Процессы кооперации и интеграции в АПК
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Дисциплина: «Аграрная политика»
Реферат на тему: «Процессы кооперации и интеграции в АПК»
Выполнил:
Студент гр. Эк-31
Носик Д.А.
Проверила
Попова З.В.
Волгоград 2011
Становление и развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции являются одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства России. В условиях рыночных отношений кооперация и агропромышленная интеграция выполняют различные функции как в сфере производства сельскохозяйственной продукции, так и в сфере сервисного обслуживания.
Основные понятия, раскрывающие сущность сельскохозяйственной кооперации, определяет Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", вступивший в действие в 1995 г.
Сельскохозяйственная кооперация – это система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
Сельскохозяйственный кооператив представляет собой организацию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Закон раскрывает сущность и других важных понятий, таких, как член кооператива, ассоциированный член кооператива, сельскохозяйственный товаропроизводитель, личное трудовое участие и уча-стие в хозяйственной деятельности кооператива и др.
Семантическая неоднозначность термина "кооперация" характеризуется возможностью его употребления как определения объединения физических лиц на основе добровольного членства как для коллективного предпринимательства, так и для характеристики универсальной формы организации совместного производства с участием нескольких компаний, стран. Данная форма основана на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, венных секретов. Кроме этого, термин характеризует форму организации труда, выполнения работ, основанную на совместном участии в едином трудовом процессе значительного числа работников, выполняющих разные операции этого процесса. Понятие кооперации тесно связано с понятием интеграции, что представляет объединение в целое каких-либо частей, элементов.
Под интеграцией в экономике следует понимать объединение экономических субъектов для углубления их взаимодействия, развития связей между ними. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Интеграция экономическая предполагает сближение и взаимоприспособление отдельных хозяйств, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
При совместном рассмотрении понятий "кооперация" и "интеграция" допустимо их семантическое отождествление, но с точки зрения организационной работы и возможностей ее реализации они рассматриваются отдельно. В противном случае кооперация, как процесс объединения индивидуальных товаропроизводителей на основе объединения паевых взносов и личного трудового участия, проигрывает перед интеграцией. Последней уделяется внимание на практике особенно со стороны административных органов. Это связано с целым рядом причин, но главной остается влияние факторов экономики.
В условиях рыночных отношений в АПК правомерно классифицировать сельскохозяйственные кооперативы по типам: горизонтальные и вертикальные; формам: производственные и потребительские; видам: в зависимости от экономических функций.
Схема классификации
Типы кооперации |
|
горизонтальная |
вертикальная |
Формы кооперации |
|
производственная |
потребительская |
Виды кооперативов |
|
сельскохозяйственная ар-тель (колхоз) |
перерабатывающий коо-ператив |
рыболовецкая артель (кол-хоз) |
сбытовой |
кооперативное хозяйство (коопхоз) |
кредитный |
страховой и др. |
Несколько лет назад национальный проект «Развитие АПК», а так же высокие закупочные цены на молоко спровоцировали молочных производителей встать на путь технического переоснащения и модернизации собственных хозяйств. Однако сегодня, когда цены упали ниже отметки себестоимости, многим из них стало буквально нечем выплачивать кредиты. Фермеры оказались в безвыходной ситуации: с одной стороны они не могут остановить производство и вырезать скот, так как на них лежит долговое бремя, с другой же стороны, работать себе в убыток они тоже не могут. Единственное, что может помочь в этой ситуации - снижение себестоимости производства путем сокращения расходов. Поэтому все больше руководителей хозяйств сегодня задумываются об объединении в кооперативы.
По данным Минсельхоза России, по состоянию на 01.01.2009 в России было создано 5,1 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 912 перерабатывающих, 2450 заготовительных и снабженческо-сбытовых и 1738 кредитных. За 2008 год количество работающих кооперативов увеличилось на 1137.
Одним из удачных примеров сельхозкооперации можно назвать кооператив «Ухтома» в Ярославской области. Он был создан 3 года назад и объединил в себе 9 хозяйств. При этом, несмотря на то, что было создано новое юридическое лицо, все хозяйства сохранили статус отдельных организаций.
Как рассказал председатель кооператива Вячеслав Корепанов, для того, чтобы решить проблемы с доставкой, были закуплены молоковозы МАЗ на 7,5 тонн. Объединив усилия, удалось снизить затраты на перевозку. Еще одним преимуществом стало то, что после увеличения объемов молока, участники кооператива смогли вести конструктивный диалог с переработчиками и отстаивать свою позицию.
Помимо этого на весь кооператив закупается горючее. «Сразу завозим на всех 10-15 кубов, - рассказывает Вячеслав Корепанов. - Это решило проблемы с транспортом». Аналогично решился вопрос и с кормами. Все это позволило снизить себестоимость производства молока.
Несмотря на то, что председателем кооператива является один человек, все вопросы решаются совместно и отношения между руководителями хозяйств строятся на доверии. «Мы объединили информацию о поставщиках и сбыте, и это помогает нам находить наиболее выгодные каналы сотрудничества», - рассказывает Вячеслав Корепанов.
Одним из сторонников кооперативного движения в России является бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Еще возглавляя Минсельхоз, он активно высказывался за эту форму объединения, неоднократно отмечая, что это одна из первоочередных задач, которая стоят перед фермерами. «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации носит принципиально важный характер для поддержания стабильной социально-экономической ситуации на селе, преодоления кризисных явлений в сельскохозяйственном укладе жизни, а также демографического кризиса в стране", - высказывался он в своих выступлениях. Наряду с этим, по мнению бывшего министра, "кооперация поддерживает функционирование малого агробизнеса, формирует современный подход к ведению бизнеса". И сегодня, являясь губернатором Воронежской области, Алексей Гордеев продолжает агитировать сельхозпроизводителей объединяться.
Ключевую роль в создании кооперативов в России сыграл Россельхозбанк. Как не раз отмечал бывший глава Минсельхоза, «если бы не было такого института, отдельной сельскохозяйственной кредитной системы, нам бы не удалось выполнить эту задачу". В целом ОАО "Россельхозбанк" направил на кредитно-финансовую поддержку кооперативов более 8 млрд. рублей.
Несмотря на то, что кооперативное движение в России еще очень молодое, европейские сельхозпроизводители уже давно избрали эту форму объединения как основной инструмент давления на переработчиков и на торговые сети. «Я сторонник кооперации, потому что видел, как это эффективно работает в Швеции, - рассказывает председатель совета директоров ГК «ЕвроАгро» Алекс Ятсоун. - Там инициатива исходила снизу, а не сверху, постепенно происходило объединение финансов, человеческих ресурсов. За счет этого сегодня в этой стране вся переработка молока и мяса принадлежит фермерам». Становление кооперативного движения Швеции происходило в конкурентной борьбе с торговой группой ICA (Международная Кооперативная Ассоциация), которая владела основной долей рынка, и поэтому шведское кооперативное движение стало самым динамичным и инновационным из всех западноевропейских кооперативных движений. Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры использовали самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое применение технологии быстрозамороженных продуктов позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов. Вовремя проведя структурную реорганизацию, шведские кооператоры к началу 80-х годов сократили число обществ почти в 3 раза, число магазинов в 2,7 раза, но при этом увеличили число членов до 1,6 млн. человек, а долю своего рынка до 18%.
На сегодняшний день, кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов.
Еще одной страной, в которой развитие кооперации проходило очень удачно, является Дания. На сегодняшний день порядка 100% предприятий, ориентированных на экспорт свинины и молока, находятся в ведении кооперативов. Два общества по производству молока и пять по производству мяса объединяют практически всех производителей этой продукции в Дании.
Для обеспечения работоспособности кооперативов, важное значение имеет уровень проработки вопросов при их организации. Датчане к этому вопросу подходят наиболее прагматично. Они выделяют четыре базовых принципа создания и работы кооператива.
Во-первых, должна быть выгода для участников. Параллельно с кооперативом услуги фермеру предоставляют коммерческие организации - аналог наших "перекупщиков". Кооператив обязан своим участникам предоставить лучшие условия, иначе они не повезут ему свой товар. А по итогам года кооператив еще и выплачивает бонус, который обычно составляет порядка 7 процентов.
Во-вторых, необходимо объединять товар (молоко, мясо, картофель и т.д.). Если фермер занимается производством нескольких видов продукции - он состоит, например, и в молочном и в мясном кооперативе. Только объединение людей со сходными интересами может быть эффективным.
Еще одним очень важным моментом в обеспечении работы кооператива, является фактор доверия и примерно равного уровня профессионализма для всех участников.
И последним необходимым условием должно стать объединение капиталов. Старые кооперативы с хорошей капитализацией могут предоставлять новому участнику отсрочку по уплате паевого взноса, но объем его обязательно просчитывается сразу при приеме. Паевой взнос, как правило, удерживается при расчете за продукцию.
К сожалению, сегодня в России по оценкам Минсельхоза России, из общего числа зарегистрированных кооперативов, действующими являются не более 65%. По мнению многих экспертов, основная проблема в том, что у российских производителей особый, отличный от европейского менталитет: они устали от коллективизма и стремятся к индивидуальному ведению производства. Есть и другие факторы, которые не позволяют развиваться сельхозкооперации. Наиболее серьезный из них – отсутствие залоговой базы для кредитования. А развиваться только за свой счет кооперативы, к сожалению, не могут: пайщиков мало и располагают они небольшими суммами. Однако, несмотря на все проблемы, которые сегодня существуют, важно отметить главное: в сегодняшних условиях объединение – это чуть ли не единственный способ выжить для производителя молока. По мнению Вячеслава Корепанова, если бы не кооператив, то из-за отсутствия уборочной техники и молоковозов, из 9 хозяйств, входящих в состав кооператива «Ухтома», 4 хозяйств на сегодняшний день уже бы не существовало.
Усиление интеграционной деятельности в сельском хозяйстве, произошедшее в 1999 – 2000 гг. и получившее свое развитие в 2001 г. обусловлено не только стремлением интеграторов снизить трансакции в связи с ограниченными возможностями государства обеспечить выполнение контрактов, но и поиском региональными властями путей решения проблемы финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Интеграция в рыночной экономике обусловлена, с одной стороны, стремлением повысить конкурентоспособность, а с другой – снижением издержек производства.
Особенностями современных процессов интеграции в сельском хозяйстве являются: наличие многообразия форм собственности; развитие современных рыночных отношений; относительная независимость хозяйствующих субъектов от государства; преобладание экономических стимулов при создании агропромышленных формирований. Концепция развития агропромышленной интеграции в современных условиях основывается на новых принципах и механизмах взаимодействия.
Приоритетное место в ней должно отводиться маркетинговой ориентации хозяйственных стратегий. В свою очередь, решение стратегических задач предполагает комплексность и в то же время последовательность проводимых мероприятий. Главное внимание при этом должно уделяться согласованию инвестиционных программ, своевременной корректировке механизмов управления и экономических отношений. Основные принципы создания различных моделей интегрированных формирований сводятся к следующему: добровольность, адаптивность, целостность и комплексность, поддержка и содействие со стороны органов управления, «ведущее звено» – предприятие интегратор, оптимальность размеров.
В зависимости от свойств объединяющихся компонентов возможны три типа интеграционных процессов – горизонтальный, вертикальный и диверсификация.
Горизонтальная интеграция характерна для объединения хозяйственных структур, выпускающих однородную продукцию, оказывающих одинаковые услуги или выполняющие аналогичные операции технологического цикла.
Вертикальная интеграция применяется при слиянии предприятий различных отраслей по принципу технологического единства производственных процессов. Интеграция проявляется в том, что объединяющиеся структуры становятся необходимыми, взаимосвязанными и соподчиненными элементами более крупной структуры. Технологически процесс производства продукции управляется из единого центра.
Особый тип интеграции – диверсификация – состоит в проникновении крупной компании в другие отрасли, с которыми она не находится ни в прямой, ни в косвенной производственной связи.
В настоящее время назрела острая необходимость создания в сельском хозяйстве вертикально интегрированных объединений. Наиболее эффективным является объединение сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли, т.е.создание объединений, представляющих замкнутый круг: производство продукции сельского хозяйства, ее переработка и реализация конечного продукта. Соответствует такому направлению интеграции создание агрохолдинга.
Организационное построение агрохолдинга включает, прежде всего, решение вопросов выбора количественного и качественного состава предприятий-участников, в частности по производственному направлению и уровню хозяйствования, обоснование их технологических и экономических связей, степени централизации производственных и других функций, а также учет территориального фактора.
Важная составляющая организационного построения агрохолдинга – состав учредителей. В любом агропромышленном холдинге должно быть не менее трех-четырех предприятий, представляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую отрасль, а также сферу обслуживания и торговли.
Учитывая, что проектная сырьевая база большинства перерабатывающих предприятий значительно превышает фактические объемы производства среднего сельскохозяйственного предприятия, число последних в холдинге должно быть, как минимум, не менее пяти-шести.
Принципы использования инвестиционного и инновационного ресурсов приобретают решающее значение при формировании состава учредителей вновь создаваемых хозяйственных обществ. Без предприятия лидера, без надежного инвестиционного источника холдинг может стать формальным объединением неэффективно работающих, как и прежде, юридических лиц.
Отправной точкой формирования модели интеграции является эволюционный подход к изменению принципов, по которым строится «остов» объединения холдингового типа. Иначе говоря, моделирование означает разработку возможных критериев и параметров создания и функционирования агрохолдинговых формирований.
По характеру хозяйственной деятельности агрохолдинги являются коммерческими организациями и создаются в форме акционерных обществ открытого и закрытого типов и реже – в форме общества с ограниченной ответственностью. В связи с реформированием несостоятельных сельскохозяйственных организаций используется последний тип. Эта практика получает распространение во многих регионах страны. Такая форма, по сравнению с акционированием, гибче: отсутствуют механизм купли-продажи акций, жесткая регламентация проведения общих собраний, проще структура управления, разрешается выпуск облигаций для привлечения дополнительных ресурсов. Стратегия акционерной модели интеграции – мобилизация материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях.
Процесс формирования агрохолдинга, по нашему мнению, должен состоять из нескольких этапов.
На первом этапе – организационном – проводится обоснование создания агрохолдинга, определяется число участников, желающих добровольно стать участниками образования, их местонахождение, вид деятельности, определяется специализация.
На втором этапе – экономическом – оценивается текущее состояния сельскохозяйственных предприятий, их потенциал, объемы запасов, готовой продукции и возможные рынки ее сбыта. Составляется план финансирования деятельности, порядок и сроки погашения задолженности, определение центров финансовой ответственности на принципах внутреннего хозяйственного расчета и планирования бюджетов структурных подразделений.
Третий этап – структурный – предусматривает выбор оптимального варианта организационной структуры, с выделением самостоятельных производственных, перерабатывающих и обслуживающих бизнес-единиц, определяются их функции, формирование центрального аппарата компании, численность работников, принципы взаимоотношений между подразделениями и внешними субъектами рынка. При этом центральный аппарат выполняет функции, связанные со стратегическим планированием и защитой интересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицы занимаются текущей производственной деятельностью.
Четвертый этап – правовой – проводится официальная регистрация в органах государственной власти.
Агрохолдинг включает в свой состав сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые организации, соединившие либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве.
Включение сельскохозяйственных предприятий в состав агрохолдинга даст им следующие перспективы:
– возможность целенаправленного развития и устойчивого функционирования;
– возможность разработки перспективных программ и обеспечения их реального осуществления на основе диверсификации производства и получения внутренних льготных инвестиционных и кредитных ресурсов;
– пополнение собственных оборотных средств и обновление основных фондов;
– централизованное снабжение хозяйств ГСМ, запасными частями, новой техникой, оборудованием;
– погашение кредиторской задолженности;
– гарантированный и выгодный сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции с использованием различных схем маркетинга;
– повышение деловой активности;
– расширение рынков сбыта продукции.
Сельскохозяйственная продукция служит сырьем для изготовления других видов продукции и создания кооперационной цепочки. Необходимы предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству из нее продовольственных товаров. Это позволит им:
– решить проблему обеспеченности сырьем;
– освоить новые рынки сбыта продукции;
– за счет вовлечения в состав участников агрохолдинга появится возможность повысить уровень обеспеченности основными средствами.
Для полной завершенности интегрированных цепочек необходимы звенья, занимающиеся оптовой и розничной реализацией произведенной продукции.
Координирующим, управляющим звеном интеграционного образования выступает центральная компания, участниками которой делегируются основные вопросы принятия решений распоряжения с собственностью и доходами, осуществление высшего стратегического руководства, координации финансово-хозяйственной деятельности, бизнес планирования, разработки маркетинговой политики и т.д.
Стратегическим моментом в деятельности центральной компании является организация производства и гарантированного сбыта продукции согласно современной тенденции развития, а именно возможность реализовывать продукцию под единой торговой маркой-брендом, в связи с чем агрохолдинг вступает в договорные отношения с бренд-компанией, на основе франчайзинговой формы предпринимательства.
В рамках агрохолдинга должны быть установлены длительные и стабильные производственные, технологические, организационные, экономические, коммерческие и другие связи, обеспечивающие максимальное сокращение потерь продукции в процессе перехода из одной сферы в другую, четкое функционирование воспроизводственной цепи и стабильное обеспечение формирования районного, регионального и межрегионального продовольственных фондов.
Одним из условий создания и успешного функционирования агрохолдинга является активная поддержка государства, особенно при создании региональных агрохолдингов. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, интеграция в рамках крупных административных районов будет длительным процессом, что объясняется отсутствием опыта и недостатком у промышленных и сельскохозяйственных предприятий свободных финансовых средств. Во-вторых, отсутствие в регионах необходимой инфраструктуры рынка, что вынуждает участников формирования заниматься всеми видами коммерческих операций.
Экономическая целесообразность участия сельскохозяйственных предприятий в агрохолдинге заключается в следующем. Во-первых, улучшение финансово-экономического положения предприятия и восстановление состоятельности обеспечивается за счет:
– сокращения трансакционных издержек;
– снижения постоянных затрат на единицу продукции, а вследствие и себестоимости сельскохозяйственной продукции;
– роста объема продаж за счет наращивания объемов производства при расширении (с помощью торгово-сбытовых возможностей агрохолдинга) существующих рынков сбыта и использование бренда;
– улучшения делового имиджа участников формирования.
Во-вторых, участие стабилизирует работу предприятий и, следовательно, позволит сохранить, а в некоторых случаях увеличить рабочие места, что положительно скажется на решении социальных проблем региона.
Таким образом, создание регионального агрохолдинга путем объединения сельскохозяйственного, промышленного и торгового капитала могло бы стать одной из предпосылок для эффективного развития сельского хозяйства региона в будущем.
Список использованной литературы:
сельскохозяйственный кооператив агропромышленный интеграция
1.Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. - М: Союз, 2003. - 275 с.
2.Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2005 г.
3.Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2004 г.-С. 10
4.Серова Е.В. Аграрная политика. - М.: ВШЭ, 2004 г.
5.Зинченко А.П. Аграрная политика - М «КолосС», 2006 г.
6.Петраиева Г.А. и др. Кооперация и агропромышленная интеграция АПК. М., КолосС, 2005
7. Петраиева Г.А. и др. Кооперация и агропромышленная интеграция АПК. М., КолосС, 2003
8.http://do.pnzgu.ru/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=328&cf_id=24
9. http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25010
10. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/77078.html