Личность и общество (работа 5)
Министерство образования и науки Украины
Национальный технический университет
«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра «Вычислительная техника и программирование»
Реферат по курсу: «Социология»
Тема:
«Личность и общество»
Харьков
Основные понятия социологии личности
Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Если философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Если экономика допускает, что человек способен на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения иррациональны.
Социолог исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социальной общности, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения. То есть специфика социологического подхода к изучению человека состоит в выявлении его социальных характеристик.
Разграничим термины, которые употребляются по отношению к человеку.
Термин «человек» употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. То есть понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, на человека – продукт природы, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей.
Термин «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», единичный представитель человеческого рода.
Термин «индивидуальность» означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его природные и социальные, физиологические и психические, наследуемые и приобретаемые качества.
Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.
Исходные социологические принципы анализа личности:
Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.
Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.
Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.
Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя потребности, интересы, ценности, мотивы, убеждения, мировоззренческие принципы.
Исходная ступень в анализе личности – потребности, то есть формы его взаимодействия с миром, необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической и социальной определенности.
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:
1). Физиологические потребности (потребности в пище, воздухе, движении и пр.);
2). Экзистенциальные потребности (потребности в самосохранении, в уверенности в завтрашнем дне);
3). Социальные потребности (потребности в принадлежности к коллективу, в общении);
4). Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте);
5). Духовные (самовыражение через творчество).
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Следующий компонент структуры личности – интерес – представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.
Ценности – объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.
Мотив – внутренний побудитель к действию, в отличие от стимула, выступающего внешним побудителем к действию.
Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека – его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающая в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
Объемом власти и авторитета.
Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
Оценкой тех или иных событий общественной жизни.
Выделяют несколько видов социальных статусов.
Приобретенный статус – статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).
Предписанный статус – статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).
Главный статус – статус, оказывающий существенное влияние на выполнение всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека.
Социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Одному статусу соответствует несколько социальных ролей. Так, социальному статусу студента соответствуют роли: слушателя лекций, экспериментатора в лаборатории, старосты, участника студенческих конференций, неформального лидера, практиканта и т.д.
Совокупность социальных ролей, соответствующих социальному статуту, называется ролевым набором. Роли могут закрепляться формально или носить неформальный характер.
Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, называют ролевым конфликтом.
Выделяют два вида ролевых конфликтов:
1). Внутриролевые (например, абитуриент поступает в НТУ «ХПИ», а вскоре обнаруживает отсутствие инженерные способностей).
2). Межролевые (например, роли менеджера компании и отца семейства предъявляют противоречивые требования к индивиду).
Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:
Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).
Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей – демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:
конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержка решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;
мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Если конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной формы правления, нигилистски-амбивалентное – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократичных норм.
Процесс социализации
Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Социализация происходит под воздействием следующих факторов:
Совокупность ролей и статусов, которую предлагает общество человеку;
Социальные общности, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;
Система социальных ценностей и норм, доминирующих в обществе;
Социальные институты, обеспечивающие производство и воспроизводство культурных образцов, норм и ценностей;
Общая ситуация в стране.
Социализация невозможна без индивидуализации – формирования «Я-образа», формирования мировоззрения, интересов, ценностей, способностей и т.д.
Виды социализации:
Первичная социализация (усвоение норм ребенком).
Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).
Структура социализации:
Адаптация – приспособление к новым условиям, ролям, нормам.
Интериоризация – принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека.
Социальная активность – продуцирование новых норм, ценностей, превращение человека в субъекта социальных отношений.
Механизмы социализации:
Имитация – осознанные попытки ребенка копировать поведение взрослых.
Идентификация – отождествление себя с личностью одного из родителей.
Чувство вины и стыда – негативные механизмы, которые запрещают некоторые модели поведения.
Девиантное поведение
Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Теории, объясняющие причины возникновения девиаций:
Биологические теории. Биологическое объяснение девиации представлено в теории Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения, а мезоморфы (отличающиеся силой и стройностью) наиболее предрасположены к такому поведению. В соответствии с другой биологической концепцией мужчины, обладающие дополнительной хромосомой типа Y, в большей мере склонны к проявлению девиации, чем другие, однако не выявлена четкая причинно-следственная связь между наличием аберрантных хромосом и девиацией.
Психологические теории – Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
Социологические теории:
1). Теория аномии Дюркгейма – Девиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм;
2). Теория аномии Р. Мертона – девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
3). Культурологические теории – причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры
4). Теория стигмации (клеймения) – девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп.
5). Конфликтология – девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.
Виды девиантного поведения (по Р. Мертону):
Одобряемые цели Одобряемые средства
1. Конформизм + +
2. Инновация + –
3. Ритуализм – +
4. Ретритизм – –
5. Бунт – –
Конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и продвигаются по служебной лестнице – олицетворение конформизма. Конформизм представляет собой единственный вид недевиантного поведения.
Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Инноватор будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства.
Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Например, бюрократ, фанатично преданный своему делу, становится жертвой бюрократической системы и спивается от отчаяния.
Ретритизм (бегство от действительности) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Например, бродяги, алкоголики, наркоманы и т.д.
Бунт тоже отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология.
Список литературы
Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита/ ПЕР СЭ, 2003. – 301c.
Ерасов Б.С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000.
Кравченко Е.П. Социология. – М.: Мысль, 1999. – 284 с.
Курс лекций по социологии. – М.: Март, 2001. – 377 с.
Лавриненко В.Н. Социология. М. 1998.
Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.
Общая психология: Учеб. Пособ. / Под ред. В.В. Богословского. – М.: Просвещение, 2002. – 371 с.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 383 с.
Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 285 с.
Спиркин А.Г. Основы философии. – М.: Дело, 2000. – 274 с.