Рынок продовольственных товаров
Состояние рынка продовольственных товаров России и стратегия его развития были рассмотрены на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации «О вопросах развития агропромышленного комплекса» 17 июня 2005 г. и на заседании Правительства Российской Федерации 9 февраля 2006 г. «О результатах работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2005 году и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы».
Было отмечено, что агропродовольственный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского товарного рынка. Объем внутреннего рынка, оцениваемый по показателю оборота розничной торговли продовольственными товарами, за 2000–2004 гг. вырос в 2,3 раза и составил по итогам 2004 года более 2,5 триллионов рублей (около 90 миллиардов долларов США). В общем объеме розничного товарооборота доля продовольственных товаров составила 45,6%.
Агропродовольственный рынок имеет значительный потенциал для роста, поскольку по уровню потребления на душу населения основных продуктов питания (за исключением хлеба) Россия отстает от экономически развитых стран.
Базовым сектором российского агропродовольственного рынка является рынок зерна. В 2005 сельскохозяйственном году стабильность ситуации на зерновом рынке определялась высоким уровнем предложения пшеницы и кукурузы в результате значительного прироста их производства.
Активный экспорт оставался фактором, поддерживающим цены внутреннего рынка. С начала 2005г. до 1 мая с.г. было экспортировано 7,2 млн тонн зерна, т.е. на 2 млн тонн больше, чем в 2004 сельскохозяйственном году. В основном, помимо стран СНГ, зерно вывозилось в страны, являющиеся традиционными партнерами России на мировом зерновом рынке.
Снижение цен на зерно в 2004/05 г. послужило основным фактором, позволяющим сдерживать рост цен на хлеб. Индекс потребительских цен хлеба и хлебобулочных изделий был ниже индекса потребительских цен продовольственных товаров.
Устойчивые цены на зерно положительно влияют на животноводческий комплекс, поскольку они обеспечивают соответствующий уровень цен комбикормов. Стабильная ситуация на зерновом рынке не потребовала во второй половине 2004 года принятия мер государственного регулирования, и закупочные интервенции не проводились.
Рынок молока в 2004 году характеризовался продолжающимся снижением объемов производства, которое относительно соответствующего периода прошлого года составило 4,1%. Действовавшие меры таможенно-тарифного регулирования ввоза молочных продуктов не способствовали снижению импорта, который продолжал расти, особенно импорт сыра. Удельный вес импорта сыра и сливочного масла на российском рынке оставался значительным, их более высокая ценовая конкурентоспособность явилась сдерживающим фактором роста цен отечественных производителей на аналогичную продукцию. Рост цен на молоко и молочную продукцию был умеренным.
Основные тенденции, сложившиеся на рынке молока в 2004 году, сохранились и в 2005 году. Продолжалось снижение производства молока, которое по сравнению с 2004 годом составило 3,9 процента. Импорт сыра продолжал расти, а сливочного масла и молока – сократился. Доля импорта масла и сыра на российском рынке оставалась высокой. Как и в 2004 году, ценовая ситуация на потребительском рынке молока и молокопродуктов в 2005году была относительно спокойной. Рост потребительских цен на молоко и молочную продукцию в 2005 г. (3,1%), а также сливочное масло (2,6%) не превышал индекса инфляции (5,3%).
По предварительным данным, потребление молока и молочных продуктов на душу населения в 2004 году несколько сократилось по сравнению с 2003 годом и составило 227 кг в год.
Рынок мяса в 2004 году функционировал в условиях некоторого снижения ресурсов, в основном за счет сокращения поставок по импорту.
Неблагоприятная эпизоотическая ситуация, сложившаяся в ряде стран, привела к росту мировых цен на все виды мяса. Учитывая высокую долю импорта в ресурсах мяса, а также страновой принцип распределения объемов ввоза мяса, это определило его существенное подорожание на внутреннем рынке. В 2005 году на рынке мяса сложилась аналогичная ситуация. Производство мяса относительно соответствующего уровня сократилось на 2,8%, его импорт также снизился. Сохранение высокого уровня цен на ввозимое в страну мясо, а также сокращение предложения мяса на внутреннем рынке приводит к росту потребительских цен на мясопродукты.
Однако необходимо отметить, что без повышения цен на мясо невозможно развитие отечественного животноводства и сокращение зависимости от импортных поставок. Кроме того, рост цен на мясном рынке носит временный характер. По мере наращивания внутреннего производства рынок будет насыщаться, что обеспечит стабилизацию цен.
Рост цен на мясном рынке практически не отразился на объемах его потребления. Уровень потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в последние 2 года составляет около 52 кг в год.
Производство сахара в 2004 году сократилось почти на 1 млн тонн, однако произошли положительные сдвиги в его структуре. Выработка сахара из отечественной свеклы увеличилась по сравнению с 2004 годом на 18,4%, а его доля в общем объеме производства достигла 46,4%. Импорт сахара-сырца, начиная с 2002 года, стабильно сокращается. В 2004 году его объем сократился, по сравнению с 2003 годом почти на 37%, а производство сахара из импортного сырья – на 34%. Одновременно с сокращением объемов импорта сахара-сырца, наблюдалось увеличение ввоза белого сахара в основном из стран СНГ.
Предложение сахара в 2004 году (без учета запасов) снизилось по сравнению на 13%. В структуре предложения сахара значительно снизился удельный вес сахара, вырабатываемого из импортного сырья, и впервые за многие годы составил менее половины общего объема.
Положительная динамика отмечается в масложировом секторе. Ввод новых и модернизация уже существующих маслоперерабатывающих предприятий позволили существенно увеличить мощности заводов и объемы переработанного сырья.
Значительно выросли потребности в семенах масличных культур. В 2004году было переработано более 3 млн тонн маслосемян, в том числе 2,8 млн. тонн подсолнечника, что на 14,8% и 16,7% соответственно больше, чем в 2003 году. Однако этого объема ресурсов семян было недостаточно для полного удовлетворения возросших потребностей. В результате цены сельхозпроизводителей подсолнечника в 2004 г. были выше, чем в предшествующем году на 24%. В 2005г цены сельхозпроизводителей на маслосемена продолжали расти.
Рынок растительного масла сохранялся стабильным в течение всего 2004 года. Пищевая промышленность выработала за 2004 год 1867,4 тыс. тонн подсолнечного масла, что на 17% больше, чем в 2003 году. Кроме того, его было завезено по импорту 161 тыс тонн. Таких объемов товарных ресурсов было достаточно для обеспечения стабильности рынка растительного масла. Поскольку импорт подсолнечного масла в 2004 году был на 20% ниже его объема в 2003 году, это позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям поднять цену реализации семян подсолнечника в среднем на 30,6%. Помесячное изменение оптовых и потребительских цен на подсолнечное масло было незначительным.
Замедление динамики сельскохозяйственного производства во многом объясняется тем, что по отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция отечественных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с российского внутреннего рынка.
Объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000г увеличился в 1,6 раза и в 2004г составил около 13 млрд долл. Растет и доля импортного продовольствия на российском рынке продовольственных товаров, которая без учета продуктов переработки импортного сырья в настоящее время составляет около 34 процентов.
По отдельным сегментам рынка ситуация с зависимостью от импортных поставок различается. Так, по мясу доля импорта составляет около 30%, и имеет тенденцию к снижению. По молочной продукции (в пересчете на молоко) доля импорта не превышает 14%. Однако по отдельным видам молочной продукции (сыр, масло сливочное) удельный вес импорта в ресурсах существенно выше – 33% и 55% соответственно, что позволяет говорить о высокой зависимости от импортных поставок. Низкой зависимостью от импорта характеризуется внутренний рынок хлеба и хлебобулочных изделий, плодоовощной продукции, яиц.
Зависимость от импорта отдельных сегментов агропродовольственного рынка усиливает его нестабильность и обуславливает возможность значительных колебаний рыночной конъюнктуры. Существующий уровень таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка не всегда позволяет эффективно защищать интересы отечественных производителей.
Средний уровень импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в России находится на среднем, по сравнению с другими странами, уровне (около 12%). Для сравнения, средний уровень тарифной защиты по сельскохозяйственной продукции составляет в США около 12%, в ЕС – 25%.
Ситуация на внутреннем рынке требует как повышения ввозных пошлин на отдельные группы товаров (молочная, масложировая продукция, некоторые другие), так и совершенствования таможенной политики. Это касается необходимости обеспечения должного контроля на границе с государствами СНГ, которые являются источниками незаконного или ненадлежаще оформленного импорта продукции, в том числе мяса и сахара.
Еще одним сдерживающим фактором роста внутреннего рынка является недостаточный уровень развития инфраструктуры, в том числе торговой, что приводит к возникновению монополизма.
Производители в различных сегментах рынка сталкиваются с проблемой сбыта произведенной продукции. Проблемы с транспортировкой, хранением и сбытом произведенной продукции ограничивают географию поставок, в том числе поставок на экспорт.
Крупные сетевые компании применяют жесткие требования к поставщикам продукции, не всегда обоснованные, в том числе по условиям оплаты продукции. Также существуют барьеры для проникновения новых поставщиков в устоявшуюся систему закупки продукции торговыми сетями. Все указанные требования ограничивают возможности российских производителей для поставок продукции и создают преимущества для крупных международных компаний, располагающих значительными финансовыми ресурсами. Это приводит к вытеснению отечественной продукции из ассортимента торговых сетей и замещению ее импортным продовольствием.
В крупных городах в настоящее время активно идет процесс развития оптовой торговли продовольствием, однако владельцами основной доли предприятий оптовой торговли являются иностранные компании.
Высокие издержки производства, отсталая технологическая база и укрепление реального курса рубля сделали продукцию отечественного сельского и рыбного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности ограниченно конкурентоспособными (по цене и качеству) по отношению к продовольственным товарам, которыми сегодня насыщен мировой рынок.
Вступление России в ВТО усилит конкуренцию на российском продовольственном рынке, следовательно, возможно сокращение спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию, которая в настоящий момент не может в полной мере конкурировать с зарубежной.
Отрицательным образом на развитии рынка сказывается неопределенность условий вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). В принципе отечественные производители продовольствия имеют возможности для равной конкуренции с зарубежными компаниями, однако отсутствие возможности спрогнозировать условия на рынке через 3–5 лет не позволяет участникам рынка планировать свою деятельность в среднесрочном периоде, что негативно влияет на инвестиционную привлекательность отрасли.
По расчетам Россельхозакадемии, присоединение к ВТО на диктуемых в настоящее время условиях приведет к снижению доли России в мировом экспорте с 1,3% до 1%, при одновременном увеличении доли в импорте с 1,9% до 2,3%. Суммарный риск снижения конкурентоспособности аграрного сектора России после присоединения к ВТО составит 4 млрд. долларов.
Опыт других стран показывает, что до вступления в ВТО России необходимо максимально защитить агропродовольственный рынок, чтобы избежать негативных последствий экономического характера после присоединения. Эти последствия связаны с открытием внутреннего рынка для импортной продукции. Продовольственные рынки развитых стран демонстрируют гораздо большую устойчивость по сравнению с отечественным, т.к. они жестко регулируются и поддерживаются государством. Важно также и то, что странами-членами ВТО накоплен значительный опыт по применению защитных мер уже в рамках этой организации, и они им активно пользуются.
Минсельхоз России подготовил свои предложения по уровню государственной поддержки при переговорах по вступлению России в ВТО. Предлагаемый Министерством уровень государственной поддержки является оптимальным, с учетом с требований по снижению уровня государственной поддержки после вступления страны в ВТО.
В процессе подготовки к вступлению в ВТО необходимо закрепить за Россией право применения специальных защитных мер, тарифных квот и экспортных пошлин и использования экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию.
В настоящее время стабильный рост доходов населения создает предпосылки для дальнейшего расширения российского агропродовольственного рынка. Одновременно продолжается процесс дифференциации населения по уровню доходов, в результате значительная его часть потребляет основные продукты питания в объемах, отстающих от рекомендуемых норм. Если десятипроцентная группа населения с наиболее высокими доходами потребляет в среднем за год 90 кг мяса и мясопродуктов, то с наименьшими доходами – только 26 кг, молока, соответственно более 310 кг и 113 кг, фруктов и ягод - 62 кг и 13 кг.
В этой ситуации необходима поддержка роста объемов производства и качества отечественных продуктов питания, создание условий для увеличения их доли на внутреннем рынке, а также обеспечение доступности основных продуктов питания для всех групп населения.
В соответствии с поручением Правительства России от 30 июля 2004 года МФ -П-13-4480 Минсельхозом России разработана Стратегия развития АПК и рыболовства, которая направлена на обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. При реализации Стратегии необходимо ориентироваться на те агропродовольственные рынки, емкость которых будет динамично расти, на те производственно-технологические цепочки, спрос на продукцию которых еще далек от насыщения.
В соответствии с этим определены три основные задачи Стратегии в области АПК:
1. Обеспечение импортозамещения мяса и мясопродуктов в условиях роста потребительского спроса;
2. Развитие зернового экспортного потенциала с учётом роста потребления зерна на внутреннем рынке;
3. Развитие сельских территорий.
Реализация Стратегии требует проведения государством определённых мер программного и непрограммного характера.
К непрограммным мероприятиям относится прежде всего развитие институциональной среды.
В сфере развития рынка мяса и мясопродуктов это меры внешнеторгового регулирования рынка мяса; стимулирование развития инфраструктуры рынка; преодоление локального монополизма переработчиков и торговых посредников; совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей повышение качества продукции.
В сфере развития зернового рынка – содействие развитию инфраструктуры рынка, биржевой торговли; обеспечение эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической поддержки экспортеров; государственная финансовая поддержка модернизации системы технического регулирования зернового производства; упрощение процедур оформления экспортных операций, в том числе на основе принципа «единого окна»; создание совершенной и стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей зерновой рынок.
Программные мероприятия будут реализовываться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.
Важное значение имеет развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутреннем рынке. Основными направлениями решения данной задачи являются снижение зависимости внутреннего рынка от импорта мяса и повышение эффективности молочного животноводства, обеспечивающего увеличение объемов и качества производимого молока.
В рамках Стратегии предусматривается реализация системы мер поддержки и развития животноводства, включающей в себя меры совершенствования инфраструктуры рынков и развития конкуренции, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования импорта мяса, мясопродуктов и молочных продуктов, меры регулирования рынков аграрной продукции и ресурсов для сельского хозяйства, направленные на поддержание доходов сельскохозяйственных производителей, а также меры по развитию материально-технической базы животноводства и его кадрового обеспечения.
Целью подпрограммы развития экспортного зернового потенциала является обеспечение роста производства зерна, адекватного потребностям животноводства и продовольственного потребления, а также задачам развития экспортного потенциала при стабилизации ценовой ситуации на рынке.
Достижение установленных целевых показателей позволит удовлетворить растущие потребности животноводства в кормах и обеспечить стабильное присутствие Российской Федерации на мировом рынке в качестве экспортера зерна.
Литература
Войдет ли Россия в “Продовольственную Антанту”. // Журнал «Торгпред».- 2002.-№ 3(9). – С.15-16.
Гумеров Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России// Российский экономический журнал. -2003. -№7. - С. 10—12.
Доклад «О результатах работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2005 году и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы». Заседание Правительства Российской Федерации 9 февраля 2006 г. // http://www.pravitelstvo.gov.ru/
Доклад «Об актуальных проблемах развития сельского хозяйства Российской Федерации». Заседание президиума Государственного совета «О вопросах развития агропромышленного комплекса» 17 июня 2005 года // http://www.kremlin.ru.
Соколов Дhttp://www.sugarinfo.ru/prodrazverstka/index.php?module=sub>jects&func=viewpage&pageid=18. Основные методы государственного регулирования продовольственных рынков. // http://www.sugarinfo.ru/
Ушачев И. Г. Роль и место сельского хозяйства в экономике России.// Агроинформ.- 2005.- №4. – С.32-34.