Методы оценки мер по повышению эффективности функционирования грузоперевозок (работа 1)
Задача №1
Дано: По данным таблиц 1 и 2 построить эпюры грузопотоков и определить среднее расстояние l>гр.> перевозки.
Решение:
Таблица 1.
Пункт отправления |
Объем перевозок, т |
|||
Пункт назначения |
||||
А |
Б |
В |
Г |
|
А |
- |
100 |
150 |
200 |
Б |
50 |
- |
100 |
150 |
В |
100 |
150 |
- |
50 |
Г |
150 |
50 |
100 |
- |
P = Q · l>гр>; l>гр >= P / Q; l>гр> = P/ Q
Q – объем перевозок, который планируется на определенный период времени, т. Р – грузооборот, ткм. l>гр> – среднее расстояние перевозки, км.
Найдем объем перевозок в прямом Q>пр> и обратном Q>обр >направлениях:
Q>пр> = Q>АБ> + Q>АВ> + Q>АГ> + Q>БВ> + Q>БГ> + Q>ВГ> = 100+150+200+100+150+50 = 750т.
Q>обр> = Q>ГВ> + Q>ГБ> + Q>ГА> + Q>ВБ> + Q>ВА> + Q>БА> = 100+50+150+150+100+50= 600т.
Q = Q>пр> + Q>обр> = 600 + 750 = 1350 т.
Найдем грузооборот в прямом Р>пр> и обратном Р>обр >направлениях:
Р>пр> = Q>АБ >· l>АБ >+ Q>АВ> · l>АВ> + Q>АГ> · l>АГ>+ Q>БВ> · l>БВ >+ Q>БГ> · l>БГ>+ Q>ВГ> · l>ВГ >= 100 · 240+ 150 · 290 +200 · 340 +100 · 50 +150 · 100 +50 · 50 = 158000 ткм.
Р>обр >= Q>ГВ> · l>ГВ >+ Q>ГБ> · l> ГБ >+ Q>ГА> · l>ГА >+ Q>ВБ> · l>ВБ >+ Q>ВА> · l> ВА >+ Q>БА> · l>БА >=100 · 50 + 50 · 100 +150 · 340 +150 · 50 + 100 · 290 +50 · 240 = 109500 ткм.
P = Р>пр> + Р>обр >= 158000 + 109500 = 267500 ткм.
Средняя дальность перевозки l>гр>:
l>гр> = P/ Q = 267500 /1350 = 198,15 км.
Построим эпюру грузопотоков:
Задача №2
Дано: используя данные параметров подвижного состава – автомобиля Урал – 375Д (грузоподъемность q>н>> >= 5,0 т., собственная масса G>0 >= 7,8 т., длина кузова а>к> = 3,9 м., ширина кузова б>к> = 2,4 м., высота бортов h = 0,9 м., длина автомобиля L>a> = 7,7 м., ширина автомобиля В>a> = 2,7 м.) определить объемную грузоподъемность q>об>> >и коэффициент использования η>q> массы.
Решение: q>об>> >= q>н>> >/ V>к> = q>н>> >/ (а>к >· б>к> · h) = 5> >/ (3,9 · 2,4 · 0,9) = 0,594 т/м3
η>q> = G>0> / q>н>> >= 7,8 /5 = 1,56
Задача №3
По результатам, полученным в задаче №2 сделать вывод о том, какой из указанных грузов обеспечит наилучшее использование грузоподъемности подвижного состава.
Решение: необходимо подобрать такой груз, средняя плотность ρ>г> которого будет равна или приблизительно равна q>об>. Например, это может быть свёкла ρ>г> = 0,65 т/м3.
Задача №4
Дано: определить объемную грузоподъемность q>об>> >для автомобилей – самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-554М, КамАЗ-5511, МАЗ-5549, если высота наращивания бортов h>1> = 100 мм.
Решение: q>об>> >= q>н>> >/ V>к> = q>н>> >/ (а>к >· б>к> ·(h – h>1>))
q>об>> >ЗИЛ-ММЗ-555 = 5,2> >/ (2,6 · 2,2 · (0,6–0,1)) = 1,82 т/м3
q>об>> >ЗИЛ-ММЗ-554М =5,5> >/ (3,3 · 2,3 · (0,8–0,1)) = 1,04 т/м3
q>об>> >КамАЗ-5511 = 10> >/ (4,5 · 2,3 · (0,8–0,1)) = 1,38 т/м3
q>об>> >МАЗ-5549 = 8,0> >/ (3,3 · 2,3 · (0,7–0,1)) = 1,76 т/м3
Задача №5
Используя результаты решения задачи 4, определить, у какого из автомобилей-самосвалов будет лучшее использование грузоподъемности при перевозках каменного угля (σ = 0,82 т/м3), сухого грунта (σ = 1,3 т/м3), гравия (σ = 1,6 т/м3)
k иг = σ/ q>об>
1) для каменного угля:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 0,82/1,82 = 0,45
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 0,82/1,04 = 0,79 (лучшее использование груз-ти)
k иг КамАЗ-5511 = 0,82/1,38 = 0,59
k иг МАЗ-5549 = 0,82/1,76 = 0,47
2) для сухого грунта:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,3/1,82 = 0,71
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,3/1,04 = 1,25
k иг КамАЗ-5511 = 1,3/1,38 = 0,94 (лучшее использование груз-ти)
k иг МАЗ-5549 = 1,3/1,76 = 0,74
3) для гравия:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,6/1,82 = 0,88
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,6/1,04 = 1,54
k иг КамАЗ-5511 = 1,6/1,38 = 1,16
k иг МАЗ-5549 = 1,6/1,76 = 0,91 (лучшее использование груз-ти)
Задача №6
Определить грузоподъемность 1 м2 площади кузова автомобиля Урал – 375Д.
q>s>> >= q>н>> >/(а>к >· б>к>)= 5> >/ (3,9 · 2,4) = 0,53
Задача №7
Дано: определить радиусы поворота R>к> на участках дороги второй категории, используя значения коэффициентов сцепления φ = 0,3, скорости движения автомобилей υ = 65 км/ч, χ = 0,29, b = 3 м, n = 4
Радиус поворота: R>к> = υ2 / [127 * (0,3 * φ ± i)]
Поперечный уклон: i = 2 * χ / (b * n) = 2 * 0,29 / (3* 4) = 0,048 ‰.
R>к1> = 652/(127 (0,3*0,3+0,048)) =240,5 м.
R>к2> = 652/(127 (0,3*0,3–0,048)) =792,1 м.
Задача №8
Используя данные задачи 7 и примечание к ней, кроме значения υ, определить допустимую скорость движения на кривых участках дороги, если длина радиуса R = 195 м
Задача №9
Определить пропускную способность N дороги в обоих направлениях, если в ней имеются 4 полосы движения n=4, и заданы габаритная длина автомобиля La=12 м, безопасное расстояние между следующими друг за другом автомобилями Sт=6 м и скорость V=68 км/ч.
Задача №10
Определить списочные автомобиле-дни АД>и> и среднесписочный парк автомобилей А>сс >в расчёте на год в автотранспортном предприятии.
Используем данные: А>н> = 150 а/м. А>выб> = 16 а/м. А>пос> = 20 а/м. Дата выбытия автомобилей – 1.04. Дата поступления автомобилей – 15.04.
Списочные автомобиле-дни: АД>и> = (А>н> – А>выб>) * Д>к> + АД>пос> + АД>выб>
Среднесписочный парк автомобилей: А>сс> = АД>и> / Д>к>
Автомобиле-дни пребывания в АТП поступающих автомобилей:
АД>пос> = (15+31+30+31+31+30+31+30+31)*20 = 5200 (а/м-дня).
Автомобиле-дни пребывания в АТП выбывающих автомобилей:
АД>выб> = (31+28+31)*16 = 1440, а/м-дней.
АД>и> = (150 – 16) * 365 + 5200 + 1440 = 55550, а/м-дня.
А>сс> = 55550 / 365 = 152 а/м.
Задача №11
В автоколонне в течение месяца (Д>к> = 30 дней) были простои автомобилей по различным техническим причинам: в ремонте, в ожидании ремонта и в ТО – 2. В АТП предполагается внедрить агрегатный метод ремонта и ТО – 2 выполнять на поточных линиях. В результате внедрения этого метода ремонта простои в ожидании ремонта будут полностью устранены, простои в ремонте уменьшатся на 50%, а в ТО – 2 с внедрением поточных линий – на 40%. Определить, на сколько процентов повысится коэффициент технической готовности α>т> подвижного состава в результате проведения намеченных мероприятий.
А>сп1> = 125 а/м. АД>ор> = 70 а/м-дней АД>рем1> = 130 а/м–дней АД>ТО-2 1> = 140 а/м-дней
α>т> = [АД>и> – (АД>рем> + АД>ор> + АД>то-2>)] / АД>и>
α>т1> = [125*30 – (130+ 70 + 140)] / 125 * 30 = 0,91 – техническая готовность.
А>сп2> = 125 а/м. АД>ор2> = 0 а/м-дней АД>рем2> = 65 а/м–дней АД>ТО-2 2> = 84 а/м-дней
α>т2> = [125 * 30 – (65 + 84)] / 125 * 30 = 0,96
Коэффициент технической готовности α>т> в результате проведения намеченных мероприятий повысится на 5% [(0,96–0,91)*100 = 5%].
Задача №12
По данным задачи 11, в дополнение к простоям по техническим причинам в автоколонне были также простои исправных автомобилей по различным эксплуатационным причинам. Определить, на сколько повысится коэффициент выпуска подвижного состава α>в>, если простои по эксплуатационным причинам сократятся на 25%. АД>эп1> = 310 дней; АД>эп2> = 233 дней.
α>в> = [АД>н> – (АД>рем> + АД>ор> + АД>то-2> + АД>эп>)] / АД>и>
α>в1> = [125 * 30 – (130 + 70 + 140 + 310)] / 125 * 30 = 0,83.
α>в2> = [125 * 30 – (130+ 70+ 140+233)] / 125 * 30 = 0,85.
Коэффициент выпуска подвижного состава α>в> при сокращении простоев по эксплуатационным причинам на 25% повысится на 2% [(0,85–0,83)*100 = 2%].
ЗАДАЧА №13
Автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-504В и полуприцепа МАЗ-5215 общей грузоподъёмностью q>н> = 12 т перевозит в течение месяца грузы различной средней плотности σ. Длина кузова полуприцепа равна 7,5 м, ширина – 2,5 м, высота бортов – 0,84 м.
Определить, на сколько надо нарастить борта h>доп.> полуприцепа при перевозках грузов, средняя плотность которых σ = 0,68 т/м.
h>доп.> = q>н> / σ * S>к>
h>доп.> = 12 / 0,68 * 7,5 * 2,5 = 0,94 (м).
h = h>доп> – h = 0,94 – 0,84 = 0,10 м.
Задача №14
Автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъёмностью q>н> = 6 т. перевозит груз, имея показатели работы: l>ег> = 17 км. υ>т> = 28 км/ч. t>п-р> = 48 мин. = 0,80 ч. Определить время t>е>, затрачиваемое на одну ездку в часах, если коэффициент использования пробега β>е> на маршруте равен 0,5.
t>е> = l>ег> / (β>е >*> >υ>т>) + t>п-р> = 17 / (0,5 * 28) + 0,80 = 2,01 ч
Задача №15
Автомобиль КамАЗ-5320 грузоподъёмностью q>н> = 8 т. перевозит баллоны с кислородом, имея показатели работы: l>ег >=17 км, L>н> = 14 км. Т>н> = 10 ч. υ>т> = 24 км/ч. t>п-р> = 22 мин.= 0,4 ч. β>е> = 0,5. Определить число ездок n>е> автомобиля за рабочий день.
n>е> = Т>м> / t>е> t>е> = l>ег> / (β>е >>* >υ>т>) + t>п-р> Т>м> = Т>н> – t>н> t>н> = L>н> / υ>т>
t>н> = 14 / 24 = 0,58 ч. Т>м> = 10 – 0,58 = 9,42 ч.
t>е> = 17/(0,5*24) + 0,4 = 1,82 ч. n>е> = 9,42 / 1,82= 5,18 = 5 ездок.
Задача №16
Рассчитать и построить график выпуска и возврата автомобилей с линии по приведённым данным: А>э> = 70 а/м. Число механизмов в пунктах погрузки N>1> = 3 мех. N>2> = 4 мех. N>3> = 1 мех. N>4> = 2 мех. Время простоя автомобилей в пунктах погрузки: t>п1> = 16 мин. t>п2> = 15 мин. t>п3> = 9 мин. t>п4> = 17 мин. υ>т> = 27 км/ч. L>н> =9 км.
Общее число механизмов во всех пунктах погрузки: ΣN = 3+ 4 + 1 + 2 = 10 мех.
Число одновременно выпускаемых а/м-лей из гаража АТП:
А = ΣА>э> / ΣN = =70 / 10 = 7 а/м.
Средневзвешенное значение интервала выпуска автомобилей на линию:
I>в> = (N>1> * t>п1> + N>2> * t>п2> + … + N>n> * t>п>>n>) / ΣN = (3 *16 +4*15 + 1*9 + 2*17) / 10 =15,1 мин.
Время, необходимое на выпуск всех автомобилей из АТП:
Т>вып.> = I>в>*А =15,1*7≈ 105,7 (мин) = 1,76 ч.
Время выезда автомобиля из АТП: Т>в> = Т>н раб.> – L>н> / υ>т> = 8.00 – 9 / 27 = 7,67 ч. = 7 ч. 41 мин.
Задача №17
Определить время рейса и оборота t>о> автобуса, если показатели работы автобусов на маршруте: L>м> = 20 км. υ>т> = 22 км/ч. n>пр> = 15 Т>м> = 8 ч.
Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t>n> = 0,5 мин., на конечных остановках t>к> по 5 мин. Определить также число рейсов z>р> автобуса за рабочий день.
Время рейса автобуса: t>р> = L>м> / υ>т> + n>пр> * t>n> + t>к> = 20 / 0,37 + 15 * 0,5 + 5 ≈ 66,6 мин.
Время оборота автобуса: t>о> = 2 * t>р> = 2 * 66,6 = 133,2 мин.
Число рейсов автобуса за рабочий день: z>р> = Т>м> / t>р> = 8/1,2 ≈ 7 рейсов.
Задача №18
Определить время работы на маршруте Т>м>, а также эксплуатационную скорость υ>э> и скорость сообщения υ>с>. L>м> = 20 км. υ>т> = 22 км/ч. n>пр> = 15
Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t>n> = 0,5 мин., на конечных остановках t>к> по 5 мин. L>н> = 13 км. Т>н> = 14 ч.
Время работы автобуса на маршруте: Т>м> = Т>н> – L>н> / υ>т> = 14 – 13 / 22 = 13,41 ч.
Время рейса: t>р >= L>м> / υ>т> + n>пр> * t>п> + t>к> = 20 / 22 + 15 * 0,008 + 0,083 = 1,11 ч.
Эксплуатационная скорость: υ>э> = L>м> / (t>дв> + n>пр> * t>n> + t>к>) = 20 / (1,11+ +0,13+0,083) = 15,1 км/ч.
Скорость сообщения: υ>с> = L>м> / (t>р> – t>к>) = 20 / (1,11 – 0,083) = 19,47 км/ч.
Число рейсов за рабочий день: z>р> = Т>м> / t>р> = 13,41/ 1,11 = 12 рейсов.
Задача №19
Определить время выхода из парка автобусов с 1-го по 10-ый номер, если время начала их работы Т>нач> на маршруте следующее:
Последовательность выхода автобусов по номерам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Т>нач>, ч. |
600 |
612 |
625 |
632 |
648 |
700 |
715 |
720 |
740 |
750 |
Данные о технической скорости автобуса: L>м> = 20 км. υ>т> = 22 км/ч. n>пр> = 15
Нулевой пробег от парка до конечной остановки: L>н> = 13 км. Т>н> = 14 ч.
Время выхода из парка автобуса: Т>вып.> = Т>нач.> – t>н>
Время нулевого пробега: t>н> = L>н> / υ>т> = 13/ 22= 0,6 ч. = 36 мин.
Т>вып.1> = 600 – 36 = 524 Т>вып.6> = 700 – 36= 624
Т>вып.2> = 612 – 36 = 536 Т>вып.7> = 715 – 36 = 639
Т>вып.3> = 625 – 36 = 549 Т>вып.8> = 720 – 36 = 644
Т>вып.4> = 632 – 36 = 556 Т>вып.9> = 740 – 36 = 704
Т>вып.5> = 648 – 36 = 612 Т>вып.10> = 750 – 36 = 714
Задача №20
Определить показатели работы автомобиля-такси за рабочий день: β>пл.>, l>ср.>, υ>э>, t>пр>о, П, если показатели счётчиков таксометра и спидометра при выезде и возврате в парк имели следующие значения: L>пл. выезд> = 9736 км. L>выезд> = 69576 км. L>пл. возвр.> = 9937 км. L>возвр.>= 69318 км. Показания счётчиков: при выезде – 14,8 руб. при возвр. – 46,8 руб. Количество посадок: при выезде – 67 при возвр. – 88.
П = 88–67 = 21 посадок. L>пл.> = 9937–9736= 201 км. L = 69576–69318 = 258 км.
При определении времени работы автомобиля-такси на линии время обеденного перерыва принять 1,5 ч. Коэффициент платного пробега такси: β>пл.> = L>пл.>/L = 201/258 = 0,78
Средняя дальность поездки: l>ср.> = L>пл.> / П = 201/21= 9,6 км.
Эксплуатационная скорость: υ>э> = L>.> / Т>н> = 258/8,51 = 30,3 км/ч.
Время оплаченного пробега: t>пл.> = L>пл.> / υ>э> = 201/30,3 = 6,6 ч.
Время оплаченного пассажирами простоя в день: t>пр>о = 8,51–6,6 = 1,91 ч.
Задача №21
В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу среднее время пребывания такси на линии T>п> увеличилось с 10,5 до 11,5 ч. Насколько возрастёт дневная выручка Д>т> каждого таксометра, если среднечасовые показатели каждого из них имели значения: υ>э> = 24 км/ч. П = 2, β>пл.> = 0,75 t>пр>>n>о = 9 мин. = 0,15 ч. Т>н1> = 10,5 ч. Т>н2> = 11,5 ч.
Тариф за 1 км платного пробега Т>км> = 5 руб./ч.
Тариф за 1 посадку Т>пос.> = 5 руб./пасс.
Тариф за 1 час простоя Т>ч> = 20 руб./час.
Общий пробег такси за день: L>1> = Т>н> * υ>э> = 10,5 * 24 = 252 км.
L>2> = Т>н> * υ>э> = 11,5 * 24 = 276 км.
Пробег такси с пассажирами за день: L>пл.1> = L * β>пл.> = 252* 0,75 = 189 км.
L>пл.2> = L * β>пл.> = 276 * 0,75 =207 км.
Дневная выручка:
Д>т1> = L>пл.> * Т>км> + П * Т>пос.> + t>пр>>n>о * Т>ч> = 189 * 5 + 2 * 5 + 0,15* 20 = 958 руб.
Д>т2> = L>пл.> * Т>км> + П * Т>пос.> + t>пр>>n>о * Т>ч> = 207 * 5 + 2* 5 + 0,15 * 20 = 1048 руб.
В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу дневная выручка увеличится на 90 руб.
Задача №22
Определить общий, платный и неоплаченный пробеги автомобиля – такси за рабочий день L, L>пл.>, l>н>, если: β>пл.> = 0,74 Т>н> = 10,5 ч. υ>э> = 25 км/ч.
Общий пробег: L = Т>н> * υ>э> = 10,5 * 25 = 262,5 км.
Платный пробег: L>пл.> = L * β>пл.> = 262,5 * 0,74 = 194,3 км.
Неоплаченный пробег (при L>н> = 0 км): l>н> = L – L>пл.> = 262,5 – 194,3 = 68,2 км.