Культура народов Востока
План |
Вступительная часть |
1. Запад и Восток: два пути культурно-исторического развития |
2. Религии народов Востока |
3. Традиции художественного творчества народов Востока |
Заключительная часть (подведение итогов) |
Введение
В исследовании культуры Востока имеется два подхода. Первый- культура Востока является хотя и своеобразной, но отсталой по сравнению с европейской. Второй - восточная культура имеет свой уникальный путь, который не подлежит сравнению с европейским, так как Восток представляет собой совершенно другой мир и иное мировосприятие.
Второй подход представляется более объективным. Давать качественную оценку двум глобальным культурам нельзя. Невозможно определить их первенство в мировом культурно-историческом процессе. Известно, что первые цивилизации возникли на Востоке. В период же раннего средневековья европейская культура приходит в упадок, в то время как на мусульманском Востоке наступает расцвет, который не только предшествовал европейскому Возрождению, но и во многом предопределил его.
1. Запад и Восток: два пути культурно-исторического развития
Начало различию между Востоком и Западом положила так называемая архаическая революция в античной Греции. Она происходила в VIII-VI в.в. до н. э. Ее результатом стало утверждение частной собственности и гражданского общества, когда были провозглашены частноправные гарантии каждого гражданина, его права и свободы.
В чем же принципиальное отличие восточной культуры от западной?
Во-первых, оно заключается в различном отношении к собственности. Начиная с архаической революции частнособственнические отношения постепенно начали занимать в Европе господствующее положение. В качестве собственника здесь выступал конкретный человек или семья. На Востоке же собственником выступало государство.
Во-вторых, выступая в качестве собственника, восточное государство, а точнее его аппарат, постоянно вмешивались в товарно-денежные отношения, перераспределяли материальные блага между подданными. Благосостояние почти исключительно зависело от занимаемой должности. Чиновник являлся не только носителем власти , но и распределителем благ. Из этого в восточной культуре сложилось чрезмерное преклонение перед государством, культ благочестивых и справедливых правителей, что часто приводило к установлению деспотических режимов.
В-третьих, исходя из своего положения верховного собственника, государство на Востоке выступало, как объединяющее начало. В то же время оно могло силой подавить свободомыслие, предприимчивость, отобрать собственность. На Западе же государство гарантировало охрану частной собственности и личную неприкосновенность. Отсюда на Западе общество граждан-собственников навязывало свою волю системе, а не государственная система безраздельно господствовала над людьми как на Востоке. Фактически единственным ограничителем произвола власти на Востоке выступала религия.
В-четвертых, Восток и Запад отличаются религиозным мировосприятием. На Западе преобладает внешняя религиозность, которая часто ограничивается совершением обрядов. На Востоке же - внутренняя. Общение с богом в большей степени обусловлено состоянием человека, его внутренней потребностью.
В-пятых, следует заметить, что указанные выше факторы определили различие менталитета западного и восточного человека. У первого развито потребительски ориентированное бытие и индивидуализм. У второго, духовно-ориентированное бытие, служение высшей воле, коллективизм, клановость, патернализм, почтительное отношение к старшим. Западный менталитет рассматривает человека как властителя жизни, человек-царь природы. На Востоке же человек понимается как часть природы и должен гармонично сосуществовать с ней.
Еще одной отличительной особенностью Востока следует назвать устойчивость культуры и цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (античность, средневековье и т.д.) сопровождается крушением не только политических и экономических структур, но и всей системы ценностей культуры. Новые же веяния на Востоке не разрушают устоев, они органично вписываются в старое, растворяясь в нем. Гибкость Востока заключается в его способности вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.
В отличие от Европы на Востоке существовало множество религий. Даже непримиримый в отношении западного христианства ислам относительно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями.
2. Религии народов Востока
Для того, чтобы сложилось представление о культуре народов Востока необходимо в первую очередь познакомиться с их религиозными представлениями, поскольку они сыграли и продолжают играть ведущую роль в культуре народов их исповедующих.
Индуизм - самая древняя религия Востока. В своем становлении она прошла несколько этапов. Первая стадия - это ведичнская религия. Ее создателями были арии (благородные) - племена, принадлежащие к индоевропейскому единству народов, куда входили греки, германцы, славяне, кельты, иранцы. Арии проникли на территорию Индии, двигаясь из районов Причесрноморья и Прикаспия. Появившись в верховьях Ганга, арии ассимилировались с местным населением.
В культуре древних ариев значительное место уделялось древней символике и мифологии. Ядром их духовной культуры были Веды. Это древнейший памятник литературы, сложившийся в конце II - начале I тысячелетия до нашей эры. Он предсиавляет собой сборник гимнов в честь богов, жертвенные формулы, заклинания. Вед было четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.
С течением времени на основе Вед сложилась специальная литература, представлявшая толкование Вед. Известно два вида этих теологических трактатов. Первый - брахманы, оформившиеся в VIII-VI в.в. до н.э. В них содержится описание и толкование ритуала ведической литературы. Второй - упанишады, большая часть которых создавалась в VII - III веках до нашей эры. Упанишады (упа ни шад - сидеть около ног учителя) посвящены достижению духовного освобождения. В них также содержатся и некоторые научные сведения.
Характерной чертой ведической религии было обожествление сил природы, часто в мифологически неопределенно оформленных образах. Основу культа составляли жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполняли жрецы - брахманы. Самыми почитаемыми божествами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни, Сома.
Второй стадией развития индуизма ученые называют брахманизм. Он возник в I тысячелетии до н.э. как результат слияния ведической религии древних ариев с культами доарийского населения Индии. Главное место в брахманизме заняла идея вечного повторения, выражающая бесконечную цепь человеческого перерождения - сансары. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой. Она оценивалась тем, на сколько человек совершает предписанные по его социальному положению жертвы, почитает брахманов, не нарушает их запретов. На первый план выдвинулась индивидуальность человека. Но это была не свободная, критически мыслящая личность в античном понимании, а отдельно, особняком стоящий человек, занятый мыслями о собственном спасении. Брахманы утверждали, что путом различных для каждого сословия обрядов, жертв и заклинаний можно достичь хороших перерождений и стать царем, раджей, богатым купцом и т.д.
Наиболее почитаемыми богами брахманизма стали Брахма, Вишну и Шива.
Брахма - это бог-создатель, творец вселенной и всего сущего. Обычно он изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.
Вишну - это бог-охранитель, который изображался четырехликим юношей, возлежащим на змее или драконе. В более позднее время он стал почитаться в образе своих воплощений (аватар) Кришны и Рамы.
Шива - это олицетворение движения жизни в природе, ее созидательных и разрушительных начал. Он мого изображаться в грозном виде, в священном танце или же аскетом, погруженным в созерцание. Представление о созидающей энергии Шивы воплощается в его основном символе линге - фаллосе. Изображение линги в виде каменой колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространенном по всей Индии.
В целом Брахма, открывающий триаду верховных божеств, как бог-созидатель вселенной, противостоит Вишну, который её сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.
Следует отметить, что вовторой половине I тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начинают слабеть. Он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Однако уже в первой половине I тысячелетия н.э. началась третья стадия становления индуизма. Она выражалась в дальнейшей ассимиляции брахманизма и народных верований.
Основу учения по-прежнему составляла вера в перевоплощение душ (сансара), проходившее в соответствии с заколном воздаяния (карма) за добродетельное или плохое поведение, которое определялось почитанием верховных богов Вишну или Шивы.
В настоящее время индуизм является одной из наиболее крупных по числу последователей религией. Почти 95% индусов проживают в Индии. Священными книгами сторонников этой религии остаются Веды. Для современного индуизма характерно отсутствие каких-либо канонов и представление об универсальности верховного божества. Сейчас в этой религии существуют два основных направления: вишнуизм, сторонники которого особо почитают Вишну, и шиваизм, состоящий из поклонников Шивы.
Самая древняя из трех мировых религий современности буддизм возник в VI-V в.в. до н.э. в Северной Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.) - царевич из племени шакьев, прозванный Буддой, т.е. просветленным. Еще одно из его имен - Шакьямуни - «отшельник из шакьев».
Познав причину страданий и путь избавления от них, Гаутама добровольно отрекся от удовольствий и роскоши царского двора. Он начал свою проповедническую деятельность, формулируя основные положения новой религии. В течение 40 лет Будда в сопровождении своих учеников ходил по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и излагая новое учение.
Ученые предполагают, что буддизм возник в качестве одной из сект брахманизма, поскольку буддизм также основывается на учении о карме и сансаре. Однако новая религия подвергала критике кастовую систему, которую обосновывал брахманизм, и запрещала практиковавшиеся брахманами жертвоприношения.
Жизнь, согласно учению Будды, - это цепь страданий, избавиться от которых могут только праведные люди, достигшие нирваны - полного небытия. Буддизм внес в теорию переселения душ значительные изменения. Он объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным злом и несчастьем. Поэтому высшей целью человека должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны. Достичь небытия сразу невозможно. Каждое перерождение - это путь к «высшей мудрости» и только на этом уровне можно выйти из «круговорота бытия» и завершить перерождения.
В осногве буддизма лежат «четыре благородные истины»:
1.Всякое существование есть страдание.
2.Причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти и богатства.
3.Страдания можно прекратить. Для этого нужно освободиться от причин страданий, достичь состояния отсутствия сильных чувств и подавления всякого желания.
4.Указание «благородного срединного восьмеричного пути», который состоит из «праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения».
В буддизме карма, т.е. сила, от которой зависит перерождение человека, стала понимается в отличном от брахманизма смысле. Если последний трактует карму, как степень соблюдения преднисаний брахманов, то карма буддизма - это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его последующих перерождениях.
Буддизм довольно рано начал дробиться на секты. В начале нашей эры он раскололся на два направления.
1.Хинаяна, т.е. малая колесница, возникшая в Восточной Индии, проповедует «узкий путь спасения». Согласно этому учению, нирваны может достичь только узкий круг лиц - монашество. Хинаяну еще называют южным буддизмом, поскольку это направление утвердилось на Цейлоне, в Бирме, в Лаосе, Таиланде и других южных странах.
2.Махаяна , т.е. большая колесница, обещает «широкий путь спасения», когда нирваны может достичь не только монарх, но и мирянин. Последователи этого учения должны заботиться в первую очередь нео своем спасении, а о спасении других. Махаяна, или северный буддизм, с начала нашей эры распространился в Китае, Тибете, Японии.
В VII-XIV в.в. в Тибете сложилась особая форма буддизма - ламаизм. Сохраняя основные положения буддизма, ламаизм дает возможность общения верующих с богом. Ламаизм распространен в Китае, Монголии, в отдельных районах Непала и Индии. На территории России - у бурятов, калмыков и тувинцев.
Как мы видим, буддизм распространился довольно широко в Юго-Восточной и Центральной Азии и Сибири. Эхто сделало его мировой религией. Однако на своей родине, в Индии, буддизм достиг наивысшего расцвета в V в.в. до н. э. - в начале I тысячелетия н.э. К XII в. он практически растворился в индуизме, оказав значительное воздействие на последний. Это сказалось в отрицании свойственного брахманизму преобладания внешних, ритуальных форм религиозной жизни.
Оригинальные китайские религии - даосизм и конфуцианство - отличаются тем, что первоначально представляли собой не религиозные, а философские системы.
Философская система конфуцианства была создана в VI в. до н.э. Её создатель - Кун Цзы (Конфуций). Учитель Кун - странствующий пропагандист из царства Лу, излагавший свое учение устно в форме диалога. Его изречения были записаны учениками и сведены в трактат «Лунь юй» - «Беседы и суждения». Конфуций в своих диалогах объявил власть правителя священной, дарованной небом. Отсюда и название китайской империи «Поднебесная».
Всеобщим законом справедливости Конфуций считал разделение людей на высших и низших,»благородных людей» и «мелких людишек». В основу социального устройства ставилось нравственное самоусовершенствование и соблюдение «ли» - норм этикета. Учение «Чжен мин» (выправление имен) требовало от каждого помнить свое положение в обществе. В конфуцианстве мировоззренческие проблемы находятся на втором плане. На первом - социально-этические мотивы, в которых без труда можно заметить интересы формировавшейся в то время феодально-чиновничьей аристократии Китая.
В дальнейшем конфуцианство претерпело значительные изменения. Из религиозно окрашенного, но преимущественно социально-этического учения, оно превратилось в философско-теологическую систему. Была создана каноническая литература. В нее вошли якобы отредактированные Конфуцием книги «Книга перемен», «Книга песен», «Книга преданий» и якобы написанная самим учителем книга «Чунцзю».
Конфуцианство как религия отличается своей архаичностью: огромная роль культа предков, вера в духов, мифологическое сознание, неотделенность физического и морального. Оно восприняло традиционные древние верования в сверхъестественную силу Неба как верховного божества. Эта религия имеет ряд особенностей, отличающих её от других. В конфуцианстве не было жречества. Ритуалы и церемонии всегда выполнялись чиновниками или главами семей. Тем не менее конфкцианство имеет свой пантеон богов, обожествлен и сам учитель Кун.
Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений , учрежденный в 59 г. н.э., просуществовал в Китае вплоть до 1928 г. Конфуцианство оказало огромнейшее влияние на развитие духовной культуры народов Китая. На протяжении почти двух тысячелетий трактат Кун Цзы «Лунь Юй» составлял основу начального обучения в школах и заучивался наизусть.
Даосизм возник в Китае в IV-III в.в. до н.э. Его основателем считается полулегендарный философ Лао Цзы. Важнейшие каноны даосского учения заклюсены в его книге «Дао дэ цзин».
Основное понятие трактата - «дао» - метафорически уподобляется воде в силу податливости и неодолимости. Выходивший из дао образ действий - недеяние(увэй): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали. Главная мысль книги - это призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к жизни, близкой к природе.
Первоначально бог как таковой в даосизме вообще отсутствовал. Вместо него имелся Дао, т.е. путь - первопричина вселенной, её таинственная закономерность, первооснова всех вещей. Познав законы Дао, следуя им через физические упражнения и диету, человек становится совершенным и достигает долголетия.
Со временем даосизм полностью отошел к идеализму и со II в. н.э. превратился в настоящую релингию. В это время сложился даосский пантеон божеств. Одним из главных богов стал сам Лаю Цзы. Ему было приписано необычное рождение от солнечной энергии, аккумулированной в жемчужине, которую проглотила его мать. Ему придали огромнвй рост, все внешние признаки святого. Он имел магические способности, в том числе способность изменять свой облик.
Согласно мифологии даосизма, Лао Цзы, прожив почти 200 лет, отправился на Запад. Интересно то, что в период соперничесва с буддизмом в V-VI в.в. появилась легенда о том, что уехавший на Запад Лао Цзы прибыл в Индию, чудесным образом оплодотворил спящую мать принца Гаутамы, и таким образом стал отцом будды Шакьямуни.
Во II веке появилось даосское жречество, которое занималось преимущественно гаданиями, совершением различных магических обрядов, продажей священных амулетов. Постепенно сложился общий свод канонической литературы даосизма - «Дао цзэн». Его оформление завершилось в XII веке.
Эта религия в отдельные периоды пользовалась поддержкой китайских властей. Так, культ Лао Цзы особо почитался в VII-X в.в. в период правления династии Тан. В настоящее время в Китае действует Ассоциация верующих доасов.
Происхождение японсой локальной религии - синтоизма, уходит в глубокую древность. Эта религия не в процессе трансформации философской системы, как конфуцианство и даосизм, а в процессе развития примитивных родоплеменных верований, т.е. культа предков, культа природы. Пантеон раннего синтоизма включал божеств-предков рода. Они занимали ведущее местов в социальной структуре общества в период, когда миф только формировался как категория государственной идеологии. Кроме родовых божесив японцы поклонялись различным ландшафтным божествапм, имевшим местное значение. На раннем этапе самобытные японские верования не могли обеспечить единства общества. Для преодоления идеологической раздробленности, освящаемой родовыми и религиозными культами синто, японсике правители в VI в. обратились к религии развитого классового общества - буддизму. Последний сыграл огромную роль в становлении японской государственности и культуры.
В VII-VIII в.в. государство пыталось идейно обновить свои институты. Этому в первую очередь должны были служить мифологическо-летописные своды - «Кодзики» (712 г.) и «Нихон секи» (720 г.). Основной целью их составления было создание государственной идеологии на основе существенной обработки народных сказаний и мифов, а также легендарных и исторических событий. Произошла своего рода состыковка мифа и истории.
Составление «Кодзикки» или «Нихон секи» ознаменовало оформление религии синтоизма как государственной. Положение царствующего рода и других могущественных родов нашло обоснование в той роли, которую играли их божества-первопредки. Следует отметить, что сложившаяся система этих сакральных идеологий играла значительную роль в японской истории вплоть до XX в.
На государственном уровне синтоизм воплотился в культ богини солнца Аматэрасу, считавшейся предком царственного рода. Она была прародительницей Ниниги - первого из её прямых потомков, начавшего управлять землей людей. Среди целого цикла мифов, посвященных Аматэрасу, центральное место занимает повесть о её сокрытии в небесной пещере. мир погрузился во тьму до тех пор, пока богам спомощью магических приемов не удалось выманить Аматэрасу из её убежища.
Синтоизм оформился как типичная религия классового общества. Для него было характерно обожествление особы японского императора, как потомка Аматэрасу. Формально официальный культ императора был отменен лишь в 1945 г. Однако многие современные синтоисты почитают как богов умерших японских императоров.
Одной из наиболее распространенных религий современности является ислам. Это одна из мировых религий, сыгравшая значительную роль в истории человечества и продолжающая оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран. В настоящее время только в «Организацию исламской конференции», созданную в 1969 г., входит 39 государств. Кроме того в различных странах существуют многочисленные мусульманские общины, представленные в Лиге исламского мира.
Ислам в переводе с арабского означает покорность, его приверженцы - мусульмане. Эта религия возникла в Аравии в VII в. Огромный Аравийский полуостров с древнейших времен были заселены арабами. Эти семитические племена были близки по языку, природным качествам и месту жительства к древним евреям.
Происхождение этого народа по преданию идет от Авраама -одного из патриархов (прародителей человечества) и родоначальника евреев. Авраам, не имея долго детей от Сары, с ее разрешения взял себе в жены служанку Агарь, от которой у него родился сын Измаил. Когда позже у Сары тоже родился сын, то Агари пришлось оставить дом Авраама. Она взяла сына Измаила и отправилась о ним на юг, в ту сторону, которая известна ныне как Аравия. Утомленная путешествием по пустыне, мучимая жаждой, Агарь с умирающим сыном на руках обратилась с молитвой о спасении к Богу. Господь услышал ее. Явился ангел, ударил посохом по каменной скале, у которой сидела Агарь, и оттуда заструился источник воды. Здесь и поселилась Агарь со своим сыном Измаилом - родоначальником всех арабов.
Когда спустя некоторое время Авраам (в арабской традиции Ибрагим) захотел проведать Агарь и Измаила, то он пришел к ним и в честь их опасения устроил здесь жилище Богу - Каабу. В основание Каабы он заложил посланный ему Богом камень (метеорит. В то время камень этот сиял необыкновенным блеском. Но, по мере того, как человек грешил, камень тускнел и темнел и стал совершенно черным. На месте спасения Агари возник город Мекка - главный город мусульманского мира. До сих пор каждый правоверный мусульманин считает главной задачей жизни побывать в Мекке, обойти семь раз Каабу, семь раз поцеловать черный камень и семь раз испить из источника Земь-Земь, ниспосланного Аллахом Агари и Измаилу.
Считая свое происхождение от Ибрагима (Авраама), бедуин имел веру в него. Это была вера в единого вечного Бога, сотворившего Адама, пославшего потоп, давшего возможность Ною продолжить человеческий род и т. д. Так как эти предания передавались в устной форме, они подвергались искажениям, но сущность оставалась. Арабы признавали Бога единого, который жил на небе и который имел резиденцию на земле - Каабу. Однако каждое племя арабов имело своего бога-идола, которому и поклонялось. А поскольку арабских родов было много, то и идолов вокруг Каабы и в ней набралось более четырехсот, так единобожие (монотеизм) у арабов постепенно превратилось в идолопоклонство и многобожие (политеизм).
20 апреля 571 г. в Мекке в племени корейшитов, в роде Гашиминов, у Абдулы Муталиба родился сын, Мухаммед (Мохаммед, Магомет, Магомед) - будущий основатель ислама.
Свою религиозную деятельность - проповеди - Мухаммед начал в сорокалетнем возрасте. Он объявил близким, что ему является архангел Джабраил (Гавриил) и внушает откровения от Аллаха. В течение четырех лет он проповедовал в своем доме, куда собирались его последователи. Когда их стало около 30 человек, один из богатых последователей предоставил свой дом и двор, где проповеди продолжались около года. В 615 г. Мухаммед начинает открытую проповедь на возвышенном месте в центре Мекки, где обычно народ собирался, чтобы слушать глашатаев, поэтов, рассказчиков, гадателей и проповедников. Но вскоре родовая аристократия Мекки, в руках которой находилась экономическая и политическая власть, стала враждебно относиться к проповедям Мухаммеда, подрывавшим их влияние. В 619 г. Мухаммед предпринял неудачную попытку переселиться в расположенный недалеко город Такиф, чтобы найти там убежище и последователей. Но там его не приняли, подверг ли насмешкам и забросали камнями. Вернувшись в Мекку Мухаммед жил под постоянной угрозой расправы со стороны аристократии.
В июле 622 г. Мухаммед с самым верным своим последователем Абу Бакром скрытно переезжает в находящийся севернее город Медину. Через несколько лет эта дата была принята началом мусульманского лунного летоисчисления, которое называется «год хиджры» (хиджра - переселение). За Мухамме-дом в Медину переезжают его последователи - мухаджиры (переселенцы). На новом месте он приобретает помощников -ансаров. В Медине Мухаммед постепенно стал религиозным и светским предводителем, образовалась совершенно новая общность, отличающаяся от кровнородственной. Это было объединение последователей нового религиозного учения, то есть община верующих (умма). Она стала зачатком будущего арабского теократического государства.
За десять лет жизни Мухаммеда в Медине произошло много событий: были нападения мединцев на мекканские караваны, произошли три крупные битвы между войсками мекканских аристократов и мусульманами Медины. Общая победа оказалась на стороне мединцев.
Мухаммед скончался 8 июня 632 г. Похоронен в Мекке. За свою жизнь он не накопил богатства и не принял никакого титула властелина. Верующие называли его пророком - посланником Аллаха. За двадцатидвухлетную религиозную деятельность Мухаммед произнес много проповедей в основном в форме «пророческих откровений» - сур (наиважнейшее), которые в условиях неграмотности запоминались наизусть. После смерти пророка и гибели многих его близких и последователей, знавших суры, возник вопрос о сборе текстов проповедей и письменной их фиксации. Эта работа была в целом завершена к 651 г. Так возникла священная книга мусульман Коран (от арабского ал-куръан - чтение вслух, наизусть)
Значительную часть содержания Корана составляют релгиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман. Главная мысль Корана - божественное происхождение имущественного и социального неравенства.
На основе Корана сложился своеобразный свод нравственно-правовых норм ислама - шариат (от арабского шария - надлежащий путь).
Запретные и дозволенные шариатом принципы действуют во всех сферах мусульманского общества. Они касаются судопроизводства, ритуальных обрядов, семейной жизни, имущественных вопросов, пищи и бытовой сферы общества. Шариат как бы контролирует поведение и действия людей от колыбели до могилы. Существует четыре принципа шариатских установок.
Харам (запретное) - это категорический запрет, который не подлежит сомнению, спариваний. Нарушать его ни в коем случае не дозволено. Например, нельзя отрицать Бога, священность Корана, существование загробной жизни, запрещается употреблять алкогольные напитки и свинину, мусульманке выходить замуж за немусульманина.
Макрух (порицаемое) - то, чего мусульмане должны остерегаться. Например, не одобряется сидение без дела. Активно порицается курение, но конкретного запрета на него нет.
Мубах и мустахеб - желательное и дозволенное. Есть вещи, исполнение которых желательно, но нет запрета на отказ от них. например, человек имеет право сидеть, спать, есть, пить, когда он этого хочет.
Халал - дозволенное. Исполнение велений Аллаха, пророка - доброта, милосердие, благородный поступок - все это есть халал - дозволенное шариатом.
Особое место в исламе занимает понятие «дин» - божественное установление, ведущее человека к спасению. Мусульманские теологи включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру (иман) и благие дела (ихсан).
«Пять столпов ислама»:
- исповедание единобожия (таухед) и пророческой миссии Мухаммеда;
- ежедневная пятикратная молитва (салат);
- добровольная очистительная милостыня (закят);
- пост (саум) раз в году в месяц рамадан;
- паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (хаджж).
Исповедание единобожия выражается прежде всего в произнесении известной формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его посланник». Иноверец, произнеся эту формулу после обрядового омовения и в присутствии хотя бы двух мусульман, может считать себя мусульманином.
В исламе выделяются четыре основных предмета веры:
- в единого Бога;
- в его посланников и Писания (всего признается пять посланников-пророков: Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммед, завершивший цепь пророчеств);
- в ангелов;
- в воскресение после смерти и Судный день.
В мусульманской мифологии ангелы созданы из света, они бесполы, выполняют поручения Аллаха. Выше всех стоят Джабраил, Микаил, Израил и Исрафил. Демоны, или джинны (шайтаны), были созданы раньше людей и ведут свое происхождение от Иблиса (Шайтана), который отказался поклониться человеку, за что Аллах низвергнул его.
Представления о загробной жизни в мусульманском вероучении развивались под очевидным влиянием христианства. Согласно этим представлениям, все деяния людей будут учтены и взвешены Аллахом, достойные будут отправлены в рай, недостойные - в ад. Будет всеобщее воскресение, но перед этим - «конец света», когда в мире воцарится чудовищный Даджжал (соответствует Антихристу). Конец его злокозненным деяниям положит Иса (в христианском вероучении - Иисус Христос). Лишь после этого судьба каждого человека решится окончательно: праведники войдут в рай, грешники - в ад. Грешников ожидают пытки и истязания, праведников - все то, о чем мечтает человек в земной жизни, в том числе и чувственные наслаждения.
В середине VII в. в исламе оформилось основные направления.
Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет наибольшее число приверженцев и распространился в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте и Северной Африке.
Начало шиизму положила группа сторонников Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда), которому, по их убеждению, должен принадлежать титул халифа. Шииты считали, что все суннитские халифы в свое время незаконно захватили власть и лишь потомки Али, который был первым имамом, руководителем шиитской общины, являлись бы законными правителями.
Как и сунниты, шииты признают святость Корана, посланническую миссию Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но в Коран шиитскими богословами была добавлена сура «Два светила», под которыми подразумеваются Мухаммед и Али.
Ваххабиты (ал-ваххабийа) - сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда бен Абд ал-Ваххаба.
Стержнем его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей; однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида). По мнению Ваххаба, необходимо очищение ислама, социальная гармония, братство и единство всех мусульман, строе соблюдение морально-этических принципов ислама, осуждение роскоши и стяжательства.
Важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, «отступивших» от принципов раннего ислама
Для раннего ваххабизма. характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.
Проповедь Ваххаба встретила поддержку среди шейхов Ал Са'уд. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.
В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.
Джихад («усилие») - борьба за веру - «борьба на пути Аллаха». Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания.
В разработанных позднее концепциях термин наполняется новым содержанием. Духовное самосовершенствование объявляется «великим Джихадом», а война с неверными - «малым Джихадом».
Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимами у мусульман выступают слова фатх и газават.
Согласно классической доктрине от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения
В стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных. С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается.
В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами.
3.Традиции художественного творчества народов Востока
Помимо ведической литературы, о которой уже говорилось, приблизительно в это же время (конец II - начало III тысячелетия до н.э.) оформилась эпическая литература Индии. Это две большие поэмы-легенды «Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» или «Великая война потомков Бхараты», которую индийцы называют «океаном мудрости и красоты», состоит из 200 тысяч стихов, собранных в 18 книг. Её сюжетом является борьба двух царских родов за власть. Это история борьбы ста братьев Кауравов и пяти братьев Пандавов. Последние были богородными богатырями, которых любил народ. Много раз коварный Дурьодхана, старший из братьев Кауравов, пытался неправдами погубить Пандавов, но тем всегда удавалось спастись благодаря мудрости и героизму. Обманом Дурьодхана завладел богатством Пандавов и изгнал их из страны. Тридцать лет они скитались по лесам, приобретая много друзей и союзников. В жестокой и долгой битве погибли все Кауравы, Пандавы же воцарились в стране. Главный сюжет «Махабхараты» сопровождает большое количество разных преданий, мифов и сказок, которые делабт поэму интересной и яркой.
В поэме Рамаяна повествуется о царевиче Рама. Рама должен был стать правителем стран, но младшая жена отца хотела видеть на его месте своего сына Бхарату. Она хитростью заставила царя изгнать Раму. В изгнании Раму сопровождали жена Сита и брат Лакшман. Владыка демонов Раван похитил Ситу и на воздушной колеснице увез в свое царство. В союзе с обезьянами и медведями братья победили демонов. Вместе они вернулись в свой город и братья стали мудро и справедливо править страной.
Обе поэмы занимали в течение двух тысяч лет большое место в духовной жизни индийцев. Все поэты и драматурги Индии черпали из них темы для своих произведений. Герои поэм Кришна и Рама, как уже говорилось ранее, обожествлены и считаются воплощением Вишну. И сегодня по всей Индии идут представления на темы «Махабхараты» и «Рамаяны». А в осенний праздник Дашера на площадях играют сцены из «Рамаяны». В конце представления сжигают огромное чучело Равана: Рама победил и зло на Земле уничтожено.
В начале нашей эры было оформлено четыре основных сборника древних индийских сказок: «Панчатантра» - «Пять книг»; «Хито падеша» - «Скрытое поучение»; «Щука саптати» - «Сказки попугая»; «Ветала-панчавимшатика» - «Двадцать пять сказок мертвеца». Как правило, действующими лицами сказок выступают животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны юмора и высмеивают жадность, трусость и лживость богачей и восхваляют достоинства простого народа.
В народных и культовых обрядах индийцев широко использовалась танцевальная пантомима. Она сопровождалась комментариями. На основе этих традиций в Индии родилась драматургия.
Классиком индийской драматургии и поэзии признан Калидаса, живший на рубеже IV-V веков. Сюжеты его драм в основном заимствованы из Эпоса. Они содержали не только прозаические монологи и стихотворения, но и танцевально-песенные интермедии.
Всемирно известна классическая драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»., которая была написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В лесу в хижине отшельника выросла красавица Шакунтала. Ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Вскоре он уехал в столицу и забыл о своей жене. У Шакунталы родился и вырос сын, с которым она через несколько лет пошла к царю. Но по дороге она потеряла кольцо, по которому царь мог бы ее узнать. Царь отказался от своей жены и сына. Когда Шакунтала покинула столицу, Душьянту принесли найденное рыбаками кольцо. Царь все вспомнил и велел вернуть во дворец жену и сына.
Лучшей поэмой Калидасы считается «Мегхадунта» - «Облако-вестник». Боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать облако.
Известны имена и других индийских драматургов. Шудрака написал пьсу «Мриччха-катика» - «Глиняная повозка» о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения. Васантасену преследует своей любовью родственник царя. Она его отвергает, за что тот пытается убить девушку, обвиняя в преступлении ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к смерти, но в день казни выясняется, что Васантасена жива. Царь благославляет брак бедной девушки и благородного юноши.
Драматург Вишаки-датта написал драму «Мудра-ракшаса»-»Печать Ракшасы», в которой изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в ШМ в. до н.э. Известен и драматург Бхаса, писавший пьесы на темы эпоса «Махабхарата».
К памяникам древнеиндийской литературы относятся пураны - древние сказания, в которых содержатся предания о жизни легендарных героев и великих мудрецов, мифы и притчи.
Интересным жанром буддийской литературы являются джатаки - небольшие рассказы и предания р Будде, разнообразные и часто фантастические по содержанию.
Еще один жанр древнеиндийской литературы - двустишия - шлоки поговорки, изречения, содержащие мудрость народа.
Древнейшим литературно-художественным памятником Китая, дошедшим до наших дней, является «Шицзин» - « Книга песен» , редакция которой, как уже говорилось, приписывается Конфуцию. Это произведение создавалось в XI-VI вв. до н.э. и содержит 305 песен и стихов, большинство которых глубоко лиричные произведения. Девушка ждет любимого, жена тоскует об ушедшем на войну муже, солдаты мечтают о возвращении домой и т.д. Сегодня в обиходе китайцев остались слова и целые строки из «Шицзина», хотя язык этих песен давно устарел и непонятен без объяснений.
Основоположником китайской поэзии считается Цюй Юань, живший в IV-III до н.э. в княжестве Чу на юге Китая. Его стихи имеют социальный характер. Они внесли в литературу Китая тему высоких человеческих чувств и верности моральным идеалам - «Смерть за родину», «Плачу по столице Ину», поэма-элегия «Лисао» - «Скорбь отверженного». О жизни Цюй Юаня рассказал первый китайский историк Сым Цянь - автор «Исторических записок». Цюй Юань был сановником и, заботясь о благе народа, восстановил против себя остальных царедворцев. Он был оклеветан и изгнан из страны.Отчаявшись в победе справедливости, он бросился в реку и утонул.
Цюй Юань создал поэтический жанр чуцы - один из основных в китайской классической литературе.
Традиции поэзии Цюй Юаня успешно развивали такие поэты, как Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь и другие. Китайский народ до сих пор чтит память Цюй Юаня. В пятый день пятого месяца по лунному календарю на реках Китая устраиваются лодочные гонки в его честь.
Другой великий китайский поэт Тао Юань-мин, живший в IV-V вв., по рождению был аристократом, но придворная жизнь не привлекала его. Он вместе с семьей стал жить в деревне, занимаясь простым крестьянским трудом. Сохранилось 160 его произведений, которые поднимают нравственные проблемы, воспевают жизнь земледельцев, свободу и равенство. Тао Юань-мину принадлежит утопическая фантазия «Персиковый источник», в которой рассказывается о стране, где счастливые люди трудятся на земле, где «с урожаем весенним государевых нет налогов». Им была написана философско-художественная проза - «Жизнь ученого «пяти ив».
Известными поэтами этого времени были Жуань Цзи, Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан.
В VII-XII вв. н. э. оформилась литературная поэзия Японии. Ее основой была народная песня. Главный жанр японской поэзии - танка (короткая песня) - нерифмованное пятистишье, состоящее из 31 слога. Танка немногословна, но очень музыкальна и полна глубокого чувства.
Уже в VIII в. была составлена большая антология японских стихов и песен под названием - Собрание мириад листьев». В нее вошли творения знаменитых поэтов VII-VIII вв.: Акахито, Хитомаро,Окура и песни простых крестьян и рыбаков. Эта антология стала величайшим памятником древней поэзии, известным во всем мире.
В начале X в. была составлена еще одна поэтическая антология «Собрание старых и новых песен», которая стала считаться образцовой. Ее заучивали наизусть всю целиком, хотя в ней содержится более тысячи танок. Эта прекрасная поэзия вызывала бесчисленные подражания и сегодня считается классикой японской литературы.
На основе танка позже оформился еще один жанр японской поэзии -хокку (хай ку) - нерифмованное трехстишье, состоящее из 17 слогов. Для хокку характерна простота поэтического языка и свободный стиль изложения. Своими трехстишьями в XVII в. прославились поэты Басе, Бусон, Есса. Следует сказать, что пятистишия - танки и трехстишия - хокку любят и сочиняют и в современной Японии.
В Х-XI вв. оформился классический японский роман. Романы писались от руки на длинных свитках, украшенных цветными иллюстрациями и стоили очень дорого. Большинство романов до нашего времени не дошла. Имена авторов первых таких произведений неизвестны.
Самый древний роман - «Повесть о старике Такэтори». Он написан живо и с юмором. Придворные аристократы изображены сатирическими красками. Сюжет романа сказочный, но в него вставлены картины жизни народа. Старик Такэтори в лесу нашел крошечную прекрасную девочку. Когда она выросла, к ней начали свататься нежелательные, но знатные женихи, среди которых был сам император. После смешных злоключений они терпят неудачу, а прекрасная девушка оказалась небесной феей.
В другом анонимном романе «Повести о прекрасной Отикубо» изложен широко известный сказочный сюжет а сироте, злой мачехе и сестрах. Преданные слуги помогают девушке выйти замуж за знатного юношу, и он мстит мачехе. Роман этот больше напоминает бытовую новеллу , чем сказку.
Значительный вклад в развитие классической японской прозы внесли женщины-писательницы. Следует отметить Мурасаки Сикибу, жившую на рубеже Х-ХI вв. Ею написан нравоописательный роман «Гэндзи-моногатари» или «Повесть о блистательном принце Гэндзи» Это роман с увлекательным, сложным сюжетам и множеством персонажей. Масштаб произведений показывает всю жизнь главного героя - принца Гэндзи - тонко чувствующего человека, с трудной судьбой, привлекательного даже в своим ошибках. Некоторые эпизоды романе предельно трагичны, другие окрашены юмором. «Повесть о блистательном принце Гэндзи» принадлежит к числу самых прославленных произведений мира. До наших дней дошло и другое сочинение писательницы «Дневник Мурасаки Сикибу».
Ее современницей была Сэй Сенагон, чья оригинальная книга «Записки у изголовья» - это сборник более 300 миниатюр в прозе, связанных единством стиля и лиричностью самовыражения автора. Картины природы чередуются в ней с веселыми сценками и остроумными наблюдениями. Сэй Сенагон не следовала строгому плану, а писала о то, что приходило ей на память, занимало ее воображение. «Записки у изголовья» положили начало жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.
Талантливым продолжателем этого жанра можно считать писателя, известного под именем монаха Кэнко, жившего в XIV в. Его книга «Записки от скуки» состоит из разнообразных по содержанию заметок. Здесь можно найти анекдоты, маленькие рассказы, размышления о жизни, литературе и искусстве.
В XII в. в Японии начались кровавые войны и междоусобицы. Эти события отразились в устном народном творчестве. В это время героический средневековый эпос начали записывать и обрабатывать в виде больших исторических повествований. Самое знаменитое из них - «Сказание о роде Тайра». В нем рассказывается о славе и гибели могущественного рода Тайра.
В XV в. в Японии возник театр «Но», в котором в течение одного представления исполнялось несколько одноактных лирических драм и забавных народных фарсов. С театром «Но» связано развитие японской драматургии. Среди драматургов известны отец и сын Кантъами и Дзэами Мотокие, которые создали замечательные поэтические драмы на сюжеты старинных романов и фантастических легенд.
На рубеже XVII - XVIII вв. появилась городская или «мещанская» драма о судьбах маленьких людей - простых горожан. Значительный вклад в появление «мещанской» драмы внес Тикамацу Мондзэмон. Им написана поэтическая пьеса «Гонец в преисподнюю», в центре которой столкновение чувства и нравственного долга. Известны и его исторические пьесы «Победоносны Кагэкие» и «Битвы Коксинги».
Начиная с XVI в. в Японии успешно развивалась городская проза, которая у в следующем столетии достигла значительных; успехов. В это время Ихара (Ибара) Сайкаку создал книги прекрасных новелл - «История любовных порождений одинокого мужчины» и «История любовных похождений одинокой женщины».
Представитель японской литературы позднего средневековья Уэд Акинари написал замечательные фантастические новеллы «Рассказы о весеннем дожде» и сборник рассказов «Луна в тумане». В этих произведениях автор порицал пороки общества и воспевал конфуцианскую добродетель.
Возникнув в глубокой древности, индийское искусство внесло значительный вклад не только в развитие культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии, но и в сокровищницу мировой цивилизации.
Расцвет искусства Индии начался в период правлений династии Маурья, особенно при царе Ашоке, в III в. до н.э. В это время в практику строительства начал входить камень. Об этом свидетельствуют раскопки на месте древней Паталипутры, где были найдены остатки дворца Ашоки с залом «ста колонн».
Индийское культовое строительство представляет весьма оригинальные типы архитектурных сооружений. Во-первых следует говорить о буддийских ступах - сложенных, как правило, из кирпича куполах. Первоначально они являлись гробницами царей, но затем получили религиозное значение и воздвигались над мощами святых и реликвиями. Самая древняя была ступа Бхархута, воздвигнутая Ашокой. Из сохранившихся самая древняя ступа в Санчи, высота которой составляет более 10 метров.
Еще одним самобытным образцам культового зодчества Индии были пещерные храмы. На рубеже нашей эры был создан великолепный пещерный комплекс в Карле (недалеко от Бомбея). Главный храм - чайтья - самый большой пещерный храм Индии, имел 58 м. в длину, 14 м. в ширину и почти 14 м. в высоту. В зале - два ряда колонн, ступа и множество каменных скульптур. По фасаду было выполнено большое число рельефов. Весь огромный комплекс сделан в монолите скалы. Ярким образцом пещерных храмов явились пещерные храмы в Аджанте. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей состоит из 29 пещерных залов, имеющих прекрасные архитектурные формы, богатый скульптурный декор и роспись на темы буддийской мифологии. Известны также 54 буддийских и брахманских храма в Эллоре, среди которых выделяется своим обильным скульптурным украшением грандиозный монолитный храм Кайласанатха, сооруженный в VIII в. Технически строить храмы, высеченный из монолита, было не столь сложно; проще было выбить пустоты в скале, чем тесать камни, перевозить их на дальние расстояния и складывать из них высокие здания.
Интересным явлением в индийском зодчестве было возведение стамбхов - монолитным мемориальных столбов с фигурной капителью. Так, по велению Ашоки в городе Сарнатхе в память о первой проповеди Будды была построена стамбха. До наших дней сохранилась знаменитая Львиная капитель этой стамбхи в виде четырех львов со сращенными спинами. Она служила опорой для большого Колеса Закона - символа учения Будды.
С IX в. храмы стали уже строить из тесанным камней. На севере Индии они были параболической формы, на верхушке их располагался зонт в виде лотоса, на юге же - форме прямоугольной пирамиды. Внутренние помещения были низкими и темными - это святилища, куда доступ разрешался не всем. Во дворе храмов, а также на стенах их стояли скульптуры, изображающие сцены эпоса или в символической форме трактующие почитание того бога, которому посвящен храм. С течением времени , особенно на юге Индии, скульптурных деталей стало так много, что глаз уже не воспринимал отдельных сцен или скульптур. Таков, например, храм в Кхаджурахо, построенный в начале XI в., где барельефы, главным образом эротического содержания, представляют иллюстрации к трактату о любви «Камасутра». Следует отметить, что в индийском искусстве часто встречается тесное сосуществование религиозного содержания и откровенной эротики. То, что для европейца выглядит эротическим или даже непристойным, никогда не воспринималось так в Индии, где сами религии признавали закономерными все проявления человеческой жизни, в том числе и эротические.
Известен храм в Орисе, который покрыт от основания до крыши столь тонким и сложным скульптурным орнаментом, что каждый камень по ювелирное изделие.
Серьезный урон развитию индийской культуры нанесло мусульманское завоевание. Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также удар изобразительному искусству Индии. Произошло вырождение монументальной скульптуры. С XIV в. создавались уже лишь отдельные статичные канонические скульптуры.
В период Делийского султаната (XIII - начала XVI вв. ) в Индии началось строительство мусульманских культовых зданий - мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе. Это были здания необычной для Индии формы, лишенные скульптурного оформления,
Великолепным образцом индо-мусульманской архитектуры является беломраморный Тадж-Махал - мавзолей султана Шах Джахана и его жены Муштаз - Махал.
Расцвет древнекитайского искусства пришелся на VII - XIII вв., он совпал с правлением императоров династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появлялись библиотеки и театры.
В Китае культовые здания строились из дерева или как в Индии высекались в толще скал. Самым знаменитым буддийским пещерным храмом является Цянь-фодун, который создавался на протяжении с VI по XIV в. Стены и скульптура каждой из пещер были расписаны минеральными красками.
В культовой архитектуре Китая своей самобытностью выделяется такай вид здания, как пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильон или башни, часто многоярусной. Обычно - это было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Строились пагоды в гористых местах среди густой зелени. К углам их крыш подвешивались колокольчики, которые приятным звоном манили к себе путников.
Самыми известными являются пагода Суньюэсы вХэнани, пагода «диких гусей» Даяньта в Сиане, пагода Тигровой горы в Сучжоу.
Пагоды строились не только из дерева, но и из других материалов. Известна кирпичная пагода Баймасы и железная тринадцатиэтажная пагода в Танъяне.
Достопримечательностью Китая является ансамбль «Храм Неба» в Пекине, состоящий из комплекса прекрасных зданий.
Еще в I тысячелетии до н.э. в Китае появились первые картины, которые писались тушью на шелковых свитках. Из сохранившихся до наших дней самая древняя относится к IV в. до н.э. На ней изображена женщина, наблюдающая за битвой дракона с фениксом.
С изобретением бумаги китайские живописцы стали писать свои картины и на бумажных свитках. Иногда на ник писались и стихи. Картины сначала ненадолго вывешивались, а потом хранились свернутыми, как сокровища.
В VII - VIII вв. картины писались сочными синими, зелеными и белыми красками, по краям обводились золотым контуром. Самыми известными художниками того времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-Дао.
Позже картины писали черной тушью, которая под кистью мастера приобретала самые различные оттенки. Самыми известными художниками были Ма Юань, Ся Гуй, Лян Кай. Одним из наиболее знаменитых мастеров XI в. был Цуй Бо. Одна из его известных работ - «Бамбук и цапля», выполненная на шелке.
Значительных успехов китайцы добились в художественной керамике. Это связано с обычаем класть в могильные склепы глиняные изображения всего того, чем пользовался человек при жизни, и что ему должно пригодиться после смерти. Это были фигурки домашних животных, модели домов и дозорных башен, удивительно точно копирующие настоящие. Недавно археологами была найдена целая армия, состоящая из нескольких тысяч глиняных фигурок воинов китайского императора. Не только одежда и вооружение выполнены точно, но даже лица воинов имеют индивидуальные черты.
Совершенствование художественной керамики подготовила почву для производства в IV н.э. фарфора. Китайский фарфор, секреты производства которого вырабатывались веками, славился в Европе. Он представляет собой великолепные белоснежные сосуды с гравированным тонким узором из цветов и желтоватые вазы с черным рисунком.
Следует сказать, что древняя культовая архитектура Японии известна плохо. По древнему японскому закону храмы для поклонения богам строились ровно на 20 лет. Затем возле старого храма возводился новый, а старый разрушался. Поэтому до нас дошли более поздние памятники.
Строились храмы из ценных пород дерева; например, из кипариса. Простые по форме, с высокими двускатными крышами из прессованной соломы или коры сосны, они возводились на столбах и окружались обходной галереей.
С конца VI в. в Японии начали строить буддийские храмы и пагоды. Наиболее известные из ник - храм Хорюдзи и Золотой храм возле древней столицы Нара. В VIII в. в Наре по повелению императора Сему в качестве главного буддийского храма страны был возведен храм Тодайдзи. В нем не только совершались религиозные обряды, но и проводись важнейшие государственные церемонии. Здание дважды уничтожалась огнем, но каждый раз отстраивалась заново. Золотой павильон Тодайдзи считается одним из крупнейших деревянных сооружений в мире.
Светская живопись ямато-э появилась в Японии в IX - Х вв. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота художники рисовали пейзажи, придворные сцены, иллюстрации к известным романам. Картины в форме горизонтальных свитков - эмакимано рассматривались на столе, а вертикальные свитки - какимоно украшали стены парадных комнат.
В XII - XIV вв. картины рисовали уже тушью. Интересны работы Тоба Седзо, который, изображая животных, высмеивал пороки людей. Художник Тойо Ода прославился своими пейзажными картинами «Зимний пейзаж», «Четыре времени года», «Осень».
Приблизительна в это же время в японской живописи появился жанр парадного портрета, ярким представителем которого был Фудзивара Таканобу.
С XVII в. широкое распространение получили цветные японские гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Героями этих гравюр были актеры и гейши, влюбленные пары и ремесленники за работай. Среди самых известных мастеров этого жанра были художники Утамаро, Хокусаи, Хиросиге, Сяраку.
Следует сказать и о таком оригинальном японском искусстве, как искусство паркового украшения. Оно родилось в XV в., когда появились дворцы и павильоны, окруженные садами, прославившиеся своей красотой на весь мир. Камни, водоемы, деревья редких пород и цветущие кустарники благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озера и рощи. В садах строились павильоны, где проходили беседы о поэзии и искусстве, а также производились буддийские обряды чаепития - тяною - чайные церемонии. Один из самых известных таких павильонов - Золотой павильон в Киото, построенный в XV в.
С XVI в. под влиянием европейской архитектуры в Японии начала строить мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях.
Мы рассмотрели лишь отдельные моменты в развитии литературы и искусства народов Восточной и Юго-Восточной Азии, преимущественно древнего и средневекового периодов. Именно тогда появились самобытные и оригинальные произведения, направления, жанры и виды художественного творчества, наилучшим образом характеризующие культуру этих стран.
Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов, однако последние не только не утратили своих национальных черт, но и оказали существенное этническое влияние на население Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки. Успех арабского языка объясняется тем, что у арабов уже к VII в. имелись значительные достижения в области духовной культуры, был разработан литературный язык, высоко ценились красноречие и поэзия. Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв., когда были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии и Корана сложился классический арабский язык средневековья. Необходимо отметить, что помимо собственно арабского элемента арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.
Значительны достижения арабов в области художественной культуры. Как уже отмечалось, высоко была развита литература. Поэзия VII-VIII вв., во многом опираясь на старые традиции, отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых, были заимствованы у многих народов.
Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали тексты: рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.
Как все стороны мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистическо-римского и иранского зодчества. Большое значение для становления арабского зодчества имело сооружение упоминавшейся выше Большой мечети Омейядов в Дамаске. Во многих мусульманских центрах были возведены минареты оригинальной архитектуры. В Х в. здания стали украшать арабесками - тонким растительным или геометрическим орнаментом, включавшим стилизованные надписи. Живопись в странах халифата не получила значительного развития из-за враждебности ислама к изображению живых существ, ведущему, как считается, к идолопоклонству.
Заключение
На рубеже XIX-XX вв. реалистически мыслящие мусульманские идеологи стали приходить к пониманию того, что некоторые исламские запреты мешают общественному и культурному прогрессу. В 1899 г. попытка приспособить ислам к требованиям времени была предпринята главным муфтием (высшим духовным и юридическим лицом) Египта Мухаммедом Абдо, который отстаивал допустимость процентного кредита, запрещенного Кораном. Его преобразования ученые рассматривают как начало реформации в исламе. В Османской империи реформы шариата начались лишь после младотурецкой революции 1908-1909 гг., в Иране - после революции 1905-1911 гг. Полной же реформации, как это было в ряде христианских стран Европы в XVI в., так и не произошло.
Единственной страной мусульманского мира, где ислам полностью отделен от государственных дел, является Турция. Здесь секуляризация религии была проведена после кемалистской революции 1918-1924 гг. Вместо шариата было введено западноевропейское право: с небольшими поправками турки заимствовали гражданский кодекс Швейцарии и уголовный кодекс Италии. Однако следует заметить, что в Турции в семейных отношениях, в быту и морали ценности ислама сохранили прежнее влияние и значение.
В современных мусульманских государствах ислам все чаще становится элементом политической борьбы. В их общественной и культурной жизни идет усиление «исламского фактора». Многие ученые, в том числе и культурологи, говорят о «ренессансе ислама» и об «исламском буме». В конце 70-х - начале 80-х годов в некоторых мусульманских странах возникли движения «фундаменталистов», выступающие за возврат к основам, «фундаменту» первоначального ислама, к обычаям и канонам, установленным непосредственно посланником Аллаха Мухаммедом. Многие из этих движений направлены против достижений общечеловеческой культуры.
Список используемой литературы
Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989.
Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1966.
Культурное наследие народов Востока. - М., 1987.