Методы оценки мер по повышению эффективности функционирования грузоперевозок (работа 1)

Задача №1

Дано: По данным таблиц 1 и 2 построить эпюры грузопотоков и определить среднее расстояние l>гр.> перевозки.

Решение:

Таблица 1.

Пункт отправления

Объем перевозок, т

Пункт назначения

А

Б

В

Г

А

-

100

150

200

Б

50

-

100

150

В

100

150

-

50

Г

150

50

100

-

P = Q · l>гр>; l>гр >= P / Q; l>гр> = P/ Q

Q – объем перевозок, который планируется на определенный период времени, т. Р – грузооборот, ткм. l>гр> – среднее расстояние перевозки, км.

Найдем объем перевозок в прямом Q>пр> и обратном Q>обр >направлениях:

Q>пр> = Q>АБ> + Q>АВ> + Q>АГ> + Q>БВ> + Q>БГ> + Q>ВГ> = 100+150+200+100+150+50 = 750т.

Q>обр> = Q>ГВ> + Q>ГБ> + Q>ГА> + Q>ВБ> + Q>ВА> + Q>БА> = 100+50+150+150+100+50= 600т.

Q = Q>пр> + Q>обр> = 600 + 750 = 1350 т.

Найдем грузооборот в прямом Р>пр> и обратном Р>обр >направлениях:

Р>пр> = Q>АБ l>АБ >+ Q>АВ> · l>АВ> + Q>АГ> · l>АГ>+ Q>БВ> · l>БВ >+ Q>БГ> · l>БГ>+ Q>ВГ> · l>ВГ >= 100 · 240+ 150 · 290 +200 · 340 +100 · 50 +150 · 100 +50 · 50 = 158000 ткм.

Р>обр >= Q>ГВ> · l>ГВ >+ Q>ГБ> · l> ГБ >+ Q>ГА> · l>ГА >+ Q>ВБ> · l>ВБ >+ Q>ВА> · l> ВА >+ Q>БА> · l>БА >=100 · 50 + 50 · 100 +150 · 340 +150 · 50 + 100 · 290 +50 · 240 = 109500 ткм.

P = Р>пр> + Р>обр >= 158000 + 109500 = 267500 ткм.

Средняя дальность перевозки l>гр>:

l>гр> = P/ Q = 267500 /1350 = 198,15 км.

Построим эпюру грузопотоков:

Задача №2

Дано: используя данные параметров подвижного состава – автомобиля Урал – 375Д (грузоподъемность q>н>> >= 5,0 т., собственная масса G>0 >= 7,8 т., длина кузова а>к> = 3,9 м., ширина кузова б>к> = 2,4 м., высота бортов h = 0,9 м., длина автомобиля L>a> = 7,7 м., ширина автомобиля В>a> = 2,7 м.) определить объемную грузоподъемность q>об>> >и коэффициент использования η>q> массы.

Решение: q>об>> >= q>н>> >/ V> = q>н>> >/ >к б>к> · h) = 5> >/ (3,9 · 2,4 · 0,9) = 0,594 т/м3

η>q> = G>0> / q>н>> >= 7,8 /5 = 1,56

Задача №3

По результатам, полученным в задаче №2 сделать вывод о том, какой из указанных грузов обеспечит наилучшее использование грузоподъемности подвижного состава.

Решение: необходимо подобрать такой груз, средняя плотность ρ>г> которого будет равна или приблизительно равна q>об>. Например, это может быть свёкла ρ>г> = 0,65 т/м3.

Задача №4

Дано: определить объемную грузоподъемность q>об>> >для автомобилей – самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-554М, КамАЗ-5511, МАЗ-5549, если высота наращивания бортов h>1> = 100 мм.

Решение: q>об>> >= q>н>> >/ V> = q>н>> >/ >к б>к> ·(hh>1>))

q>об>> >ЗИЛ-ММЗ-555 = 5,2> >/ (2,6 · 2,2 · (0,6–0,1)) = 1,82 т/м3

q>об>> >ЗИЛ-ММЗ-554М =5,5> >/ (3,3 · 2,3 · (0,8–0,1)) = 1,04 т/м3

q>об>> >КамАЗ-5511 = 10> >/ (4,5 · 2,3 · (0,8–0,1)) = 1,38 т/м3

q>об>> >МАЗ-5549 = 8,0> >/ (3,3 · 2,3 · (0,7–0,1)) = 1,76 т/м3

Задача №5

Используя результаты решения задачи 4, определить, у какого из автомобилей-самосвалов будет лучшее использование грузоподъемности при перевозках каменного угля (σ = 0,82 т/м3), сухого грунта (σ = 1,3 т/м3), гравия (σ = 1,6 т/м3)

k иг = σ/ q>об>

1) для каменного угля:

k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 0,82/1,82 = 0,45

k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 0,82/1,04 = 0,79 (лучшее использование груз-ти)

k иг КамАЗ-5511 = 0,82/1,38 = 0,59

k иг МАЗ-5549 = 0,82/1,76 = 0,47

2) для сухого грунта:

k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,3/1,82 = 0,71

k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,3/1,04 = 1,25

k иг КамАЗ-5511 = 1,3/1,38 = 0,94 (лучшее использование груз-ти)

k иг МАЗ-5549 = 1,3/1,76 = 0,74

3) для гравия:

k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,6/1,82 = 0,88

k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,6/1,04 = 1,54

k иг КамАЗ-5511 = 1,6/1,38 = 1,16

k иг МАЗ-5549 = 1,6/1,76 = 0,91 (лучшее использование груз-ти)

Задача №6

Определить грузоподъемность 1 м2 площади кузова автомобиля Урал – 375Д.

q>s>> >= q>н>> >/(а>к б>к>)= 5> >/ (3,9 · 2,4) = 0,53

Задача №7

Дано: определить радиусы поворота R> на участках дороги второй категории, используя значения коэффициентов сцепления φ = 0,3, скорости движения автомобилей υ = 65 км/ч, χ = 0,29, b = 3 м, n = 4

Радиус поворота: R> = υ2 / [127 * (0,3 * φ ± i)]

Поперечный уклон: i = 2 * χ / (b * n) = 2 * 0,29 / (3* 4) = 0,048 ‰.

R>к1> = 652/(127 (0,3*0,3+0,048)) =240,5 м.

R>к2> = 652/(127 (0,3*0,3–0,048)) =792,1 м.

Задача №8

Используя данные задачи 7 и примечание к ней, кроме значения υ, определить допустимую скорость движения на кривых участках дороги, если длина радиуса R = 195 м

Задача №9

Определить пропускную способность N дороги в обоих направлениях, если в ней имеются 4 полосы движения n=4, и заданы габаритная длина автомобиля La=12 м, безопасное расстояние между следующими друг за другом автомобилями Sт=6 м и скорость V=68 км/ч.

Задача №10

Определить списочные автомобиле-дни АД> и среднесписочный парк автомобилей А>сс >в расчёте на год в автотранспортном предприятии.

Используем данные: А> = 150 а/м. А>выб> = 16 а/м. А>пос> = 20 а/м. Дата выбытия автомобилей – 1.04. Дата поступления автомобилей – 15.04.

Списочные автомобиле-дни: АД> = (А> – А>выб>) * Д> + АД>пос> + АД>выб>

Среднесписочный парк автомобилей: А>сс> = АД> / Д>

Автомобиле-дни пребывания в АТП поступающих автомобилей:

АД>пос> = (15+31+30+31+31+30+31+30+31)*20 = 5200 (а/м-дня).

Автомобиле-дни пребывания в АТП выбывающих автомобилей:

АД>выб> = (31+28+31)*16 = 1440, а/м-дней.

АД> = (150 – 16) * 365 + 5200 + 1440 = 55550, а/м-дня.

А>сс> = 55550 / 365 = 152 а/м.

Задача №11

В автоколонне в течение месяца (Д> = 30 дней) были простои автомобилей по различным техническим причинам: в ремонте, в ожидании ремонта и в ТО – 2. В АТП предполагается внедрить агрегатный метод ремонта и ТО – 2 выполнять на поточных линиях. В результате внедрения этого метода ремонта простои в ожидании ремонта будут полностью устранены, простои в ремонте уменьшатся на 50%, а в ТО – 2 с внедрением поточных линий – на 40%. Определить, на сколько процентов повысится коэффициент технической готовности α> подвижного состава в результате проведения намеченных мероприятий.

А>сп1> = 125 а/м. АД>ор> = 70 а/м-дней АД>рем1> = 130 а/м–дней АД>ТО-2 1> = 140 а/м-дней

α> = [АД> – (АД>рем> + АД>ор> + АД>то-2>)] / АД>

α>т1> = [125*30 – (130+ 70 + 140)] / 125 * 30 = 0,91 – техническая готовность.

А>сп2> = 125 а/м. АД>ор2> = 0 а/м-дней АД>рем2> = 65 а/м–дней АД>ТО-2 2> = 84 а/м-дней

α>т2> = [125 * 30 – (65 + 84)] / 125 * 30 = 0,96

Коэффициент технической готовности α> в результате проведения намеченных мероприятий повысится на 5% [(0,96–0,91)*100 = 5%].

Задача №12

По данным задачи 11, в дополнение к простоям по техническим причинам в автоколонне были также простои исправных автомобилей по различным эксплуатационным причинам. Определить, на сколько повысится коэффициент выпуска подвижного состава α>, если простои по эксплуатационным причинам сократятся на 25%. АД>эп1> = 310 дней; АД>эп2> = 233 дней.

α> = [АД> – (АД>рем> + АД>ор> + АД>то-2> + АД>эп>)] / АД>

α>в1> = [125 * 30 – (130 + 70 + 140 + 310)] / 125 * 30 = 0,83.

α>в2> = [125 * 30 – (130+ 70+ 140+233)] / 125 * 30 = 0,85.

Коэффициент выпуска подвижного состава α> при сокращении простоев по эксплуатационным причинам на 25% повысится на 2% [(0,85–0,83)*100 = 2%].

ЗАДАЧА №13

Автопоезд в составе автомобиля-тягача МАЗ-504В и полуприцепа МАЗ-5215 общей грузоподъёмностью q> = 12 т перевозит в течение месяца грузы различной средней плотности σ. Длина кузова полуприцепа равна 7,5 м, ширина – 2,5 м, высота бортов – 0,84 м.

Определить, на сколько надо нарастить борта h>доп.> полуприцепа при перевозках грузов, средняя плотность которых σ = 0,68 т/м.

h>доп.> = q>н> / σ * S>к>

h>доп.> = 12 / 0,68 * 7,5 * 2,5 = 0,94 (м).

h = h>доп> – h = 0,94 – 0,84 = 0,10 м.

Задача №14

Автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъёмностью q> = 6 т. перевозит груз, имея показатели работы: l>ег> = 17 км. υ> = 28 км/ч. t>п-р> = 48 мин. = 0,80 ч. Определить время t>, затрачиваемое на одну ездку в часах, если коэффициент использования пробега β> на маршруте равен 0,5.

t> = l>ег> / (β>*> >υ>) + t>п-р> = 17 / (0,5 * 28) + 0,80 = 2,01 ч

Задача №15

Автомобиль КамАЗ-5320 грузоподъёмностью q> = 8 т. перевозит баллоны с кислородом, имея показатели работы: l>ег >=17 км, L> = 14 км. Т> = 10 ч. υ> = 24 км/ч. t>п-р> = 22 мин.= 0,4 ч. β> = 0,5. Определить число ездок n> автомобиля за рабочий день.

n> = Т> / t> t> = l>ег> / (β>>* >υ>) + t>п-р> Т> = Т>t> t> = L> / υ>

t> = 14 / 24 = 0,58 ч. Т> = 10 – 0,58 = 9,42 ч.

t> = 17/(0,5*24) + 0,4 = 1,82 ч. n> = 9,42 / 1,82= 5,18 = 5 ездок.

Задача №16

Рассчитать и построить график выпуска и возврата автомобилей с линии по приведённым данным: А> = 70 а/м. Число механизмов в пунктах погрузки N>1> = 3 мех. N>2> = 4 мех. N>3> = 1 мех. N>4> = 2 мех. Время простоя автомобилей в пунктах погрузки: t>п1> = 16 мин. t>п2> = 15 мин. t>п3> = 9 мин. t>п4> = 17 мин. υ> = 27 км/ч. L> =9 км.

Общее число механизмов во всех пунктах погрузки: ΣN = 3+ 4 + 1 + 2 = 10 мех.

Число одновременно выпускаемых а/м-лей из гаража АТП:

А = ΣА> / ΣN = =70 / 10 = 7 а/м.

Средневзвешенное значение интервала выпуска автомобилей на линию:

I> = (N>1> * t>п1> + N>2> * t>п2> + … + N>n> * t>п>>n>) / ΣN = (3 *16 +4*15 + 1*9 + 2*17) / 10 =15,1 мин.

Время, необходимое на выпуск всех автомобилей из АТП:

Т>вып.> = I>*А =15,1*7≈ 105,7 (мин) = 1,76 ч.

Время выезда автомобиля из АТП: Т> = Т>н раб.> – L> / υ> = 8.00 – 9 / 27 = 7,67 ч. = 7 ч. 41 мин.

Задача №17

Определить время рейса и оборота t> автобуса, если показатели работы автобусов на маршруте: L> = 20 км. υ> = 22 км/ч. n>пр> = 15 Т> = 8 ч.

Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t>n> = 0,5 мин., на конечных остановках t> по 5 мин. Определить также число рейсов z> автобуса за рабочий день.

Время рейса автобуса: t> = L> / υ> + n>пр> * t>n> + t> = 20 / 0,37 + 15 * 0,5 + 5 ≈ 66,6 мин.

Время оборота автобуса: t> = 2 * t> = 2 * 66,6 = 133,2 мин.

Число рейсов автобуса за рабочий день: z> = Т> / t> = 8/1,2 ≈ 7 рейсов.

Задача №18

Определить время работы на маршруте Т>, а также эксплуатационную скорость υ> и скорость сообщения υ>. L> = 20 км. υ> = 22 км/ч. n>пр> = 15

Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке t>n> = 0,5 мин., на конечных остановках t> по 5 мин. L> = 13 км. Т> = 14 ч.

Время работы автобуса на маршруте: Т> = Т> – L> / υ> = 14 – 13 / 22 = 13,41 ч.

Время рейса: t>= L> / υ> + n>пр> * t>п> + t>к> = 20 / 22 + 15 * 0,008 + 0,083 = 1,11 ч.

Эксплуатационная скорость: υ> = L> / (t>дв> + n>пр> * t>n> + t>) = 20 / (1,11+ +0,13+0,083) = 15,1 км/ч.

Скорость сообщения: υ> = L> / (t> – t>) = 20 / (1,11 – 0,083) = 19,47 км/ч.

Число рейсов за рабочий день: z> = Т> / t> = 13,41/ 1,11 = 12 рейсов.

Задача №19

Определить время выхода из парка автобусов с 1-го по 10-ый номер, если время начала их работы Т>нач> на маршруте следующее:

Последовательность выхода

автобусов по номерам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Т>нач>, ч.

600

612

625

632

648

700

715

720

740

750

Данные о технической скорости автобуса: L> = 20 км. υ> = 22 км/ч. n>пр> = 15

Нулевой пробег от парка до конечной остановки: L> = 13 км. Т> = 14 ч.

Время выхода из парка автобуса: Т>вып.> = Т>нач.> – t>

Время нулевого пробега: t> = L> / υ> = 13/ 22= 0,6 ч. = 36 мин.

Т>вып.1> = 60036 = 524 Т>вып.6> = 70036= 624

Т>вып.2> = 61236 = 536 Т>вып.7> = 71536 = 639

Т>вып.3> = 62536 = 549 Т>вып.8> = 72036 = 644

Т>вып.4> = 63236 = 556 Т>вып.9> = 74036 = 704

Т>вып.5> = 64836 = 612 Т>вып.10> = 75036 = 714

Задача №20

Определить показатели работы автомобиля-такси за рабочий день: β>пл.>, l>ср.>, υ>, t>пр>о, П, если показатели счётчиков таксометра и спидометра при выезде и возврате в парк имели следующие значения: L>пл. выезд> = 9736 км. L>выезд> = 69576 км. L>пл. возвр.> = 9937 км. L>возвр.>= 69318 км. Показания счётчиков: при выезде – 14,8 руб. при возвр. – 46,8 руб. Количество посадок: при выезде – 67 при возвр. – 88.

П = 88–67 = 21 посадок. L>пл.> = 9937–9736= 201 км. L = 69576–69318 = 258 км.

При определении времени работы автомобиля-такси на линии время обеденного перерыва принять 1,5 ч. Коэффициент платного пробега такси: β>пл.> = L>пл.>/L = 201/258 = 0,78

Средняя дальность поездки: l>ср.> = L>пл.> / П = 201/21= 9,6 км.

Эксплуатационная скорость: υ> = L>.> / Т> = 258/8,51 = 30,3 км/ч.

Время оплаченного пробега: t>пл.> = L>пл.> / υ> = 201/30,3 = 6,6 ч.

Время оплаченного пассажирами простоя в день: t>пр>о = 8,51–6,6 = 1,91 ч.

Задача №21

В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу среднее время пребывания такси на линии T>п> увеличилось с 10,5 до 11,5 ч. Насколько возрастёт дневная выручка Д> каждого таксометра, если среднечасовые показатели каждого из них имели значения: υ> = 24 км/ч. П = 2, β>пл.> = 0,75 t>пр>>n>о = 9 мин. = 0,15 ч. Т>н1> = 10,5 ч. Т>н2> = 11,5 ч.

Тариф за 1 км платного пробега Т>км> = 5 руб./ч.

Тариф за 1 посадку Т>пос.> = 5 руб./пасс.

Тариф за 1 час простоя Т> = 20 руб./час.

Общий пробег такси за день: L>1> = Т> * υ> = 10,5 * 24 = 252 км.

L>2> = Т> * υ> = 11,5 * 24 = 276 км.

Пробег такси с пассажирами за день: L>пл.1> = L * β>пл.> = 252* 0,75 = 189 км.

L>пл.2> = L * β>пл.> = 276 * 0,75 =207 км.

Дневная выручка:

Д>т1> = L>пл.> * Т>км> + П * Т>пос.> + t>пр>>n>о * Т> = 189 * 5 + 2 * 5 + 0,15* 20 = 958 руб.

Д>т2> = L>пл.> * Т>км> + П * Т>пос.> + t>пр>>n>о * Т> = 207 * 5 + 2* 5 + 0,15 * 20 = 1048 руб.

В результате перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу дневная выручка увеличится на 90 руб.

Задача №22

Определить общий, платный и неоплаченный пробеги автомобиля – такси за рабочий день L, L>пл.>, l>, если: β>пл.> = 0,74 Т> = 10,5 ч. υ> = 25 км/ч.

Общий пробег: L = Т> * υ> = 10,5 * 25 = 262,5 км.

Платный пробег: L>пл.> = L * β>пл.> = 262,5 * 0,74 = 194,3 км.

Неоплаченный пробег (при L> = 0 км): l> = LL>пл.> = 262,5 – 194,3 = 68,2 км.