Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок

Содержание

Введение

1 Разработка суточного плана перевозок груза

1.1 Построение эпюры грузопотоков

1.2 Расчет технико-эксплуатационных показателей

1.3 Построение графика подвижного состава за один оборот

2 Разработка маршрутного расписания автобусов

2.1 Определение объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток

2.2 Расчет и направление диаграмм потребностей по часам суток

2.3 Разработка маршрутного расписания

2.4 Определение основных показателей работы автобусов на маршруте

Список литературы

Введение

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, Связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы автомобильного транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организации и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов и пассажиров преимущественно на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозке грузов:

- доставка грузов «от двери до двери»;

- сохранность грузов;

- сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;

- экономия упаковочного материала;

- более высокая скорость доставки грузов автомобилями;

- возможность участия в смешанных перевозках;

- перевозки небольших партий груза, позволяющих предприятию укорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.

Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, в том числе и в торговле. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление и использование имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых торговым предприятием, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

При модельном предоставлении задач логистики транспорта необходимо учитывать, что показатели развития любой производственно-экономической системы в принципе зависят от двух ее взаимосвязанных характеристик: состояния и функционирования. Состояние системы характеризуется, прежде всего, ее величиной и структурой, т.е. размерами и характерными с точки зрения назначения системы свойствами отдельных ее элементов.

Состояние АТП характеризуется как списочным количеством автомобилей, так и их важнейшим свойством – надежностью.

К задачам функционирования относятся выбор оптимальных вариантов организации перевозочного процесса, видов и типов подвижного состава, совместного планирования транспортных, производственных и складских процессов и т.д.

1 Разработка суточного плана перевозок грузов

Исходные данные по заявке № 4.

Суточный объем перевозок:

Q>АБ>=192 т;

Q>БА>=144 т;

Коэффициент статического использования грузоподъемности автомобиля:

Y>сАБ>=1;

Y>сБА>=0.8;

Расстояние перевозки:

l>АБ>=22 км; l>АБ>=22 км;

Время простоя на одну тонну груза:

t>пА>=2.0 мин/т; t>рА>=2.0 мин/т;

t>пБ>=2.5 мин/т; t>рБ>=1.6 мин/т;

Время в наряде составляет Т>=8 ч;

Норма технической скорости V>=25 км/ч;

Номинальная грузоподъемность автомобиля q=9 т.

      Построение эпюры грузопотоков

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c02a402fc04040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d0002fc040000cff50000e85d110004ee833998f8be0d0c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a0000000100040000000000fb04a302206f2d00040000002d010000030000000000

Рисунок 1 – Эпюра грузопотоков.

Определение расчетного объема перевозок на звеньях маршрута:

Q>рАБ>=Q>АБ>/ Y>сАБ>=192/1=192т;

Q>рБА>=Q>БА>/ Y>сБА>=144/0.8=180т;

Из полученных значений выбираем минимально расчетный объем перевозок грузов на каждом звене маршрута, который обеспечивает целочисленное число оборотов автомобиля на маршруте с учетом класса груза. При этом разность между расчетным объемом перевозок и минимальным расчетным значением на каждом звене маршрута определяет маятниковые перевозки (одна ездка с грузом за оборот).

С учетом этого представлены расчетные эпюры грузопотоков:

Q>АБ>= Q>АБ>-Q>>min>=192-180=12т;

Маршрут № 1 – АБА

0100090000037800000002001c00000000000400000003010800050000000b0200000000050000000c02a402fc04040000002e0118001c000000fb021000070000000000bc02000000cc0102022253797374656d0002fc040000cff50000e85d110004ee833998f8be0d0c020000040000002d01000004000000020101001c000000fb029cff0000000000009001000000cc0440001254696d6573204e657720526f6d616e0000000000000000000000000000000000040000002d010100050000000902000000020d000000320a5a0000000100040000000000fb04a302206f2d00040000002d010000030000000000

Маршрут № 2 – АБ


Рисунок 2 – Расчетные эпюры грузопотоков.

      Расчет технико-эксплуатационных показателей

Время оборота на маршруте №1 определяется по формуле:

t>o1>=(L>/V>)+∑t>п>>->>=(l>АБ>+ l>БА>)/V>+(q/60)[ Y>сАБ>(t>пА>>+>t>рБ>)+ Y>сБА>(t>пБ>+t>рА>)]; час

где L> – протяженность маршрута, км;

t>п-р> – время простоя в пунктах под погрузкой (разгрузкой) на маршруте, мин;

t>o>>1>=(22+22)/25+(9/60)[1(2+1.6)+0.8(2.5+2)]=2,84 ч;

Время оборота на маршруте № 2 определяется по формуле:

t>o2>=(L>/V>)+∑t>п>>->>=l>АБ>/V>+(q/60)[ Y>сАБ>(t>пА>>+>t>рБ>)]; час

t>o>>2>=22/25+9/60[1(2+1.6)]=1,42 ч;

Количество оборотов автомобиля на маршруте № 1 за смену определяется

n>o>>1>=T>/t>o>>1>=8/2,84=2,8, принимаем n>o>>1>=2, тогда время в наряде преобразуем T>= t>o>>1>* n>o>>1>=2,84*2=5,7 ч;

Количество оборотов автомобиля на маршруте № 2 за смену определяется

n>o>>2>=T>/t>o>>2>=8/1,42=5,6, принимаем n>o>>2>=5, тогда время в наряде преобразуем T>= t>o>>2>* n>o>>2>=1,42*5=7,1 ч;

Количество ездок с грузом за смену на маршруте № 1 определится

Z>ег1>=m*n>o>>1>=2*2=4;

где m – количество ездок с грузом за оборот.

Количество ездок с грузом за смену на маршруте № 2 определится

Z>ег2>=m*n>o>>2>=2*5=10;

Коэффициент использования пробега за смену определится

β=(L>/L>общ>)=[( l>АБ>+ l>БА>) n>o1>+ l>БА>* Z>ег>>2>]/[( l>АБ>+ l>БА>) n>o1>+ l>БА>(Z>ег>>2>+Z>)]=

=[( 22+22)2+ 22* 10]/[( 22+22)2+ 22(10+4)]=0,78;

Среднее значение коэффициента статического использования

грузоподъемности определится

y>=[∑Q>>i>]/[∑(Q>>i>/Y>ci>)]=[192+144]/[192/1+144/0.8]=0.9

Среднее значение коэффициента динамического использования грузоподъемности определится

Y>=[∑(Q>>i>*l>ег>>i>)]/[∑(Q>>i>*l>ег>>i>/Y>ci>)]=[192*22+144*22]/[192*22/1+144*22/0.8]=0.9

Количество груза перевезенного за оборот на маршруте № 1 определится

Q>o1>=q*( y>сАБ>+ y>сБА>)=9*(1+0.8)=16.2 т;

Количество груза перевезенного за оборот на маршруте № 2 определится

Q>o>>2>=q*y>сБА>=9*0.8=7.2 т;

Транспортная работа за оборот на маршруте № 1 определится

Р>o1>=q*( y>сАБ>*l>АБ>+ y>сБА>*l>БА>)=9*(1*22+0.8*22)=356.4 т км;

Р>o2>=q*y>сБА>*l>БА>=9*0.8*22=158.4 т км;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 1 определится

W>Q1>=Q>o1>*n>o1>=32.4 т;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 2 определится

W>Q>>2>=Q>o>>2>*n>o>>2>=7.2*5=36 т;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 1 определится

W>р1>=р>o>>1>*n>o>>1>=356.4*2=712.8 т км;

Производительность автомобиля за смену на маршруте № 2 определится

W>р2>=р>o>>2>*n>o>>2>=158.4*5=792 т км;

Количество автомобилей на маршруте № 1 определится

А>1>=[∑( Q>ф1>min*y>с1>)]/W>Q>>1>=(180*1+180*0.8)/32.4=10;

Количество автомобилей на маршруте № 2 определится

А>2>=[(( Q>рБА>-Q>min)*y>с2>)]/W>Q>>2>=12*0.8/36=0.3, принимается А>2>=1;

Суммарное количество автомобилей определится

∑А=А>1>+А>2>=10+1=11 единиц;

Интервал движения между автомобилями на маршруте № 1 определится

I>1>=t>01>/A>1>=2.84/10=0.284ч;

Интервал движения между автомобилями на маршруте № 2 определится

I>2>=t>02>/A>2>=1.42/1=1.42ч;

Эксплуатационная скорость движения на маршруте № 1 определится

V>>1>=L>1>/Т>>1>=(l>АБ>+l>БА>)*n>01>/Т>>1>=(22+22)*2/5,7=15.4км/ч;

Эксплуатационная скорость движения на маршруте № 2 определится

V>>2>=L>2>/Т>>2>=2*l>БА>*n>02>/Т>>2>=2*22*5/7.1=31км/ч;

Координация работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах

Количество постов на маршрутах

N>x>=A>*∑(t>n>+t>p>)i/t>0>

Условие бесперебойной (синхронной) работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах является: равенство интервала движения автомобиля к ритму работы пункта: Y=R

R>n(p)>=t>n(p)>/N>n(p)>

N>1>=A>M>*∑(t>n>+t>p>)i/t>0>=10*(2.0+2.0)/2.84=14

N>2>=A>M>*∑(t>n>+t>p>)i/t>0>=1*(2.5+1.6)/1.42=2.9=3

      Построение графика подвижного состава

а)

б)

Рисунок 3 – Графики подвижного состава

а) на первом маршруте

б) на втором маршруте

2. Разработка маршрутного расписания работы автобусов

Исходные данные по заявке № 4.

Объем перевозки за сутки

Q>АБ>=10тыс.чел;

Q>БА>=8тыс.чел;

Длина маршрута l>=14км;

Количество промежуточных остановок n>>n>=28;

Норма технической скорости автобуса V>=20км/ч;

Среднее время простоя на промежуточной остановке t>оп>=0.5 мин;

Среднее время простоя на конечной остановке t>ок>=5мин;

Таблица 1 – Количество автобусов, интервала между ними с перевозимым объемом перевозок в часы суток.

Часы суток

% распределения

Объем перевозки, чел

Расчетные показатели

Q>АБ>

Q>БА>

А>

I>p>, мин

А>

I, мин

6-7

3

300

240

6

20,3

6

20,3

7-8

11

1100

880

20

6,1

18

6,8

8-9

9

900

720

17

7,2

17

7,2

9-10

8

800

640

15

8,1

18

6,8

10-11

5

500

400

9

13,5

12

10,2

11-12

3

300

240

6

20,3

6

20,3

12-13

3

300

240

6

20,3

6

20,3

13-14

4

400

320

7

17,4

7

17,4

14-15

6

600

480

11

11,1

11

11,1

15-16

6

600

480

11

11,1

11

11,1

16-17

8

800

640

15

8,1

15

8,1

17-18

10

1000

800

18

6,8

18

6,8

18-19

9

900

720

17

7,2

18

6,8

19-20

8

800

640

15

8,1

18

6,8

20-21

3

300

240

6

20,3

6

20,3

21-22

2

200

160

4

30,5

6

20,3

22-23

1

100

80

2

60,9

6

20,3

23-24

1

100

80

2

60,9

6

20,3

2.1 Определение объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток

Объем перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток определяется по формуле:

для прямого направления Q=X*Q>АБ>/100, чел;

для обратного направления Q=X*Q>БА>/100, чел;

Данные объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по часам суток заносятся в таблицу 1.

Рисунок 4 – Эпюра распределения пассажиропотока по часам суток.

2.2 Расчет и построение диаграмм потребностей по часам суток

Время оборотного рейса определится

t>0>=t>дв>+(t>оп>+t>ок>)=(2*l>/V>)+2(t>оп>*n>оп>+t>ок>)/60=(2*14)/20+2*(0.5*28+5)/60=2.03 ч;

Потребное количество автобусов в каждый час суток определится по формуле:

А>=Q>max>t>o>/q>,

где Q>max>> >- максимальный объем перевозок в каждый час суток, чел;

q>- номинальная вместимость автобуса, чел.

Выбирается городской автобус Икарус – 280 с номинальной вместимостью q>=110 чел, а в часы пик q>=170 чел. Часы пик приняты с объемом перевозок свыше 1500 человек в каждый час суток.

Значения А> заносятся в таблицу 1.

Согласно значениям А> строится диаграмма потребностей автобусов по часам суток.

Рисунок 5 – Диаграмма потребностей автобусов по часам суток.

Рисунок 6 – Коррективная диаграмма потребностей в автобусах.

2.3 Разработка маршрутного расписания

Маршрутное расписание составляет на основании с коррективной диаграммы потребности в автобусах.

Таблица 2 – Маршрутное расписание автобусов.

№ выхода

№ смены

начало

Обед (отстой)

окончание

1

1

600

900-1000

1500

2

1500

1800-1830

2400

2

1

600

900-1000

1500

2

1500

1800-1830

2400

3

1

600

900-1000

1500

2

1500

1830-1900

2400

4

1

600

1000-1100

1500

2

1500

1830-1900

2400

5

1

600

1000-1100

1500

2

1500

1900-2000

2400

6

1

600

1000-1100

1500

2

1500

1900-2000

2400

7

1

700

1100-1300

1500

2

1500

-

2000

8

1

700

1100-1400

1500

2

1500

-

2000

9

1

700

1100-1400

1500

2

1500

-

2000

10

1

700

1100-1400

1500

2

1500

-

2000

11

1

700

1100-1400

1500

2

1500

-

2000

12

1

700

-

1100

13

1

700

-

1000

14

1

700

-

1000

15

1

700

-

1000

16

1

700

-

1000

17

1

700

-

1000

18

1

700

800-900

1000

Минимальное количество автобусов на маршруте определится

А>>min>=t>об>*60/J>доп,>

где J>доп> – максимальный интервал между автобусами обусловленный временем ожидания гражданина на остановке, J>доп>=0,33 ч;

А>>min>=2.03*60/20=6,09 принимается А>>min>=6 ед.

Максимальное количество автобусов на маршруте обуславливается коэффициентом дефицита K> равным 0,9.

А>>max>=A>pmax>* K>=20*0.9=18ед.

Площадь диаграммы определяет объем транспортной работы ∑Т> в автобусо-часах,

∑Т>= 18+18+18+18+18+18+11+10+10+9+9+7+7+7+4+4+2=188ед.

Общее количество автобусо-смен по маршруту определится

d=(t>об>* А>>max>+∑Т>)/Δt,

где Δt – средняя продолжительность автобусо-смены, Δt=8 ч;

d=(2.03*18+188)/8=28.06, принимается d=29ед.

Определение сменности работы автобусов на маршруте

ΔА>= d-2*А>>max>=29-2*18=-7

Из расчета следует, что 2*А>>max>-d=36-29=7 автобусов односменные, а 11 автобусов двусменные.

Коррективное значение количества автобусов А>в часы суток заносится в таблицу 1. Интервал движения между автобусами I>p> определяется по формуле:

I>p>=(t>об>/А>)*60, мин

Коррективные данные I>p> заносятся в таблицу 1.

2.4 Определение основных показателей работы автобусов на

маршруте.

Коэффициент неравномерности пассажиропотока по часам суток определится

K>t>=Q>max>/Q>ср>,

где Q>max> – максимальное количество пассажиров перевезенных в час пик, чел;

Q>ср> – среднее количество пассажиров перевозимых в каждый час суток, чел;

Q>ср>=Q>сущ>/Т>, чел;

где Q>сущ> – максимальный объем перевозок за время работы маршрутного автобуса по направлениям, чел;

Т> – время работы маршрутного автобуса, Т>=18 ч;

Q>срАБ>=10000/18=555 чел;

Q>срБА>=8000/18=444 чел;

К>t>>АБ>=1100/555=1,98;

К>t>>БА>=880/444=1,98;

Коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям маршрута определится

К>=Q>ср>>max>/Q>ср>>min>=( Q>max>/Т>)/(Q>min>/Т>)=(10000/18)/(8000/18)=1,25;

Эксплуатационная скорость маршрутного автобуса определится

V>=2*l>/t>об>=2*14/2,03= 13,79км/ч;

Скорость сообщения определится

V>=2*l>(T>дв>+T>оп>)=2*14/(2*14/20+2*0,5*28/60)=15 км/ч.

Список литературы:

    Ванчукевич В.Ф. и др. Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособ – Мн,; Высш. Шк., 1989. – 272 с.: ил.

    Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. – М.: Транспорт, 1984 – 333с.

    Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для автотранспортных техникумов – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1981 – 222с., ил., табл.

    Дуднев Д.И., Климова М.И., Менн А.А. Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом М., Транспорт, 1974 -294с.

    Автомобильные перевозки: методические указания/ сост. Ю.И. Куликов. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2005. – 24с.