Определение тяговой мощности электровоза
1. Расчёт вибротранспортной установки
Исходные данные для расчёта
масса неуравновешенного груза - m = 16 кг;
радиус эксцентриситета - r = 12 см = 0,12м ;
частота колебаний n = 1750 мин-1;
амплитуда колебания А = 4 мм;
ширина стола В = 1,2м;
высота потока транспортируемого груза h = 0,45м;
насыпная плотность g = 3 т/м3;
угол наклона установки a = 140.
Угловая скорость
рад/с
где n – частота колебаний, мин-1
рад/с
Сила возмущения
, Н
где g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
m – масса неуравновешенного груза, кг;
r – радиус эксцентриситета, м;
w – угловая скорость, рад/с.
Н
Скорость движения груза по столу
, м/с
где A – амплитуда колебания, мм;
a – угол наклона установки, град;
n – частота колебаний, мин-1
Производительность виброустановки
, т/ч
где В – ширина стола, м;
h – высота потока транспортируемого груза (принимается 0,45 м)
g – насыпная плотность, т/м3
u – скорость движения груза по столу, м/с.
т/ч
Мощность привода
, кВт
где Кт – коэффициент транспортирования (принимается 1,5 – для абразивной массы);
h – кпд электродвигателя;
lэ – удельный расход энергии на транспортирование горной массы силой тяжести 1кН на расстояние 1м (принимается 1.75кН/м)
L – длина стола, ( принимается 6м);
Н – высота транспортирования, м
м
q – погонный вес перемещаемого груза по грузонесущему столу, Н/м
Н
кВт
2. Расчёт ленточного конвейера
Исходные данные для расчёта
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
рис. 1 схема конвейера
ширина ленты B = 1200 мм;
угол наклона конвейера b = 00;
угол обхвата приводных барабанов a = 4000;
тип ленты РТЛО;
скорость движения u = 1,4 м/с;
длина конвейера L = 70м
часовая производительность 1924, 6 т/ч
Погонная масса груза на ленте q>г >, кг/м
кг/м
где Qч - часовая производительность, т/ч;
u - скорость движения, м/с;
кг/м
Погонная масса ленты
где m- масса ленты т/м2 (принимается 25 кг);
В – ширина ленты, м
кг/м
Погонная масса роликоопор порожней ветви
где lр.п – шаг порожних роликоопор, (принимается 2600мм);
Gр.п – масса порожней роликоопоры, (принимается 26 кг).
кг/м
Расчёт тягового усилия методом обхода контура по точкам
S>1 >= S>сб>
где S>сб> – натяжение сбегающей ветви, Н
S>2> = S>1>×k>у> = S>сб>×1,01
где k>у >– коэффициент увеличения натяжения
S>3> = S>2>+W>2-3> = S>2>+(q>л>+q>р>>.>>п>)×L>П>×w×g
где q>л> – погонная масса ленты, кг/м;
q>р.п.> – погонная масса роликоопор порожней ветви, кг/м;
L>п> – горизонтальная проекция длины конвейера, м.
w – коэффициент сопротивления движению (принимается 0,04)
g – ускорение свободного падения, м/с2
S>4 >= S>3>×k>у> = S>3>×1,01
S>5> = S>4 >+ W>4-5 >=S>4 >+ (q>г>+ q>л>)×L>Г>> >×w×g
S>нб(5)> = S>cб(1)>×ema
где ema - тяговый коэффициент (для a =400°, ema = 8,14)
S>нб(5)> = S>cб(1)>×8,14
S>нб(5)> = S>cб>×1,01×1,01+q>л>×L>П>×w×g×1,01+ q>р.п>×L>П>×w×g×1,01+ q>г>×L>Г>×w×g+ q>л>×L>Г>×w×g
S>нб(5)> = S>cб>×1,012 + 10868,11, S>cб>×8,14 = S>cб>×1,012 + 10868,11
Н
S>нб> = S>cб>×8,14 = 8,14×1526,44 = 12425,22 Н
F = S>нб> - S>сб> = 12425,22 - 1526,44 = 10898,7 Н
где F – тяговое усилие, Н
Мощность двигателя конвейера
, кВт
где F – тяговое усилие, Н
u - скорость движения, м/с;
Кз – коэффициент запаса (принимается 1,15)
h - КПД механической передачи (принимается 0,95)
кВт
3. Расчёт электровозной откатки
Исходные данные
Электровоз 7КР-1У
Вагонетка ВДК2,5
Уклон пути i = 4
Ускорение а = 0,04 м/с2
Начальная скорость торможения – 3,4 км/ч
L>1>=2,5 км
L>2>=3,5 км
L>3>=2,8 км
Qч>1>=Qч>2>=Qч>3>=1924,6 т/ч
g = 3 т/м3
Сменная производительность
, т
где Qч – часовая производительность, т/ч
т
Средневзвешенная длина откатки
где A>1>, А>2>, А>3> – сменные грузопотоки на каждом маршруте (производительности погрузочных пунктов), т;
L>1>, L>2>, L>3> – длина откаточных путей, м
км
Принимается локомотив АРП7-900
Вес порожней и грузовой прицепной части состава
, кН
где Рэ – масса электровоза, т;
g – ускорение свободного падение м/с2;
y – коэффициент сцепления колес локомотива с рельсами (принимается для рельс покрытых жидкой железорудной грязью с глинистыми примесями y=0,11);
w>п >– основное удельное сопротивление движению порожних вагонеток, Н/кН (согласно таблице 4, w>п>=10,5);
i> >– средневзвешенный уклон пути;
w>КР> – коэффициент дополнительного сопротивления от криволинейности трассы, Н/кН;
а – ускорение при трогании состава с места, м/с2;
где S>Б> – база вагонетки, м (согласно приложению 3, принимается 1,3);
S>К> – колея рельсовых путей, м (принимается 0,9)
R – радиус криволинейности рельсового пути, м (для колеи в 900мм, R = 20);
К>1> – коэффициент, учитывающий состояние поверхности рельсов (К>1>=0,45 – для мокрых рельс);
К>2>– коэффициент, учитывающий влияние загрузки вагонеток (К>2>,=1 – для порожних вагонеток).\
Н/кН
кН
, кН
где w>г>– основное удельное сопротивление движению гружёных вагонеток, Н/кН (согласно таблице 4, w>Г>=6);
где К>1> – коэффициент, учитывающий состояние поверхности рельсов (К>1>=0,45 – для мокрых рельс);
К>2>– коэффициент, учитывающий влияние загрузки вагонеток (К>2>,=0,85 для гружёных вагонеток)
Н/кН
кН
Число вагонеток в составе
где Gг – вес груза в вагонетки, т
где g – насыпная плотность руды, т/м3;
Кз – коэффициент заполнения вагонетки (принимается 0,9);
Gв – масса порожней вагонетки, т.
т
шт
где С – коэффициент тары, учитывающий часть налипшего груза в вагонетке (принимается 0,1).
шт
Ориентировочно принимается 12 шт.
Уточняется вес прицепного состава
кН
кН
Производим проверку допустимой массы состава по нагреву электродвигателей электровоза, для этого определяется тяговая сила на 1 электродвигатель.
где n– количество тяговых двигателей (для электровоза АРП-7-900,n=2)
Н
Согласно электромеханической характеристике электродвигателя ЭГ-46 (рисунок 2) полученным значениям соответствуют токи I>Г> = 42 А, I>П> = 42А; скорости u>Г> = 13,5 км/ч, u>П> = 13,5 км/ч.
Время одного рейса
где t>П> – время движения состава в порожнем направлении, мин;
t>Г> – время движения состава в грузовом направлении, мин;
q – время загрузки, разгрузки состава, мин
где L – средневзвешенная длина откатки, км;
u>П>, u>Г> – скорость движения состава соответственно в порожняковом и грузовом направлении, км/ч;
мин
мин
где z – число вагонов в составе;
t>З> – время загрузки одной вагонетки (принимается по таблице 5), мин;
t>Р> – время разгрузки одной вагонетки (принимается по таблице 5), мин;
мин
мин
Эффективный ток
где a –коэффициент, учитывающий дополнительный нагрев двигателей при выполнении манёвров в пунктах загрузки вагонеток (принимается 1,4 – для рудных шахт); I>Г>, I>П> – токи двигателя, соответственно при движении с гружёным и порожним составами, А; Тр – время рейса, мин.
А
;
где I>Ч> – часовой ток двигателя, принимается по электромеханической характеристики, А.
А
Проверка веса поезда по торможению
Допустимая скорость
где u>ДОП >– допустимая скорость гружёного состава под уклон при установившемся движении, км/ч;
– максимальный тормозной путь для грузового состава,= 40м;
– основное удельное сопротивление движению гружёных вагонеток, Н/кН;
Н
Н/кН
км/ч. Тогда
мин
мин
мин
Возможное число рейсов за смену 1-м электровозом.
рейсов
Потребное число рейсов
Потребное количество электровозов
шт
Фактическая производительность электровоза в смену
т×км/смену
Расход электроэнергии за 1 рейс
, кВт×ч
кВт×ч
Расход электроэнергии за смену
кВт×ч/смену
Удельный расход электроэнергии
кВт×ч/т×км
Возможное число рейсов без замены батарей
, мДж
мДж
Определяется суммарная сменная производительность всех ортов откаточного горизонта
Qсм => >Q>1 >+Q>2 >+Q>3>,(1.176)
Qсм => >600+1000+800 =2400 т
Определяется масса поезда при трогании на подъём на засоренных путях у погрузочных пунктов.
где P – масса электровоза, т;
j - коэффициент сцепления колёс электровоза с рельсами, j=0,2;
w>Г> – основное удельное сопротивление движению w>Г> = 5;
i – уклон пути, i = 4;
w>КР> – сопротивление движению на криволинейных участках, принимается w>КР >= 0;
а – ускорение, а = 0,04 м/с2
Масса вагонетки ВГ2 G>0> = 1,3, вместимость кузова Vв = 2м3. Тогда число вагонеток в составе определяется по формуле:
где g - насыпная плотность транспортируемой горной массы, g = 2,5;
принимается 13 вагонеток.
Определяются параметры состава:
масса груза в одном вагоне
действительная масса порожнего поезда
масса гружёного поезда без локомотива
длина поезда
где - длина электровоза, = 4500 мм, (4.311)
- длина вагонетки, = 3070 мм, (2.324)
Проверяется масса поезда по условию торможения. Допустимая скорость гружёного поезда n>ДОП.ГР >на расчётном преобладающем уклоне определяется по формуле, учитывая, что £ 40 м, B>ДОП> = 0 (на электровозе не установлены рельсовые электромагнитные тормоза) и
Таким образом, допустимая скорость
где - тормозной путь от начала торможения до полной остановки поезда, м
Проверяется масса поезда по условию нагрева тяговых двигателей электровоза. Эффективный ток тягового двигателя Iэф электровоза 7КР-1У определяется по формуле, а длительно-допустимый ток Iдл = 50 А (по его технической характеристике (2.267)).
Предварительно по формулам определяется установившаяся сила тяги , отнесённая к одному двигателю в грузовом и порожняковом направлениях:
где n>ДВ >– число тяговых двигателей электровоза, n>ДВ> = 2;
g – ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2
Согласно электромеханической характеристике электродвигателя ЭГ-46 рисунок 1 (2.112) полученным значениям соответствуют токи I>Г> = 30 А ; I>П> = 35А.
Время движения гружёного состава определяется исходя из допустимой по торможению скорости движения n>ДОП.ГР> = 14,1 км/ч
где Lг – длина транспортирования гружёного состава, км;
k>Г> – коэффициент учитывающий снижение скорости в периоды разгона и торможения
а время движения порожнего состава – исходя из скорости движения n>П.>; согласно электромеханической характеристике (рисунок 1): при силе тока I>П> = 35 А скорость n>П.>= 18,35 км/ч. Таким образом,
где Lп – длина пути в порожняковом направлении, км;
k>П> – коэффициент учитывающий снижение скорости в периоды разгона и торможения k>П> = 0,8
Продолжительность пауз q>Ц> – включает продолжительность маневровых операций (таблица 10.4, 1.180) и резерв времени на различные задержки – 10 мин.
где t>З> – время загрузки> >одной вагонетки, мин;
t>Р> – время разгрузки одной вагонетки, мин;
Определяется продолжительность одного рейса
Определяется эффективный ток
где a - коэффициент учитывающий дополнительный нагрев двигателей при выполнении манёвров, принимаем a = 1,2, (1.179) 23,1 < 50
По полученным результатам расчётов массы состава по условиям трогания, торможения и нагрева двигателей принимаем окончательное число вагонеток в составе z = 13.
Длина поезда составляет 44,41 м, следовательно длина разминовки для размещения поезда должна быть не менее 50 м.
Определяется число электровозов и их производительность:
число рейсов одного электровоза за смену
где t>СМ> – продолжительность смены, принимаем 6 ч;
k>Э> – коэффициент учитывающий время подготовки электровоза к эксплуатации, принимаем k>Э> = 0,8
потребное число рейсов за смену
где k>Н> – коэффициент неравномерности поступления груза, принимаем 1,6 (при отсутствии аккумулирующей ёмкости; n>Л>, n>Л> – число рейсов на одно крыло соответственно с людьми и вспомогательным материалом.
число электровозов необходимых для работы
Принимаем резерв электровозов N>РЕЗ> = 2 (из условия, что N>Р> от 12 —N>РЕЗ>=3), (1.187). Инвентарное число электровозов
Определяется сменная производительность электровоза
Определяется расход энергии на электровозный транспорт.
Расход энергии за один рейс, отнесённый к колёсам электровоза
где Fг и Fп - сила тяги в грузовом и порожнем направлениях, Н
Расход электровозом энергии за рейс, отнесённый к шинам подстанции
где h>Э>,h>С>,h>П> – КПД соответственно электровоза, тяговой сети и подстанции, принимается h>Э >= 0,6; h>Э >= 0,95; h>Э >= 0,93;
Удельный расход энергии на шинах подстанции, отнесённый к 1 т*км транспортируемого груза
Общий расход энергии за смену
Потребная мощность тяговой подстанции при коэффициенте одновременности
и среднем токе
Таким образом потребная мощность тяговой подстанции
Список литературы
Ю.С. Пухов Рудничный транспорт М., Недра, 1991
Справочник подземный транспорт шахт и рудников. Под редакцией Г.Я. Пейсаховича М., Недра, 1985
Справочник шахтный транспорт. Под редакцией И.Г. Штокмана М., Недра, 1964
Справочник по шахтному транспорту. Под редакцией Г.Я. Пейсаховича М., Недра, 1977