Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Содержание
Введение
Глава 1 Основные направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Глава 2 Положение крестьянско-фермерских хозяйств в Ставропольском крае
Глава 3 Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
3.1 Кредитование малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона
Заключение
Библиографический список
Введение
На рубеже 1990-х годов произошел существенный перелом не только в политическом, но и в экономическом мышлении, обусловленный признанием рынка как высшего достижения экономического прогресса цивилизации, осознанием необходимости перехода к рыночным отношениям.
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований.
Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего народнохозяйственного потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
По мере обретения субъектами РФ реальной самостоятельности формируется собственно региональная сфера интересов и ответственности. Следовательно, в условиях фактически произошедшей регионализации управления АПК основная тяжесть в создании системы продовольственного обеспечения страны ложится именно на субъекты Федерации, несущие непосредственную ответственность перед населением за его достаточное обеспечение качественным продовольствием.
Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем, противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес.
Глава 1 Основные направления развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
Развитие малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере может происходить в различных направлениях и различными способами. Одним из примеров малого бизнеса в сельском хозяйстве является создание фермерских хозяйств, которые могут быть ориентированы на производство плодоовощной или животноводческой продукции.
Создание небольшой фермы по разведению птицы не требует больших затрат, но может принести вполне ощутимую прибыль. После подготовки здания, где будет содержаться птица, необходимо закупить специализированные корма, птицу определенной породы и нанять работников, которые будут обслуживать мини-птицефабрику. Кроме традиционной для нашей местности курицы, на небольшой ферме можно выращивать перепелов или индеек, чье мясо является диетическим продуктом. Небольшая молочная ферма также может приносить владельцу приличный доход, особенно если фермерское хозяйство расположено недалеко от города.
Не стоит забывать о малом бизнесе в сельском хозяйстве, связанным с разведением рыбы. Развернуть небольшое хозяйство по разведению рыбы также не очень сложно, а свежий карп или форель пользуется стабильным спросом практически во всех городах нашей страны.
Малый бизнес в сельском хозяйстве может быть связан не только с разведением, но и с обработкой сельскохозяйственной продукции. Изготовление молочных продуктов или мясных полуфабрикатов также можно организовать практически в любом месте, но молоко или мясо, которые будут доставляться на производство гораздо быстрее, позволят производить более вкусные продукты, которые смогут намного быстрее попасть на стол к потребителю.
Еще одним видом малого бизнеса в сельском хозяйстве может стать производство различных консервированных продуктов. Продажа свежих овощей может принести не слишком большой доход, а соленые огурцы и помидоры или квашеная капуста, приготовленная по оригинальному рецепту, придутся по вкусу многим горожанам. Также не стоит забывать и о компотах, джемах и вареньях, которые можно делать из фруктов, и которые будут пользоваться большим успехом при хорошем качестве продукции.
Стоит рассмотреть и такой вариант малого бизнеса, как создание собственной пасеки. Мед, который может быть собран в окрестностях фермы, является полезным продуктом, пользующимся большим спросом, и он наверняка придется по вкусу многим потребителям.
Глава 2 Положение крестьянско-фермерских хозяйств в Ставропольском крае
В Ставропольском крае почти 15,3 тыс. фермеров. Уровень жизни большинства их них далек от желаемого. “Не живем, а существуем”, — констатировал фермер из Арзгирского района. Впрочем, в зонах рискованного земледелия плохо не только фермерам. Проблем много, и мировой кризис не обошел село стороной.
Всего в 2008 году крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) края произведено продукции на сумму 9 млрд 893 млн руб. в действующих ценах. К уровню 2007 года это составляет 121,8%. В том числе продукции растениеводства произведено на 8 млрд 855 млн рублей. Рост к уровню 2007 года составил 24,3%. Продукции животноводства произведено на 1 млрд 38 млн рублей. Прирост — 101%. Это серьезное подтверждение необходимости фермерского движения. Для сравнения: в 2006 году фермеры произвели продукции на 5,9 млрд рублей.
Растениеводство по-прежнему является ведущим направлением деятельности КФХ. Доля фермерского зерна в краевом урожае составляет 17%. 2008 год стал рекордным за всю историю существования фермерства Ставропольского края — в КФХ получено 1 млн 454 тыс. тонн зерна. При этом рост валового сбора зерновых произошел в значительной степени за счет прироста урожайности. В 2007 году она составляла 31 ц/га, в 2008 году — 33,6 ц/га.
В 2008 году фермеры Ставрополья произвели сахарной свеклы на 14% больше, чем в 2007 году, подсолнечника — на 28%, картофеля — на 19%, овощей — на 5%.
Несмотря на существующие проблемы, в том числе и в части реализации продукции, производство мяса в крестьянско-фермерских хозяйствах края выросло на 10% и составило 9,9 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 26%, овец — на 78%, свиней — на 25%. А вот производство молока уменьшилось на 3,5 тыс. тонн. Это связано со значительным снижением поголовья молочных коров. Зато производство куриных яиц увеличилось в 1,5 раза и составило 58,1 млн штук. Особенно хороших результатов добились фермеры Предгорного района — ими произведено 48 млн штук яиц.
Радость омрачает тот факт, что произошло значительное снижение закупочных цен. Обусловлено это, по мнению председателя совета краевой Ассоциации крестьянских [фермерских] хозяйств, Александра Анпилогова, невразумительной политикой государства в части импорта продовольствия, объемы которого продолжают увеличиваться. «Рынок продукции животноводства продолжает расти, но возникает опасение, будет ли место на этом рынке для нашей продукции», — отметил он. С одной стороны, Минсельхоз призывает наращивать производство, с другой — не продается то, что уже произведено.
На сегодняшний день развитие малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере представляется возможным при активной государственной поддержке и эффективной кредитной политике.
Глава 3 Проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве
3.1 Кредитование малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона
Основными проблемами, с которыми сталкивается малый бизнес в сельском хозяйстве, является сложность получения кредитов и необходимость оформлять множество документов для того, чтобы получить возможность пользования земельным наделом.
Кредитование малого бизнеса является одним из важнейших рычагов развития частного предпринимательства. По результатам опросов среди частных предпринимателей, около четверти бизнесменов не хотят брать кредит в банке из-за высоких процентных ставок, что существенно тормозит развитие малых предприятий.
В настоящее время многие банки расширяют количество кредитных программ для частного бизнеса, увеличивая, таким образом, объемы кредитования малого бизнеса в 2010 году.
Несмотря на все проблемы, объемы кредитования малого бизнеса в 2010 году должны существенно увеличиться, так как ряд банков приняли решение о снижении процентных ставок. Более того, в ряде регионов Российской Федерации созданы попечительские советы малого бизнеса, которые также помогают малым предпринимателям получить микрокредиты. Например, в Санкт-Петербурге создан фонд содействия кредитованию малого бизнеса, с помощью которого частный предприниматель может получить микрокредит суммой до 600 000 рублей сроком на один год. В попечительский совет фонда входят несколько крупных российских банков, которые обеспечивают финансирование кредитования малого бизнеса в 2010 году.
Подобные фонды помогут решить проблемы кредитования малого бизнеса в 2010 году, так как работа с банками по получению кредита отнимает у частного предпринимателя очень много времени. Кроме того, подобный фонд сможет привлечь большое количество банков, и частный предприниматель сможет выбрать наиболее выгодный и удобный для него вариант получения кредита.
Одной из задач по кредитованию малого бизнеса в 2010 году является создание гарантийных фондов, которые также будут предоставлять микрокредиты для малого и среднего бизнеса.
Еще одной формой кредитования малого бизнеса в 2010 году должен стать лизинг оборудования для малого бизнеса. Несмотря на небольшое количество лизинговых компаний, работающих на российском рынке, подобные услуги пользуются все большой популярностью. Лизинг оборудования производится не только частными компаниями, но и муниципальными организациями, что позволяет активнее развивать определенные направления малого и среднего бизнеса.
Кредитование малого бизнеса в 2010 году будет происходить более высокими темпами, так как многие банки понесли существенные потери из-за снижения спроса на ипотечные кредиты, автокредиты и кредиты для частных лиц. Таким образом, увеличение кредитов малому бизнесу позволит банкам увеличить собственный доход, хотя проблема невозврата кредитов до сих пор очень остро стоит в нашей стране.
3.2 Государственная поддержка малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере региона
В современных условиях государственная поддержка предпринимательства в аграрной сфере РФ направлена на устранение механизма контроля, свойственного административно-плановой системе, реализацию стимулирующих мер по кредитованию различных субъектов собственности, реформированию налогообложения сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако использование традиционных экономических методов, обеспечивающих определенный уровень бюджетной, финансовой и производственной стабильности пока не сопровождается активным развитием предпринимательства в сельском хозяйстве, что является показателем неэффективности тех или иных инструментов.
Необходимость повышения уровня государственной поддержки предпринимательства в аграрной сфере РФ объясняется сокращением реальных доходов сельхозтоваропроизводителей, уменьшением объемов производства продуктов сельскохозяйственного происхождения, ухудшением отдельных экономических показателей производственно-коммерческой деятельности хозяйств в отраслях растениеводства и животноводства. Как следует из представленных в таблице 1 материалов, рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями РФ за период с 1999 по 2002 годы, по зерну сократилась с 56 до 18,4%; семенам подсолнечника указанный показатель снизился с 98 до 78,5%; овощам (открытого грунта) рентабельность продукции уменьшилась с 57 до 42,8% и по мясу крупного рогатого скота она снизилась с -24 до -25,7%.
Таблица 1 – Рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями РФ (в %) [1]
Наименование продукции |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Темп роста, 2002 к 2001, % |
Зерно (включая кукурузу) |
0,04 |
56 |
65 |
48 |
18,4 |
38,3 |
Сахарная свекла (фабричная) |
-7 |
2 |
7 |
5 |
13,1 |
262,0 |
Семена подсолнечника |
34 |
98 |
54 |
75 |
78,5 |
104,6 |
Картофель |
13 |
93 |
51 |
31 |
40,6 |
130,9 |
Овощи (открытого грунта) |
13 |
57 |
17 |
22 |
42,8 |
194,5 |
Молоко и молочные продукты |
-28 |
22 |
13 |
17 |
5,3 |
31,2 |
Мясо: крупного рогатого скота свиней Яйца |
-54 -29 21 |
-24 -10 20 |
-33 -21 12 |
-23 1 22 |
-25,7 -2,8 18,0 |
-111,7 -280,0 81,8 |
В условиях реализации неэффективных инструментов государственной поддержки предпринимательства в аграрной сфере деятельность органов законодательной и исполнительной власти в этом направлении не имеет системного характера и не создает для активизации предпринимательской деятельности оптимальной рыночной среды. При отсутствии критериев распределения средств федерального и региональных бюджетов развитие индивидуального и ассоциированного предпринимательства в сельском хозяйстве может быть ускорено за счет формирования и реализации механизма продуктового программирования. Между тем, как показывает опыт стран Западной Европы, федеральные программы стабилизации производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции представляют собой эффективный инструмент экономического воздействия государства на субъектов предпринимательской деятельности в аграрной сфере.
В то же время в Российской Федерации структуры, занимающиеся вопросами формирования резервных продовольственных фондов, техническим и информационным обслуживанием хозяйств, а также стимулированием рынка сельскохозяйственных товаров обеспечивают реализацию только одной целевой Федеральной программы, выполнение которой опосредует развитие многосубъектного предпринимательства в аграрной сфере. Использование таких программ с обязательным анализом хода их реализации должно учитывать совокупную отдачу от государственной поддержки мелких семейных ферм и крупных сельскохозяйственных организаций.
В этой связи следует отметить, что две трети сельскохозяйственной продукции в России производится крупными предприятиями, 38% валового производства в аграрной сфере приходится на хозяйства населения и только 2,4% – на долю индивидуального фермерства. Крестьянские (фермерские) хозяйства содержат менее 2% всего поголовья крупного рогатого скота, 1% свиней и 3% овец [2]. Поэтому делать ставку на то, что в перспективе индивидуальный фермер обеспечит потребности потребителей в продукции растениеводства и животноводства без существенной государственной поддержки представляется необоснованным.
В современных условиях практика централизованного распределения средств по субъектам Российской Федерации отчасти обеспечивает поддержку фермерскому хозяйствованию вне зависимости от выхода конечного продукта. Вместе с тем отсутствие согласованности действий регионов с центром по формам и объемам финансирования сельскохозяйственного производства не способствует симметричному развитию индивидуального и ассоциированного предпринимательства в сельском хозяйстве.
Кривая рисунка 1 указывает на то, что размер государственных средств, выделяемых на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации, возрастал лишь до 1997 года. Однако если учесть изменения покупательной способности рубля, резкое сокращение уровня государственной поддержки индивидуального предпринимательства в сельском хозяйстве стало происходить лишь с 1998 года. При этом динамика численности фермерских хозяйств коррелирует с динамикой оказываемой индивидуальному предпринимательству государственной финансовой поддержки.
Приведенный статистический материал позволяет рассматривать поддержку предпринимательства в сельском хозяйстве как финансовое стимулирование государством увеличения числа крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку существует прямая и близкая к функциональной связь между объемами ассигнования и динамикой количества индивидуальных предпринимателей в аграрной сфере. Вместе с тем такой подход представляется правильным только отчасти. В действительности, даже на этапе увеличения числа крестьянских (фермерских) хозяйств объем бюджетных ассигнований в расчете на одно хозяйство не может считаться реальной государственной поддержкой. В связи с этим, правильнее трактовать выявленную закономерность как стимулирование увеличения численности крестьянских (фермерских) хозяйств без предоставления им условий расширенного воспроизводства.
Рисунок 1 – Ассигнования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на цели государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1996 – 2002 гг. (млн руб.)
Как видно, использование инструментов, ограничивающих параметры государственного участия в сельскохозяйственном производстве, максимизирует расходы предприятий частной и коллективно-долевой форм собственности. В свою очередь, увеличение затрат на приобретение материально-вещественных факторов сельского хозяйства ведет к необоснованному росту стоимости конечной продукции. Несмотря на то, что в 2003 году на Ставрополье объем валовой продукции во всех категориях хозяйств по сравнению с показателями 2002 года вырос на 11%, производство мясных и молочных продуктов питания по-прежнему остается низкорентабельным. Так, из материалов таблицы 2 следует, что издержки производства 1 центнера продукции животноводства за отмеченный период времени по привесу крупного рогатого скота возросли на 1404 руб., по молоку они увеличились с 223 до 272 руб., то есть увеличились на 67%.
Таблица 2 – Издержки производства 1 центнера продукции сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Изменение 2003 по отношению к 2002, % |
|
Зерно (без кукурузы) |
31 |
41 |
42 |
60 |
88 |
98 |
10 |
Подсолнечник |
55 |
70 |
63 |
121 |
159 |
220 |
61 |
Сахарная свекла |
15 |
16 |
17 |
33 |
45 |
46 |
1 |
Картофель |
139 |
123 |
160 |
251 |
292 |
388 |
96 |
Овощи (открытого грунта) |
104 |
113 |
119 |
168 |
215 |
221 |
6 |
Привес крупного рогатого скота |
1491 |
2039 |
1885 |
2154 |
2896 |
3558 |
662 |
Свиней |
1307 |
1865 |
1818 |
2088 |
2693 |
2975 |
282 |
Овец и коз |
659 |
1096 |
1051 |
994 |
1253 |
1699 |
446 |
Птицы |
1038 |
1279 |
977 |
1755 |
1562 |
1843 |
281 |
Молоко |
147 |
192 |
186 |
223 |
303 |
373 |
70 |
Яйца (за 1000 штук) |
355 |
425 |
459 |
791 |
894 |
1267 |
373 |
Шерсть в физическом весе |
2475 |
3556 |
3680 |
3836 |
4568 |
5674 |
1106 |
В этой связи для поддержки низкорентабельного производства государство концентрирует финансовые ресурсы за счет института налогообложения. Между тем государственная политика налогообложения сокращает денежные накопления сельскохозяйственных организаций и не стимулирует развития ассоциированного предпринимательства в аграрной сфере. Действующая процедура взимания налогов изымает денежные средства по многоканальной схеме и подрывает материальную заинтересованность сельхозтоваропроизводителей. Введение налогов на землю, имущество, НДС, на прибыль от реализации продовольственных товаров, отчислений и сборов на содержание различных фондов и платы за рекламу не обеспечивает развития предпринимательства в сельском хозяйстве.
Повышение уровня налогообложения крупного товарного производства способствует трансформации прибыльных хозяйств в неплатежеспособные формирования. Как правило, они производят фиксированные платежи в федеральный бюджет, но не получают компенсаций на электроэнергию, природный газ, удобрения и другие материальные ресурсы в форме обратных бюджетных ассигнований. Помимо этого субъекты ассоциированного предпринимательства в аграрной сфере уплачивают налоги с розничных продаж, на недвижимость и лицензионные сборы, а также отчисляют часть заработанных средств в государственные внебюджетные фонды.
Отсюда следует, что государственная поддержка предпринимательства в сельском хозяйстве должна базироваться не только на обязательствах хозяйствующих субъектов, но и при непосредственном участии государства в организации воспроизводственного процесса в аграрной сфере. В этом смысле взаимодополняемость предпринимательских структур и государства выражается не в централизованном государственном воздействии на функционирование сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в их эффективном взаимодействии.
Заключение
Современное состояние экономики сельского хозяйства характеризуется продолжением кризисных процессов, происходящих в аграрном секторе страны с начала девяностых годов. В годы реформ оставалась неблагоприятной макроэкономическая ситуация, происходило ухудшение межотраслевых экономических отношений, отмечалось устойчивое сокращение и дальнейшее ухудшение основных фондов сельского хозяйства, снижение плодородия почв и генетического потенциала, сокращение посевных площадей и поголовья продуктивных животных.
Ориентация государства на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ от эффективного регулирования рынка и монополизм производителей ресурсов вызвали рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.
Однако реформирование сельскохозяйственного производства не сопровождается повышением его эффективности. В условиях кризисной ситуации в аграрном секторе и перехода к рыночной экономике исключительно большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие этой важной для общества сферы производства.
Следует также отметить, что на сегодняшний день у руководства страны и края, а также у значительной части населения появилось понимание необходимости обеспечения продовольственной безопасности страны. В связи с этим наметились положительные тенденции к поддержанию малого бизнеса в сельскохозяйственной сфере. В “Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы” закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли экономики, а к селу — как к важному укладу жизни народа.
Библиографический список
Быков А. Активизация инвестиционного процесса на сельсхоз предприятиях. // АПК: экономика и управление. 2003, №2.
Ионов А.Ч. Экономические предпосылки регионализации АПК. - Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во, 2004. - 64 с.
Коркмазова А.Б. Организационно-экономический механизм формирования финансово-промышленных групп в АПК. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2004. - 152 с.
Ксенофонтов М.Ю. Возможные сценарии развития АПК Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. №5. 2005. - С.13-18.
Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК: экономика, управление. 2002, №10.
Россия: экономическая конъюктура. Информационно-аналитический сборник. – М.: Центр экономической конъюктуры при Правительстве Российской Федерации, 2003. – С.13 – 15.
Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1
Портал электронных средств массовой информации для предпринимателей: www.businesspress.ru
Официальный сайт газеты «Ставропольский бизнес»: www.business-st.ru
Кредитный портал «КредитБизнес.ru»: www.kreditbusiness.ru