Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг
УО БГУИР
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг»
1 Анализ прибыли от реализации отдельных изделий
В отечественной практике при анализе прибыли обычно используется модель в которой все факторы ее формирования изменяются сами по себе, независимо друг от друга: прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция, и обратно пропорционально – если реализуется убыточная продукция. В ней не учитывается существующая взаимосвязь между объемом производства (реализации) продукции и ее себестоимостью, хотя такая взаимосвязь имеется. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается, как правило, без изменений, и сумма прибыли увеличивается. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции, и сумма прибыли уменьшается.
В зарубежной практике при планировании, учёте, контроле и анализе прибыли используется “система директ-костинг”, при которой затраты, связанные с производством и реализацией продукции, делятся на переменные и постоянные.
Для обеспечения системного подхода при анализе прибыли и прогнозирования её величины в зависимости от объёма производства и продаж, издержек производства используется категория маржинальный доход (предельный или максимально возможный доход).
Маржинальный доход (МД) – это разность между стоимостью реализованной продукции и общей величиной переменных затрат на эту продукцию () или сумма прибыли (П) с постоянными издержками предприятия ():
откуда .
Маржинальный доход на изделие:
Поскольку деление издержек на постоянные и переменные весьма условно, в зарубежной практике для повышения объективности деления затрат на постоянные и переменные используются такие методы, как графический метод, метод высшей и низшей точек, статистический, метод корреляции, метод наименьших квадратов, упрощённый статистический и др.
Для анализа прибыли от реализации i-х изделий можно применять модифицированную формулу
где - сумма удельных переменных издержек по i-му изделию, тыс.р./шт.
Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли от реализации i-х изделий за счёт количества реализованных изделий, среднего уровня цен реализации изделий, удельных переменных и суммы постоянных издержек предприятия.
Расчёт влияния этих факторов способом цепных подстановок приведён в табл. 1.
Таблица 1
Алгоритм изменения прибыли от реализации отдельных изделий
Фактор |
Алгоритм расчёта |
1 |
2 |
Общее изменение прибыли от реализации i-х изделий, всего, в том числе за счёт изменения: |
|
1. Количества реализованных i-х изделий |
|
2. Уровня цен реализации i-х изделий |
|
3. Удельных переменных издержек i-х изделий |
|
4. Суммы постоянных издержек |
2. Анализ прибыли от реализации продукции
В системе директ-костинг прибыль от реализации продукции:
При многономенклатурном производстве при определении суммы прибыли от реализации продукции вместо маржинального дохода используется выручка от реализации продукции РП и средний удельный вес маржинального дохода в ней :
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции рассчитывается по формуле
где - удельный вес i-го изделия в общем объёме выручки от реализации продукции, в долях;
- удельный вес маржинального дохода i-го изделия в выручке от его реализации или в цене i-го изделия, в долях:
Отсюда прибыль от реализации продукции определяется по формуле
Она позволяет установить изменение прибыли от реализации продукции за счёт:
количества (объема) реализованной продукции;
структуры реализованной продукции;
цен реализации изделий;
удельных переменных издержек на одно изделие;
суммы постоянных издержек предприятия.
Алгоритм расчёта влияния этих факторов на изменение прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок и абсолютных разниц приведён в табл. 11.2.
3. Анализ рентабельности отдельных изделий
В соответствии с системой директ-костинг уровень рентабельности реализации отдельных изделий рассчитывается по следующей факторной модели:
Влияние факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий можно рассчитать приёмом цепных подстановок (табл. 3.)
Таблица 2
Алгоритм изменения прибыли от реализации продукции
Фактор |
Алгоритм расчета |
1 |
2 |
Изменение прибыли от _еалиизации продукции, всего, в том числе за счет изменения |
|
1. Объёма реализации продукции, всего, в том числе за счёт изменения: |
|
1.1. Объёма произведенной продукции |
|
1.2. Остатков нереализованной продукции |
|
2. Структуры и ассортимента реализованной продукции, всего, в том числе: |
|
2.1. Структуры объёма реализации |
|
2.2. Структуры себестоимости реализованной продукции |
|
3. Цен реализации изделий |
|
4. Удельных переменных издержек |
|
5. Суммы постоянных издержек |
Таблица 3
Алгоритм изменения уровня рентабельности отдельных видов изделий
Фактор |
Алгоритм расчёта |
Изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий, всего, в том числе за счёт изменения: |
|
1. Количества реализованной продукции |
|
2. Цены реализации изделий |
|
3. Удельных переменных издержек |
|
4. Суммы постоянных издержек |
4. Анализ рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж реализованной продукции
Анализ рентабельности реализованной продукции предприятия производится по следующей факторной модели:
Таблица 4
Алгоритм изменения уровня рентабельности реализованной продукции
Фактор |
Алгоритм расчёта |
1 |
2 |
Изменение уровня рентабельности реализованной продукции, всего, в том числе за счёт изменения: |
|
1. Объёма реализации продукции, всего |
|
2. Структуры реализованной продукции, всего |
|
3. Средних цен реализации изделий |
|
4. Удельных переменных издержек |
|
5. Суммы постоянных издержек |
Анализ рентабельности продаж реализованной продукции производится по следующей факторной модели
Таблица 5
Алгоритм изменения рентабельности продаж реализованной продукции
Фактор |
Алгоритм расчёта |
1 |
2 |
Изменение рентабельности продаж реализованной продукции, всего, в том числе за счёт |
|
1. Объёма реализации продукции, всего |
|
2. Структуры реализованной продукции, всего |
|
3. Цен реализации изделий |
|
4. Удельных переменных издержек |
|
5. Суммы постоянных издержек |
5 Анализ рентабельности инвестированного капитала (вариант 2)
Анализ рентабельности инвестированного капитала может производиться по следующим факторным моделям:
либо
Таблица 6
Алгоритм изменения рентабельности инвестированного капитала
Фактор |
Алгоритм расчёта |
1 |
2 |
Изменение рентабельности инвестированного капитала, всего, в том числе за счёт изменения: |
|
1. Объёма реализованной продукции, всего |
|
2. Структуры реализованной продукции, всего |
|
3. Цен реализации изделий |
|
4. Удельных переменных издержек |
|
5. Суммы постоянных издержек |
|
6. Операционных финансовых результатов |
|
7. Внереализационных финансовых результатов |
|
8. Коэффициента оборачиваемости инвестиционного капитала |
ЛИТЕРАТУРА
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.
Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006.