Анализ производства и реализации продукции на предприятии ЧУП "Светоприбор"
Реферат
Курсовая работа: ____ страниц, 4 рисунка, 5 таблиц, 17 источников, 1 приложение.
ПРОИЗВОДСТВО, ПРОДУКЦИЯ, АССОРТИМЕНТ, АНАЛИЗ, РОСТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕЗЕРВ
Объектом исследования является ЧУП "Светоприбор".
Предметом исследования является производство продукции на ЧУП "Светоприбор".
Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на ЧУП "Светоприбор".
В процессе работы рассмотрены значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции; рассмотрена система показателей производства продукции; проведен анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП "Светоприбор"; проведен факторный анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор"; предложены резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор".
Областью возможного практического применения являются предприятия Республики Беларусь.
В процессе работы проводились обобщения различных точек зрения, высказанных в экономической литературе, анализировались статистические и бухгалтерские данные.
Статистическую основу курсовой работы составляют данные экономических и других служб ЧУП "Светоприбор". Полученные основные результаты комплексно характеризуют положение предприятия. Проведенный анализ позволяет учесть все процессы, происходящие на предприятии и между предприятием и его внешним окружением.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Содержание
Реферат
Введение
1. Теоретические основы анализа производства продукции
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа
1.2 Система показателей производства продукции
2. Анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор"
2.1 Общая характеристика ЧУП "Светоприбор"
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП "Светоприбор"
3. Резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор"
Заключение
Список использованных источников
Введение
Управление деятельностью предприятий, объединений, отраслей и национального хозяйства в целом предполагает научное обоснование разрабатываемых решений, плановых заданий, контроль за их выполнением, объективную оценку производственных затрат и достигнутых результатов деятельности методом обоснования хозяйственных решений и контроля их выполнения является экономический анализ.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
В новых рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Основная цель производства состоит в обеспечении потребителя необходимой ему продукцией в заданные сроки, заданного качества и комплектации, с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условиях рыночной конъюнктуры во главу угла ставится потребитель. Чтобы выжить, предприятие должно постоянно думать о качестве своей продукции и снижении затрат на ее производство. Это задача руководящих работников и специалистов предприятия, определяющих стратегию и тактику организации производства.
При разработке и реализации производственной политики, имеющей целью приспособление предприятия к требованиям рынка, руководителям и специалистам предприятия необходимо держать в поле зрения широкий круг вопросов, касающихся не только сферы производства. Им следует четко представлять, что производство - это только часть постоянно возобновляющегося процесса. Развивать его, увеличивать мощности, осуществлять финансирование и т.д. можно только на основе как можно более точного определения ожидаемых требований рынка.
Основной целью предприятия в большинстве случаев является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение. Как заметил П. Дракер, известный американский экономист, "результатом бизнеса должен являться удовлетворенный клиент, внутри же предприятия существуют лишь затраты".
Целью курсовой работы является поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на ЧУП "Светоприбор".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции;
2) рассмотреть систему показателей производства продукции;
3) провести анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП "Светоприбор";
4) провести факторный анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор";
5) предложить резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор".
Объектом исследования является ЧУП "Светоприбор".
Предметом исследования является производство продукции на ЧУП "Светоприбор".
В процессе анализа были использованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический, аналогов, сравнений, относительных величин.
Курсовая работа базируется на теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронут предмет исследования.
Аналитическая часть курсовой работы опирается на информацию специализированных источников, бухгалтерские и статистические ЧУП "Светоприбор".
1. Теоретические основы анализа производства продукции
1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать [1, с. 203].
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Объекты анализа производства и реализации продукции представлены на рисунке 1 [10, с.440].
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
Рисунок 1. Объекты анализа производства и реализации продукции
Для того, чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, среднее и крупное предприятия организует собственную сеть фирменных магазинов, или заключает договора с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то и другое, для сохранения завоеванных позиций требует соблюдения жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции (работ, услуг). В то же время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если таковы будут требования рынка. Поэтому не случайно анализу показателей выпуска и реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа.
Основные задачи данного вида анализа в традиционном его варианте состоят в следующем:
оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции;
изучение динамики выпуска продукции и ее реализации в денежном выражении;
оценка выполнения плана и изучение динамики выпуска продукции в натуральном выражении;
выявление изменений в ассортименте продукции и определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и денежном выражении;
оценка ритмичности производства и реализации продукции;
оценка качества производимой продукции;
комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции;
выявление резервов дальнейшего увеличения объема реализации продукции и улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов [7, с.72].
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-п (годовая) “Отчет по продукции”, ф. № 1-п (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф. № 1-п (месячная) “Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”, ф. № 2 “Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация” и др. [10, с.441].
1.2 Система показателей производства продукции
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. [1, с. 207].
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
В международном учетном стандарте IASC №15 "Информация, характеризующая влияние изменения цен" нашли отражение две основные концепции.
Первая соответствует "Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости" и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Вторая концепция лежит в основе "Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость". Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
корректировки на агрегатный индекс изменения цен (J>ц>) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
>>, (1)
где > > - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
>> - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц>0> - цена единицы продукции в базисном периоде [10, с.443].
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (>>) рассчитываем по формуле:
>>, (2)
где > > - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (таблица 1) [7, с.78].
Таблица 1. Динамика товарной продукции
Год |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб. |
Темпы роста,% |
|
Базисные |
Базисные |
||
>> |
>> |
где ТП>i-1>, ТП>i> - объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТП>0> - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (T>ср>) и прироста (Т>пр>) товарной продукции:
>>, (3)
>>. (4)
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру [7, с.80].
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
по способу наименьшего процента;
по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции;
по способу среднего процента по формуле:
>>, (5)
где ВП>а> - выполнение плана по ассортименту, %;
ВП>n> - сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВП>0> - плановый выпуск продукции [1, с. 209].
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).
Структура продукции - это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. [10, с.445].
Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле:
>>, (6)
где > > - изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
ВП>1> - фактический выпуск продукции при фактической структуре;
ВП>1,0> - фактический выпуск продукции при плановой структуре.
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.
При использовании средних цен расчет производится по формуле:
>>, (7)
где Ц>1>, Ц>0> - средняя оптовая цена группы изделий - фактическая и плановая соответственно;
VВП>1> - фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
Факторы, определяющие объем производства продукции можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР × ГВ, (8)
РП = ЧР × ГВ × Дв, (9)
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ × ФО, (10)
РП = ОПФ × ФО × Дв, (11)
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ × МО, (12)
РП = МЗ × МО × Дв, (13)
где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции [7, с.83].
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
ΔВП>xi> = ΔГВ>xi> × ЧР>ф>, (14)
ΔВП>xi> = ΔФО>xi> × ОПФ>ф>, (15)
ΔВП>xi> = ΔМО>xi> × МЗ>ф>, (16)
ΔРП>xi> = ΔГВ>xi> × ЧР>ф> × Дв>ф>, (17)
ΔРП>xi> = ΔФО>xi> × ОПФ>ф> × Дв>ф>, (18)
ΔРП>xi> = ΔМО>xi> × МЗ>ф> × Дв>ф>, (19)
Основные источники резервов увеличения выпуска продукции показаны на рисунке 2 [10, с.464].
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р ↑ ВП>кр> = Р ↑ КР × ГВ>ф>, (20)
Р ↑ ВП>фрв> = Р ↑ ФРВ × ЧВ>ф>, (21)
Р ↑ ВП>чв> = Р ↑ ЧВ × ФРВ>в>, (22)
где Р ↑ ВП>кр>, Р ↑ ВП>фрв>, Р ↑ ВП>чв> - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
Р ↑ КР - резерв увеличения количества рабочих мест;
Р ↑ ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
Р ↑ ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВ>в> - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста [1, с.213].
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
Рисунок 2. Источники резервов увеличения объема производства продукции
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р ↑ К), времени его работы (Р ↑ Т) и выпуска продукции за один машинно-час (Р ↑ ЧВ) рассчитываются по формуле:
Р ↑ ВП>к> = Р ↑ КР × ГВ>ф>, (23)
Р ↑ ВП>т> = Р ↑ Т × ЧВ>ф>, (24)
Р ↑ ВП>чв> = Р ↑ ЧВ × Т>в>. (25)
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции.
Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р ↑ ВП = > >; (26)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
Р ↑ ВП = > >; (27)
в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции [7, с.89]:
Р ↑ ВП = > >. (28)
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
2. Анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор"
2.1 Общая характеристика ЧУП "Светоприбор"
ЧУП "Светоприбор" ОО "БелТИЗ" специализируется на выпуске электро-установочных изделий (выключатели одноклавишные и двухклавишные открытой и скрытой установки, розетки без заземляющего контакта и розетки с заземляющим контактом, вилки штепсельные, удлинители, блоки розеток и выключателей и др.).
Ассортимент выпускаемой предприятием продукции включает в себя:
розетки штепсельные (скрытой и открытой остановки; с заземлением и без него; со шторками и без; номинальный ток - 10, 16 и 32А; степень защиты - IP20 и IP44; напряжение - 250 и 440В);
розетки телевизионные, телефонные, переносные;
выключатели (скрытой и открытой остановки, проходные; одно-, двух-, и трехклавишные, номинальный ток - 4, 6, 10А; степень защиты - IP20 и IP44; напряжение - 250В);
узлы розеток и выключателей;
блоки электроустановочные;
удлинители (1-но, 2-х, 3-х, 4-х местные с номинальным током 6 и 10А; с длиной шнура от 2-х до 40м);
разветвители;
вилки штепсельные;
коробки монтажные (скрытой и открытой установки; установочные, для разводки проводов, потолочные; для бетона и гипсокартона);
патрон подвесной.
Вся продукция выпускается из пластика и полистирола. Изделия из пластика представлены в четырех основных сериях "Гармония", "Гармония люкс", "Престиж", "Пролеска". В целях наиболее эффективного использования производственных мощностей на предприятии выполняются заказы сторонних организаций по гальванопокрытию деталей.
В настоящее время износ производственных мощностей составляет более 70%. Предприятие постоянно проводит работу по обновлению оборудования в соответствии с финансовыми возможностями.
Предприятие реализует продукцию на рынках Республики Беларусь. Покупателей можно разделить на 4 основные группы: строительно-монтажные организации, оптовая (мелкий опт (частные предприниматели, которые реализуют продукцию на рынках республики) и крупный опт (фирмы, реализующие продукцию в республике и за ее пределами), розничная торговля, потребление для собственных нужд. В Российской Федерации закупками занимаются крупные оптовые фирмы, приобретающие продукцию для дальнейшей реализации в свое регионе, реже - строительно-монтажные организации. В странах СНГ (Казахстан, Молдова) сейчас ведется очень активное строительство, а собственных производителей мало и они очень слабы, поэтому изделия пользуются огромным спросом. Так же потребителями продукции предприятия являются страны ЕС. Прибалтийский Регион представлен литовским дилером, который продвигает продукцию в этих странах. Этот рынок отличается высокими требованиями к качеству и безопасности продукции, а также к упаковке изделий. Продукция предприятий из дальнего зарубежья (Рolo, Siemens, Legrand, и др.) отличается высоким качеством, разнообразным ассортиментом, однако высокий уровень цен (в 5-10 раз выше ЧУП "Светоприбор") ставит их изделия в другую потребительскую нишу.
Основными конкурентами ЧУП "Светоприбор" ОО "БелТИЗ" на рынке Российской Федерации являются ООО "Потенциал" (торговая марка Wessen) и УПП 11 ВОС (торговая марка Кунцево-Электро). Продукция этих предприятий близка к продукции нашего предприятия по качественным характеристикам, а цена выше примерно на 20-30%. Однако оба предприятия находятся в г. Москва, где находится значительная часть потенциальных покупателей, что значительно снижает их транспортные расходы. Преимуществом ЧУП "Светоприбор" является разнообразие ассортимента, например, наличие брызгозащищенных розеток и выключателей.
В состав ЧУП "Светоприбор" входят следующие основные производственные подразделения: сборочный цех; штамповочный цех; пластмассовый цех; цех надомного труда. Функционирование основных цехов обеспечивают следующие вспомогательные подразделения: инструментальный цех; автотранспортный участок; ремонтно-строительный участок; энерго-механический отдел. Так же ЧУП "Светоприбор" ОО "БелТИЗ" имеет в своем составе Червенский филиал и Барановичский участок надомного труда. Данные структурные подразделения не наделены правом юридического лица и обособленного баланса, согласно Устава. Кроме основных цехов и отделов в составе предприятия имеется цех питания и магазин розничной торговли, общежитие, радиоузел, библиотека и здравпункт.
На основании отчета о прибылях и убытках (приложение) проведем анализ основных показателей деятельности ЧУП "Светоприбор" за 8 месяцев за 2007-2008 гг. (таблица 2).
Таблица 2. Основные показатели деятельности ЧУП "Светоприбор" за 8 месяцев за 2007-2008 гг.
Показатели |
8 мес. 2007г., млн. руб. |
8 мес. 2008г., млн. руб. |
Отклонение от прошлого периода |
|
в стоимостном выражении |
в% |
|||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг |
28125 |
34380 |
+6255 |
122,2 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ услуг |
176 |
242 |
+66 |
137,5 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) |
27949 |
34138 |
+6189 |
122,1 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
22582 |
28982 |
+6400 |
128,3 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
Расходы на реализацию |
438 |
534 |
+96 |
121,9 |
Прибыль (убыток) от реализации |
4929 |
4622 |
-307 |
93,8 |
Операционные доходы |
8689 |
7612 |
-1077 |
87,6 |
Операционные расходы |
8646 |
7597 |
-1049 |
87,9 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
43 |
15 |
-28 |
34,9 |
Внереализационные доходы |
252 |
290 |
+38 |
115,1 |
Внереализационные расходы |
1197 |
1608 |
+411 |
134,3 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-945 |
-1318 |
-373 |
- |
Итого прибыль (убыток) за отчетный период |
4027 |
3319 |
-708 |
82,4 |
Налог и сборы, производимые из прибыли |
154 |
52 |
-102 |
33,8 |
Платежи и расходы, производимые из прибыли |
503 |
1019 |
+516 |
202,6 |
Прибыль (убыток) к распределению |
3370 |
2248 |
-1122 |
66,7 |
По сравнению с 8 месяцами 2007 г. за 8 мес. 2008 г. произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 6255 млн. руб. (или на 22,2%), себестоимости реализованных товаров, работ, услуг (на 6400 млн. руб. или на 28,3%), расходы на реализацию увеличились на 96 млн. руб. или 21,9%. Прибыль от реализации снизилась на 307 млн. руб.
Операционные доходы ЧУП "Светоприбор" снизились на 1077 млн. руб., операционные расходы - на 1049 млн. руб. Прибыль от операционных доходов и расходов снизилась по сравнению с 8 месяцами 2007 г. на 28 млн. руб. Внереализационные доходы увеличились на 38 млн. руб., внереализационные расходы - на 411 млн. руб. Убыток от внереализационных доходов и расходов вырос по сравнению с 8 месяцами 2007 г. на 373 млн. руб.
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2007-2008 гг. является прибыль, по сравнению с 8 месяцами 2007 г. она снизилась на 708 млн. руб., темп роста составил 82,4%. Налоги и сборы, производимые из прибыли сократились на 102 млн. руб. Нераспределенная прибыль уменьшилась на 1122 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
2.2 Анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП "Светоприбор"
Проведем оценку выполнения плана по производству и реализации продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. на основании данных таблицы 3.
Таблица 3. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г.
Изделие |
Объем производства, млн. руб. |
Объем реализации, млн. руб. |
||||||
план |
факт |
+,- |
% к плану |
план |
факт |
+,- |
% к плану |
|
Выключатели |
10500 |
10400 |
-100 |
99,0 |
10000 |
10200 |
+200 |
102,0 |
Розетки |
9000 |
8500 |
-500 |
94,4 |
8500 |
8300 |
-200 |
97,6 |
Удлинители |
9000 |
9700 |
+700 |
107,8 |
8500 |
9540 |
+1040 |
112,2 |
Другая продукция |
6500 |
7400 |
+900 |
113,8 |
6000 |
6340 |
+340 |
105,7 |
Итого: |
35000 |
36000 |
+1000 |
102,9 |
33000 |
34380 |
+1380 |
104,2 |
Из таблицы 3 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 2,9%, а по реализации - на 4,2%. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.
Анализ выполнения плана производства по ассортименту продукции показывает, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по производству удлинителей (на 700 млн. руб. или на 7,8%) и по прочей продукции (на 900 млн. руб. или на 13,8%). План по производству выключателей недовыполнен на 100 млн. руб. (или на 1,0%), а план по производству розеток - на 500 млн. руб. (или на 5,6%).
Анализ выполнения плана по реализации продукции ЧУП "Светоприбор" в ассортиментном разрезе показал, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по реализации выключателей (на 200 млн. руб. или на 2,0%), удлинителей (на 1040 млн. руб. или на 12,2%) и по прочей продукции (на 340 млн. руб. или на 5,7%). План по реализации розеток недовыполнен на 200 млн. руб. или на 2,4%.
На основании данных таблицы 4 проведем анализ выпуска продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. за счет структуры.
Таблица 4. Анализ выпуска продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. за счет структуры
Изделие |
Оптовая цена за 1 шт., руб. |
Объем производства, тыс. шт. |
Произведенная продукция в ценах плана, млн. руб. |
Изменение произведенной продукции за счет структуры, млн. руб. |
|||
план |
факт |
план |
фактически при плановой структуре |
факт |
|||
Выключатели |
4000 |
2625 |
2600 |
10500 |
10634 |
10400 |
-234 |
Розетки |
3500 |
2571 |
2429 |
9000 |
9115 |
8500 |
-615 |
Удлинители |
7600 |
1184 |
1276 |
9000 |
9104 |
9700 |
+596 |
Другая продукция |
5200 |
1250 |
1423 |
6500 |
6590 |
7400 |
+810 |
Итого: |
- |
7630 |
7728 |
35000 |
35443 |
36000 |
+557 |
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 101,28% (7728/7630 × 100%) по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 35443 млн. руб. При фактической структуре он выше на 557 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Структура произведенной ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. продукции по плану и фактически приведена на рисунках 3 и 4.
Как видно из данных рисунков 3 - 4, на ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. планом было предусмотрено производство выключателей на 0,8% больше, чем было произведено за 8 мес. 2008 г., а розеток - на 2,3%. Фактическое количество изготовленных удлинителей выше запланированного на 1,0% в общем объеме продукции за 8 мес. 2008 г., по прочей продукции - перевыполнение плана производства составило 2,1% к общему объему всей продукции.
Рисунок 3. Структура произведенной ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. продукции по плану
Рисунок 4. Структура произведенной ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. продукции фактически
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
На основании данных таблицы 5 проведем анализ ритмичности выпуска продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. в разрезе кварталов.
Таблица 5. Анализ ритмичности выпуска продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. в разрезе кварталов
Квартал |
Выпуск продукции за 8 мес. 2008 г., млн. руб. |
Удельный вес продукции,% |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||
Первый |
10500 |
11000 |
30,0 |
30,5 |
1,048 |
30,0 |
Второй |
12100 |
12700 |
34,6 |
35,3 |
1,05 |
34,6 |
Июль-август |
12400 |
12300 |
35,4 |
34,2 |
0,992 |
34,2 |
Всего за 8 месяцев 2008 г. |
35000 |
36000 |
100 |
100 |
1,029 |
98,8 |
Анализируя данные таблицы 5 следует отметить, что коэффициент ритмичности по выпуску продукции составляет 98,8%:
К>ритм> = 30 + 34,6 + 34,2 = 98,8%.
Определим коэффициент вариации. Коэффициент вариации (К>в>) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за квартал к среднеквартальному плановому выпуску продукции:
>>.
Коэффициент вариации составляет 0,039. Это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 3,9%.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду).
Для ЧУП "Светоприбор" коэффициент аритмичности равен:
К>аритм> = 0,048 + 0,05 + 0,08 = 0,178.
Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. Приведенные расчеты показывают, что ЧУП "Светоприбор" работает ритмично.
Проведем факторный анализ выпуска продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. за счет структуры:
ВП>ф> = ∑ (V>ф. общ> × УД>i>> ф> × Ц>i>> пл>)
ВП>ф> = 0,336 × 7728× 4000 + 0,314× 7728 × 3500 + 0,165 × 7728 × 7600 + 0,185 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб.
ВП>усл> = ∑ (V>ф. общ> × УД>i>> пл> × Ц>i>> пл>)
ВП>усл> = 0,344 × 7728× 4000 + 0,337× 7728 × 3500 + 0,155 × 7728 × 7600 + 0,164 × × 7728 × 5200 = 36000 млн. руб. = 35443 млн. руб.
ΔВП>стр. >= ВП>ф> - ВП>усл>
ΔВП>стр. >= 36000 млн. руб. - 35443 млн. руб. = +557 млн. руб.
Проведем факторный анализ прибыли продукции ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. на примере выключателей:
Объем реализации (VРП):
VРП>пл> = 2600 тыс. шт.
VРП>ф> = 2550 тыс. шт.
Цена реализации (Ц):
Ц>пл> = 3900 руб.
Ц>ф> = 4000 руб.
Себестоимость (С):
С>пл> = 3600 руб., С>ф> = 3650 руб.
Прибыль от реализации (П):
П>пл> = 780 млн. руб.
П>ф> = 892,5 руб.
За 8 мес. 2008 г. ЧУП "Светоприбор" фактически получило на 112,5 млн. руб. больше прибыли от реализации выключателей, чем запланировало.
Проведем факторный анализ прибыли от реализации выключателей:
П>пл> = VРП>пл> × (Ц>пл> - С>пл>) = 2600 × (3900 - 3600) = 780 млн. руб.
П>усл1> = VРП>ф> × (Ц>пл> - С>пл>) = 2550 × (3900 - 3600) = 765 млн. руб.
П>усл2> = VРП>ф> × (Ц>ф> - С>пл>) = 2550 × (4000 - 3600) = 1020 млн. руб.
П>ф> = VРП>ф> × (Ц>ф> - С>ф>) = 2550 × (4000 - 3650) = 892,5 млн. руб.
Общее изменение прибыли от реализации выключателей ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. составило:
ΔП>общ> = П>ф> - П>пл> = 892,5 млн. руб. - 780 млн. руб. = 112,5 млн. руб.
Определим изменение прибыли от реализации выключателей за счет:
а) изменения объема реализации:
ΔП>V>>РП> = П>усл1> - П>пл> = 765 млн. руб. - 780 млн. руб. = - 15 млн. руб.
б) изменения цены реализации:
ΔП>Ц> = П>усл2> - П>усл1> = 1020 млн. руб. - 765 млн. руб. = +255 млн. руб.
в) изменения себестоимости:
ΔП>С> = П>ф> - П>усл2> = 892,5 млн. руб. - 1020 млн. руб. = - 127,5 млн. руб.
Таким образом, снижение фактического объема продаж выключателей на 50 тыс. шт. (2550 тыс. шт. - 2600 тыс. шт) привело к снижению прибыли от реализации на 15 млн. руб., превышение фактической цены реализации над плановой на 100 руб. (4000 руб. - 3900 руб) привело к росту прибыли от реализации на 255 млн. руб., а превышение фактической себестоимости над плановой на 50 руб. (3650 руб. - 3600 руб) привело к снижению прибыли от реализации на 127,5 млн. руб. Проведенный анализ показал, что положительное влияние на рост прибыли от реализации выключателей ЧУП "Светоприбор" оказала цена реализации продукции, а превышение фактической себестоимости над плановой и снижение фактического объема продаж по сравнению с плановым отрицательно повлияли на изменение прибыли от реализации.
3. Резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор"
Рост производства основных видов продукции на ЧУП "Светоприбор" будет осуществляться главным образом за счет расширения зарубежных рынков сбыта, расширения ассортиментной программы, основанной на разработке новых модификаций уже существующих образцов, а также массовом выпуске новой продукции.
Резервами роста реализации продукции ЧУП "Светоприбор" являются: расширение ассортимента, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения в производство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции и увеличить свою долю на рынке.
Увеличение выпуска продукции и выполнение намеченных основных целевых показателей позволит ЧУП "Светоприбор":
внедрить принципиально новую передовую технологию производства продукции;
снизить расход сырья и топливно-энергетических ресурсов;
вследствие снижения производственных издержек повысить конкурентоспособность своей продукции на рынке.
ЧУП "Светоприбор" планируется приобрести обрабатывающий центр, который является станком пятого поколения с использованием компьютера в управлении центром и одновременным выполнением горизонтальных и вертикальных присадочных работ в производстве без переналадок. Кроме того, станок имеет вместо одного три горизонтальных шпинделя, и одновременно по горизонтали делается не одна, а три присадки, то есть три отверстия, что позволяет увеличить производительность труда, повысить точность обработки, уменьшить брак.
При эксплуатации центра, выполнением операций управляет компьютер, что позволяет вводить разработанные без остановки центра программы. Учитывая, что на предприятии уже работают два станка с таким же управлением, предусматривается объединить их в компьютерную сеть и в случае остановки или аварийности любого станка, можно выполнять технологические операции, снимая с базы данных любого станка без остановки производства, это в свою очередь позволяет повысить ритмичность работы производства, увеличить производительность труда и тем самым увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.
Ввиду значительной конкуренции на рынках электро-установочных изделий очень большое внимание уделяется экономическим характеристикам - соотношение цена/качество приобретает решающий характер для изготовителей и потребителей приборной продукции.
С целью снижения остатков готовой продукции и стимулирования продаж в на ЧУП "Светоприбор" будет проведен следующий комплекс рекламно-маркетинговых мероприятий:
организация продаж продукции ЧУП "Светоприбор" в областных городах РБ через торговых представителей;
проведение рекламных игр, презентаций ТНП перед крупными праздниками;
размещение рекламы в региональных изданиях "Товары и цены" и аналогичных;
участие в специализированных выставках по направлениям;
проведение рекламных кампаний по направлениям выпускаемой продукции в СМИ: периодических печатных изданиях, радио, телевидении и в сети Internet;
разработка и изготовление рекламной продукции на высокой полиграфической базе;
реклама в метро и наземном общественном транспорте перед национальными и международными праздниками;
организация фирменных секций в крупных магазинах Минска: ГУМ, Беларусь, ЦУМ и др.;
организация продаж ТНП через торговые сети специализированных магазинов и гипермаркетов в РФ и РБ.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы:
1) значение, задачи и информационное обеспечение анализа производства продукции;
2) система показателей производства продукции;
3) анализ динамики и выполнения плана производства продукции на ЧУП "Светоприбор";
4) факторный анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор";
5) резервы увеличения выпуска продукции на ЧУП "Светоприбор".
Проведенный анализ производства продукции на ЧУП "Светоприбор" позволяют сделать следующие основные выводы и заключения:
ЧУП "Светоприбор" ОО "БелТИЗ" специализируется на выпуске электро-установочных изделий (выключатели одноклавишные и двухклавишные открытой и скрытой установки, розетки без заземляющего контакта и розетки с заземляющим контактом, вилки штепсельные, удлинители, блоки розеток и выключателей и др.).
За 8 мес. 2008 г. план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 2,9%, а по реализации - на 4,2%. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции. Анализ выполнения плана производства по ассортименту продукции показывает, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по производству удлинителей (на 700 млн. руб. или на 7,8%) и по прочей продукции (на 900 млн. руб. или на 13,8%). План по производству выключателей недовыполнен на 100 млн. руб. (или на 1,0%), а план по производству розеток - на 500 млн. руб. (или на 5,6%). Анализ выполнения плана по реализации продукции ЧУП "Светоприбор" в ассортиментном разрезе показал, что за 8 мес. 2008 г. перевыполнен план по реализации выключателей (на 200 млн. руб. или на 2,0%), удлинителей (на 1040 млн. руб. или на 12,2%) и по прочей продукции (на 340 млн. руб. или на 5,7%). План по реализации розеток недовыполнен на 200 млн. руб. или на 2,4%.
На ЧУП "Светоприбор" за 8 мес. 2008 г. планом было предусмотрено производство выключателей на 0,8% больше, чем было произведено за 8 мес. 2008 г., а розеток - на 2,3%. Фактическое количество изготовленных удлинителей выше запланированного на 1,0% в общем объеме продукции за 8 мес. 2008 г., по прочей продукции - перевыполнение плана производства составило 2,1% к общему объему всей продукции.
Анализ ритмичности выпуска продукции показал, что коэффициент ритмичности по выпуску продукции составляет 98,8%. Коэффициент вариации составляет 0,039, это значит, что выпуск продукции по кварталам отклоняется от графика в среднем на 3,9%. Для ЧУП "Светоприбор" коэффициент аритмичности равен 0,178. Приведенные расчеты показывают, что ЧУП "Светоприбор" работает ритмично.
Проведенный факторный анализ прибыли от реализации выключателей за 8 мес. 2008 г. свидетельствует о снижении фактического объема продаж выключателей на 50 тыс. шт., что привело к снижению прибыли от реализации на 15 млн. руб., превышение фактической цены реализации над плановой на 100 руб. привело к росту прибыли от реализации на 255 млн. руб., а превышение фактической себестоимости над плановой на 50 руб. привело к снижению прибыли от реализации на 127,5 млн. руб. Проведенный анализ показал, что положительное влияние на рост прибыли от реализации выключателей ЧУП "Светоприбор" оказала цена реализации продукции, а превышение фактической себестоимости над плановой и снижение фактического объема продаж по сравнению с плановым отрицательно повлияли на изменение прибыли от реализации.
Резервами роста реализации продукции ЧУП "Светоприбор" являются: расширение ассортимента, снижение себестоимости продукции и повышение ее качества путем внедрения в производство новых технологий и оборудования, что позволит закрепить позиции и увеличить свою долю на рынке, в связи с чем необходимо активно проводить рекламные мероприятия.
Список использованных источников
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред.Л. Л. Ермолович. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. - 576 с.
2. Антикризисное управление предприятием / В.П. Ельсуков, В.С. Каменков, Б.И. Конанов, А.И. Мирониченко. - Мн.: Аверсэв, 2003. - 574 с.
3. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика производственной деятельности предприятий. Теория, методика, ситуации, задания. - М.: КноРус, 2007.
4. Гуськов С.В., Графова Г.Ф. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций. - М.: Академия, 2007.
5. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: ООО "Новое знание", 2000. - 728 с.
6. Кивачук В.С. Оздоровление предприятия: экономический анализ. - Мн.: Амалфея, 2002. - 384 с.
7. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфа-М, 2007.
8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2002. - 1012 с.
9. Романовский В.М. и др. Финансы предприятий - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000. - 528 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - Мн.: ООО "Новое знание", 2000. - 688 с.
11. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2007.
12. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004. - 640 с.
13. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2007.
14. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 384 с.
15. Финансы предприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред.Л.Г. Колпиной. - 2-е изд., дораб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 336 с.
16. Хрипач В.Я. и др. Экономика предприятия. - Мн.: Экономпресс, 2001. - 464 с.
17. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2004 - 672 с.