Анализ хозяйственной деятельности на консервном заводе Владикавказcкий

3


Введение.

Как и на основании чего будут оценивать вас, а вы вашего партнера? Сегодня прошло то время, когда о «крутости» бизнесмена и его фирмы судили по шикарному автомобилю, офису в центре города, мобильному телефону. На первое место возвращаются научные подходы при оценке надежности любой фирмы. Но мнение стороннего эксперта не всегда даст исчерпывающую информацию для принятия решения. Поэтому, любой современный бизнесмен обязан владеть методами финансового анализа и уметь составить и представить финансовую отчетность (ФО) своего предприятия.

ФО является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные ФО служат основными источниками информации для анализа финансового состояния (ФС) предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности.

Основной целью и задачей нашей выпускной работы, по вопросам отчетности и анализа ФС, предприятия является изучение экономической характеристики предприятия, с отражением механизма составления и представления ФО, рассмотрение внутренних и внешних отношений хозяйственного субъекта, выявление его финансового положения, платежеспособности и доходности.

Основными задачами анализа ФС предприятия являются:

- общая оценка ФС и факторов его изменения;

- изучение соответствия между средствами и источниками, рациональность их размещения и эффективности их использования;

- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

- соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины.

Известно, что теория хорошо познается только на практике. Поэтому, теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим материалом. Для этого будут использованы реальные материалы действующего предприятия консервного завода “ Владикавказкий”.

Цель анализа заключается в изучении современного финансового состояния предприятия и перспектив его развития за счет собственных и привлеченных средств. В условиях перехода к рынку это тема является достаточно актуальной так, как предполагает изучение эффективности использования средств предприятия, собственных и привлеченных и обеспеченность ими.

Источниками данных являлись годовые отчеты, журнал ордера и другие бухгалтерские документы, а так же устав предприятия, бизнес-план и другие. Источниками теоретической информации являлись книги “ Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий” и “ Анализ экономической деятельности клиентов банка”.

    1. Краткая характеристика производственно-рыночной

деятельности консервный завод “Владикавказкий”

Государственное предприятие консервный завод “Владикавказкий” создано в соответствии с законом РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности и учреждено Министерством по государственному имуществу РСО - Алания.

Завод является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет 000404616 в Агропромбанке г. Владикавказа, поставлен на налоговый учет и включен в Государственный реестр предприятий за ИНН 1501000243 от 05,11,1993 года ГНИ Владикавказа по РСО – Алания.

Консервный завод построен на территории г. Владикавказа, по улице Первомайская 27 и занимает площадь в 34800 квадратных метров.

Завод осуществляет следующие виды деятельности :

  • Выработка плодоовощных консервов

  • Выработка колбасных изделий

  • Выработка б\алькагольных напитков

  • Выработка солений

  • Выработка острых приправ( аджика)

  • Производство вино водочных изделий

  • Производство кондитерских изделий (халва)

Предприятие имеет право осуществлять иные виды деятельности.

Уставной фонд завода составляет 31,2 млрд. рублей, основные средства 30,1 млрд. рублей ( по состоянию на конец 1997 г.).

К источникам формирования имущества завода относятся:

  • прибыль, полученная от реализации продукции, работ, а так же от других видов хозяйственной деятельности

  • амортизационные отчисления

  • кредиты банков

  • капитальные вложения и дотации из бюджета

  • безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования

  • иные источники

Прибыль завода распределяется следующим образом :

  • завод вносит соответствующие бюджетные налоги и другие платежи

  • основная часть прибыли поступает в распоряжение завода

Консервный завод самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса потребителей на свою продукцию. Определяет формы и системы оплаты труда, а так же другие виды доходов работников.

Своим работникам завод обеспечивает безопасные условия труда и несет ответственность в установленном порядке за причиненный им ущерб здоровью и трудоспособности.

Экономико-географическое положение Владикавказа, а следовательно и завода выгодны. Город расположен на северных склонах лесистого хребта. Через город Владикавказ по автомагистралям Москва—Ростов—Владикавказ осуществляется кратчайшим путем разносторонние связи Северной Осетии.

За последние годы мощности производства товарной продукции завода увеличились до 31 млрд. рублей. Увеличен ассортимент выпускаемой продукции. Внедрено производство б\алкогольных напитков с производительностью 2400 бут\час. Построен цех по выработке колбасных изделий 500 кг\сутки, цех острых приправ. Кроме этого в 1993 году был запушен цен по производству алкогольной продукции производительностью 6000 бут\час.

Не менее важна особенность консервного производства его связь с сельским хозяйством. Так, производительность труда, качество производимой продукции во многом зависит от качества поставляемого сырья.

В конце 1997 года был построен цех по выработке халвы подсолнечной. Имеются вспомогательные цеха: картонажный, ящичный, деревоперерабатывающий.

Организация заводом постоянных сырьевых зон, полностью и своевременно обеспечивают его сырьем нужного ассортимента и качества.

Большое внимание завод уделяет на качество и ассортимент выпускаемой продукции, ее внешнему оформлению.

1.2 Основные экономические показатели

К основным экономическим показателям относятся фонд оплаты труда, обьем товарной продукции, прибыль, выручка от реализации продукции, среднесписочная численость рабочего персонала.

Эти показатели хорактерезуют полажение дел на предприятии и показывают потенциальную мощность и размеры предприятия. Изменение этих показателей оказывает большое влияние на финансовое состояние предприятия.

Производительность труда на консервном заводе Владикавказкий

Таблица 1

Показатели

1995 г

1996 г

1997 г

1997

В % к 1995 г

В % к 1996 г

Среднегодовая численность промышленного производственного персонала, чел.

256

218

198

0,77

90,8

Фонд оплаты труда

Промышленно—производственного персонала, в т\руб

601359

530700

504700

83,9

95,1

Объем товарной продукции, т\руб.

5483512

6780466

7698000

140,3

113,5

Среднегодовая з\плата на 1-го промышленно-производственного работника, руб.

2349

2434,4

2548,9

108,5

104,7

Выработка на 1-го промышленно-производственного работника, т\руб.

21420

31103

38878

181,5

124,9

Как показывают данные таблицы, за анализирующий период на консервном заводе происходит стабильный рост производительности труда. Так выработка продукции на одного промышленно-производственного работника выросла в 1997 г. по сравнению с 1995 на 181,5 %, а в 1996 на 124,9 %. Это связанно и с уменьшением численности персонала, а так же увеличением объема товарной продукции.

Финансовые результаты консервного завода “Владикавказкий”

Табилица 2

Наименование

Показателя

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Выручка от реализации продукции, т\руб

3289617

5861743

8316517

Затраты на производство и реализацию продукции, т\руб

2965734

5651837

8048391

Балансовая прибыль или убыток, т\руб

323883

209906

268126

Как видно из таблицы выручка от реализации, а так же себестоимости продукции растут по годам. Произошел и незначительный рост прибыли по сравнению с1996 годом, но снижением к 1995 году, что произошло в результате материально-технического перевооружения отдельных цехов и участков завода с целью улучшения качества и ассортимента выпускаемой продукции.

2.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия по балансу

Судить о финансовом положении предприятия, его независимость можно по показателям финансовой устойчивости, сущность которой состоит в обеспечении запасов и затрат источниками формирования в отражения зависимости предприятия от инвесторов и в характеристике его финансовой автономности.

Оценка финансового состояния предприятия начинается с определения общей стоимости имущества, которая ровна итогу баланса и изучается ее тенденция, определяется динамика производства и реализация продукции, суммы прибыли , затем рассчитывают систему показателей.

Эти показатели разбиваются на 2-ве группы:

1 определяют автономию предприятия

2 Эффективность использования средств

К показателям автономии относят

А) Коифецент автономии

Ка= собственные средства

Итог баланса

Этот показатель определяет, какая часть активов предприятия сформировалась за счет собственных средств

Б) Каиффицент обеспеченности оборотными средствами. Этим коиффецентом определяют, какая часть оборотных средств сформировалась за счет собственных источников.

Итог 1 раздела пассива – итог 1 раздела актива

Ксос=

2 раздел актива

В) Коифецент соотношения собственных и заемных средств

Стоимость привлеченных средств

К з\с =

Стоимость собственных средств

Д) Коиффецент долгосрочных привлеченных заемных средств.

Кд.з.с. = долгосрочные привлеченные средства

Собственные средства + долгосрочные средства +

кредиты и займы

Г) Коиффецент реальной величины основных и материальных оборотных средств в имуществе организации

Стоимость основных средств, кап.вложения + обороты

К=

Итог баланса

Показатели финансового состояния консервного завода “Владикавказкий”

Таблица 3

Показатели

1996

1997

1997 к 1995, в %

Величина материальных оборотных средств

6740802

-

-

Дебиторская задолженность

132607

178609

134,9

Кредиторская задолженность

11545

16059

139

Прибыль

209906

268126

127,7

Убыток

72600

-

-

Как видно из таблицы произошло увеличение всех показателей, в частности дебиторской задолженности с 132607 т.р. в 1996 г до 178609 т.р. в 1997 г ( на 134,9%), кредиторской задолженности с 11545 т.р. в 1996 г до 15059 т.р. в 1997 г ( на 139 %), а так же прибыли с 209906 т.р. в 1996 г до 268126 т.р. в 1997 г (на 127,7 % ).

2.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и использование банковского кредита

При анализе платежеспособности изучается дебиторская и кредиторская задолженность ближайших сроков погашения.

Под дебиторской задолженностью понимают сумму долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

Дебиторская задолженность свидетельствует об отвлечении средств из оборота.

Кредиторская задолженность денежных средств — это привлеченные предприятию и подлежащие возврату средства. При анализе дебиторской и кредиторской задолженности изучают их в динамике.

Дебиторская и кредиторская задолженность

Таблица 4

Наименование показателя

Остаток на начало года

Возникло обязательств

Погашено обязательств

Остаток на конец года

Дебиторская задолженность

3672171

3071515

-

6743686

Краткосрочная

3071515

3071515

Долгосрочная

3672171

В т.ч. просроченная больше 3-х мес

3672171

Кредиторская задолженность

11545623

4514127

16059750

Краткосрочная

4514127

4514127

Долгосрочная

11545623

11545623

Как видно из таблицы дебиторская задолженность в течении года увеличилось с 3672171 тыс.руб. в начале года до 6743686 тыс.руб. в конце года. Это увеличение связано с возникновением краткосрочной дебиторской задолженности. Долгосрочная дебиторская задолженность имелась уже на начало года.

Кредиторская задолженность преобладает над дебиторской задолженностью и состовляет 16059750 тыс.руб. на конец года. Из нее 4514127 тыс.руб. составляет краткосрочная кредиторская задолженность, а остальные 11545623 тыс.руб. долгосрочная задолженность.

2.3 Анализ платежеспособности

Под платежеспособностью понимают отсутствие за определенный период или на определенную дату просроченного долга банку, бюджету или работникам. Степень платежеспособности размерами сроком платежей, оборачиваемостью различного рода просроченных долгов в отчетном периоде.

Понятие платежеспособности предприятия связано с его с кредитоспособностью, т.е. способностью рассчитываются по долговым обязательствам. В зависимости от методов анализа платежеспособность может быть определена как, определенная соответствием структуры его актива и пассива и свидетельствующая о способности предприятия высвободить из оборота средства в денежной форме для погаше6ния долговых обязательств.

Для оценки ликвидности баланса используют коэффициент ликвидности и покрытия долговых обязательств.

Коэффициент ликвидности определяет, какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, може5т быть погашена в срок.

По степени ликвидности все активы подразделяют на 3 раздела:

1 раздел – активы организации в денежной форме: краткосрочные вложения, остатки денежных средств в кассе, на расчетном счету, валютных денежных счетах, депозитных счетах, векселя.

2 раздел – образуют дебиторскую задолженность оп отгруженным товарам ( не более 90 дней ), расчеты с персоналом по з\п, дебиторская задолженность краткосрочного характера.

3 раздел составляют материальные активы в виде ТМЦ, готовая продукция, товары дебиторской задолженности длительных сроков, прочие активы.

Различают каиффецент общей ликвидности

ликвидные средства ( 1+2 раздел)

Кобщ= =0,709

Краткосрочные долговые обязательства

Коиффецент быстрой ликвидности определяют как отношение ликвидных средств 1 раздела к общей сумме обязательств предприятия. Его оптимальное значение 0,3-0,5 показывает, какая часть обязательств может быть погашена без дополнительной мобилизации средств.

Ликвидные средства 1 раздела

К б.л.= = 0,0125

Краткосрочные долговые обязательства

Коиффецент покрытия долговых обязательств

Ликвидные средства 1+2 раздела + оборотные материальные средства 3 раздела

К д.об.=

Краткосрочные долговые обязательства

Его нормативное значение равно 1

Коэффициент ликвидности рассчитанный в динамике характеризует сложивщиюся в организации тенденцию изменения ликвидности.

Помимо показателей ликвидности финансовое положение предприятия характеризуют показатели эффективности управления оборотными активами и мобильности оборотных из всех средств предприятия это показатели оборачиваемости всех активов, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, коэффициент мобильности средств.

Показатели общей ( ликвидности) оборачиваемости активов определяют в течение какого периода совершается полный оборот производства и обращения.

Среднегодовая стоимость активов х количество дней

К об=

Выручка от реализации ( без НДС и акцизов)

Кроме того рассчитывают показатели оборачиваемости отдельных видов активов:

1 ) Оборачиваемость дебиторской задолженности

Средний остаток дебиторской задолженности х 360 дней

Коб.д.з.=

Выручка от реализации (без НДС и активов)

Этот показатель характеризует состояние расчетов за отгруженную продукцию. Отрицательным явлением является замедление оборачиваемости, что свидетельствует о ненадежном финансовом положении предприятия, росте дебиторской задолженности, о расширении объеме производства.

2) Оборачиваемости запасов ТМЦ

среднегодовые ТМЦ х 360

К об. ТМЦ=

Выручка от реализации (без НДС и активов)

3) Коэффициент мобильности средств исчисляют как отношения сумм мобилизованных средств к общей стоимости активов.

Стоимость оборотных средств в 2 и 3-их разделах актива

К м =

Стоимость активов

Частным показателем является оборачиваемость наиболее мобильной части оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений.

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

К об=

Сумма мобильных оборотных активов 2+3 раздела баланса

Динамика показателей ликвидности и оборачиваемости по консервному заводу Владикавказкий

Таблица 5

Показатели

1996

1997

1997 к 1996, в %

Краткосрочные долговые обязательства, т.р.

-

4514127

-

Выручка от реализации ( без НДС и акцизов), т.р.

5861743

8316517

141,8

Остаток денежных средств на конец года, т.р

-

56735

-

Оборотные средства, т.р

10280366

15906274

154,7

Из тех данных, что представлены в таблице видно, что выручка в 1997 г увеличилась по сравнению с 1996 г на 141,8 %, т.е. с 5861743 т.р. до 8316517 т.р. Тогда как стоимость оборотных средств увеличилась за этот же период на 154,7 %, т.е. с 10280366 в 1996 г до 15906274 в 1997 г. Справедливо было бы ожидать, что и выручка увеличится в таком же соотношении, так как увеличилась себестоимость, и предприятие должно было поднять цены на свою продукцию. Но видимо было снижения объема реализованной продукции, что и вызвало уменьшение выручки.

Анализ коэффициентов платежеспособности

Таблица 6

Коэффициент

1996

1997

1997 г. к

1996 г., в %

Коэффициент общей ликвидности

--

0,709

--

Коэффициент быстрой ликвидности

--

0,0125

--

Коэффициент общей оборачиваемости активов

638,75

698,12

109

Оборачиваемость дебиторской задолженности

228,45

295,79

129

Как видно из таблицы коэффициент общей оборачиваемости активов увеличился в 109%, т.е. с 638,75 в 1996 г до 698,12 в 1997 г. Это связано с увеличением оборотных активов.

То де самое произошло и оборачиваемостью дебиторской задолженности. Она увеличилась на 129% с 228,45 в 1996 г до 295,79 в 1997 г.

2.4 Анализ финансовых результатов и факторов их определяющих

Итоги деятельности любого предприятия отражает его финансовый результат.

Финансовый результат это его балансовая прибыль или убыток.

Балансовая прибыль -- это прибыль от реализации + вне реализационные доходы – вне реализационные расхода + прибыль от реализации основных средств.

Показатели финансовых результатов по консервному заводу

” Владикавказкий ”

Таблица 7

Показатели

1996 г

1997 г

1997 к 1996, в %

Выручка от реализации, в т.р

5861743

8316517

141,8

Затраты на производство и реализацию продукции

5651837

8048391

142,4

Прибыль от реализации

209906

268126

127,7

Внереализационные доходы

-

-

-

Рентабельность

3.7

3.33

90

Балансовая прибыль

209906

268126

127,7

Как видно из таблицы все показатели, кроме рентабельности увеличиваются, т.е. выручка от реализации увеличилась с 5861743 т.р. в 1996 г. до 8316517 т.р. в 1997 г. ( на 141.8 %), затраты на производство продукции с 5651837 т.р. в1996 г. до 8048391 т.р. (на 142,4 %), прибыль от реализации с 209906 т.р. в 1996 г. до 268126 т.р в 1997 г.( 127.7 %), вследствие отсутствия вне реализационных доходов и расходов балансовая прибыль равна прибыли от реализации. И так, как процент соотношения затрат на производство продукции и выручки 1997 г к 1996 г выше у затрат на производство продукции уровень рентабельности в 1997 г составил 90% по сравнению с 1996 г, т.е. он понизился с 3,7 % до 3,33 %.

Абсолютная величина прибыли может быть окончательным показателем эффективности работ предприятия, поскольку ее нужно анализировать в сравнении с другими экономическими показателями: полной себестоимости реализованной продукции, стоимости активов основных и оборотных средств, стоимостью собственных ресурсов и т.д. Так же ппоказатели определяют сумму прибыли, прибыль в расчете на единицу базы.

Различают несколько видов рентабельности :

  1. Рентабельность производства—отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов.

Пбал

Р пр.= х 100

ПФ

Он определяет сумму прибыли на 1 руб. стоимости производственных фондов.

  1. Рентабельность основной деятельность это отношение прибыли от реализации к затратам на производства и реализацию продукции.

ПР

Р=

Зпр

Этот показатель позволяет судить какую прибыль дает 1 руб. производственных затрат.

  1. Рентабельность продукции –отношение прибыли от реализации (ПР) к выручке от реализации в целом (РП)

ПР

Рпр=

РП

Он определяет, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованный продукции.

4) Рентабельность собственного капитала (Рск) и рентабельность основного капитала (Рок)

ПБ ПБ

Рск = Рок=

БН СК

БН—среднегодовая стоимость вложений в актив.

Коэффициенты финансовых результатов

Таблица 8

Коэффициент

1996 г

1997 г

Отношение 1997 г к 1996 г., в %

Рентабельность основной деятельность

0,371

0,331

89

Рентабельность продукции

0,035

0,032

92

Как видно из таблицы рентабельность основной деятельности в 1997г составила 0,331 , что является 89% от 1996 г (0,371). Это связано с резким повышением затрат на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продукции так же понизилась на 92% в 1996 г с 0,035 до 0,032 в 1997 г. Это связано с увеличением выручки от реализации.

Выводы и предложения

Составив годовую ФО и проанализировав финансовое состояние предприятия мы укрепили свои теоретические знания и получили практический опыт по методике заполнения и представления ФО предприятия. Исследовав деятельность консервного завода “Владикавказкий” за период, на основании данных отчетности теперь мы можем представить реальную картину финансового состояния предприятия и ее изменение в течение 1996 г и 1997 г.

Проанализировав изменение финансового состояния завода в течении 1997 г. мы делаем вывод, что оно ухудшилось. На это указывает наличие убытков. В целом, наблюдается тенденция к снижению финансовой устойчивости фирмы, которая подтверждается такими данными, как снижение рентабельности на 0,37%, рентабельности основной деятельности на 89%. Соотношение собственных и заемных источников изменилось в лучшую сторону и теперь имущество предприятия покрывается собственными средствами. Все расходы на производственное развитие, на социальные нужды фирма осуществляет за счет прибыли. Увеличилась доля заемных средств, и ухудшилось соотношение между кредиторской и дебиторской задолженностью. Общая ликвидность возросла.

Основным документом при проведении анализа служит ФО предприятия и самым большим ее недостатком является то, что понять ее, в той форме в которой она существует сейчас, может только человек, который сам хорошо разбирается в ее содержании. Поэтому, основной задачей совершенствования отчетности является решение задачи о том, чтобы ФО стало выполнять роль унифицированной информационной системы, которая оценивает и передает финансовую информацию про объект любому, кому она необходима. Так в качестве предложений по совершенствованию финансовой отчетности мы можем предложить более подробно расшифровывать в ней затраты на производство продукции и направления использования прибыли, приводить в ФО суммы просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей, более подробно описывать использование средств фондов специального назначения, объяснять причины убытка предприятия.

В отношении рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия можно сказать, что сегодня сложилась такая ситуация, когда все рекомендации по улучшения финансового состояния предприятия были использованы и результатом является современное финансовое положение фирмы. Все мы полностью зависим от государства. Мы все знаем термин «кризис неплатежей», который является краеугольным камнем нашей экономики. Ведь наибольшие трудности по улучшению ФСП связанны именно с ним. В качестве же наиболее часто используемых приемов, которые используют для улучшения финансового состояния предприятия можно предложить следующее:

- ежедневно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей;

- дебиторскую задолженность покупатели могут погашать не всю сразу, а каждый день понемногу;

- использовать прием скидок при досрочной оплате;

- требовать предварительную оплату за продукцию;

- для погашения дебиторской задолженности использовать форму натуроплаты, когда задолженность гасится своим товаром или услугами;

- выявлять и реализовывать неликвиды;

В качестве приемов, которые позволят снизить объем издержек на производство б/а напитков можно предложить следующие:

- завод должен работать только в весенне-летний сезон, во время наибольшего спроса на б/а напитки, и несколько дней перед праздниками в осенне-зимний период;

- работа на конкретного потребителя:

- оплата труда рабочих на основании объема выпущенной продукции;

- сезонный найм рабочих;

- проведение рекламной компании, направленной на заключение договоров с постоянными партнерами и широкую известность марки напитка.

Также в нашей работе была обоснована целесообразность использования компьютерной техники при составлении финансовой отчетности и проведении анализа финансового состояния предприятия.

Список литературы:

  1. В.И. Завгородний, Т.Е. Малофеев, И.Т. Трубинин “Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий” Москва, “Агропромиздат” 1987 г

  2. О.И. Лавризина “ Анализ экономической деятельности клиентов банка” Москва, 1996 г