, в котором закреплены правовой статус общества, предмет и цели деятельности организации, порядок распределения полученной прибыли, права и обязанности органов управления организацией, размер уставного капитала и т.п.
В соответствии с Уставом ООО «СФЭУИ» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает данным имуществом по своим обязательствам.
Уставный капитал ООО «СФЭУИ» составляет 3 500 000,00 (три миллиона пятьсот тысяч рублей).
Основным видом деятельности ООО «СФЭУИ» является производство монтажных коробок и электроустановочных изделий.
Высшим органом управления ООО «СФЭУИ» является Общее собрание участников, к компетенции которого относится решение следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в Устав общества; избрание Генерального директора и досрочное прекращение его полномочий; изменение размера уставного капитала; утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности; распределения полученной прибыли; прочих вопросов, предусмотренных законодательством РФ.
Руководство текущей деятельностью организации осуществляет Генеральный директор. Срок полномочий Генерального директора составляет 1 год, однако он может переизбираться неограниченное число раз. Генеральный директор организует выполнение решений Общего собрания участников ООО «СФЭУИ», без доверенности действует от имени организации, представляет её интересы, совершает сделки, утверждает штат, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.
Бухгалтерия ООО «СФЭУИ» представлена главным бухгалтером, бухгалтером-кассиром и пятью специалистами, занимающимися различными участками бухгалтерского учета (бухгалтер материального стола, бухгалтер по расчету заработной платы, бухгалтер по учету основных средств).
В организации применяется журнально-ордерная форма учета. При использовании для ведения бухгалтерского учета вычислительной техники журналы-ордера формируются применяемым программным обеспечением.
В основные задачи бухгалтерии организация входит:
формирование учетной политики;
ведение бухгалтерского и налогового учетов;
своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;
контроль за движением имущества и выполнением обязательств и др.
Обязанности между работниками бухгалтерии в ООО «СФЭУИ» четко распределены. Четкое разделение должностных полномочий позволяет более оперативно обрабатывать информацию и сокращать время на ее проверку.
Организационно-экономическую характеристику ООО «СФЭУИ» дополним основными показателями деятельности организации. Данные сведены в таблицу (Приложение 4).
За исследуемый период времени общая численность работников и сотрудников ООО «СФЭУИ» не изменялась и составляла: 450 человек, из них 30 человек – ИТР, 10 человек – административный аппарат организации и 410 человек рабочие фабрики.
По данным Приложении 4, можно сделать вывод, что за исследуемую динамику лет можно отметить тенденцию к увеличению практически всех показателей, что указывает на развитие ООО «СФЭУИ», расширение масштабов его деятельности и выпускаемых объемов продукции. К 2006 году по сравнению с 2004 годом многие показатели выросли почти вдвое. Так, выручка от реализации товаров к 2006 году увеличилась на 73% по отношению к 2004 году и на 33% по сравнению с 2005 годом. Одновременно с увеличением выручки наблюдается и увеличение валовой прибыли (на 80% и 34% в 2006 году по сравнению с 2004 и 2005 годами соответственно). В 2004-2006 годах в ООО «СФЭУИ» происходит расширение всех производственных ресурсов, одновременно с расширением объема производства наблюдается эффективное их использование на что указывает ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Производительность труда данной организации в 2004 году составила 317 единиц товарной продукции на одного среднегодового работника, что на 97 единиц товарной продукции меньше по сравнению с 2005 годом и на 259 единиц – по сравнению с 2006 годом или на 737% и 34% соответственно.
Процесс реализации продукции характеризуется благоприятными тенденциями в отношении анализируемой организации. Однако ситуация усугубляются ростом дебиторской и кредиторской задолженностей. В среднем за исследуемый период времени кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 1,5 раза. В последующем это может повлечь за собой потерю финансовой независимости и инвестиционной привлекательности.
Проведенный анализ финансовой деятельности ООО «СФЭУИ» показал, что фабрика характеризуется стабильным экономическим положением, что способствует дальнейшему расширению и увеличению размеров ее деятельности.
2.2. Учёт материалов на складах и в бухгалтерии ООО «Сухиничская фабрика электроустановочных изделий»
Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными ресурсами в ООО «СФЭУИ» созданы специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянен номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой
Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.
Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами формы № М-4 (Приложение 5). Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения
При перевозке материалов автотранспортом, в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную (Приложение 6). Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной.
На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).
Отпуск материалов со склада оформляют требованиями-накладными формы № М-11 (Приложение 7), которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остаётся в цехе, второй, с распиской получателя – у кладовщика.
В процессе производства происходит передача материалов между структурными подразделениями организации. Эти операции оформляются накладными на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (Приложение 8)
Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля нормируются в пачки и передаются затем в вычислительный центр. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии осуществляют контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведётся сальдовым методом. Бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.
Ежедневно работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость. После проверки и визирования работником бухгалтерии сальдовую ведомости передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
На основании указанных сальдовых ведомостей составляют сводную сальдовую ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по cy6счетам, синтетическим счетам, складам, подразделениям.
Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.
Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.
Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.
Глава 3. Совершенствование складского учёта в организациях РФ.
3.1. Организация контроля за учётом и движением МПЗ в организациях
Бухгалтерский учет в современных условиях является одной из универсальных функций управления производством, призванной осуществлять повседневный и действенный контроль за соблюдением установленных норм и нормативов, сохранностью собственности, а также обеспечивать получение достоверной и в то же время оперативной информации, необходимой для контроля за выполнением плана и принятия управленческих решений.
Следовательно, повышение роли учета материалов, объективность его информации зависят в первую очередь от форм и методов контроля, которые давали бы возможность оперативно, своевременно подводить итоги работы по экономии во всех звеньях производства, выявлять внутрицеховые резервы, своевременно искоренять факты бесхозяйственности и расточительства.
Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональном их использовании оказывает существенное влияние на рентабельность организации и в целом на её финансовое положение. Так как сырье и материалы составляют значительную часть имущества и затраты на их составляют до 80% в себестоимости продукции.
Основными направлениями повышения эффективности использования материалов является внедрение материалосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.
Рациональное использование материалов и сырья зависит также от полноты сборов и использование отходов и обоснованной их оценки.
Следует также отметить, что эффективность использования материалов во многом зависит не только от учета движения, но и от организации их хранения.
В сохранности сырья и материалов важную роль играют технические оснащенные складские помещения с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Одним из условий рационального использования производственных ресурсов является нормирование складских материалов.
Организации должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материала, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток может привести к срыву производственного процесса.
Для контроля за состоянием производственных запасов важное значение имеет организация складского учета запасов.
К организации складского учета материалов предъявляется следующие требования:
- склады предприятия должны быть специализированы, т.к. материалы различных физико-химических свойств требуют различных режимов хранения (например, контроль температуры и влажности);
- складские помещения оборудуются стеллажами, полками, шкафами, ящиками для хранения материалов;
- на каждый вид материала выписывается ярлык, в котором указывают его наименование, номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицы измерения;
- для защиты свойств сырья требующего температуру ниже нуля, должно храниться в специальных холодильных камерах и др.
Кладовщик обязан своевременно информировать службу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм, а также об остатках материалов, длительное время находящихся без движения.
Бухгалтерии постоянно призваны осуществлять контроль за качеством норм и нормативов, принимать меры по пересмотру норм с учетом новой техники, технологии и изменений в организации труда и производства.
Использование норм в учете предполагает прежде всего лимитирование отпуска материалов в производство. Отпуск материалов на изготовление продукции не всегда является фактом использования этих материалов. Для правильного определения затрат важно контролировать расходование материалов в процессе производства продукции.
Внутренний контроль за расходованием материалов в процессе производства продукции организуется с учетом расходуемых материалов и технологии производства. Поэтому последующей стадией контроля за использованием материалов в производстве является выявление отклонений фактического расхода материалов от установленных норм. Основными методами выявления указанных отклонений являются: документальное оформление отклонений от норм; партионный раскрой материала; технический расчет с применением инвентаризации (инвентарный метод).
Способ документирования основан на документальном оформлении отклонении фактического расхода материалов от установленных норм, нормативов и условий. Такие отклонения во многих случаях возникают из-за несоразмерности некондиционности замены материалов, а также в результате неправильного их использования в производстве.
Обычно различные виды отклонений от норм по-разному оформляются в первичных документах. Так, документ на выдачу материала сверх лимита свидетельствует об отклонениях, которые требуют последующего анализа. Если же сверхлимитным отпуском перекрыть потери материалов за счет перерасхода или брака – это случай явных отклонений от норм.
При отпуске материалов, несоответствующих спецификациям и технологическому процессу производства продукции из-за несоразмерности или некондиционности и других причин, отклонения обычно определяют непосредственно в документах на отпуск материалов в производство. В них, как правило, указывают размер отклонений от норм по количеству, стоимости и причины этих отклонений.
При разовых заменах одного материала на другие, при использовании полноценного материала в замен отходов рекомендуется отпускать материалы по специальным сигнальным документам (требованиям на замену). В большинстве случаев при замене материалов удорожается их себестоимость и увеличивается трудоемкость их обработки. Поэтому в документах так же отмечают причины замены, размер отклонений по количеству и стоимости из расчета отпущенного материала.
Способ партионного раскроя основан на документировании результатов раскроя и выявлений отклонений от действующих норм расхода по материалам, подвергающимся раскрою на детали и заготовки частей продукции. Но этот способ применяют в крупносерийных и массовых производствах, в которых подача материалов на раскрой осуществляется партиями и продукция получается главным образом путем обработки полученных заготовок и изготовления их них отдельных деталей, частей и узлов, а затем механического соединения их в готовую продукцию. Поэтому здесь важен контроль за использованием материалов на первой операции превращения их в детали и заготовки.
Фактический расход материалов по каждой калькуляционной группе сравнивается с нормативным расходом по данной группе и устанавливаются факты отклонения от норм, которые с помощью коэффициентов, выражающих отношение отклонений к нормативному расходу, распределяются на соответствующие объекты учета затрат. То есть, достигается раздельное отражение в учете затрат материалов по нормам и отклонениям от норм.
В части контроля за сохранностью материалов на местах хранения и производственных участках используют инвентарный способ. Инвентаризация имущества имеет целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета. Рассматриваемый метод основан на балансе материальных ценностей.
Периодичность проведения подобных проверок отражена в учетной политике организации. Инвентаризация также может проводиться за менее короткий период по усмотрению самой организации.
3.2. Пути совершенствования учёта МПЗ
Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. С этой целью первичные документы на внутреннее перемещение и отпуск в производство материалов следует оформлять только в натуральных показателях. В конце месяца в бухгалтерии по данным первичных документов с помощью специального программного обеспечения происходит автоматическое списание на затратные счета материалов по учетным ценам, в качестве которых служат оптовые цены приобретения, определенные по методу ФИФО.
В целях совершенствования документального оформления отпуска материалов на производство можно предложить повысить контрольные функции первичного учета и ввести в обращение лимитно-заборные карты, которые предназначены, во- первых, для последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых при выполнении работ систематически, например, растворитель, краска, а во-вторых, для текущего контроля за лимитами отпуска материалов на производственные нужды. С этой целью необходимо установить лимит отпуска материалов на производство, основываясь на прогрессивных нормах и плановых объемах их расхода реализации.
Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов непосредственно в производстве.
Более широкое внедрение компьютерного учета в процесс оформления первичных документов может являться одним из наиболее эффективных путей совершенствования первичного учета. С этой целью необходимо автоматизировать складской учет, что позволит механизировать обработку информации о внутреннем перемещении материальных запасов, понизить вероятность ошибок при перенесении информации из первичных документов в регистры бухгалтерского учета, а также сократить количество первичной учетной документации, что, в свою очередь, будет способствовать повышению точности и оперативности учета движения материальных ценностей на предприятии.
Важной задачей работы предприятия является улучшение ресурсосбережения .Этому также способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учено-вычислительных работ, а также обеспечение строго порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и др., ограничения числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных форм предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов.
Важным условием эффективного использования материалов на производстве, является правильный выбор методов учета. Методология организации бухгалтерского учета материальных ресурсов предполагает выбор одного из нескольких методов их учета и оценки, который фиксируется в учетной политике предприятия. Для выбора метода необходимо провести анализ расхода материалов. Так определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).
Кроме того, материалы на счете 10 "Материалы" могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовки), либо по учетным ценам. При учете материалов по учетным ценам (плановая себестоимость приобретения, средние покупные цены и др.) разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения ценностей отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".
Организации имеют право самостоятельно выбирать способ классификации материальных ресурсов. Классификатор должен в полной мере систематизировать имеющиеся на складах различные материалы, предполагать контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, способствовать более точному распределению отклонений в стоимости материальных ценностей по направлениям затрат.
Важен также выбор метода учета на складе, который должен обеспечить оперативность и достоверность количественного учета на складе, систематический контроль за правильностью документирования операций по движению материалов и соответствия остатков материалов по данным складского учета с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
Заключение
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. В зависимости от роли, которую играют разнообразные материально-производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
2. МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
3. Аналитический учет материалов в бухгалтерии ООО «СФЭУИ» ведётся сальдовым методом. Бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.
4. Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СФЭУИ» показал, что фабрика характеризуется стабильным экономическим положением, что способствует дальнейшему расширению и увеличению размеров ее деятельности.
5. Усиление контроля за состоянием сырья и материалов и рациональном их использовании оказывает существенное влияние на рентабельность организации и в целом на её финансовое положение.
6. В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Поэтому необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранить потери и нерациональные расходы.