Китайский туризм на рубеже веков

Содержание

Введение

I.История развития туризма в Древнем Китае

II. Туризм в 21 веке

III. Стремительное развитие трех основных рынков туриндустрии Китая

IV. Китайско-Российский туристический обмен

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 в. до н.э.

Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитках из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено также несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан. Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая предположительно правила с 21 по 16 в. до н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.

    История развития туризма

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА в Древнем Китае

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Согласно памятникам, еще в мезолитические времена существовало развитое морское сообщение по заливу Бохайвань между Шаньдунским и Ляодунским полуостровами. В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китайцы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. В период династии Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», где в одной из частей, названной «Шицзин» (Книга песен), говорилось, что «грозный Сян Ту привел в повиновение заморские земли». В XI в. до н. э. при восхождении одного из императоров династии Чжоу (XII–V вв. до н.э.) на престол ему был в качестве дара приморским племенем юэчжэней преподнесен корабль. Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты размножались ксилографическим способом. Они использовались в основном в военно-административных или торговых целях. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в VI в. до н.э., «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий.

Великий китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось поплавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид морского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовестно исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и Духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям.

Основатель даосизма – легендарный Лаоцзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрировал из страны. Предание гласит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы приказал письменно изложить основы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» – величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». Следовать этому пути – значит идти путем космического порядка. Главным для даоса является постижение Дао и построение своей жизни в соответствии с ним. Оставив запись своего учения на заставе, Лаоцзы продолжил свое путешествие верхом на буйволе. Можно предположить, что если бы не вынужденное путешествие, то мир лишился бы изложения учения даосов.

Неслучайно Китай называют страной «трех путей». На протяжении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указывало путь гармонизации отношений в обществе; даосизм – индивидуального мистического постижения мира, а буддизм – спасение через сострадание и молитву. Как видим, объединяла мудрецов, в частности, любовь к странствиям, в результате которых они не только смогли постичь смысл жизни, но, и пытались указать путь к спасению и совершенствованию народам и государям.

Кроме торговых и прогулочных судов были в Древнем Китае и грозные военные корабли. «Существует много различных видов судов: большие лодки, маленькие лодки, быстроходные абордажные суда, многопалубные фрегаты, дозорные шаланды и др.», – отмечал летописец. Он также сообщал и о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные «корабельные павильоны» – верфи, где возводились, кроме военных, и гражданские суда, в частности, для правительственных чиновников и послов.

Китай представлял собой разновидность древневосточной командно-административной системы, поэтому не только внешняя, но и в значительной степени внутренняя торговля были централизованы властью верховного правителя – Вана. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н.э. подробные географические обзоры. Наиболее полные и известные из них – «Шаньхайцзин» и «Юйгун». Наряду с многочисленными мифологическими сюжетами там содержатся описания конкретных путешествий по внутренним районам государства и положение последних по отношению к морским бассейнам или рекам, горным хребтам.

1.1 Туризм в 21 веке

В 21 веке туризм окажется перед лицом двоякого рода вызова. Первый вызов связан с международной конкуренцией, второй – с экологическими условиями внутри страны.

Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона требует от китайских туристических ведомств гибкости в стратегии, подразумевающей сотрудничество наряду с конкуренцией, с тем, чтобы отвоевать определенные позиции на рынке туристов.

Еще более сложной становится задача поддержания экологического баланса. От того, насколько успешно удастся разрешить эту задачу, зависит дальнейшая судьба туристической индустрии.

Китай будет придерживаться курса "освоение новых туристических ресурсов наряду с поддержанием экобаланса и поддержание экобаланса в ходе освоения". В районах особо ценных пейзажных массивов на первое место будет ставиться культурный уровень туристов, даже если придется пожертвовать их количеством. Показатель экологического эффекта приобретет такую же важность, как показатели экономического и социального эффектов.

Уже в начале 21 века Китай станет крупной туристической державой – такова поставленная задача. По прогнозу Всемирной туристической организации, в 2020 году Китай будет принимать 167 млн. интуристов, превысив по этому показателю США, Францию, Испанию, Италию, став первой туристической державой. Это говорит о глубокой вере международного туризма в живучесть китайского туризма.

Китай стремится к динамичному развитию туризма и намерен за период с 2006 по 2010 г. превратить туризм в одну из важных экономических отраслей страны. Об этом сказал руководитель Государственного управления по делам туризма Шао Цивэй. Как сказал Шао Цивэй, в течение ближайших 5 лет Китай будет поддерживать ежегодный рост численности зарубежных туристов на уровне 8 процентов; среднегодовые темпы роста поступлений от международного и отечественного туризма составят, соответственно, 12 и 10 процентов; в 2010 г. доходы Китая от международного туризма достигнут 53 млрд. долл., от отечественного туризма -- 850 млрд. юаней /около 106 млрд. долл./. По его словам, по состоянию на 2005 г., количество китайцев, непосредственно занятых в отрасли туризма, составило 7,49 млн. человек. В ближайшие 5 лет развитие туризма ежегодно будет предоставлять населению страны в среднем по 500 тыс. новых мест для трудоустройства.

2. Стремительное развитие трех основных рынков туриндустрии Китая

В 2005 году китайская туриндустрия сохранила благоприятный и поступательный темп развития, по всем экономическим показателям достигнув исторического максимума.

Все основные рынки-направления туриндустрии – въездной туризм, внутренний туризм, выездной туризм, получили качественное развитие.

Общее количество туристов за год достигло 1,363 миллиарда человек, общий доход от туризма достиг 768,6 миллр. китайских юаней (примерно 96 миллиардов долларов США).

1) Въездной туризм

С точки зрения въездного туризма, Китай стал самой безопасной туристической державой в мире. Непрерывно растет и место китайской туриндустрии на мировом туристическом рынке.

Согласно данным всемирной ассоциации по туризму, Китай в 1978 году по количеству принявших въездных туристов занимал 41 место в мире.

В 2004 году, тот же показатель въехавших в страну туристов достиг 41,76 миллионов человек, резко поднявшись на 4 место в мире.

Валютный доход достиг 25,7 миллиарда долларов США, заняв 7 место в мире.

В 2005 году, Китай принял 120 миллионов въехавших в страну туристов прирост по сравнению с прошедшим годом достиг 10,3% и 12,1% соответственно.

Доход от международного туризма составил 29,3 миллиарда долларов США, увеличившись на 13,8% по сравнению с прошлым (2004) годом. Прирост по сравнению с последним 2000 годом «девятой пятилетки», оставил 69%, досрочно достигнув целевого уровня, установленного для «десятой пятилетки».

2) Внутренний туризм

В области внутреннего туризма, Китай обладает самым крупным рынком внутреннего туризма в мире. Начиная со средины 80 годов 20 века, внутрикитайский туризм получает постоянный рост.

В 1999 году, Правительство Китая решило увеличить число праздничных дней, существенно увеличив тем самым, потенциальную туристическую потребность жителей страны.

Образовав, таким образом, три «золотые туристические недели»:

    традиционный праздник весны (китайский новый год),

    «первомайские праздненства»,

    «первооктябрьские праздненства» (день Республики).

С тех пор, традиции туристического паломничества во время «золотых туристичеких недель» вошли в традиционную практику жителей Китая.

В 2005 году, внутри самого Китая, количество туристов составило 1,212 миллиардов человек, увеличившись на 10% по сравнению с прошлым годом. Доход от туризма внутри страны достиг 528,6 миллиарда китайских юаней (примерно 66 миллиардов долларов США), по сравнению с прошлым годом, увеличился на 12,2%.

2.1 Китайско-Российский туристический обмен

В последние несколько лет, непрерывно усиливаются связи между Китаем и Россией в политико-экономических областях. Развитие Китайско-Российского туристического обмена все ярче проявляет тенденцию расширения и углубления. В 2005 году, количество россиян, побывавших в Китае, достигло рекордного показателя – 2,2239 миллиона человек-раз, увеличившись на 24,1% по сравнению с прошлым годом.

Непрерывно расширяются шаги развития открытия китайской туриндустрии за рубеж.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыло для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Непрерывное расширение масштабов китайской туристической индустрии

По мере ускоренного роста самой туристической индустрии в Китае, ее масштабы также непрерывно расширяются. Во всем Китае имеется более 300 тысяч различных предприятий, занятых и имеющих непосредственное отношение к туриндустрии. Среди них:

Гостиничный комплекс туристического назначения – состоит из 283,8 тысяч единиц гостиничных сооружений, среди которых 9800 уже достигли уровеня международного стандарта звезды (239 пятизвездочных гостиниц, 963 четырехзвездочных гостиниц, 3867 трехзвездочных гостиниц, 5222 двухзвездочных гостиниц, 670 однозвездочных гостиниц).

Туристические фирмы и операторы – 13361 единиц, среди них 1364 имеют международные сертификаты и допуски на осуществление туристической деятельности,

Заключение

Подъем китайского туризма, пришедшийся на последние 20 лет 20 века, сопровождался освоением широкого ареала туристических достопримечательностей. Однако в стране еще очень много мест, куда не ступала нога туристов и которые ждут своего освоения. Если более освоенными в туристическом отношении являются приморские и южные районы, то значительно менее освоенными являются глубинные и северные районы, где тоже имеются первобытные леса, глубокие горные ущелья, пустыни, где проживают многочисленные этнические меньшинства. Да и в Северо-Западном, Северо-Восточном и Юго-Западном Китае туризм пока получил развитие лишь в отдельных пунктах, оставив нетронутыми огромные территории. Следует полагать, что по мере переноса центра тяжести экономических инвестиций в центральные и западные районы туда же переместится центр туризма.

Что касается содержания туристических поездок постепенно на смену исключительно экскурсионному туризму придет туризм с целью отдыха и проведения отпуска.

В Китае уже действуют 12 дачных районов государственного ранга, способные принять иностранцев, желающих провести в Китае отпуск. К их строительству приступили еще в 1992 году. Это Цзиньшитаньский дачный поселок(Далянь), Шилаожэньский р-н(Циндао), Тайхуский р-н(Сучжоу), Машаньский р-н(Уси), Шэшаньский р-н(Шанхай), Чжицзянский р-н(Ханчжоу), Уишаньский р-н(Фуцзянь), Дачный поселок на острове Мэйчжоу (Фуцзянь), Наньхуский р-н(Гуанчжоу), Интаньский р-н(Байхай), Хайгэнский р-н(Куньмин) и дачный поселок на берегу Ялунского залива в г. Санья(Хайнань). Кроме того, намечено построить дачные поселки провинциального уровня.

С одной стороны, китайские туристические ведомства будут продолжать выявлять специфически китайские особенности в смысле культурно-исторических и пейзажных достопримечательностей, а с другой, осуществляют полную стыковку с международными критериями в сфере гостиничного оборудования и обслуживания; постепенно будет налажена связь с ИНТЕРНЕТ и усовершенствованы меры по обеспечению безопасности туристов.

В настоящее время Китай является самым крупным в мире рынком внутреннего туризма с самыми высокими темпами и наибольшим потенциалом развития.

По статистическим данным за 2005 год, численность въезжающих в Китай туристов составил 120,29 млн. человек, и повысился против предыдущего года на 10,3%. Из них иностранцы составили 20,26 млн. человек, на 19,6% больше; сянганские и тайваньские соотечественники 100,03 млн. человек, это на 8,6% больше, в сравнении с предыдущим годом.

Среди въезжающих туристов число людей с проживанием составило 46,81 млн. человек и повысилось против предыдущего года на 12,1%. В 2005 году валютные доходы в международном туризме достигли 29,3 млрд. долларов, увеличившись на 13,8% против предыдущего года. В 2005 году количество выехавших за границу, составило 31,03 млн. человек, увеличившись на 7,5%. Из них по частной причине 25,14 млн. человек, на 9,4% больше, что составляет 81% всех выехавших за границу. Во внутреннем туризме объем достиг 1,2 трлн. человек, увеличившись на 10%; общие доходы от туризма в стране составили 528,6 млрд. юаней, увеличившись на 12,2%; общие доходы от международного и внутреннего туризма достигли 768,6 млрд. юаней, увеличившись на 12,4%.

Список использованной литературы

1. Л.О. Васильев «Истории Востока».

2. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: РМАТ, 1996. Отдых, образование, работа, лечение, недвижимость, брак за рубежом / И. В. Даньшина, Е. А. Левицкая и др. - М., 1996.

3. Родигин Л. А. Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте. - М.: РИБ «Турист». 2000.

4. Сапрунова В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. - М., 1997.

5. Соболева Е. А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Тихонов Д. В. Как избежать неприятностей, отдыхая и путешествуя за границей. М., 2002.

7.Туристские фирмы: Научно-методические материалы по международному туризму. - СПб.: Изд-во «ОЛВИС», 1996-1997.

8. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. -М.: Советский спорт, 1999