Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Исследование влияния идеомоторной тренировки на качество выполнения гимнастических упражнений студентами факультета физической культуры
Содержание
Условные обозначения……………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......….4
Глава I. Исследование состояния вопроса………………………..6
Психологическая подготовка - структурная единица всесторонней
подготовки специалиста по физической культуре и спорту……………… ..6
1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного
управления организмом………………………………………………………18
1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении гимнастическим видам……………………………………….21
1.4. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм
мышления в управлении двигательными действиями……………………...23
Резюме…………………………………………………………………….29
Глава II. Задачи, методы и организация исследования………30
2.1. Задачи исследования………………………………………………..30
2.2. Методы исследования………………………………………………30
2.3.Организация исследования………………………………………….33
Глава III. Результаты исследования их анализ и обсуждение………………………………………………………………...34
Резюме……………………………………………………………….……35
Глава IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки……………………37
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….41
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….42
Приложение…………………………………………………………..45
Условные обозначения
ФФК факультет физической культуры
ФКиС физическая культура и спорт
ДП двигательные представления
ПСР психическая саморегуляция
ИТ идеомоторная тренировка
ВЗД ведущее звено движения
Введение
Современный этап развития физической культуры и спорта все в большей степени направлен на соответствие преподавания специализированных дисциплин повышению уровня здоровья учащихся, достижению высоких спортивных и технических результатов, а это требует квалифицированной профессиональной подготовки будущих специалистов.
На ряду с большим количеством специальных психических и физических качеств, которыми должен обладать специалист по физической культуре и спорту, преподаватель или тренер, все люди этих профессий должны иметь высокий уровень знаний о технике, методике обучения и совершенствования различных двигательных действий, особенно в избранном виде спорта [1, 7]. По мнению профессора Г.М. Соловьева, А.А. Белкина, М.М. Богена одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалиста, является умение демонстрации двигательных упражнений [5, 6, 24], а это возможно благодаря высокому индивидуальному уровню технического мастерства и как утверждают М.Р. Могендович и А.Р. Якубовская психомоторным навыкам выполнения различных упражнений [18, 27].
По мнению П.А. Виноградова, А.В. Чеснокова, В.В. Гневушева, В.А. Магина, Ю.П. Краснова, Г.М. Соловьева, С.Ю. Забельского и др. в настоящее время усилия ученых и практиков направлены на разработку эффективных инновационных технологий способствующих повышению профессиональной подготовленности специалистов по физической культуре и спорту, их практической апробирования и внедрения в учебный процесс [7, 8, 9, 24, 26].
В исследовании нами сделанная попытка изучения вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки специалиста по ФКиС, а также возможностей практического использования методики идеомоторной тренировки для внедрения в процесс обучения гимнастическим упражнениям студентов факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. Данное положение является основной задачей квалификационной работы.
Актуальность работы заключается ее соответствием современным требованиям по повышению качества подготовки студентов получающих профессию специалиста по физической культуре и спорту в целом и технического мастерства, в частности, на основании использования в процессе обучения инновационной методики идеомоторной тренировки.
Объект исследования – процесс обучения гимнастическим упражнениям студентов 2 курса факультета физической культуры.
Предмет исследования – применение идеомоторной тренировки в процессе обучения гимнастическим упражнениям.
Цель исследования – обосновать эффективность использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование идеомоторной тренировки при обучении студентов второго курса ФФК опорному прыжку будет способствовать росту их технического мастерства.
Новизна работы заключается в том, что впервые использовалась инновационная методика идеомоторной тренировки для повышения технического мастерства студентов факультета физической культуры при обучении гимнастическим упражнениям. На основе сравнения технико-количественных показателей, полученных в ходе эксперимента, определены основные условия, обеспечивающие эффективность реализации данной методики.
Структура и объем квалификационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложения. Список литературы включает 28 наименований. Общий объем квалификационной работы составляет 45 страниц компьютерного набора текста, включая 2 таблицы и одно приложение.
ГЛАВА I. Исследование состояния вопроса
1.1. Психологическая подготовка - структурная единица всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту
В главе представлено содержание отдельных положений профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Рассматриваются вопросы: психологической саморегуляции, как структурной единицы всесторонней профессиональной подготовки студентов регулярно занимающихся спортом; методика идеомоторной тренировки, как инновационной формы подготовки при обучении гимнастическим видам.
Существует множество мнений по поводу подготовки специалистов по физической культуре. Образование, профессионализм и здоровый стиль жизни в ХХI веке будут доминировать в числе важнейших факторов обеспечения достижений в социально значимых видах деятельности, в жизни каждого человека, его положения в обществе, коллективе, семье, прогрессивных преобразований в обществе.
Высокий профессионализм наряду с глубокой образованностью в конкретной области деятельности предполагает необходимое здоровье и развитие способностей, превращение общечеловеческих ценностей, в том числе здоровья и физической культуры, в его собственные ценности.
В педагогическом образовании широко используются средства физического воспитания и спорта. Это объясняется тем, что физическое воспитание и спорт в современных условиях охватывают широкую сферу жизнедеятельности человека: олимпийский и другие типы спорта, образование (все виды учреждений), труд, быт, досуг, отдых, лечение и т.д., вовлекая все категории населения, как здоровых, так и больных, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации. Во всех образовательных учреждениях, от дошкольных до университетов, в учебных планах имеет место предмет «физическая культура».
Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма обслуживающих систему физического воспитания и спорта специалистов: в процессе физкультурно-спортивных занятий на человека посредством активной двигательной деятельности оказывается направленное воздействие от незначительного в занятиях оздоровительного и реабилитационно-лечебного характера до предельных функциональных и психических напряжений в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации. Вполне понятно, как важен высокий профессионализм и как опасен непрофессионализм в этой области.
Кандидат педагогических наук Н.П. Лин-Бей и А.А. Беляев выдвигают свои требования к уровню подготовки специалиста в сфере ФКиС [14].
Государственный образовательный стандарт профессионального образования предусматривает всестороннюю подготовку будущих специалистов непосредственно за счет межпредметных взаимосвязей.
Анализируя требования к уровню подготовленности по дисциплинам производственной практики, остановимся на некоторых из них:
1. В области экономики:
- уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации профессиональной деятельности.
2. В области права:
- знать правовые и нравственно-этические нормы в профессиональной деятельности;
- уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;
- уметь пользоваться «Кодексом законов о труде».
3. В области математики, информатики и естественно-научных дисциплин:
- иметь представление о методах математического моделирования двигательных действий и технологий решения задач с помощью ЭВМ;
- знать и уметь использовать простые математические модели систем и процессов в сфере профессиональной деятельности.
4. По общепрофессиональным дисциплинам иметь представление:
- об основных закономерностях функционирования организма человека;
- о наиболее распространенных заболеваниях;
- о видах врачебно-педагогического контроля;
- о возрастной периодизации и основных ступенях развития;
- о человеке как субъекте образовательного процесса;
- о закономерностях психических явлений;
- о развитии и формировании личности;
- о международной и национальной системах физической культуры.
Знать и уметь использовать:
- анатомо-физиологические и возрастные особенности функционирования организма человека в покое и в процессе занятий физической культурой и спортом;
- разнообразные формы занятий для поддержания уровня физической
- подготовленности и состояния здоровья;
- гигиенические основы занятий ФКиС;
- профилактику травматизма;
- основы спортивного массажа;
- психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, массовых оздоровительных занятий;
- содержание, организацию, структуру, методы отечественной системы физического воспитания;
- технологию обучения двигательным действиям и методику развития физических качеств.
5. По специальным дисциплинам знать и уметь использовать:
- общую дифференциальную биомеханику, кинематику движений человека,
биомеханику двигательных качеств;
- организацию управления основными знаниями физкультурно-массовой работы;
- современные формы и методы физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы;
- основы формирования профессионального мастерства специалистов по физической культуре и спорту;
- методы и формы спортивной рекламы;
- общие закономерности и частные методики обучения и тренировки;
- основные стороны подготовки спортсмена, периодизацию тренировки,
- структуру многолетней тренировки, управление и контроль в спортивной тренировке;
- правила и судейство соревнований;
- методику планирования;
- учет, отчетность и др.
6. Производственная практика. В процессе производственной (профессиональной) практики педагог по физической культуре и спорту должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности:
- планирование и осуществление образовательной деятельности;
- организация и проведение спортивной тренировки;
- организация и проведение массовой физкультурно-оздоровительной работы с разными контингентами занимающихся;
- осуществление воспитательной работы (формирование коллектива
- занимающихся, положительные мотивации к занятиям физической культурой и спортом и т.д.);
- пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- профессиональная ориентация.
В результате освоения основной профессиональной программы по своей
- специальности педагог по физической культуре и спорту должен владеть
навыками и иметь опыт:
- объяснения и демонстрации основных и вспомогательных технических элементов базовой физической культуры, избранного вида спорта;
- определения причин возникновения типичных ошибок у лиц, занимающихся физической культурой, подбора примеров и средств к их устранению;
- использования при обучении и воспитании специального оборудования и инвентаря;
- оказания первой доврачебной помощи;
- владения образной эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использования приемов личностных отношений и общения в коллективе;
- составления учебно-отчетной документации как одного из основных компонентов анализа профессиональной деятельности и многое другое.
В ходе освоения учебной программы, анализируя требования Госстандарта, мы убеждаемся в том, что изучение всех дисциплин должно быть направлено на конечную цель образовательного процесса – подготовку студента к его будущей профессиональной деятельности, успех будет зависеть от того, как каждый преподаватель владеет знаниями специфики физической культуры и спорта.
Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки педагогов по физической культуре в ракурсе повышения двигательно-технических качеств общего уровня профессионального мастерства является включение в процесс обучения комплекса педагогических и физиологических методов.
использование комплекса средств и методов для повышения эффективности формирования общепедагогических качеств и способностей как базиса для формирования специфических умений и навыков;
реализация единства и взаимосвязи в развитии двигательно-технических качеств и профессиональной культуры педагога;
учет специфики профессиональной двигательной деятельности как необходимого компонента педагогического мастерства преподавателя физической культуры и спорта;
использование комплекса педагогических, психологических и физиологических методов контроля для регулярной, текущей оценки эффективности формирования двигательно-технических качеств и профессиональной культуры педагогов по физической культуре.
Е.П. Ильин в 2000 году предлагает свою точку зрения на профессиональное мастерство учителя физической культуры [11].
Для того чтобы стать мастером-педагогом, учителю физической культуры требуется пять – шесть лет работы в школе. Однако и в последующие годы продолжается его совершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровня физической подготовленности несколько изменяется и структура деятельности учителя физической культуры. Все большую роль приобретает его умение руководить уроком, использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрации учащимся такие упражнения, которые самому учителю по ряду причин выполнить трудно и даже нецелесообразно (из-за того, что в исполнении учителя будет утеряна эстетика движения). Все это свидетельствует о том, что мастерство учителя – динамическая характеристика и процесс совершенствования учителя бесконечен.
Имеется несколько способов повышения мастерства учителем физической культуры. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методических совещаниях и т.п. Другой способ – самосовершенствование, которое может осуществляться несколькими путями:
Посещение и анализ уроков, проводимых опытными учителями.
Повышение своей профессиональной и общей эрудиции (чтение специальной литературы, в том числе журнала «Физическая культура в школе», конспектирование этой литературы по специальным разделам, обобщение новых сведений и формулирование выводов для своей педагогической работы); чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивных соревнованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех важнейших спортивных событий, обладать широкой эрудицией в области спорта (без этого трудно эмоционально проводить уроки по физической культуре и занятия спортивных секций, формировать у учащихся интерес к физической культуре).
Повседневный анализ своей педагогической деятельности (например, с помощью дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся и класса в целом, фиксироваться эффективность тех или иных воздействий на учащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу организации урока и т.п.).
Проведение несложной исследовательской работы, которая дала бы ответ на интересующие учителя вопросы, связанные с его деятельностью (какова, например, эффективность использованных им упражнений для развития силы, каков уровень физической подготовки класса в целом и отдельных учеников, какой из методов эффективнее в тех или иных конкретных условиях и т.д.).
Самосовершенствование должно осуществляться учителем не утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведения урока физической культуры. Некоторые учителя, читая, например, журнал «Физическая культура в школе», обращают внимание только на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений и новое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяет методическую базу учителя, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихся знаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся. Поэтому теоретическая база такого учителя остается на прежнем уровне либо даже ухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный учитель не может быть лишь обладателем суммы рецептов. Постоянное осмысливание своей педагогической деятельности требует и постоянного обновления теоретических сведений из области педагогики, психологии, физиологии, теории физического воспитания. Только на этой базе учитель может быть готовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средств повышения эффективности физического воспитания школьников.
Навыки самосовершенствования нужно начинать вырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. При этом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех или иных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формировать потребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратить интерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формирование этой потребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участие в работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской работы.
Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствования использовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходима определенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Все это возможно только в том случае, если учитель физической культуры занимается самопознанием, выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитых качеств не должно приводить учителя к пессимистическому выводу о его непригодности к профессии учителя физической культуры. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладал сразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому учитель должен научиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживать проявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсировано недостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности к учащимся – настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточно быстрая сенсомоторная реакция – опытом, умением предвидеть ситуацию). Особенно наглядно такие компенсации проявляются при выборе стиля деятельности.
Возможности учителя многообразны. Они могут реализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи с этим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. У одних учителей ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других – организаторские умения, у третьих – конструктивные умения или волевые качества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, даже если он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Л.И. Лубышева, Бальсевич В.К., В.А. Магин не согласны с современной системой подготовки специалиста в сфере ФКиС. И предлагают свою концепцию модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту [4, 15].
Если специалист не удовлетворяет запросам социальной жизни, то возникает напряжение или кризисная ситуация, которая влечет за собой реформы преобразования или модернизацию в системе образования.
Нам представляется, что основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза (факультета) развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум – создать жизнеспособную, развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями и навыками педагога-ученого.
Цель модернизации профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в создании механизма устойчивого развития педагогической системы профессиональной подготовки научно-педагогических физкультурных кадров, соответствующей развитию и запросам личности, общества и государства и позволяющей существенно повысить качество образования, социокультурную и здоровьеформирующую роль физической культуры и спорта.
Для достижения указанной цели в первую очередь необходимо решить следующие задачи:
провести анализ содержательных основ и организации физкультурного образования в условиях обучения в университетах с целью обоснования новых педагогических технологий для подготовки педагогических кадров в области физической культуры и спорта;
организовать процесс подготовки будущих специалистов университетского профиля на основе освоения ими инновационных технологий и физического воспитания, массового спорта, спорта высших достижений;
обосновать новую модель специалиста научно-педагогического профиля, прошедшего профессиональную подготовку в условиях университетского физкультурного образования;
ознакомить специалистов, работающих в области высшего физкультурного образования, с инновационными технологиями физического воспитания, их объективными преимуществами по сравнению с существующими традиционными технологиями физического воспитания;
организовать обучение студентов физкультурных вузов (факультетов) методам и формам инновационных технологий;
обосновать новую модель высшего физкультурного образования в Российской Федерации;
разработать учебные программы и материалы, отражающие содержание инновационных технологий и внедрение их в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Реализация концепции модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту требует разработки, издания и обеспечения образовательного процесса вузов (факультетов) России учебными программами спецкурсов, учебными и учебно-методическими пособиями, содержание которых должно быть нацелено на изменение профессионального мышления студентов, вооружение их новыми знаниями и умениями, инновационными технологиями. Спецкурсы данной проблематики могут успешно осваиваться студентами в рамках национально регионального (вузовского) компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен знать:
содержание инновационных технологий в области физической культуры и спорта;
формы, методы и принципы организации инновационного обучения;
медико-биологические, психолого-педагогические, социокультурные основы инновационных технологий в области физической культуры и спорта.
Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен уметь:
планировать, организовывать и проводить занятия с использованием инновационных технологий;
применять на занятиях современные средства и методы физического воспитания, адекватные содержанию инновационных технологий;
оценивать эффективность используемых технологий и контролировать качество учебно-воспитательного процесса;
анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность;
организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
создание в высших учебных заведениях условий для освоения студентами современных инновационных технологий в области физической культуры;
повышение качества высшего физкультурного образования;
формирования у будущих специалистов новой ментальности в области
физической культуры и спорта;
повышения уровня профессиональной подготовленности специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта образовательных учреждений;
усиление культурообразующего потенциала физической культуры;
повышение интегративной роли физической культуры в ее целостной методологии;
формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению основ здорового образа жизни, способствующих изменению стиля жизни;
повышение уровня физкультурной образованности управленцев, педагогов, родителей и детей.
Таким образом, успешная педагогическая деятельность учителя физической культуры связана и с мнемическими качествами - быстротой и прочностью запоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы учителю физической культуры. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой учителя физической культуры является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Е.П. Ильин утверждает, что психомоторные качества тесно связаны с персептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств учителя физической культуры на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание 10.
Маркова А.К. считает, что для эффективного выполнения профессиональ-
ной деятельности специалист должен обладать рядом психологических качеств:
характеристик мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосознание себя как профессионала.
Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
Удовлетворенность человека трудом, его процессом, результатом.
характеристики операционной среды специалиста:
Психологические знания о труде, о профессии.
Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Психологические показания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операционной сфере.
Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации [16].
1.2. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом
Саморегуляция - возможность (в определенных пределах) самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими.
Сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналами для этого могут служить ощущение тяжести тела в сочетании с мышечным расслаблением, тепла - в сочетании с испытываемым расслаблением и чувством физического комфорта. Переживание успеха может иметь продолжительное эмоциональное последействие, ведущее к построению таких же или аналогичных стратегических решений (тренировка поведения) в процессе «организации» спортивной победы.
Психическая саморегуляция с помощью психорегуляторной тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцированно и создавать основу, на которой строится содержание программ психорегуляторной тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.).
Еще один принцип психорегуляции заключается в следующем: чем более четкое устное определение получит содержание воспринятого и чем более активно оно будет воспроизведено, а также чем больше оно соответствует миру восприятий и представлений спортсмена, тем точнее оно будет преобразовано в само управление. При формировании и активизации условнорефлекторных процессов человек может научиться (в известных пределах) произвольно управлять через высшие интеграционные системы мозга почти всеми вегетативными функциями и психовегетативными изменениями в организме.
Таким образом, психорегуляторное воздействие происходит опосредованно через высшие интеграционные зоны головного мозга, которые выполняют двойную функцию: создают предпосылки для активного сознательного контакта человека с окружающим миром и одновременно являются высшим центром управления соматическими и вегетативными функциями организма.
По данным В.П. Некрасова, исходя из профессиограммы спортивной деятельности и психологических требований, предъявляемых к личности спортсмена в процессе подготовки и выполнения определенных действий, формы психорегуляции должны иметь комплексный характер, т.е. затрагивать как можно больше сторон воздействия на психические процессы и психовегетативные изменения организма спортсмена. Только с помощью одной саморегуляции нельзя выполнить эти многосторонние требования. Поэтому в спортивной практике все большее место занимают комбинированные формы само- и гетерорегуляции. Любые формы гетерорегуляции (устные, акустические - музыка, шумы, оптические - краски, картины и др.) подкрепляют и усиливают эффект саморегуляции 19.
Под психической саморегуляцией (ПСР) понимаются различные способы самостоятельного воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов.
И так, основным оружием в сфере психической саморегуляции служат слова и соответствующие словам мысленные образы.
Известны такие средства психической саморегуляции, как самоободрение, самоприказ, самоубеждение. Сущность этих приемов сводится к тому, что тщательно осмыслив предстоящую ситуацию и представив в ней себя, человек оформляет нужные мысли и чувства.
А.В. Алексеев отмечает, что эти методы психической саморегуляции довольно часто оказывают существенную помощь. Но, к сожалению, не всегда. Дело в том, что нередко в связи с нарастанием числа стрессовых ситуаций стали наблюдаться случаи, когда организм «не слушается» самоободрения, или самоприказа. В организме не возникает тех нужных физиологических изменений, без которых физическое начало (мысли и слова) не реализуются должным образом, остается, так сказать пустым звуком 2.
1.3. Идеомоторная тренировка как инновационная форма подготовки при обучении
Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.
Представление движений можно классифицировать следующим образом:
как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию;
как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет таким образом тренирующую функцию;
как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию.
Все три функции характеризуются синхронностью.
Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует
ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.
"Жизненность", или "реальность", представления идеомоторного двигательного акта определяет объем вовлеченных во "внутреннюю реализацию" уровней и этим самым эффективность идеомоторной тренировки.
Также оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировки,
разработанная на основе этих принципиальных научных позиций.
I. Внутренняя актуализация:
а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки; некоторые упражнения);
б) обсервативная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- видеозаписей или кинограмм;
в) идеомоторная фаза (3-5-кратное повторение внутреннего представления в соответствии с письменным заданием).
II. Внешняя реализация:
а) имитационная фаза-элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах ("намек" на движение) или как бы повторяя воображаемое;
б) фаза практической тренировки (упражнение, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически).
При разработке индивидуально эффективных идеомоторных программ следует учитывать ряд моментов:
в начальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя "готовность к воображению" и снижаться интенсивность воздействия внутренних и внешних помех;
содержание программ идеомоторной тренировки должны вырабатывать совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. Программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент;
часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на магнитофонную ленту и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому им легче будет сосредоточиться и вообразить услышанное;
число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня
подготовленности спортсменов и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми также должны быть сокращены;
информация, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснениями, как надо выполнять упражнения.
1.4. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями
Разработка современных методик обучения двигательным действиям базируется на теории технической подготовки спортсменов, методологической основой которой являются биомеханика движений человека, физиология двигательной активности, психология и педагогика [25].
Структурными компонентами деятельности выступают действия. Действием называют процесс, подчиненный решению конкретной двигательной задачи, направленный на достижение цели, определяемой характером мотивации.
Согласно В.Б. Коренбергу, двигательная задача рассматривается как фиксированный системный комплекс представлений:
об исходной ситуации решения двигательной задачи;
о желаемой конечной ситуации решения двигательной задачи и о характере перехода в нее исходной ситуации (это цель двигательной задачи);
о независящих от
субъекта закономерностях и факторах,
которые
предположительно
могут влиять на ход решения двигательной
задачи;
о средствах, которыми будет располагать субъект для ее решения;
об ограничениях, налагаемых на применение средств [13].
Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки. Характерная черта двигательного умения заключается в том, что управление движениями в процессе двигательного действия происходит при ведущей роли мышления (это отражено в самом слове «умение»). Активный мыслительный процесс управления движениями протекает на основе: а) знаний техники действия и особенностей его исполнения; б) двигательного опыта, из которого можно использовать ранее выработанные двигательные координации и ощущения для построения новой системы движений; в) оценки своих физических возможностей.
Из этого следует, что двигательное умение определяется как приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями. При том, что в целом понятие способность в более широком плане - это генетически, социально и лично выработанное качество (или совокупность свойств и качеств) что-либо эффективно делать, совершать [21].
Традиционно же двигательное умение рассматривается как форма реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных целенаправленных операций; или же способностью выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие. Двигательный же навык характеризуется как форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
По мнению Б.М. Ашмарина, двигательный навык - это способность выполнить двигательное действие, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него [3].
Г.М. Соловьев утверждает, что двигательное действие усвоено на репродуктивном уровне умения, если учащийся справляется с заданием, в котором даны цель, условия и необходимые действия для ее решения, иначе способен действовать по известному алгоритму, с необходимым контролем сознания и концентрацией внимания. Двигательное действие усвоено на продуктивном уровне навыка, если оно отличается автоматизмом, высокой точностью и надежностью, если при заданной цели, но нечетко определенных условиях (например, тактических или соревновательных и т.п.) занимающийся может уточнить и дополнить условия и применить ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи; при заданной общей форме цели оперативно исследовать условия (ситуацию) и реализовать ее на творческом уровне, приводящем к достижению цели.
В такой трактовке двигательных умений и навыков просматривается не только рефлекторная их основа, но и предпосылка проявления интеллектуальных способностей занимающихся (осознанность, способность к переносу, самостоятельность, импровизация) [24].
Таким образом, всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, на решение определенной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи. Такое начало предполагает и определенный конец. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как срыв или неудача. Весь процесс мышления в целом представляется сознательно регулируемой операцией.
Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.
Поскольку мышление совершается в виде операций, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным, волевым актом. Разрешение задачи требует значительного волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудностей. Волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность имеют, поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной работе.
Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях. В реальном мыслительном процессе понятия всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, является всегда вместе с тем и неким слуховым и зрительным образом.
Наглядные элементы включаются в мыслительный процесс: а) в виде образных представлений о вещах и свойствах; б) в виде схем; в) в виде слов, которыми оперирует понятийное мышление, поскольку оно всегда является мышлением словесным.
Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления. Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Мышление в понятиях - преимущественно словесное мышление. Слово является формой существования мысли, его непосредственной данностью. Мысль как бы обретает в слове необходимую материальную оболочку. Процесс мышления протекает в более или менее сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений, с выходящим за пределы непосредственной наглядности вербальным обозначением содержания мышления. Великое преимущество слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет никакого иного значения помимо своего семантического содержания; именно поэтому он может быть пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова поэтому как бы прозрачны для значения: мы обычно начинаем замечать слова как звуковые образы только тогда, когда мы перестаем понимать их значение; в силу этого слово - наиболее пригодное средство обозначения интеллектуального содержания мысли. Но и слово - форма мысли - является не только отвлеченным значением, а и наглядным чувственным представлением [22].
О.А. Конопкин рассматривает проектно-двигательное мышление как оперирование специфическими чувственно-понятийными образами, стиль мышления человека на базе понятий, выраженных словами (вербально), а также на основе «живого созерцания», представленного проприоцептивны-ми, зрительными, тактильными, слуховыми образами. В процессе проектно-двигательного мышления совокупность знаний и двигательных представлений человека об объекте формируется в целостное системное объединение «знание - проект - способ действия». Проектность в данном случае - это определяющая черта мыслительной и практической деятельности человека. Проектностью пронизаны наука, искусство, педагогика, психология человека. Проектируемый объект (воспринимаемая, представляемая, мыслимая система движений) предстает как мой предмет, мое переживание. Смыслообраз отражает не только двигательное действие, о котором спортсмен думает, но и сам характер «осмысления значений» и «означения смыслов» в ходе языкового моделирования.
Можно предположить, что эффективность проектно-двигательного мышления студента повысится, если он будет пользоваться некоторым «зеркалом», отображающим ход и результаты выработки двигательного решения. Чтобы человек мог сознательным и контролирующим образом анализировать содержание своих мыслей и двигательных действий, он должен прежде всего иметь возможность вынести вовне (эксплицировать) это содержание, представить его в объективированной, языковой форме (устная или письменная речь, рисунки, схемы, и т.п.) [12].
Изучение двигательной деятельности человека осложняется тем, что отражение в сознании процесса выполнения действия очень сложно по своей природе. Объективное содержание образа непосредственно связано с человеком, который формирует его и руководствуется им в своих действиях. Оно не может быть раскрыто непосредственно для другого человека и недоступно при наблюдении извне. Образ характеризует субъективную идеальную форму отражения в сознании человека совершенных и будущих действий. Отражение существенных связей между элементами в структуре действия зависит от уровня абстрактного мышления. Благодаря процессам мышления обеспечивается выяснение сущности и логики всего процесса выполнения двигательного акта.
Этот этап характеризуется переходом от чувственно воспринимаемых связей к связям внутренним, существенным, от менее полного к еще более полному и глубокому познанию человеком собственных движений [23].
Рядом психологов отмечается благоприятное влияние мысленного воспроизведения предстоящей работы. Данный метод позволяет повысить концентрацию возбудительного процесса, формирование динамического стереотипа двигательного акта.
Из практики спорта известно, что мысленные (идеомоторные) упражнения: проигрывание движений и действий в воображении, постоянно используются в процессе подготовки и выступлений спортсменов на соревнованиях. Воображение в данном случае выступает как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно
мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.
Еще в 1899 году американский ученый Д. Андерсон пытался узнать, можно ли подготовить мышцы для выполнения гимнастических упражнений, если движения только воображаются, но практически не выполняются. Многочисленные опыты дали положительный результат. В последующие годы это положение экспериментально проверялось и подтверждалось большим количеством исследований по психомоторике в разных странах (США, СССР, ЧССР, ГДР, ВНР, ФРГ, Австрия, Япония, Великобритания) [23].
Резюме
Именно с внедрением в спортивную практику приемов мысленной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления. Методы, использующиеся в идеомоторной тренировке, сущность которой заключается в развитии способности спортсмена вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить в них коррективы и на основании этого управлять движениями, хорошо зарекомендовали себя как на начальных этапах освоения сложных технических элементов, так и при восстановлении навыков, утраченных в результате длительного перерыва в тренировках. Мысленные упражнения дают возможность спортсмену выйти за рамки непосредственного опыта и произвести анализ явлений на теоретическом уровне, обнаружить скрытые возможности, наметить пути их реализации.
В конечном счете, умение произвольно регулировать свои, казалось бы, непроизвольные функции приводит занимающихся к возможности самостоятельно управлять и тем самым улучшать собственное психосоматическое состояние организма.
Ниже представлены задачи и методы исследования, позволившие использовать методику идеомоторной тренировки для обучения гимнастическим упражнениям студентов, регулярно занимающихся спортом.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
В настоящей главе представлены задачи, методы способствующие осуществлению запланированного в работе исследования, организация и проведение экспериментальной части.
1. На основании научной и научно-методической литературы обосновать возможность использования идеомоторной тренировки в процессе обучения двигательным действиям.
2. Провести сравнительный анализ технического выполнения опорного прыжка среди студентов традиционно обучающихся гимнастическим упражнениям и с использованием методики идеомоторной тренировки.
3. Выявить преимущества методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям.
2.2. Методы исследования
В процессе решения поставленных цели и задач, нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод бальной оценки.
3. Метод самооценки.
4. Математическая обработка полученных результатов.
Изучение и теоретический анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования
Для выяснения состояния исследовательской работы, ее значимости в современной подготовке специалиста по физической культуре и спорту, проведен анализ инновационной научно-педагогической и спортивной литературы. В процессе работы изучались сведения о профессиональной подготовленности студентов обучающихся по специальности физическая культура и спорт. Исследован материал, посвященный идеомоторной тренировке.
Всего в ходе исследования нами изучено 34 литературных источника, из которых 28 были непосредственно использованы при написании квалификационной работы, в том числе и информационные ресурсы Интернет.
Метод бальной оценки
Метод использовался в экспериментальной части работы для сравнительного анализа показателей в исследуемых группах. Суть метода заключается в выставлении оценки за технику выполнения опорного прыжка «ноги врозь через коня в длину» и осуществлялась по следующим критериям:
- наличие замаха, то есть движения ногами вверх и назад, после отталкивания от мостика выше уровня горизонтали плечевого пояса;
- полное разгибание тела после отталкивания руками (возможен прогиб);
- разведение ног не ранее момента отталкивания руками;
- устойчивое, обусловленное гимнастическим стилем, приземление.
Опорный прыжок не засчитывается, если: выполнен другой прыжок по форме; прыжок выполнен не одновременным толчком руками; толчок руками выполнен о ближнюю треть коня.
Оценка техники выполнения двигательных действий осуществлялась визуально. За основу брались типичные ошибки техники движений и их значимость. Для определения значимости ошибок использовались следующие критерии:
- грубая ошибка – отклонение от рациональной техники движений, которое искажает основную структуру действия и значительно снижает результат;
- значительная ошибка – такое отклонение от заданной техники, которое не нарушает основную структуру действия, но явно снижает результат;
- мелкая ошибка – это отклонение от разучиваемой техники движений, которое не нарушает основную структуру двигательного действия и практически не снижает количественный результат.
Оценка техники осуществлялась по десятибалльной системе:
10 баллов – за выполнение движений без ошибок или с незначительными отклонениями;
8-9 баллов – за выполнение движений с мелкими ошибками в основной ,значительными в подготовительной и заключительной фазах действия ;
6-7 баллов – за выполнение движений со значительными ошибками в основной, грубыми в подготовительной и заключительной фазах действия 4-5 балла – за выполнение движений с грубыми ошибками в основной фазе действия или большим числом разных ошибок, искажающих структуру двигательного акта;
3-1-2 балла – за невыполнение двигательного действия.
Определение технического мастерства студентов проводилась автором работы совместно с доцентом кафедры гимнастики А.И. Яцыниным (руководителем практики).
Метод самооценки
Использовался для оценки индивидуального самочувствия студентов, принявших участие в эксперименте.
Математическая обработка полученных результатов
Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась с использованием математических формул вычисления. Вычислялись следующие показатели:
n - число исследуемых;
М - средняя арифметическая величина [3].
2.3. Организация исследования
Основная часть исследования тематики избранного нами направления в рамках квалификационной работы составила семь месяцев, началась в октябре 2004 года с поиска его информационного составляющего (литература).
Обосновав актуальность избранного направления, в рамках производственной практики – с 31 января по 12 марта 2005 года, мы провели экспериментальную часть дипломного исследования на базе кафедры гимнастики, факультета физической культуры Ставропольского государственного университета. В исследовании были задействованы студенты 2 курса обучающиеся по специальности «Физическая культура и спорт». Материал исследования стал основанием дальнейшего написания квалификационной работы, определив основные направления, на которые стоило обратить больший акцент. В период с февраля по март нами обоснован материал, касающийся основных направлений идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям, и внесены наиболее значимые из них в содержание работы. В марте 2005 года нами проанализированы результаты эксперимента, сделан анализ различий у двух исследуемых групп и окончательно оформлена работа.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину как в контрольной, так и экспериментальной группах. При этом достоверных различий выявлено не было;
на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки, контрольная группа занималась по обычной программе;
на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнительные данные технического мастерства студентов в опорном прыжке
В настоящей главе представлены: ход экспериментальной части исследования, его результаты и сравнительный анализ использования идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям. В эксперименте приняли участие 40 студентов, в числе которых: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в три этапа:
на 1-м этапе производилась первоначальная оценка за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину:
- в экспериментальной составила группе 7,3±0,12 балла;
- в контрольной группе 7,15±0,1 балла.
Достоверных различий выявлено не было;
на 2-м этапе студенты экспериментальной группы обучались техническому выполнению опорного прыжка через коня ноги врозь в длину используя методику идеомоторной тренировки;
на третьем проводилась оценка техники выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину и сравнительный анализ показателей в двух исследуемых группах студентов.
Благодаря использованию методики идеомоторной тренировки в экспериментальной группе были получены следующие результаты:
- средний балл за технику выполнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину равен М=8,2±0,04 в качественной оценке (средний).
Наиболее высокий балл (10) за технику выполнения гимнастического упражнения опорного прыжка через коня ноги врозь в длину был зафиксирован у Ососковой А., так как она является мастером спорта по художественной гимнастике и Середа А., посещающего дополнительные занятия по гимнастике. Основанием для показания высокого результата было 100% посещение занятий и выполнение всех рекомендаций по методике обучения с использованием идеомоторной тренировки.
Наиболее низкий технический балл (6) у Н. Балаян и И. Маловичко, специализирующихся в единоборствах. Следствием этого явилось не регулярное посещение занятий, на основании которых студенты не получили возможности усвоить предлагаемый метод обучения и не показали практических умений в опорном прыжке.
Таблица 1
Сравнительные показатели технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину (в баллах)
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
До эксперимента |
7,15 |
7,3 |
После эксперимента |
7,4 |
8,2 |
В контрольной группе средний балл за техническое исполнение опорного прыжка через коня ноги врозь в длину составил М=7,4±0,04.
Наиболее высокий показатель (10) баллов заработал Д. Баринов, специализированно занимающийся спортивной гимнастикой. Наиболее низкий (6) баллов зафиксирован у единоборца В. Давыдова и игровика З. Койбаева, (6) баллов у студента также специализирующегося в спортивных играх С. Макеевича.
Резюме
Проведенный анализ результатов балльной оценки техники гимнастического упражнения опорный прыжок через коня ноги врозь в длину позволил выявить, что в экспериментальной группе средний балл после проведения эксперимента повысился 0,9. Полученные данные позволяют утверждать, что использование методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям способствует более высокому уровню технического мастерства студентов.
В контрольной группе средний балл увеличился на 0,25 по сравнению с первоначальной оценкой.
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину до эксперимента
Таблица 2
оценка |
экспериментальная группа |
контрольная группа |
||
кол-во студентов |
% отношение |
кол-во студентов |
% отношение |
|
ОТЛИЧНО |
1 |
5 |
1 |
5 |
ХОРОШО |
9 |
45 |
5 |
25 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
10 |
50 |
14 |
70 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 3
Соотношение оценок за технику выполнения опорного прыжка
через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальная группа |
контрольная группа |
|||
кол-во студентов |
% отношение |
кол-во студентов |
% отношение |
|
ОТЛИЧНО |
3 |
15 |
1 |
5 |
ХОРОШО |
13 |
65 |
10 |
50 |
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
4 |
20 |
9 |
45 |
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основное содержание методики обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки студентов 2 курса факультета физической культуры представлена в четвертой главе.
ГЛАВА IV. Методика обучения гимнастическим упражнениям с использованием идеомоторной тренировки
Одним из центральных направлений методологии идеомоторной тренировки являются двигательные представления тренера и ученика. С формирования двигательного представления начинается процесс непосредственной работы, направленной на освоение нового упражнения. Обычно в литературе, посвященной обучению движениям, говорится только о формировании предварительных ДП. При этом имеется в виду, что, прежде чем взяться за практическое исполнение конкретных учебных заданий, нужно составить, возможно, более ясное представление о предмете работы. Считается, что формирование предварительных двигательных представлений требует выполнения ряда операций. В работе с новичками это выглядит примерно так:
поставить задачу работы, начав с термина движения, его правильного названия. Действительно, в наиболее простых случаях запоминание названий движений почти определяет их исполнение. Однако при разучивании сложных, тем более оригинальных элементов, этот фактор практически не играет никакой роли;
показать упражнение, используя для этого доступные средства. В простейших случаях - это демонстрация упражнения тренером, в других случаях — наблюдение за партнерами, чаще же - использование кинограмм, рисунков, имитаций, а в последние годы - видеозаписей. Создание визуального образа движения, разумеется, чрезвычайно важно - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;
объяснить, в чем состоят основные технические особенности упражнения, задания. Ясно, что это объяснение лишь первично; в дальнейшем разного рода разъяснения, анализы становятся постоянным рабочим фоном;
опробовать упражнение или его доступную модификацию. Это опробование рассчитано не на немедленное буквальное исполнение нового упражнения, а на получение первой дозы конкретной чувственной информации, иллюстрирующей ранее увиденное и услышанное.
Начиная с опробования, процесс формирования двигательного представления идет «по спирали», так как тренер и ученик (студент) вновь и вновь обращаются к показам, разъяснениям, повторным пробам, систематически корректируя ДП. В этой связи обычно говорят о необходимости уточнения двигательного представления. Процесс уточнения в дальнейшем продолжается в ходе разучивания упражнения и всего периода его исполнения в спортивной практике. Самые важные из двигательных представлений следующие:
командно-двигательные, управляющие представления о действиях, «запускающих» и активно продолжающих движение;
кинестезические представления об изменениях позы и напряжениях мышечного аппарата;
тактильные представления о характере контакта со снарядом;
зрительные представления об ориентации, вращении, пространственном перемещении тела;
вестибулярные представления о положении тела в пространстве, характере вращения;
слуховые представления о силе, характере, ритме контактного взаимодействия с опорой;
временные, темпо-ритмические представления о движении;
смысловые представления о физических, параметрических, системно-структурных свойствах движения и др. [13].
Наряду с представленными выше основными двигательными представлениями в экспериментальной части настоящего исследования нами использовались отдельные положения разучивания гимнастических упражнений, основанные на теории «планомерно-поэтапного формирования действий» предложенной профессором П.Я. Гальпериным [28]. Разработанная ученым теория хорошо поясняет некоторые особенности усвоения материала в гимнастике.
Представляем рад этапов работы тренера и ученика над новым гимнастическим упражнением:
1-й этап – получение возможно более полной информации о технике и методике разучивания данного гимнастического упражнения или ему подобных (сбор «портфеля информации» о движении);
2-й этап – систематизация наиболее важных данных с выделением ведущих звеньев движения. ВЗ – это совокупность биомеханических эффектов, обеспечивающих выполнение программного движения в каждой его стадии.
3-й этап – определение необходимых операций. Под «операцией» в данном случае понимается та часть ВЗ, которая связана исключительно с произвольными факторами, в особенности мышечными действиями ученика (студента) (тогда как в состав ВЗ входят и непроизвольные факторы движения);
4-й этап – идеомоторная проработка движения, в ходе которой ученик (студент) обдумывает новое для него движение, мысленно представляя себе его собственное исполнение. Это касается как целостного движения, так и тех заданий, посредством которых целостное упражнение разучивается.
5-й этап – имитационная работа движения, когда посредством максимально доступных условий по форме и параметрам движений воссоздаются наиболее важные компоненты будущего движения. Имитация является как бы способом доступного «проявления» идеомоторных двигательных представлений ученика (студента);
6-й этап – углубленное разучивание движения, построенное на проработке каждой ранее выявленной операции. Для каждой операции ученик (студент) должен выбрать совершенно четкие чувственные представления, которыми можно руководствоваться в действии. Это так называемые основные опорные точки, совокупность которых составляет (по П.Я. Гальперину) ориентировочную основу действий. Как только ученик (студент) вырабатывает в процессе упражнений ориентировочную основу действий, это означает, что он фактически владеет двигательным умением.
7-й этап – совершенствование движения с выработкой двигательного навыка. Оптимальная автоматизация двигательных действий, сопровождающаяся формированием двигательного навыка, означает, что ранее сформировавшаяся ориентировочная основа действий «сворачивается», т.е. в определенной степени перестает контролироваться сознанием и, тем самым, открывает для занимающегося возможность сознательно контролировать те компоненты управления движением, которые ранее ускользали от него и были ненадежными [28].
Выше приведенные основы идеомоторной тренировки и положения, касающиеся ее организации и проведения дают основания сделать логический частный вывод: тренер должен отчетливо представлять себе основные компоненты двигательных представлений, так как это прямо определяет методику его работы, конкретные направления воздействия на сознание и ощущения ученика, а в конечном итоге, выбор определенных заданий, указаний, задач исполнения движения.
ВЫВОДЫ
1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции организма, как структурной единицы всесторонней подготовки специалиста по физической культуре и спорту, позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои надежды на решение таких проблем, как повышение технического мастерства и психологической надежности спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, реабилитации после неудачного выступления.
2. Сравнительный анализ бальной оценки технического выполнения опорного прыжка «через коня ноги врозь в длину» позволил определить, что: у студентов обучающихся с использованием идеомоторной тренировки средний показатель составил 7.95±0,04 балла, у студентов обучающихся по традиционной программе 7,1±0,06 балла. Различия в полученных результатах достоверны и равны 0,85 балла.
3. Полученные экспериментальные данные использования методики идеомоторной тренировки при обучении гимнастическим упражнениям свидетельствуют о ее значимости. Преимущества заключаются в развитии способности студентов вызывать и анализировать мышечно-двигательные представления о движении, вносить коррективы и на основании этого самостоятельно управлять движениями.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова А.Н. Такая разная психология. – М.: Современник, 2002.
Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка – метод психической саморегуляции. - М., 1979. - 27с.
Алексеев А.В. Себя преодолеть. /3-е изд., перераб., доп. – М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 192с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 224с.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт». В кн.: Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 155с.
Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. – М.: ФиС, 1983. - 128с.
Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М.: Химия, 1993. - 400 с.
Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: Учебное пособие. – М.: ПИОЛИФК, 1985. - 42с.
Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., Советский спорт, 1996. - 585с.
Гневушев В.В., Забельский С.Ю., Магин В.А., Краснов Ю.П. и др. Система биоэкономической психомоторной адаптивности цикла здоровья / Учебное пособие: изд-во Старопольсервисшкола. – Ставрополь, 2004. - 188с.
11. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Г 484 М.Л. Журавин, О.В. Заряцкая, Н.В. Казакевич и др.// Под ред. М.Л. Журавина. Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 448с.
13. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Изд. 3-е – перераб. и дополн. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
14. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Программа курса. - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 24с.
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1987. - 287с.
16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп.- СПб: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2000. - 486с.
17. Журавлёв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической деятельности учителя – мастера. Автореферат диссертации канд. психологических наук.- М.: 1999.
18. Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва – Воронеж, 2003.- 456 с.
19. Кольтинова В.В. Организация содержания психолого-педагогических дисциплин для студентов АФК с учётом механизмов их профессионализации.// Теория и практика физической культуры. - 1998. - №11-12.
20. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности
и поведения // Психология личности в Социалистической обществе. – М., 1989.- с. 158-172.
21. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. – М.: ФиС, 1979. - 209с.
22. Лин-Бей Н.П., Беляев А.А. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего специалиста // Теория и практика физической культуры, 2003, № 9.
23. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепции модернизации процесс профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры, 2003, № 12. - с. 13-16.
24. Марков А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. - 308с.
25. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
26. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики. Актовая речь. - Пермь, 1966. - 28с.
27. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию // Теория и практика физической культуры, 1996, № 3. - с. 6-7.
28. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985. - 89-91, 132с.
29. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания школьников. //Физическая культура в школе. - 1991.- № 7-10.
30. Новиков П.М., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ, 2000 – 266 с.
31.Общая психология: Учебник для студентов пед. институтов. Под ред. А.В. Покровского. – М.: Просвещение, 1986. - 464с.
32.Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки учителя. Новые исследования в пед. науках. - М.: Педагогика. № 1, 1990. - с. 74-77.
33.Свищев И.Д., Ерегина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2001, № 12.
34. Сластенин В.А., Исаев И.С. Педагогика. – М., 2002. - 218с.
35. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992.
36. Соловьев Г.М. Педагогические технологии в формировании физической культуры личности студента. Автореф. дисс. докт. пед. наук. – М., 1999. - 34с.
37.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
38. Хохлов С.И., Лосавио О.В. Педагогическая техника и психорегуляция в учебном процессе // Советская педагогика. – М., 1989, № 9. - с. 47-50.
39. Чесноков А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры, 2001, № 10.
40.Якубовская А.Р. Методика психомышечной саморегуляции для снижения нервно-психического и мышечного утомления // Методические рекомендации. - М., 1987. - 25с.
Приложение 1
Таблица 1
Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину до эксперимента
экспериментальная группа |
контрольная группа |
||||||
№ |
Ф И О |
спортивная специализация |
бал за технику |
№ |
Ф И О |
спортивная специализация |
бал за технику |
1. |
Батнасунов М. |
спортивные игры |
8 |
1. |
Алфёров Д. |
гимнастика |
9 |
2. |
Балаян Н. |
единоборства |
6 |
2. |
Бейдик С. |
единоборства |
6 |
3. |
Гайдарь Е. |
лёгкая атлетика |
9 |
3. |
Баринов Д. |
гимнастика |
10 |
4. |
Глебов Г. |
спортивные игры |
8 |
4. |
Выродов Ю. |
спортивные игры |
7 |
5. |
Иванов А. |
спортивные игры |
6 |
5. |
Гиреев А. |
единоборства |
7 |
6. |
Карев М. |
спортивные игры |
9 |
6. |
Давыдов В. |
единоборства |
6 |
7. |
Коряченцев А. |
единоборства |
7 |
7. |
Денисенко М. |
лёгкая атлетика |
7 |
8. |
Крюков Е. |
лёгкая атлетика |
7 |
8. |
Иванов С. |
спортивные игры |
8 |
9. |
Куделин В. |
лёгкая атлетика |
9 |
9. |
Иванова А. |
лёгкая атлетика |
8 |
10. |
Ларичев И. |
спортивные игры |
8 |
10. |
Карпенко С. |
спортивные игры |
7 |
11. |
Маловичко И. |
единоборства |
6 |
11. |
Койбаев З. |
спортивные игры |
6 |
12. |
Морозов Р. |
спортивные игры |
7 |
12. |
Кулакова Е. |
гимнастика |
7 |
13. |
Нанай К. |
лёгкая атлетика |
9 |
13. |
Лаев И. |
лёгкая атлетика |
6 |
14. |
Ососкова А. |
гимнастика |
10 |
14. |
Макеевич С. |
спортивные игры |
6 |
15. |
Пастухов Е. |
единоборства |
6 |
15. |
Мнацаканян Д. |
гимнастика |
7 |
16. |
Рагулина О. |
спортивные игры |
7 |
16. |
Мурченко М. |
лёгкая атлетика |
7 |
17. |
Середа А. |
гимнастика |
9 |
17. |
Мустафаев А. |
гимнастика |
9 |
18. |
Смогунов Е. |
спортивные игры |
7 |
18. |
Резеньков А. |
лёгкая атлетика |
7 |
19. |
Ферафонтов А. |
гимнастика |
9 |
19. |
Филиппенко С. |
спортивные игры |
7 |
20. |
Шевцов Ю. |
единоборства |
7 |
20. |
Шепелева М. |
гимнастика |
8 |
n=20; М=7,3±0,04 |
n=20; М=7,15±0,06 |
Таблица 2
Индивидуальные показатели технической подготовленности студентов ФФК
в опорном прыжке через коня ноги врозь в длину после эксперимента
экспериментальная группа |
контрольная группа |
||||||
№ |
Ф И О |
спортивная специализация |
бал за технику |
№ |
Ф И О |
спортивная специализация |
бал за технику |
1. |
Батнасунов М. |
спортивные игры |
8 |
1. |
Алфёров Д. |
гимнастика |
9 |
2. |
Балаян Н. |
единоборства |
6 |
2. |
Бейдик С. |
единоборства |
6 |
3. |
Гайдарь Е. |
лёгкая атлетика |
9 |
3. |
Баринов Д. |
гимнастика |
10 |
4. |
Глебов Г. |
спортивные игры |
8 |
4. |
Выродов Ю. |
спортивные игры |
7 |
5. |
Иванов А. |
спортивные игры |
8 |
5. |
Гиреев А. |
единоборства |
8 |
6. |
Карев М. |
спортивные игры |
9 |
6. |
Давыдов В. |
единоборства |
6 |
7. |
Коряченцев А. |
единоборства |
8 |
7. |
Денисенко М. |
лёгкая атлетика |
8 |
8. |
Крюков Е. |
лёгкая атлетика |
7 |
8. |
Иванов С. |
спортивные игры |
8 |
9. |
Куделин В. |
лёгкая атлетика |
9 |
9. |
Иванова А. |
лёгкая атлетика |
8 |
10. |
Ларичев И. |
спортивные игры |
8 |
10. |
Карпенко С. |
спортивные игры |
7 |
11. |
Маловичко И. |
единоборства |
6 |
11. |
Койбаев З. |
спортивные игры |
6 |
12. |
Морозов Р. |
спортивные игры |
8 |
12. |
Кулакова Е. |
гимнастика |
7 |
13. |
Нанай К. |
лёгкая атлетика |
9 |
13. |
Лаев И. |
лёгкая атлетика |
6 |
14. |
Ососкова А. |
гимнастика |
10 |
14. |
Макеевич С. |
спортивные игры |
6 |
15. |
Пастухов Е. |
единоборства |
8 |
15. |
Мнацаканян Д. |
гимнастика |
8 |
16. |
Рагулина О. |
спортивные игры |
8 |
16. |
Мурченко М. |
лёгкая атлетика |
8 |
17. |
Середа А. |
гимнастика |
10 |
17. |
Мустафаев А. |
гимнастика |
9 |
18. |
Смогунов Е. |
спортивные игры |
8 |
18. |
Резеньков А. |
лёгкая атлетика |
7 |
19. |
Ферафонтов А. |
гимнастика |
10 |
19. |
Филиппенко С. |
спортивные игры |
8 |
20. |
Шевцов Ю. |
единоборства |
7 |
20. |
Шепелева М. |
гимнастика |
8 |
n=20; М=8,2±0,04 |
n=20; М=7,4±0,06 |