Анализ риска денежных потоков инвестиционного проекта
Введение
Глава 1 Общая характеристика ОсОО «Нур Телеком»
1.1 Общее сведения о компании «Нур Телеком»
1.2 Сотовая связь и ее особенности
Глава 2 Рентабельность предприятия
2.1 Анализ рентабельности (по основной отчетности), финансовой устойчивости, деловой активности ОсОО «Нур Телеком» за 3 года
Глава 3 Методика прогнозирования и оценки рисков денежных потоков инвестиционного проекта
3.1 Оценка денежного потока
3.2 Вероятностный анализ
3.3 Расчет точки безубыточности предприятия
3.4Анализ чувствительности проекта
3.5 Риск, ассоциируемый с проектом
Глава 4. Прогноз
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование рынка и рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления связей и развития предпринимательства, жесткость конкуренции требуют переоценки теории прогнозирования и оценки рисков денежных потоков инвестиционного проекта.
Оценка прогнозируемого денежного потока — важнейший этап анализа инвестиционного проекта. Денежный поток состоит в наиболее общем виде из двух элементов: требуемых инвестиций — оттока средств — и поступления денежных средств за вычетом текущих расходов — притока средств.
В разработке прогнозной оценки участвуют специалисты разных подразделений, обычно отдела маркетинга, проектно-конструкторского отдела, бухгалтерии, финансового, производственного отделов, отдела снабжения. Основные задачи экономистов, ответственных за планирование инвестиций, в процессе прогнозирования:
1) координация усилий других отделов и специалистов;
2) обеспечение согласованности исходных экономических параметров, используемых участниками процесса прогнозирования;
3) противодействие возможной тенденциозности в формировании оценок.
Предметом исследования данной работы, является изучение теоретико – методологических вопросов финансового менеджмента, в частности методика прогнозирования и оценки рисков денежных потоков инвестиционного проекта.
Информационной базой для исследования практической работы служит статитическая финансовая отчетность ОсОО «Нур Телеком», нормативно – правовые документы Кыргызкой Республики, а так же аналитические материалы фирмы.
Глава 1 Общая характеристика ОсОО «Нур Телеком»
1.1 Общие сведения о кампании «Нур Телеком»
В Кыргызстане после нескольких недель тизинговой рекламы, запущен новый оператор мобильной связи под торговой маркой "О!".Средней Азии брендингом, привело к ажиотажу среди потенциальных пользователей, в результате которого за первые пять дней продаж было продано более 40 000 сим-карт. Наиболее эффективным элементом УТП стала возможность самостоятельно выбирать свой будущий номер телефона, а также бесплатное общение между абонентами сети. Что касается брендинга, то все его элементы: название, логотип , цветовой код, дополнительные графические элементы сознательно лаконичны, эмоциональны и отчётливо позитивны. Они призваны ярко и быстро выделить "О!" из уже существующего конкурентного ряда, создав имидж молодой, динамичной, инновационной, удобной компании, пользоваться услугами которой удивительно легко, просто и не скучно. Квинтэссенция послания нового оператора пользователям выражена в слогане "О! - Удивляй и удивляйся". Отдельно хочется обратить внимание на то, что для донесения до аудитории открытости марки, её мобильности и эмоциональности, было использовано не очень часто применяемое решение, при котором наряду с основным логотипом марки (используется на носителях бренда, как такового: сим-карта, вывеска салона связи и т.п.), существует целый ряд его дублёров, графическое решение которых позволяет вносить дополнительные смысловые и эмоциональные позывы (используется в отдельных элементах коммуникации). Этот приём наделяет марку большей мобильностью и возможностью отчётливей доносить посылы конкретных рекламных посланий. Проект выполнен по заказу компании "Нур Телеком" российской командой специалистов в области маркетинга и коммуникаций. Работы по созданию и развитию графического образа марки выполнены московским брендинговым агентством "Внешний Вид".
1.2 Сотовая связь и ее особенности
Сотовая связь одна из наиболее динамично развивающихся отраслей. С самогоначала существования сотовых сетей наблюдалось ежегодноеудвоение числа абонентов.
Существенное влияние на рост числа абонентов сотовых сетей оказывает
конкуренция. С появлением конкуренции между поставщиками услуг связи,
последние становятся доступнее пользователям, а цены их снижаются. Но низкая стоимость абонентских услуг это только один из факторов, обеспечивающих рост числа пользователей сотовых сетей. Равным по значению фактором является платежеспособность абонента. К сожалению, доходы населения и предприятий в Кыргызстане невысоки, к тому же отличаются региональной неравномерностью.
Кыргызский сотовый бизнес находится в начале своего развития.
На сегодняшний день в нашем городе в коммерческой эксплуатации находятся
GSM (в первые был представлен компанией «Бител»), сейчас так же его предоставляют такие компании «Нур Телеком», «Мегаком», «Билайн».
СDMA представлен компанией «Кател» , «Фонекс» и 3G (представлен компанией «Некси») .
Несмотря на сегодняшние экономические сложности, эксперты компании прогнозируют дальнейший прирост клиентов, которых, как и прежде, будет представлять в основном «средний класс». Главные причины успеха компании – высокий уровень обслуживания и современную маркетинговую политику, а это, прежде всего доходчивая реклама, адресный маркетинг, поддержка продаж, связь с общественностью, расширение агентств по продаже услуг, регулярные маркетинговые исследования, продуманная тарифная политика.
Среди людей, для которых сотовый телефон это неотъемлемая часть жизни, работы, отдыха, компания пользуется большой популярностью. И объясняется это не только тем, что оснащена она новейшим оборудованием, великолепно подготовленным персоналом и развитой сетью сервисных центров, но в немалой степени и тем, тем что доступен широкий диапазон тарифов, гибкая система скидок и маркетинговых предложений.
Поль Адан, канадский специалист по маркетингу, в своем руководстве рекомендует предварять инвестиции сбором информации о деловой активности региона. Лично он черпает ее из прессы, статистических сводок, но изначально обращается к отчетам компаний сотовой связи для акционеров. Темпы развития средств телекоммуникации без прикрас показывают уровень деловой активности города и региона. «Сотовая связь – лучший показатель того, насколько бурно развивается бизнес в этой местности. Бездельникам не нужны средства современной телекоммуникации!»
Если применить методику канадца в оценке Бишкека, можно смело утверждать, что в Кыргызстане этот регион находится далеко не на последнем месте по количеству энергичных и деловых людей.
Глава 2. Рентабельность предприятия
2.1 Анализ рентабельности (по основной отчетности), финансовой устойчивости, деловой активности предприятия за 3 года.
Основная задача компании – сохранить текущий уровень доходов, вполне выполним. Озвученные антикризисные меры помогут компании при минимальных сокращениях инвестиций сохранить устойчивое финансовое положение. Переориентация инвестиций в высоко-маржинальные продукты: ШПД и мобильная связь в сочетании с маркетинговым подходом к продаже услуг (продавать более дешевые тарифы) будет способствовать сохранению показателя рентабельности бизнеса на текущем уровне. В привлечении средств «Нур Телеком» не испытывает трудностей.
Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.
Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
И принципы работы «Нур Телеком» в условиях кризиса выглядят вполне логичными. Все меры направлены на максимизацию доходов и минимизацию расходов, что позволит компании наиболее безболезненно пережить тяжелые времена и занимать средства под текущие высокие ставки лишь в самом крайнем случае.
Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта. Рассмотрим два вида рентабельности:
1. операционную (основную),
2 . финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т. п.).
В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:
1.Одним из индикаторов эффективности производственной деятельности предприятия является показатель рентабельности делопроизводства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (F) и материальных оборотных средств (Е).
В качестве инвестированного капитала при расчетах рентабельности можно использовать стоимость оборотного капитала.
При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.
При расчетах показателей рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).
Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма № 1 и 2) представлен в таблице :
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Чистая прибыль мил. сом |
3300 |
3800 |
5086 |
Стоимость оборотных активов милл.сом |
10000 |
10000 |
12506 |
Стоимость основных производственных фондов мил. сом |
19250 |
17000 |
20340 |
Рентабельность активов по чистой прибыли(1/2*100)% |
33% |
38% |
41% |
Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли (1/3*100)% |
17% |
23% |
25% |
Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:
В целом по предприятию наблюдается улучшение в использовании имущества. С каждого сома средств, вложенных в активы, предприятие получило в отчетном году больше меньше, чем в предыдущем периоде. Рентабельность оборотных активов повысилась за отчетный период на 5% в 2008 году, и на 2 % 2009 году. Следовательно, предприятие увеличило рентабельность оборотных активов на 7% за все года. Так же увеличилась рентабельность производства по чистой прибыли на 2% в 2008,2009 годах. Причиной положительных сдвигов в уровне рентабельности стали, пропорциональные темпы прироста имущества, по сравнению с темпами прироста общей суммы прибыли.
2. Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. В самом общем виде финансовая рентабельность определяется по формуле:
k = Р/ СК
где k – финансовая рентабельность;
Р –прибыль;
СК – средняя стоимость собственного капитала.
При расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться как средняя за период величина, так как в течение года собственный капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.
Анализ финансовой рентабельности можно провести по данным, приведенным в таблице
Показатели |
За 2007 |
За 2008 |
За 2009 |
Чистая прибыль мил.сом |
3300 |
3800 |
5086 |
Собственный капитал мил.сом |
13000 |
13300 |
16086 |
Финансовая рентабельность (1\2*100%) |
26% |
29% |
32% |
Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия повысилась в отчетных годах на 4 % в 2008 году, и на 3% в 2009 году.
«Нур Телеком» не ожидает кардинального снижения спроса на фиксированную связь, так как эти услуги обладают неэластичным (то есть постоянным) спросом. Между тем, в отношении темпов роста интернет-услуг, прогноз более осторожный. «Нур Телеком» полагает, что темпы роста (в последние годы очень стремительные), безусловно, замедлятся, причина тому в экономии бюджетов коммерческих предприятий в части информационных услуг.
Глава 3 Методика прогнозирования и оценки рисков денежных потоков инвестиционного проекта
Единственным инструментом борьбы за рост чистого денежного потока становится сокращение объема инвестиций. При этом «Нур Телеком» не ожидает, что в долгосрочной перспективе связь может пострадать от недоинвестирования: основной этап строительства сетей в компаниях пройден, «Нур Телеком» предоставляют широкий спектр конкурентных услуг, а конкуренты озабочены решением тех же проблем и также вынуждены экономить на затратах. В целом, «Нур телеком» склонен считать, что сокращение размера капитальных вложений коснется в 2010 году всех без исключения операторов Кыргызстана. На фоне мирового финансового кризиса, игроки будут делать акцент не на доле рынка или капитализации, а на размере денежного потока: в условиях невероятной дороговизны и сложнодоступности заемных ресурсов на первый план выходит стремление, как минимум, «выйти в ноль» по показателю чистого денежного потока (т.е. чистой прибыли за вычетом погашения тела долга и инвестиций).
3.1 Оценка денежного потока
Оценка прогнозируемого денежного потока — важнейший этап анализа инвестиционного проекта. Денежный поток состоит в наиболее общем виде из двух элементов: требуемых инвестиций — оттока средств — и поступления денежных средств за вычетом текущих расходов — притока средств.
В разработке прогнозной оценки участвуют специалисты разных подразделений, обычно отдела маркетинга, проектно-конструкторского отдела, бухгалтерии, финансового, производственного отделов, отдела снабжения. Основные задачи экономистов, ответственных за планирование инвестиций, в процессе прогнозирования.
Релевантный — представительный — денежный поток проекта определяется как разность между общими денежными потоками предприятия в целом за определенный промежуток времени в случае реализации проекта — CFt″ — и в случае отказа от него — CFt′:
CFt = CFt′ – CFt″
Денежный поток проекта определяется как приростной, дополнительный денежный поток. Один из источников ошибок связан с тем, что лишь в исключительных случаях, когда анализ показывает, что проект не влияет на существующие денежные потоки предприятия, этот проект может рассматриваться изолированно. В большинстве случаев одна из основных трудностей в оценке денежных потоков состоит в оценке CFt′ и CFt″ .
Дело в том, что мы не знаем с достоверностью 100% ни величину получаемого в будущем результата, ни величину потенциальных будущих затрат.
Из перечисленных можно выделить метод сценариев, который позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. Процедура использования данного метода в процессе анализа инвестиционного риска состоит из следующих шагов.
1. Задают несколько вариантов изменений выбранных ключевых исходных показателей.
2. Каждому варианту изменений приписывают его вероятностную оценку. При этом пользуются известными типовыми ситуациями, предыдущими распределениями вероятности, субъективными оценками.
3. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значения критерия NPV,а также оценки его отклонений от среднего значения.
4. Проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов.
3.2 Вероятностный анализ
Вероятностные методы основываются на знании количественных характеристик рисков, сопровождающих реализацию аналогичных проектов, и учете специфики отрасли, политической и экономической ситуации. В рамках вероятностных методов можно проанализировать и оценить отдельные виды инвестиционных рисков. В то же время два других метода — определение критических точек и анализ чувствительности — дают лишь общее представление об устойчивости проекта к изменениям заложенных в него параметров.
Риск, связанный с проектом, характеризуется тремя факторами: событие, связанное с риском; вероятность рисков; сумма, подвергаемая риску. Чтобы количественно оценить риски, необходимо знать все возможные последствия принимаемого решения и вероятность последствий этого решения. Выделяют два метода определения вероятности:
Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события. Частота при этом рассчитывается па основе фактических данных. Так, например, частота возникновения некоторого уровня потерь А в процессе реализации инвестиционного проекта может быть рассчитаны по формуле:
f(A)=n(A)/n,
где f — частота возникновения некоторого уровня потерь;
n(A) — число случаев наступления этого уровня потерь;
n — общее число случаев в статистической выборке, включающее как успешно осуществленные, так и неудавшиеся инвестиционные проекты.
При вероятностных оценках рисков в случае отсутствия достаточного объема информации для вычисления частот используются показатели субъективной вероятности.
Субъективная вероятность является предположением относительно определенного результата, основывающемся на суждении или личном опыте оценивающего, а не на частоте, с которой подобный результат был получен в аналогичных условиях.
Важными понятиями, применяющимися в вероятностном анализе рисков являются понятия альтернативы, состояния среды, исхода.
Альтернатива — это последовательность действий, направленных на решение некоторой проблемы. Примеры альтернатив: приобретать или не приобретать новое оборудование, следует ли внедрять в производство новый продукт и т. д. Альтернативные издержки — это упущенный возможный доход от альтернативного использования ресурса. Корректный анализ бюджета капиталовложений должен проводиться с учетом всех релевантных — значимых — альтернативных затрат.
Состояние среды — ситуация, на которую лицо, принимающее решение (в нашем случае — инвестор), не может оказывать влияние (например, благоприятный или неблагоприятный рынок, климатические условия и т. д.).
Исходы (возможные события) возникают в случае, когда альтернатива реализуется в определенном состоянии среды. Это некая количественная оценка, показывающая последствия определенной альтернативы при определенном состоянии среды (например, величина прибыли, количество абонентов и т. д.).
Сценарии развития проекта.
Сценарии |
Вероятность |
NPV(тыс.сом) |
NPV с учетом вероятности (тыс.сом.) |
"оптимистичный" |
0.1 |
100 |
10 |
"нормальный" |
0.5 |
80 |
40 |
"пессимистичный" |
0.4 |
50 |
20 |
Всего |
1 |
- |
70 |
3.3 Расчет точки безубыточности предприятия
Показатели предельного уровня характеризуют степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации. Основным показателем этой группы является точка безубыточности (break-even point) — уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками.
Определение критических точек обычно сводится к расчету так называемой «точки безубыточности». Для этого рассчитывается такой уровень производства и реализации продукции, при котором чистая текущая стоимость проекта (NPV) равна нулю, т.е. проект не приносит ни прибыли, ни убытка. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях снижения спроса, и тем ниже будет риск инвестора.
Для подтверждения устойчивости проекта необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект. Проект обычно признается устойчивым, если значение точки безубыточности не превышает 75% от номинального объема производства.
Точка безубыточности определяется по формуле:
TБ=3c/(Ц-3v),
где Зс — постоянные затраты, размер которых напрямую не связал с объемом производства продукции (сом.);
Ц — цена за единицу продукции (сом.);
3v -- переменные затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (сом./ед.).
Ограничения, которые должны соблюдаться при расчете точки безубыточности
1. Объем производства равен объему продаж,
2. Постоянные затраты одинаковы для любого объема производства,
3. Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства,
4. Цена не изменяется в течение периода, для которого определяется точка безубыточности,
5. Цена единицы продукции и стоимость единицы ресурсов остаются постоянными,
6. В случае расчета точки безубыточности для нескольких наименований продукции, соотношение между объемами производимой продукции должно оставаться неизменным.
Уровень резерва прибыльности (РП) как доли от планируемого объема продаж (ОП) определяется по формуле:
РП = (ОП - ТБ)/ОП
Показатель точки безубыточности позволяет определить:
- требуемый объем продаж, обеспечивающий получение прибыли;
- зависимость прибыли предприятия от изменения цены;
- значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.
Показатель точки безубыточности следует использовать при:
- введении в производство нового продукта;
- модернизации производственных мощностей;
- создании нового предприятия;
- изменении производственной или административной деятельности предприятия.
Расчет точки безубыточности предприятия.
№ |
Наименование статьи |
Продукт «А» |
Продукт «Б» |
Продукт «В» |
Итого |
1 |
Объем продаж, тыс.сом |
100 |
200 |
700 |
1000 |
2 |
Доля в объеме продаж, % |
10 |
20 |
70 |
100 |
3 |
Цена за единицу, сом |
2 |
5 |
10 |
- |
4 |
Переменные издержки, тыс .сом |
40 |
120 |
380 |
540 |
5 |
Доход, тыс.сом. |
60 |
80 |
320 |
460 |
6 |
Уровень дохода от объема продаж, % |
- |
- |
- |
46 |
7 |
Постоянные издержки, тыс.сом. |
- |
- |
- |
200 |
8 |
Точка безубыточности для производства в целом, тыс.сом |
— |
— |
434 |
|
9 |
Точка безубыточности по видам продукции, тыс. сом. |
43,4 |
86,8 |
303,8 |
434 |
10 |
Точка безубыточности по видам продукции, штук |
21700 |
17360 |
30380 |
- |
3.4 Анализ чувствительности проекта.
Анализ чувствительности (sensitivity analysis) заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики, в качестве которых, обычно, используется внутренняя норма прибыли или NPV. Техника проведения анализа чувствительности состоит в изменении выбранных параметров в определенных пределах, при условии, что остальные параметры остаются неизменными. Чем больше диапазон вариации параметров, при котором NPV или норма прибыли остается положительной величиной, тем устойчивее проект.
Анализ чувствительности проекта позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета. Этот вид анализа позволяет определить наиболее критические переменные, которые в наибольшей степени могут повлиять на осуществимость и эффективность проекта.
В качестве варьируемых исходных переменных принимают:
- объем продаж;
- цену за единицу продукции;
- инвестиционные затраты или их составляющие;
- график строительства;
- операционные затраты или их составляющие;
- срок задержек платежей:
- уровень инфляции;
- процент по займам, ставку дисконта и др.
В качестве результирующих показателей реализации проекта могут выступать:
-показатели эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости, рентабельность инвестиций),
-ежегодные показатели проекта (балансовая прибыль, чистая прибыль, сальдо накопленных реальных денег).
При относительном анализе чувствительности сравнивается относительное влияние исходных переменных (при их изменении на фиксированную величину, например, на 10%) на результирующие показатели проекта. Этот анализ позволяет определить наиболее существенные для проекта исходные переменные; их изменение должно контролироваться в первую очередь.
Абсолютный анализ чувствительности позволяет определить численное отклонение результирующих показателей при изменении значений исходных переменных. Значения переменных, соответствующие нулевым значениям результирующих показателей, соответствуют рассмотренным выше показателям предельного уровня.
Результаты анализа чувствительности приводятся в табличной или графической формах. Последняя является более наглядной и должна применяться в презентационных целях.
Недостаток метода: не всегда анализ чувствительности правомерен т.к. изменение одной переменной, необходимой для расчета может повлечь изменение другой, а этот метод однофакторный.
Анализ чувствительности инвестиционного проекта.
Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски |
||||
Переменная (x) |
Изменение x, % |
Изменение NPV, % |
Отношение % изменений NPV к % изменений x |
Рейтинг |
Ставка процента Оборотный капитал Остаточная стоимость Переменные издержки Объем продаж Цена реализации |
2 1 3 5 2 6 |
5 2 6 15 8 9 |
2,5 2 2 3 4 1,5 |
3 4 4 2 1 5 |
Показатели чувствительности и прогнозируемости инвестиционного проекта |
||||
Переменная (x) |
Чувствительность |
Рейтинг |
||
Объем продаж Переменные издержки Ставка процента Оборотный капитал Остаточная стоимость Цена реализации |
Высокая Высокая Средняя Средняя Средняя Низкая |
Низкая Высокая Средняя Средняя Высокая Низкая |
3.5 Риск, ассоциируемый с проектом
Характеристики риска. При анализе инвестиционных проектов выделяют три типа рисков:
1) единичный риск, когда риск проекта рассматривается изолированно, вне связи с другими проектами предприятия;
2) внутрифирменный риск, когда риск проекта рассматривается в его связи с портфелем проектов предприятия;
3) рыночный риск, когда риск проекта рассматривается в контексте диверсификации капитала акционеров предприятия на фондовом рынке.
Логика процесса количественной оценки различных рисков основывается на учете ряда обстоятельств:
1) риск характеризует неопределенность будущих событий. Для некоторых проектов имеется возможность обработать статистические данные прошлых лет и проанализировать рисковость инвестиций. Однако есть случаи, когда в отношении предполагаемых инвестиций невозможно получить статистические данные и приходится полагаться на оценки экспертов — руководителей и специалистов. Потому следует иметь в виду, что некоторые данные, используемые в анализе, неизбежно основываются на субъективных оценках;
2) в анализе риска используются различные показатели и специальные термины, которые были приведены ранее:
σP — среднеквадратичное отклонение прибыльности рассматриваемого проекта, определяемое как среднеквадратическое отклонение внутренней доходности (IRR) проекта, σP — показатель единичного риска проекта;
rP,F — коэффициент корреляции между доходностью анализируемого проекта и доходностью других активов предприятия;
rP,M — коэффициент корреляции между доходностью проекта и доходностью на фондовом рынке в среднем. Эта связь обычно оценивается на основе субъективных экспертных оценок. Если значение коэффициента положительно, то проект при нормальной ситуации в растущей экономике будет иметь тенденцию к высокой доходности;
σF — среднеквадратическое отклонение доходности активов предприятия до принятия к исполнению рассматриваемого проекта. Если σF невелико, предприятие стабильно и его фирменный риск относительно низок. В противном случае риск велик и велики шансы банкротства предприятия;
σM — среднеквадратическое отклонение рыночной доходности. Эта величина определяется на основе данных прошлых лет;
βP,F — внутрифирменный β-коэффициент. Концептуально он определяется путем регрессии доходности проекта относительно доходности предприятия без учета данного проекта. Для расчета внутрифирменного коэффициента можно воспользоваться формулой, приведенной ранее:
βP,F = (σP/σF)×rP,F ;
βP,M — β-коэффициент проекта в контексте рыночного портфеля акций; теоретически может быть рассчитан путем регрессии доходности проекта относительно доходности на рынке. Он может быть выражен формулой, аналогичной формуле для βP,F. Это рыночный β-коэффициент проекта. Он является мерой вклада проекта в риск, которому подвергаются акционеры предприятия;
3) оценивая рисковость проекта, особенно важно измерить его единичный риск — σP, так как при формировании бюджета капиталовложений эта составляющая используется на всех этапах анализа в зависимости от того, что хотят измерить — фирменный риск, рыночный риск или оба вида риска;
4) большинство проектов имеет положительный коэффициент корреляции с другими активами предприятия, причем его значение наиболее высоко для проектов, которые относятся к основной области деятельности предприятия. Коэффициент корреляции редко равен +1,0, поэтому некоторая часть единичного риска большинства проектов с помощью диверсификации будет устранена, и чем больше предприятие, тем этот эффект вероятнее. Внутрифирменный риск проекта меньше, чем его единичный риск;
5) большинство проектов, кроме того, положительно коррелируют с другими активами в экономике страны;
6) если внутрифирменная βP,F проекта равна 1,0, то степень фирменного риска проекта равна степени риска среднего проекта. Если βP,M больше 1,0, то риск проекта больше среднего фирменного риска, и наоборот. Риск, превышающий средний фирменный, приводит, как правило, к использованию средневзвешенной цены капитала (WACC) выше средней, и наоборот. Уточнение WACC в этом случае осуществляется по соображениям здравого смысла;
7) если внутрифирменный β-коэффициент — βP,M проекта — равен рыночной бета предприятия, то проект имеет ту же степень рыночного риска, что и средний проект. Если βP,M проекта больше бета предприятия, то риск проекта больше среднего рыночного риска, и наоборот. Если рыночная бета выше средней рыночной бета предприятия, то, как правило, это влечет использование средневзвешенной цены капитала (WACC) выше средней, и наоборот. Для уточнения WACC в этом случае можно воспользоваться моделью оценки доходности финансовых активов (CAPM);
8) нередки утверждения, что единичный или внутрифирменный риски, определенные выше, не имеют значения. Если предприятие стремится к максимизации богатства владельцев, то единственным значимым риском является рыночный риск. Это неверно по следующим причинам:
владельцы мелких предприятий и акционеры, портфели акций которых не диверсифицированы, больше озабочены фирменным риском, чем рыночным;
инвесторы, обладающие диверсифицированным портфелем акций, определяя требуемую доходность, кроме рыночного риска принимают во внимание и другие факторы, в том числе риск финансового спада, который зависит от внутрифирменного риска предприятия;
стабильность предприятия имеет значение для его менеджеров, работников, клиентов, поставщиков, кредиторов, представителей социальной сферы, которые не склонны иметь дело с нестабильными предприятиями; это, в свою очередь, затрудняет деятельность предприятий и, соответственно, снижает прибыльность и цены акций.
Глава 4 Прогноз
Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания того, что компания будет и в дальнейшем демонстрировать высокие операционные показатели и генерировать стабильный денежный поток. Ожидается, что компания по-прежнему будет проводить достаточно взвешенную политику финансового менеджмента, в том числе будет отказываться от оппортунистической политики в отношении приобретения активов. Также ожидается, что компания приведет свои капитальные расходы в соответствие с потребностями в ликвидности — для того, чтобы избежать чрезмерной зависимости от рефинансирования.
Рейтинги могут быть понижены в случае значительного снижения показателей, в том числе в результате ухудшения экономической ситуации в Кыргызстане.
Но так как, весна 2010 года принесла не только не столь приятные события связанные с революцией, так же определенные позитивные настроения в отрасль сотовой связи , связанные с постепенной стабилизацией финансового климата в стране. «Нур Телеком» смог закрепить свои успехи на фоне нестабильной обстановки в стране , погасить часть кредитов и привлечь некоторую долю абонентов за счет запуска новых дополнительных услуг. Подобное развитие событий относительно выправило ситуацию с инвестиционной привлекательностью «Нур Телекома», однако о полном восстановлении на прежнюю позицию уровне пока говорить не приходится.