Инновационные направления развития туризма
Реферат
Курсовая работа содержит 1 плакат формата А1, 21 литературный источник.
ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ, ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ, ФРИРАЙД, ВЕРХОВОЙ ТУРИЗМ, КАРАВАНИНГ, ТРЕКИНГ-ТУР
Объектом исследования является инновации в туризме.
Предметом исследования является инновационный менеджмент как фактор и направление развития туризма.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационные направления развития туризма.
Курсовая работа содержит три главы. В первой раскрывается понятие инновации в социокультурном бизнесе и туризме. Во второй главе рассмотрены новые формы работы в туризме. В главе три рассмотрены пути модернизации и совершенствования старых туристских маршрутов и разработка на основе новых.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме
1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в.
1.2 Понятие инноваций в туризме
2. Новые формы работы в туризме
2.1 Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
3. Модернизация и совершенствование старых туристских маршрутов и разработка на их основе новых
3.1 Возрождение старых популярных маршрутов
3.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А. Принципы исследования нововведения
Приложение Б. Фактор влияющие на выбор гостиниц деловыми путешественниками
Приложение В. Виды экстремального туризма
ВВЕДЕНИЕ
Социально-культурный сервис и туризм — весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм — единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много — нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы.
Инновации в туризме — разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение Туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.
Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.
Принципиально новым направлением является включение обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление может быть связано с экстремальными различениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы экспедиции, эксперименты и др. Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе, частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ. На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.
Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач; рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.
Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом к природой.
1. ИННОВАЦИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ БИЗНЕСЕ И ТУРИЗМЕ
1.1 Цели туризма, направления его развития в XXI в.
Туризм в XXI в. Вступил в новую стадию развития по мере того как он занимает все более заметное место в развитии мировой экономики, социальной культуре и других сферах, все значительнее становится его роль в общемировых процессах развития человечества. В соответствии с этим меняется его основные цели. В число основных целей современного туризма входит: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли человека и местных общин, религиозных и территориальных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; организация новых форм проведения досуга; разработка новых моделей экономического управления; изучение концепций, касающихся гуманитарных и социальных отношений в туризме, экологических установок; осуществление программ технического сотрудничества и др.1
Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма — перечень причин можно продолжать долго. Нам представляется что основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.2
Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.
Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, историк и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие музеефицированные комплексы, как центры культурной, научной, просветительской, туристской деятельности начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. (Например в Хабаровском крае с. Сикачи-Алян, с. Малышево, с. Шереметьево, с. Васильевка и др.).
Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, где они расположены, которая позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры.
1.2 Понятие инноваций в туризме
Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам и далеко не в последнюю очередь специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Именно такие хорошо подготовленные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристическом бизнесе. Новое качество роста, которое называется развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в различных сферах.
В условиях рыночной экономики туристские организации все осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Определение будущей прибыли от нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента.
Что же он из себя представляет? Это отдельный вид культурно экономической и предпринимательской деятельности для достижения целей туристских фирм на основе эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджеру предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновациями вне меньшей степени является искусством чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.3
Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций (таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль). Основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем осуществляющих нововведения; изучение самой специфики инновационного процесса.4 Формы внедрения нововведений могут быть различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление существующих функций, перегруппировка составляющих частей системы, изменение элементов существующей системы. Для изменение концепции и результатов системы, для всех этих новых преобразований, естественно, необходимы особые, инновационные стратегии. Они подразделяются на следующие основные виды:
1) наступательная стратегия (ориентированная на новые рыночные перспективы, ее суть состоит в том, чтобы быть первыми на рынке, что требует высокой квалификации и организованности, а также грамотно проведенного маркетинга; эта стратегия основывается не на одной отдельной инновации, а на целой серии нововведений);
2) защитная стратегия (выход на рынок после предварительного маркетинга);
3) поглощающая стратегия (покупка нововведений у других компаний схожего профиля);
4) создание нового рынка (применение собственных нововведений);
5) промежуточная стратегия (заполнение своей ниши между различными конкурентами);
6) разбойничья стратегия (применения чужих нововведений);
7) привлекающая стратегия (создание штата новых высокопрофессиональных специалистов).
Таким образом, инновация — это объект внедряемый в производство в результате проведенного маркетинга и сделанного открытия, качественно отличный от предыдущего аналога. Инновация в любой отрасли в том числе и в туризме, качественно отличается от нововведений. Инновационные изменения в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения нарушают сбалансированность, но создают основы дальнейшего развития, переход системы в новое качество. Поэтому именно профессиональное введение инноваций в жизнь и является развитием той или иной отрасли. Современные специалисты по развитию общества утверждают, что ни одна из проблем с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений.
Инновации в туризме, естественно влияют на состояние всей отрасли в целом. Они изменяют следующие основные характеристики отрасли:
1) объем производства и продаж (в данном случае новых туристских брендов);
2) текущие затраты фирмы, занимающейся инновациями;
3) размер созданного и действующего имущества;
4) численность специалистов занятых в проектировке и внедрении нового туристского продукта на рынок;
5) длительность освоения и внедрения новшеств потребителям.
Эффективность современного туристского продукта темпы его развития определяются инновационной активностью и производством товаров «рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо существенно расширяют крут потребителей. Инновационный процесс, т. е. процесс внедрения новых продуктов на туристский рынок, характеризуется:
1) многочисленностью и изначальной неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;
2) невозможностью детального планирования и ориентацией на прогнозные оценки;
3) необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся отношений, так и интересов участников инновационного процесса. Инновации являются основным средством повышения стоимости субъекта и реального сектора в целом в нашем случае — сектора туризма. Чем выше потенциал нововведений, тем выше ожидаемая реальная прибыль.
Существует даже наука инноватика, занимающаяся изучением и внедрением нововведений. В своем научном направления она опирается на диалектические учения о всеобщем развитий. Любые нововведения приводят вначале к созданию кризисных состояний, выход из которых может быть найден только при профессиональном отношении ко всем стадиям процесса внедрения нового туристского продукта.
Поэтому любому менеджеру по туризму необходимо знать, что именно при отборе нововведений могут появиться новации, совершенно новые формы работы. При проведений исследований нововведений необходимо соблюдать следующие принципы, в соответствии с рисунком 1.1:
1) принцип важности;
2) принцип заполнения существующего вакуума;
3) принцип замещения старых разработок;
4) принцип минимума капитальных вложений;
5) принцип обязательной востребованности;
6) принцип перспективы и возможности развития.5
Туристский маркетинг, о котором идет речь, имеет свого специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристской компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристского продукта и услуг. Маркетинг туристский — это сфера деятельности туристских организаций по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, а также по их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов на мировом туристском рынке. Туристский маркетинг преследует три основные цели:
1) сохранение традиционного рынка;
2) развитие и увеличение нового рынка;
3) уменьшение влияния сезонности.
В туристском бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний период и календарные праздники), «высокий» сезон (сюда включаются «бархатный сезон весенние туры), «низкий» сезон (каникулярное время в зимний и осенний период) и «мертвый» сезон (остальное зимнее время). Так вот, основная задача туристского маркетинга — приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хоты бы отчасти воскресить «мертвый» сезон.
Чтобы грамотно провести маркетинговое исследование в области туризма следует идти по такой простой схеме: Желание потребителей - исследование рынка - получение прибыли путем внедрения новых форм и удовлетворения желаний покупателей.
После изучения туристского рынка с помощью маркетингового исследования следует грамотно планировать появление и разработку нового продукта.
Для этого необходимы:
1) генерация идей— планомерный поиск новых решений;
2) профессиональная оценка турпродукта с помощью результатов маркетинга;
3) экономический анализ — прогноз объема продаж, издержек и прибыли, составление бизнес-плана;
4) разработка турпродукта — создание условного макета ново го продукта;
5) проведение пробного маркетинга — оценка нового продукта в подлинной реальной рыночной обстановке;
6) коммерческая реализация определение того, где, кому, как правильно и результативно предложить инновационный туристский продукт.
Что касается составления бизнес-плана, то в данном случае он называется инновационным проектом и определяется тремя основными элементами:
1) целью разработки и внедрения проекта;
2) планом-календарем всех планируемых мероприятий;
3)источниками финансовых средств.
Основываясь на этих трех элементах, а также учитывая экономическое обоснование инноваций, принимают решение о целесообразности и их осуществления. После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его в жизнь, т. е. доведения до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества). Социальную эффективность инноваций в туризме можно рассматривать в двух измерениях. В масштабах общественной значимости ожидаемые социально-экономические результаты оцениваются как рост национального богатства за счет повышения уровня производимого товара. Инновации способствуют интенсивному росту запасов и резервов, которые определяют устойчивость отрасли, непрерывность работы, даже в «низкий» и «мертвый» туристские сезоны, и занятость населения. Накопление подобных резервов определенно расширяет возможности развития объектов социально-культурного назначения, помогает сохранить уникальные исторические и природные памятники нашей страны. Кроме того, занятость населения в процессе производства и внедрения продукта улучшает жизненный уровень. Инновации помогают населению удовлетворять непрерывно растущие потребности в новых продуктах и с пользой проводить свободное время.
В масштабах конкретной туристской фирмы или культурно-сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяются характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристского продукта изменения определяют социальную цену нововведений.6
Инновационная сфера (в данном случае туристская) в идеальном варианте должна иметь специальную инновационную инфраструктуру (национальные парки, культурно-развлекательные и досуговые центры, современные отели, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт и т. д.).
Все вышеописанное представляет собой некий инновационный процесс, т. е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению. Большое место на современном рынке турпродуктов имеет программное обслуживание — комплексное представление определенного набора услуг клиенту, подчиненное одной цели (знакомство с новыми местами или определенными памятниками старины или природы, обучение, самовыражение, просто удовлетворение любопытства) с помощью хорошо организованного путешествия. В связи со все возрастающей конкуренцией на рынке большинство туристских фирм предлагают клиентам именно комплексное обслуживание, т. е. определенный набор запланированных услуг. В эти услуги входят:
1) достойное проживание;
2) хорошо организованные досуг и развлечения;
3) разнообразное питание;
4) спорт в форме конкретной программы;
5) отличные по форме и содержанию экскурсии;
6) доступный и удобный транспорт.
Подобные услуги предлагаются по большому числу тематических направленностей. У туризма, как у любой другой отрасли хозяйства, имеются свои специфические факторы развития влияющие на разработку и внедрение нового туристского продукта. Всего можно выделить две основные группы факторов:
1)статичные (природно-климатические, географические культурно-исторические);
2) динамичные (политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические).
В туризме, как и в любой другой современной отрасли, существует специальный рынок новшеств, входящий составной частью в общий туристский рынок. Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которая вытекает из самого характера инновационного процесса, и его становление следует рассматривать в связи с развитием предпринимательства в туристской сфере. К рынку новшеств имеют отношение спрос и предложение новшеств, масштаб цен, покрытие спроса совокупностью новшеств и т.д. Эффект от внедрения нововведении проявляется не только в экономической, но и в социальной сфере, где за счет повышения доходов более полно удовлетворяются общественные потребности и улучшается уровень жизни. В общем виде экономическая эффективность инноваций определяется сопоставлением экономических прибылей с затратами, вызвавшими результат. Говоря другими словами, эффективность нового туристского продукта зависит от того, какую прибыль он принесет его проектировщикам, минус затраченные на его внедрение деньги.
Для того чтобы новые турпродукты лучше и быстрее доходили до потенциального потребителя, в настоящее время проводятся периодические туристские ярмарки — организованные в определенном экспозиции туристского продукта. Эти экспозиции незаменимы для представления различных инноваций. Они не навязывают новый турпродукт, а только создают атмосферу благоприятного отношения к нему путем профессионального представления. Большое место на туристских ярмарках занимают выставки — презентации регионов, занимающие иногда несколько стендов под новую информацию о маршрутах и турах. В России самая крупная туристская ярмарка — это Московская международная выставка «Путешествия и туризм». Она представляет собой крупнейшую и важнейшую выставку туристского профиля в России, проводится с 1993 г. ежегодно в Москве, в Экспоцентре. В этой ярмарке принимают участие российские и зарубежные туристские фирмы и организации, учебные заведения туристского направления, посольства, всевозможные средства массовой информации редакции телевизионных программ. У московской выставки существует собственный каталог, по существу, основной источник сведений о туристских организациях и предприятиях в регионах России и в других странах. И еще об одной новинке в современном российском туризме.
Это автоматизация, или создание поисковых баз данных. Система ТУРЫ.ру создана специально для тесного контакта потенциальных клиентов с туроператорами. Создано единое информационное поле, в котором каждый быстро может решить свои проблемы. На сотнях интернет-площадок происходит общение туристов с менеджерами в режиме прямого эфира. Решается главная задача комплексной автоматизации всех звеньев в туризме. Таким образом, решается главная проблема в современном туризме — оперативное взаимодействие между всеми участниками сделки. Раздел «Переписка» встроен в каждую заявку. Короче говоря, клиент ходит на сайт, выбирает себе тур, входит в прямой контакт с туроператором, договаривается о подробностях путешествия и основных его условиях, — и сделка произведена. Каждый из участников сделки получает возможность эффективной коммуникации. Рассмотрим, как действует такая система на рисунке 1.2.
В настоящее время в нашей стране создаются сети туристских агентств, действующих в полном взаимодействии. Наиболее известные агентства — «Роза ветров» и «Академсервис». Агентства, входящие в ту или иную сеть, совместно занимаются новым в туризме сетевым туристским бизнесом. В свою очередь сетевые агентства подключаются к вновь созданной единой системе туризма в России. Самая современная российская туристская сеть — Куда.ру. Фирмы входящие в эту сеть, создают совместные банки данных по туристским маршрутам по всем возможным направлениям, а также полную клиентскую базу. Кроме того, они обмениваются взаимовыгодной информацией по любым вопросам, связанным с развитием внутреннего и въездного туризма.
Итак, развитие российского национального туризма в современном обществе имеет три основы, «три кита»:
1) цель - необходимые туристские ресурсы (природные, архитектурные, археологические);
2) уровень комфортности — обеспечивающие туристские ресурсы (гостиницы, отели, развлекательные и культурные центры, музеи, дороги, транспорт);
3) активизирующие факторы — достаточные туристские ресурсы - специалисты, которые планируют, проектируют, исследую исполняют, выводят на рынок и реализуют.
Из всего вышесказанного следует, что основными целями современного туризма являются внедрение новых моделей развития туристского продукта, эффективное использование людских их ресурсов, повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций, преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей, организация новых форм проведения досуга, разработка инноваций и внедрение в туризм новых форм работы и т. д.
2. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ТУРИЗМЕ
2.1 Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
В последнее время на российском рынке все более широко представлены операторские предложения, связанные с событийным туризмом: международные фестивали, карнавалы и конкурсы, народные праздники и ярмарки. Событийный туризм — это перспективно и динамично развивающийся сегмент отечественно туристского рынка.
На туристском рынке появился даже специальный термин — анимация, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга. Анимация включает в себя проведение спортивных игр, различных конкурсов и соревнований, танцевальных вечеров, карнавалов, ролевых игр, театрализованных представлений, хобби-клубов из сферы духовных интересов. Естественно, появляется и специалист-аниматор: человек, занимающийся оформлением турпродукта и организацией рекреационной деятельности туристов.
Одной из основных форм событийного туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы событийного‚ туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события.7 Театрализация всегда ситуативная, вызывается определенными социальными потребностями личности.
В последнее время многие музеи и туристские организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местно, так и более масштабного значения.
Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Театрализованные праздники и обряды — это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией — это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия — игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающею всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.
Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристском бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, опыт. Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов. Первый этап — подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое. Второй этап — непосредственное проведение праздника, т. е, воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.
Третий этап — активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.
Метод театрализации — это не только одна из новых форм туристского обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства.
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколением и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.
Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:
1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс, адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;
2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;
3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной спортивной, музыкальной направленности;
4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных рядовых действий исторического характера;
5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое в создание древних жилищ (юрты, щатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.
Рассмотрим несколько примеров театрализованных программ, разработанных в разных городах и регионах России. Самыми распространенными театрализованными праздниками на территории нашей страны являются популярные до сих пор языческие праздники, совмещенные с праздниками православным. Так, празднование Масленицы проходит практически во всех исторических музеях и воплощается в жизнь многими туристскими и фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен. На этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьные и студенческие группы, но и приезжающие в страну туристы. Празднование Масленицы — ЭТО использование событийных факторов для привлечения в «низкий сезон» туристов. В настоящее время старинный русский город Ярославль претендует на проведение главной в стране Масленицы: туроператоры города предлагают недельные туры с участием в театрализованных представлениях и экскурсиях. Также популярны театрализованные русские праздники Рождества, Троицы, Ивана Купалы, праздник урожая, осенние капустники и т. д. Эти праздники заменяют собой такие популярные у туристов, посещающих западные, а также южноамериканские страны, карнавалы. С удовольствием туристские группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Святок и многих других интересных дат. Устюг предлагает театрализованную программу «Великий Устюг — родина Деда Мороза». А в летнее время, в период «высокого» туристского сезона, предлагается разработанный туроператорами совместно с творческими коллективами Праздник плетеного лаптя. В программе плетение лаптей, катание на лодке, имеющей форму лаптя, разные забавы, например игра в футбол в лаптях, ношение воды лаптем, поедание печенья в форме лаптей и т.д. Кроме того, во время этого праздника дети могут встретиться с Дедом Морозом под лозунгом «Праздник Деда Мороз круглый год!»
Во многих старинных русских городах проводится событийный праздник «Макушка лета» с традиционными русскими обрядами.
Кроме календарных праздников, в последнее время появилось большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок (как русских, так и других стран и народов). Рассчитаны, разумеется, такие шоу на детей. В результате творческого и воспитательного процесса кристаллизуется основа для развития современного человека широких взглядов, умеющего оценить и относиться с уважением к культурам разных народов. Эти качества и лежат в основе эстетического воспитания гармоничной культурной личности.
Среди инновационных методов проведения экскурсий необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках, проводимых в большом количестве различными музеями туристскими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.
В Хабаровском крае среди объектов этнотуризма наиболее интересны петроглифы эпохи неолита у села Сикачи-Алян. Это самый известный в крае памятник древней культуры. На глыбах чёрного базальта более 100 наскальных рисунков, выбитых на камне рукой неведомого художника древности. Кроме древних петроглифов, вы увидите музей под открытым небом. “Гольдская усадьба 19 века”, которая познакомит вас с хозяйственным укладом и бытом нанайского народа.
На Камчатке туристов можно познакомить с коренными жителями: ительмены, эвены, коряки. Желающие могут прожить один день в племени какого-либо народа познакомиться с их бытом, обычаями. Там туристов научат своим хитростям охоты и рыбалки. Здесь можно провести незабываемый, увлекательный день. Такие формы событийного туризма способствуют сохранению этнокультурного наследия того или иного региона, знакомству ним туристов из других областей и стран, а в перспективе — привлечению в регион все большего числа посетителей.
Кроме вышеназванных театрализованных проектов, существует еще огромное количество самых разных программ и предложений, находящихся в стадии разработки. Для воплощения их в жизнь необходимо более тесное сотрудничество между авторами таких проектов и туристскими организациями.
Мероприятия театрализованного туризма стали одной из составляющих частей нового направления— корпоративного туризма, что, по сути, означает сопровождение корпоративных вечеринок. Театрализованные программы включаются в отдых различных фирмы организаций. Они становятся непременным атрибутом пикников на природе. Специально для корпоративных мероприятий разрабатываются такие театрализованные представления, как праздники двойников, «звездные» парады, индейские шоу и т. д.
В современном мире с его глобальной механизацией возвращение к старинным обычаям и обычаям того или иного народа является просто оазисом, местом, куда будут стремиться люди в силу своего обязательного желания познания нового, просто для того, чтобы «глотнуть струю чистого воздуха», стать участником праздника.
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
Экстремальный туризм — одно из очень перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений. В начале третье тысячелетия многим жителям планеты Земля, особенно гражданам развитых в экономическом отношении стран, явно не хватает острых впечатлений.
Прежде всего следует остановиться на содержании понятия «экстрим».
Универсального определения, что считать экстремальным видом спорта или туризма, не существует. Конечно, есть виды профессиональной деятельности или развлечений, связанные с большим риском для жизни и здоровья (например, полеты “а различных летательных аппаратах, скалолазание, глубоководные погружения). Но то, что является суперэкстримом для одних, может всего лишь работой для других. Один и тот же маршрут может быть экстремальным для Новичка (например, для начинающего велосипедиста, каноиста, альпиниста и т. д.) и очень легкой прогулкой для подготовленного туриста и спортсмена. Поэтому понятие экстремальный туризм очень относительно. Сейчас в туристской сфере появилось множество новых экзотических терминов: «трекинг», «рафтинг», «джипинг, или джип-сафар», «дайвинг» и т. д. Однако при ближайшем рассмотрении это те же старые виды пешеходного, водного, автомобильного, подводного и другого туризма.
Конечно, новые технологии, материалы и оборудование позволили перейти традиционным туристским направлениям на качественно новый уровень. К тому же в связи со всеобщей демократизацией и ускорением обмена информацией в мире резко увеличилось количество регионов, открытых для посещения и изучения. Благодаря активной исследовательской деятельности ученых и энтузиастов в мире ежегодно открываются сотни новых удивительных объектов природы, истории и культуры.
Инновационным направлением в экстремальном туризме являются также театрализованные развлечения («милитари-туризм», путешествия в стиле «Индиана Джонс», «Бурлаки на Волге» и др.), а также исторический и научно-исследовательский (археологический, геологический, палеонтологический, орнитологический и др.) виды туризма. Очень большое распространение в конце ХХ — начале ХХI получил экологический туризм, который очень часто связан с экстримом.
В настоящее время не существует устоявшейся классификации видов экстремального туризма и развлечений. Как, уже было сказано, это связано с относительностью экстрима. Ознакомимся с инновациями в сфере экстремального туризма последовательности, построенной по принципу среды, в которой он существует (Приложение В).
1)Сухопутный туризм
- Трекинг, или пешеходный туризм — один из самых распространенных видов туризма. Пешие походы практически не требуют специальной подготовки и оборудования.
Трекинг-тур — это туристский пешеходный многодневный (до 6—14 дней) маршрут с инструктором-проводником. Туристы во время трекинг-тура сами несут рюкзаки, спальные мешки, небольшие палатки, запас питания, медикаменты, сами обустраивают временные стоянки и сами готовят пищу.
Мировым лидером в организации трекинг-туров является фирма Exodus.
- Туризм на лыжах;
- Горные лыжи;
- Альпинизм
Этот вид туризма возможен на всех хребтах, особенно на Банжале. Огромные перспективы для альпенизма имеет побережье Охотского моря (особенно участок от Аяна до Кирана) и Татарского пролива, где находиться множество скалистых обрывов высотой в несколько сот метров. Перспективы и останцы Сихотэ-Алиня (например, Тигр овый Дом) и Амурские столбцы у с. Нижнетамбовского;
- Велосипедный туризм;
- Фрирайд – катание на лыжах или сноуборде по снежной целене и по лесу – один из самых опасных видов;
- Верховой туризм – катание на лошадях, пони, мулах, ослах, верблюдах и т.д.;
- «Джипинг»
Цель путешествия — проехать по болотистым чащам и лесным дорогам от Вардегорского мыса до старинной деревни «Выгорецкая республика» и далее до Повенца.
Этот путь позволяет ощутить все трудности и сложности северного пути. Философия джиперов основана на принципе взаимовыручки и здорового авантюризма.
- Караванинг – это более мягким и очень распространенным вариантом «джипинга» или путешествие с использованием кемперов (домов на колесах).
Кроме автомобилей, любители экстремальных поездок повествуют также на мотоциклах, квадроциклах, трициклах, снегоходах.
- Приключенческие туры
Инновацией в сфере туризма, получившей развитие в последние десятилетия, стали приключенческие туры.
Приключенческие туры принято считать коммерческим путешествием с активными способами передвижения, связанным с пребыванием в природной среде. Принято считать, что приключенческие туры имеют принципиальные отличия от активного отдыха, спортивного и экстремального туризма.
Составной частью сферы приключений является историкоприключенческий туризм.
Одной из разновидностей приключенческого туризма является экологические экстремальные путешествия, связанные с изучением и охраной животного и растительного мира нашей планеты.
Богатейший природный потенциал Дальневосточного региона обеспечивает неисчерпаемые возможности для развития экологического туризма. В настоящее время это направление начинает бурно развиваться. Часто экологический туризм совмещается с историко-этнографическим. Как правило, экотуризм начинается с осмотра экспозиций отдела природы местного музея, где широко представлена природа Дальнего Востока. Экологический туризм охватывает широкий спектр путешествий от не больших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в парках и заповедниках.
В Хабаровске экотуризм начинаемся с посещения Хабаровского краеведческого музея, потом туристам предлагают посетить дендрарий, где собраны многие дальневосточные виды растений.
Популярны маршруты в заповедник “Большехехцирский” (экологическая тропа) и заказник “Хехцирский”, в Центр реабилитации диких животных (с. Кутузовка), орнитологические туры по пойме Амура. Многих туристов привлекают горные реки – Хор, Анюй, Гур и др. Широкие перспективы для экологического туризма имеют горные районы, низовья Амура, побережье Татарского пролива и Охотского моря, а также заповедники, в которых допускаются проведение ограниченных экологических маршрутов. Из объектов живой природы наиболее привлекательны экзоты, реликты и эндемики. Среди растений это женьшень и другие аралиевые, тис, орхидные, кедр, все лианы, горные и скальные растения и многие другие; среди рыб – самая большая пресноводная рыба планеты калуга, осетр, лососи, самый большой лосось в мире – таймень, сахалинский таймень, ауха и др.; земноводные – монгольская и дальневосточная жабы, сибирский углозуб, квакша и жерлянка; пресмыкающиеся – дальневосточная черепаха, амурский полоз; птицы – дикуша, фазан, дальневосточный аист, японский журавль, райская мухоловка, широкорот, мандаринка, чешуйчатый крохаль, рыбный филин, белоплечий орлан; из млекопитающих наибольший интерес представляют амурский тигр, гималайский медведь, все копытные.
Многие туристические фирмы видят будущее именно за этим видом туристической деятельности. Например: в 2001 году был открыт эколого-туристический комплекс “Велком” в селе Сикачи-Алян.
Ни только Хабаровский край завораживает туристов свой красотой.
- Экзотик-туры
Под этим направлением обычно понимают необычные путешествия и экскурсии, совершаемые в экзотических условиях. Этот вид туризма является высоко эмоциональным и экологическим. Например, можно совершить знакомство с подводным миром. Экзотический туризм имеет огромный потенциал для развития на Дальнем Востоке.
Например, по берегам Курильских островов простирается “кладбище кораблей” – в тумане он напоминает пиратские шхуны. Турист, хоть раз в жизни посетивший эти места, надолго сохранит в памяти столь необычную картину.
2) Воздушный туризм
- Планеризм;
- Парапланеризм;
- Баллонинг – путешествие на дирижаблях;
- Парашютинг
В Хабаровске на это направление специализируется Хабаровский авиационно-спортивный клуб «Авис-Амур».
- Кайтинг (от анг. Kite – «воздушный змей»).
Представляет собой катание на воде или по суше на буксире за огромным воздушным змеем, которого предварительно запускает в воздух сам катающийся.
- Авиационный туризм (легкие моторные самолеты и вертолеты).
3) Водный туризм
- Рафтинг;
- Путешествия на гребных и парусных судах;
- Экзотические плавсредства (например: «надувные ботинки» - необычный вариант водных лыж, аквабайки);
- Туры на подводных лодках;
- Катание по морским волнам;
- Рыболовные экстрим-туры;
- Дайвинг.
4) Космотуризм – путешествие в космос.
В конце 1999г. создана компания, которая называется «атлас Аэроспейс». За круглую сумму она готовит туристов к полетам в космосе: тренирует их и дает необходимые для подобных экстремальных путешествий знания. Днем рождения космического туризма считается 28 апреля 2005г., когда на корабле «Союз ТМ-32» с Байконура стартовал амер. Миллиардер Денис Тито.
Турист №2 гражданин ЮАР Марк Шаттлверт в 2006г.
Для менее состоятельных любителей космических приключений центры подготовки космических полетов предлагают самый широкий спектр услуг (например: испытать себя на соответствующих тренажерах испытать чувство невесомости и т.д.).
3. МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАРЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ И РАЗРАБОТКА НА ИХ ОСНОВЕ НОВЫХ
3.1 Возрождение старых популярных маршрутов
Существует несколько видов некогда популярных у туристов экскурсий, почти забытых сегодня. Рассмотрим все возможные варианты возрождения этих экскурсий, только уже на совершенно новом, современном уровне.
Минимальный набор ресурсов для культурно-познавательного туризма может дать любая местность, но для массового развития инновационных форм требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых находятся памятники археологии, разные формы архитектуры, природно-ландшафтные памятники, малые и большие исторические города, сельские поселения, музеи, театры, библиотеки, выставочные залы, образовательные учреждения, объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры народного творчества, прикладного искусства и даже производственные здания.
По своей природе культурный туризм охватывает широкий спектр явлений, которые, собственно, и делают то или иное место запоминающимся и привлекательным для туристов. Наиболее интересными в настоящее время являются различные комплексные экскурсии с элементами интерактивности и событийности. В таких интегрированных турах (историко-этнографических, археолого-экологических, архитектурно-ландшафтных и т. д.) проявляется культурная и историческая ценность на первый взгляд вовсе непривлекательного места. Особое место в видах современного культурного туризма занимает туризм региональный, учитывающий всю совокупность туристского потенциала того или иного региона. Сюда включены природные ресурсы, исторические памятники, а также наличие развитой сети туристской инфраструктуры.
В настоящее время российские регионы по принципу преобладающих рекреационных функций делятся на многофункциональные с одним доминирующим направлением и полифункциональные с несколькими перспективными туристскими направлениями. В последние годы развитие внутреннего и въездного туризма направлено именно на то, чтобы все регионы стала полифункциональными, т. е, вводятся новые туристские объекты, разрабатываются инновационные формы работы, используются все возможные ресурсы.
Перспективность того или иного района для развит зависит от множества внутренних и внешних факторов: политической и климатической безопасности, уровня развития туристской инфраструктуры, известности на рынке, существования исторических и иных традиций и т.д. Российские регионы подразделяются специалиста на четыре рекреационные зоны.
1) Центральная Россия - самая перспективная территория для рекреационного развития. Здесь всегда умеренная зима, что дает возможность для развития лыжного туризма в «низкий» сезон. Всегда привлекателен исток Волги, как, впрочем, и сама великая река, а также имеются тысячи озер и мелких речушек. Привлекательны для туристов многочисленные памятники мирового значения. В данном регионе присутствуют и потребители и необходимые ресурсы. Кроме того, здесь наличествует относительная политическая стабильность.
2) Европейский север России имеются избыточные рекреационные ресурсы, но меньшие и очень неоднородно распределенные потребительские возможности. Туристов привлекают красивейшие северные реки, озера, Балтийское море, исторические памятники, православные святыни, ансамбли деревянной архитектуры. Притягательной силой обладают песчаные дюны, балтийский янтарь. В этом регионе находятся уникальный древний город Каргополь, католические соборы ХIХ в. и Соловецкий архипелаг, а также необыкновенно популярный Великий Устюг. Кроме того, в этом регионе имеются целебные минеральные источники.
3) Европейский юг России — противоречивая зона. Представляет собой малоперспективный закрытый южно-российский регион с большими потребительскими возможностями и уже имеющимся спросом и малыми ресурсами, среди которых выделяются степи, возможность проведения пеших и водных маршрутов, наличие архитектурных, археологических, исторических и религиозных памятников.
4) Сибирь и Дальний Восток — закрытая зона. Подразделяется на малоперспективный в туристском отношении азиатский Север и перспективный юг Сибири. Приморский край имеет определенные перспективы в первую очередь по климатическим соображениям: Владивосток в меридиональном отношении расположен гораздо южнее Сочи минеральные воды здесь не хуже, чем в Кисловодске, а природные красоты вообще уникальны. Дальний Восток может предлагать орнитологические и ихтиологические туры по заповедникам, этнографические туры к удэгейцам, различные лечебные туры и разумеется, экстремальный туризм.
Надо отметить, что в российских регионах уже не первый год формируется новая туристская инфраструктура (она получила особое развитие в двух столицах, Ярославле, Самаре, Перми, Сергиевом Посаде). Разрабатывается универсальный турпоход для «низкого» сезона под девизом «Отдых для всех», включающий в себя самые различные предложения для самых разных социальных и возрастных туристских групп и огромное количество направлений (речные, религиозные, обучающие, лечебные, экологические и археологические путешествия и туры). Большое место в походе занимает событийный туризм.
Для более полного представления о развитии туристских возможностей того или иного российского региона представим их основные перспективы и ресурсы.
Русский Север:
1) ведущееся строительство новых дороги современных объектов туристской инфраструктуры (гостиниц, отелей, пансионатов, ресторанов, кафе, транспорта и т. д.);
2) организация уникальных, привлекательных для туристов круизов по экзотическим северным морям;
3) использование экзотики Севера для организации авантюрных, приключенческих туров.
Центр Росси:
1) образование общих территориальных рекреационных систем вдоль русских рек под названием «Золотое наследие Руси» и «Великий Волжский путь»
2) активизация освоения Волго-Вятского региона и Урала;
3) интенсивное освоение природных рекреационных ресурсов с целью компенсировать потерянные курортные зоны Прибалтики;
4) создание сети национальных парков и заповедников;
5) образование локальных туристских центров в исторических малых городах;
6) обустройство дорог;
7) развитие инфраструктуры;
8) введение инновационных туристских продуктов на рынок (таких как базы спелеологов и геологов, археологические и палеонтологические экскурсии, театрализованные мероприятия, ролевые игры, новые зимние маршруты, экологический туризм, музеи новых профилей и т. д).
Юг России;
1) расширение рекреационных лечебно-оздоровительных территорий за счет освоения Азовского побережья;
2) строительство новых турбаз в долине реки Белой с ее уникальными природными ресурсами;
3) завершение строительства магистральных автодорог;
4) введение в строй новых современных объектов туристской инфраструктуры;
5) появление и развитие комплексных экскурсий, этнографических туров, элементов сельского туризма.
Сибирь и Дальний Восток:
1) развитие Горно-Алтайского региона с ориентацией на российского потребителя;
2) освоение уникальных Мунокских источников;
3) активизация спортивного туризма;
4) развитие экологического направления в туризме за счет первозданных уголков природы;
5) введение новых форм (автокараванов, вертолетов, комплексных экскурсий);
6) приключенческий туризм, экзотические этнографические и религиозные туры;
7) сельский туризм.
Возрожденные и новые формы культурного туризма в настоящее время выполняют образовательную и просветительную функции. Грамотно разработанная и профессионально проведенная экскурсия позволяет превратить незначительные объекты туризма в настоящие шедевры туристского продукта. Такие мероприятия обладают огромным рекреационным резервом, так как путешествия и отдыхе туристов гармонично сочетаются с целебно-оздоровительными свойствами естественных природных ландшафтов. Именно по этой причине современный турист выбирает новые, чаще всего комплексные маршруты из тех, что предлагают туристские фирмы нашей страны.
По данным специалистов ВТО (Всемирной туристской организации), российский туризм имеет следующие перспективы:
1) повысится спрос на туристские поездки по малым городам России с их самобытной историей и огромным туристским потенциалом;
2) будет необыкновенно востребован Калининград как самый западный город нашей страны, с его средневековьями крепостями - и музеем янтаря;
3) появится спрос на экологические путешествия по Байкалу и Алтаю с их природными красотами и нетронутыми уголками;
4) будет развиваться спрос на различные тематические туры по городам и селам России, среди них особое место займут литературные и архитектурные экскурсии;
5) особый интерес вызовут вновь разработанные комплексные экскурсии, включающие в себя элементы познавательного, развлекательного, лечебного, экологического, религиозного, автотуризма в самых разных сочетаниях.
3.2 Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
В данном разделе рассмотри конкретные примеры об особенностях местного менталитета того или иного российского региона. Увидим, какие проектов в Настоящее время возрождаются к жизни, а какие разрабатываются заново. Кавказские Минеральные Воды. О традициях этого региона можно говорить часами. Только в районе Кисловодска существует около 200 исторических и природных памятников. В настоящее время возрождаются классические экскурсии — к Медовым водопадам, к Замку коварства и любви, к Горе-кольцу, на Место дуэли М.Ю. Лермонтова, по местам обитания его литературных героев и т. д. Разрабатываются и новые маршруты, в том числе комплексные. Особенно много новых туристских маршрутов введено по огромному парку в Кисловодске. В них теперь включены поездки по канатной дороге, пешие прогулки по верхней части парка осмотр Розовой долины и катание верхом.
Причерноморье — самый популярный район отдыха еще в советские времена. Природные красоты (скалы, ущелья, реки, водопады, грязевой вулкан), археологические памятники, а самое главное — чудесное море делают регион наиболее перспективным в развитии как старых, так и новых форм в туризме.
В советское время туризм развивался в основном по нескольким общепринятым географическим направления». Кавказ, Крым, Средняя Азия, города Золотого кольца, теплоходные круизы по Волге и Черному морю. Отдаленным регионам не было уделено должного внимания по различным причинам. В Настоящие время, в связи с всемирным развитием инфраструктуры туристского бизнеса изменяется отношение к новым маршрутам. Так, туристский поток на Русский Север ежегодно растет на 30 %, и это направление требует своего постоянного развития. Например, в Карелии в настоящее время разрабатывается новый план расширения туристской инфраструктуры. Уже воплощен в жизнь проект «Карельские каникулы» — построена сеть загородных туристских поселков для проведения различных праздничных театрализованных мероприятий. В 2003 г. начал реализовываться новый недельный комбинированный тур «Легенды земли сибирской». Это путешествие Для тех туристов, кто хочет не только любоваться красотами Сибири но п познакомиться с ее интереснейшей историей и самобытной неповторимой культурой. Тур предусматривает посещение природных заповедников, исторических и культовых достопримечательностей сибирской земли и даже знакомство во время экскурсий с жизнью сибиряков. За последние годы в России появилось несколько новых интереснейших маршрутов по различным уголкам страны. Некоторые из них построены на старых разработках, но в основном это совершенно новые туристские предложения:
1) «Откуда есть пошла земля Русская» — путешествие по Северо-Западной Руси.
2) «Императорские резиденции династии Романовых», - архитектурно-исторический тур.
3) «Крымская кругосветка». — название говорит само за себя.
4) «Казачий Дон». Тур включает в себя осмотр местных природных, исторических и промышленных достопримечательностей, и интересную этнографическую программу.
5) «Средневековые крепости России» — совершенно новый туристский продукт по северо-западу России.
6) «Байкал — легенда России» — тур к самому красивому озеру мира знакомство с обычаями местного населения.
7) «Очарование русской глубинки» — туры по провинциальным малым историческим городкам нашей страны и по природным заповедникам и паркам.
8) «Рунопевческие деревни Карелии» — международный проект в Калевальском районе. Для его реализации проводятся реконструкция старых домов, создание традиционных ремесленных мастерских. Введение проекта в жизнь способствует развитию культурного потенциала региона, возрождению старых ремесел.
9) «Каменная книга Беломорья» — включает в себя исследование археологических объектов, в том числе петроглифов. Проект способствует созданию некоего «коридора» между Финляндией и северо-западом России.
10) «Пушкинское кольцо Верхневолжья» — маршрут по пушкинским местам Центрального района России.
Как вы видите, все вышеперечисленные маршруты представляют на рынке совершенно новый турпродукт, включающий в себя - интересные комплексные программы. И, кстати сказать, продукт востребованный.
Отдельно следует выделить новые российские Туристские проекты, направленные па развитие детского туризма:
«Сказки и легенды древнего Новгорода»;
«Шагаем вместе» — Сочи, горные походы;
«Россия. День Победы» — путешествие по местам боевой славы в Подмосковье;
«Здравоград» — сеть лечебных учреждений по стране, предлагающих детям не только лечение, но и высокий уровень культурного отдыха;
«Морская республика» — комплексные туристские программы для отдыхающих детей на Черном море;
«Робинзонада» - культурно-развлекательная программа для детей в лагерях отдыха;
«Брэм» («Будущее России - это мы») включает в себя проведение различных творческих игр и культурных мероприятий в лагерях отдыха и санаториях России;
Инновации в туристском направлении для детей всегда сложны и требуют к себе внимания большого числа специалистов разных областей. Только в случае профессионального и грамотного подхода новые разработки будут самом деле представлять детский туризм на более высоком, чем сегодня, уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале 1990-х гг. в нашей стране существовала система массового туризма и оздоровления. Она была хорошо разработана и приносила достаточно большой доход государству. В годы перестройки эта система, как и многие другие системы в обществе, была разрушена, и на какое-то время туризм в России пришел в упадок. Сегодня туризм и в первую очередь его культурное направление в нашей стране — мощный фактор регионального развития. Россия с ее уникальным географическим положением, богатым историческим и культурным наследием имеет все, для того чтобы возродить старые проверенные туристские маршруты и эффективно развивать и внедрять перспективные инновационные туристские проекты. Инновации в туризме однозначно признаны во всем мире решающим фактором успеха в развитии социально-культурного направления туристского бизнеса.
В будущем специалисты прогнозируют такие изменения в этом бизнесе, которые предполагают наличие прибыли и финансового успеха только при условии внедрения новых современных маршрутов и разработок. В настоящее время возрастает роль туризма как экономического явления, так как он, во-первых, имеет индустриальную форму, во-вторых, выступает в виде услуг, в-третьих, создает новые рабочие места, в-четвертых, выступает пионером хозяйственного освоения новых районов, в-пятых, является проводником в жизнь развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения, в-шестых. Быстро окупается и постоянно предлагает что-то кардинально новое. Туризм в России выходит на качественно новый уровень развития. У нас даже появляются первые специальные подразделения ГУВД туристская полиция, призванная следить за безопасностью туристов в исторических местах. По данным ВТО (Всемирной туристской организации) в России ежегодно будет расти спрос на туристские услуги на 68% (для сравнения — в среднем по миру на 39%). Особенно быстрое развитие получит сектор бизнес-поездок (соответственно 4,7% — в России и 3,1% — в среднем по миру). Число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, будет увеличиваться на 30% ежегодно. Все больше поклонников привлекают к себе экстремальные направления в туризме. Представляется что будущее в туризме — за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристских услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2003. – С 89.
Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. –М., 2006. – С 14.
Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 1999. – С. 6- 87
Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. - .. 2003. – С. 281.
Газета “География” 2001г.
“Географический очерк” под редакцией А.И. Кунцова.
“Природно-экономические зоны” под редакцией В.В. Лешкевича, Ю.А. Сем.
Хабаровский край: под редакцией Владимира Лопатина, Романа Яншина.
Дальний Восток: под редакцией А.Б. Марголина. 1971г.
Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме, М. – 2006г. – 224с.
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Питер, 2002.с. 215.
Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме: Учеб пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылёвой.- Мн.: "Экономпресс", 1998.-с.400.
Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное/Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2003. с.512.
Менеджмент туризма: Учебник / Сост. И.В. Зорин, Л.С. Плахова. Под ред. В.А. Квартальнова. - М.: РМАТ, 2002.с. 256
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2001, с.286.
Экономика современного туризма / Под ред. д-ра экон. наук Г.А. Карповой. - М.-СПб: Изд. "Герда", 2002. - 405 с.
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.
Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание.- СПб: ГИЭА, 2003 с.286.
Мескон М. Х., Альберт М., Федоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.
Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2001.с. 386.
Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2003.с. 512.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Принципы исследования нововведения
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
Рисунок 1.1 – Принципы исследования нововведения
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Коммуникации в туристском бизнесе
Туроператоры |
Турагенты |
|
|
|||||||
|
|
|||||||
ТУРЫ.ru |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
сайт по странам |
|
Туристы |
|
сайт турагенст |
||||
Рисунок 1.2 – Коммуникации в туристском бизнесе
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Виды экстремального туризма
Таблица 2.1 - Виды экстремального туризма
Воздушный туризм: |
Сухопутный туризм: |
Водный туризм: |
Космотуризм |
Планеризм |
Трекинг, или пешеходный туризм |
Рафтинг |
|
Парапланеризм |
Велосипедный туризм |
Путешествия на гребных и парусных судах |
|
Баллонинг |
Фрирайд |
Экзотические плавсредства |
|
путешествие на дирижаблях |
Верховой туризм |
Туры на подводных лодках |
|
Парашютинг |
«Джипинг» |
Катание по морским волнам |
|
Кайтинг |
Караванинг |
Рыболовные экстрим-туры |
|
Авиационный туризм |
Дайвинг |
1 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2003. – С 89.
2 Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. –М., 2006. – С 14.
3 Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 1999. – С. 6.
4 Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. - .. 2003. – С. 281.
5 Зайцева Н.А. Менеджмент в социокультурном сервисе и туризме. - .. 2003. – С. 184.
6 Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 1999. – С.87.
7 Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. – 1999.- С.23.