Контроль товарных операций в розничной торговле

Содержание работы

Вступление

1. Суть и значение контроля товарных операций предприятий розничной торговли

2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля

3. Методические приемы и последовательность контроля товарных операций на предприятиях розничной торговли

4. Типичные и возможные нарушении, которые могут быть выявлены в процессе контрольных действий

5.Обобщение результатов контроля и использование их в системе управления предприятием

Выводы и предложения

Список использованных источников

Приложения

Вступление

Торговая деятельность предприятий обеспечивает непрерывный процесс движения активов в форме товаров от производственных предприятий разных форм собственности к непосредственным потребителям. Для обеспечения торговой деятельности предприятия осуществляют операции покупки-продажи товаров, которые являются наиболее важной и значительной частью активов предприятия. Они занимают особое место в составе имущества и доминирующие позиции в структуре расходов торговых предприятий.

Основными задачами торгового предприятия является наиболее полное и оптимальное обеспечение товарного ассортимента для осуществления торговых операций, как с оптовыми, так и из розничными покупателями. Темпы роста объема реализации продукции, улучшения ее качества непосредственно влияют на объем расходов и прибыль торгового предприятия.

Контроль деятельности торгового предприятия осуществляется по таким направлениям:

- контроль количественного и стоимостного учета товаров;

- контроль поступления и выбытия товаров на предприятии и расчетов с поставщиками;

- контроль наличия товаров и движения на складах;

- контроль доходов и расходов торгового предприятия;

- порядок формирования и контроль финансовых результатов торгового предприятия.

В связи с исследованием этих вопросов становится четко обусловленной актуальность темы исследования.

Цель курсовой работы - исследование по вопросам контроля товарных операций предприятий розничной торговли.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

-раскрыть суть и значение контроля товарных операций;

-изучить методические приемы и ознакомиться с последовательностью контроля товарных операций;

-изучить типичные и возможные нарушения, которые могут быть выявлены в процессе контроля товарных операций;

-изучить порядок обобщения результатов контроля и их использования в системе управления предприятия.

Исследование проводилось на примере предприятия розничной торговли ЧП «Стилнул» г.Симферополь.

При написании работы были использованные законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют правила деятельности торгового предприятия, порядок поступления, хранения и выбытия товаров и осуществления товарных операций.

Теоретическую и методологическую основу работы составили научные разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов по учету и анализа товарных операций, законодательные и нормативные акты Украины, инструктивные материалы, которые регламентируют порядок учета товарных операций. В процессе исследования использовались данные органов государственной статистики Украины и регулярной отчетности розничных торговых предприятий.

1. Суть и значение контроля товарных операций предприятий розничной торговли

Деятельность любого предприятия представляет совокупность операций покупки, заготовки, производства, переработки, продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг с целью получения дохода. В зависимости от сферы деятельности предприятия можно выделить промышленную, строительную, торговую, сельскохозяйственную и другую деятельность предприятия. Под торговой деятельностью предприятия следует понимать розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек. 8, c.42

Целью деятельности торгового предприятия, как и других субъектов ведения хозяйства, является получение прибыли, которая определяется как разница между доходами от определенной деятельности и расходами на ее осуществление. Поскольку прибыль торгового предприятия является финансовой базой для его последующего развития и показателем эффективности данного вида деятельности, то появляется необходимость в полном и достоверном их определении, то есть достоверном определении доходов и расходов, понесенных предприятием на их получение.

Розничная торговля - это сфера предпринимательской деятельности из реализации товаров или предоставления услуг на основании устного или письменного договора покупки-продажи непосредственно конечным потребителям для их собственного некоммерческого использования. 8, с.44

Предприятиями розничной торговли в основном осуществляется стоимостной учет товаров из-за большого количества разнообразных товаров и оформлением реализации товаров кассовыми чеками. В таком случае на каждое материально-ответственное лицо в бухгалтерии открывается лицевой счет, в котором делают записи по остаткам, поступлению и выбытию товаров на отчетную дату. Записи отображают по продажным ценам. В установленные сроки материально-ответственные лица составляют товарные отчеты и вместе с подтверждающими документами сдают в бухгалтерию.

В качестве объекта управления на торговом предприятии выделяют потоки товарных и материальных ресурсов, денежных и платежных средств, нематериальных активов, обязательств, поддающиеся количественной (стоимостной или натуральной) оценке. 10, с.85

Контроль как метод управления является совокупностью способов и приемов исследования управляемой системы, используемой для сравнения фактически полученных результатов с запланированными с целью определения отклонений и выявления причины их образования.

Поскольку товарные запасы являются главным ресурсом, формирующим финансовый результат деятельности торгового предприятия, контроль за их состоянием должен быть приоритетным. Укажем основные принципы контроля за товарными запасами. 13, с.274-279

Принцип ответственности. Каждое материально ответственное лицо должно нести ответственность как за сохранность товарных запасов, так и за своевременное и полное предоставление информации об их состоянии для принятия экономически обоснованных решений по планированию их уровня на предстоящий период. Для адекватной оценки исполнения этими лицами своих обязанностей должны быть предусмотрены меры экономической, административной и дисциплинарной ответственности.

Принцип сбалансированности. Материально ответственное лицо (МОЛ) должно быть обеспечено соответствующими средствами для исполнения своих контрольных функций. Для этого определяется круг его прав и возможностей.

Принцип подконтрольности. Каждое лицо, наделенное контрольными функциями, должно быть подконтрольно вышестоящему субъекту (например, заведующий секцией проверяется директором магазина, подотчетным начальнику отдела управленческого учета, которого контролирует финансовый директор).

Принцип своевременности информирования о состоянии товарных запасов. МОЛ должно своевременно информировать ответственное за принятие решений лицо о существующих изменениях (отклонениях) от запланированных показателей, которые возникают при изменении спроса, проведении рекламных акций, изменении предпочтений покупателей и т. п. Несвоевременность такой информации приведет к упущенной выгоде или прямым убыткам.

Принцип ущемления интересов. Необходимо создавать внутри предприятия такие условия, в которых негативная ситуация с товарными запасами найдет отражение в материальном стимулировании работников. Такая ситуация побуждает их самостоятельно искать решения или оперативно реагировать на непредвиденные изменения.

Принцип заинтересованности администрации. Руководство должно не только контролировать деятельность МОЛ, но и принимать активное участие в решении проблем: если имеет место срыв поставок товаров - рассмотреть возможность смены поставщика, поскольку принятие такого решения не входит в полномочия МОЛ, а отсутствие соответствующей реакции со стороны руководства приведет к упущенной выгоде.

Принцип компетентности, добросовестности и честности. Лица, ответственные за контрольные функции, должны обладать указанными качествами, поскольку их отсутствие приведет к недостоверности формируемых данных, что отразится на результате деятельности предприятия.

Принцип соответствия. Система контроля должна быть такой же сплошной, как и подконтрольная система, чтобы обеспечить возможность контроля по отдельным наименованиям товаров и ассортименту в целом в разрезе центров ответственности.

Принцип постоянства. Постоянное функционирование системы контроля позволит вовремя реагировать на неблагоприятные изменения в уровне товарных запасов. Если контроль осуществляется от случая к случаю, говорить об оперативном управлении товарными запасами не приходится.

Принцип пригодности методики контрольных мероприятий. Достигается посредством определения целей контроля на всех уровнях, рациональным распределением контрольных функций между категориями работников, определением процедур и методов контроля.

Принцип возможности совершенствования. Методика контроля за товарными запасами должна быть достаточно гибкой, внедрение новых методов и приемов для повышения эффективности контроля не должно привести к сбою в системе. Принцип приоритетности. Товарные запасы для торгового предприятия - основа предпринимательской деятельности и источник получения дохода. Поэтому контроль за ними является основным, а все прочие хозяйственные операции контролируются в зависимости от степени их влияния на результат деятельности.

Принцип регламента. Эффективность деятельности торгового предприятия напрямую зависит от своевременности принятия управленческих решений. Процедуры контроля должны быть строго регламентированы, особенно с точки зрения оперативного предоставления информации о неблагоприятных отклонениях.

Принцип взаимодействия и координации. Контроль за товарными запасами необходимо осуществлять на основе тесного взаимодействия всех служб и подразделений предприятия, поскольку отсутствие или несвоевременность информации одного звена отразится на деятельности всего предприятия.

Рассмотрим и проанализируем основные функции контроля товарных операций на предприятиях розничной торговли. 14, с.224-230

Функция контроля процесса реализации. Предварительный контроль - это прогнозирование возможного конечного результата реализации по отдельным видам продукции. Текущий контроль призван обеспечить выполнение текущих торговых операций с максимально возможным экономическим эффектом. Контроль проводится на основе данных о торговых операциях с целью корректировки конечного результата и призван прогнозировать дальнейшее развитие предприятия.

Функция обеспечения сохранности товарных запасов. Достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских записей, охватывающих все аспекты движения и хранения торговых запасов. Максимально способствует реализации этой функции система управленческого учета и инвентаризация.

Информационная функция. Обеспечивается посредством непрерывного документирования товарных операций, ее целью является предоставление информации о состоянии товарных запасов в любой момент времени. Функция обратной связи. Представляет собой сбор данных, отражающих суть торговых операций и их анализ, что позволяет принимать оперативные управленческие решения с целью обеспечения максимальной эффективности торговой деятельности предприятия.

Аналитическая функция. Позволяет посредством сопоставления фактических данных с плановыми оценить рациональность планирования товарных запасов по отдельным видам. На основании полученных данных можно выделить наиболее рентабельные и убыточные товары, что необходимо для планирования дальнейшей деятельности предприятия.

В процессе контроля товарных операций необходимо установить: 19, с.455-457

- реальность наличия и существования товаров;

- все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;

- правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров и их реализации.

2.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля

Объектом исследования в данной работе выступает частное предприятие «Стилнул» г.Симферополь.

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля строительными материалами.

Базовое предприятие – ЧП «Стилнул» зарегистрировано в Симферопольском городском совете 17 июля 2000г., номер регистрации 2 254 3544 6 54 568. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, расчетный счет в банке АБ «Финансы и кредит»», осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования, имеет отделенное имущество в виде основных и оборотных средств.

ЧП «Стилнул» осуществляет оптовую и розничную торговлю строительными товарами, сантехникой, материалами для ремонта и прочими видами товаров. Район деятельности г.Симферополь и Симферопольский район. Анализируемое предприятие имеет склад для хранения товаров.

Ответственным за финансово-хозяйственную деятельность предприятия несет директор, заместитель директора по коммерческой деятельности и главной бухгалтер. Штатное расписание предприятия разработано, исходя из задач предприятия и объемов деятельности.

Управление предприятием возложено учредителями предприятия на исполнительного директора и главного бухгалтера, которые непосредственно подчиняются учредителям.

В свою очередь, исполнительный директор руководит отделами: транспортный, маркетинговый, снабжения и сбыта и ему подчиняется персонал работников оптового торгового склада. Каждый из этих отделов выполняет свои функции.

Бухгалтерская служба, управляемая главным бухгалтером, делящаяся на три секции: по учету товарно-материальных ценностей (осуществляет учет товарно-материальных ценностей предприятия, а также исполняет обязанности по учету основных средств и нематериальных активов);

Бухгалтер по учету расчетных и банковских операций - осуществляет учет денежных средств и расчетов с бюджетом, поставщиками и покупателями; заработной платы, расчетов с рабочими - (осуществляет учет расчетов с рабочими, учет рабочего времени и труда, проведения кассовых операций).

Основные показатели работы предприятия выражены в балансе предприятия и в отчете о финансовых результатах.

Рассмотрим основные показатели финансового состояния предприятия.

Таблица 1.- Основные показатели хозяйственной деятельности ЧП «Стилнул» за 2006-2008гг.

Наименование показателя

2006

2007

2008

Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (тыс.грн.)

38680,9

69519,3

92996,2

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (тыс.грн.)

28862,8

54845,3

67524,4

Чистая прибыль (убыток) (тыс.грн.)

537,0

-1057,1

810,1

Необоротные активы (тыс.грн)

3214,1

7940,7

32616,0

Оборотные активы (тыс.грн.)

5515,0

5861,0

8451,9

Долгосрочные обязательства (тыс.грн.)

-

-

-

Текущие обязательства (тыс.грн.)

7618,3

17988,1

40063,9

Собственный капитал (тыс.грн.)

1125,6

1268,5

1038,6

Из приведенных данных можем сделать вывод, что в течение анализируемого периода предприятие постоянно наращивало объемы деятельности, например, прирост дохода (выручки от реализации) увеличился в 2007-ом году на 30838,4 тыс. грн. (79,7%) по отношению к 2006 году, а в 2008-ом - на 23476,9 тыс. грн. (33,8%) по отношению к 2007-у году. Негативную оценку заслуживает достаточно большой уровень расходов предприятия, который даже стал в 2007-ом году причиной отрицательного финансового результата. Это случилось, в частности, в результате опережающих темпов роста себестоимости продукции (90%) против темпов прироста дохода (выручки) от реализации (79,8%) Чистый убыток в 2007-ом году составил 1057,1 тыс. грн., которая заслуживает негативную оценку, однако в 2008 году предприятию удалось исправить финансовое состояние и прибыль составил 810,1 тыс. грн.

Для изучения системы бухгалтерского учета товарных операций и внутреннего контроля приведем положения учетной политики, принятой в ЧП «Стилнул» на 2008г.

1. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется главным бухгалтером.

2. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательством Украины. Форма ведения учета журнально-ордерная. Технология обработки информации автоматизированным способом.

3. Инвентаризация имущества и обязательств проводится не реже одного раза в год, согласно приказа руководителя. Выявленные при инвентаризации недостача или порча товаров и иного имущества в пределах норм естественной убыли списываются на затраты.

4.Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, с учетом расходов, связанных с их приобретением.

5.Определение фактической себестоимости товарно-материальных ценностей, списываемых в связи с реализацией или иным выбытием, производится по методу цены продажи

6. Ведется раздельный бухгалтерский учет оптовой и розничной торговли.

По итогам общего знакомства можно сделать вывод, что система внутреннего контроля ЧП «Стилнул» обеспечивает достаточный уровень контроля товарных операций. Необходимо осуществить оценку надежности системы внутреннего контроля. Для оценки системы (состояния) бухгалтерского учета и внутреннего контроля применим следующее тестирование, перечень вопросов которого приводится в Приложении к данной курсовой работе.

Используя таблицу охарактеризуем систему внутреннего контроля в ЧП «Стилнул».

Таблица 2- Оценка состояния внутреннего контроля

Количество ответов, характеризующих уровень организации контроля, в %

Оценка состояния внутреннего контроля

менее 70

низкий уровень

от 70 до 90

средний уровень

свыше 90

высокий уровень

Проведенные тест показал, что 76,92 % положительных ответов находится в диапазоне «от 70 до 90», которому соответствует средний уровень состояния внутреннего контроля.

Следовательно, состояние системы бухучета и внутреннего контроля в ЧП «Стилнул» находится на среднем уровне.

3. Методические приемы и последовательность контроля товарных операций на предприятиях розничной торговли

Торговая деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц, граждан относительно осуществления покупки и продажи товаров народного потребления с целью получения прибыли (постановление КМУ «О порядке занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения» от 8 февраля 1995 года №108). Осуществление торговой деятельности предусматривает лицензирование, патентование и сертификацию. Правовая регуляция торговой деятельности и ее специфика определяют содержание хозяйственных операций, которые осуществляются только на предприятиях торговли и влияют на организацию самого бухгалтерского учета. 10, с.90

При контроле торговой деятельности первоочередным задачами являются определение соблюдения хозяйничающим субъектом правовых принципов введения такой деятельности. При этом необходимо сосредоточить внимание на решении целого ряда вопросов.13, с.280

Проверить наличие лицензий, которые дают право предприятию осуществлять тот или другой вид торговой деятельности. Особенное внимание нужно обратить на сроки действия таких лицензий с целью установления фактов просрочки их действия и фактов фальсификации.

Проверить наличие патентов и осуществления торговой деятельности за наличные. Проверить порядок использования регистраторов расчетных операций в сфере торговли

Методология учета деятельности торговых предприятий и требования законодательства имеют свои определенные особенности, которые нужно учитывать при осуществлении контрольных действий. К таким особенностям принадлежит в частности учет:

- товарных запасов;

- переоценки товарных запасов.

Контроль учета товарных запасов целесообразно проводить за такими этапами: 19, с.459

- определение правильности формирования первоначальной стоимости приобретенных товарных запасов;

- оценка методов списания товарных запасов при отпуске и установления их целесообразности;

- проверка и оценка методологии учета товарных запасов в системе документооборота, состояния первичного учета, синтетических и аналитических регистров учета.

При проверке предприятий, которые осуществляют учет товарных запасов по ценам продажи, особенное внимание уделяют проверке правильности определения торговой наценки по реализованному товару с целью подтверждения себестоимости реализованного товара. Для этого нужно в первую очередь подтвердить правильность расчета величины среднего процента торговой наценки и установить его соответствие законодательно утвержденному порядку.

В ходе контроля товарных операций необходимо сверить тождество данных аналитического учета товарных операций оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Данные аналитического учета товарных операций должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета товарных операций. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Необходимо убедиться, что: 25, с.176

- конечные сальдо по счетам синтетического учета товарных операций предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

- соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета товарных операций;

- в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки товаров) результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности.

Если организация провела переоценку товаров и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости товаров.

Необходимыми предпосылками действенного контроля товарных операций являются: 13, с.282

- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

- размещение товаров по секциям складов, а внутри них по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида товаров следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся товаре;

- оснащение мест хранения товаров весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

- установление порядка формирования учетных цен на товары и порядка их пересмотра;

- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск товаров (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им товаров; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов товаров, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз товаров со складов и иных мест хранения организации;

- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

4. Типичные и возможные нарушения, которые могут быть выявлены в процессе контрольных действий

Очень важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, встречающихся при контроле товарных операций в розничной торговле. В данном разделе приведем наиболее характерные ошибки, которые могут быть выявлены в результате контрольных действий, и проанализируем их.

Отсутствие договоров с материально-ответственными лицами снижает степень сохранности товаров на складе предприятия, увеличивает риск разворовывания.

Несоответствие данных бухгалтерского учета остатков товаров их фактическому наличию на складах предприятия. Это выявляется с помощью инвентаризации. Такое несоответствие может возникнуть в результате неполного оприходования поступающего на склад товара, неправильного списания со склада, в результате пересортицы.

Наиболее типичное нарушение налогового законодательства - сокрытие розничного товарооборота, не использование регистраторов расчетных операций. В этом случае не выдается чек РРО или он выбивается не на полную сумму покупки. В результате таких нарушений занижается валовой оборот, а, следовательно, объект налогообложения. 18, с.231

Частым нарушением ведения товарных операций может быть неправильное оформление хозяйственных взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности. В этом случае между субъектами хозяйствования не заключены договора на покупку-продажу товаров, или нарушаются их условия, главным образом, нарушение сроков оплаты. 18, с.232

В бухгалтерском учете предприятия важно правильно проводить оценку товаров при их поступлении на склад и при дальнейшей реализации и выбытии со склада. Типичная ошибка – несоответствие данных учета первичным документам по приобретению, покупке товаров. При этом в учете могут неправильно распределяются или вообще не распределяются товарно-заготовительные расходы. 15, с.177

Типичным и очень часто встречающимся нарушением является неправильная оценка выбытия товаров. Необходимо четко придерживаться выбранной учетной политики по вопросам списания себестоимости товаров в течение отчетного года. В случае нарушения этой нормы, необходимо внести соответствующие изменения в приказ об учетной политике и сделать соответствующую корректировку финансовой отчетности. В противном случае финансовая отчетность предприятия будет содержать существенные искажения.18, с.233

Очень существенным нарушением ведения товарных операций на предприятиях розничной торговли является своевременность и полнота оприходования выручки от реализации товаров и сдача её в отделения банка. Нарушение лимита кассы карается законодательно. Поэтому очень важно осуществлять постоянный контроль данного вопроса.

Контроль правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета позволяет выявить такие нарушение: использование бухгалтерских счетов не по назначению, нетиповую корреспонденцию счетов, которая не соответствует Инструкции о применении Плана счетов, активов, обязательств и капитала.14, с.216

Ещё одна типичная ошибка – неправильный учет торговой наценки. На предприятиях розничной торговли ведется суммовой учет движения товарных запасов. На отдельном субсчете к счету 28 «Товары» 285 «Торговая наценка» учитывается торговая наценка. После реализации товаров необходимо списывать торговую наценку в соответствии с принятой методикой. Для этого составляются специальные расчеты списания торговой наценки.18, с.233

В целом можно сказать, что все вышеперечисленные ошибки и нарушения возможно выявить в результате проведения систематических контрольных действий.

5. Обобщение результатов контроля и использование их в системе управления предприятием

Обобщение и реализация результатов контроля – это совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем. К таким приемам относятся: группировка недостатков, документирование результатов промежуточного контроля, аналитическая группировка, следственно-юридическое обоснование, систематизированная группировка недостатков в акте комплексной ревизии, принятие решений по результатам ревизии, контроль выполнения принятых решений. 13, с.335

Группировка недостатков - систематизация и обобщение нарушений нормативных правовых актов в процессе хозяйственной деятельности по экономической однородности, времени совершения и значимости. Процедуры группировки применяют при проверке документальной достоверности результатов контроля. Группировка включает следующие процедуры: хронологическую последовательность, систематизированную группировку, хронологически-систематизированную группировку. 18, с.231

Хронологическая последовательность - способ группировки недостатков и нарушений нормативных правовых актов в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных в процессе исследования документов. При этом способе документы проверяются в таком порядке, в каком они сгруппированы при бухгалтерской обработке и сброшюрованы в папки по отчетным периодам. Проверка документов способом хронологической последовательности несколько усложняет работу ревизора, так как при этом надо пользоваться одновременно нормативными правовыми актами, методическими, инструктивными и справочными материалами, что создает трудности для изучения каждой операции в отдельности и во взаимосвязи с другими однородными операциями. Поэтому этим способом пользуются при ревизии небольших учреждений и организаций. 20, с.79

Систематизированный способ группировки позволяет выявлять недостатки при исследовании однородных документов за весь ревизуемый период. При этом способе вначале проверяют документы по кассовым операциям, затем по товарным, расчетным и т. д. Этим способом более глубоко изучают отдельные операции и процессы. Его несовершенство состоит в отсутствии хронологической последовательности группировки недостатков и в усложнении информационных связей между однородными хозяйственными операциями (кассовые и банковские операции, подотчетные суммы, издержки и др.). 20, с.80

Хронологически-систематизированный способ смешанной группировки состоит в том, что ревизор выявляет недостатки в хронологической последовательности и систематизирует их по экономической однородности операций (кассовые, банковские, товарные, расчетные и т. д.). 20, с.81

ЧП «Стилнул» ведет учет выбытия товаров по методу цены продажи, то есть с использованием среднего процента торговой наценки. Показатель торговой наценки очень важен для контроля за себестоимостью остатка товаров и отображения ее в балансе, а также для контроля за правильным определением фактической себестоимости реализованных товаров и, соответственно, за объективностью финансовых результатов торговли.

Поскольку уровень торговых наценок на ЧП «Стилнул» существенно отличается (на одну группу товаров она составляет 10%, а на другую - 50%), то применения метода цены продажи не обеспечивает достоверность информации. Для предприятия усовершенствованием оценки выбытия запасов является объединение товаров с приблизительно одинаковым уровнем наценки в группы и осуществления расчета среднего процента торговой наценки для каждой группы отдельно.

Учет товарных запасов и отображение на бухгалтерских счетах фактической себестоимости реализованных товаров на предприятии усложняется потому, что объединение на счете 28 «Товары» активных субсчетов для учета товаров и тары с пассивным регулирующим субсчетом 285 «Торговая наценка», противоречит положением теории бухгалтерского учета.

В продажную (розничную) цену товаров на предприятии входят, кроме первоначальной стоимости товаров, суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные поставщикам, и суммы торговой наценки на покрытие расходов и получение дохода от торговли. Планом счетов для учета торговой наценки на товары предусмотрен отдельный субсчет 285 «Торговая наценка», а товары должны списываться с кредита счета 28 «Товары» на дебет счета 902 «Себестоимость реализованных товаров» по фактической себестоимости.

На предприятии фактическая себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной (розничной) стоимостью реализованных товаров и суммой торговой наценки, которая относится к ним по расчету. Однако в П(С)БУ №9 не указано, как это практически осуществить в синтетическом и аналитическом учете, применяя в учете товаров продажные цены.

Объединение на счете 28 «Товары» активных субсчетов для учета товаров и тары с пассивным регулирующим субсчетом 285 «Торговая наценка» - явление ненормальное, которое приводит к путанице в бухгалтерских записях товарных операций.

В связи с вышеизложенным на ЧП «Стилнул» в рабочем плане счетов целесообразно выделить субсчета к счету 28 «Товары» для отдельного учета товаров каждого вида торговли. Поскольку на субсчете 285 «Торговая наценка» что-то подобное сделать почти невозможно, то для учета торговых наценок целесообразно использовать резервным код счета 29 в классе счетов 2 «Запасы».

Такой подход к учету товаров и торговым наценкам не только дает возможность упростить синтетический и аналитический учет, но и способствует объективному отображению в бухгалтерском учете и отчетности фактической себестоимости реализованных товаров, остатков товаров, а также финансовых результатов торгового предприятия.

Завершенный и системно проверенный учет товарных операций и товаров является основой для бухгалтерского учета других операций (расчетов с поставщиками и покупателями, расходов, которые входят в первоначальную стоимость реализованных товаров, торговых наценок и тому подобное). Поэтому нужно создать условия, чтобы учет товаров по учетным ценам был завершен в первую очередь и как можно быстрее и не задерживал учет других хозяйственных операций.

Следовательно, особенности поступления и выбытия товаров в ЧП «Стилнул» регулируются учетной политикой предприятия, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, действующим законодательством и имеют целью объективное отображение операций приобретения, транспортировки, хранения и продажи товаров, которые подтверждаются первичной документацией.

Выводы и предложения

Контроль деятельности торгового предприятия осуществляется по таким направлениям:

- контроль количественного и стоимостного учета товаров;

- контроль поступления и выбытия товаров на предприятии и расчетов с поставщиками;

- контроль наличия товаров и движения на складах;

- контроль доходов и расходов торгового предприятия;

- порядок формирования и контроль финансовых результатов торгового предприятия.

В качестве объекта управления на торговом предприятии выделяют потоки товарных и материальных ресурсов, денежных и платежных средств, нематериальных активов, обязательств, поддающиеся количественной (стоимостной или натуральной) оценке.

В процессе контроля товарных операций необходимо установить: реальность наличия и существования товаров; все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены; является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами; правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств; правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров и их реализации.

При контроле торговой деятельности первоочередным задачами являются определение соблюдения хозяйничающим субъектом правовых принципов введения такой деятельности. При этом необходимо сосредоточить внимание на решении целого ряда вопросов.

В ходе контроля товарных операций необходимо сверить тождество данных аналитического учета товарных операций оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Данные аналитического учета товарных операций должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета товарных операций. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Обобщение и реализация результатов контроля – это совокупность приемов синтезирования результатов проведенного контроля и принятия решений по устранению выявленных недостатков в финансово-хозяйственной деятельности обревизованного предприятия и предупреждение их повторения в будущем.

Объектом исследования в данной работе выступает частное предприятие «Стилнул» г.Симферополь.

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля строительными материалами. ЧП «Стилнул» осуществляет оптовую и розничную торговлю строительными товарами, сантехникой, материалами для ремонта и прочими видами товаров. Район деятельности г.Симферополь и Симферопольский район.

Бухгалтерская служба, управляемая главным бухгалтером, делящаяся на три секции: по учету товарно-материальных ценностей (осуществляет учет товарно-материальных ценностей предприятия, а также исполняет обязанности по учету основных средств и нематериальных активов);

Бухгалтер по учету расчетных и банковских операций - осуществляет учет денежных средств и расчетов с бюджетом, поставщиками и покупателями; заработной платы, расчетов с рабочими - (осуществляет учет расчетов с рабочими, учет рабочего времени и труда, проведения кассовых операций).

Проведенные исследования показали, что состояние системы бухучета и внутреннего контроля в ЧП «Стилнул» находится на среднем уровне.

ЧП «Стилнул» ведет учет выбытия товаров по методу цены продажи, то есть с использованием среднего процента торговой наценки. Поскольку уровень торговых наценок на ЧП «Стилнул» существенно отличается (на одну группу товаров она составляет 10%, а на другую - 50%), то применения метода цены продажи не обеспечивает достоверность информации. Для предприятия усовершенствованием оценки выбытия запасов является объединение товаров с приблизительно одинаковым уровнем наценки в группы и осуществления расчета среднего процента торговой наценки для каждой группы отдельно.

В ЧП «Стилнул» в рабочем плане счетов целесообразно выделить субсчета к счету 28 «Товары» для отдельного учета товаров каждого вида торговли. Поскольку на субсчете 285 «Торговая наценка» что-то подобное сделать почти невозможно, то для учета торговых наценок целесообразно использовать резервным код счета 29 в классе счетов 2 «Запасы».

Особенности поступления и выбытия товаров в ЧП «Стилнул» регулируются учетной политикой предприятия, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, действующим законодательством и имеют целью объективное отображение операций приобретения, транспортировки, хранения и продажи товаров, которые подтверждаются первичной документацией.

Список использованных источников

1. Закон України «Про аудиторську діяльність» від 22 квітня 1993 р. // Голос України. - 1993. - 29 травня.

2. Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» від 16.07.2000 p., №996-XIV. З наступними змінами і доповненнями.

3. Закон України «Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні» № 2939 – ХІІ від 26.01.93р. із змінами та доповненнями

4. Закон України «Про ліцензування деяких видів підприємницької діяльності» від 01.06.2001 р. №1775-III. З наступними змінами і доповненнями.

5. Закон України «Про патентування окремих видів підприємницької діяльності» від 23.03.96 р. №98/96-ВР. З наступними змінами і доповненнями.

6. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 16 «Витрати», затверджене наказом Міністерства фінансів України від 31.12.99 р. №318.

7. Порядок заняття торговою діяльністю і правила торговельного обслуговування населення, затверджені постановою КМУ від 08.02.95 р. №108.

8. Бакун Ю. Школа бухгалтера. Основи організації роздрібної торгівлі // Дебет-Кредит. -2003. -№№36,39,42,44,48.

9. Бакун Ю. Школа бухгалтера. Основи організації роздрібної торгівлі // Дебет-Кредит.-2004. -№№ 05,10.

10. Бухгалтерський облік в торгівлі. Підручник для студентів вузів спеціальності 7.050106 „Облік і аудит”./ За ред. Проф. Ф.Ф. Бутинця та доц. Н.М. Малюги. -2-ге вид., перероб. і доп. – Житомир: ПП „Рута”, 2003. – 576 с.

11. Аудит: практическое пособие/А.Кузьминский, Н.Кужельный, Е.Петрик и др.; Под ред.А.Кузьминского.-К.: “Учетинформ”, 1996.-283с.

12. Білуха М.Т. Аудит у бізнесі: Посібник для бізнесменів.-Дніпропетровськ:фірма “Преском”, 1994.-240с.

13. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: Учебник. - М., 1992. - 368 с.: ил.

14. Білуха М.Т. Теорія фінансово-господарського контролю і аудиту. — К.: Вища школа, 2004. — 364 с.

15. Бухгалтерский учет: учебник/ П.С.Безруких, А.Н.Кашаев. 3-е изд.-М.:Финансы и статистика.- 2000. 167-268с.

16. Ватуля, І. Д. Аудит: практикум / І. Д. Ватуля, Н. А. Канцедал, О. Г. Пономаренко ; Мін-во освіти і науки України, Полтавська держ. аграрна академія. - К. : ЦУЛ, 2007. - 304 с.

17. Внутренний аудит: Методика проведения. - М.: Международный центр по вопросам налогообложения, 2001. - 80 с.

18. Гончарук, Я.А. Аудит: навчальний посібник / Я. А. Гончарук, В. С. Рудницький. - 3-те вид., перероб. і доп. - К. : Знання, 2007. - 443 с.

19. Завгородний В.П., Савченко В.Я. Бухгалтерский учет, контроль и аудит в условиях рынка.-2-е изд. К.:Фирма "ДИ-КСИ", 2002.-832с.

20. Кужельный Н.В. Бухгалтерский учет и его контрольные функции. Практическое руководство. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 143с.

21. Пшенична, А.Ж. Аудит: навчальний посібник / А. Ж. Пшенична ; Мін-во освіти і науки України, Полтавський ун-т споживчої кооперації України. - К. : ЦУЛ, 2008. - 320с.

22. Рудницький В.С. Внутрішній аудит: методологія, організація:Монографія.-Тернопіль:Економічна думка, 2000.-104с.

23. Савченко, В. Я. Аудит: навчальний посібник / В. Я. Савченко ; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. - К. : КНЕУ, 2005. - 322 с.

24. Терехов А. А. Аудит -.внешний и внутренний/УБухгалтерский учет. -2006. - №4. - С. 15-18.

25. Усач Б.Ф. Контроль і ревізія: Підручник. – К.: Знання – Прес, 2002. – 253с.

26. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М:Инфра-М, 1996. – 176 с.

Приложения

Тест для оценки системы бухучета и внутреннего контроля товарных операций в ЧП «Стилнул»

№ п/п

Содержание вопроса

Варианты ответа

Уровень оценки

да

нет

1

Имеется ли в организации служба внутреннего контроля?

+

Низкий

2

Имеются ли отдельные должности кладовщика и грузчика?

+

Низкий

3

Заключены ли договора о материальной ответственности с материально-ответственными лицами?

+

Средний

4

Имеется ли учетная политика?

+

Высокий

5

Отражен ли в учетной политике метод оценки товаров?

+

Высокий

6

Ведется ли на складе раздельный учет товаров по разным видам деятельности (опт и розница)?

+

Средний

7

Ведется ли количественно-суммовой учет товаров на складах?

+

Высокий

8

Проводится ли обязательная инвентаризация товаров?

+

Высокий

9

Проводится ли внезапная инвентаризация товаров?

+

Средний

10

Сверяются ли данные бухгалтерского учета товаров с данными складского учета?

+

Высокий

11

Ведется ли учет договоров с покупателями?

+

Средний

12

Ведутся ли на складе карточки складского учета товаров?

+

Низкий

13

Сверяются ли эти данные с данными складской программы?

+

Высокий

Всего:

10

3

Акт

контрольной проверки инвентаризации ценностей

на складе № 1, где проводилась

инвентаризация 9 октября 2008 г.

Инвентаризация ценностей проводилась на 9 октября 2008 г. комиссией в составе: члена постоянно действующей инвентаризационной комиссии — главного бухгалтера Нестеренко Г.П., главы инвентаризационной комиссии — Кулаги О И., членов инвентаризационной комиссии — Якименко Б.Р., Бурдейного Я.С.

Контрольной проверкой установлено:

  1. В соответствии с Инвентаризационной описью значится в наличии 285 наименований ценностей на сумму 85752 грн.12 коп.

  2. Результаты проверки:

№ по описи

Наименования контрольное проверенных ценностей

Значится в инвентаризационной описи

Фактически выявлено контрольной проверкой

Результат проверки (+ больше, – меньше)

Коли

чество

цена

сумма

Коли

чество

цена

сумма

Коли

чество

цена

сумма

8

Болты

450

0,90

405,00

439

0,90

395,1

-11

0,90

-9,90

Всего

Подписи: Лицо, которое проводило контрольную проверку

Председатель Инвентаризационной комиссии

Члены Инвентаризационной комиссии

Проверка документального оформления поступления товаров от поставщиков, правильность отражения в бухгалтерском учете

п/п

№ накл

Дата накл.

Дата отражения в бух.учете

Отклонения

Сумма накл.

Сумма накл., принятая в бух.учете

Замечания к оформлению документа

1

54

20.12.08

20.12.08

-

258,50

258,50

-

2

359

27.12.08

27.12.08

-

4050,00

4050,00

Нет подписи кладовщика о принятии

Вывод: Весь товар приходуется в бухгалтерском учете во время и в полном объеме. Имеются незначительные замечания к оформлению накладных, которые необходимо устранить в ближайшее время.