Кровнородственные общности
Реферат
«Кровнородственные общности»
Род и племя. Родоплеменная общность была исторически первой формой объединения людей. Она возникла на почве стадного образа жизни, свойственного обезьяноподобным предкам человека.
Род — это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной генетической линии.
Род пришел на смену первобытному человеческому стаду в эпоху палеолита. Он существовал в двух формах; более ранняя — матриархальный род, который объединял родственников по женской линии, и возникшая, по-видимому, позже вторая форма — патриархальный род, объединявший родственников по мужской линии.
Члены рода считают себя потомками одного предка — основателя рода (реального или мифического). Они живут совместно и относительно обособленно от других родов, передают от поколения к поколению родовые легенды о своем происхождении, сохраняют общее родовое имя (происходящее чаще всего от имени основателя рода), соблюдают общие родовые обычаи, имеют общие верования и культы.
Как правило, в древних родах земля, жилища, лодки, огонь были коллективной собственностью. Общей собственностью считалась также пища и другая добыча, которая распределялась уравнительным (равно обеспечивающим) образом. Распределение по труду и по социальному статусу стало развиваться лишь с ростом производства избыточного (сверх необходимого для поддержания жизни) продукта.
В литературе для обозначения рода употребляется также слово «клан». Некоторые авторы называют кланами только отцовские (патриархальные) роды. Как пережитки первобытного времени кланы до настоящего времени существуют у индейцев Америки, в Японии и Китае, у кавказских народов России. В них сохраняются древние родовые обычаи — кровная месть, круговая порука и взаимозащита, подчинение старейшине рода.
В первобытном обществе родовые отношения играли большую роль в материальном производстве, в воспроизводстве населения, в культуре. С переходом к классовому обществу происходит разложение родовых отношений. Однако остатки родового сознания сохраняются еще долгое время (родовая знать, аристократические генеалогии, семейные родословные и пр.). В условиях капитализма они оттесняются на «задний план» общественного сознания, но продолжают жить и в наши дни.
Роды в первобытном обществе не могли существовать изолированно друг от друга (особенно в связи с экзогамией — запретом брачных отношений между членами одного рода). Они объединялись в племена.
Племя — свойственная первобытному обществу форма социальной общности, которая представляет собой совокупность родов, связанных кровно родственными отношениями, общими чертами культуры, племенным самосознанием и самоназванием.
В племени складывается система централизованного управления всеми общественными делами (совет старейшин, вожди). С развитием производства племя все больше приобретает черты единой хозяйственной структуры, основанной на общем владении землей. В рамках родоплеменной общности рождается первичная форма социально-экономической организации людей — община, которая в разных вариантах сохраняется во всех докапиталистических обществах.
Развитие общинной экономики неизбежно ведет к усложнению межродовых отношений. С одной стороны, в условиях совместной жизни родов, более производительного крупного и разветвленного хозяйства, роста избыточного продукта постепенно разрушается система уравнительного распределения благ и коллективной собственности, что порождает споры, соперничество и враждебность между родами. А с другой стороны, брачные контакты, потребности в широкой трудовой кооперации, в обмене ресурсами, в защите от набегов и т. п. способствуют сплочению и интеграции родов. Возникают общие «мужские дома» для собрания всех мужчин племени, устраиваются совместные пиршества, появляются общеплеменные культы (чаще всего на основе древнейшего или крупнейшего рода).
Эти противоположно направленные тенденции со временем все больше подрывают стабильность родоплеменных порядков. Появляются большие многородовые племена, развиваются не только межродовые, но и межплеменные связи (браки, военные союзы, обмен продуктами труда и пр.). Роды разделяются на внутриродовые группы («линиджи», «субкланы»). Происходит сегментация общины на домовые хозяйства линиджей и отдельных семей. Наиболее зажиточные домовые хозяйства стремятся обособиться от своих бедных сородичей и соплеменников. Кровнородственные связи все больше начинают заменяться соседскими. Последние тоже обеспечивают объединение сил и взаимопомощь, когда в этом есть нужда, но не препятствуют накоплению богатства в домовом хозяйстве (если с сородичами нужно было делиться, то соседу давали в долг). На смену родоплеменной общине приходит община соседская.
Таким образом, происходит разложение родоплеменных общностей. С одной стороны, они дифференцируются и распадаются на социальные структуры меньшего масштаба — семьи. А с другой, идет процесс их интеграции. Вместо них все большее значение приобретают общности территориальные, которые дают начало новым социальным структурам, охватывающим и интегрирующим различные роды и племена, — этносам и государствам. Эти социальные структуры, выйдя из недр первобытного общества, продолжают существовать в дальнейшей истории человечества и доныне.
Семья. Из всех социальных структур семья является самой долговечной. Она возникает одновременно с родом или несколько позже (до сих пор однозначно этот вопрос не решен), становится основной фрактальной «ячейкой общества» с эпохи неолита и остается таковой вплоть до наших дней, несмотря на неоднократные попытки объявить ее устаревшей и приговорить к смерти.
Семью можно рассматривать как наименьшую кровнородственную общность людей. Вместе с тем она в зародыше содержит в себе основные элементы жизни общества в целом — хозяйственно-экономическую автономию, организационно-управленческую политику, систему культурных установок.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
К размышлению. Если отсутствует какой-либо из указанных в определении признаков — кровное родство (например, в семье с приемными детьми), или общность быта, или моральная ответственность и взаимопомощь — можно ли считать, что семья все же существует? Или в таком случае она перестает быть семьей, а сохраняет лишь видимость семьи? Нет ли исключений, не подпадающих под данное общее определение?
Не следует смешивать понятия «семья» и «брак». Семья основана на браке между супругами, но брачными узами связаны только супруги, а входящие в семью их предки и потомки могут и не иметь супругов. К тому же под браком понимаются лишь такие отношения между супругами, которые санкционируются обществом. Например, в нашей стране запрещаются гомосексуальные или групповые браки, хотя в некоторых странах такие браки допускаются.
Брак — это форма отношений между мужчиной и женщиной, которая соответствует принятым в обществе морально-правовым нормам, определяющим их супружеские и родительские права и обязанности.
Первоначальные формы семьи — групповая, парная — складывались, по мнению большинства ученых, как способы ограничения промискуитета (беспорядочных половых отношений), существовавшего в первобытном человеческом стаде. (Правда, некоторые ученые полагают, что промискуитета никогда не было и люди изначально жили парными семьями.)
Одним из важнейших условий возникновения семьи был появившийся еще в верхнем палеолите обычай экзогамии, который налагал табу на половые связи внутри рода.
К размышлению. Происхождение экзогамии до сих остается неразрешенной загадкой. Существуют различные теории на этот счет. Дж. Мак-Леннан, введший в 1860-х гг. этот термин, полагал, что «воинственные дикари» убивали рождавшихся у них девочек, так как они были в военном деле бесполезны, а потому им приходилось искать себе жен вне своего рода. Ч. Дарвин усматривал истоки экзогамии в том, что половая связь между повседневно общавшимися близкими родственниками вызывала неприязнь и отвращение. По мнению Б. Поршнева, она появилась потому, что мужчины — охотники и воины — постоянно отрывались от своих женщин и встречались с женщинами других родов, которые тоже оставались без своих мужчин. Э. Дюркгейм предполагал, что главную роль в возникновении экзогамии играл страх перед кровью вообще и в особенности кровотечениями у женщин своего рола. Согласно А. Золотареву, С. Токареву, Ю. Семенову, экзогамный брак был обусловлен хозяйственной жизнью родов: она требовала преодоления их замкнутости и развития внешних контактов, а также внутреннего порядка, который в условиях промискуитета расшатывался ревностью и ссорами.
В марксистской литературе утвердилась поддержанная Энгельсом теория Л. Моргана, объяснявшая происхождение экзогамии стремлением избежать биологически вредных последствий кровосмешения. Однако эта теория далеко не бесспорна. Во-первых, неясно до сих пор, как могли первобытные люди догадаться о связи между половым актом и отделенным от него девятью месяцами деторождением. Во-вторых, научные расчеты показывают, что вредоносность кровосмешения для потомства при достаточно большой численности рода не столь уж велика, чтобы ее могли заметить наши далекие предки. В-третьих, и в древнем родовом обществе, и в гораздо более поздние времена браки между близкими родственниками нередко все же допускались, а иногда даже считались обязательными.
Особенностью групповой и парной семьи была аморфность, непрочность и недолговечность соединения супругов. Разница между этими формами семьи была относительной: парность перемежалась с полигамией (полигинией — многоженством и полиандрией — многомужеством), она допускала добрачные и внебрачные, бытовые и ритуальные связи. Парные семьи не всегда вели общее хозяйство, супруги часто не селились вместе, а оставались жить в своих родах и встречались лишь эпизодически. Наряду с парными существовали различные формы дополнительных браков: сорорат — брак с несколькими сестрами, левират — сожительство с женами и вдовами братьев и др.
В эпоху позднего неолита, когда в связи с развитием скотоводства, а затем и земледелия появилась семейная собственность и наметился распад родоплеменных отношений, парная семья начала уступать место устойчивой моногамии (единобрачию). Переходным этапом стало выделение из рода большой патриархальной семьи, в которой под властью главы семьи (патриарха) объединялось несколько поколений его потомков вместе с их женами. Все имущество такой семьи — земля, скот, рабы, если они были, — считалось собственностью патриарха и передавалось по наследству одному из его детей.
Библейский патриарх Авраам — глава такой большой патриархальной семьи и хозяин всего ее имущества. Характерно, что само слово familia, означающее по латыни «семья», происходит от слова familus — раб; familia — это все рабы, принадлежащие одному хозяину.
В патриархальной семье женщина попала во власть хозяина-мужчины. Для женщины установилась моногамия, обеспечивающая происхождение детей-наследников от мужа. На мужчину же моногамия не распространялась. Во многих странах Востока многоженство стало и остается кое-где и ныне законной формой брака.
Развитие моногамной семьи в дальнейшем сопровождается постепенным смягчением владычества мужа над женой. Однако господство мужа в семье и рождение детей-наследников только от него оставались главными ее устоями.
На протяжении долгого исторического времени основой моногамной семьи являлась не столько индивидуальная половая любовь, сколько экономическая выгода, «брак по расчету». Это имело своим следствием, с одной стороны, внебрачные связи мужей и развитие проституции, а с другой — супружеские измены жены и появление двух характерных социальных типов — любовника и мужа-рогоносца. В результате такая моногамия подрывала свои собственные корни: она перестала обеспечивать то, ради чего она появилась, — достоверность происхождения детей от законного мужа.
Противоречивость моногамной семьи выявилась и еще в одном отношении. Она была единственной формой семьи, при которой могла развиться индивидуальная любовь (хотя развилось это человеческое чувство, возможно, не столько внутри нее, сколько, наоборот, при нарушении супружеской верности).
Отношение к любви как жизненной ценности, начиная со Средневековья, постепенно утверждается в общественном сознании. Это привело к возникновению нового идеала семьи как союза любящих. Стремлению построить семью на экономических началах стало противостоять стремление построить ее на началах взаимной любви. В обществе стали вызывать сочувствие ситуаций Анны Карениной и мадам Бовари. Возникло движение за эмансипацию (освобождение) женщин от домашнего рабства. Необходимым условием такой эмансипации является выход женщины к внесемейному общественному труду, к самостоятельным источникам заработка, предоставление ей экономического и юридического равенства с мужчиной.
В современном мире идея равноправия женщины и мужчины получает почти повсеместное признание и постепенно все больше воплощается в жизнь. Однако в области семьи по-прежнему продолжается борьба двух тенденций — тенденции строить семью на господстве мужчины и экономическом расчете и тенденции к построению ее на равноправии и взаимной любви супругов. Эта борьба развивается на фоне крупнейших социальных, экономических и политических сдвигов, происходящих в обществе в XX в., и переплетается с такими процессами, как ослабление контроля общества над отношениями полов, изменение традиционных идеалов женственности и мужественности в сторону их сближения, либерализация культурных и нравственных норм полового поведения, увеличение его свободы («сексуальная революция»).
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье проблема лидерства, в настоящее время выделяются три основных типа семьи.
Традиционная (или патриархальная) семья. В такой семье роль лидера отводится старшему мужчине, и под одной крышей одновременно существуют, как минимум, три поколения. Для этой семьи характерны экономическая зависимость женщины от мужчины, строгое закрепление женских и мужских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка), признание безусловного главенства мужчины в вопросах управления семейными делами.
Неотрадиционная семья. В ней сохраняется традиционная установка на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей. Однако такое положение сохраняется, в отличие от семьи первого типа, без достаточных на то объективных экономических оснований. Хотя жена и имеет равное с мужчиной право на участие в общественном труде и жизни, она получает «исключительное право» на домашний труд.
Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи этого типа характерны пропорциональное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем, совместное принятие важных для семьи решений. Например, в ряде стран уже не считается чем-то из ряда вон выходящим случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.
Для настоящего времени являются характерным следующие тенденции в семейно-брачных отношениях:
рост избирательности партнеров в браке;
уменьшение устойчивости и продолжительности брака;
распространение «нуклеарной семьи», состоящей только из одного-двух поколений (родители + дети);
симметризация положения обоих супругов в семье;
увеличение числа холостяков и незамужних женщин.
В современной литературе то и дело поднимается вопрос о «кризисе семьи». Действительно, подрыв прежних устоев моногамии и желание строить семью исключительно на взаимной любви неминуемо влекут за собою уменьшение прочности семейных уз: если взаимная любовь становится единственным их основанием, то колебания любовных чувств, их появление и исчезновение воспринимаются как достаточная причина для быстрого заключения брака и столь же быстрого его расторжения, для немедленного развода (в случае утраты любви одним из супругов) и немедленного вступления в новый брак (при появлении у него новой любви).
Но от подобного отношения к браку страдают те, кто неспособен легко и быстро менять свои чувства. А самое главное — страдают дети. Видимо, для выхода семьи из кризисной ситуации необходима высокая культура семейно-брачных отношений, построенная не только на взаимной любви, но и на чувствах взаимного уважения, человеческой привязанности, долга. Рост этой культуры связан с общим ростом культуры человеческих отношений, развитием нравственности и гуманизма.
Как в прошлом, так и в настоящее время существует «двойной моральный стандарт» в оценке мужского и женского поведения. Во многих семьях женщина оказывается в положении «домашней рабыни». И даже тогда, когда супруги в одинаковой мере работают и зарабатывают, жене приходится обычно выполнять значительно больше обязанностей по дому, чем мужу, что нередко вызывает ее повышенную утомляемость, нервные расстройства, плохое самочувствие и, как следствие всего этого ухудшение климата в семье.
Ни юридическое равноправие женщин с мужчинами, ни усилия феминистского движения, добивающегося повышения социального статуса женщин, не переломили традицию, по которой львиная доля домашней работы в семье падает на плечи женщины (хотя в развитых странах наблюдается тенденция к росту участия мужчин в этой работе). А между тем труд домохозяйки — один из самых тяжелых видов труда.
Подсчитано, что женщина, ухаживающая за двумя детьми и мужем, за год поднимает и переносит с места на место 5 т посуды, проходит для покупки всего необходимого для семьи 2000 км и доставляет домой около 2,5 т товаров. В России в 1997 г. у женщины в среднем домашний труд занимал 4 ч 19 мин, в том числе — готовка пищи и мытье посуды — 1 ч 37 мин, покупки — 42 мин, стирка — 38 мин, ремонт — 38 мин, уборка — 29 мин, обслуживание детей 20 мин (по данным Госкомстата). Американская статистика оценивает стоимость работ по дому, выполняемых женой в семье с двумя детьми, в 600 долларов за месяц.
Большое значение в укреплении современной семьи имеет повышение благосостояния людей, улучшение жилищно-бытовых условий, которые служат в нашей стране одной из наиболее распространенных причин семейных конфликтов и разводов.
Процессы развития семьи в настоящее время позволяют думать, что рост культуры семейно-брачных отношений постепенно (хотя медленно) идет, и кризисные явления в области семьи преодолимы. Они свидетельствуют не об «умирании» семьи, как утверждают некоторые теоретики, а лишь об отмирании старого типа моногамной семьи, основанного на хозяйственно-экономической ее деятельности, и росте нового ее типа, в котором на первый план выходят духовные, нравственные, психологические устои семейно-брачных отношений.
Семья в современных условиях выполняет следующие важные функции:
воспитательную;
репродуктивную и сексуальную (рождение детей, удовлетворение полового инстинкта);
эмоциональную (удовлетворение потребностей в личном счастье, любви);
психологической защиты;
рекреативную (обеспечение досуга, отдыха, восстановление истраченных на работе сил);
хозяйственно-бытовую;
первичного социального контроля (санкции за ненадлежащее поведение).
Одна из главных задач общества — предоставление семье возможностей наилучшим образом выполнять свои функции.
К размышлению. В нашумевшей книге английского социолога Р. Бейкера «Секс в будущем» утверждается, что XXI в. приведет к глубоким изменениям в сфере семейных отношений. Автор полагает, что через полстолетия люди будут помешать семенной материал в «банки спермы», после чего проходить добровольную стерилизацию. Вынашивать ребенка сможет как женщина, так и мужчина (после соответствующей операции или путем клонирования). Деторождение станет больше делом одного человека, а не двух. Каждый сможет выбрать для своего ребенка анонимный или, наоборот, принадлежащий какой-либо знаменитости семенной материал. Все большее число людей станет предпочитать жизнь свободного родителя. В моду войдет «киберсекс» через Интернет. Роль семьи будет снижаться. Впрочем, утешает читателей Бейкер, любовь и семья останутся, но они будут отделены от секса и деторождения.