Расчет состава машино-тракторного парка
Введение
Производство зерновых культур в настоящее время весьма осложняется инфляцией в стране и, как следствие, отсутствие финансовых средств у сельскохозяйственных предприятий, а также увеличивается текучесть квалифицированных кадров. И, тем не менее, сельское хозяйство – важная отрасль народного хозяйства. И поэтому в настоящее время на качество эксплуатации машинно-тракторного парка уделяется большое внимание. За неимением денежных средств у предприятий для приобретения новой техники, требуется значительно улучшить хранение, техническое обслуживание и использование машинно-тракторного парка, укрепить ремонтную базу хозяйств, повышать квалификацию механизаторов и инженерно-технических работников.
Развитие сельскохозяйственного производства в целом во многом зависит от успешной работы инженерной службы, от умения инженерно-технических работников правильно организовать использование тракторов, автомобилей, разнообразных сельскохозяйственных машин и оборудования, постоянно поддерживать технику в работоспособном состоянии, обеспечивать высокое качество механизированных работ при наименьших затратах.
1. Расчет состава и планирование использования машино-тракторного парка
Расчет годового объема механизированных полевых работ и выбор тракторов и сельскохозяйственных машин
Выполнение данного раздела курсового проекта начинается с установления плана производства продукции полеводства. С этой целью данные таблицы 1 корректируются руководителем проекта сводятся к одному севообороту и записываются в таблицу 4.
Таблица 1 - Использование пашни в хозяйстве
№ поля севооборота |
Культура или пар |
Площадь, га |
Примечание |
1 2 3 4 5 6 |
Чистый пар Занятый пар Яровая пшеница Клевер 1-го года Клевер 2-го года Картофель |
75 75 150 100 150 200 |
|
ИТОГО |
750 |
Из технологических карт возделывания и уборки культур (для культур, указанных в табл. 4) выбираются все механизированные работы (в том числе тракторно-транспортные), объем и календарные сроки их выполнения (отдельно по каждой культуре). Эти данные заносятся в табл. 5. Для заполнения табл.5 применительно к Удмуртской Республике можно воспользоваться данными, приведенными в приложении I. Начинать заполнение таблицы следует с пара.
Часть поля - клевер 2 года пользования - убирают на семена (20 % площади поля).
На сенаж косится клевер I года пользования. Площадь поля, на которой трава должна быть скошена на сенаж, определяют расчетом, исходя из наличия сенажных траншей (башен) и их вместимости. При выполнении расчетов принять урожайность зеленой массы травы 20 т/га с влажностью 80 %. объемную удельную массу травы, подвяленной до 55 % и измельченной, - 200... 250 кг/м', объемную удельную массу травы, уложенной в траншею и уплотненной, - 500... 550 кг/м3 (0,5... 0,55 т/м3).
На основании табл. 5 составляется календарный график работ по форме табл. 6 (в таблице 6 приведен 9-польный севооборот). На нем по каждой культуре прямоугольниками нанесены отдельные производственные процессы, выполняемые в данные сроки. Длина прямоугольника соответствует продолжительности производственного процесса в рабочих днях.
Все процессы на графике шифруются (цифрами). Одноименные производственные процессы для всех культур получают один и тот же шифр, С правой стороны графика дается расшифровка цифровых обозначений в порядке нарастания числового значения шифра.
По данным календарного графика работ и табл.5 составляется сводная таблица производственных процессов, выполняемых машинными агрегатами, - таблица годового объема механизированных полевых работ (табл. 7).
Работы в таблицу заносят в хронологическом порядке их выполнения по всем полям одновременно. Работы с одинаковым шифром, выполняемые в одни и те же сроки, показываются одной строкой, а в скобках указывают номера полей севооборота, на которых выполняется данная работа. Объем работ складывается и записывается одной цифрой.
При заполнении графы 4, необходимо, прежде всего, обосновать марочный состав тракторов. Количество марок тракторов следует брать, возможно, меньше, но достаточное для обеспечения выполнения всех видов механизированных работ. Рационально в хозяйстве иметь две - три марки тракторов (общего назначения, универсальные и специальные).
Количество марок тракторов определяется зональными и природно-хозяйственными условиями данного сельскохозяйственного предприятия.
При выборе типов и марок тракторов учитываются:
а) природные условия зоны нахождения хозяйства - почвы и рельеф местности;
б) хозяйственные условия - направление хозяйства и возделываемые сельскохозяйственные культуры;
в) размер участков;
г) характер производственных процессов и соотношение между работами общего назначения (вспашка, боронование и др.), работами по уходу за пропашными культурами (междурядная культивация, подкормка и др.) и специальными работами (мелиоративные, землеройные и др.);
д) требования комплексной механизации процессов возделывая сельскохозяйственных культур.
Для обоснования выбора марок тракторов целесообразно сопоставить возможные тяговые сопротивления машин с тяговыми усилиями тракторов, которые предполагается использовать для выполнения сельскохозяйственных работ. Сопоставление тяговых сопротивлений машин и тяговых усилий тракторов позволит установить, на какие марки тракторов приходится большее количество производственных процессов.
Ряд машин и орудий, особенно навесные, агрегатируются с трактором определенной марки, следовательно, использование их с тракторами меньшей мощности не представляется возможным.
При выборе универсальных тракторов необходимо учитывать технологию возделываемых культур. Так, например, для выполнения процессов по уходу за овощными и ягодными культурами в садах, а также для выполнения ряда работ при возделывании и уборке льна, зерновых и зернобобовых культур, следует предусмотреть самоходные шасси и тракторы класса 6 кН (Т-25, Т-16М). Тракторы типа МТЗ с успехом могут применяться в районах возделывания кукурузы, подсолнечника и картофеля.
Основным трактором общего назначения для Удмуртской Республики является трактор класса 30 кН (Т-150, Т-150К, ДТ-75С, ДГ-75М). Характерной особенностью типовых перспективных технологических карт в районах Нечерноземной зоны является использование 'фактора К-701 на пахоте, дисковании, внесении удобрений и на транспорте. Для выполнения специальных энергоемких работ в составе 'факторного парка следует предусмотреть тракторы большей мощности.
Рассмотренные выше факторы не являются единственными, определяющими рациональный выбор марок тракторов. На эффективность использования факторного парка большое влияние оказывает длина гона и размеры участков. Академик Б.С. Свирщевский предложил при выборе тракторов общего назначения пользоваться номограммой, устанавливающей зависимость тяговой мощности трактора от длины участков, на которых он будет выполнять работы. Номограммой учтены расстояния между участками.
При выборе марок тракторов в соответствии с длиной гона агрегатам обеспечивается высокая сменная выработка и наибольшая экономичность.
Для того, чтобы определить рациональную мощность трактора соответственно размерам участков поля, необходимо установить средневзвешенную длину гонов на участках данного хозяйства (она может быть взята изданных паспортизации полей в хозяйстве шли из приложения 1 или 2).
Рекомендации Всесоюзного института экономики сельского хозяйства к выбору агрегатов для выполнения работ общего назначения приведены в табл. 8.
Таблица 8 - Рекомендуемые параметры машинно-тракторных агрегатов
Сельскохозяйственные работы |
Рекомендуемая ширина захвата агрегатом при длине гона, м |
|||||
100 |
200 |
500 |
1000 |
1500 |
более 1500 |
|
Вспашка |
0,6 |
1,2 |
1;4 |
1,75 |
2,8 |
3,5 |
Боронование |
3,0 |
9,0 |
15,0 |
15,0 |
21,0 |
21,0 |
Культивация сплошная |
3,0 |
8,0 |
12,0 |
16,0 |
16,0 |
16,0 |
Лущение стерни |
3,0 |
5,0 |
10,0 |
15,0 |
15,0 |
20,0 |
Посев рядовой |
2,8 |
3,6 |
7,2 |
14,4 |
21.6 |
21,6 |
В курсовом проекте следует привести расчеты по выбору тракторов для условий хозяйства, используя метод сравнения. Для сравнительной оценки тракторов разных марок, но одинаковых по назначению могут служить следующие показатели:
- затраты труда и средств на единицу работы;
- средневзвешенные эксплуатационные затраты на условный эталонный га;
- затраты энергии на единицу тяговой мощности; • коэффициент работоспособности;
- металлоемкость процесса;
- энергонасыщенность трактора;
- способность трактора обеспечивать агротехнически допустимую скорость при номинальной загрузке на крюке;
- производительность на одноименных операциях; -условия работы и безопасность труда трактористов.
Полученные расчетом данные по этим показателям сводятся в таблицу, и делается вывод о том, какого класса тяги и марки тракторы рекомендуются хозяйству.
В общем случае, для хозяйства Удмуртской Республики могут быть выбраны тракторы класса 50кН (К-701. и др.). 30 кН (Т-150К, Т-150, ДГ-75С, ДТ-75М и др.), класса 14 кН (МТЗ-80,1УГШ2, ЮМЗ-6 и др.). класса 6 кН (Г-25Д самоходное шасси Т-16М и др.). Следует учесть, что тракторы типа "Беларусь" с успехом могут быть использованы и на работах общего назначения.
Состав машинно-тракторного агрегата (графы 4,5,6 табл.7) для выполнения каждой операции выбирается исходя из необходимости обеспечения высокого качества работы при минимальных затратах труда и средств на единицу работы в условиях отделения (бригады). Тракторы и сельхозмашины должны быть согласованы между собой по основным параметрам и показателям работы. Например, необходима согласованность ширины захвата посевных (посадочных) машин и культиваторов, ширина захвата жаток и пропускной способности комбайнов, принятого междурядья, колеи и размеров колес трактора и т.д.
При выборе агрегатов учитывают как наличие тракторов и сельскохозяйственных машин в хозяйстве, гак и эксплуатационные затраты на 1 га при выполнении рассматриваемой операции различными агрегатами, которые указаны в примерных технологических картах. Дня выполнения операции принимается наиболее экономичный агрегат.
Затрата труда 3, на площади посева (пашни) для работ, измеряемых в га, определяют по формуле:
где п - количество обслуживающего персонала (графы 7 и 8);
W, - часовая норма производительности, га/ч.
Затраты труда на га площади посева (пашни) для работ, измеряемых в т, тем, м и других единицах измерения, кроме га, определяют по формуле:
где Н - норма внесения удобрений, кроме высева семян, объем транспортных работ и тд, отнесенных к 1 га площади посева (пашни), (т, тем, м'Уга;
Wчп- часовая норма производительности, (т, ткм, м3)/ч.
Эксплуатационные затраты на единицу выполненной работы складываются из следующих элементов:
где ∑Sa - сумма амортизационных отчислений по всем элементам агрегата - трактор, сельскохозяйственная машина, сцепка, руб/га;
∑Spr- сумма затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание, включая хранение, по всем элементам агрегата, руб/га;
Sтс- стоимость топлива и смазочных материалов, расходуемых при работе агрегата, руб/га;
Sвм - стоимость вспомогательных материалов (шпагат, проволока, тара и др.), расходуемых при работе агрегата, руб/га;
Sз - расход на заработную плату рабочим механизаторам и вспомогательным рабочим, обслуживающим агрегат, руб/га.
где Sar, Sacu. Зам - отчисления на амортизацию трактора, сцепки, сельскохозяйственной машины, руб/га;
Spmm, Spcu, Брм - отчисления на текущий ремонт и техническое обслуживание 'фактора, сцепки, сельскохозяйственной машины, руб/га; >|Ы> - количество с.-х. машин в агрегате.
Размер отчислений на амортизацию, а также на текущий ремонт и техническое обслуживание трактора производится по формулам:
где Б - балансовая стоимость трактора (цена по прейскуранту с добавлением 10-12% на торговые и транспортные расходы), руб.;
ар, ак, атр, ат - нормы годовых отчислений на реновацию, капитальный ремонт, текущий ремонт, техническое обслуживание фактора, %; Тг - нормативная годовая загрузка трактора, ч; W4 - часовая норма производительности, га/ч. Аналогично подсчитывают отчисления и подрулим машинам агрегата. Следует обратить внимание
на то, что отчислений на капитальный ремонт сельскохозяйственных машин не делают. Затраты на топливо и смазочные материалы на 1 га рассчитывают по формуле:
где gra - норма расхода топлива, л/га, кг/га,
Цт - комплексная цена 1 кг топлива, включает расходы на основное и пусковое топливо и смазочные материмы.
Зафаты на вспомогательные материалы (шпагат, проволока, тара и др.), расходуемые при работе агрегата:
где g, - расход вспомогательных материалов, кг/га;
Цв - цена материалов, руб/кг.
Расходы на заработную плату рабочим, 'обслуживающим агрегат, определяются согласно существующему положению об оплате труда работников сельскохозяйственного производства. 8 основу расчета принимается тарифная сетка, сдельные дневные тарифные ставки, решения хозяйства по оплате фуда.
Исходя их дневных тарифных славок и тарификации работ, определяется основная заработная плата всех рабочих агрегата за сменную норму и в расчете на 1 га (без учета начислений на зарплату) или согласно решению хозяйства по оплате.
где к - коэффициент, учитывающий надбавки за ютассность;
к, -коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату;
п us, л, - количество механизаторов и вспомогательных рабочих, обслуживающих агрегат;
fi, f>2> - дневные тарифные ставки механизаторов и вспомогательных рабочих, руб/смена;
Wo,-сменная производительность, га/см.
Эксплуатационные затрать! могут быть подсчитаны по обобщенной формуле:
где Б1 -балансовая стоимость 1-ой машины, руб.;
А, Р - доли отчислений (отчисления в %, деленные на 100) от балансовой стоимости i - ой машины соответственно на амортизацию и ремонты;
T>ri> - годовая загрузка i - ой машины, ч;
mj - количество персонала, обслуживающего агрегат с оплатой по j- разряду тарифной сетки, чел;
fj - тарифная ставка по j-разряду со всеми начислениями,руб/ч;
N„ - номинальная мощность двигателя фактора, кВт;
ga, - удельный расход топлива, кг/(кВт х ч);
N>e>- коэффициент загрузки двигателя (на полевых работах -0,8;
на транспортных и погрузочно - разгрузочных работах - 0,5.
Если известна норма расхода топлива g>m> то вместо N>ra> х g„ х tN>c> подставляют ее. Приведенные затраты, учитывающие не только эксплуатационные издержки, но и долю капитальных вложений, приходящихся на 1 га, определяют по формуле:
где Е- - коэффициент эффективности капиталовложений (Е=0,15..0,25).
Количество машин в агрегате (графа 6, табл. 7) принимается на основе рекомендаций с учетом местных условий так, чтобы обеспечить максимальную производительность агрегата. Для 1-2 сложных агрегатов (пахота, боронование, культивация с боронованием, посев) количество машин следует определить расчетом. Весь расчет по заданным агрегатам должен быть изложен в пояснительной записке. Порядок расчет состава агрегата студентами рассмотрен при выполнении расчетных практических заданий (задание "Комплектование машинно-тракторных агрегатов").
В графах 7-8 проставляется количество обслуживающего персонала отдельно механизаторов и вспомогательных рабочих. К механизаторам относить трактористов, комбайнеров, машинистов, шоферов.
Календарные сроки выполнения работ (графа 9) принимают на основании средних, многолетних данных наблюдений климатических условий для данной зоны. Агротехнический срок проведения работы в рабочих днях (графа 10) должен устанавливаться в зависимости от вида работы, стоимости применяемых машин в агрегате, удельных потерь продукции и должен быть в каждом случае экономически обоснован. Ориентировочные сроки, выполнения отдельных работ з условиях Удмуртской Республики приведены в приложении 1.
Длительность рабочего дня определяется (графа II) исходя из вида выполняемой работы и напряженности данного периода. Например, при расчете напряженного периода весеннего сева, можно принимать в среднем 14 часов в сутки, ухода за растениями -10 часов, зяблевой вспашки -14 часов. Для агрегатов, требующих большого числа обслуживающего персонала, устанавливается работа в 1 смену - 7 часов (уборка картофеля, овощей, посадка рассады и т.д.).
Примечание: в отдельные дни напряженных периодов по решению правления колхоза или администрации хозяйства А ОТ, СХТ и его профорганизации допускается удлинение рабочей смены свыше 7 часов, с компенсацией переработанного времени в менее напряженные периоды.
В графу 12 записывают сменную норму выработки с учетом группировки хозяйств Удмуртской Республики по нормообразующим факторам и делят ее на 7 (время смены), определяют часовую норму выработки (графа 13). Умножив последнюю на продолжительность работы в течение дня (графа 11), находят дневную норму выработки (графа 14). При работе с ядохимикатами длительность смены б часов. С учебной целью могут быть использованы данные, приведенные в приложении 2.
Если сменная норма выработки для данного агрегата в хозяйстве не установлена, то ее можно определить расчетом.
Выработку агрегата за агротехнический срок Wa (графа 15) определяют по формуле:
(14)
где W>s> - производительность агрегата за рабочий день, га (графа 14);
Др - агротехнический срок проведения работы в рабочих днях (графа 10);
Киа - коэффициент использования агрегата, учитывающий простои машин из-за технического обслуживания, ремонта машин и погодных условий.
Для условий Удмуртской Республики на различных операциях можно ориентировочно принимать следующие значения Киа:
боронование -0,80,..0,90 сплошная культивация - 0,80...0,90
междурядная обработка - 0,80.,, 0,85
сев зерновых -0,80...0,85 посев кукурузы и посадка картофеля - 0,80... 0,85
уборка зерновых - 0.75 0.80
уборка трав на сено - 0,75...0,80 уборка картофеля, овощей, кукурузы - 0,80... 0,85
пахота -0,80... 0,90
Потребное количество агрегатов для выполнения данной работы (графа 6), при условии занятости одной марки тракторов, определяется по формуле:
де ft -объем работ, физических га (графа 3);
Wh - часовая норма производительности, га/ч (графа 13):
Д, - количество рабочих дней работы;
Tg - продолжительность работы агрегата в сутки, ч (графа 11).
При расчете п» должно быть целым числом. Этого добиваются, изменяя Др и Tg.
Количество механизаторов, занятых ежедневно на выполнении данной операции (графа 17), определяют перемножением количества механизаторов, обслуживающих один агрегат, на количество агрегатов и смен. Также определяется и количество вспомогательных рабочих.
Объем работы в нормо-сменах (графа 19) определяют делением объема работ в физических единицах (графа 3) на технически обоснованную сменную норму выработки агрегата (графа 12).
Объем работы в условных эталонных гектарах (графа 20) вычисляют, умножая количество нормо-смен (графа!0) на сменную эталонную выработку трактора, включенного в состав данного агрегата. Эталонную сменную выработку данного трактора определяют, умножая коэффициент перевода его в условные тракторы на продолжительность смены в часах. (Коэффициенты перевода физических тракторов в условные тракторы численно равны производительности физических тракторов в условных эталонных гектарах за 1 час сменного времени). Длительность смены - 7 часов, на работах с вредными условиями труда (опрыскивание гербицидами, опыливание ядохимикатами, протравливание и т.п.) - 6 часов.
Если выполняется работа, учитываемая в часах (повременно), и на нее не установлена технически обоснованная норма выработки, число выполненных нормосмен определяется делением количества часов, фактически отработанных и зафиксированных в учетном (путевом) листе тракториста-машиниста, на 7 часов.
В графу 18 табл. 7 записывают норму расхода топлива на 1 га. Умножив ее на объем работы (графа 3), находят норму расхода топлива на весь объем работы (графа 22).
После заполнения таблицы 7 подводятся итоги по графам 19,20 и 22. По данным таблицы 7 вычерчиваются графики машиноиснользования и графики потребности в рабочей силе (механизаторов и вспомогательных рабочих) по каждой марке факторов отдельно (рис. 1).
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
руб/га
Построение графиков машиноиспользования и расчет состава парка
Для построения графика машиноиспользования по оси абсцисс откладывается время выполнения данной сельскохозяйственной работы в днях, а по оси ординат - количество тракторов данной марки, потребное для выполнения этой работы (см. рисунок 1).
В результате такого построения получается прямоугольник, характеризующий затраты механической энергии на выполнение сельскохозяйственной работы в календарных тракторо-днях.
Построенные таким способом графики машиноиспользования обычно показывают большую неравномерность в использовании факторов. В таких случаях графики подвергаются корректировке, цель которой - улучшить использование тракторов и уменьшить количество потребных тракторов в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ.
Способы корректировки:
а) частичное перераспределение работ между марками тракторов. Например, привлечение пропашных тракторов к выполнению работ общего назначения (культивация пара, боронование, лущение стерни);
б) передача работ на самоходные машины;
в) изменение количества тракторов, выделяемых на данную работу в отдельные дни общего периода времени ее выполнения;
г) уточнение и корректировка времени выполнения отдельных полевых работ в пределах наилучших сроков.
Корректировкой графиков машиноиспользования необходимо добиваться, возможно, более равномерного использования тракторов в течение всего периода сельскохозяйственных полевых работ, не допуская наряду с этим нарушения основного требования агротехники: выполнения работ в определенные и сжатые сроки.
На этом же графике строится интегральная кривая средней загрузки одного фактора данной марки за сезон в усл.эт.га.
Наибольшие ординаты на графиках машиноиспользования (после их корректировки) определяют эксплуатационный парк тракторов (п>э>), занятых непосредственно на выполнении сельскохозяйственных процессов.
Общее количество тракторов (п>и>), или инвентарный парк тракторов определится из выражения:
nи=nэ/Kг (17)
1.3 Построение графиков загрузки тракторов
Принимая состав машинно-тракторного парка, полученный расчетом за действительный, необходимо произвести загрузку каждого хозяйственного трактора по форме, показанной на рис. 2. (Содержание всех граф и цифры в каждую графу переносятся из табл. 7.)
Каждому трактору присваивается определенный хозяйственный номер и производится разбивка работ по тракторам. Внизу графика показывается занятость каждого трактора в течение всего сезона и подсчи-тывается их выработка в у.э.га., а также определяется количество часов работа тракторов за сезон и расход топлива.
1.4 Расчет потребности количества топлива и смазочных материалов и обоснование размеров емкости для их хранения
Потребность в топливе для двигателей тракторов, самоходных шасси и комбайнов определяехя на основе планируемого объема работ и норм расхода топлива на! га данного вида работ (табл. 7 графы 2! и 22).
Годовой расход топлива может быть определен и расчетом
1.5 Расчет потребного количества транспортных средств на период уборки урожая полевых культур
Порядок работы следующий. Составляется таблица с исходными данными дня расчета (табл. 11), в которой отражаются вид грузов (зерновые, силосные, картофель), объем и расстояния перевозок. Все данные берутся из предыдущих разделов.
При ведении расчетов исходить из условия, что уборочные машины работают комплексами и звеньями, погрузка и разгрузка продукции механизированы. (Количеством уборочных машин в группе задаться).
По этим данным подобрать марочный состав и рассчитать потребное количество транспортных средств, подобрать средства механизации погрузки и разгрузки продукции. Количество продукции, перевозимой на заготовительные пункты (внехезяйственные перевозки), принять по данным хозяйства. Если этих данных нет, то условно считать, что в складах хозяйства остается по 0,4т зерна с 1 га и 0,5 общего количества собранного картофеля.
Все расчеты удобнее вести в порядке и по форме табл. 12
Графы 2,3,4,5,6,7 заполняются поданным таблиц 11 и 7. Средний ежедневный объем работы (графа 8) находится делением данных графы 7 на данные графы 4. Марку транспортного средства выбирают, исходя из характеристики груза и транспортного средства (приложение 9).
Дневная производительность автомобиля определяется по формуле
Средняя ежедневная потребность в транспортных средствах определится делением данных графы 8 на данные графы 10.
Расчет потребного количества топлива и смазочных материалов производят по нормам, приведенным в приложениях 9 и 10.
Расчет потребного количества транспортных средств для обслуживания уборочных машин производят, исходя из необходимости обеспечить безостановочную работу последних. В этом случае количество выбранных транспортных средств определяют по формуле:
При работе силосоуборочных и картофелеуборочных комбайнов, имея в виду, что продукция непосредственно поступает в кузов автомобиля, время его заполнения определяют так же по вышеприведенной формуле, в которой значение V6 берут равным объему кузова автомобиля (с возможным его наращиванием).
В зависимости от конкретной организации уборочных работ в выражении Тоб подставляются (или исключаются) сдельные элементы затрат времени.
Поданным табл. 12 строится график загрузки автомобилей (аналогично графикам машиноиспользования и на том же листе), определяется эксплуатационный и списочный состав их.
т.км
мин
мин
т.км/ч
Время смены
т.км
Количество рейсов
Расход топлива за смену
л
ч
га
2. Расчет и планирование технической эксплуатации машин
2.1 Составление годового плана технических обслуживании и ремонта
Годовой план технических обслуживании и ремонт тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин составляется в хозяйстве для определения: затрат, на проведение периодических технических обслуживании и ремонтов, трудоемкости работ, потребного количества рабочих, равномерной загрузки пунктов технического обслуживания и ремонтных мастерских, потребности в запасных частях и ремонтных материалах.
Годовой план проведения технических обслуживании и ремонтов тракторов составляют по месяцам года. Форма плана приведена в табл.14. Для его составления необходимо иметь:
- загрузку каждого хозяйственного номера трактора по месяцам (в л. топлива или у.э.га);
- выработку трактора на начало планируемого периода от капитального ремонта или с начала его эксплуатации, а так же вид и дату последнего технического обслуживания или ремонта;
- периодичность технических обслуживании и ремонтов для каждой марки трактора (в кг топлива или у.э.га., литрах топлива)
Плановую загрузку каждого трактора можно принять по средней фактической наработке за последние 2-3 года (с необходимой корректировкой).
В данном курсовом проекте загрузка тракторов по месяцам определяется по графику загрузки тракторов (рисунок 2), С этой целью строятся графики расхода топлива (рисунок 3) для каждого трактора (по маркам) нарастающим итогом. При построении кривой расхода топлива конкретным трактором выбираются (рисунок 2) все работы, которые он выполняет и в соответствующей графе определяется расход топлива. Если данная работа выполняется несколькими тракторами, то цифру расхода топлива надо предварительно разделить на число тракторов. После построения графиков расхода топлива нетрудно определить по ним расход топлива каждым трактором в отдельные месяцы. Эта цифры и заносятся в годовой план (графы 7,11 и т.д.). под ними (в знаменателе) записывают расход топлива на начало планируемого периода (например, в графе 7: 1200+2600=3800).
Государственным стандартом для тракторов в процессе использования установлены следующие виды технического обслуживания:
техническое обслуживание при обкатке; ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); третье техническое обслуживание (ТО-3); сезонное техническое обслуживание (СТО); техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации. Периодичность технических обслуживании и ремонтов за -факторами в кг топлива и условных эталонных га приведена в приложении! I. Периодичность в мото-часах для всех марок тракторов одинакова и равна: ТО-1-125 мото-часов; ТО-2-500 мото-часов, ТО-3-1000 мото-часов, текущих ремонт-2000 мото-часов, капитальный ремонт - 6000 мото-часов.
Сезонное обслуживание проводят два раза в год - перед переходом к весеннее - летней и осеннее - зимней эксплуатации.
Чтобы упростить заполнение формы годового плана технических обслуживании и ремонтов, Составляют вспомогательную таблицу (табл. 15) на каждую марку трактора, используемых в проекте. При этом имеют в виду кратность технических обслуживании и ремонтов и их чередование (цифры -номера технических обслуживании, TP - текущий ремонт, КР - капитальный ремонт):
1112 1113 1112 111 TP,
1112 1113 1112 111 TP,
1112 1113 1112 111 KP
Таблица 15 - Периодичность технических обслуживании по тракторам, в литрах
Виды ТО |
|||
Трактора |
ТО-1 |
ТО-2 |
ТО-3 |
К-701 |
4 800 |
23000 |
46000 |
К - 700 |
4000 |
16000 |
32000 |
ДТ-75 N4,175 С |
1450 |
5800 |
11600 |
МТЗ- 80/82 |
1050 |
4200 |
8400 |
ЮМЗ -6 AM |
820 |
3300 |
6600 |
Т-40.Т-40А |
540 |
2160 |
8640 |
Т-25, Т-25 A3 |
500 |
2000 |
4000 |
После заполнения плана по одной марке трактора подсчитывают количество технических обслуживании и ремонтов (отдельно по каждому номеру) в каждом месяце и за год. Затем ту же работу проводит по другим маркам тракторов.
Количество сезонных технических обслуживании (два на каждый трактор) вписывают в соответствующие месяцы суммарно по каждой марке трактора.
Государственным стандартом.для сельскохозяйственных машин в процессе их обкатки и использования установлены следующие виды планового технического обслуживания:
техническое обслуживание при транспортировке: техническое обслуживание при обкатке; ежесменное техническое обслуживание (ЕТО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); послесезонное техническое обслуживание.
Таблица 15а - Виды технического обслуживания по группам сельскохозяйственных машин при их обкатке и использовании указаны ниже
Сельскохозяйственные машины |
ТО при транспортировке |
ТО при обкатке |
ЕТО |
ТО1 |
ТО2 |
После-сезонное ТО |
Самоходные комбайны и машины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Специальные безмоторные прицепные комбайны, сеноуборочные машины, жатки, машины по защите растений, прицепы, полуприцепы |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Почвообрабатывающие, посевные и посадочные машины, машины по внесению удобрений, ядохимикатов |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
Периодичность ТО-1 - 60 мото - часов (60 часов - для машин без двигателей), периодичность ТО - 2 -240 мото-часов (240 часов). Самоходные комбайны и машины подвергаются текущему и капитальному ремонту, остальные машины - текущему ремонт)'.
Годовой план технических обслуживании и ремонтов отдельных групп сельскохозяйственных машин составляют по форме таблиц 16,16 а, 17.
Потребность в ремонте простых сельскохозяйственных машин определяют по данным технического осмотра, При планировании в курсовом проекте можно принять, что ремонту подлежит80 % каждого типа машин. Следует так же иметь ввиду, что ремонт сельскохозяйственных машин целесообразно проводить сразу по окончании ими полевых работ.
2.2 Выбор типа поста технических обслуживании и определение загрузки мастеров - наладчиков и слесарей
Тип поста технических обслуживании (стационарный, передвижной, стационарно передвижной) может быть определен аналитически. Простейший метод: определяют средний радиус переездов агрегатов и если он получается более 4...5 км, принимают передвижной пост технических обслуживании, если меньше - стационарный. Однако в условиях Удмуртии стационарный пест необходим и, поэтому, как отмечается многими авторами, чаще всего желательно иметь стационарно - передвижной пост технических обслуживании (в распоряжении мастера - наладчика оборудование стационарного поста технических обслуживании и плюс агрегат технических обслуживании).
В зависимости от организации технического обслуживания в хозяйстве и объема работ состав звена технического обслуживания может быть разным: а) в звено может входить только мастер-наладчик;
б) в звене кроме мастера - наладчика имеется еще его помощник;
в) в обоих вариантах к выполнению технических обслуживании может привлекаться тракторист с обслуживаемого трактора. Основной работай звена является выполнение периодических технических обслуживании 1 и 2 (частично и 3) за тракторами строго по плану.
Догрузка работников звена может быть осуществлена за счет выполнения несрочных работ: ремонт простых сельскохозяйственных машин, подготовка и постановка их на хранение.
Практика показала, что состав звеньев и объем их работы может быть значительно расширен. При установившемся на сегодня методе технического обслуживания наиболее приемлемым считают, когда в звено входит только мастер-наладчик, а ему при проведении технического обслуживания за трактором помогает тракторист. При этом последний выполняет до 40% общего объема работ, связанных с выполнением технических обслуживании. Таким образом, дата мастера - наладчика в общей трудоемкости технических обслуживании составит 60% (К=0,6), а доля тракториста - 40%(Кт=0,4). Рабочий фонд времени мастера-наладчика:
Таким образом, при работе мастера-наладчика на стационарном посту фонд рабочего времени его составит:
чел-ч.
Фонд чистого рабочего поста (Фпр) сложится из фонда времени мастера-наладчика (Фмр) и тракториста (Фтр)
Фпр=Фмр+Фтр (27)
Фпр=165+110 = 275 чел-ч
Теперь необходимо подсчитать трудоемкость работ, выполняемых в отделении (в бригаде) в каждом месяце, построить график, нанести на него фонд времени поста и решить такие вопросы:
- какова загрузка поста;
- какое количество человек требуется фактически;
- какими работами загрузить работников звена.
Считаем, что работы, связанные с диагностикой факторов и выполнением ТОЗ, проводятся в центральной ремонтной мастерской.
На пункте технического обслуживания отделения (бригады) выполняются следующие работы:
- ТО-1 и ТО-2 за тракторами;
- периодические и послесезонные технические обслуживания за комбайнами; постановка их на хранение, уход и снятие с хранения;
- послесезонные технические обслуживания за простыми сельскохозяйственными машинами; постановка их на хранение, уход и снятие с хранения;
- ремонт сельскохозяйственных машин, хранящихся на пугале технического обслуживания.
Подсчет трудоемкости технических обслуживании за тракторами удобнее провести по форме табл. 19.
Кол ичество технических обслуживани й по видам выписывают из табл. 14. Трудоемкость технических, обслуживании за тракторами из справочной литературы.
Подсчет трудоемкости периодических и послесезонных технических обслуживании за самоходными комбайнами и машинами; затраты труда на постановку машин на хранение, уход и снятие с хранения производят в соответствии с подсчетом каждого вида работ (табл.20), используя нормативные данные.
2.3 Подсчет отчислений на зарплату звена технических обслуживаний
Расчет отчислений на техническое обслуживание и ремонт производится отдельно по каждому виду машин на год, исходя из наработки в у.э.га (или га убранной площади) и нормативов отчислений, принятых в хозяйстве.
Наработку тракторов за год можно взять из табл. 13, а комбайнов и сельскохозяйственных машин – из табл. 7.
Весь подсчет удобнее провести по форме табл.22.
При определении общей суммы отчислений на зарплату расчет ведут отдельно для мастера-наладчика и помогающего ему при выполнении технического обслуживания тракториста.
Основная заработная плата мастера-наладчика складывается из оплаты за выполненные технические обслуживания и за вспомогательное время, затрачиваемое на переезды, подготовку агрегата (поста) к работе и уход за ним.
Величину вспомогательного времени определяют, исходя из типа поста технического обслуживания и коэффициента использования времени (таблица 18). В примере, приведенном в п.2, разд.З из общего месячного фонда времени (173,! ч) на работу, связанную с проведением технических обслуживании тратится 165ч. Вспомогательное время в этом случае составит:
Тв= 173,1-165=8,14
Оплата мастера-наладчика за выполняемые технические обслуживания производится, исхода из сдельных ставок IV-V разрядов тракториста-машиниста. При оплате по V разряду имея в виду, что в месяце 25,4 рабочих дня и общий фонд времени 173,1 часа, расценки за один человеко-час периодического обслуживания составят:
коп
За вспомогательное время мастеру-наладчику оплачивают, исходя из повременной ставки IV разряда тарифной сетки тракториста-машиниста. По аналогии с вышеописанным расценка за 1 час вспомогательного времени
коп
Трактористу-машинисту, участвующему в проведении технического обслуживания, оплачивают, исходя из сдельной ставки II разряда тарифной сетки тракториста-машиниста, за один человеко-час периодического технического обслуживания ему выплачивается:
коп
Пример расчета дан в ценах 1985 г. В действительности используются расчетные схемы хозяйства, на стоящего периода.
Мастеру-наладчику за совмещение обязанности водителя трактора (автомобиля) - агрегата технического обслуживания выплачивается до 30% от повременной ставки тракториста-машиниста Ш разряда (АТО-П, АТО-С) или от ставки шофера (АТО-А).
Для упрощения расчетов, связанных с начислением зарплаты за выполненные технические обслуживания в хозяйствах определяют расценки за технические обслуживания и заносят их в таблицу (табл.22). Расценки определяют из выражения:
S>ro> = T>ro> (К>м> xf>{>+K>r>xf>2>),
Вспомогательное время
Расценки за один человек-час периодического обслуживания:
руб
Расценки за один человек-час вспомогательного времени:
руб
Расценки за один человек-час периодического технического обслуживания:
руб
Расценки за ТО2 трактора МТЗ80
руб
В том числе мастеру наладчику:
руб
трактористу
руб
Таблица 13 - Расценки за технические обслуживания
Марка трактора |
Мастер-наладчик |
Тракторист |
||||
ДТ75 |
0,45 |
1,68 |
3,96 |
0,17 |
0,64 |
1,52 |
МТЗ80/82 |
0,31 |
1,2 |
3,36 |
0,12 |
0,46 |
1,29 |
Т150К |
0,12 |
0,85 |
7,32 |
0,05 |
0,32 |
2,81 |
К700 |
0,85 |
1,76 |
7,42 |
0,32 |
0,67 |
2,85 |
Составление операционной карты на проведение ТО-1 трактора ДТ-75М
Первое ТО включает в себя операции ЕТО:
наружная очистка;
проверка наружных креплений;
устранение подтеканий масла, воды, топлива и электролита;
проверке уровня (и дозаправке) масла, топлива и воды в картере и ёмкостях (электролита в аккумуляторе)
проверка работы контрольных приборов и механизмов.
И операции самого ТО -1:
дополнительные проверки и подтяжки наружных креплений;
смазка сборочных единиц и механизмов;
очистка фильтров топлива и масла;
проверка и регулировка механизмов.
Операции ТО выполняет тракторист и мастер-наладчик.
Операционная технологическая карта представлена в прил. 7. Следует отметить, что общая трудоёмкость при проведении ТО -1 трактора ДТ – 75М составляет 2,7 чел-ч. При этом общая продолжительность ТО составляет 164 мин (2,7 ч).
Заключение
В данном проекте произведен анализ хозяйственной деятельности в области возделывания зерновых культур. Произведен анализ использования машинно-тракторного парка в этой области. Разработан план механизированных полевых работ с учётом расхода топлива отдельно по каждому трактору, комбайну в течение всего планируемого периода. По каждому трактору и комбайну также произведен план проведения технических обслуживаний и ремонтов в течение планируемого периода. Определена потребность в механизаторах и вспомогательных рабочих и в мастерах-наладчиках по ремонту и техническому обслуживанию в ремонтной мастерской в зависимости от годовой загрузки пункта технического обслуживания и ремонтной мастерской.