Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг

УО БГУИР

Кафедра экономики

РЕФЕРАТ

На тему:

«Анализ прибыли и рентабельности отельных изделий в системе директ-костинг»

1 Анализ прибыли от реализации отдельных изделий

В отечественной практике при анализе прибыли обычно используется модель в которой все факторы ее формирования изменяются сами по себе, независимо друг от друга: прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция, и обратно пропорционально – если реализуется убыточная продукция. В ней не учитывается существующая взаимосвязь между объемом производства (реализации) продукции и ее себестоимостью, хотя такая взаимосвязь имеется. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных остается, как правило, без изменений, и сумма прибыли увеличивается. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции, и сумма прибыли уменьшается.

В зарубежной практике при планировании, учёте, контроле и анализе прибыли используется “система директ-костинг”, при которой затраты, связанные с производством и реализацией продукции, делятся на переменные и постоянные.

Для обеспечения системного подхода при анализе прибыли и прогнозирования её величины в зависимости от объёма производства и продаж, издержек производства используется категория маржинальный доход (предельный или максимально возможный доход).

Маржинальный доход (МД) – это разность между стоимостью реализованной продукции и общей величиной переменных затрат на эту продукцию () или сумма прибыли (П) с постоянными издержками предприятия ():

откуда .

Маржинальный доход на изделие:

Поскольку деление издержек на постоянные и переменные весьма условно, в зарубежной практике для повышения объективности деления затрат на постоянные и переменные используются такие методы, как графический метод, метод высшей и низшей точек, статистический, метод корреляции, метод наименьших квадратов, упрощённый статистический и др.

Для анализа прибыли от реализации i-х изделий можно применять модифицированную формулу

где - сумма удельных переменных издержек по i-му изделию, тыс.р./шт.

Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли от реализации i-х изделий за счёт количества реализованных изделий, среднего уровня цен реализации изделий, удельных переменных и суммы постоянных издержек предприятия.

Расчёт влияния этих факторов способом цепных подстановок приведён в табл. 1.

Таблица 1

Алгоритм изменения прибыли от реализации отдельных изделий

Фактор

Алгоритм расчёта

1

2

Общее изменение прибыли от реализации i-х изделий, всего,

в том числе

за счёт изменения:

1. Количества реализованных i-х изделий

2. Уровня цен реализации i-х изделий

3. Удельных переменных издержек i-х изделий

4. Суммы постоянных издержек

2. Анализ прибыли от реализации продукции

В системе директ-костинг прибыль от реализации продукции:

При многономенклатурном производстве при определении суммы прибыли от реализации продукции вместо маржинального дохода используется выручка от реализации продукции РП и средний удельный вес маржинального дохода в ней :

Средний удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции рассчитывается по формуле

где - удельный вес i-го изделия в общем объёме выручки от реализации продукции, в долях;

- удельный вес маржинального дохода i-го изделия в выручке от его реализации или в цене i-го изделия, в долях:

Отсюда прибыль от реализации продукции определяется по формуле

Она позволяет установить изменение прибыли от реализации продукции за счёт:

количества (объема) реализованной продукции;

структуры реализованной продукции;

цен реализации изделий;

удельных переменных издержек на одно изделие;

суммы постоянных издержек предприятия.

Алгоритм расчёта влияния этих факторов на изменение прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок и абсолютных разниц приведён в табл. 11.2.

3. Анализ рентабельности отдельных изделий

В соответствии с системой директ-костинг уровень рентабельности реализации отдельных изделий рассчитывается по следующей факторной модели:

Влияние факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий можно рассчитать приёмом цепных подстановок (табл. 3.)

Таблица 2

Алгоритм изменения прибыли от реализации продукции

Фактор

Алгоритм расчета

1

2

Изменение прибыли от _еалиизации продукции,

всего,

в том числе

за счет изменения

1. Объёма реализации продукции, всего,

в том числе

за счёт изменения:

1.1. Объёма произведенной продукции

1.2. Остатков нереализованной продукции

2. Структуры и ассортимента реализованной продукции, всего,

в том числе:

2.1. Структуры объёма реализации

2.2. Структуры себестоимости реализованной продукции

3. Цен реализации изделий

4. Удельных переменных издержек

5. Суммы постоянных издержек

Таблица 3

Алгоритм изменения уровня рентабельности отдельных видов изделий

Фактор

Алгоритм расчёта

Изменение уровня рентабельности отдельных видов изделий, всего,

в том числе за счёт изменения:

1. Количества реализованной продукции

2. Цены реализации изделий

3. Удельных переменных издержек

4. Суммы постоянных издержек

4. Анализ рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж реализованной продукции

Анализ рентабельности реализованной продукции предприятия производится по следующей факторной модели:

Таблица 4

Алгоритм изменения уровня рентабельности реализованной продукции

Фактор

Алгоритм расчёта

1

2

Изменение уровня рентабельности реализованной продукции, всего,

в том числе за счёт изменения:

1. Объёма реализации продукции, всего

2. Структуры реализованной продукции, всего

3. Средних цен реализации изделий

4. Удельных переменных издержек

5. Суммы постоянных издержек

Анализ рентабельности продаж реализованной продукции производится по следующей факторной модели

Таблица 5

Алгоритм изменения рентабельности продаж реализованной продукции

Фактор

Алгоритм расчёта

1

2

Изменение рентабельности продаж реализованной продукции, всего, в том числе за счёт

1. Объёма реализации продукции, всего

2. Структуры реализованной продукции, всего

3. Цен реализации изделий

4. Удельных переменных издержек

5. Суммы постоянных издержек

5 Анализ рентабельности инвестированного капитала (вариант 2)

Анализ рентабельности инвестированного капитала может производиться по следующим факторным моделям:

либо

Таблица 6

Алгоритм изменения рентабельности инвестированного капитала

Фактор

Алгоритм расчёта

1

2

Изменение рентабельности инвестированного капитала, всего,

в том числе

за счёт изменения:

1. Объёма реализованной продукции, всего

2. Структуры реализованной продукции, всего

3. Цен реализации изделий

4. Удельных переменных издержек

5. Суммы постоянных издержек

6. Операционных финансовых результатов

7. Внереализационных финансовых результатов

8. Коэффициента оборачиваемости инвестиционного капитала

ЛИТЕРАТУРА

    Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

    Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

    Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

    Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006.