Контроль и ревизия (работа 2)
- 3 -
Введение
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения, возникает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка, что обуславливает необходимость использования различных методов контроля. В настоящее время действуют государственный, ведомственный и независимый аудиторский контроль. Каждый из них имеет свои цели, задачи, функции и методы.
В связи с этим возрастает роль независимого аудиторского контроля. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверной учетной и отчетной информации.
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.
1. Основные задачи и направления внешнего финансового контроля
1.1. Сущность и значения финансового контроля.
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.
Контроль дает информацию о процессах происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.
Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики.
1.2.Формы и виды внешнего финансового контроля.
По организационным формам внешний финансовый контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный и аудиторский.
Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами контроля.
Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организациях.
Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в аудите.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово хозяйственной деятельности и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания штрафных санкций.
В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключении торговых сделок; и др.
Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.
В нашей стране аудиторство, как принципиально новая форма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.
В развитых странах независимое аудитоство является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.
Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.
Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.
В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной информации по основным связям предприятий, фирм, компаний и т.д. со своими кредиторами, поставщиками и акционерами. Объективная информация нужна: коммерческим банкам для компетентного решения вопросов о выдаче кредитов; акционерам для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам, чтобы иметь дело с клиентами, гарантирующими полную и своевременную оплату полученных товаров и услуг; инвесторам для избежания риска при вложении своих капиталов. Рынок также предполагает рекламу предприятиям, что достигается публикацией балансов и финансовых отчетов. Публикуемые данные подтверждаются аудитором.
1.3. Цели внешнего финансового контроля
Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Такая информация предоставляется посредствам внешнего финансового контроля в которой заинтересованы различные уровни управления, которым необходимо знать фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а также использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают, так как каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. Например, государство заинтересованно в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйствующие субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время интересы в получении информации у различных субъектов совпадают. Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтересованы в получении объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах, которые озабоченны вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль называется аудитом.
Следовательно, аудит это независимая экспертиза финансовых отчетов и бухгалтерских балансов. Его цель – проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации; проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности начисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.
Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).
Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми органами, другими юридическими и физическими лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия.
Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание финансового положения предприятия) между составителями информации и ее пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля (аудита).
Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.
Учетная информация имеет большие экономические последствия. Для избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и эту задачу.
Внешний аудит проводится сотрудниками специальных аудиторских фирм или аудиторами, занимающимися частной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право аудиторской деятельности.
Органы, осуществляющие финансовый контроль.
В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т.д. существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его, выделяется президентский контроль, контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления, исполнительных и финансово-кредитных органов власти, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, а также общественный и аудиторский контроль.
Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФ РФ соответственно их компетенции. Например, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление. С его территориальными органами на местах. В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве финансов РФ, приказами и инструкциями Министерства финансов РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного управления.
Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы КРУ подверглись реорганизации.
Основной задачей деятельности управления является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, что включает в себя:
усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых объектами РФ;
осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;
проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.
КРУ Министерства финансов России в субъектах РФ, помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящихся в их собственности.
Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относится аудиторский контроль.
В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К таким субъектам относятся: банки и другие кредитные учреждения; открытые акционерные общества; организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; внебюджетные фонды; благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся на государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях (объем выручки от реализации продукции за год, превышающей в 500 тыс. раз МРОТ, или суммы активов баланса, превышающей на конец года в 200 тыс. раз МРОТ).
Следует также иметь в виду, что в соответствии и Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19.11.92 г. на аудиторов возложена проверка и составление бухгалтерского баланса должника в случае возбуждения судебного дела о его несостоятельности.
Ревизия денежных средств и ценных бумаг
на коммерческом предприятии.
Расход и приход денежных средств – «соблазнительная операция для нечестных предпринимателей. В связи с этим движение наличности целесообразно контролировать сплошным порядком.
Аудитор должен тщательным образом проверить соблюдение в организации порядка ведения кассовых операций, утвержденного Центральным банком РФ 01.10.93 г. № 18. В соответствии с этим документом каждой организации необходимо иметь кассу, т.е. специально оборудованное и изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир должен составить кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие неустановленные документы во внимание не принимаются и в отчет кассира не включаются. Если в кассе имеются не закрытые платежные ведомости (по которым начата выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме. Ревизор проверяет правильность подсчета выплаченных сумм, для чего записывает красным карандашом «учтено» после каждой выплаченной суммы. До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку в том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.
Ревизор должен тщательно проверить правильность кассового отчета и выведения остатков наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов ревизор должен сопоставить номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журнале регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций. Если будут обнаружены расхождения в сумме или нумерации ордеров, необходимо выяснить причины. После проверки кассового отчета ревизор визирует отчет и все приложенные к нему расходные и приходные кассовые документы с указанием: «до инвентаризации, на ... (дата)». Это необходимо для того, чтобы не допустить в дальнейшем никаких исправлений в кассовом отчете. Проверенный и завизированный ревизором отчет передается в бухгалтерию для выделения сальдо по счету 50 «Касса» на момент инвентаризации кассовой наличности. Также следует уточнить у кассира, хранятся ли в кассе деньги или другие ценности, не принадлежащие предприятию. После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги, денежные документы и другие ценности, которые кассир пересчитывает в присутствии ревизора и главного бухгалтера или другого члена комиссии.
Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (обычно начиная с купюр высшего и кончая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указываются достоинства купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.
После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляет акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку о том, что все указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. При установлении излишков или недостачи денег и других ценностей в кассе, а также при наличии временных расписок о заимствовании денег из кассы ревизор обязан потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.
Проверяющий устанавливает соблюдение сроков обычных инвентаризаций, которые предусматривает руководитель предприятия но не реже одного раза в квартал. Такая операция должна проводится внезапно с участием представителя администрации. Ревизор сопоставляет данные по статье «Касса» с Главной книгой, журналом-ордером по этому счету и кассовой книгой, проверяет как обеспечивается сохранность денежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк; проводится ли внезапная ревизия кассы; на кого возлагаются обязанности по ведению кассовых операций в случае необходимости временный замены кассира (исполнение обязанности кассира не могут возлагаться на бухгалтеров и других счетных работников, пользующихся правом подписи кассовых документов). Возложение обязанностей кассира на другого работника оформляется письменным приказом руководителя предприятия (решением, постановлением). С этим работником заключается договор о полной индивидуальной ответственности.
Нужно также проверить, как соблюдаются правила ведения кассовой книги и требований к ней (пронумерована, прошнурована и опечатана), своевременно ли проводятся в ней записи приходных и расходных кассовых документов (они делаются сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу); своевременно ли кассиром сдаются в бухгалтерию кассовые отчеты (как правило, ежедневно). В организации с согласия кассира и при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней создают машинограмму «Отчет кассира». Оба названных регистра должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты предусмотренные формой кассовой книги.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последний за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов книги за каждый месяц, а в последней машинограмме за календарный год – общее количество листов книги за год.
2.1 Контроль кассовых операций
Контроль кассовых операций производится сплошным способом. Кассовые документы подвергаются сплошной проверке со дня окончания предыдущей ревизии или аудиторской проверки. При этом контролю подлежат кассовые отчеты со всеми приложенными к ним оправдательными документами, как по форме, так и по существу, а также корреспонденция счетов.
При проверке используются следующие первичные документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов, кассовая книга, корешки чеков использованных чековых книжек, выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами, журналы-ордера по кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банке», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 90 «Краткосрочные кредиты банков», 92 «Долгосрочные кредиты банков», 93 «Кредиты банков для работников», ведомости к соответствующим журналам-ордерам по дебету счетов, а также машинограммы при автоматизированной обработке учетной информации.
Проводя ревизию кассовых операций, необходимо проверить, как соблюдается порядок ведения кассовых операций и кассовая дисциплина, достоверность и законность совершенных операций с наличными деньгами.
Одной из задач проверки соблюдения Порядка ведения кассовых операций является контроль правильности оформления документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денег. Все кассовые документы должны быть заполнены чернилами четко, ясно, без помарок. Незаполнение отдельных реквизитов часто используется с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег. Никакие подчистки и исправления в документах не допускаются. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию и выписываться в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации служит журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.
Проверяя соблюдение кассовой дисциплины, следует выяснить:
- не превышают ли остатки наличных денег в кассе установленного банком лимита и используется ли кассовая выручка на текущие нужды в пределах установленных норм;
- использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению;
- своевременность и полноту возврата в банк неиспользованных денежных средств, полученных на выплату заработной платы, премий, пособий, пенсий, а также кассовой выручки (выручки от реализации товарно-материальных ценностей, оказания работникам услуг и прочих денежных поступлений).
Предприятия могут хранить в кассе наличные деньги в пределах лимитов, а также использовать деньги из выручки в пределах норм, установленных банком. Лимит остатка наличных денег в кассе и норма использования выручки на неотложные нужды устанавливаются учреждениями банка, в котором открыт расчетный счет, по согласованию с руководителем предприятия. Вся денежная наличность сверх лимитов должна сдаваться в банк для зачисления на счета.
Проверяя кассовые операции, нужно установить их законность, достоверность и хозяйственную целесообразность. При этом особенно тщательно анализируется полнота и своевременность оприходования денег в кассу, полученных из банка. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных со счетов предприятия в банке, устанавливают путем встречной и взаимной сверке данных банковских выписок со счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. Все чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки с надписью «Аннулировано» следует хранить подклеенными к корешкам чеков. Запрещается доверять хранение чековых книжек другому лицу, в частности кассиру, получающему по чекам наличные деньги из банка, а также подписывать незаполненные чеки. Не следует выписывать чеки на предъявителя, должны использоваться только именные чеки.
В процессе ревизии обязательно следует удостовериться в наличии всех выписок банка со счетов предприятия. Полноту банковских выписок устанавливают по переносу остатков средств на счете. Если конечный остаток средств в предыдущей выписке соответствует начальному остатку в последующий, это свидетельствует о наличии всех выписок по данному счету. Если окажется, что часть выписок в делах предприятия отсутствует, необходимо получить в банке заверенные копии. Необходимо также проверить наличие в делах хозяйства выписок со всех лицевых счетов, открытых в банке. При отсутствии выписок следует обратиться в обслуживающий предприятие банк для получения соответствующей справки. Достоверность выписок определяется как по из внешним признакам (наличие необходимых реквизитов, подписей, штампов банка и т.д.), так и путем встречной проверки в банке. На всех выписках должен быть штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью главного бухгалтера и гербовой печатью банка. Встречной проверке обязательно подвергаются выписки, имеющие подчистки и исправления, не подтвержденные банком.
С целью облегчения работы и обеспечения полноты проверки оприходованных в кассу полученных в банке денег рекомендуется накапливать необходимые сведения в ведомости. В ведомости вносятся данные всех чеков в порядке возрастающих номеров, включая номера испорченных и аннулированных чеков, которые должны быть прикреплены к корешкам и погашены надписью «Аннулировано». Против номера такого чека в ведомости делается отметка «Аннулировано». Такой порядок дает возможность выявить факты неоприходования в кассе полученных денег.
При установлении случаев неоприходования денег, исправлений, подчисток, расхождений в номерах или разрывам между датой получения денег по выписке банка и оприходования их в кассе следует выяснить причины. С этой целью берутся письменные объяснения кассира и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в учреждении банка и сличаются выписки с подлинными записями в лицевых счетах предприятия.
Одновременно с проверкой полноты оприходования полученных из банка денег устанавливают правильность отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. С этой целью составляют отдельную ведомость с указанием даты, номера и суммы расходного кассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выписке банке, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения следует группировать в ведомости.
Тщательной проверке подлежат операции по оприходованию выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги работникам предприятия за наличный расчет, так как по данным операциям чаще всего случаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием поступивших в кассу денег.
Для выяснения полноты оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности необходимо проверить отчеты о их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. При этом дебетовые записи по счету реализации (в частности реализации за наличный расчет) должны сверяться с кредитовыми записями по счетам учета материальных ценностей, а кредитовые записи по счету реализации (за наличный расчет) – с дебетовыми записями по счету кассы. В случае расхождений следует проверить указанные операции по существу и установить причины отклонений. При наличии задолженности работников и других лиц за купленные материальные ценности необходимо проверить реальность возникновения такой задолженности.
На каждом предприятии материальные ценности должны выдаваться только при наличии на накладной поставленного кассой штампа «Оплачено». Наличные деньги за проданные населению товарно-материальные ценности и оказанные услуги должны вносится в кассу предприятия. Квитанция выдается за подписями главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и кассира. Материально ответственным лица не разрешается получать наличные деньги за отпускаемые населению товары.
При контроле правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует выборочным способом установить, все ли внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работали на предприятии и нет ли среди них подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Таки факты устанавливают путем сверки данных ведомости с показателями учета личного состава и табелей, с приказом о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы.
Необходимо также проверить итоги в платежных ведомостях, так как нередко допускаются факты умышленного завышения итогов в графе «К выдаче на руки» на предполагаемую сумму присвоения. При этой проверке обращают внимание на величину выплаченных сумм отдельным лицам с последующей проверкой их правильности, на достоверность подписей лиц, получивших деньги, на дописные суммы, подчистки, неоговоренные исправления, некачественно оформленные доверенности и т.п.
Во всех ведомостях надо проверить подлинность подписей получателей денег. Для этого подписи в одних ведомостях сопоставляются с подписями в других, причем особое внимание обращается на поправки и подчистки. В отдельных случаях надо опросить получателей денег. Этот прием позволяет обнаружить подлинные подписи, а иногда и подставных и вымышленных лиц.
Осуществляя контроль кассовых операций, нужно проверить правильность подсчета оборотов по приходу и расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец отчетного периода и переноса их с одной страницы на другую, а также соответствия остатка, по отчету кассира на конец месяца остатку по счету 50 «Касса» в Главной книге.
Особенно тщательно следует проверять обоснованность кассовых операций по расходу наличных денег, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего предоставления отчетов и оправдательных документов об использовании денег.
Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции счетов действующим положения и правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основе данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах (журналах-ордерах, машинограммах). Он позволяет выявить хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информации, и списание похищенных сумм.
На основании акта инвентаризации кассы и данных группировочных ведомостей о нарушениях кассовой дисциплины и других злоупотреблениях составляется соответствующий раздел акта ревизии или аудиторской проверки, где приводятся установленные факты недостатков в организации и ведении кассовых операций, данные повторяющихся нарушений со ссылками на прилагаемые к акту группировочные ведомости и таблицы.
2.2 Контроль операций по расчетным счетам.
Источником контроля операций по счетам в банках являются выписки банка из лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи в учетных регистрах по счетам 51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках».
Приступая к проверке операций по счетам в банках, прежде всего устанавливают, сколько расчетных счетов имеет организация. Сопоставляют сальдо по статьям баланса: «Расчетный счет» и «Прочие денежные средства» с данными выписок банка. Они должны быть тождественными. Однако равенство остатков не гарантирует тождественности оборотов по выпискам банка и балансовому счету, поскольку при обработке выписок может быть допущено умышленное уменьшение оборотов по дебету и кредиту счета на одинаковую сумму с целью скрыть злоупотребления. Поэтому необходимо проверить соответствие оборотов по дебету и кредиту счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц данных оборотов согласно учетным регистрам.
Важной обязанностью ревизора или аудитора является проверка полноты и достоверности банковских выписок и приложенных к ним документов. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переноску остатков средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Достоверность выписок определяют путем проверки всех их реквизитов. Если в выписке будут установлены неоговоренные исправления и подчистки, нужно провести встречную проверку данных выписки с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящемся в учреждении банка. В случае отсутствия отдельных выписок следует также обратиться в учреждение банка.
Вслед за проверкой полноты и достоверности выписок следует убедиться, что все проведенные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими подлинными документами. Бывают случаи, когда они подделываются или прилагаются не полностью, что дает возможность, применяя неправильную корреспонденцию счетов, скрывать в учете серьезные злоупотребления. В случае возникновения сомнений в подлинности документов (отсутствие банковского штампа, исправление перечисленных сумм, наименования получателя денег и даты совершения операций) требуется провести встречную проверку платежных документов в банке и у контрагента по операции. Одновременно с проверкой достоверности операций и подлинности банковских документов выявляется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах.
Иногда злоупотребления могут быть скрыты посредством составления неправильной корреспонденции счетов, искажения записей в учетных регистрах, бухгалтерских записей, необоснованных документами, а также сторнировочных записей бездокументальных подтверждений и действительной необходимости, неправильным подсчетом или переносом итогов с одной страницы регистра на другую.
Обязанностью ревизора или аудитора является также проверка правильности и обоснованности перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности. С этой целью следует сверить суммы, указанные в платежных документах, с данными выписки банка и записями по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или по счету 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» Убедившись в правильности таких записей, проверяют по приходным документам полноту и правильность оприходования товарно-материальных ценностей. В случае сомнения подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку у поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами.
Необходимо тщательно проверить, не отражались ли в учете расходы как платежи за услуги (отопление, освещение, услуги связи и др.), а в действительности деньги перечислялись за материальные ценности, которые не приходовались, а присваивались. С этой целью проводятся встречные проверки в банке и в соответствующих организациях. Проверяя расходные банковские документы, необходимо сгруппировать в отдельной ведомости все оплаченные штрафы, неустойки и др. платежи, связанные с нарушением договорных условий, что позволяет в последствии проверить полноту отражения их на соответствующих счетах и принятые предприятием меры по взысканию с виновных лиц сумм причиненного ущерба.
При проверки операций по аккредитивам следует сверить остатки сумм и обороты на выписках банка с записями в регистрах бухгалтерского учета. Одновременно выясняются причины, вызвавшие расчеты по аккредитивной форме, т.е. предусмотрена ли эта форма расчетов договором или применяется как санкция со стороны поставщиков за несвоевременные платежи. Затем проверяется полнота и своевременность использования возврата неиспользованных аккредитивов, а также полнота оприходования материальных ценностей, поступивших от поставщиков.
Операции с лимитированными и нелимитированными чековыми книжками анализируются с точки зрения их правильности, характера и полноты оплаты. Тщательно контролируется, не производилась ли отплата лимитированными чеками расходов, которые включались в авансовые отчеты подотчетных лиц как совершенные наличными деньгами. Установив подобные факты, следует определить размер, причиненного предприятию ущерба и виновных в этом лиц.
Нужно проверить, совпадает ли остаток по книжке лимитированных чеков, отражаемый на корешке последнего использованного чека, с остатком на проверяемую дату по счету 55 «Специальные счета в банках», а также с остатком по выписке банка. Остаток денег на конец месяца по выписке банке иногда не совпадает с остатком лимита по лимитированной книжке. Это объясняется тем, что выданные из лимитированных книжек чеки не были до конца месяца предъявлены получателями в банк к оплате.
2.3. Проверка валютных счетов
Интернационализация экономической жизни в России и выход многих организаций на внешний рынок потребовала использования в расчетах иностранных валют. Отечественные организации получают валюту в виде выручки от экспорта продукции и покупки ее на валютном рынке.
В соответствии с действующим законодательством следует четко различать текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Ревизор должен иметь ввиду такое разграничение, учитывается что первое осуществляется резидентами без ограничения и облагается соответствующими налогами, а на валютные операции, связанные с движением капитала, необходимо располагать лицензией Центрального банка РФ.
К текущим валютным операциям отнесены:
переводы в РФ и из нее валюты для расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа либо с использованием кредита, но на срок не более 180 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
зарубежные переводы доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и другим операциям, связанным с движением капитала;
переводы неторгового характера.
Валютными операциями, связанными с движением капитала считаются:
прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал;
портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
перевод в оплату прав собственности на недвижимое имущество, включая землю и ее недра;
отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.
Порядок учета валютных операций регламентирован п.13 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, Положением о бухгалтерском учете «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», а также Указаниями по отражению отдельных хозяйственных операций (приведены в письме Минфина РФ от 13.06.93 г. № 78).
Действующее законодательство России запрещает расчеты наличной иностранной валютой, кроме оплаты командировочных расходов. Безналичные расчеты производятся только через банки и кредитные учреждения.
Ревизор проверяет правомерность открытия валютного счета в банке, который должен иметь лицензию на проведение валютных операций. Важно убедится в отсутствии «подпольных» валютных счетов.
При контроле следует иметь ввиду, что при отражении в бухгалтерском учете выручки от реализации финансовых результатов при совершении внешнеэкономических операций организации должны открывать к счету 52 «Валютный счет» субсчета: «Транзитные валютные счета», «Текущие валютные счета» и «Валютные счета за рубежом».
Продажа иностранной валюты (включая обязательную продажу части валютной выручки) отражается организацией на счете 48 «Реализация прочих активов». По дебету этого счета показывается балансовая стоимость иностранной валюты в корреспонденции со счетом 52 «Валютный счет» (субсчет «Текущий валютный счет») либо со счетом 57 «Переводы в пути» и понесенные в связи с этой продажей расходы, а по кредиту – сумма в валюте РФ полученная предприятием за проданную иностранную валюту в корреспонденции с дебетом счета 51 «Расчетный счет». Балансовая стоимость иностранной валюты, подлежащая продаже банком согласно поручению организации, первоначально отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом счета 52 «Валютный счет» (субсчет «Транзитный валютный счет») с последующим отнесением стоимости этой валюты в дебет счета 48 при поступлении рублевого эквивалента на расчетный счет.
При покупке иностранной валюты стоимость зачисляется на дебет счета 52 «Валютный счет» (субсчет «Текущий валютный счет») в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на момент зачисления, в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетный счет» (или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Превышение курса покупки иностранной валюты над курсом Центрального банка РФ отражается по дебету счета 81 «Использование прибыли» и кредиту счета 51.
В случае совершения внешнеэкономической операций при использовании метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), товаров, иного имущества по мере их отгрузки отражение по кредиту счетов реализации и определение финансовых результатов по этим операциям производится на дату отгрузки и сдачи счетов в банк для предъявления к оплате иностранному покупателю или комиссионеру; при совершении товарообменных (бартерных) сделок – по дате накладной или приемо–сдаточного акта на отгруженные товары по таможенной стоимости, указанной в грузовой таможенной декларации.
При использовании метода определения выручки от реализации (работ, услуг), товаров и иного имущества по мере их оплаты отражение по кредиту счетов реализации и определение финансовых результатов при экспорте производятся на дату поступления выручки на «Транзитный валютный счет» (при расчетах за экспорт в иностранной валюте) или «расчетный счет» (при расчетах за экспорт в валюте РФ) организации или комиссионера. При совершении товарообменных (бартерных) сделок учет реализации и определение финансовых результатов производятся исходя из таможенной стоимости поступающего имущества (товаров), указанной в грузовой таможенной декларации, на дату его оприходования.
При осуществлении организацией закупок товаров по импорту исчисление покупной стоимости поступающих товаров производится исходя из их таможенной стоимости в иностранной валюте.
Пересчет таможенной стоимости, указанной в иностранной валюте, в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия и оформления грузовой таможенной декларации.
Правильность расчетов по экспортно-импортным операциям контролируют банки, которые уполномочены Правительством России осуществлять такую работу. Ревизору целесообразно акцентировать внимание на бартерных сделках, при которых иногда незаконно «уплывает» СКВ за границу. При проверке операций по счету 52 «Валютный счет» и субсчетам к нему надо выборочно произвести контрольные расчеты курсовых разниц, имея ввиду, сто они оказывают существенное влияние на величину конечного финансового результата. При этом следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденным приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №50.
Осуществляя контроль операций на валютном счете в банке, нужно установить: соответствуют ли остатки средств, отраженных в выписке банка, остатку средств, который значится по учету; полноту и достоверность банковских выписок и приложенных к ним документов; достоверность операций и подлинность банковских выписок и первичных документов; правильность корреспонденции счетов по операциям на валютном счете и записей в учетных регистрах.
2.4. Контроль денежных документов, переводов в пути и
ценных бумаг.
В составе денежных документов, находящихся в кассе, относятся почтовые марки, оплаченные путевки в санатории, дома отдыха и др. Проверка денежных документов должна сопровождаться полной инвентаризацией их с составлением соответствующего акта.
Прежде всего в процессе контроля следует убедиться в равенстве остатков данных аналитического учета остатку по синтетическому счету 56 «Денежные документы». По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных документов в количественном и суммовом выражении на счет 56.
Проводя операции по приобретению и выдаче путевок в санатории, дома отдых и др., следует выяснить, за счет каких источников приобретались путевки; какая часть их стоимости не возмещается получателями; своевременно и в полном ли объеме поступают в кассу деньги от получателей путевок; выдаются ли путевки работникам предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом; нет ли случаев выдачи путевок лицам, не работающим на данном предприятии.
При выявлении случаев нарушения установленного порядка выдачи путевок и их оплаты следует выявить причины и виновных в этом лиц, а также размер недоплаченных сумм в кассу предприятия.
Проверяя денежные средства в пути, нужно изучить сплошным способом все первичные документы, на основании которых произведены записи по счету 57 «Переводы в пути». При этом следует иметь ввиду, что на счете 57 учитывают денежные суммы, внесенные в кассы банков, сберегательные банки или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или другой счет предприятия, но еще не зачисленные по назначению.
Нужно проверить по данным первичных документов законность и обоснованность каждой записи по счету 57 «Переводы в пути». Сверяя записи по кредиту счета 57 и дебету счетов предназначенных для учета денежных средств, устанавливают своевременность и полноту зачисления денежных средств (переводов) в пути на соответствующие счета в банках, а также выявляют, не значится ли среди сумм в пути недостачи наличных денег в кассе или присвоенные суммы отдельными должностными лицами. Необходимо установить длительность нахождения отдельных переводов в пути, оприходование сумм в начале следующего месяца на счет в банке. Особенно внимательно следует проверить суммы переводов в пути, местонахождение которых неизвестно, а сроки зачисления их на счет предприятия истекли. Установив факты неправильного списания переводов в пути или факты сокрытия сумм, нужно выяснить, с какой целью допущены неправильные действия, виновных в этом лиц, сумму причиненного ущерба, как повлияли эти факты на достоверность бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
Проверяя правильность расходования марок на почтовые отправления, необходимо произвести взаимный контроль данных книги исходящей корреспонденции, реестров на отправку документов и отчетов на списание марок.
При контроле операций по финансовым вложениям в ценные бумаги следует иметь ввиду, что к выпуску в обращение допускаются акции и облигации, прошедшие регистрацию в государственной инспекции по ценным бумагам.
Далее устанавливают, не превышает ли выпуск акций размер объявленного уставного фонда, не продавались ли акции при выпуске по цене ниже номинальной, не производился ли выпуск акций для покрытия убытков, связанных с хозяйственной деятельностью акционерного общества. Следует также выяснить, зарегистрированы ли акции и облигации в Государственной инспекции по ценным бумагам.
В процессе контроля ценных бумаг, находящихся у инвестора, следует иметь ввиду, что они хранятся в его кассе наравне с наличными деньгами и денежными документами в порядке, установленном правилами выполнения кассовых операций. На все ценные бумаги, отдельно по их видам, составляется опись с указанием их номера, серии, номинальной стоимости и срока погашения.
С целью проверки фактического наличия ценных бумаг нужно провести их инвентаризацию и сравнить полученные данные с показателями бухгалтерского учета по счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные финансовые вложения». Аналитический учет по указанным счетам ведут по видам вложений и объектам, в которые осуществлены эти вложения (предприятиям – продавцам ценных бумаг, вкладам, предприятиям – заемщикам и т.п.). В случае расхождения между фактическим наличием ценных бумаг и данными бухгалтерского учета следует установить причины и виновных в это лиц. Если приобретенные ценные бумаги сдаются на хранение депозитарно, то в этом случае проверяется наличие и подлинность документа, полученного от депозитария. Важно также выяснить, на сколько соответствует принятый на предприятии порядок учета финансовых вложений в ценные бумаги установленным правилам и положениям по ведению бухгалтерского учета.
Заключение.
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Так как обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.
В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.
Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Таким образом сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.
Список литературы
Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.:ИНФРА-М, 1998.
Аудит предприятия. Учебное пособие/Сост. В.В. Нитецкий, Н.Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996.
Аудит и ревизия. Справ. Пособие/Под ред. И.Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.
Аудит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И.Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
В помощь бухгалтеру и аудитору/справочно-методическое пособие/ Авт. -сост. Н.П.Барышников. Том 1,2 . Изд-е 3-е.- М.:Инфориационно-издательский дом “Филин”, 1996.