Классификация семей в современном Узбекистане в зависимости от своеобразия их педагогических условий
ЛЕКЦИЯ №2
Классификация семей в
современном Узбекистане в зависимости
от
своеобразия их педагогических
условий.
ПЛАН:
Общие и специфические задачи современной узбекской семьи.
Воспитание детей в однодетных семьях.
Воспитание детей в многодетной семье интеллигенции.
Воспитание детей в многодетных семьях рабочих.
Воспитание детей в многодетных семьях дехкан.
Семья является важным фактором воспитания молодого поколения.
Характерными чертами передовой семьи будет: ее трудовой характер, связь с обществом, равенство супругов, коллективное взаимоуважение взрослых и детей, растущая культура домашнего быта.
Но современная семья, утрачивая свои хозяйственные и производственные функции, все больше приобретает значение потребительской единицы.
Поэтому возможности воспитания детей в домашнем труде в семье в городе уменьшаются. Ведь в городских семьях хозяйственные нужды (заботы) состоят из труда по самообслуживанию, разумного и бережного расходования заработков членов семьи, приготовления птицы, уход за жилищем и т.д.
В семейном воспитании в республиках Средней Азии мы можем определить 2 типичные ошибки в воспитании детей.
Первая типичная ошибка – это непоследовательность и несогласованность между действиями родителей (а также старших членов семьи). Такой разнобой выводит детей из психологического равновесия и вызывает нервозность.
Чем это объяснить?
Несмотря на рост различной информации, получаемой родителями по вопросам воспитания, духовное созревание родителей протекает медленнее, чем нарастание информации и это мешает правильно ее воспринять, усвоить и выбрать в семье правильную педагогическую позицию.
Семейные конфликты, нервные взаимоотношения, их сравнительно низкий культурный и образовательный уровень мешает им усвоению педагогических знаний. Несогласованность воспитательных позиций родителей проявляется в связи с оценкой неожиданного поведения ребенка: когда необходимо воздействовать на него.
Отцы склонны к наказанию, а матери к снисходительности.
Родители чаще всего не имели возможности вместе смотреть теле- и радиопередачи, читать педагогическую литературу. Они не стремятся выработать общую педагогическую позицию в семье. Поэтому в действиях родителей преобладают не качественные требования, а количественные.
Вторая типичная ошибка – это преимущественно неосознаваемое отсутствие целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка с малых лет и непродуманные меры со стороны родителей, стремящихся изменить характер этого воздействия, когда ребенок становится подростком.
Социальная причина этого явления – противоречие между необходимостью специально организованного педагогического влияния родителей на детей и отставание бытовых услуг от развития промышленности, большая занятость родителей на производстве, психическая и физическая усталость матери и т.д.
Каждая семья – это особый мир, и конечно условия, методы педагогического воздействия, структура семьи (однодетные, многодетные), возраст родителей, образование, род занятий, степень занятости матери на производстве (внутрисемейные отношения, пример родителей, все влияет на детей.
Воспитательные возможности многодетных семей иные чем малодетных.
Один ребенок в семье – явление исключительное, он центр притяжения, восхищения, любви.
Но этому ребенку не с кем делить свои детские радости, горести, не с кем ему и общаться.
Наукой доказано, что для нравственного воспитания, формирования у ребенка способности к сопереживанию, сопричастности, ответственного отношения к другим людям, необходимо иметь в семье – хотя бы двух детей. Родители однодетной семьи чрезмерно балуют ребенка, выполняют все его капризы. Таким детям присущи чаще всего: эгоизм, лень, самомнение.
Различно воспитание детей в условиях города и села.
В сельских условиях дети ухаживают за домашними животными, обеспечивают их кормом, поят водой и помогают на садовом участке или на колхозном поле.
А городские дети участвуют не систематически в труде. У многих подростков родители на работу и они проводят время праздно, бесцельно, попадают под влияние улицы, особенно из малодетных семей.
А.С. Макаренко говорил, что «воспитание единственного сына ил дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей». Согласны ли вы?
Сейчас в обиходе появилось новое выражение у специалистов: «преступник из неблагополучной семь…»
Не дурной пример родителей, не стесненные материальные и бытовые условия подтолкнули таких детей к правонарушениям.
И все же главная причина – в семье, её укладе, в нравственно-этических нормах и ценностях. Благополучные семьи считаются те, где есть оба родителя, где нет длительных и тяжелых конфликтов, у них нормальное поведение, и видимо, здесь все дело в скрытых, незаметных недостатках семейного влияния.
И еще одно наблюдение: городские девчонки, даже в однодетных семьях, как и в сельских, моют полы, поливают цветы, шьют одежду, стирают и т.д.
Необходимо подчеркнуть традиционные свойства для девочек-узбечек – трудолюбие и скромность.
Многовековая традиция подчиненного положения девочек в семье ушла в прошлое, как и покорность и забитость и темнота женщин в семье.
Но расцвели такие качества, как трудолюбие, скромность, внутренняя красота и сила.
И в городе можно найти немало полезных дел для приложения сил в семье.
3. Воспитание детей в многодетной семье интеллигенции.
В Узбекистане большинство семей многодетные.
В сутки в Узбекистане рождается 11842 человека. За 1 час – 77 детей.
В Узбекистане 3 млн. многодетных семей.
В Намангане 6785 многодетных семей.
В семьях интеллигенции много детей, но и сейчас здесь наблюдается снижение количества детей.
Большинство семей интеллигенции Узбекистана живет в городе.
Здесь, конечно есть все условия для успешного приобщения детей к умственному труду, чего нельзя сказать о сельских семьях.
Родители сознательно и умело используют семейные традиции своих отцов. Знакомят детей с историей и культурой народа. Основное занятие детей в семьях интеллигенции это учение.
Но, конечно, дети оказывают помощь в домашнем хозяйстве, присматривают за младшими братьями и сестрами.
В семьях главное внимание здесь уделяют усвоению знаний по предметам в школе, поэтому дети интеллигенции чаще поступают в вузы, в средние технические заведения, т.к. они сильнее в плане теоретической подготовки.
В семьях сельской интеллигенции немного по другому идет процесс воспитания. В семье практикуется посильный ручной труд подростков на колхозном поле, огороде. После вузов многие возвращаются в родные села.
Итак:
В многодетной семье интеллигентов родители воспитывают детей личным примером.
В сельских семьях интеллигенции дети более трудолюбивы, имеют опыт физического труда, более покладисты.
4. Воспитание детей в многодетных семьях рабочих
Рабочие семьи в основном живут в промышленных городах и районах.
В Наманганской области в 1980 г. количество рабочих семей было 185 тыс., из них многодетных – 172 тыс., малодетных – 23 тыс. Средний размер семьи – 5,7 человек.
Многодетные матери почти все заняты домашним хозяйством.
Такие семьи (где нет взрослых детей), живут только на зарплату отца.
Зарплаты порой не хватает, чтобы покрыть расходы.
Те, у кого есть огород, продают излишки овощей на базаре. Также дети по указанию взрослых продают на базаре семечки, лепешки, сигареты и т.д.
И к чему это приводит? К стремлению добыть побольше денег, поиском легких путей в жизни.
5. Воспитание детей в многодетных семьях дехкан
Воспитание детей в семьях дехкан отличается от городских семей, интеллигенции и рабочих. Дети дехкан смотрят за домашними животными, помогают родителям в поле и доме. В селах Узбекистана проживают около 60% всего населения Узбекистана.
Дети в многодетных семьях дехкан получают деньги за работу в ученической бригаде или во время сбора хлопка и отдают их своим родителям. Это одно из средств воспитания моральной честности, верности.
Какие недостатки семейного
воспитания характерны
для узбекских
семей.
Родители не могут выбрать путь воспитательного воздействия на детей, не имеют достаточного педагогического образования.
Нет продуманного плана воспитания.
Родители недостаточно конкретно разъясняют детям, как поступать в тот или иной момент, нет единого требования к детям и старшие дети стремятся свалить работу на младших.
Родители не соблюдают правила культурного поведения и отрицательно влияют на воспитание детей.
Родители не имеют связи с детской средой.
Родители не учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей, не считаются с интересами детей.
Если дети плохо выполняют работу, родители порицают их, приводят в пример детей соседей. Но когда работа выполнена хорошо, они молчат и не хвалят детей, чтобы поднять настроение детей, вселить в них чувство уверенности, гордости за успехи.
Матери полностью подчинены воле отцов и без них ничего не решают. Без указа отца дети не знают что делать, с чего начать работу, становятся безынициативными.
Родители не контролируют выполнение своих поручений.