Бюджетная система Республики Беларусь (работа 1)
Содержание
Введение
Глава 1. Государственный бюджет
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения. Содержание республиканского и местных бюджетов
Глава 2. Расходы государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь в переходный период
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь в 2009 г.
Заключение
Список использованных источников
Введение
С самых давних времен, когда только возникало государство, страна нуждалась в защите своих владений и внутренней безопасности. Именно в этот период можно говорить, что возникает бюджет, так как государство в неком фонде денежных средств с целью расходования на определенные нужды. Через различные системы, как, например, налогообложение, таможенные пошлины, страна стала получать доходы или доходную часть бюджета. Сегодня уже нельзя говорить, что государственный бюджет просто собирает деньги для расходования на различные социальные программа и т.д. Сегодня государство выполняет гораздо более важные функции: регулирование с помощью бюджетной политики макроэкономических процессов в стране.
С помощью балансировки в доходах и расходах государство может существенным образом влиять на экономический рост в стране. При этом фискальная политика имеет большое влияние на ВВП, чем, например кредитно-денежная политика. Об свидетельствуют мультипликаторы государственных расходов, налогов в сравнении с денежным мультипликатором.
Расходы бюджета являются, пожалуй, основной категорией в изучении бюджета государства. Ведь именно для этого и консолидируются денежные средства в данный фонд.
Цель работы – изучить виды и роль расходов государственного бюджета.
Объект – межбюджетные отношения.
Предмет – государственный бюджет.
Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.
Глава 1 Государственный бюджет
Понятие и функции государственного бюджета
На начальных стадиях развития общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах. [11, с. 52].
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами товаропроизводителей и граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения.
Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конкретное направление, пояснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, начинают составлять отдельные сметы затрат и доходов.
Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им.
В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (с англ.- сумка).
В России первые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятся к 1654 году. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре I была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, после образования Министерства финансов.
В конце 18 - начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Во многих странах (Россия, Англия, Франция и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Защищая интересы господствующего класса, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, поэтому допускается фальсификация отдельных статей, сокрытие непопулярных затрат, широко используются средства дополнительно создаваемых резервов, целевых фондов.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, политика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие. [11, с. 54].
Бюджеты разных стран при едином общественном строе в одном историческом периоде имеют общие черты по структуре расходов и доходов, назначению бюджета. Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Экономическое значение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.
Государственный бюджет является главным в системе государственных планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением, Такое положение бюджета придает ему силу закона. Поэтому бюджет страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной частей становится обязательным для всех участников бюджетного процесса.
Основной финансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, - это внешние признаки бюджета, форма и ее материальное воплощение.
Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся юридические и физические лица, часть доходов которых идет на общегосударственные нужды.
По своей сути бюджет - это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны; форму, сущность и материальное содержание.
Таким образом, государственный бюджет - это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране.
Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.
В расходной части бюджета планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место я бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. С бюджета направляются средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.
С ростом государственного долга повышаются и расходы на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание государственного аппарата управления и другие непроизводительные цели.
Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил. Эти действия государства получили название государственного регулирования, которое приобретает форму эк комического и социального регулирования.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводственных процессов. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, и прежде всего, через финансовую и кредитную политику.
Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.д.
1.2 Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения. Содержание республиканского и местных бюджетов
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики.
Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. [3, с. 60]
Бюджетная система организуется на основании следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Полнота бюджетов достигается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных и платежей иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Реальность бюджетов означает финансирование расходов исходя ИЗ объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.
Гласность бюджетов требует доведение до граждан через средства массовой информации хода обсуждения И принятия закона о бюджете, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством.
Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы п расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность бюджетов как часть бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется Законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятии, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсом между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы республиканского бюджета включаются:
регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
доходы государственных целевых бюджетных фондов;
трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Из республиканского бюджета финансируются:
капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
общегосударственные программы по социальной защите населения;
другие общегосударственные целевые программы;
затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, пауки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
погашение кредитов банков, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов но ним;
погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету г. Минска;
другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год. [3, с. 62]
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых па соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы. Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов п интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов. [3, с. 63]
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом в Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Часть налогов идет в республиканский бюджет, а часть в местные, причем из республиканского бюджета финансируются местные с целью уравнивания экономического состояния различных регионов.
Глава 2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь
2.1 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь в переходный период
Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.
Динамика структуры государственных расходов показывает, что сразу после реформ 1992 г. резко изменилось соотношение между двумя такими крупными направлениями государственного финансирования, как поддержка и развитие реально го сектора экономики (капитального строительства и субсидирования отраслей промышленности, энергетики, строительной индустрии, транспорта, коммуникаций и связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.) и финансирование отраслей собственно бюджетной сферы (просвещения, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, науки, обороны, государственного управления и правопорядка и др.).
Если еще в 1993 г. на финансирование народного хозяйства направлялось около 40 % государственных средств, то уже с 1995 г. удельный вес государственных капитальных вложений, дотаций, субсидий и финансовой помощи основным отраслям реальной экономики в общих расходах бюджета сократился до 22—24 % . Преобладающей стала доля расходов на здравоохранение, образование, средства массовой информации, культуру, социальное обеспечение, науку, оборонные нужды, содержание органов государственного управления, судебной власти и правопорядка, других отраслей бюджетной сферы, обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга и др. Удельный вес этих расходов в 1996—1999 гг. составлял 75—80 % бюджетных средств. [12, с. 601]
Существенной оставалась доля расходов на дотирование цен, субсидирование, вложения в отрасли агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства. В 1995—2000 гг. на эти цели расходовалось с учетом средств целевых бюджетных фондов не менее 20—25 % государственных средств. В частности, расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2000 г. составили 3,4 % , а на сельское хозяйство — 4,2 % к ВВП.
Финансирование дефицита государственного бюджета в эти годы осуществлялось в основном за счет внутренних источников — кредитов Национального банка и доходов от выпуска и обращения государственных ценных бумаг.
Сложившиеся в 1995—2000 гг. позитивные тенденции формирования и исполнения государственного бюджета в части роста затрат на социальную сферу и снижения финансирования реального сектора в той или иной мере имели место и в 2001—2006 гг.
2002 г. должен был стать переходным в реализации бюджетно-налоговой политики. Однако нерешенность ряда экономических вопросов реформирования народно-хозяйственного комплекса, внешние, прежде всего энергетические, факторы привели к определенным сбоям в балансировке бюджета. Тем не менее, основные задачи в области бюджетно-налоговой политики были выполнены. Бюджет оказал широкомасштабное положительное влияние на развитие страны.
В условиях роста спроса на финансовые ресурсы государству удалось снизить налоговую нагрузку. Ставка налога на прибыль была уменьшена с 30 до 24 % . Сохранена практика начисления и уплаты едиными платежами отчислений, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), и налоговых платежей, исчисляемых от фонда заработной платы.
В целом налоговая нагрузка юридических лиц за год снизилась с 24,9 до 23,7 %, или на 1,2 процентных пункта, что равнозначно оставлению в распоряжении субъектов хозяйствования дополнительно около 310 млрд р. Всего из бюджета в реальный сектор экономики было направлено около 2 трлн р., или более 20 % всех расходов.
По мере изменения экономической обстановки менялось и содержание, вкладываемое в понятие «исполнение бюджета». На смену традиционному достаточно узкому следованию утвержденному бюджету приходит гибкое управление финансовыми ресурсами, позволяющее достигать стратегических целей за счет повышения эффективности их использования.
Успешное выполнение макроэкономических параметров социально-экономического развития страны, совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса привели к положительным результатам при исполнении государственного бюджета в последующие годы. [12, с. 603]
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы было определено: бюджетная политика будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально-экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.
В 2006—2010 гг. в соответствии с общепринятой практикой организации бюджетного процесса основными целями совершенствования бюджетной системы стали:
• обеспечение стабильности и предсказуемости бюджетной системы на основе создания условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрации ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
расширение сферы охвата бюджетов с целью включения всех операций с прямым фискальным эффектом;
консолидация в бюджете всех государственных ресурсов, в частности целевых бюджетных фондов, отказ от их целевого статуса;
создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
упорядочение субсидирования секторов экономики, сокращение объема субсидий и льгот;
эффективное управление государственным долгом с целью снижения стоимости обслуживания и рисков, связанных с его структурой;
реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.
Совершенствование бюджетного процесса должно быть связано с реформированием всех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономических показателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнения бюджетов, учета и контроля. [12, с. 609]
Актуальными и в перспективе остаются задачи сокращения и повышения эффективности расходов бюджета на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств, совершенствования казначейской системы, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов.
Для доcтижения этих целей потребуется поэтапная реализация целого комплекса взаимоувязанных мер как в части совершенствования бюджетного законодательства на основе введения в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь, так и конкретных решений текущей бюджетно-налоговой политики.
Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы бюджетного процесса должно быть реализовано с учетом требований Всемирной торговой организации.
Таким образом, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Фактически она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
2.2 Расходы государственного бюджета Республики Беларусь в 2009 г.
На основании Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 450-З «О РЕСПУБЛИКАНСКОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД» можно проанализировать доходную и расходную части бюджета.
Согласно Закону республиканский бюджет на 2009 год установлен по расходам в сумме 57699262425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54899262425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год установлен в сумме 2800000000 тыс. рублей. В связи с кризисом и сотрудничеством с МВФ дефицит был пересмотрен в сторону уменьшения. В итоге доходы должны быть либо равны расходам либо превышать их.
Доходы консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году прогнозируются в объеме Br72,7 трлн., или 46,9% к ВВП. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета является НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с физических лиц, акцизы.
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году составят Br75,5 трлн., или 48,7% к ВВП. Приоритетными направлениям расходования средств в будущем году станут обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере, финансирование национальных приоритетов, установленных программой социально-экономического развития, обеспечение необходимыми ресурсами дополнительных расходов бюджета в связи с увеличением цен на импортируемые Беларусью энергоносители. [13]
Доходы республиканского бюджета в 2009 году предусматриваются в сумме Br54,9 трлн., расходы - Br57,7 трлн. Дефицит республиканского бюджета сформирован в размере Br2,8 трлн., или 1,8% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет внутренних (Br2,4 трлн.) и внешних (Br0,4 трлн.) источников.
Социальная сфера Беларуси в 2009 году будет профинансирована бюджетом в объеме Br42 трлн., что составляет боле 60% расходов консолидированного бюджета страны. Значительная часть этих средств пойдет на обеспечение запланированных показателей по росту заработной платы. К концу 2009 года она должна увеличиться до $550 в эквиваленте, к концу 2010 года - до $700.
Бюджетом 2009 года предусматриваются повышенные темпы роста расходов по основным социальным статьям (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт и другие). В совокупности расходы по этим направлениям увеличатся более чем на 35% по сравнению с 2008 годом, в то время как все расходы бюджета возрастут на 26%.
В частности, объем финансирования мероприятий в области здравоохранения прогнозируется в размере Br6,5 трлн. (рост на 35%). Ежегодное увеличение расходов на эти цели позволяет внедрять прогрессивные методики лечения, приобретать современное оборудование для медицинских учреждений страны. Например, на закупку медоборудования в будущем году из бюджета будет выделено более Br500 млрд., что в 1,6 раза больше, чем в 2008 году.
Расходы на физическую культуру и спорт в 2009 году составят более Br580 млрд. (рост почти на 33%).
На финансирование сферы образования из бюджета будет выделено Br8,8 трлн. (рост на 36%). Средства в первую очередь пойдут на укрепление материально-технической базы учебных заведений.
Около Br900 млрд. планируется выделить на финансирование мероприятий в сфере культуры и искусства, в том числе на переоснащение киностудии "Беларусьфильм".
Особенностью проекта бюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС: на эти цели планируется направить Br758 млрд. Еще Br257 млрд. пойдет на финансирование работ по газификации, водоснабжению, дорожному строительству в этих регионах.
Значительную бюджетную поддержку получит жилищное строительство - Br1,7 трлн. В первую очередь средства пойдут на оказание финансовой помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья. Более Br860 млрд. предусмотрено направить на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки.
Обеспечение продовольственной безопасности Беларуси будет осуществляться через всестороннюю поддержку сельского хозяйства. Всего на финансирование АПК будет выделено Br4,5 трлн. Направлениями расходов средств станут приобретение минеральных удобрений, страхование сельхозпосевов, финансирование аграрной науки.
Всего бюджетом 2009 года будет профинансирована 61 госпрограмма на сумму Br10,6 трлн.
В связи с мировым финансово-экономическим кризисом властям Республики пришлось пересмотреть расходную часть бюджета с целью достижения нулевого дефицита. Данное требование было выдвинуто МВФ, к которому РБ обратилось за помощью в валютном кредитовании с целью преодоления валютного кризиса.
Доходы и расходы республиканского бюджета на 2009 год утверждены в сумме Br54,9 трлн. при нулевом дефиците. Соответствующий указ № 264, которым уточнены отдельные показатели республиканского бюджета, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 28 мая, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
В целях оптимизации государственных расходов предусмотрено сокращение расходов на приобретение товаров длительного пользования и капитальные ремонты, концентрация ресурсов бюджета на финансировании социальных и производственных объектов, имеющих общереспубликанское значение.
Инвентаризация государственных программ, исключение из них малоэффективных мероприятий и инвестиционных проектов позволили снизить государственные расходы по сравнению с установленными в законе "О республиканском бюджете на 2009 год". [13]
При этом планируется увеличить расходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, лимит внешнего государственного долга, размер средств, направляемых на возмещение юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами и на оказание финансовой помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также расходы на финансирование государственных программ.
Несмотря на ужесточение бюджетной политики в отношении большей части расходов, сохранены наиболее значимые для государства социальные расходы.
Таким образом, бюджет Республики Беларусь, как и ранее имеет социальную направленность. В связи с кризисом пришлось пойти на сокращение государственных расходов. Однако данное обстоятельство не отразилось на наиболее значимых статьях расходной части бюджета.
Заключение
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Государственный бюджет – неотъемлемая часть каждого государства, как с рыночной экономикой, так и с административной. Когда мы говорим о большей социальной направленности бюджета, то мы прежде всего имеем ввиду большую нагрузку на бюджет государства, что влечет за собой рост бюджетных доходов через увеличение налогов, пошлин и т.д.
В Республике Беларусь можно наблюдать следующую систему: общий консолидированный бюджет делится на республиканский и местные бюджеты. Каждый из видов бюджетов имеет свою роль в бюджетной системе Республике Беларусь. Как и местные, республиканский бюджет собирает часть налогов, отчисления в фонды и т.д. Цель – перераспределение среди местных бюджетов, а также финансирование общегосударственных расходов.
За годы трансформации экономики достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным рыночным требованиям. Финансовая система Республики Беларусь прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
В настоящее время государственный бюджет Республики Беларусь имеет своей целью оптимизацию как доходной, так и расходной частей. В части расходной части планируется дальнейшая направленность на высокие социальные расходы. В связи кризисом Беларуси пришлось оптимизировать расходную часть бюджета, т.е. сократить до нулевого дефицита. Данное требование было выдвинуто МВФ в рамках кредитования белорусской экономики.
Список использованных источников
Агапова Т.А. Серенена С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.
Литвинова Л.Н. Финансы и кредит: учебное пособие / Л.Н.Литвинова и др.. - Минск: Книжный дом: Мисанта, 2005. - 334, [1] с.
Мультан Г.К. Государственные финансы: учебное пособие для студентов специальностей "Коммерческая деятельность", "Государственное управление" учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Г.К.Мультан и др.. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2005. - 165 с.
Неверов Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие для студентов высших учебных заведений - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. - 178 c.
«О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах” [Электронный ресурс] / Минфин. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/budsys/?curPos=1. – Дата доступа: 10.09.2009.
Соменков А.В. Государственный контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран - Москва: МЗ пресс, 2004. - 248, [2] с.
Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Бел. гос. экон. ун-т, 2000. - 298 с.
Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение высш. образования по специальности "Финансы и кредит" / Т.В.Сорокина. - Мн.: Белорус. гос. экон. ун-т, 2004. - 289 с.
Тетерина Л.М.. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентов специальности "Финансы и кредит" - Минск: Издательство МИУ, 2005. - 215 с.
Хотько А.В. Государственный бюджет: практикум: для студентов специальности "Финансы и кредит" ВШУБ заоч. формы обучения на базе сред. спец. и высш. образования - Мн.: БГЭУ, 2004. - 56 с.
Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н.Шимов и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. - 751 с.
«Закон РБ “О республиканском бюджете на 2009 г”” [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал РБ. – Минск, 2009. – Режим доступа: httphttp://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H20800450. – Дата доступа: 21.10.2009.