Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела
Академия
Кафедра гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Реферат
По дисциплине философия на тему:
«Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела»
Содержание
Введение
Основная часть
Методологическое значение философской категории
развития для военного дела
-чем важно для нас понимание и умелое использование
законов материалистической диалектики?
-противоречие — источник развития
-внутренние противоречия и сама война как общественное явление
-диалектическое отрицание как момент развития
-методологическое значение закона отрицания отрицания
2.Роль категорий диалектики в развитии военной науки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Рассматриваемые в этом реферате вопросы, являются важными для аналитической и практической деятельности командира, т.к. решение, принимаемое командиром, и удачный исход боя, воины, и других видов вооруженных конфликтов, зависят от многих факторов. И одним из этих факторов являются основные законы диалектики, выражающие всеобщие стороны и черты развития и отвечающие на важнейшие коренные вопросы: что является источником развития, каким образом и в каком направлении оно совершается. Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они характеризуются наличием множества различных противоречий, научная классификация которых имеет важное методологическое значение, как для военной науки, так и для практической деятельности командных кадров.
Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственными средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противоречий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.
Познание и умелое использование требований, вытекающих из содержания основных законов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженных сил, совершенствования процесса обучения и воспитания личного состава, управления войсками в бою .
Таким образом, тема, рассматриваемая в этом реферате, является актуальной, т. к. затрагивает важный аспект современной жизни общества – ее военная деятельность. Современное государство не может существовать без хорошо подготовленной армии, а основным показателем, характеризующим подготовленность армии, является подготовленность ее командных кадров. И законы диалектики помогают командному составу успешно справляться с поставленными задачами.
Целью написания данного реферата послужило то, что наша Академия готовит командные кадры, и в будущем, каждому из обучающихся здесь курсантов, предстоит стать командиром. Следовательно, данная тема не обойдет никого стороной, поэтому необходимо разобраться в ней как можно глубже, чтобы в последующей военной службе в роли командира быть готовым к любой ситуации и принимать решения с глубоким пониманием процессов, которые способствуют принятию того или иного решения.
В связи с этим были рассмотрены следующие вопросы:
1) методологическое значение философской категории развития для военного дела:
- чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?;
- противоречие — источник развития;
- внутренние противоречия и сама война как общественное явление;
- диалектическое отрицание как момент развития;
- методологическое значение закона отрицания отрицания;
Основная часть
«Методологическое значение философской категории развития для военного дела»
Чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?
В многообразной системе законов развития объективного мира особое место занимают основные законы диалектики. Они называются основными потому, что выражают всеобщие стороны и черты развития и отвечают на важнейшие коренные вопросы: что является источником развития, каким образом и в каком направлении оно совершается.
Основные законы материалистической диалектики образуют систему, создающую относительно целостную картину не только развития материального мира, но и процесса его познания. Являясь по своему характеру объективными и всеобщими, они находят проявление и в такой специфической сфере общественной жизни, как военное дело, и, следовательно, в познавательно-практической деятельности командных кадров.
Познание и умелое использование требований, вытекающих из содержания основных законов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженных сил, совершенствования процесса обучения и воспитания личного состава, управления войсками в бою.
Важнейшим условием понимания процесса развития является определение его источников, двигательной силы. Ответ на этот вопрос и дает, прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей.
Для понимания сущности и механизма действия закона единства и борьбы противоположностей необходимо выяснить исходные понятия: «тождество», «различие», «противоположность» и «противоречие».
Каждый предмет или процесс в определенный промежуток времени, обладает устойчивостью, сходством, как с самим собой, так и с другими предметами или процессами. Для обозначения этих состояний используется понятие «тождество». Оно выражает равенство, одинаковость нескольких предметов или явлений. Однако абсолютное тождество между предметами, между их сторонами и свойствами невозможно, ибо это противоречило бы принципу развития. Диалектика же исходит из того, что тождество необходимо содержит в себе различие.
Различие обозначает отношение неравенства, неодинаковость сторон объекта или нескольких объектов (предметов, явлений, процессов). Сторонами различия являются свойства, тенденции, совпадающие друг с другом. Этот диалектический взгляд многократно подтверждается наукой. Например, даже однотипные, элементарные частицы неорганической природы не тождественны. Еще большие различия имеются в органической природе, в общественной жизни, в военном деле.
Тождество и различие существуют одновременно и находятся в противоречивом единстве. При этом различие может отражать отношения неравенства предметов неодинаково. Предельная степень различия отражается в понятии «противоположность». Это такая форма различия, при которой признаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно предполагают и в то же время исключают, отрицают друг друга. Верх и низ, положительное и отрицательное, притяжение и отталкивание, наступление и оборона - конкретные виды противоположностей.
Единство противоположностей означает, прежде всего, что элементы стороны, тенденции находятся в одном и том же предмете. Противоположности не могут существовать друг без друга; одна противоположность является условием существования другой. Например, средства защиты существуют в противовес средствам поражения. Наступление как вид боевых действий является противоположностью обороны. При этом характер одной противоположности обусловливает и содержание другой. Так, характер средств защиты определяется боевыми свойствами средств поражения; боевой порядок наступающих частей и подразделений зависит от характера обороны противника. Однако единство противоположностей всегда носит относительный, временный характер, а борьба между ними является абсолютной.
Борьба противоположностей проявляется в том, что противоположности исключают друг друга, вызывая появление новых свойств, сторон, тенденций. Увеличение скорости и потолка полета самолетов, например, потребовало перехода от ствольной зенитной артиллерии к зенитным управляемым ракетам, а это, в свою очередь, - дальнейшего развития авиации.
Взаимопроникновение противоположностей означает, что при определенных условиях они могут обогащать друг друга, меняться местами, превращаться друг в друга. Так, активная оборона служит подготовкой наступления и сопровождается определенными наступательными действиями. Вместе с тем при наступлении необходимо учитывать возможность нанесения противником контрудара. Следовательно, надо быть готовым к его отражению, переходу частью сил к обороне.
Находясь в единстве, противоположности активно противодействуют друг другу. Это противодействие находит свое выражение в противоречии.
Противоречие — источник развития.
Проблемы противоречия и связанного с ним источника развития занимают одно из центральных мест в философии и науке.
Противоречие как взаимоотношение противоположностей имеет три состояния:
1) взаимополагание, единство противоположностей;
2) взаимоисключение, борьба противоположностей;
3) взаимопроникновение, переход одной противоположности в другую. Эти три состояния и выражают сущность закона единства и борьбы противоположностей.
Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они характеризуются наличием множества различных противоречий, научная классификация которых имеет важное методологическое значение, как для военной науки, так и для практической деятельности командных кадров.
Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственными средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противоречий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.
Внутренние противоречия и сама война как общественное явление.
Единство политического содержания и вооруженной борьбы в ней диалектично. Ведущая роль в нем принадлежит политическому содержанию войны. Однако вооруженное насилие обладает высокой активностью и может оказывать существенное влияние на политическое содержание войны. В противоречивых отношениях находятся и другие элементы содержания войны.
Многообразны и противоречия вооруженной борьбы: между средствами и способами ведения боя; между наступлением и обороной; между маневром и контрманевром; между огнем и движением; между сосредоточением и рассредоточением и др. Основным противоречием в боевой обстановке является противоречие между своими войсками и противником.
Процесс ведения боевых действий характеризуется непрерывным возникновением и. разрешением этих противоречий. Решение командира в боевых условиях — это не что иное, как мысленное разрешение противоречий боя.
Таким образом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающих из закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противоречий в их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовки и ведения вооруженной борьбы. Глубокое понимание командными кадрами сущности и механизма действия этого закона диалектики, специфики проявления противоречий в вооруженной борьбе позволяет им правильно вскрывать источники и действительные причины изменений в боевой обстановке, заранее предвидеть их, определять пути и методы разрешения назревших противоречий, своевременно устранять недостатки в подготовке войск. Закон отрицания отрицания занимает особое место в материалистической диалектике. Он тесно связан с рассмотренными законами, но выявляет такие особенности развития, которые не отражены в них. Если закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития, а закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует механизм перехода от одной стадии к другой, то закон отрицания отрицания показывает общую картину развития, его направленность.
Диалектическое отрицание как момент развития
Отрицание - это широко распространенное, но в своей действительности явление, с которым связаны существование и развитие предметов и процессов. В ходе развития любого явления борьба противоположностей приводит к отрицанию одной из его противоположных сторон, что знаменует переход старого качества в новое.
Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит процесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.
Итак, отрицание - это такое отношение между двумя ступенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее старого и возникновению нового качественного состояния.
Отрицание бывает механическим и диалектическим. Механическое отрицание связано с уничтожением старого, без сохранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внутреннего противоречия.
Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последовательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превращение предметов и явлений в свою противоположность, тем самым отрицание - превращение новой противоположности в свою противоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.
Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.
Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и механизм действия этого закона?
Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверждает поступательность.
Одной из черт закона отрицания отрицания является повторение на высших ступенях развития некоторых черт низших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроизведение того, что уже однажды имело место. Второе отрицание как бы повторяет исходный пункт в «снятом», переработанном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.
Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внутренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие совершается в виде постепенно поднимающихся, расширяющихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.
Итак, закон отрицания отрицания показывает циклический, необратимый характер процесса развитии, его основные этапы, раскрывает взаимосвязь старого и нового. Согласно этому закону развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обусловливают преемственность между старым и новым, удержание («снятие») положительного в старом, повторение отдельных черт прошлого на новой качественной основе.
Методологическое значение закона отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания, как и другие законы диалектики, выступает методологической базой познавательной и практической деятельности командных кадров. Из него, прежде всего, исходит требование - всемерно поддерживать новое, прогрессивное и своевременно преодолевать старое, отжившее, не отвечающее современным условиям.
Важное значение для деятельности командира имеет требование преемственности, учет которого помогает ему бороться как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием полученного наследия. Из него вытекает и такое требование к познавательной и практической деятельности, как необходимость бережного отношения к положительному опыту прошлого, умение извлекать из него все ценное.
Положение о спиралевидной форме поступательного развития, неодолимости нового, вытекающее из сущности закона отрицания отрицания, позволяет командиру более четко определить тенденции в решении главной задачи - поддержании высокой боевой готовности части, подразделения в борьбе с рутиной и косностью.
Таким образом, основные законы материалистической диалектики раскрывают сущность процесса развития, его механизм и направленность.
Характеризуя различные стороны единого процесса развития, они проявляются в неразрывном единстве. Так, процесс перехода количественных изменений в качественные и обратно содержит и противоречие, и диалектическое отрицание. Единство и борьба противоположностей неизбежно включают количественно-качественные отношения и отрицание отрицания. В процессе отрицания отрицания происходят разделение единого на старое и новое и борьба между ними, переход количественных изменений в качественные. Иными словами, единство материального мира обусловливает единство действия его законов. Вместе с тем следует иметь в виду, что при одновременном действии законов материалистической диалектики каждый из них обладает относительной самостоятельностью.
Развитие военного дела, успех практической деятельности командных кадров в значительной степени зависят от того, в какой мере ими учитываются требования основных законов материалистической диалектики. Для этого необходимо, чтобы командные кадры глубоко овладели научной методологией и на этой основе умели всесторонне анализировать развитие военного дела в прошлом, в настоящем и прогнозировать его будущее.
«Роль категорий диалектики в развитии военной науки»
Без категорий диалектики немыслимо научное познание сложных процессов и такого специфического социального явления, как война и военное дело. Необходимость применения категорий диалектики военной наукой объясняется, во-первых, тем, что категории и понятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики.
Философские категории, как универсальные и наиболее глубокие, отражают всеобщие и самые существенные связи и отношения, свойства действительности. Категории военной науки отражают существенные связи и отношения, общие свойства явлений и процессов в такой сравнительно ограниченной, частной области действительности, как вооруженная 6opь6a и военное дело в целом. Между всеобщими и частными свойствами, отношениями существует органическая взаимосвязь. Общее так или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные стороны, моменты. На этой объективной основе складывается глубокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкретное проявление философских категорий.
Так, применяемые военной наукой категории «форма», «способ», «вид» вооруженной борьбы могут быть более глубоко поняты на основе диалектических категорий «содержание» и «форма». Формы вооруженной борьбы - это определенная организационная структура военных действий (бой, операция, сражение). Виды вооруженной борьбы - это наиболее общие способы достижения целей в вооруженной борьбе (оборона, наступление, встречный бой и т. п.). Способы вооруженной борьбы - это пути и приемы воздействия па противника в бою, операции (удар войсками, огневой удар, маневр, удар в сочетании огня и маневра, контрудар и т. д.). Все это - конкретные выражения общефилософской категории «форма», т. е. определенное сочетание, организация различных элементов, составляющих содержание вооруженной борьбы. На основе диалектических категорий сущности и содержания можно выяснить действительный смысл таких, например, важных категорий военной науки, как «оборонная достаточность», «военная реформа» и др.
В свою очередь, формирование философских категорий происходит в значительной мере под влиянием развития специальных отраслей знании, в том числе и военных. Они дают обширный материал для обогащения и совершенствования категорий диалектики.
Во-вторых, необходимость применения категорий диалектики военной наукой объясняется тем, что в познании военного дела используются категории и понятия не только военной, но и других, смежных с нею частных естественных, технических и общественных наук. Разобраться в сложном переплетении понятий и категорий этих наук, установить степень сходства и различия понятий, применяемых в военной науке, с понятиями других наук можно только одним путем: сопоставляя эти понятия через философские категории как некий общенаучный эквивалент.
В-третьих, особенно велико значение категорий диалектики для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки. Современный этап связан с наиболее глубокими изменениями в военном, деле за всю его историю. Это неизбежно ведет к переосмыслению, уточнению основных категорий и понятий или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные стороны, моменты. Па этой объективной основе складывается глубокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкретное проявление философских категорий. Именно они выступают исходной, методологической основой обогащения, уточнения всего понятийного арсенала военной теории.
Категории диалектики воспроизводят свойства и отношения бытия во всеобщем виде и являются универсальными, т. с. применимыми к любому фрагменту бытия, философскими категориями. Они определяют зону и направленность видения действительности, ориентируют на сущностное, т. е. па глубокое понимание мира человеком, организуют познавательную деятельность в любой области. Отражая объективную диалектику действительности, категории, будучи освоенными человеком, выступают в качестве всеобщего метода, инструмента познания и преобразования действительности. «Перед человеком,- отмечал В. И. Ленин,- сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».
Это положение в полной мере относится и к боевой действительности, и к оперативно-тактическому мышлению общевойскового командира.
Философские категории связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. То же самое необходимо отметить и для мышления в любой конкретной области, когда категории диалектики входят в более общую систему, включающую как минимум философские и специальные категории в их взаимопереплетении.
Заключение
Подводя итоги всему выше сказанному, мы приходим к выводу, что методологическое значение философской категории развития имеет огромное значение для военного дела. Убедиться в этом не сложно, если хорошо уяснить себе значение такого понятия, как противоречие. Это понятие в основной части проходит как источник развития, а развитие – это общее свойство бытия, такое изменение материальных и идеальных объектов, которое приводит к их переходу на иную (как правило, более высшую) ступень организации. Наш мир, государство непрерывно развиваются, а вместе с ними развивается и военное дело, но также, нас окружают постоянные противоречия, которые заставляют нас делать шаг вперед, переходить на более высшую ступень. Поэтому значение данной категории философии для военного дела очевидно. Таким образом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающих из закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противоречий в их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовки и ведения вооруженной борьбы.
Роль категорий диалектики в развитии военной науки не менее велика, чем и в развитии военного дела. Это объясняется тем, что категории и понятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики. Применение категорий диалектики военной наукой объясняется тем, что в познании военного дела используются категории и понятия не только военной, но и других, смежных с нею частных естественных, технических и общественных наук. Особенно велико значение категорий диалектики для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки.
Список используемой литературы:
Кадыков В. В. «Философия и военное дело» - Москва 1993г.