Использование интернет-технологий в социальной работе с безработными гражданами (работа 1)
«Использование интернет-технологий в социальной работе с безработными гражданами»
Содержание
Введение
Глава I Безработные граждане и содействие в поиске работы традиционными способами
1.1 Половозрастной состав лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая положение безработных
1.3 Основания для выплаты пособия по безработице
Глава II Интернет технологий в системе оказания социальной помощи безработным
2.1 Анализ опыта служб занятости Европы и мобильности рабочей силы
2.2 Принципы удаленной работы в сети Интернет – как возможность трудоустройства в домашних условиях
2.3 Удаленная работа в России
Заключение
Список литературы
Введение
На сегодняшний день на одно из первых мест выходит проблема занятости населения, так как она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Актуальна скрытая безработица. Опасность скрытой безработицы выражается в том, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего применения их труда. В условиях массовой безработицы это приводит к невозможности трудоустройства безработных. Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной социально ориентированной поддержки безработных, приведение в соответствие пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума. [12;40]
В связи с переходом экономики России к рыночным отношениям появилось большое количество свободной рабочей силы, людей не адаптированных к современным условиям труда. В эту категорию вошли различные группы трудоспособного населения: несовершеннолетние от 14 до 18 лет, готовые и способные трудится, молодые выпускники учреждений высших, среднеспециальных, профессиональных учебных заведений, рабочие и специалисты в возрасте старше 40 лет и другие. Поиск работы в современных условиях предполагает как традиционные способы (прямой контакт с потенциальным работодателем, объявление в газетах, услуги Центра занятости населения), так и использование мобильного, высокостехнологичного, высокоскоростного поиска работы в сети Интернет.
Объект - безработные.
Предмет - использование современных технологий в процессе оказания социальной помощи безработным.
Цель - изучить технологии социальной помощи безработным в современных условиях.
Задачи: изучить половозростной состав лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае, выявить наиболее эффективные технологии социальной работы по оказанию поддержки безработным, изучить принципы удаленной работы в сети Интернет – как способ реализовать себя, находясь в домашних условиях, внести предложения по улучшению качества работы в данной сфере.
I. Безработные граждане и содействие в поиске работы традиционными способами
Половозрастной состав лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае
Как показали исследования, проведенные государственными органами по статистике, в 2002 году россияне до 20 лет составляли 2,1 % от общего числа безработных, в 2004 году эта цифра возросла почти в 2,5 раза. Надо заметить, что почти в такой же пропорции за указанный период увеличилась численность данной категории молодежи и среди занятого населения. Это значит, что молодежь начинает активнее искать и находить работу, а если не трудоустраивается, то, не стесняясь, заявляет о своем положении безработного. Особенно острой является проблема женской безработицы.
На 1 июля 2006 года в Краснодарском крае зарегистрировано 11,2 тыс. безработных женщин, что составляет 68,3 процента общего числа безработных. 60,7 % безработных женщин проживают в сельской местности.
Отраслевой анализ последнего места работы показывает, что 33,6% женщин, признанных безработными, до обращения в службу занятости работали в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, культуре, науке; 10,5% женщин были заняты в сельском хозяйстве, 9,5% - в промышленности, 9,4% - в торговле, общественном питании.
В среднем по краю уровень женской безработицы на 1 июля 2006 года сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,3% и составил 1 процент. Продолжительность периода женской безработицы составила 5,5 месяца (на 1 июля 2005 года – 5,1 месяца).
Наиболее распространёнными причинами увольнения являются:
- увольнение по истечении срока действия договора, по соглашению сторон – 41,6 процента;
- увольнение в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности, штата работников – 39,3%;
- увольнение по собственному желанию – 17,7 %. [4]
Распределение безработных по полу и причинам незанятости
(на конец года, человек)
Наименование |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Численность безработных, всего в том числе: |
14454 |
15640 |
20192 |
16799 |
23210 |
20416 |
Уволившиеся по собственному желанию |
5393 |
6510 |
8041 |
5331 |
5654 |
3668 |
в т.ч. женщин |
3677 |
4437 |
5707 |
3916 |
4142 |
2596 |
Уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников |
3494 |
3194 |
5056 |
4659 |
6440 |
7548 |
в т.ч. женщин |
2714 |
2393 |
3716 |
3330 |
4540 |
5087 |
Выпускники образовательных учреждений |
879 |
1076 |
1261 |
1047 |
2089 |
1123 |
в т.ч. женщин |
632 |
867 |
1049 |
863 |
1682 |
897 |
Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
1491 |
1866 |
2006 |
1688 |
3047 |
2467 |
в т.ч. женщин |
1087 |
1418 |
1532 |
1295 |
2238 |
1756 |
Не приступившие к трудовой деятельности |
462 |
581 |
622 |
584 |
1022 |
459 |
в т.ч. женщин |
323 |
459 |
495 |
434 |
794 |
357 |
Не имеющие профессии, специальности |
548 |
460 |
334 |
357 |
687 |
227 |
в т.ч. женщин |
272 |
286 |
209 |
218 |
446 |
147 |
Анализ социального портрета безработных женщин показывает, что это, как правило, женщины в возрасте 30-50 лет (5,4%), с высшим (17,9%) или средним специальным образованием (34,5%), находящиеся без работы от 3 до 6 месяцев, замужем, имеющие на иждивении одного-двух детей.
Несовершеннолетних детей имеют 3,1 тыс. женщин (27,7% общего числа безработных женщин), 2,7% женщин – одинокие и многодетные матери.
В январе – июне 2006г. при содействии службы занятости предоставлена работа 31,6 тыс. женщин. Из общего числа трудоустроенных женщин 8 тыс. (25,5%) имели статус безработного, 3,3 тыс. (10,4%) трудоустроено после прохождения профессионального обучения.
В текущем году особое внимание уделяется трудоустройству женщин, относящихся к категории особо нуждающихся в социальной защите.
Состав безработных, испытывающих трудности в поиске работы в Краснодарском крае.
(на конец года, человек)
Наименование |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Родители, воспитывающие несовершенно-летних детей, детей-инвалдов, всего, из них: |
5677 |
6209 |
7545 |
3698 |
5226 |
4942 |
Одинокие родители |
123 |
175 |
213 |
125 |
349 |
261 |
в том числе, женщины |
122 |
173 |
211 |
125 |
347 |
255 |
Многодетные родители |
166 |
187 |
244 |
142 |
238 |
192 |
в том числе, женщины |
125 |
148 |
206 |
123 |
175 |
163 |
Граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
1491 |
1866 |
2006 |
1688 |
3047 |
2467 |
в том числе, женщины |
1087 |
1418 |
1532 |
1295 |
2238 |
1756 |
Инвалиды |
784 |
900 |
1349 |
1365 |
1606 |
1696 |
в том числе, женщины |
404 |
501 |
728 |
773 |
840 |
837 |
Лица предпенсионного возраста |
2379 |
2512 |
3506 |
3402 |
4367 |
5235 |
в том числе, женщины |
1972 |
2109 |
2944 |
2773 |
3344 |
3751 |
Несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет |
202 |
250 |
190 |
196 |
442 |
122 |
в том числе, женщины |
101 |
141 |
111 |
92 |
260 |
78 |
Уволенные с военной службы |
148 |
130 |
127 |
88 |
119 |
93 |
в том числе, женщины |
38 |
28 |
34 |
11 |
8 |
8 |
Беженцы и вынужденные переселенцы |
71 |
44 |
40 |
25 |
23 |
18 |
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая положение безработных
В соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам:
- бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
- бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке профессиональной подготовке, переподготовке и повышение квалификации по направлению службы занятости;
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах. [3]
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Гражданин, признанный безработным, обязан:
- активно вести самостоятельный поиск работы и информировать ЦЗН о результатах своих действий;
- являться к работодателю на переговоры по трудоустройству в течение трех дней со дня, следующего за днем выдачи рекомендательного письма ЦЗН. В случае невозможности оформления рекомендательного письма работодателем гражданин обязан обратиться в ЦЗН и поставить в известность о данном факте специалиста, выдавшего рекомендательное письмо, не позднее дня, следующего за днем посещения работодателя;
- своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, включая временные и сезонные работы, а также регистрации в качестве предпринимателя;
- посещать ЦЗН строго в назначенные дни и часы;
- предъявлять при перерегистрации трудовую книжку и паспорт; впервые ищущий работу - паспорт, документ об образовании;
- возвращать при очередной перерегистрации рекомендательное письмо (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью должностного лица и печатью организации независимо от формы собственности. [17]
1.3 Основания для выплаты пособия по безработице
Пособие по безработице назначается и выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, со дня признания их безработными. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". [7]
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Для граждан:
-
граждан, впервые ищущих работу (ранее
не работавших);
- стремящихся возобновить
трудовую деятельность после длительного
(более одного года) перерыва;
-
уволенных за нарушение трудовой
дисциплины и другие виновные действия,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации;
- направленных
ЦЗН на обучение и отчисленных за виновные
действия;
- прекративших индивидуальную
предпринимательскую деятельность в
установленном законодательством
порядке, работавших у предпринимателя
без образования юридического лица, а
также последним местом работы которых
являлись выполнение работ или возмездное
оказание услуг по договорам
гражданско-правового характера;
-
уволенных из организаций по любым
основаниям в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу безработицы,
и имевших в этот период оплачиваемую
работу менее 26 календарных недель;
-
уволенных из организаций по собственному
желанию (за исключением уволенных по
собственному желанию по уважительным
причинам)
-
каждый период выплаты пособия по
безработице не может превышать 6 месяцев
в суммарном исчислении в течение 12
календарных месяцев. При этом общий
период выплаты пособия по безработице
для этой категории граждан не может
превышать 12 месяцев в суммарном исчислении
в течение 18 календарных месяцев. При
увольнении по собственному желанию
причина увольнения считается уважительной,
если трудовой договор расторгнут в
связи с переездом на новое место
жительства в другую местность; болезнью,
препятствующей продолжению работы или
проживанию в данной местности;
необходимостью ухода за инвалидами 1
группы или больными членами семьи;
нарушением работодателем коллективного
или трудового договора; наступлением
чрезвычайных обстоятельств, препятствующих
продолжению трудовых отношений (военные
действия, катастрофы, стихийные бедствия,
аварии, эпидемии и другие чрезвычайные
обстоятельства); увольнением женщин,
имеющих детей в возрасте до 14 лет.
Указанные причины увольнения по
собственному желанию подтверждаются
записями в трудовой книжке.
Пособие
по безработице гражданам, уволенным по
любым основаниям, в том числе, уволенным
из организаций по собственному желанию
по уважительным причинам (перечислено
выше), если они в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу безработицы,
имели оплачиваемую работу не менее 26
календарных недель на условиях полного
рабочего дня (полной рабочей недели)
или на условиях неполного рабочего дня
(недели) с пересчетом на 26 календарных
недель с полным рабочим днем (неделей)
и признанным в установленном порядке
безработными, начисляется: в первом (12
месячном) периоде выплаты:
- в первые три месяца - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
-
в следующие четыре месяца - в размере
60%;
- в дальнейшем - в размере 45%, но во
всех случаях не выше максимальной
величины пособия по безработице и не
ниже минимальной величины пособия по
безработице, установленными Правительством
Российской Федерации на соответствующий
год;
- во втором (12 месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год. Гражданам:
- впервые ищущим работу (ранее не работавшим);
- стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
-
прекратившим индивидуальную
предпринимательскую деятельность в
установленном законодательством
Российской Федерации порядке, работавшим
у предпринимателя без образования
юридического лица, а также последним
местом работы, которых являлись выполнение
работ или возмездное оказание услуг по
договорам гражданско-правового характера;
- уволенным за нарушение трудовой
дисциплины или другие виновные действия,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации; направленным
отделами трудоустройства ЦЗН АО на
обучение и отчисленным за виновные
действия;
-
уволенным из организаций в течение 12
месяцев, предшествовавших началу
безработицы, и имевшим в этот период
оплачиваемую работу менее 26 календарных
недель, пособие по безработице начисляется:
- в первом (6-месячном) периоде выплаты
и во втором (6-месячном) периоде выплаты
- в размере минимальной величины пособия
по безработице, установленной
Правительством Российской Федерации
на соответствующий год. Гражданам,
уволенным из организаций по собственному
желанию в течение 12 месяцев, предшествовавших
началу безработицы (за исключением
уволенных по собственному желанию по
уважительным причинам), имевшим в этот
период оплачиваемую работу не менее 26
календарных недель и признанным в
установленном порядке безработными,
пособие по безработице начисляется:
- в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год;
- во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации на соответствующий год. В случае, если произошли изменения, влияющие на размер пособия по безработице или период его выплаты, перерасчет пособия по безработице производится со дня представления безработным гражданином в службу занятости соответствующих документов. [15]
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные ЦЗН сроки и соблюдении условий перерегистрации, но не более двух раз в месяц.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его. Пособие по безработице не выплачивается в период временной нетрудоспособности, приходящийся на время приостановки выплаты пособия по безработице. Указанный период засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не продлевает его. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа гражданина в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа гражданина по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволившихся по собственному желанию без уважительных причин;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Факт опьянения устанавливается специалистами ЦЗН и фиксируется соответствующим актом;
- увольнения с последнего места работы, (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение ЦЗН, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в ЦЗН. Уважительность причины нарушения условий и сроков перерегистрации в обязательном порядке подтверждается безработным гражданином документально;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению ЦЗН.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин к работодателю на переговоры о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления ЦЗН;
- отказа без уважительных причин явиться в ЦЗН для получения направления на работу (учебу). Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях;
- признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона "О занятости населения в Российской Федерации";
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению ЦЗН;
- длительной (более месяца) неявки безработного в ЦЗН без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, судом к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа от посредничества ЦЗН (по личному письменному заявлению гражданина);
- смерти безработного. [2]
II. Интернет технологий в системе оказания социальной помощи безработным
2.1 Анализ опыта служб занятости Европы и мобильности рабочей силы
Глобализация существенным образом повлияла на занятость в отдельных секторах экономики, поэтому все большему числу людей приходится адаптироваться к смене места работы или профессии. Рост мобильности рабочей силы — как в случае смены рабочих мест (профессиональная мобильность), так и при переезде в другой регион или страну (географическая мобильность) — часто рассматривается как путь к прогрессу общества и улучшению условий жизни и работы. Свобода передвижения граждан, помимо этого, является одним из фундаментальных принципов Европейского союза и тесно связана с достижением высокого уровня занятости и устойчивого развития.
Свобода передвижения работников в пределах Евросоюза была установлена в 1992 году с введением Единого европейского рынка, однако, несмотря на это, в данном регионе сохраняется задача формирования подлинного общеевропейского рынка труда, где свобода будет не только законным правом, но и повседневной реальностью. Правительства заявляют, что повышение профессиональной мобильности требует создания программ образования и практического обучения, соответствующих требованиям информационного рынка труда, а также внедрения эффективного обучения в течение всей жизни. Профессиональная мобильность затрагивает мобильность географическую, поэтому государственные структуры стремятся воплотить в жизнь свободу передвижения путем устранения юридических и административных препятствий для мобильности людей, установления сотрудничества между национальными системами образования, признания иностранных дипломов и поощрения изучения языков. [14]
Государственные службы занятости работают над тем, чтобы предоставить гражданам, компаниям и специалистам рынка труда доступ к высококачественным услугам и точной информации о возможностях трудоустройства в других секторах, регионах и странах. Сегодня программы создания рабочих мест часто включают в себя формирование виртуального рынка вакансий, объединяющего тысячи предложений, разбросанных по местным центрам занятости, домашним страницам компаний, газетам и частным биржам труда. Интеграция служб трудоустройства и баз данных, содержащих перечни требуемых профессий, позволяет работодателям расширять масштаб поисков персонала, а людям, ищущим работу, — предлагать свои профессиональные знания и навыки на общемировом рынке труда. Сеть Европейских служб занятости (European Employment Services, EURES), созданная в 1994 году, предоставляет информацию о вакансиях и возможностях найма персонала, варианты международного трудоустройства и информацию об условиях работы в Европейской экономической зоне (15 стран Евросоюза плюс Норвегия и Исландия). Спрос на услуги международного трудоустройства заметно растет, в связи с чем Европейская комиссия планирует укрепить и расширить сеть EURES, чтобы воспользоваться возможностями, возникающими благодаря внедрению новых технологий.
С помощью передовых технологий службы занятости могут теперь более эффективно сводить воедино интересы работодателей и людей, ищущих работу, используя данные о профессиональных навыках, квалификации и интересах кандидатов, а также алгоритмы, рассчитывающие релевантность вакансии — во многом подобно поисковой машине. Например, в результатах поиска может быть указано, что вакансия соответствует запросу на 88% или на 75% или имеет рейтинг в три с половиной звездочки из пяти. [15]
Кроме того, информационные технологии предоставляют государству средства контроля ведения мониторинга и статистическую информацию для проверки данных информации о клиентах и обеспечения контроля качества. Сегодня службы занятости могут более эффективно предлагать жителям Европы гораздо большее число вакансий, усиливая, таким образом, свою роль в информировании, консультировании и предоставлении рекомендаций, как работодателям, так и потенциально мобильным работникам.
Проект EDEN4
В 2002 году Европейская комиссия профинансировала пилотную разработку системы EDEN (Employment Data Exchange Network, сеть обмена данными о трудоустройстве), которая может интегрироваться с сетью EURES и служить платформой для размещения, обработки и взаимообмена резюме кандидатов. Руководство проектом EDEN осуществлялось службой занятости Forem — государственной организацией бельгийской провинции Валлония. В проекте участвовали службы занятости Франции, Норвегии, Швеции, Португалии и Люксембурга.
EDEN представляет собой централизованную, многоязычную веб-платформу для доступа к службам занятости и информации из различных регионов Европы. Система позволяет напрямую вводить резюме кандидатов и вакансии, а также осуществлять поиск среди тысяч имеющихся предложений — как работодателям и лицам, ищущим работу, так и национальным и европейским консультантам по трудоустройству. Соискатели работы подключаются к EDEN напрямую или через веб-узел своей национальной службы занятости, после чего они получают возможность искать вакансии, создавать личную страницу, публиковать свое резюме, при этом указывая, в каких странах они хотели бы работать. В качестве альтернативы сотрудник любой государственной службы занятости может занести данные этого человека непосредственно в свою внутриведомственную систему, откуда те передаются в систему EDEN. Компании могут публиковать имеющиеся у них вакансии и просматривать резюме соискателей либо непосредственно в EDEN, либо через свою национальную систему. В EDEN реализовано несколько шлюзов между центральной платформой и всеми национальными системами. Поскольку все национальные службы занятости имеют собственные разнородные технические форматы и компьютерные системы, для поддержки обмена информацией между EDEN и национальными службами использовались Microsoft BizTalk Server и широко распространенный интернет-стандарт XML. Сервер BizTalk обеспечивает гибкость, позволяющую каждой из стран-участниц сохранять независимость и осуществлять собственную политику в вопросах трудоустройства граждан.[25]
Инвестиции в развитие человеческих ресурсов.
Сегодня программы создания рабочих мест часто включают в себя формирование виртуального рынка вакансий, объединяющего тысячи предложений, разбросанных в разных городах, как Европы, так и России.
2.2 Удаленная работа в сети Интернет – как возможность трудоустройства в домашних условиях
Одним из основополагающих факторов
жизни человека является работа, дающая
ему средства к существованию. Стремительное
развитие компьютеризации и повсеместное
проникновение Интернета, которые
сопровождали переход в XXI век, привнесли
в нашу жизнь новые возможности, а в наш
язык — новый термин — «удаленная
работа».
Преимущества удаленной
работы.
В развитых странах преимущества удаленной работы уже давно известны около 20 миллионов американцев и 4 миллионов европейцев работают через Сеть постоянно или несколько дней в неделю. Выгода от подобных трудовых взаимоотношений обоюдная. Работник экономит время на дорогу до рабочего места и может выбрать для деятельности те часы, когда у него наступает пик рабочей активности, — не секрет, что у многих он не укладывается в график офисной работы. Работодатель экономит на организации рабочего места и получает более эффективного сотрудника. В ряде штатов США действует закон «О чистом воздухе», предоставляющий значительные налоговые льготы предприятиям, которые применяют удаленной работы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобилях.
В последние годы во многих крупных и средних фирмах наблюдается тенденция к децентрализации управления, когда фирма делится на несколько функционально самостоятельных подразделений со своими бюджетами, а ряд сотрудников переводится на работу вне основного офиса. Такие подразделения зачастую могут пользоваться виртуальными или домашними офисами. Особенно характерен рост подобных офисов для Америки, располагающей примерно половиной всех вычислительных мощностей планеты. Стремительное развитие и дешевизна телекоммуникационных услуг, доступность офисной техники превращают жилище удаленного работника в мощный и современный офис. Многие руководители сами периодически переходят в режим удаленной работы и, например, в период командировок или отпусков дистанционно управляют своим бизнесом. Даже внутри офисные контакты сотрудников все чаще происходят при посредстве какой-либо телекоммуникационной техники. В результате практически исчезает разница, связываться тебе с сотрудником из своего кабинета или с другого континента.
Недостатки удаленной работы.
Конечно, у удаленной работы есть и недостатки. Например, у некоторых работников постоянное нахождение дома может отрицательно влиять на семейные отношения. Но все-таки главный недостаток — это ограничение живого делового общения между работниками в команде и между руководством и работниками. Хотя для работников-интровертов это может оказаться преимуществом, для фирмы обеспечение полноценного взаимодействия работников потребует дополнительных расходов на проведение телеконференций, обеспечение полноценной связи и детальную проработку технических заданий.
Большой знак минус придется поставить удаленной работе в России, если взглянуть на нее с юридической точки зрения. Отсутствие нормативной базы и использование всевозможных обходных путей при организации подобных трудовых отношений отталкивают от удаленной работы прозрачный бизнес. Неоспоримый факт на зарубежных ресурсах по поиску удаленной работы к нашим специалистам обращаются в последнюю очередь. И виной тому вовсе не профессиональный уровень или расстояние, а банальные вопросы налогообложения. В настоящее время зарубежная фирма может нанять себе в России работника для удаленной формы работы только при наличии своего филиала на территории субъекта РФ. Альтернатива: сам работник должен выступать в качестве предпринимателя и заключать с работодателем, к примеру, договор подряда.
Сферы деятельности. Чем же может заниматься удаленный работник? Практически любой работой на компьютере — от написания текстов до работы художника и программиста. Широко применяется удаленная работа при оказании посреднических услуг. Здесь от потенциальных претендентов, на первый взгляд, не требуется никаких особых навыков, а порой даже и никакой информации, кроме личных данных. Оплата за подобные услуги производится, исходя из реально заключенных сделок, заказов, продаж и т. п. Она может быть процентом с продаж или фиксированной суммой за каждую заключенную при вашем посредничестве сделку. Под удаленной работой понимают такую деятельность, которая раньше выполнялась на рабочем месте, а теперь с развитием Интернета стала возможна как надомная.
Найти такую работу вполне возможно. Во всем мире основная часть удаленной работы возникает именно вследствие перевода сотрудников на свободный график и надомную работу. Руководство знает своих работников и знает, чего можно ожидать от них в случае перевода на другой график.
2.3. Удаленная работа в России
Сейчас Интернет в России продвинулся в глубинку, появились высокоскоростные линии, стоимость доступа становится приемлемой для работы. Многие высшие учебные заведения, где сосредоточена наиболее активная в поиске дополнительных заработков часть населения, обзаводятся выделенными каналами связи. В привлечении вузовского контингента, как преподавательского, так и студенческого, есть и еще один большой плюс возможность коллективной работы, что бывает особенно важно при выполнении крупных трудоемких проектов.
Компания TeleTrading Ltd существует в России с 2003г. Причиной создания новой компании была названа динамика развития одного из самых перспективных рынков России, рынок электронной коммерции и интернет предпринимательства. За 2003 год компания TeleTrading Ltd. работала над 22 проектами разной степени сложности. Часть из них - это Интернет-проекты в области электронной коммерции, другие связаны с корпоративным рынком и переводом бизнес-процессов компаний традиционной экономики в Интернет. И предлагает удаленную работу на дому лишенную описанных недостатков. Уже сегодня компания готова трудоустроить многих желающих сотрудников по выбранным направлениям деятельности, организовать профессиональное взаимодействие, решать проблемы налогообложения доходов компании и сотрудников в соответствии с действующим законодательством.
В эпоху, когда процесс обучения охватывает всю жизнь, компьютерное образование имеет большую важность для каждого человека, включая людей старшего возраста, людей с ограниченными возможностями и безработных. Кроме того, с помощью программ электронного обучения можно приобрести ИТ-навыки и вне традиционных образовательных учреждений — в сельских и удаленных районах, а также в общинах, которые находятся в неблагоприятных экономических условиях. [24]
Для восполнения недостатка высококвалифицированных кадров крайне необходимо обеспечить, чтобы образовательная система, особенно высшая школа, ориентировала студентов в первую очередь на получение ИТ-навыков и знание новейших технологий, которые требуются в деловом мире. В информационном обществе имеется довольно большой спектр профессий не только для технических специалистов и инженеров, но и для профессионалов в сфере управления проектами и бизнесом, консультирования, продаж, маркетинга и образования.
Государственные структуры заинтересованы в том, чтобы выпускники были готовы к ожидающим их трудным задачам, поэтому они предоставляют компаниям различные стимулы, облегчающие проведение профессиональной переподготовки и повседневных мероприятий повышения квалификации, и вносят существенные изменения в учебные планы. Определенную роль здесь играет и ИТ-индустрия, представители которой разрабатывают стандартные системы профессиональной сертификации, сотрудничают с университетами в обеспечении постоянного доступа к информационным технологиям, а также развивают открытые стандарты, чтобы ИТ-навыки, приобретаемые учащимися, учителями и организациями, могли без труда применяться на различных платформах. [25]
Заключение
Законодательно защита от безработицы в нашей стране гарантируется Конституцией, и регламентируется Законом о занятости населения в Российской Федерации, а фактически - обеспечивается Федеральной государственной службой занятости населения. Во всех городских и районных центрах занятости населения организованы ярмарки вакансий, клубы ищущих работу, семинары и консультации для безработных и ищущих работу по различным программам занятости.
На рынке труда края сегодня сложилась достаточно стабильная и позитивная ситуация, которая напрямую зависит от состояния экономики. Положительно влияют на ситуацию с занятостью позитивные изменения в экономике, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, стимулирование инвестиционной деятельности. Уровень регистрируемой в крае безработицы на начало 2007 года составил 0,9 процента к экономически активному населению. Краснодарский край, по-прежнему, входит в числе регионов России с наименьшим уровнем регистрируемой безработицы, а в Южном федеральном округе это самый низкий показатель. Для сравнения, уровень регистрируемой безработицы по Южному Федеральному округу - 5,8%, а по России - 2,7%.
Сейчас в группу территорий с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы входят Крыловский район - 3,1 процента, Новокубанский - 2,1 процента, Успенский - 2,0 процента, Белоглинский, Новопокровский - 1,9 процента, Абинский-1,7 процента, Тбилисский- 1,6 процента, Кавказский, Лабинский районы - 1,5 процента. Подъем в экономике края выявил проблему нехватки квалифицированных кадров в отдельных отраслях. Обеспечить предприятия квалифицированными рабочими кадрами невозможно без развития на самих предприятиях внутрипроизводственного обучения и возрождения наставничества. Требует особого внимания и решение проблем сельской занятости, так как более 50 процентов зарегистрированных безработных проживает в сельской местности.
Эффективно работают виртуальные службы занятости в городе Краснодаре и Краснодарском крае, предлагая работу в различных областях жителям г. Краснодара и районных центров. На сегодняшний день доступно для любого жителя края, имеющего выход в Интернет, найти подходящую работу в сети Интернет, либо предложить работодателям свою кандидатуру, разместив резюме на сайте одного из виртуальных центров занятости. Главное преимущество виртуального поиска работы – возможность просмотра вакансий всех предприятий края одновременно и возможность связаться с работодателем в режиме реального времени.
В ходе изучения и анализа ряда источников по теме, у автора возникли следующие предложения по улучшению системы оказания помощи безработным с использованием информационных технологий. Государственным центрам занятости населения необходимо:
1. создать собственные сайты с размещением полной базы вакантных мест и резюме всех лиц, ищущих работу;
2. поддерживать регулярную связь с предприятиями всех форм собственности и частными предпринимателями через Интернет с систематическими запросами о вакансиях и предложением имеющихся в базе данных резюме;
3. использовать предложения о работе в сети Интернет (создание сайтов, администрирование сайтов, веб дизайн и другое) в предложениях о работе и осуществлять контроль за соблюдение норм трудового законодательства указанными работодателями при приеме на работу граждан.
4. специалистам центров занятости населения при работе с безработными гражданами стимулировать последних к активному самостоятельному поиску работы;
5. организовать группы обучения работе на компьютере и в сети Интернет для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Список литературы
1) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Федеральной www.rg.ru/2005/09/30/finansirovanie-doc.html
2) Постановление Воронежской областной Думы от 15.12.2004 N 1072-III-ОД www.bestpravo.ru/voron/data02/tex13320.htm 206 КБ Сохраненная копия Еще с сайта 236 Рубрика: Законы
3) Порядок расходования средств федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан. Финансирование социальной поддержки. "Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда" www.businesspravo.ru/Docum/.html 32 КБ
4) Предложение о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда www.innovbusiness.ru/pravo/ 29 14 КБ
5) Финансовый механизм социальной защиты безработных граждан planetadisser.com/see/dis_230349.html 60 КБ Сохраненная копия Еще с сайта 297
6) Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ Об утверждении положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан www.mzsrrf.ru/prav_prikaz/95.html 36 КБ Сохраненная копия. Еще с сайта 24 · Рубрика: Исполнительная власть
7) Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - IZH.RU В целях адаптации безработных граждан, ищущих работу на рынке труда, специалисты ГУ УР ЦЗН г. Ижевска проводят программы социальной адаптации. www.izh.ru/izh/info/24930.html 62 КБ
8) «Экономические основы социальной работы» Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова, пособие для ВУЗов «Гуманитарный издательский центр «Владос»// Москва, 1999, с.157
9) «Технологии социальной работы» Т.В. Шеляк, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Л.Г. Гуслякова учебник Изд. Инфра-М// Москва, 2003г. с.398
10) «Социальная педагогика» Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова курс лекций Изд. «Академия»// Москва, 2003 с. 440
11)Курс экономики: Учебник/ под ред. Б.А. Райзберга, М.: ИНФРА-М. 2003.
12) Пантелева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999
13) Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д.Камаева. – М.: ВЛАДОС, 1999
14) Молодёжь на рынке труда www.bestreferat.ru/
15) Студенческая Электронная Библиотека: ... положения молодежи на рынке труда - Статьи www. studlib.ru/
16) Российский рынок труда. Место молодежи на рынке труда. Государственная политика содействия занятости молодежи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких, например ... www.bank-referatov.rudiplom.ru/
17) Покровск. Инфо ... экономической активностью молодежи. pokrovsk.info/referat/ref32642.html 68 КБ содействовать трудоустройству и адаптации к требованиям рынка труда выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной системы www.4455.ru/Jurisprudence/so_5_a13.htm · 172 КБ
18) Управление экономической активностью молодежи www.neuch.ru/referat/36266.html · 83 КБ
19) Практика содействия занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, предусматриваются создание специализированных молодежных бирж по трудоустройству .www.pravoreferat.popal.ru/
20) Рефераты: Особенности адаптации студента к рыночным отношениям www.referat.freecopy.ru/. 27 КБ
21) Т. Четвернина, Л. Лакунина «Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления» (в статье использованы результаты, полученные Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 1996–1997 гг.) - «Вопросы экономики», 1998, № 2, стр. 115–130.
22) Основные социально-экономические показатели развития Российской Федерации в 1995 г. М.: Госкомстат России, 1996, стр. 54–56.
23) Социально-экономическое положение России. Январь-октябрь 1997 г. М.: Госкомстат России, 1997, стр. 7, 257.
24) Сайт компании Teletraiding.ltd www. webbusiness.ru
25) Сайт для заработка в Интернете «Работай.ру» www.rabotay.ru