Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУП "МАЗ"
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Анализ производственно-хозяйственной деятельности РУП «МАЗ»»
МИНСК, 2008
1. Характеристика предприятия и выпускаемой продукции
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО «БелавтоМАЗ».
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Фактические данные о выпуске продукции МАЗом за последние годы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Выпуск продукции Минским автозаводом.
Наименование |
Единица |
Фактический выпуск |
|||
продукции |
измерения |
по годам |
|||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
||
1. Автомобили |
шт. |
11904 |
13085 |
13500 |
14220 |
2. Прицепная |
шт. |
2954 |
3450 |
4000 |
4225 |
техника, всего |
|||||
в т.ч. прицепы |
шт. |
1004 |
781 |
825 |
1000 |
полуприцепы |
шт. |
1950 |
2669 |
3175 |
3500 |
3. Автобусы |
шт. |
380 |
500 |
550 |
650 |
Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 2 доктора и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.
Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Политехнической академией.
Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья но кооперация.
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84 %. Вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы свыше 10 лет. Он составляет более 38 % от общего состава установленного оборудования.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство жилья, снята с повестки дня проблема бытовых помещений на заводе. Решены вопросы общественного питания, изыскиваются средства для улучшения медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления работников завода.
Номенклатура выпускаемой продукции.
Основные направления производственно-хозяйственной деятельности Минского автомобильного завода:
• выпуск автомобилей и тягачей для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности;
• изготовление шасси под монтаж кранового оборудования, под монтаж водовоза, цементовоза, топливозаправщика, самосвалов для перевозки сыпучих грузов по дорогам всех категорий, прицепной техники различного назначения, а также изготовление шасси для нужд обороны;
• выпуск запасных частей для своей основной продукции;
• впуск автобусов.
Продукция МАЗа является уникальной, ее создание требует наличия определенной научно-технической базы, специального оборудования и квалифицированного персонала.
МАЗ производит автотранспортные средства высокой проходимости и особо высокой грузоподъемности, которые в зависимости от их характеристик можно классифицировать как:
- дорожные (с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х8);
- недорожные (с колесными формулами 8х4, 8х8, 12х12).
По грузоподъемности транспортные средства делятся на:
- тяжелые (грузоподъемностью от 20 до 40 тонн);
- сверхтяжелые (грузоподъемностью от 46 до 75 тонн). В зависимости от вида автотранспортных средств и их функционального назначения продукцию МАЗ можно разделить на:
- бортовые магистральные автопоезда;
- самосвалы;
- седельные тягачи;
- шасси под комплектующие;
- специальные шасси под монтаж грузоподъемного оборудования;
- прицепы грузоподъемностью от 17 до 65 тонн;
полуприцепы грузоподъемностью от 32 до 75 тонн.
Организационная структура управления предприятием
Организационная структура управления предприятием направлена на координацию деятельности его работников в процессе производства и реализации продукции с целью эффективного и планомерного использования всех технических и экономических возможностей для получения максимальной прибыли.
Возглавляет управление заводом директор завода. Директор осуществляет общее руководство МАЗ и вместе с главными специалистами определяет стратегию деятельности и основные направления развития предприятия.
Непосредственно директору завода подчинены шесть заместителей:
- заместитель директора по производству;
- технический директор;
- финансовый директор;
- коммерческий директор;
- заместитель директора по быту;
- заместитель директора по социальному развитию.
Заместитель по производству является первым заместителем директора завода. Он возглавляет производство продукции, отвечает за деятельность цехов. Ему подчиняется также планово-диспетчерский отдел (ПДО), руководящий всей работой по оперативному планированию производства.
В подчинении технического директора находятся службы, ответственные за подготовку производства: управление главного конструктора, управление главного технолога, экспериментальный цех. Управлением главного конструктора осуществляется разработка новых конструкций автотранспортной техники и совершенствование освоенных моделей. За разработку и совершенствование технологических процессов изготовления деталей и узлов отвечает управление главного технолога. Этими подразделениями было создано пять новых образцов машин.
Кроме того, техническому директору также подчинены службы, ответственные за эксплуатацию машин и оборудования: отдел главного механика, обеспечивающий ремонт станочного парка; отдел главного энергетика, отвечающий за эксплуатацию систем электро- и теплохозяйства, водопровода, сжатого воздуха; а также ремонтный цех и бюро охраны труда и техники безопасности.
В подчинении финансового директора находятся: управление бухгалтерского учета, управление труда и кадров, финансово-экономическое управление (ФЭУ). ФЭУ в свою очередь включает планово-экономический отдел (ПЭО), бюро цен и себестоимости, финансовый отдел и другие экономические отделы. Эти службы отвечают за планирование, учет, контроль и анализ основных показателей производственно-хозяйственной деятельности завода.
Коммерческий директор занимается вопросами, связанными с управлением материально-техническим снабжением, реализацией продукции, а также управлением сервисным обслуживанием.
В подчинении заместителя директора по быту находятся хозяйственный отдел, канцелярия, а также служба охраны.
Кроме того, на предприятии имеется юридический отдел, подчиняющийся непосредственно директору завода. Задачами юридического отдела являются: систематизация законодательных актов, подготовка локальных нормативных актов, консультирование о порядке ведения договорных отношений и по правовым вопросам, осуществление экспертизы различных документов, представление предприятия в судах и иных государственных органах.
2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Объектом экспресс-анализа служат следующие показатели хозяйственной деятельности:
выручка от реализации;
себестоимость или издержки обращения;
прибыль;
изменения в численности персонала предприятия;
рентабельность;
показатель затрат на 1 000 руб. реализованной продукции;
выработка, приходящаяся на 1 штатного работника.
Задача – обнаружить "болевые" точки деятельности предприятия и определить направления для углубленного анализа.
Анализ проводится методом сравнения: больше-меньше. В таблице 2.2 представлены данные, на основании которых производился анализ.
Таблица 2
Анализ общих показателей хозяйственной деятельности завода
Показатели |
2006 г. |
2007г. |
Изменение |
|
Абсолютное |
Относительное |
|||
ТП , млн. руб. в фактических ценах |
13025,3
|
36891,3 |
3865,9 |
183,23% |
Объем производства в действующих ценах, млн. руб. |
24792 |
41473 |
16681 |
67,28% |
Объем производства в сопоставимых ценах, млн. руб. |
37267 |
35755 |
-1512 |
-4,06% |
Выпуск автобусов, шт. |
500 |
436 |
-64 |
-12,8% |
Выручка от реализации, млн. руб. |
13270 |
36797 |
23527 |
177,3% |
Среднесписочная численность, всего: в том числе производственных рабочих вспомогательных рабочих руководителей специалистов служащих ученики |
1234 660 250 112 2147 |
1504 758 347 134 255 9 1 |
270 98 97 22 41 2 1 |
21,88% 14,85% 38,8% 19,64% 19,16% 28,57% 100% |
Производительность труда одного рабочего, млн. руб. |
30,2 |
23,8 |
-6,4 |
-21,19% |
Средняя стоимость, млн. руб.: – основных производственных фондов – оборотных средств |
7140,0 8876,3 |
10043,2 29955,8 |
2903,1 21079,5 |
40,66% 237,48% |
Фондоотдача |
5,2 |
3,6 |
-1,6 |
-30,77% |
Затраты на производство, млн.руб из них материальные на оплату труда отчисления на соц.нужды амортизация прочие |
19441,04 16361,929 1604,9 603,899 300,145 1753,603 |
38686,618 31795,391 3547,176 1290,303 97,576 772,650 |
19245,58 15433,46 1942,276 686,404 -202,6 -980,9 |
98,99% 98,99% 121,02% 113,66% -67,49% -55,94% |
Затраты на 1 000 руб. ТП |
1495 |
1048 |
-447 |
-29,89% |
Балансовая прибыль, тыс. |
3024044 |
6315979 |
329193 |
108,86% |
Прибыль от реализации, тыс. |
2861000 |
5928000 |
3067000 |
107,20% |
Рентабельность реализованной продукции, % |
27,5 |
19,2 |
-8,3 |
-30,18% |
Анализ производства и реализации
Объем производства увеличился на 67,27 %, в то время как объем производства в сопоставимых ценах уменьшился на 4,06 %. Это говорит о том, что предприятие снизило выпуск автобусов на 12,8%.
Рост выручки от реализации в большей степени, чем рост объемов производства (+23527 млн. руб. против + 16681 тыс. руб.) говорит о запасах готовой продукции на складах.
Анализ трудовых факторов
За отчетный период произошло увеличение численности работников завода на 270 человек или 21,88%. Причем увеличение численности работников произошло по всем категориям работающих.
Снижение объема производства и увеличение численности штатного персонала привели к снижению производительности труда на одного работающего на 21,19%.
Анализ основных и оборотных средств
Стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась за отчетный период на 2903,1 млн. руб. или 40,66 %. Можно сказать, что вся сумма начисленной амортизации пошла на приобретение новых фондов. В связи со снижением объема производства фондоотдача уменьшилась с 5,2 руб./руб. до 3,6 руб./руб. или на 20,77 %. Из таблицы видно, что основные фонды, кроме зданий и сооружений, значительно изношены. А значит были давно приобретены и не соответствуют современному техническому уровню.
Стоимость оборотных средств выросла на 237,48 % или значительно больше, чем стоимость основных фондов. Это произошло из-за роста запасов материалов, объемов незавершенного производства и дебиторской задолженности.
Анализ затрат на 1 000 руб. ТП
За отчетный период затраты на 1 000 руб. ТП уменьшились на 29,89 %. Это могло быть вызвано экономией на постоянных расходах, а также превышением роста выработки одного работника над ростом его заработной платы, т.е. экономией на оплате труда, а также внедрению организационно – технических мероприятий .
Рентабельность продаж снизилась с 27,5 % до 19,2 %. Это могло быть связано с реализацией продукции по заниженным ценам.
В таблице 3 представлен анализ износа основных фондов.
Таблица 3
Износ основных фондов, млн. руб.
Наименование показателя |
Начало года |
На конец года |
Основные средства – всего, в том числе: |
5024,1 |
7748,5 |
зданий и сооружений |
1103,0 |
1520,3 |
машин, оборудования, транспортных средств |
3209,0 |
5373,8 |
других |
712,1 |
854,3 |
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния ОПФ, для этого рассчитываются следующие показатели:
-коэффициент обновления;
-коэффициент выбытия;
-коэффициент прироста;
-коэффициент износа;
-коэффициент годности.
Следующий этап анализа – изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.
Фондоотдача активной части фондов непосредственно зависит от его структуры, времени работы и среднечасовой выработки. Исходная информация для анализа фондоотдачи изображена в таблице.
По итогам анализа можно сделать вывод, что предприятие находится в плохом состоянии. Об этом говорят затоваривание, значительный износ фондов, отрицательная рентабельность продаж.
Предлагается для освобождения оборотных средств реализовать лишние складские запасы любым способом; улучшить структуру персонала (уволить часть служащих); за счет освободившихся средств повысить заработную плату работникам для уменьшения их увольнения; уделить внимание эффективным способам управления; для уменьшения вероятности затоваривания серьезно отнестись к маркетинговой политике на предприятии; по возможности обновлять основные фонды. А также направить усилия на завоевание внешних рынков путем увеличения конкурентоспособности продукции.
3. Анализ системы ценообразования
Общие сведения об отделе цен и себестоимости:
Основным подразделением, осуществляющим работу по формированию цен на продукцию завода, является отдел цен и себестоимости.
Отдел цен и себестоимости является структурным подразделением финансово-экономического управления (ФЭУ) и подчиняется начальнику ФЭУ.
Основные задачи отдела цен и себестоимости:
• разработка отпускных (оптовых, розничных) цен на изделия, запасные части и другую номенклатуру, производимую на Минском автомобильном заводе;
• разработка нормативных калькуляций на производимую на МАЗе продукцию;
• разработка предложений по совершенствованию внутризаводской системы ценообразования с целью эффективного использования производственных мощностей и материальных ресурсов.
В функции отдела цен и себестоимости входят:
1. Разработка и доведение до соответствующих служб прейскурантов оптовых и розничных цен на изделия предприятия, продукцию технического назначения и товары народного потребления.
2. Согласование оптовых (розничных) цен на покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, сырье и материалы, поступающие от предприятий-смежников.
3. Проверка правильности применения оптовых и розничных цен на покупные изделия, оборудование, сырье и материалы в договорах на поставку продукции предприятиями-смежниками.
4. Осуществление разработки нормативных калькуляций на изделия и доведение их до назначения.
5. Проведение расчетов и составление калькуляций разовых заказов для населения и сторонних организаций.
6. Составление сметы общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов, а также сметы по возмещению износа специального инструмента.
7. Участие в составлении статистических отчетов.
8. Участие в составлении бизнес-плана.
9. Участие в рассмотрении основных вопросов развития завода.
10. Ведение служебной переписки.
11. Определение нормативной себестоимости товарной продукции предприятия.
12. Анализ себестоимости и цен производимой и планируемой к производству продукции с привязкой к конъюнктуре рынка и конкурентоспособности продукции завода.
Методы ценообразования, действующие на предприятии:
При установлении цен на продукцию Минского автомобильного завода в основном используется затратный метод (метод “средние издержки плюс прибыль”). В этом случае цена получается путем прибавления к полной себестоимости продукции прибыли и косвенных налогов. Причем размер прибыли в относительном выражении одинаков для всех видов продукции: 25% от полной себестоимости.
По методу “средние издержки плюс прибыль” рассчитывается минимальный уровень договорной цены. На этом уровне устанавливаются цены при работе с заказчиками из Беларуси, России и других стран СНГ. Установление минимальной цены на рынках стран СНГ объясняется низкой платежеспособностью покупателей. В этом случае в цену не включаются расходы по транспортировке, маркировке и страхованию продукции, а в контракте оговаривается самовывоз с завода.
При работе с заказчиками из стран дальнего зарубежья в контрактах обычно предусматривается поставка продукции на условиях CIF или DAF. При этом в цену включаются затраты на получение лицензии, затраты по транспортировке, упаковке, маркировке, страхованию продукции в пути. Такие цены часто устанавливаются на уровне максимальной суммы, которую заказчики согласны заплатить за товар, они значительно превышают сумму минимальной договорной цены и расходов по транспортировке, обеспечивая дополнительную прибыль.
Для затратного способа определения цены характерны некоторые недостатки. Так, при расчете себестоимости не учитывается деление затрат на переменные, зависящие от объема производства продукции, и постоянные, остающиеся неизменными при изменении объема производства. Кроме того, прибыль определяется на основе себестоимости в расчете на единицу продукции. При этом не учитывается сумма целевой (желаемой для предприятия ) прибыли. Перечисленные недостатки не дают возможность анализировать связь цены продукции, переменных и постоянных затрат при ее производстве и прибыли от реализации.
Метод ценообразования “средние издержки плюс прибыль” является наиболее простым. Однако в этом случае не учитывается уровень спроса на продукцию, особенности выпускаемых товаров и аналогов конкурирующих фирм.
Методы ценообразования, основанные на издержках, применяются при формировании цен:
на продукцию предприятий естественных монополий;
в условиях индивидуального производства;
для определения нижней границы цены.
Сущность затратного метода ценообразования состоит в определении цены посредством суммирования всех затрат на производство единицы товара и добавления нормы прибыли. Как правило, учитываются средняя себестоимость и средний уровень прибыли.
При использовании этого метода исходным является расчет полной себестоимости с учетом следующих составляющих:
сырье и материалы (включая налоги и неналоговые платежи, приравненные к материальным затратам);
амортизация основных фондов;
расходы на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
прочие расходы.
Прибыль определяется с учетом средней сложившейся на предприятии рентабельности продукции.
При установлении цен на продукцию МАЗ целесообразно применять методы, ориентированные на спрос и конкуренцию. В этом случае цена устанавливается, исходя из цен на модели конкурентов и показателя конкурентоспособности оцениваемой модели относительно этих конкурентных аналогов.
При установлении цен на продукцию необходимо учитывать валютные и инфляционные риски. Для страхования валютных рисков целесообразно принимать специальные валютные оговорки, предусматривающие возможность пересмотра суммы платежа в процессе исполнения контракта.
В качестве метода страхования инфляционного риска можно использовать установление в контракте скользящей цены. В этом случае при изменении цен на используемые материалы, топливо, энергию, рабочую силу изменяется и конечная цена товара (сумма платежа по контракту).
Разработать более совершенные методы ценообразования ориентированные на спрос и конкуренцию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический бюллетень. Ежемесячник. //Министерство статистики и анализа РБ. – Мн., 2007г. №1.
2. Булганова Э.П. Регулирование финансовой устойчивости предприятия – Новосибирск, 2005г.
3. Адаменкова С.И. Технико-экономический анализ деятельности предприятия (фирмы). – Минск:2008.-173с.
34. Экономика машиностроительного производства: Учебн. Для. Машиностр. спец. ВУЗов./ И.М. Бабук, Э.И. Горнаков, Б.И. Гусаков, А.М. Панин; под общ. ред. И.М. Бабука. Мн. Выш. Шк. 2008. – 352 с.