Использование методов научного познания
Лекция - Использование методов научного познания
Виды исследований
Классификация и состав методов исследования
Выбор методов исследования
Введение
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.
Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Виды исследований
Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.
Исследования любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1).
По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.
К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.
Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).
Таблица 1 Виды исследований
Классификационный признак исследования |
Вид исследования |
Направленность на результат |
Фундаментальное, прикладное |
Решаемая задача |
Текущее (оперативное), перспективное |
Продолжительность проведения |
Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные) |
Емкость используемых ресурсов |
Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое |
Используемая информация |
Внутренне информационное, внешне информационное |
Число исследователей. |
Индивидуальное, коллективное |
Тип консультантов-исследователей по отношению к среде |
Внутренне консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное |
Организованность |
Спонтанное, организованное |
Полнота изучения и число исследуемых объектов |
Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное |
Регулярность проведения исследований |
Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое |
Сложность |
Простое, сложное |
Подход к исследуемому объекту |
Локальное, системное |
Место проведения |
Лабораторное, промышленное |
Наличие модели исследования |
Натурное (реальное), модельное |
Характер объекта |
Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др. |
Отношение к периоду функционированию объекта |
Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) |
Методология проведения |
Контрольное, диагностическое, сравнительное, классиикационное и др. |
Характер исследования |
Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное |
Отношение к методу исследования |
Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы) |
Форма ожидаемого результата |
Количественное, качественное |
Вид используемой информации |
Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др. |
Обязательность |
Инициативное, директивное |
Следует отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.
В зависимости от поставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой).
Классификация и состав методов исследования
При проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.
В общем плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления использования. Существует несколько видов классификации, но независимо от этого классификация всегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака.
Классификации по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности и другие стороны объектов) и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту).
Помимо этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые, что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частично пересекающимися.
При проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных принципов:
использование единого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы, что позволяет выделять группы объектов одного порядка;
соблюдение соразмерности деления объекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации по однородным группам;
отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе;
использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева» исследуемого объекта;
обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.
Следует отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредством матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значит более глубоко его исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной.
Вместе с тем могут быть классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными.
В любом случае всякая классификация условна, но она способствует более глубокому и эффективному исследованию объекта.
Состав методов
В основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные.
Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
Охват явлений — общие и частные.
Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п.
Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.
Структура — алгоритмические и эвристические.
Содержание — математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др.
Стадии исследования — подготовительные, исследовательско - проектные, внедренческие.
Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (табл. 2).
Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.).
Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные.
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.
В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук, позволяя формализовать исследования.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический.
Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл. 3).
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Таблица 2
Классификация методов исследования по направлениям их использования
Методы обследования (сбора данных) |
Методы обработки и анализа информации |
Методы формирования решений |
Методы обоснования решений |
Методы внедрения (реализации) решений |
Самообследование |
Системный анализ |
Системный подход |
Аналогий |
Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников |
Интервьюрование |
Экономический анализ |
Аналогий |
Сравнений |
|
Беседа |
Декомпозиция |
Параметрический |
Нормативный |
|
Фотография рабочего дня |
Структуризация целей |
Блочный |
Экспертно-аналитический |
Привлечение общественных организаций |
Изучение документов |
Экспертно-аналитический |
Функционально-стоимостной анализ |
Функционально-стоимостной анализ |
|
Функционально-стоимостной анализ |
Нормативный |
Структуризации целей |
Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта |
Функционально-стоимостной анализ |
Наблюдение |
Параметрический |
Опытный |
Другие |
|
Другие |
Моделирования |
Творческих совещаний |
||
Функционально-стоимостной анализ |
Коллективного блокнота |
Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов |
||
Главных компонент |
Контрольных вопросов |
|||
Балансовый |
Метод 6-3-5 |
|||
Корреляционный |
Морфологический анализ |
|||
Факторный |
Экспертно-аналитический |
|||
Опытный |
Моделирования |
Другие |
||
Матричный |
Другие |
|||
Последовательный |
||||
Динамический |
||||
Другие |
Таблица 3
Классификация методов исследования по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Теоретические |
Логико-интуитивные |
Эмпирические |
Комплексно-комбинированные |
Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств); статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков) Аксиоматизация Идеализация Восхождение от абст рактного к конкретному Моделирование (стати стическое, имитационное моделирование, модели рование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и др.) Другие |
Экспертные «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез Классификация и типология Научное обсуждение Морфологический анализ Анализ проблем Аналогий Тестирования 6-3-5 Главных компонент ССВУ-анализ Матричный Органолептический Последовательная подстановка Другие |
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы) Изучение документации и информационных материалов Другие |
Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.) Факторный, социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный, экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод Другие |
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:
наблюдение,
анкетирование;
изучение документации и информационных материалов;
балансовый;
гипотетико-дедуктивный;
графический и номографический;
дифференциальный, комплексный и смешанный;
индексный;
интервьюирование,
беседа;
консультационный;
корреляционный;
«мозговой» штурм,
морфологический;
параметрический;
поиск экстремумов;
самообследование;
сетевой;
ССВУ-метод;
структуризация целей;
творческие совещания;
фукнкционально-стоимостной;
экспертный;
социологический;
органолептический.
При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования.
Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.
Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе.
Выбор методов исследования
Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:
• цели исследовательских работ;
требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;
ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;
имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;
•достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:
интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;
эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;
экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;
4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;
5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).
В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.
Вопросы для контроля знаний:
К каким видам исследований можно отнести работу студента по написанию диплома?
Какова наиболее общая классификация методов научного познания?
Какие методы из рассмотренных в данной лекции Вы использовали в учебном процессе или при самостоятельной работе?
1