Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ.

1.1. Понятие внебюджетных социальных фондов.

1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности

внебюджетных социальных фондов.

ГЛАВА 2. УЧЁТ РАСЧЁТОВ С СОЦИАЛЬНЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ.

    1. Состав ФОТ и выплат социального характера.

2.2. Учёт расчётов с социальными внебюджетными фондами.

2.3. Отчётность по внебюджетным социальным фондам.

    1. Ответственность за нарушение законодательства

о внебюджетных фондах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. Страховые взносы, поступающие в фонды, имеют налоговую природу – как и налоги, страховые взносы устанавливаются государством, являются обязательными, и к тому же относятся на себестоимость работ и услуг плательщика и поэтому самым непосредственным образом связаны с налогом на прибыль. На сегодняшний день данная тема является актуальной. В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, то есть доходы превышают расходы. Доходная часть внебюджетных фондов формируется за счёт целевых отчислений. Источниками отчислений являются – ВВП, тарифы, страховые взносы зависящие от оплаты труда.

Целью курсовой работы является, изучение и отражение учёта расчётов с государственными внебюджетными фондами социального назначения.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие внебюджетных социальных фондов;

  • Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности внебюджетных социальных фондов;

  • Отразить состав ФОТ и выплат социального характера;

  • Рассмотреть учёт расчётов с социальными внебюджетными фондами;

  • Указать перечень выплат на которые не начисляются страховые платежи;

  • Рассмотреть правильность начисления платежей во внебюджетные фонды;

  • Рассмотреть своевременные отчисления страховых взносов во внебюджетные социальные фонды;

  • Рассмотреть ответственность за нарушение законодательства о внебюджетных социальных фондах;

ГЛАВА 1. Понятие внебюджетных социальных фондов.

1.1. Понятие внебюджетных социальных фондов.

Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные и экономические.

В состав государственных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ. Данные фонды собирают средства для финансирования важнейших социальных программ – это выплата пенсий, оказание бесплатной медицинской помощи, выплата пособий по безработице, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.

Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитными учреждениями. Оперативное управление средствами Государственного фонда занятости населения РФ осуществляют органы службы занятости Минтруда России. К числу социальных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что они созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

1.2. Нормативно – правовое регулирование деятельности внебюджетных социальных фондов.

Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143 - 150).

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ создан в соответствии со статьёй 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года. Его правовой режим определён Положением о пенсион-ном фонде РФ, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются страховые взносы работодателей и граждан; ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а так же на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного Фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные пенсионного фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчёт о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ образуется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской федерации» и предназначен для финансирования мероприятий связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Правовой режим фонда определён Положением о Государственном фонде занятости населения РФ, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г.

Средства фонда занятости являются федеральной государственной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Эти средства не входят в состав бюджетов.

Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости, фондов занятости, формируемых в субъектах Федерации, городах и районах (кроме районов в городах).

Основными источниками образования Государственного фонда занятости населения РФ в соответствии со ст. 22 закона РФ «О занятости населения в Российской федерации» являются: обязательные страховые взносы работодателей; обязательные страховые взносы с заработка работающих; бюджетные ассигнования; добровольные взносы и другие поступления. В Положении о Государственном фонде занятости населения РФ эти источники конкретизируются применительно к различным частям этого фонда.

Средства фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профподготовку и переподготовку безработных граж-дан; на организацию общественных работ, на выплату пособий по безработице, оказание материальной помощи безработным, возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным, на мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест, на другие цели.

Бюджет фонда занятости населения РФ и отчёт о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим этих фондов определён Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно-свободных денежных средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления. При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и отчёт о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определён постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования» от 12 февраля 1994 года.

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений фонда.

Денежные средства фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат.

Бюджет фонда социального страхования РФ и отчёт о его исполнении рассматриваются Государственной Думой.

Источниками образования фонда социального страхования РФ являются: страховые взносы работодателей-организаций и граждан, осуществляющих приём на работу по трудовому договору, доходы от инвестирования части временно свободных денежных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц.

Направлениями расходов фонда являются: выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; оплата путёвок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичная оплата путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страхова-нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе-ваний» от 24 июля 1998 г. предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу.

ГЛАВА 2. Учёт расчётов с внебюджетными социальными фондами

2.1. Состав ФОТ и выплат социального характера.

Инструкция о составе Фонда заработной платы и выплат социального характера утверждена постановлением Госкомстата России, Минфином России, Минтрудом России и Центральным банком России. Введена в действие с 1 января 1996 г.

Общие положения:

В состав ФОТ включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стиму-лирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрения, а так же выплаты за питание, жильё, топливо, носящие регулярный характер.

В состав выплат социального характера включаются компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).

Состав ФОТ:

Включению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:

Оплата за отработанное время

  • Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время.

  • З/п, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки реализации продукции (выполнение работ и оказание услуг).

  • Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.

  • Премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий), носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты.

  • Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам.

  • Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения за выслугу лет, стаж работы.

  • Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:

Выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по районным коэффициентам; коэффициентам за работу в пустынных, безводных местностях и высокогорных районах; процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностям и других районах с тяжёлыми климатическими условиями.

Доплату за работу во вредных или опасных условиях и на тяжёлых работах.

Доплаты за работы в ночное время.

Оплата работы в выходные и праздничные дни.

Оплата сверхурочной работы.

Оплата работникам за дни отдыха, предоставляемые в связи с работой сверхнормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы, при суммированном учёте рабочего времени и в других случаях, установленных законодательством.

Доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно.

  • Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистов предприятий освобождённых от основной работы и привлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

  • Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы.

  • Выплата разницы в окладах при временном заместительстве.

  • Оплата труда лиц принятых на работу по совместительству.

Оплата за неотработанное время

  • Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсации за неиспользованный отпуск).

  • Оплата льготных часов подростков.

  • Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимся в образовательных учреждениях.

  • Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных или общественных обязанностей.

  • Оплата простоев не по вине работников.

  • Оплата за время вынужденного прогула.

Единовременные поощрительные выплаты

  • Единовременные (разовые) премии независимо от источника их выплаты.

  • Вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет.

  • Материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников.

  • Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

  • Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков.

Выплаты на питание, жильё, топливо

  • Стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов.

  • Оплата стоимости питания, в том числе в столовых, буфетах, в виде талонов, предоставления его по льготным ценам или бесплатно.

  • Стоимость бесплатно предоставленных работникам жилья и коммунальных услуг или суммы денежной компенсации за предоставление их бесплатно.

  • Средства на возмещение расходов работников по оплате жилья (сверхпредусмотренного законодательством).

  • Стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива.

Выплаты социального характера:

К выплатам социального характера, в частности, относятся:

  • Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счёт предприятия.

  • Страховые платежи, уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу работников за счёт средств предприятия.

  • Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счёт средств предприятия.

  • Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счёт средств предприятия.

  • Оплата путёвок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счёт средств предприятия.

  • Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.

  • Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком (без пособий по социальному страхованию).

  • Суммы, выплаченные за счёт средств предприятия, в возмещение вреда, причинённого работникам увечья, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.

  • Выходное пособие при прекращении трудового договора.

  • Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности и штата работников.

  • Выплаты за счёт средств бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

  • Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.

  • Расходы на погашение ссуд, выданных работнику предприятия.

    1. Учёт расчётов с внебюджетными социальными фондами.

Перечень выплат на которые начисляются страховые взносы

Страховые взносы (платежи) во внебюджетные фонды начисляются предприятиям на все виды выплат (в денежном или натуральном выражении) по всем основаниям включая штатных, внештатных, сезонных, временных, совместителей, а также выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

- оплата простоев, времени выполнения гос.обязанностей, часов ночной работы, сверх.урочных, за совмещение профессий, премии за производственные результаты;

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД: Статьёй 100 закона РФ от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» предусмотрено, что заработок для исчисления пенсий включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Начисление страховых взносов производиться работодателем по отношению к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования. В соответствии с действующим законодательством, начиная с 1997 года, расширена база для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для предприятий за счёт вознаграждений, выплачиваемых по всем (а не только подряда и поручения, как было установлено ранее) договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. 69-1. Виды выплат и вознаграждений, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ определены постановлением Правительства РФ от 7.07.99 № 765. Пособия выплачиваемые за счёт ФСС:

выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение; оплата путёвок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичная оплата путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД. 69-2. Виды выплат на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд, определены постановлением Правительства РФ от 07.05.97 № 546 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ»:

- выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности и т.д.;

- государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты;

- суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательствам РФ в возмещении вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;

- материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

- единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии;

- суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам, выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством РФ, а также документально подтверждённые фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приёмом на другую работу в другую местность;

- стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников;

- стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемая организацией;

- стипендии выплачиваемые за период обучения;

- доходы по акциям и др. доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям);

- суммы страховых платежей по договорам добровольного медицинского страхования, заключённого на срок не менее одного года;

ФСС:

Дт 20,23,25,26,31,43,47,88,89/Кт 69-1 начислены в установленном размере платежи в Фонд социального страхования

Дт 69-1/Кт 51 перечислены с расчётного счёта платежи в ФСС

Дт 69-1/Кт 70 начислены членам трудового коллектива пособия за счёт средств ФСС

Дт 50/ Кт 69-1 поступили наличные деньги в кассу от членов трудового коллектив в частичную оплату стоимости льготных соцстраховских путёвок

ПФ:

Дт 20,23,25,26,31,88,89/ Кт 69-2 начисляются страховые взносы в Пенси-онный фонд

Дт 70/Кт 69-2 1% из заработной платы удерживается в ПФ.

Дт 76/Кт 69-2 произведены обязательные платежи в ПФ из сумм, выплаченных по договорам гражданско-правового характера.

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 69-3;

ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ 69-4;

- компенсация за отпуск, выходное пособие при увольнении;

  • дотации на обеды, стоимость путёвок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счёт чистой прибыли;

  • материальная помощь, выплачиваемая работнику на покрытие потерь в результате пожара, хищения имущества, увечья, на погребение работника;

  • по больничным листам, пособия по беременности и родам, на детей, ритуальное и др.;

  • компенсация в пределах установленных норм

  • доходы по акциям

ФОМС:

Дт 08,10,20,23,25,26,43,47,88,96/ Кт 69-3 суммы взносов начисленные в ФОМС от отплаты труда

Дт 69-3/Кт 51 перечисления с расчётного счёта платежи в ФОМС в уста-новленные сроки

ФЗН:

Дт 08,10,20,23,24,25,26,43,47,88,96/Кт 69-4 начислены в установленном размере платежи в Фонд занятости населения

Дт 69-4/Кт 51 Перечислены с расчётного счёта платежи в Фонд занятости населения.

Страхование от несчастных случаев:

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила

Отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска.

1.Настоящие правила определяют порядок отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска для установления страховых тарифов, соответствующих уровню производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившемуся в отраслях экономики.

2.Все отрасли экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска.

3.Классификация отраслей экономики по классам профессионального риска согласно приложению предусматривает 14 классов профессионального риска. Наименование отраслей экономики, используемые в указанной классификации, соответствуют общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства».

4.Класс профессионального риска для отрасли экономики определяется величиной интегрального показателя профессионального риска.

6.Интегральный показатель профессионального риска рассчитывается по формуле Ип = (вв : фот) 100, где

Ип – интегральный показатель профессионального риска по отрасли экономики, выраженный в %;

вв – сумма в возмещение вреда, начисленная в отрасли экономики в истёкшем календарном году;

фот – размер фонда оплаты труда в отрасли экономики, на который начислены взносы в ФСС РФ в истёкшем календарном году.

8.Организации и физические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат отнесению к отрасли экономики, которой соответствует их основная деятельность. Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям экономики, он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска.

11.Класс профессионального риска страхователя определяется ФСС РФ в соответствии с предусмотренной настоящими Правилами классификацией отраслей экономики по классам профессионального риска.

12. При изменении класса профессионального риска отрасли экономики ФСС РФ в соответствии с внесёнными в классификацию отраслей экономики по классам профессионального риска коррективами изменяет класс профессионального риска страхователя.

Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год. Принят Государственной Думой 1 декабря 1999 г. Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 г.

Установленные страховые тарифы на 2000 год:

I Класс профессионального риска – 0,2

II Класс профессионального риска – 0,3

III Класс профессионального риска – 0,5

IV Класс профессионального риска – 1,4

V Класс профессионального риска – 1,7

VI Класс профессионального риска – 1,8

VII Класс профессионального риска – 1,9

VIII Класс профессионального риска – 3,1

IX Класс профессионального риска – 3,7

X Класс профессионального риска – 3,8

XI Класс профессионального риска – 4,3

XII Класс профессионального риска – 5,9

XIII Класс профессионального риска – 6,8

XIV Класс профессионального риска – 10,7

2.3. Отчётность по внебюджетным социальным фондам.

Страхователи ежеквартально представляют в соответствующие социальные фонды расчётные ведомости установленной формы по страховым платежам. Эти ведомости составляют в двух экземплярах нарастающим итогом с начала года. Первый экземпляр представляют в территориальное отделение социального фонда, второй экземпляр с распиской уполномоченного фонда хранится в делах организации в течение 5 лет.

Установленные сроки платежей в государственные внебюджетные социальные фонды:

В ФСС – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истёкший месяц (п.2.6 Инструкции ФСС):

В ПФ – ежемесячно в сроки получения в учреждении банка средств на оплату труда за истёкший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены взносы (п.43 Инструкции ПФ):

В ФОМС – один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истёкший месяц (п.10 Инструкции ФОМС)

Срок уплаты страховых взносов в Фонд занятости населения НЕ УСТАНОВЛЕН.

Начисленные платежи перечисляются не позднее установленных сроков (Дт 69 / Кт 51). Для этого организации представляют в учреждение банка платёжные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платёжное поручение предоставляется в банк независимо от состояния расчётного счёта. За нарушение установленных сроков платежа организации сами начисляют (Дт 88 / Кт 69) и уплачивают (Дт 69/ Кт 51) пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. Дата выдачи заработной платы устанавливается в коллективном договоре или других документах (приказом, распоряже-нием, соглашением, уставом, решением общего собрания) и указывается в

Заявлении на регистрацию. Если организация переменила дату получения заработной платы, то она обязана в письменной форме известить социальные фонды с приложением справки банка об этом либо копии кассовой заявки. Излишне внесённые на счета внебюджетных фондов суммы страховых взносов зачитываются в счёт очередных платежей в фонды или возвращаются плательщику.

Днём уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования считается день списания банком суммы платежа со счёта организации независимо от времени зачисления её на счёт исполнительного органа фонда. При перечислении страховых взносов на счета профсоюзных организации, такие суммы являются задолженностью и взыскиваются органами Фонда социального страхования РФ и налоговыми органами в бесспорном порядке.

Днём уплаты страховых взносов в пенсионный фонд считается день, когда соответствующие средства списаны с расчётного счёта плательщика. Однако, согласно статье 8 Закона № 56 – ФЗ, работодатели уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках средств, для выплаты заработной платы работникам. Если расчёты с работниками ведутся в безналичном порядке (например, с использованием пластиковых карт банков), то страховые взносы в данном случае должны уплачиваться в день перечисления денежных средств на лицевые счета работников. Если организация не имеет счёта в банке, то уплата страховых взносов осуществляется в дни фактической выдачи заработной платы. Аналогичный порядок действует для работодателей, которые производят выплаты работникам в наличной форме. Статьёй 8 Закона №56 – ФЗ уточнены сроки уплаты страховых взносов для организаций, заключающих авторские договоры, а так же договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и выплачивающих по ним вознаграждение. Уплата страховых взносов по таким договорам должна производиться организациями в дни фактических выплат по договору.

Так как день уплаты в Фонд занятости населения не установлен, по существующей на сегодняшний день практике на него распространяется норма, предусмотренная для налоговых платежей в бюджет.

Если отчёт сдан не вовремя, т.е. позднее установленного срока, то с плательщика взыскивается штраф в размере 10 % причитающихся к уплате в отчётном квартале страховых взносов. Если у вас нет возможности лично представить расчётную ведомость ( болезнь, выполнение гос.обязанностей и др.), необходимо отправить её по почте заказной корреспонденцией с уведомлением. Штамп почтового отделения о приёме отправления и будет сроком предоставления отчёта, поэтому важно сохранить квитанцию почтового отделения.

Когда последний день предоставления отчёта совпадает с выходным днём, отчёт следует представить не позднее 1-го рабочего дня после выходного. Так, если 15-е (30-е) число – суббота, то последний срок сдачи –17-е число (1-е или 2-е число следующего месяца). Некоторые региональные отделения государственных внебюджетных социальных фондов требуют предоставить квартальные отчёты лично. Такая норма не предусмотрена законодательством.

Сроки предоставления отчётов

во внебюджетные социальные фонды.

Социальный фонд

Форма отчёта

Срок представления

Фонд социального страхования

4 –ФСС РФ

Не позднее 15-го числа (апреля, июля, октября, января)

Пенсионный фонд

4-ПФ РФ

Не позднее 30-го числа (апреля, июля, октября, января)

Фонд обязательного медицинского страхования

Расчётная ведомость по взносу в ФОМС

В сроки, предусмотренные для сдачи бухгалтерской отчётности

Фонд занятости населения

Расчётная ведомость по взносу в ФЗН

Не позднее 30-го числа (апреля, июля, октября, января)

С учётом вышеизложенного и в соответствии с Федеральными законами от 08.01.98 № 9-ФЗ, устанавливающими тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд Социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования РФ страховые взносы уплачивают:

В Пенсионный фонд РФ:

  • организации –работодатели в размере 28 % от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по авторским договорам;

  • для работающих граждан – в размере 1 % от установленных выплат;

  • для физических лиц как временный целевой сбор – в размере 2 %;

  • 20,6 % для индивидуальных предпринимателей фермерских хозяйств, нотариусов занимающихся частной практикой, а также физических лиц творческих профессий, частных детективов, адвокатов. Следует обратить внимание, что на основании п. 4 Порядка 1998 г. названные категории плательщиков начисляют и уплачивают временный целевой сбор в размере 2 %;

В Фонд социального страхования :

  • организации –работодатели в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям

В Государственный фонд занятости населения:

  • организации – работодатели в размере 1,5 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения;

В Фонды обязательного медицинского страхования РФ:

- организации – работодатели в размере 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Следует отметить, что страховые взносы не начисляются до вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования, статей бюджета и видов платёжных документов, по которым были произведены расчёты по оплате труда.

Если оплата труда начисляется в иностранной валюте, то взносы могут начисляться в валюте и перечисляться на валютные счета внебюджетных фондов.

2.3. Ответственность за нарушение сроков начисления страховых взносов.

В случае нарушения плательщиками требований установленных законодательством применяются финансовые санкции в виде начисления пени за каждый день просрочки и назначение штрафов. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесённая сумма считается просроченной задолженностью по страховым платежам, т.е. недоимкой, и подлежит взысканию с должника с начислением соответствующей пени. В сумму недоимки должна быть включена и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов органами внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ :

Законом № 56 – ФЗ изменён размер пеней, начисляемых на сумму недоимки за просрочку уплаты страховых взносов. Размер пеней установлен в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки. Особое внимание следует обратить на то, что теперь:

  • взыскание финансовых санкций производиться только в судебном порядке;

  • за сокрытие или занижение выплат по авторским договорам налагаются финансовые санкции.

При сокрытии или занижении предприятием суммы оплаты труда, на которую должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд, к предприятию применяются финансовые санкции в виде взыскания всей сокрытой суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы. А при повторном нарушении, - штрафа в двойном размере. За непредставление в установленные сроки расчётной ведомости к предприятию применяется санкция в виде штрафа в размере 10 % причитающихся в отчётном квартале к уплате сумм страховых взносов в ПФ. За отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в ПФ к предприятию применяется финансовая санкция в виде штрафа в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов. За несвоевременное зачисление страховых взносов, а также пени, штрафов и иных финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ, на счета ПФ с корреспондентского счёта банка, обслуживающего фонд, соответствующим органом Фонда взыскивается пеня, а размере 1 % от этих сумм за каждый день просрочки.

Согласно статье 11 Закона № 56 – ФЗ, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ получили право на основе заключаемых с организациями соглашений:

  • предоставлять организациям рассрочки сроком на 1 год на погашение сумм недоимок по страховым взносам и начисленным пеням, образовавшимся по состоянию на 1 января 1999 года;

  • продлевать соглашение о рассрочке ещё на 1 год, если сумма недоимки организации превышает сумму плановых начислений за 24 месяца;

  • приостанавливать начисление пеней на сумму недоимки по страховым взносам на период действия соглашений о рассрочке, но при условии своевременной уплаты данной организацией текущих платежей.

Фонд социального страхования:

Применение финансовых санкций при нарушении порядка уплаты страховых взносов в ФСС осуществляется в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России. Таким образом, санкции, применяемые по платежам в Фонд социального страхования РФ, соответствуют санкциям по платежам в Пенсионный фонд России. При этом необходимо иметь в виду, что финансовые санкции применяются ко всей сумме оплаты труда в случае её сокрытия или занижения при начислении страховых взносов. А взыскание пеней и применение штрафов в размере 10 % за несвоевременную сдачу расчётной ведомости и несвоевременную постановку на учёт производится от той части суммы платежей, которая подлежит перечислению в Фонд социального страхования РФ. В 1999 году органы фонда обязаны списывать пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объёме и погасивших просроченную задолженность по страховым платежам, в зависимости от сроков погашения задолженности.

Фонд обязательного медицинского страхования:

Пени начисляются на сумму недоимки, то есть на не внесённую в установленный срок сумму страховых платежей. Законом № 91 – ФЗ установлены следующие размеры пеней:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки – по взносам работодателей и других плательщиков;

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки – по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Государственный фонд занятости населения:

В случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы в Фонд занятости, к плательщику применяется санкция в виде взыскания взноса с сокрытой или заниженной суммы штрафа в размере суммы этого взноса, а при повторном в течение года нарушение – штрафа в двойном размере. Размер пени за каждый день просрочки равен 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Заключение.

Таким образом, государственные внебюджетные фонды социаль-ного назначения представляют собой многофункциональную финансовую систему. Они позволяют государству получать допол-нительные финансовые ресурсы, что в свою очередь делает возможным выплату пенсий, пособий и других социальных льгот гражданам РФ. Предприятия, осуществляющие отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения гарантируют своим работникам потерявшим трудоспособность защиту в виде социальных выплат. Поэтому пенсионеры, инвалиды защищены с двух сторон: со стороны государства и со стороны коммерческих и некоммерческих организаций производящих отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что государст-венные внебюджетные фонды социального назначения играют важную роль в развитии социальной сферы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации: Утв. поста-новлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11. 11 94 г. № 258, с изменениями и дополнениями.

  2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учёта средств государственного страхования: Утв. постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ и Госналогслужбы РФ от 02.10. 96 г. № 162, 2, 87, 07-1-07.

  3. Инструкция о порядке взимания и учёта страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование: Утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. № 1018.

  4. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 12. 02.94 г. № 101.

  5. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. № 4543 – 1.

  6. Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации: Утв. постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 г. № 5132 – 1.

  7. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» от 30 марта 1999г.

  8. Федеральный закон «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год» от 1.05.99 г. № 91-ФЗ.

  9. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год» от 30 апреля 1999 г. № 83-ФЗ.

  10. Федеральный закон «О бюджете государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год» от 1 мая 1999 г. № 90-ФЗ.

  11. Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 11- 1999. С. 54–57.

  12. Калинина Н.А. Платежи во внебюджетные фонды // Главбух № 12 – 1999. С. 56–60.

  13. Емельянов В.А., Кирилов Ф.Ф. Особенности уплаты страховых взно-сов в Фонд занятости // Главбух № 6 – 1998. С. 35–37.

  14. Нестерова Г.И. Порядок отчисления страховых взносов в госу-дарственные внебюджетные социальные фонды // Бухгалтерский учёт № 9 – 1998. С. 17–21.

  15. Соловьёв А.К. Пенсионный фонд: новое в уплате страховых взносов. – М: «Бухгалтерский учёт» 1997 г. - 91 с.

  16. Луговой В.А. Оплата труда: бухгалтерский учёт и расчёты – М: «Бух-галтерский учёт» 1997 г. – 106 с.