Шпаргалки по Бух. учету
В.1. Учет и его виды. Многие связывают имя Лука Пачоли с «бухучетом», с его возникновением. Но никто точно не знает , когда возник бухучет, предполагается, что он возник в период возникновения торговли(купеческий период). Дебет с лат.- я верю, кредит- он должен. С появлением частной собственности у БУ появилась функция делать прибыль. Большое влияние на развитие учете оказала частная собств., до нее цель учета состояла в отслеживании сохранности имущества, учете долгов. В России реализации главной цели БУ- получения прибыли- начинается с 90-х г.г. Различают 3 вида учета:
оперативный учет, статистический учет и БУ. В настоящее время учет принято делить:
Бух. управ.уч.(нерегулир-ся законодат-ом и зависит от квалификации менедж-та, его цнль- учет анализ, планирование и д.р, с целью получения мах прибыли). БУ(финансовый)- цель его формирование информации для внешних пользователей, прежде всего инвесторов с целью принятия ими эк. Решений. Продуктом учета яв-ся бух. фин. отчет-ть. Она публична. В БФУ формир-ся пок-ль- бух. прибыль., если из этого показателя вычтем налог на прибыль, то получим чистую прибыль, которая яв-ся основой для выплаты доходов собственникам. БФУ имеет систему нормат-го регулирования, состоящую из 4-х уровней: 1.ГК РФ, ФЗ «Об акц.общ.», «Об ООО», «О БУ». 2.положение поведения БУ и бух. отчет-ти, нац. Станд-ты БУ(20шт.) 3.Метод, указ. к нац. стандартам., план счетов БУ. 4.Учетная политика п\п.Налоговый- налоговый кодекс гл.25,26. Налоговый учет регулируется налоговым кодексом. Его цель: формирование информации для расчета налога на прибыль. Его продуктом яв-ся налоговая декларация.
2.Система нормативного регулирования бух. учета в России. Бух. учет имеет 3 основные модели: 1)континентальная, в которой бух. учет жестко регламентирован инструкциями обязательными для применения(Франция, Германия).2)английская, здесь учет основан на положениях, ряд из которых обязателен к применению.3)американская, здесь бух. учет основан на общих принципах, а нормативные документы в большинстве своем носят рекомендательный хар-р. Бух. учет ведется по принципу: разрешено все, что не запрещено. До 90-х г. 20 века бух. учет в России развивался по континентальной модели. Начиная с 90-х г. основа бух. учета стала составлять американская модель, но с некоторыми модификациями. В настоящее время система нормативного регулирования бух. учета в России содержит 4 уровня: 1 уровень ГК часть 1,2. федеральные законы: «О бух. учете», «Об АО», «Об ООО», «О гос. поддержке малого предпринимательства и тд.».Трудовой кодекс. 2 уровень Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности. Национальные стандарты по бух. учету – положения по бух. учету(ПБУ): ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; ПБУ 2/94 « Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 4/99 «Бух. отчетность организации»; ПБУ 5/01 « Учет материально производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 7/98 « События после отчетной даты»; ПБУ 8/01 «Условные факты хоз. деят-ти»; ПБУ 9/99 « Доходы организации»; ПБУ 10/99 «Расходы организаций»; ПБУ 11/2000 «Инф. Об аффилированных лицах»; ПБУ 12/2000 «Инф. по сегментам»; ПБУ 13/2000 «Учет гос. помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет не мат. Активов»; ПБУ 15/01 «Учет заемов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; ПБУ 16/02 «Инф. по прекращаемой деят-ти»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские опытно конструкторские и технологические работы»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 19/02 «Учет фин. вложений»; ПБУ 20/02 «Учет совместной деят-ти»; 3 уровень. Методические рекомендации к нац. стандартам(ПБУ 5/01, ПБУ 6/01), указания, инструкции(план счетов бух. учета). 4 уровень Рабочие документы п/п(учетная политика).
3. забалансовые счета предназ-ы для отраж-ия событий, не влияющих на баланс хозяйствующего субъекта. Они также испол-ся для учета ср-в, не принадлеж. п/п. Данные забалансовых счетов носят контрольное и справочное значение. Записи в них производятся без использования метода двойной записи.
В.4. понятие оценки. Оценка фин. вложений. Оценка- отражение объектов в едином денежном выражении.Рос. законодат. предусмотрены след. Виды оценки: 1)По фактич-ой стоим-ти(по сумме фактич. уплач-х ден. средств); 2)по восстановительной стоим-ти(по сумме ден. сред-в, которая может быть выражена в норм. усл.); 3)по цене возможной реализации(сумма, которая может быть реально получена при продаже объекта); 4)по дисконтированной стоим-ти(по сумме возможных ден. поступлений). Оценка финансовых вложений. Инвесиции орг-ии в уставные капиталы др. орг-ий с целью получения доходов. В рез-те орг-ии приобретают ценные бумаги, которые оцениваются по первоначальной стоимости, т.е. по сумме всех затрат на приобретение. Этими затратами могут быть: ст-ть ценной бумаги; консультативные услуги, услуги посредников и т.п.
5.Задачи и принципы бух. учета. Задачи бух. учета сформулированы в пункте 3 статьи 1 федерального закона «О бух. учете»: 1)формирование полной и достоверной информации о деят-ти п/п; 2)получение информации необходимой для целей управления; 3)предотвращение отрицательных фактов общественной жизни. Не из закона: Учет сводится к исчислению фин. результатов (прибыли). Принцип-это лат. слово, которое означает базовое положение предопределяющее все остальные действия. Основные принципы, заложенные в российском законодательстве след.: 1) имущественная обособленность-имущество организации существует отдельно от имущества собственников; 2)непрерывность деят-ти - предполагается, что бизнес существует вечно; 3)последовательность учетной пол-ки-учет ведется постоянно из года в год; 3)полнота бухг. инф; 4)принцип начисления-доходы отражаются в учете не в момент получения денег, а в момент возникновения права на них; расходы отражаются в учете не в момент уплаты денег, а в момент их осуществления; 5) своевременность отражения фактов хоз. жизни; 6)принцип осторожности-доходы показываются в учете как можно позже, а расходы-как можно раньше; 7)принцип приоритет содержания перед формой; 8)рациональность ведения бух. учета-затраты на ведение бух. учета не должны превышать пользы от использования их данных.
В.7. Классификация имущества организации. Имущества организации иначе называют активами. Они делятся на 2 группы: 1. оборотные: 1)сырье, материалы, полуфабркаты…; 2) незавершенное произ-во, изделия несданные на склад. на конец мес.; 3)Гот. продукция- изд. Полностью законченные обработкой, сданные на склад, принятые отделом качества; 4)Товары- изделия, полученные о др.организаций и лиц, подлежащие перепродаже без дополнительной переработки на денном п\п. 5)Товары, отгруженные-продукция, которая передана покупателю, но правособств-ти к ему на них не перешло 6)Дебиторская задолженность-задол-ть др. п\п и лиц нашему п\п. 7)Денежные ср-ва- хранятся на расчетных, валютных и спец. Счетах в банках. 8)Краткосрочные фин. вложения- инвестиции в др. организации или в пользу др. лиц на срок не менее 12 мес.
2. Внеоборотные активы: 1)Основные ср-ва- объекты, которые используются в орг-ии больше 12 мес., с целью получения дохода(здание, оборудование, транспорт.ср-ва…);
2) Нематериальные активы-активы, которые не имеют мат-вещественной формы, и использ-ся в орг-ии больше 12 мес. С целью получения дохода. Права на пользование чем-либо, торговые марки, знаки …; 3)Долгосрочные фин. вложения- инвестиции в др. орг-ии или в пользу физ. Лиц, гна срок, превышающий 12 мес.
8.Журнально-ордерная форма учета. Это наиболее часто применяемая форма бух. учета. Она заложена в основу всех компьютерных программ по бух.учету.
Основным регистром при данной форме учета явл-ся журнал-ордер. Он ведется по кредиту счетов. Некоторые операции предварительно группируются в ведомостях, а затем переносятся в журнал-ордер. Некоторые операции контролируются ведомостью, т.е. по ним составляется и ведомость и журнал-ордер. В большинстве случаев журналы-ордера совмещают в себе синтетический и аналитический учет. Последний вид учета организуется также в карточках, но на практике аналит. Учет при данной форме организуется плохо. Данные из журналов-ордеров переносятся в главную книгу, которая ведется по дебету счетов. Она имеет вид: счет50 Рисунок_______
На основе главной книги составляется бух. отчетность, для упрощения расчетов может быть составлена оборотная ведомость. Рисунок___________
9. упрощенная форма БУ
При использовании этого метода каждая ХО, исходя из ее эконом. содержания, отражается в денежном выражении не менее чем на двух счетах БУ. При организации БУ на м\п допускается применение рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов, но следует иметь в виду, что выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех ХО, осуществляемых данным м\п в процессе хоз. деятельности, с отражением особенностей такого п\п. М\п представляют бух. отчетность ежеквартально и ежегодно в адреса, предусмотренные Положением о БУ и отчетности. Отчетный год для м\п – период с 01.01. по 31.12 включительно. К годовой отчетности м\п прилагает пояснительную записку, в которой излагается уч. политика, основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты его деятельности и фин. состояние.
11.Классификация обязательств организации. Обязательства иначе называют пассивами. Они делятся на 2 группы: 1)обязательства перед собственниками: а)капитал: уставный-это сумма вкладов первоначально вложенных собственниками п/п.; добавочный-это суммы, которые добавляются к уставному капиталу в процессе деят-ти; резервный капитал-это суммы, которые отвлекаются от прибыли для погашения будущих непредвиденных расходов; б)прибыль. Различают 3 разновидности: бухгалтерская - разница между доходами и расходами; чистая-разница между бух. прибылью и налогом на прибыль; нераспределенная-разница между чистой прибылью и суммами дохода выплаченные собственникам; 2)обязательства перед третьими лицами: а)кредиты и займы; б)кредиторская задолжность-задолжность нашего п/п другим п/п и лицам(бюджету, поставщикам, работникам по оплате труда).
В.12. Текущий б/у осн-ых ср-в. Осн-ые ср-ва приним-ся к учету по первонач-ой стоим-ти. Она опред-ым образом формир-ся, поэтому в плане-счетов отражается этот процесс. Им явл-ся активный счет 08 (влож-я во внеобор-ые активы). По дебету этого счета отраж-ся формир-е первонач-ой ст-ти, а по кредету - полученная сумма переносится на счет 01 (осн.ср-ва). 08 счет может корреп-ся со след.счетами: сч.60 (расчеты спост-ами и подряд-ами) в случае их приобр-я и постав-ов; сч.65 (расчеты с учред-ями) в случае получ-я их в кач-ве вклада у уставный капитал; сч.98 (доходы будущих периодов) в случае получ-я их безвозмездно. СХЕМА.Сумма, сформир-ая на счете 01, назв-ся первонач-ой ст-тью и обычно остается неизменной. Если она изм-ся, то обычно также использ-ся счет 08. Ст-ть осн.ср-в погаш-ся по ср-вам начисл-я амортиз-ии. Ее начисл-е отраж-ся по К сч.02 (аморт-я осн.ср-в) и увел-ся себест-ть прод-ии, работ, услуг. Таким образом, начисл-е амортиз-и не затраг-ет на прямую сч.01. Остаточная ст-ть осн.ср-в как разница между первонач-ой ст-тью и аморт-ей формир-ся путем вычит-я из сальдо по Д сальдо по К 02.
В.13. классификация обязательств перед собственниками. Обязательства перед собственниками: 1.капитал: 1)сумма вкладов первоначально вложенных собственниками в п\п; 2)добавочный капитал, суммы, которые джобавляются к уставному капиталу в процессе деятельности п\п; 3)резервный капитал-суммы, которые отвлекаются от прибыли для погашения будущих непредвиденных расходов.
2.прибыль, различают 3 ее разноидности: 1)бух.прибыль; 2)разница между доходами расходами; 3)чистая прибыль- разница между бух. прибылью и налогами на прибыль; 4)нераспределенная прибыль- разница между чистой прибылью и суммами дохода, выплаченными собственникам.
В.15. Понятие инвент-я. Инвент-я - это проверка имущ-ва иобяз-в по факту и сверка получ-ых рез-ов с данными б/у. закон-ом опре-ны случаи, когда провед-е инвен-и обяз-но: 1. при ликвид-ции, реорган-ии п/п-я, иначе сделка бедут считатся ничтожной. 2. перед сост-ем годового бух.договора. Иначе аудитор не сможет подтвердить достовер-ть годовой б/отч-ти. 3. в случае стих.бедствий: навод-й, пожаров - для опред-я факт-ой суммы ущерба. 4. при смене матер-ноответ-ого лица, иначе вновь приня-ое лицо должно принять на себя ответ-ть. Во всех ост-ых случаях инвент-я проводится по реш-ю руков-ля. Отд-ым приказом оформ-ся дата провед-я инвен-и и состав инвент-ой комиссии. В нее обяз-но входят предст-ль бухгалтерии и матер-ноответс-ое лицо. Процесс инвент-и сводится к тому, что члены комиссии перевешивают, перемеривают, пересчитывают имущ-во. В рез-те оформ-ся инвент-ая опись. Эта опись передается в бухгалтерию, где ее данные свер-ся с данными б/учета. Если есть расхожд-я, то сост-ся сличительная ведомость. Рез-том инвент-и могут быть либо излишки, либо недостача. Излишки должны быть приняты к учету по рын.ст-ти. Они увел-ют фин-ый рез-т п/п-я. Недостачи: 1)взысканы с виновника; 2)могут быть списаны на расходы п/п-я в пределах норм естест-ой убыли.3)может быть списано как потенциал-ые убытки сверх норм естест-ой убыли или если виновник не обнар-ен, или во взыск-я с него отказ-ых судом.
В.16. метод БУ и его элементы. Метод БУ- это совокупность приемов и способов, с помощью которых БУ осуществляет свои функции. Элементами метода яв-ся:
документация- обеспечивает законность осуществляемых операций
инвентаризация- обеспечивает сохранность имущества
счета и двойная запись- обеспечивает полноту отражения хоз.операций.
оценка- обеспечивает денежное выражение имущества и обязательств.
калькуляция позволяет оценить сложные объекты БУ.
баланс- отражает состояние имущества и обязательств.
отчетность- отражается имущественное и финансовое положение организации.
17.Сущность бух.учета. В п.1 статьи1 закон «О бух. учете» даются следующие определения: Бух. учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и общения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хоз. операций. 1) словосочетание «Бух. учет» - это слово происходит от лат. слова бухгалтер немец. происхождения и буквально означает «книгодержетель». В России слово бухгалтерия пришло в 1710 г., но не из немец., а из шведского языка. Во время войны в 1812 г. из франц. языка было выведено понятие «счетоводство». В 1892 г. предложили под счетоводством принимать практ. деят-ть, а под счетоведением - науку об учете. В 1929 г. понятие счетоводство было вытеснено понятием бухгалтерия. С конца 30-х 20 века появилось понятие учет, которому добавили бухгалтерский.; 2) упорядоченная система означает, что вся инф. Из первичных документов группируется в учетных таблицах (регистр). 3)обобщение инф. в ден. выражении. В бух. учете все факты должны хоз. жизни должны быть выражены в иностр. нац. валюте в руб. и в копейках. Если сделки осуществляются в иностр. валюте, то они должны быть пересчитаны в рубли и в копейки по курсу ЦБ России на дату совершения хоз. операции, кроме того в текущем бух. счете могут применяться натуральные и трудовые измерители. 4)сплошной, непрерывный, документальный учет. Сплошной учет означает, что все факты хоз. жизни должны быть отражены бухгалтером. Непрерывный учет означает, что он ведется всегда независимо от обстоятельств. Документальный учет означает, что хоз. операция отражается бухгалтером только на основе первичного документа.5)имущество. В бух. учете имущество иначе называют активами. Активы делятся на 2 группы: внеоборотные-активы, которые используются в организации в течении периода превышающего 12 мес. С целью получения дохода от их использования. оборотные-активы, в отношении которых предполагается что они будут потреблены или проданы в течении периода равного 12 мес. 6)обязательства. В бух. учете обязательства иначе наз-ют пассивами. Обязательства делятся на 2 группы: а) перед собственниками; б) перед третьими лицами. 7)Хоз. операции. Под ними понимают факты хоз. жизни, которые меняют структуру имущества или обязательства.
В.18. Оценка осн-ых ср-в и нематер-ых активов. Оценка - это отраж-е объектов в едином денеж.выраж-и. Она необх-ма для учета этих объектов с целью формир-я б/отч-ти. В кач-ве ден.измер-ля выступает нац-ая валюта - руб. и коп. Осн.ср-ва имеют 3 вида оценки: 1) первонач-ая ст-ть. В этой оценке осн.ср-ва приним-ся к учету. Она ост-ся неизм-ой, за искл-ем случаев переоценки, реконструкции, модернизации. Эта ст-ть формир-ся по-разному и зависит от того, каким образом осн.ср-ва поступили в орг-ю. она склад-ся из ст-ти приобр-я и расходов, связ-ых с приобр-ем. Ст-ть приобр-я опред-ся: 1.при покупке - как цена пост-ка без НДС. 2.при строит-ве - как сумма всех затрат на строит-во. 3.при безвозмездном получении - как текущая рын.ст-ть на дату принятия к учету. 4.при вкладе в устав-ый кап-л - как ст-ть, соглас-ая с учред-ями. 2) восстан-ая ст-ть. Ст-ть осн.ср-в, возник-ая в рез-те их переоценки. Она проводится не чаще 1 раза в год на осн-ии реш-я руков-ля. Если однажды провести переоценку, то делать придется ееежегодно, чтобы ст-ть осн.ср-в не отлич-сь от реал.рын.ст-ти. 3) остаточная ст-ть. Разница между первонач-ой (восстан-ой) ст-ть и суммой начисл-ой аморт-и. разл-ют понятия износ и аморт-я. Объект осн.ср-в работает и поэтому изнашивается. В этом случае говорят о физ.износе. объект осн.ср-в не отвечает передовым техн-ям. Это моральный износ. Износ на Балан-ых счетах не учит-ся. Учит-ся только аморт-я, под к-рой поним-ся постеп-ое возмещ-е ден.ср-в, потрач-ых на приобр-е объекта осн.ср-в. Немат-ые активы имеют 2 вида оценки: 1) первонач-ая ст-ть; 2) остат-ая ст-ть. Они формир-ся аналог-но ст-ти осн.ср-в. эти активы не имеют восстан-ой ст-ти, поскольку в России не предусм-на их переоценка. В отн-и этих активов нельзя применять понятие износ, поскольку они не имеют вещ-ой формы.
В.19. Понятие бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс- это документ, который отражает состояние имущества и обязательства орг-ии на определенную дату. Внешний баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей, левая часть таблицы наз-ся активом и содержит информацию об имуществе орг-ии. Правая- пассивом и содержит информацию об обязательствах организации. Баланс содержит 5 разделов: 2- в активе,3- в апссиве. Каждый раздел разделен на статьи по видам имущества и обязательств. Итог баланса наз-ся валютой. «Золотое правило» ББ: «Актив всегда равен пассиву.»
Таблица.
20.Типы хоз. операций и их влияние на бух. баланс. Ежедневно на п/п происходят хоз. операции, которые меняют структуру актива и пассива. Специалисты разделили на 4 группы: 1)хоз. операции, которые затрагивают только актив баланса при этом валюта баланса остается без изменения. Например. Поступили деньги с расч. счета в банке. 2) хоз. операции, которые затрагивают только пассив баланса при этом итог баланса остается без изменения. Например. Часть прибыли п/п направлена в уставный капитал. 3)хоз. операции, которые затрагивают актив и пассив одновременно, при этом итог баланса увеличивается на одну и туже сумму. Например. Поступили товары от поставщиков. 4) хоз. операции, которые затрагивают и актив и пассив баланса, при этом итог баланса уменьшается на одну и туже сумму. Например. Оплачено поставщику за товары. Рисунок______________
В.21.Правила ведения б/у. В процессе орг-ции б/у п\п-я всех форм собст-ти: 1) самост-но опр-ют орган-ую форму б/у исходя из конкр-ых усл-й хозяйст-я. 2) опред-ся методы б\у, основ-сь на общих принципах, предусм-ых законод-ом, а также опред-ют технологию обраб-ки инф-и. 3) разраб-ют сис-му внутр-его учета и контроля. П/п-я могут выделить отд-но баланс, входящий в его состав обслуж-ее произ-во и хоз-во, а также филиалы и другие подразд-я. Огран-ии ведут учет путем двойной записи на счетах б/у, включ-ых в рабочий план счетов. Он утверж-ся п/п-ем на основе плана счетов, разраб-ого Минфином. Б/у ведется в руб. Документ-е, ведение регистров и б/отч-ти осущ-ся на русс.языке. Первичные док-ты, состав-ые на других языках, должны иметь постр-ый перевод на русский. При ведении б/у должны быть соблюдены: 1.принятая учет.пол-ка в течении отч-ого периода. 2. полнота отраж-я в учете всех хоз-ых опер-й. 3. прав-ть отнесения доходов и расходов к отч.периодам. 4. разгран-я в учете текущих затрат на произв-во и капит-ых влож-й. 5. тожд-во синт-ого и анал-ого учета. Ответст-ть за орг-ю б/у на п/п-и несет руков-ль.
В.22 Понятие о счетах БУ. ББ составляется на отчетную дату. А хоз.операция происходит ежедневно. Чтобы проследить текущ.движение имущества и обязательств в БУ принимаются счета. Они представляют собой коды, которые различают в зависимости от отраслевой принадлежности п\п. Если счет нарисовать, то он имеет вид. Левая часть счета называется дебет, правая- кредит. Рисунок Практически каждый счет имеет остаток, который называется сальдо. Суммы записанные по дебету счета называются оборотом по дебету, суммы записанные по кредиту счета- оборотом по кредиту. Все счета открываются из баланса, поэтому делятся на 3 группы: 1. активные 2. пассивные 3. активно-пассивные
Рисунок.Активные счета. На активном счете учитывается имущество организации. Сальдо на активном счете всегда пишется по дебету. По дебету активного счета отражается увеличение имущества, а по кредиту его уменьшение. Сальдо конечное рассчитывается по формуле. Ск=Снг+оборот по Д – оборот по К. Пассивный счет. Рисунок. На счетах учитываются обязательства организации. Сальдо на пассивных счетах всегда пишется по дебету. По дебету пассивного счета отражается уменьшение обязательств, а по кредиту их увеличение. Сальдо конечное на пассивном счете рассчитывается по формуле: Ск= Сн+оборот по К – Об.по Д. Активно-пассивные счета. Они имеют признаки как активных счетов, так и пассивных счетов. Сальдо на них может быть либо дебетовым, либо кредитовым, либо тем и др. одновременно. Сальдо конечное по формуле рассчитать невозможно. Необходимо анализировать каждую операцию.
Все счета собраны в документе, который называется планом счетов. Он содержит около ста балансовых счетов и группу забалансовых. Балансовые счета дел-ся на 2 группы: 1. счета 1-го порядка(двузначные:01,02,03…) 2. счета 2-го порядка(однозначные:1,2,3…)их называют субсчета. Забалансовые счета 3-хзначные.
23.Текущий учет затрат на производство. Основным счетом для затрат на производство явл-ся счет20. По дебету этого счета собираются все затраты формирующие себестоимость продукции. Он корреспондирует со следующими счетами: со счетом23(вспомогательное производство)- если у п/п есть производства, обслуживающие основное производство(котельная, транспортный цех); со счетами 10,70,69-в части прямых расходов; счета25(общепроизводственные расходы), счет26(общехоз. Расходы)-в части косвенных расходов. Сумма собранная по дебету 20 счета переносится на счет 43(гот. Продукция).
В.24. План счетов б/у. Б/баланс сост-ся на отчетную дату, а хоз-ые опер-и происх-ят ежед-но, чтобы проследить текущее движ-е имущ-в и обяз-в в б/у прим-ся счета. Они предст-ют собой коды, к-рые различны в зав-ти от отрасл-ой принадл-ти п/п-я. Если счет нарисовать, то он имеет вид:
Левая часть счета наз-ся Д, правая - К. прак-ки каждый счет имеет остаток, к-рый назся сальдо. Суммы, запис-ые на Д счета наз-ся оборотом по Д; суммы запис-ые по К счета - оборотом по К. все счета открыв-ся из баланса, поэтому дел-ся на 3 гр.: 1.активные. 2. пассивные. 3 активно-пассивные. Активный счет. 1)на акт-ом счете учит-ся умущ-ва орг-и.2)сальдо на акт.счете всегда пишется по Д. 3) по Д акт.счета отраж-ся увел-е имущ-ва, а по К - его умен-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по формуле: С>к>=С>н >+обор.Д-обор.К. Пассивный счет. 1) на пас.счете учит-ся обяз-ва орг-й. 2) сальдо на пас.счетах всегда пишется по К. 3) по Д пас.счета отраж-ся умен-е обяз-в, а по К - отраж-ся увел-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по форм-е: С>к>=С>н >+обор.К-обор.Д. Активно-пас-ые как акт-ых, так и пас-ых счетов. Сальдо на них может быть дебетовым, либо кред-ым, либо тем и другим одновр-но. Сальдо конечное по форм-е рассчитать невозм-но, необх-мо анал-ть каждую опер-ю. Все счета собраны в док-те, к-рые наз-ся планом-счетов. Он содержит около 100 баланс.счетов и группу забал-ых счетов. Балан.счета делятся на 2 группы: 1)счета первого порядка (двузначные);2) счета второго порядка (однозн-ые). Их наз-ют субсчетами. Забал-ые счета - трехзн-ые.
В. 25. понятие документа. Документооборот. Документ- это латинское слово, которое в переводе на русский означает «доказательство». Оно появилось в России в VIII веке и введено Петром I. 1.Документ- это закодированное на определенных носителях информационное сообщение о фактах хоз.жизни, которые существовали, существуют или будут существовать. 1) закодированное сообщение- документы оформляются на бланках унифицированной формы. Эти бланки утверждены правительством и сгруппированы в специальном альбоме. Документы содержат определенные показатели, которые обязательно должны быть заполнены. Эти показатели называются реквизитами. К ним относят: 1)аименование документа; 2)Дата его сост-я; 3)Содержание хоз операции; 4)Место сост-я документа; 5)Подписи лиц, ответственных за сост-е документа и их расшифровки. При их отсутствии документ будет считаться недействительным. П\п может самостоятельно разработать бланки документов при условии, что они будут содержать все обязательные реквизиты. 2.Носители информации. Документы могут быть созданы как на бумажных носителях, так и в электронном виде. На практике в последнее время преобладает 2-й вид создания документов, при этом они должны распечатоваться и подшиваться в папки. С понятием документ тесно связано понятие документооборот- это путь, который проходит документ от момента его выписки до сдачи в архив. Он составляется главным бухгалтером. Включает следующие этапы: 1. Выписка документа; 2. Проверка документа; 3. Отражение документа в системе учета; 4. Сдача документа в архив.
26.Двойная запись на счетах. Каждая хоз. операция отражается на счетах бух. учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Взаимосвязь между счетами наз-ся корреспонденцией или проводкой. Чтобы составить корреспонденцию счетов нужно выполнить следующие этапы:1)определить какие объекты участвуют в данной операции.2)определить к какой стороной баланса (активу и пассиву) эти объекты относятся.3)определить какой объект увеличивается, а какой уменьшается(тип хоз. операции).4)определить на каких счетах эти объекты учитываются. 5)определить какой счет дебетуется, какой кредитуется.
В.27.Счета синт-ие и анал-ие. Инф-я в б/у делится на 2 большие группы: 1. обобщ-ая инф-я - она формир-ся в синт-ом учете,к-рый ведется в ден.выраж-и. эта инф-я помогает получить предст-е о деят-ти орг-и в целом, но не всегда годится для прин-я управ-их реш-й. 2. детальная инф-я формир-ся в анал-ом учете, к-рый может вестись не только в ден-ом, но и в натур-ых, труд-ых изм-ях. Кач-во управ-ого учета зависит от потреб-ей орган-и, квалиф-и раб-ов и матер-нотехн-ой базы. Промеж-ой группой между синт-им и анал-им учетом явл-ся субсчет. Между синт-им и анал-им учетом сущ-ет след. взаимосвязь: 1) сальдо всех анал-их счетов должны быть равны сальдо по синт-ому счету. 2) обороты по анал-им счетам должны быть равны оборотам по синт-ому счету.
В.28. Оборотные ведомости по счетам. Их построение и назначение. Чтобы составить Бух.баланс необходимо произвести группировку счетов, использованных для текущего БУ. Для этого составляют оборотную ведомость, которая бывает 3 видов: оборотная ведомость по синтетическим счетам и оборотная ведомость по аналитическитм счетам, Шахматная оборотная ведомость. Рисунок.(табл.) Эта ведомость имеет 3 пары равных итогов. 1 и 3 вытекает их ББ , а 2- из двойной записи. Очень часто не получается именно 2 равенство. Для этих целей составляют шахматную оборотную ведомость, которая имеет вид: Рисунок(табл.) Шах.оборотная ведомость составляется на онове корреспонденции счетов.. Оборотная ведомость по аналитическим счетам очень похожа на оборотную ведомость по синтетическим счетам, но: 1.В ней вместо названия счета указываются аналитические позиции. 2.Не достигается равенство 3-х пар итогов, потому что итог ведомости аналитического учета сравнивается с соот-м синтетическим учетом в оборотной ведомости по синтетическим счетам.
29.Способы исправления ошибочных учетных записей. Существуют 3 способа исправления ошибочных учетных записей: 1)корректурный-он применяется в том случае, если ошибка не затронула корреспонденции счетов. В этом случае неправильно написанное слово или цифра зачеркиваются так, чтобы было видно написанное. А рядом пишется «исправленному верить» и ставится подпись лица допустивший ошибку, а также подпись главного бухгалтера.; 2)способ «красное сторно»- в бух. учете не применяется знак «-», а сумма, которую хотят вычесть отражается красным цветом или обводится в кружок.; сторнировать-значит исключить (вычесть) какую-либо цифру. Этот способ применяется в том случае, когда: а) неправильно сделана бухг.запись; б)сумма возле бухг. записи указана больше, чем положено.
Пример1.Поступили деньги в кассу за з/п в сумме 10тыс. руб. Д50 К70-10000 Д50 К70-10000 Д50 К51-10000
Пример2.Поступили деньги в кассу с расч. счета в сумме 10тыс. Д50 К51-100000 Д50 К51-100000 Д50К51-10000; 3)способ дополнительной проводки-он применяется в том случае, когда бух. запись составлена правильно, а сумма возле нее указана меньше чем положено. Пример3. Поступили деньги в кассу с расч. счета 10тыс. Д50К51-1000 Д50 К51-9000.
В.30.Осн.счета: инвентарные и фондовые. На осн.счетах накап-ся инф-я, харак-ая движ-е имущ-ва и кап-ла п/п-я, а также расчетов с его дебиторами и кред-ами. Инвен-ые счета (01,03, 04,07,10,11,21,41,43,46,50,51,52,55,57,58,81) - это счета, на к-рых учит-ся матер-ые ценности и ден.ср-ва, включая ценные бумаги. По дебету этих счетов отраж-ся поступ-е объектов учета, а по кредиту - их отпуск. Остатки на этих счетах всегда должны иметь дебетовый хар-р. Все эти счета активные. Фонд-ые счета (80,82,83,84,86) - это счета, на к-рых учит-ся источ-ки формир-я собст-ых ср-в. по кредиту отраж-ся увел-е источ-ов, а по дебиту - их умен-е. эти счета всегда пассивные и сальдо на них только кред-ое.
В.31. Мемориально-ордерная форма БУ. Очень редко на практике встречается мемориально-ордерная форма БУ. Она сохранилась только в бюджетных учреждениях и в организациях потреб кооперации. Достоинством этой формы яв-ся высокая аналитичность в обработке информации. Она построена таким образом, что позволяет контролировать детально движ. Имущества и обязательств. Недостатком формы яв-ся ее трудоемкость. Данные с первичных док-в переносятся в регистр синтетического учета – мемориальный ордер он составляется на каждую хоз.операцию или группу однородных хоз.операций. В последнем случае эти группы обобщаются в другом регистре- ведомости Кассовые док-ты сначала группируются в кассовой книге- аналит.учет хоз.операций ведется в картатеках аналитического учета. Все мемориальные ордера регистрируются в журнале с целью контроля за их наличием, поскольку на основе ордеров составляется журнал- главная. По внешнему виду она напоминает шахматную оборотную ведомость по синтетическим счетам, которая сравнивается с данными оборотной ведомости по аналитическим счетам. В итоге составляется бух.отчетность.
32. Основные счета: счета расчетов. Счета расчетов(19,60,62,66,67,68,69,70,71,73,75,76,77,79,09) – они предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами. Многие счета расчетов являются активно – пассивными , поэтому при составлении баланса нужно помнить что информация о расчетах приводится в нем в развернутом виде: сальдо по дебиту ,в активе ,сальдо по кредиту в пассиве. Счет 19. ( НДС по приобретенным ценностям ). НДС возник в Великобритании, для того чтобы сдерживать предложение продукции над ее спросом. Он уплачивался со стоимости продукции, которая не продавалась среди покупателей. Этот налог появился в России в начале 90-ых годов, плательщиками этого налога являются покупатели. Продавец при продаже продукции товаров, работ, услуг, должен заложить его в цену. Ставка налога 18%, кроме того, существует ставка 10%, объектом обложения этим налогом является стоимость реализации продукции товаров, работ, услуг. Сумма НДС, заложенная в цену и предложенная покупателю называется НДС начисленный. Покупатель оплачивает цену и продавец перечисляет сумму НДС в бюджет. Покупатель купив продукцию, товары, работы, услуги, всегда уплачивает НДС. Сумма НДС полученная от поставщика наз-ся НДС полученной, он учитывается на счете 19. Покупатель тоже явл-ся продавцом ценностей, работ, услуг, и тоже начисляет на покупателя НДС. Чтобы избежать двойного налогообложения в бюджет всегда уплачивается разница между НДС начисленным и НДС полученным, но это можно сделать при соблюдении следующих условий: 1) ценности, работы, услуги, должны быть оплачены за счет собственных ср-в; 2)ценности, работы, услуги, должны быть использованы в деят-ти организации; 3)ценности, работы, услуги, должны быть приняты к учету. Основным документом для учета НДС явл-ся счетафактура, в нем НДС должен быть выделен отдельной стороной, иначе его нельзя будет принять на счет 19. Этот счет выписывает продавец. Счет 09(Отложенные налоговые активы-А). Счет 77(Отложенные налоговые обязательства-П). В бухгалтерском фин. учете формируется бухгалтерская прибыль как разница между расходами и доходами. Если ее умножить на ставку налога на прибыль (24%), то получим налог на прибыль рассчитанный по правилам бух. учета. В налоговом учете формируется налоговая прибыль, рассчитанная как разница между доходами и расходами. Если умножить ее на ставку на прибыль, то получим налоговую прибыль. Налоговая и бухгалтерская прибыль могут не совпадать по нескольким причинам. По сути 09 счет означает, что п/п уплатило сумму налога на прибыль, которая потом к нему вернется или на п/п имеет место отвлечение ден. ср-в в пользу бюджета, а в следующем периоде эти ср-ва вернутся на п/п. Счет 77 он явл-ся прямой противоположностью счета 09 и означает, что сегодня п/п ненужно платить налог на прибыль, а завтра эта обязанность возникнет. Счет 60 (Расчеты с поставщиками и подрядчиками). Обычно этот счет пассивный, поскольку имеет место кредиторская задолженность поставщикам. Он имеет быть активным, если поставщику выдан аванс под предстоящую поставку ценностей. В этом случае возникает дебиторская задолженность поставщикам. Счет 62(Расчеты с покупателями и заказчиками).Обычно этот счет активный, потому что на нем учитывается дебиторская задолженность покупателей. Он может быть пассивным, если п/п работает с покупателем на условиях предоплаты. Счет 66(Расчеты по краткосрочным кредитам и займам). Счет 67(Расчеты по долгосрочным кредитам и займам). Эти счета всегда пассивные, поскольку п/п всегда должно банку. Счет 68(Расчеты по налогам и сборам), счет 69(Расчеты по соц. страхованию и обеспечению). Эти счета обычно пассивные, поскольку на них учитывается кредиторская задолженность перед бюджетом и вне бюджетными фондами. Эти счета могут быть активными, если имеет место переплата по налогам. Счет 70(Расчеты с персоналом по оплате труда). Он всегда пассивный, поскольку работники не могут быть должны п/п зарплату. Счет 71(Расчеты с подотчетными лицами). Теоретически счет активный, поскольку работник стал получать деньги из кассы, а потом осуществлять расход. На практике счет активно-пассивный, поскольку иногда работники осуществляют расход за счет собственных ср-в. Счет 73(Расчеты с персоналом по прочим операциям). Он всегда активный, поскольку на нем учитывается задолженность работников п/п по таким операциям как: недостача, предоставленные займы и т.д. Счет75(Расчеты с учредителями). С одной стороны на нем учитывается задолженность собственников по вкладам в уставный капитал, а с другой задолженность п/п собственникам по выплате доходов. Счет76(Расчеты с разными дебиторами и кредиторами А-П), счет79(Внутри хоз. расчеты) А-П). На этих счетах учитывается задолженность п/п по различным не товарным операциям. Часто возникает вопрос, когда использовать счета70,71,73,76. Счет70 используется только для расчетов с работниками по з/п, счет71-для учета подотчетных сумм; для остальных операций с работниками используется счет73;счет76 для учета расчета с работниками не используется.
В.33.Регулир-щие счета. Регул-щие сета уточняют стоим-ую харак-ку объектов учета, отраж-ых на осн.счетах. они не имеют самост-ого знач-я, а явл-ся лишь их допол-ем. Допол-ые счета допол-ют оценку объекта учтенного на осн.счетах. Планом - счетов этот вид счетов не предусм-ен. Контрарные счета допол-ют оценку нек-рых осн.счетов, а такжеодного фонд-ого счета. Те счета, к-рые допол-ют акт.счета, наз-ся контрактивными и по отн-ю к балансу эти счета пасс-ые. Те, счета, к-рые допол-ют пасс.счета наз-ся контрпасс-ыми и по сути они акт-ые.
К контрадопол-ным счетам можно отнести счета 16 (откл-е в ст-ти матер-ых цен-тей), сч.40 (выпуск прод-и, работ, услуг). Эти счета одновр-но допол-ют и уточ-ют оценку таких осн.счетов 10 (мат-лы) и 43 (гот.прод-я).
34 операционные счета (распределительные)
бывают 2 видов: одни из них предназ-ы для собирания в теч.месяца косвенных расходов и правильного распределения в конце мес.по объектам калькуляции. Такие счета наз-ся а) собирательно-распред-ми (25,26) к общепроизвод.расходам относ-ся расходы, связ-ые с обслуж-ем отдел-ых производств. Общехоз.расходы связаны с управлением и обслуживанием всего п/п. В конце мес. расходы, учтенные на счетах 25,26 распред-ся по объектам калькуляции пропорционально принятой базе (в кач-ве базы з.п. основ.рабочих). Собирательно-распределительные счета сальдо не имеют и в балансе не отраж-ся.
б) бюджетно-распределит-ые счета предназ-ы для распределения расходов по смежным отчетным периодам (96,97)
35.Текущий бух. учет материальных ценностей. Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая представляет собой стоимость поставщика плюс расходы, связанные с приобретением. Для формирования этой стоимости не предусмотрен отдельный счет. Она формируется непосредственно на активном счете10(материалы). Он корреспондирует со следующими счетами: со счетом 60-в части материалов поступивших от поставщиков; со счетом 75(расчеты с учредителями)- в части материалов поступивших в качестве вклада в уставный капитал; со счетом 98- в части материалов полученных безвозмездно; со счетом 70, счетом 69(расчет по соц. страхованию и обеспечению), со счетом 71(расчет с подотчетными лицами) и др. – в части расходов связанных с приобретением. Сумма собранная на счете 10 переносится на счет 20 (основное производство). Это происходит при списании материалов в производство.
Если материалы оцениваются по учетным ценам, то наряду со счетом 10 используются счета 15(заготовление и приобретение матер. ценностей) и счет 16(отклонение в стоимости матер. ценностей). По дебету 15 счета собираются все затраты связанные с приобретением материалов. В конце месяца накопленная на этом счете сумма переносится: в части учетных цен – на счет 10, а в части отклонений от них – на счет 16. При списании материалов в производство счет 10 будет корреспондировать со счетом 20. Отклонения собранной на счете 16 будут также отнесены на счет 20, но постепенно, пропорционально стоимости списанных в производство материалов. Таким образом, в производстве материалы будут учитываться по фактической стоимости, которая представляет собой учетную цену плюс отклонения.
В.36.Фин-во-рез-ые счета предназ-ны для опред-я фин-ого рез-та (прибыли) путем сопост-я доходов и расходов. К сопостав-щим фин-во-рез-ым счетам отн-ят 2 счета: сч.90 (продажи) и сч.91 (прочие доходы и расходы). По К этих счетов всегда показ-ся доходы, а по Д - расходы. Эти счета остатка никогда не имеют и закрыв-ся на сч.99 (прибыли и убытки). Если К этих счетов больше Д, то мы имеем прибыль. Если Д этих счетов больше К, то мы имеем убыток. Счета прибыли и убытков. Сч.99 ведется нараст-щим итогом с начала года. В конце года срав-ся кредит и дебет этого счета, по К всегда показ-ся прибыль, а по Д - убыток. Если К больше Д, то мы имеет нераспр-ую прибыль, если Д больше К - непокрытый убыток. Нераспр-ая прибыль (непокрытый убыток) учит-ся на счете 84; на сумму прибыли Д99К84, на сумму убытка - Д84К99.
В.37. Классификация затрат. Калькуляция. Для осуществления своей деятельности люба организация несет расходы, совокупность расходов, связанных с производством продукции называется суммой затрат на производство. В организациях торговли затрат нет. А совокупность расходов называется издержками обращения. Выделяют отдельно потери, т.е. непроиз-е расходы. Расходы определенным образом классифицируются: 1. По эк. элементам. Отвечает на вопрос на что израсходовано.Выделяют след.элементы: 1)Мат. Расходы; 2)На оплату труда; 3)Отчисление на соц. Нужды;4) Амортизация основных средств и немат.активов; 5)Прочие расходы. 2. По статьям калькуляции:
Калькуляция- процесс формирования себестоимости единицы продукции. Различают плановые и фактические калькуляции. Она отвечает на вопрос сколько потрачено на производство единицы продукции. Каждая калькуляция состоит из статей перечень которых организация устанавливает самостоятельно. В финансовом учете преимущество отдается классификации по эк.элементам, а группировка по статьям калькуляции применяется в управленческом учете. 3.По отношению к выпускаемой продукции.
1)Прямые расходы- те, которые сразу сложно отн-ти на отдельный вид, выпускаемой продукции.(расх.мат-в). 2)Косвенные- те, которые нельзя сразу отнести на отдельный вид продукции. В течение мес. Они собираются общей сумой, а затем распределяются между отдельными видами продукции(з\п директора, аренда помещения и т.д.) 4. По отношению к объему производства. 1)Переменные- те, которые изменяются прямопропорционально изменению объема производства. При этом на единицу продукции они остаются неизменными. 2)Постоянные- остаются неизменными по отношению к объему производства. При этом на единицу продукции они уменьшаются при увеличении объема производства(аренда). 5. По отношению к отчетным периодам. 1)Расходы текущего отчетного периода; 2)Расходы будущих периодов- те, которые произв-ны и оплачены в текущем периоде, но относятся к будущим отчетным периодам.
В фин. учете расходы формируются и учитываются с целью определения фин.результата, а не для определения стоимости единицы продукции, поэтому доходы должны быть определены расходами. Расходы и доходы должны быть отражены методом начисления.
38. Оценка готовой продукции. Оценка- это отражение объектов в едином денежном выражении. Она необходима для учета этих объектов с целью формирования бух. отчетности. В качестве денежного измерителя выступает нац. валюта – рубли и копейки. Российским законодательством предусмотрены следующие виды оценки: 1)по фактической стоимости - по сумме фактически уплаченных ден. ср-в; 2)по восстановительной стоимости – по сумме ден. ср-в которая может выручена в нормальных условиях; 3)по цене возможной реализации – по сумме денежных ср-в, которая реально может быть получена при продаже объекта; 4)по дисконтированной стоимости – по сумме возможных будущих поступлений. Самым распространенным видом оценки в России явл-ся оценка по фактической стоимости. Оценки подлежат следующей вида имущества: основные ср-ва, нематериальные ценности, материалы, товары, гот. продукция, фин. вложения. Готовая продукция. Возможны 2 вида его оценки: а) по фактической себестоимости – по сумме всех затрат на ее изготовление. Недостаток состоит в том, что ее можно определить только в конце месяца. б)по нормативной себестоимости – по сумме предполагаемых затрат на производство. В этом случае заранее просчитывается, какова себестоимость единицы предполагаемой к выпуску продукции. К конце месяца нормативная себестоимость сравнивается с фактической, и выявляются отклонения, которые анализируются.
В.39.Понятие и виды учетных регистров. Регистры б/у - это разл-ого рода таблицы, в к-рые переносятся данные из первичных док-ов. Разл-ют след.виды регистров: 1) систем-ие - это регистры, к-рые ведутся пост-но при возник-и хоз-ых опер-й (кассовая книга). 2)хронолог-ие - фиксируются хоз-ые опер-и по датам возник-я (журнал регист-и счетов). 3) комбинир-ые - п.1+п.2. 4) синтет-ие - в низ заносится общая инф-я из первичных доходов. 5) анал-ие содержат детальную инф-ю о совер-ных хоз-ых опер-ях. 6) комбин-ые - п.4+п.5. По внеш-му виду регистры делятся на 3 вида:1.карточки; 2. свободные листы; 3. книги. В наст. Время регистры б/у оформ-ся в осн-ом на машинных носителях. Они явл-ся коммер-ой тайной п/п-й и могут быть изъяты по реш-ю след-ых органов, а также на основ-и док-ов налоговой инспекции. В этом случае регистры б/у распеч-ся и с них сним-ся копии, к-рые завер-ся.
В.40 Оценка товаров. Торговля делится на 2 вида: Оптовую и розничную.
В оптовой торговле товары всегда оцениваются по ценам приобретенным. Под которой понимают цену поставки без НДС и расх., связанные с приобретением. Продажная цена формируется только в момент продажи товаров. Она включает в себя цену приобретения, проданного товара, суму наценки, сумму НДС покупателю. В розничной торговле:
По ценам приобретения(См. опт. Торг.)
По продажным ценам. Они формируются в момент поступления товаров и состоят из: цена поставки без НДС, расходы, связанные с приобретением, торговая наценка(определяется в % от п.1+п.2). % наценки обычно определяется организацией самостоятельно. Она зависит от спроса и предложения на товары и сост-т из затрат торг.п\п и плановой суммы прибыли.
Сумма НДС покупателю(определ-ся по ставке 10 или 18 % от суммы п.1,2,3). На практике товары в розничной торговле учитываются по продажным ценам. Возможны 2 вида ее оценки:
- по фактической себестоимости- по сумме всех затрат на ее изготовление. Ее недостаток- ее можно определить лишь в конце мес.
- по нормативной себестоимости- по сумме предполагаемых затрат на производство. В этом случае заранее просчитывается какова себестоимость единицы предполагаемой к выпуску продукции. В конце мес.нормативная себестоимость сравняется с фактической, и выявл-ся отклонения, которые впоследствии анализируются.
41.Текущий бух. учет продажи товаров. Готовая продукция продается по отпускным ценам. Они состоят из фактической производственной себестоимости и плановой суммы прибыли. К отпускной цене прибавляется сумма НДС рассчитанная по ставке 10 и 18% от отпускной цены. Готовая продукция считается проданной в момент ее передачи покупателю-это, общее правило. Но в договоре может быть определен иной момент перехода права собственности. Для учета продажи готовой продукции используется активно-пассивный счет 90(продажи).
Счет 90 остатка никогда не имеет и ежемесячно закрывается путем сопоставления дебета и кредита . Если К>Д, то мы имеем прибыль и дается запись Д90К99. Если Д>К, то мы имеем убыток, который отражается Д99К90.
Если момент перехода права собственности определяется в договоре, то используется счет 45. На нем учитывается продукция, до момента пока условия договора не будут выполнены.
В.42. Понятие учетной пол-ки. Б/у на п/п-и должен осущ-ся по опред-ым правилам. Задача закл-ся в опред-ии такой сов-ти правил, реал-я к-рых обеспечило бы макс-ый эффект от ведения учета, т.е. своевр0ое формир-е фин. и управ-ой инф-и, ее достовер-ть, доспуп-ть и полез-ть для широкого круга польз-ей. Теорит-ки возм-ны 3 подхода к устан-ю правил б/у на п/п-и: 1) централиз-ый подход; 2) децентрализ-ый; 3) смешанный. В 1-ом случае при орг-ции б/у п/п-е должно следовать правилам и предпис-ям, выраб-ым центром. Этот вариант использ-ся в нашей стране при централиз-но управ-мой эк-ке. 2-ой вариант предусм-ет свои правила б/у для каждого п/п-я. Этот вариант в росс.усл-ях неприемлен. Мир-ой опыт показ-ет, что макс-ая эф-ть ведения б/у обесп-ся разумным сочетанием 1-ого и 2-ого подходов. Централиз-но устан-ся основопол-щие правила и принципы б/у, к-рые затемконкрет-ся на каждом п/п-и и исходя из усл-й хоз-я. Т.О, п/п-я разраб-ют и проводят собст-ую учет.пол-ку (УП). УП -это сов-ть способов вед-я б/у, избранных п/п-ем в кач-ве соот-щих в усл-ях хоз-я. Она разраб-ся бухг-ом и утверж-ся руков-ем. Оформ-ся не позднее 90 дн. После регистр-и п/п-я, а также после стечения отч.года приказом или реш-ем руков-ля. Изм-я в УП вносятся в след.случаях: 1) при изм-и законод-ва; 2) при смене собств-ка, 3) при изм-и вида деят-ти.
В.43. Задачи и принципы формирования учетной политики. Учетная политика на разных п\п будет различной. Главная задача учетной политики- мах, объективно отразить деятельность п\п, отразить полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления п\п. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения БУ из нескольких вариантов, предусмотренных законодательством. Если варианты законодательством не установлены, то п\п разрабатывает собственные варианты. Но во всех случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики- выбор способов ведения БУ должен быть выд-н на единых основах. Основные принципы, заложенные в Российском законодательстве: 1.Имущественная обособленность-имущество организации существует отдельно от имущества собственников. 2.непрерывность деятельности- бизнес существует вечно. 3.Последовательность учетной политики- учет ведется постоянно из года в год. 4.Полнота отражения бух.информации. 5.принцип начисления доходов отражается не в момент получения денег, а в момент возникновения права на них; расходы отражаются в учете не в момент уплаты денег, а в момент их осуществления. 6.Своевременное отражение фактов хоз.деятельности. 7.Принцип осторожности. Доходы показываются в учете как можно позже, а расходы- как можно раньше. 8.Приоритет содержания перед формой. 9.Рациональность ведения БУ. Затраты на ведение БУ не должны превышать пользы от использования его данных.
44. федеральный закон бух. учета. основополагающим нормативным док-м, регулир-им и регламентир-им б.у, явл-ся принятый гос.думой 23 фев.1996 г.и одобренный Советом Федерации 29 марта 96 года Федеральный закон «О б.у». в нем сформулир-ны основ.положения и понятия, касающиеся б.у., также требов. Предъявл. к нему. Закон подтвердил обязат-ть ведения б.у. во всех орг-ях (кеомм-их и некомм-их), закрепил основ. элем-ы учет.пол-ки п/п. Согласно Закону б.у. представ-ет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обощения инф-ии в денежном выражении об имуществе, обязательствах орган-ий и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз.операций. объектами б.у. явл-ся имущество организаций, их обязательства и хоз.операции, осущ-ые организац-ми в процессе их деят-ти.