Пенсионное страхование в Великобритании
Пенсионное страхование в Великобритании
В Великобритании термин «социальное обеспечение» охватывает всю систему обязательной социальной защиты: пенсионное обеспечение, пособия по безработице и болезни. Эта система имеет свое официальное название – «Национальная система страхования» (National Insurance) и основана на принципе возмездности по схеме: взносы – выплаты. Застрахованные работники, за которых работодатели уплачивали страховые взносы (и в которых принимали участие сами работники), имеют право на страховую защиту.
Следует отметить характерную особенность социального страхования в Великобритании, в котором на первом (базовом) уровне применяется принцип равенства пенсий и пособий, что выражается в подходе: за равный взнос, равную пенсию и пособие.
Данная концепция социальной защиты была предложена английским ученым Бевериджом в 1944 году и получила законодательное воплощение в Акте Национального Страхования (1946 г.). Ее суть состоит в том, что основные социальные пособия (пенсии по старости и инвалидности, пособия по безработице) должны быть общедоступными благами. Для этого их финансирование обеспечивается за счет фиксированных взносов, а размеры – определяются в одинаковом размере.
Современная пенсионная система в Великобритании представляет собой многоуровневую систему, состоящую из государственной (одной-двух видов), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование) пенсий.
Пенсионное страхование в Национальной системе страхования включает две разновидности пенсий:
- базовая государственная пенсия (State basic pension), которая выплачивается в установленном (одинаковом) размере для всех застрахованных, располагающих доходом выше установленной нижней отметки доходов (начиная с которых взимаются страховые взносы) и которые вносили соответствующие взносы в Национальную систему страхования (или получали освобождение от их уплаты в периоды безработицы, заболеваний и т.д.);
- страховая (дополнительная или профессиональная государственная пенсия (сверх базовой пенсии), размер которой устанавливается пропорционально величине средних доходов получателя за весь период его профессиональной деятельности (State Earnings Related Pension Scheme – аббревиатура SERPS – введена Законом 1975 г.), и находится в определенном (установленном для исчисления взносов в Национальную систему страхования) диапазоне 25% - 20% от размера заработной платы.
Работодатель и работник должны выплачивать взносы государству на базовую государственную пенсию и на дополнительную государственную пенсию, связанную с размером заработка.
Если у работодателя имеется соответствующая определенным требованиям профессиональная пенсионная программа, он может выплачивать взносы государству лишь на базовое государственное пенсионное обеспечение. Работодатель (и, возможно, работник – на усмотрение работодателя) должен финансировать профессиональные пенсионные программы. Профессиональные пенсионные программы не являются обязательными.
Государство берет часть расходов на себя, освобождая взносы от налогообложения. При этом взносы, выплачиваемые работодателем на государственные пенсии, исключаются из налогооблагаемой базы, а взносы работников – нет (см. таблицу 4).
В тоже время взносы в профессиональные пенсионные программы работодателя и работника (до 15% заработка) исключаются из налогооблагаемой базы.
Таблица 4. Распределение страховой нагрузки в системе обязательного пенсионного страхования Великобритании, в % от заработной платы (ЗП)
-
Взносы, выплачиваемые:
Работником
Работодателем
Итого
Государству на базовое пенсионное обеспечение
7,4
7,6
15
Государству на пенсии, связанные с размером заработка
1,6
2,5
4,1
Освобождение от налогообложения по государственной системе
0
3
3
Общая сумма "чистых" расходов
9
7,1
16,1
Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работника, составляет 9,0%. Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работодателя, составляет 7,1% и общая сумма, выплачиваемая со стороны государства в виде налоговых льгот, составляет 3,0%. Общие расходы составляют 19,1% от заработка. В пропорциональном соотношении к общей сумме расходов работник оплачивает 47%, работодатель – 37%, а государство – 16%, что позволяет финансировать пенсии равные трети от величины заработной платы (см. таблицу 5).
Таблица 5. Размер базовых пенсий и пенсий, связанных с доходом, в % от заработной платы
Виды пенсий |
Одинокий пенсионер |
Пенсионер, имеющий семью |
Базовые государственные пенсии |
17,6 |
28 |
Государственная пенсия, связанная с уровнем дохода |
16,5 |
16,5 |
Общая сумма государственных пенсий |
34,1 |
44,5 |
Базовая пенсия выплачивается в твердом размере и, таким образом, ее соотношение с заработком изменяется в зависимости от величины последнего.
В типичной для Великобритании профессиональной пенсионной программе, имеющей право на налоговые льготы и право выхода из государственной пенсионной системы второго уклада (пенсии, зависящие от величины заработка), взносы работников и работодателей примерно равны и составляют 11,3% и 13% от заработной платы, соответственно (см. таблицу 6).
Таблица 6. Величина взносов и налоговых льгот, в % от заработной платы
Взносы, выплачиваемые: |
Работником |
Работодателем |
Всего |
Государству на базовое пенсионное обеспечение |
7,4 |
7,6 |
15 |
Государству на пенсии, связанные с размером заработка |
0 |
0 |
0 |
Налоговые льготы для государственной системы |
0 |
3 |
3 |
В профессиональную пенсионную программу (как правило) |
5 |
12 |
17 |
Налоговые льготы для профессиональной программы |
1,1 |
3,6 |
4,7 |
Общая сумма "чистых" расходов |
11,3 |
13 |
24,3 |
Общие расходы по профессиональной программе значительно выше, поскольку пенсии выплачиваются в более крупном размере (см. таблицу 7).
Общие расходы, составляющие 32,0% от заработка, распределены между работником, который платит 35%, работодателем, который платит 41% и государством, которое через освобождение от налогов платит 24%.
Таблица 7. Размеры коэффициентов замещения, обеспечиваемых различными пенсионными системами Великобритании, в % от заработной платы
Виды пенсий |
Одинокий пенсионер |
Супружеская пара |
Базовые государственные пенсии |
17,6 |
28 |
Государственные пенсии: зависящие от уровня заработка |
0 |
0 |
Общая сумма государственных пенсий |
17,6 |
28 |
Профессиональная пенсия |
55 |
55 |
Общая сумма пенсии |
72,6 |
83 |
Для получения в полном размере указанных выше пенсий предполагается максимальный трудовой стаж в 40 лет.
Со всех видов пенсий платится подоходный налог. Прогрессивный характер подоходного налога в Великобритании приводит к тому, что процент возмещения заработка после уплаты налогов, то есть соотношение "чистого" дохода до выхода на пенсию, выше, чем процент возмещения заработка до вычета налогов.
Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел.
Нормальный возраст выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия – то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей – 60 лет, для летчиков – от 50 до 55 лет).
Приведенные выше цифры основаны на средней зарплате по стране. Для других размеров заработка процент возмещения в пенсии заработка будет, естественно, другим.
Справочно: Государственные пенсии (SERPS) предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности (лицензированную). В этом случае работодатель и работник получают право платить меньше взносов в Национальную систему страхования (только на базовую пенсию).
Общим критерием для официального признания частных организаций приемлемыми страховщиками является уровень пенсий, который они должны предоставлять застрахованным. Если он выше или равен уровню пенсий, предоставляемых Национальной системой страхования, то застрахованные и их работодатели могут перевести свои страховые платежи частным страховщикам (профессиональные и другие формы организации пенсионного обеспечения).
Финансирование двух видов пенсий осуществляется в рамках Национальной системы страхования, с помощью ежегодного бюджетного баланса средств (принцип текущего сбора и распределения ресурсов), которые ежегодно пересматриваются в соответствии с индексом цен на потребительские товары. Величина базовой пенсии нацелена на уровень замещения равный 20% от средней заработной платы.
В совокупных доходах пенсионеров на базовую, государственную и профессиональную пенсии приходится почти 80% их общей величины (см.таблицу 8).
Таблица 8. Структура доходов пенсионеров, в английских фунтах
-
Фунтов стерлингов в неделю
1979 г.
1989г.
1992 г.
1999-2001 гг.
Базовая и государственная пенсии
71
81
88
110
Профессиональные пенсии
19
35
42
48
Частные пенсии
13
29
34
28
Личные сбережения
14
12
11
14
Общий доход
116
157
175
200
Прямые налоги
15
26
23
25
Чистый доход
101
131
152
175
В 1995 году в Великобритании принят новый закон о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин: за период с 2010 по 2020 годы этот возраст возрастет (постепенно) с 60 до 65 лет и станет равен возрасту выхода на пенсию для мужчин. Будет уменьшена верхняя граница страховой профессиональной пенсии с 25% до 20% от средней заработной платы застрахованного за весь период его трудовой деятельности. Упрощена процедура перехода застрахованных из одного в другой пенсионный режим и при этом усилен надзор со стороны государства за деятельность частных страховщиков. Добровольные профессиональные пенсионные системы охватывают 50% занятой рабочей силы, а уровень коэффициента замещения составляет 50-65% последней заработной платы, при наличии 40 лет страхового стажа.