Принципы поклонения Богу в книгах Исход и Левит. Принципы поклонения в наше время
Украинская Баптистская Теологическая Семинария
Тема:
Принципы поклонения Богу в книгах Исход и Левит.
Принципы поклонения Богу в наше время
Предмет:
Обзор Ветхого Завета
Студент: А. Жданов.
Преподаватель: А. Савич
Борислав
2005 год
Характерной чертой нашего времени является многозначность и размытость многих терминов. Когда мы говорим о принципах поклонения Богу, возникает определённая сложность, заключающаяся в том, что многие христиане по-разному понимают значение самого слова "поклонение". Расхождения в понимании данного термина существует не только на уровне практического служения в церквях разных деноминаций (или даже в рамках одной деноминации), но и на богословском уровне. Различные авторы дают своё определение термина "поклонение", что могло бы внести путаницу в рассматриваемый вопрос. По этой причине нам нужно исследовать первоначальное значение этого слова, то, как понимали его люди, жившие в эпоху Ветхого Завета (когда мы говорим о ветхозаветных принципах поклонения). После этого мы можем сопоставить его с тем значением, которое мы подразумеваем, когда говорим о поклонении Богу.
Закон, полученный Моисеем на горе Синай, категорически запрещает поклонение и служение иным богам, кроме истинного Бога (Исх. 20: 5; 23: 24; Втор.5: 9). Поклонение и служение означают фактически одно и то же. И для поклонения, и для служения можно использовать одно и то же древнееврейское слово1. Оно характеризует отношения между субъектом и объектом поклонения, которые утверждают зависимость и подчинённость человека от того, кому или чему он поклоняется. Исходя из этого, поклонение Богу можно определить как духовную практику, которая выражается в том, что человек воздаёт Богу честь и достоинство, которого Он заслуживает. Поклонение также предусматривает признание человеком своей зависимости от Бога, готовность выполнять Его повеления.
Поклонение осуществляется согласно установленным самим Богом принципам, которые мы можем открыть для себя на страницах Священного Писания. Целью данного исследования является определение этих принципов. Кроме того, необходимо сравнить принципы поклонения, установленные законом Моисея и описанные в книгах Исход и Левит, с теми принципами, которые установлены в Новом Завете для Церкви Иисуса Христа.
Говоря о ветхозаветных принципах, следует сразу же разграничить те из них, которые являются универсальными (то есть пригодными для каждого периода отношений между человеком и Богом), и специфическими, характерными для определённой эпохи. В данном случае мы рассматриваем принципы поклонения, предназначенные для Израиля и для Церкви. В первую очередь мы обратим внимание на универсальные принципы, присутствующие в книгах Исход и Левит.
Как уже было отмечено, поклонение истинному Богу исключает служение и поклонение иным богам. Несколько раз, со всей категоричностью утверждается, что Израиль не должен этого делать. Это можно понять, учитывая, что все народы, окружавшие Израиль были язычниками. Религиозное сознание евреев в то время было на уровне генотеизма, то есть, сознавая верховный статус истинного Бога Авраама, Исаака и Иакова, они в то же время признавали реальность языческих богов иных народов. Вплоть до вавилонского плена многие израильтяне уклонялись в служение иным богам. Поэтому первой из десяти заповедей стала заповедь, утверждающая монотеизм.
Не менее важным есть осознание духовной природы Бога, Его трансцендентность по отношению к творению. С этим принципом связана вторая из десяти заповедей, полученных на горе Синай - запрет на изготовление изображений для использования их в религиозной практике. Тот, кто поклоняется должен осознавать, что Бог есть дух, попытка втиснуть Его в какой-либо антропоморфный либо зооморфный образ есть идолослужение. Увы, эта заповедь также очень часто была нарушаема. Яркий пример тому - праздник в честь Яхве у подножия горы Синай (Исх.32: 1-6). Был изготовлен золотой телец, олицетворяющий не языческого, а истинного Бога. Телец на Востоке был олицетворением силы и могущества, и нет ничего удивительного в том, что евреи использовали его изображение как видимый образ Всемогущего Бога. Тем не менее, такое религиозное творчество навлекло гнев с Его стороны (Исх.32: 7-10). Важность этого принципа заключается в том, что для поклонения невидимому Богу необходима вера, о чём будет сказано ниже.
Важнейшим универсальным принципом поклонения есть святость. Многократно Бог призывает Свой народ к святости, поскольку Он свят (Исх. 19: 6; Лев.11: 44-45; 19: 2; 20: 7; 20: 26; 21: 8). Слово "святой" - "qados" первоначально означало просто "выделенный", особенно для религиозных целей2. В этом смысле слово используется не только в отношении людей, но и определённых предметов, используемых в культовой практике. "Святым" мог быть участок земли, здание, мебель в святилище и т.п. В законе, данном Моисею, Бог повелевает Своему народу отличать "священное" от "не священного" и "чистое" от "нечистого" (Лев.10: 10). "Нечистое" не должно быть используемо в поклонении, так же как и то, что является "священным" не может быть используемо в мирских целях. Поэтому третья заповедь закона Моисея запрещает профанацию имени Бога (Исх. 20: 7). Значительная часть Пятикнижия, в особенности книги Левит, посвящена изложению учения о чистом и нечистом, святом и не святом. Безусловно, ритуальная святость утратила своё значение в Новом Завете. Почему же мы относим пребывание в святости к универсальным принципам поклонения Богу?
Дело в том, что библейская концепция святости не ограничивается отделением. Святость Бога - это не только Его трансцендентность, отделение от творения в силу духовной природы, но и отделение от греха и греховного человечества. Нравственное совершенство Яхве - часть библейской концепции святости, поэтому слово "святость" приобрело еще одно значение в рамках Библии - моральное совершенство. В связи с этим, отделяя человека для служения Себе, Бог предъявляет к нему требования нравственного характера, которые отражены в десяти заповедях Моисеева закона - тех из них, которые характеризуют поведение человека по отношению к другим людям ("не укради", "не убивай" и т.п.). Требование святости, как морального совершенства, остаётся в силе и сегодня (1Пет.1: 15-16). Проблема заключается в том, что человек далек от нравственного стандарта, предлагаемого Богом - как во времена Моисея, так и в начале ХХІ века. О том, как решалась эта проблема в Ветхом завете, и как она решается в Новом Завете, будет сказано ниже.
Поклонение включает в себя определённые предпосылки. Она не является тяжкой и обременительной процедурой, а всегда приносит радость (Втор.12: 12; 16: 14). Радость - не является чем-то вынужденным, это естественная реакция человека, общающегося со своим Творцом. В то же время, поклонение включает в себя и страх (Исх. 20: 20; Втор.5: 29). Следует правильно понимать сущность такого страха. Это не страх перед Божьим гневом или наказанием, но страх, связанный с любовью, с нежеланием огорчить Того, Кто любит нас. Тот, кто поклоняется Богу, должен искать Его всей душой и всем сердцем (Втор.4: 29). Это значит, что поклонение должно быть искренним, не должно вырождаться в бездумный механический обряд. Наконец, важнейшей предпосылкой поклонения является вера. Она была необходимой для отношений с Богом во все времена (Быт.15: 6). Без веры не имеют смысла все обряды и жертвоприношения, установленные законом Моисея. Эти обряды были связаны с осознанием своей греховности и ответственности перед Богом, необходимости прощения и очищения. Всё это - категории веры. Наконец, поклонение невидимому Богу, в отличие от служения идолам, требовало веры. Там, где исчезала живая вера, происходила сублимация религиозной активности человека, которая выражалась в идолослужении и формальном выполнении религиозных обрядов. Без соблюдения всех вышеперечисленных предпосылок истинное поклонение было невозможно.
Кроме универсальных принципов, в книгах Исход и Левит существуют принципы, которые не находят подтверждения в Новом Завете. Они характерны для диспенсации Моисеева закона. Тем не менее, следует обратить внимание на эти принципы, чтобы осознать то, почему они были отменены или претерпели трансформацию в эпоху Церкви.
Наиболее характерной чертой ветхозаветного поклонения является наличие особой группы людей, которая называется священниками. До Моисея этой социальной группы в Израиле не существовало. Функции священника выполнял глава семьи, который представлял её перед Богом и поклонялся Ему от имени семьи. Кроме единичного упоминания Мелхиседека как священника (Быт.14: 18), других упоминаний этого служения больше нигде не отмечалось. Ситуация изменяется после исхода Израиля из Египта. Бог желал, чтобы Его народ был святым. Для порядка служения и успешного поклонения во время странствия Израиля по пустыне Бог назначил первосвященником Аарона, а помощниками - его сыновей. Все последующие священники в Израиле были потомками Аарона. Их святость подчеркивалась особой одеждой, к ним предъявлялись особые требования безупречности в поведении, особенно в вопросах семьи и брака. Священниками не могли быть люди с какими-либо физическими недостатками.
Кроме того, поскольку все первородные в каждом семействе Израиля избегли смерти в Египте, они принадлежали Богу; потомки Левия были избраны как заместители всех первенцев в Израиле (Чис.8: 5-26). Левиты прислуживали священникам при исполнении их обязанностей. Таким образом, весь народ был представлен в служении левитов и священников.
Священники имели определённые обязанности. Главной обязанностью было посредничество между Богом и Израилем, которое проявлялось в принесении предписанных для очищения от греха жертв. Кроме того, священники отвечали за наставление народа, обучали его соблюдать закон. Важными аспектами служения священников была забота о скинии и служение в ней.
Поклонение Богу осуществлялось под руководством закона Моисея. Его можно разделить на закон моральный, гражданский и церемониальный. Моральный закон устанавливает принципы поведения человека в отношении Бога (первые четыре заповеди из Исх. 20) и в отношении других людей (остальные шесть заповедей). Безусловно, моральный закон не ограничивается Десятью Заповедями, хотя они являются его основой. Моральный закон не утратил своего значения и сегодня. Он помогает осознать стандарт Божьей нравственности, своё несоответствие этому стандарту, а следовательно - греховность и потребность в покаянии. Гражданский закон отражает нормы поведения человека в обществе. Он изложен преимущественно в Исх.21: 1-24: 18, а также в книгах Числа и Второзаконие. Сейчас этот закон утратил свое значение, хотя его принципы легли в основу законодательства многих стран мира. Наконец, церемониальный закон устанавливал, каким образом Израиль должен был поклоняться Богу. Он описывает скинию, одежду и обязанности священников, жертвы и приношения, понятия о святом и нечистом. Нормы церемониального закона находятся преимущественно в текстах книги Левит, хотя встречаются и в других текстах Пятикнижия. Этот закон был предназначен исключительно для Израиля, он утратил своё значение после Христа. Во времена же Ветхого Завета церемониальный закон определял принципы и методы поклонения Богу, поэтому его значения нельзя недооценивать.
Центром поклонения во времена Моисея была скиния. В более поздние времена её заменил храм. Для язычников было характерно множество капищ и храмов, посвящённых многим богам, у Израиля же должно быть одно, централизованное место поклонения. Учитывая обстоятельства, в которых пребывал Израиль, уровень его религиозного сознания, такая мера была вполне оправдана. Скиния была построена из 48 брусьев, сделанных из дерева ситтим и покрытых золотом. Её длина была 15 м, а ширина 5 м. Скиния была разделена на две части: святое место, куда могли заходить священники через единственный вход с восточной стороны и Святая Святых, куда разрешалось входить только первосвященнику, один раз в год, в день очищения (Йом Киппур). Святая Святых была отделена завесой. Такое же устройство святилища было сохранено и в храме.
Важнейшим элементом поклонения было жертвоприношение. Центральная идея книги Левит заключается в том, что путь к Господу лежит исключительно через жертвоприношение, и что поклоняющийся Богу должен быть святым в хождении перед Ним. Как мы уже указывали, нравственный закон ставил проблему несоответствия человека Божьим критериям праведности, в связи с чем возникала потребность в искуплении. Жертвы приносились и до закона Моисея, их совершали Каин, Авель, Ной и патриархи, однако с появлением закона были установлены определённые виды жертв и порядок их принесения.
В первых пяти главах книги Левит можно увидеть предписание пяти различных видов жертвоприношений. Цель их различна. Первые три из них - жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва являются добровольными, они предназначены не для прощения грехов, а для общения с Богом. Такие жертвы символизировали полное подчинение Богу. Жертва всесожжения олицетворяла полное посвящение Израиля Богу. Мирная жертва представляла живую связь и общение между Богом и человеком (она включала в себя трапезу - часть еды сжигалась как знак того, что Бог становится участником трапезы, а часть съедалась людьми). Хлебное приношение, единственное, которое не требовало пролития крови, свидетельствовало о готовности принести свои дары Богу3.
Существовало также ещё два вида жертвоприношений иного характера. Цель их принесения - покрытие греха. Эти жертвы были обязательными. Жертвоприношение предусматривало пролитие крови животного. Жертва повинности предусматривала при этом возмещение причинённого ущерба. Любая жертва несла в себе идею того, что между Богом и человеком существует пропасть, которая должна быть преодолена. Каким образом? Ответ на этот вопрос даёт Новый Завет.
Завет Бога с Израилем включал в себя определённые знаки, которые свидетельствовали об отделении его от других народов для поклонения Богу - то есть об освящении. Знак обрезания был знаком единократного посвящения. Впервые мы встречаем обрезание как элемент завета с Авраамом (Быт.17: 10). Завет, который Бог заключил с Израилем через Моисея, также предусматривал обрезание (Лев.12: 3). Обрезание было обязательным условием участия в Пасхальной трапезе (Исх.12: 44,48). Другим знаком освящения Израиля была суббота. Знак субботы стал характерной чертой завета Бога с Израилем через Моисея, поскольку до этого мы не встречаем в Библии требования Бога к людям соблюдать субботу. Десять Заповедей включают в себя это требование (Исх. 20: 8-11). Субботу от обрезания отличает постоянство и повторяемость. Бог освятил этот день (Исх. 20: 11), поэтому святой народ должен её соблюдать. Таким образом, завет Бога с Израилем включал в себя два знака: единовременный и постоянный. Аналоги этих знаков мы встречаем и в Новом Завете. Кроме того, праздники, которые Бог установил для Израиля, выполняли аналогичную функцию: они свидетельствуют о святости Божьего народа, его отличии от языческих народов. Праздники напоминали также и о знаковых событиях истории Израиля (например, Пасха - об искуплении из египетского плена).
Ознакомившись с принципами поклонения в Ветхом Завете, мы перейдём к тем принципам, на которых зиждется служение Церкви. Их можно разделить на две группы аналогично ветхозаветным. Первая группа - те, с которыми мы уже знакомы. Это универсальные принципы, которые находят своё подтверждение в Новом Завете. Вторая группа - принципы характерные исключительно для эпохи Церкви. Рассмотрим их по порядку.
Первый универсальный принцип, на который мы обращали внимание - поклонение единому Богу. Новый Завет подтверждает его истинность (Иак.2: 19; 1Тим2: 5). Идея монотеизма не противоречит идее Троицы. Обоснование истинности учения о Троице выходит за рамки этой работы, однако следует обратить внимание на некоторые аргументы, подтверждающие то, что между Ветхим и Новым Заветом нет противоречия по данному вопросу. Многие исследователи считают, что множественная форма существительного אלחיס (elohim) содержит в себе идею множественности Божественной природы4. Сам иудейский символ веры "Шма" - "Господь, Бог наш, един есть" (Втор.6: 4) содержит в себе эту идею, поскольку слово אחד (ehad), "един" содержит в себе идею единства в множественности (ср. с Быт.2: 24, где то же самое слово относится к мужчине и женщине, которые должны стать одним целым). Безусловно, в Новом Завете идея троичности Бога представлена в более ясной форме. Божье откровение является прогрессивным. Важно понимать, что христиане поклоняются единому Богу в Троице, и это не противоречит монотеизму Ветхого Завета.
Следующий принцип, который повторяется в новом Завете - поклонение Богу, Который является духовным существом. Об этом говорит Иисус (Иоан.4: 24) и апостол Павел (1Тим.1: 17). Тем не менее, Новый Завет свидетельствует о том, что Иисусу Христу во время Его земного служения воздавалось поклонение, и Он его принимал (Матф.14: 31-33; 28: 9-10; Иоан.9: 35-38). Более того, из Матф.28: 16-17 можно сделать вывод, что речь здесь идёт не о простом почитании, а о религиозном поклонении, которое может принадлежать только Богу. Христиане верят, что Иисус есть истинный Бог и Он достоин этого поклонения, но у представителей других монотеистических религий, верящих, что Бог есть дух, могут возникнуть определённые вопросы. Не перечёркивает ли христианская практика принцип, утверждённый второй из Десяти Заповедей? Не отступили ли христиане от служения невидимому Богу, поклоняясь Иисусу Христу в Его человеческом воплощении? Ответ заключается в том, что несмотря на воплощение, Иисус Христос не утратил ни в какой степени Своей божественной природы5. Апостол Павел утверждает, что: "… в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2: 9). В Флп.2: 5-11 содержится явное и очевидное утверждение Божественности Иисуса Христа, поскольку там говорится о Нем как об μορφη, "образе" Божьем. В библейском и классическом греческом языке этот термин означает "полный набор свойств и характерных особенностей, которые делают нечто тем, что оно есть"6. Что касается образов, создаваемых людьми, и являющихся лишь изображениями или отражениями реальных предметов, то для их обозначения используются слова εικων и σχημα. Иисус Христос является совершенным образом и откровением невидимого Бога. Исходя из этого, мы можем утверждать, что поклонение Иисусу Христу не противоречит осознанию духовной природы Бога.
Что касается поклонения в святости, то с подтверждением этого принципа в Новом Завете нет никаких проблем. Божий народ должен обладать нравственной святостью - этому учили Христос и апостолы (Матф.5: 48; 1Пет.1: 15; 1Фес.4: 3-7). В Новом Завете ещё ярче выражена идея несоответствия человека Божьим критериям святости. Здесь же в полной мере даётся разрешение этой проблемы - человек может быть свят только во Христе (1Кор.1: 30; Евр10: 10,14). Ветхий Завет только предсказывал будущий источник освящения (Зах.13: 1). Тем не менее, верующие Ветхого Завета освящены из этого же источника.
Новый Завет имеет те же предпосылки истинного поклонения Богу: радость во Христе (Фил.4: 4), страх Божий (2Кор.7: 1), искренность (Кол.3: 23), и, безусловно, вера (Евр.11: 16).
Новый Завет открывает нам принципы поклонения, которые характерны только для периода Церкви. Безусловно, главное, что утверждает Новый Завет - поклонение Богу совершается через Иисуса Христа (Иоан.5: 23; 1Иоан.2: 23). Следует заметить, что Иисус Христос будет в центре поклонения и в эпоху тысячелетнего царства (Пс.2: 12) и на небесах (Откр.5: 13; 7: 10). Ему поклонятся все ангелы (Евр.1: 6) и вообще всё творение (Фил.2: 10). В Иисусе Христе нашло своё логическое завершение всё то, что присутствовало в Ветхом Завете в виде прообразов или несовершенной замены будущих благ. В связи с этим, многие элементы ветхозаветного служения были отменены или претерпели значительную трансформацию.
Жертва за грех и жертва повинности были необходимы для ветхозаветного поклонения. Книга Левит учит, что поклонение Богу возможно только через жертву. Тот, кто поклоняется должен сознавать своё нравственное несовершенство, потребность в искуплении, а также веру в Божью милость и прощение грехов. Для этого нужна жертва. Библия говорит, что без пролития крови не бывает прощения (Лев.17: 11; Евр.9: 22). Сама по себе кровь жертвенных животных не очищала от грехов, она служила лишь напоминанием о них (Евр.10: 3-4). В шестнадцатой главе книги Левит было сказано о Дне Искупления (Йом Киппур). Искупление несло в себе идею заместительной жертвы: жертва умирала вместо грешника и служила прообразом будущего искупления, один раз и навсегда совершенного Иисусом Христом на кресте Голгофы (Евр.10: 10). Кровь животных была лишь временной, символической заменой крови Иисуса Христа. По этой причине, после Голгофской жертвы ветхозаветное приношение животных утратило всякий смысл.
Автор Послания к Евреям раскрывает и отмену второго важнейшего ветхозаветного института - левитского священничества как посредника между Богом и человеком. Прежнее священничество было несовершенным (Евр.7: 11). Иисус Христос, в отличие от ветхозаветных первосвященников не имел греха, но принес себя в жертву за грехи других людей. Он стал совершенным Первосвященником, Который может быть ходатаем за их грехи. Автор Послания к Евреям называет Его Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.7: 21), цитируя Пс.109: 4. На этом основании Иисус Христос по Своей человеческой природе является единственным посредником между Богом и людьми (1Тим.2: 5).
Как мы уже отмечали, в обязанности священников Ветхого Завета входило обучение народа. К сожалению, эти учителя увели народ от истинного поклонения Богу, поэтому мы много раз встречаем на страницах Нового Завета критику книжников и учителей закона со стороны Иисуса Христа. Человеческие истины и заповеди стали доминантой в их учении, что было неизбежно, поскольку они были всего лишь людьми. Иисус Христос не просто принёс своё учение, но и является совершенным Учителем (Матф.23: 8), который пребывает с нами постоянно (Матф.28: 20).
Но каким образом Иисус действует в Церкви как Учитель? Посредством Духа Святого, Который напоминает обо всём, что учил Иисус (Иоан.14: 26), и через книги Священного Писания, которые сохранили Его слова и свидетельство о Его жизни (Иоан. 20: 31). Дух Святой даёт дары для служения в Церкви, в том числе дары пророков, апостолов и учителей (1Кор.12: 28). Учителя Нового Завета в отличие от тех, кто служил в Ветхом Завете, имеют преимущество в том, что они находятся под руководством Святого Духа. Книжники и учителя Ветхого Завета находились единственно под руководством Закона. Закон же не является совершенным и не имеет в себе той силы, которую имеет Евангелие (Евр.7: 19). Апостол Павел в восьмой главе Послания к Римлянам показывает, насколько руководство Святым Духом превосходит то, которое осуществлялось посредством закона. Иисус говорил о том, что истинные верующие будут поклоняться Богу в духе и истине (Иоан.4: 24). Дух святой - Тот, под руководством Которого Церковь поклоняется Богу.
Поклонение в Ветхом Завете было локально ограниченным. Оно осуществлялось в конкретном месте - скинии, а затем в храме. Как мы уже отмечали, это было обусловлено культурно и исторически, необходимо для тогдашнего уровня религиозного сознания еврейского народа. В Новом Завете мы находим совершенно иной принцип: поклонение не является ограниченным конкретным местом (Иоан.4: 21), оно может осуществляться на всяком месте (1Тим.2: 8). Это совершенно естественно - Бог есть дух, и пребывание Его не ограничено локально. К сожалению, не все христиане (в том числе и в евангельских церквях) сознают важность этого принципа. Автор этих строк был свидетелем конфликта в одной из церквей ЕХБ на Западной Украине. В церкви предстояла церемония бракосочетания. Здание Дома Молитвы находилось в состоянии ремонта, и не могло вместить всех потенциальных гостей. Пресвитер предложил совершить данную церемонию в арендованном органном зале (одном из лучших в Европе). Тем не менее, значительная часть, как братского совета, так и рядовых членов церкви выступили категорически против такого решения. Мотивация была очень простой: Дом Молитвы есть место святое, и Бог благословит молодую семью, если бракосочетание будет совершено здесь. Соответственно, органный зал святым местом не является, и ни о каком благословении не может быть и речи.
Мы уже обсудили значение искупительной жертвы Иисуса Христа для прекращения ветхозаветной практики жертвоприношения за грех. Тем не менее, в Ветхом Завете были и другие жертвы, о которых упоминалось выше - жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва. Они не относились к числу искупительных жертв, а совершались для поддержания общения с Богом. Безусловно, мы имеем всю полноту отношений с Богом через посредничество Иисуса Христа и общение Святого Духа и для этого мы не нуждаемся в жертвоприношениях. Тем не менее, Новый Завет говорит о жертвах, которые присутствуют в жизни христиан. Так, апостол Павел призывает верующих принести свои тела в живую жертву для служения Богу (Рим.1: 12), то есть совершить полное посвящение всех сфер своей жизни для Божьего дела. Можно увидеть в этом параллель с ветхозаветной жертвой всесожжения. Автор послания к Евреям пишет о жертве хвалы, которая является плодом наших уст, и о жертвах благотворения и общительности, которые угодны Богу (Евр.13: 15-16). В этих жертвах есть сходство с хлебным приношением и мирной жертвой.
Наконец, Новый Завет имеет свои знаки освящения Божьего народа для его служения Господу. Тот, кто поверил в Иисуса Христа, присоединяется к поместной церкви, совершив водное крещение по вере. В этом смысле заповедь крещения является аналогом обрезания в Ветхом Завете, поскольку последнее присоединяло мужчину к израильскому обществу. Аналогом субботы является Вечеря Господня - она свидетельствует о святости, приобретаемой через кровь Христа. Подобно тому, как суббота была напоминанием о Божьих делах (а именно, сотворении мира и человека), Вечеря Господня напоминает о Голгофской жертве Иисуса Христа. Подобно субботе, Вечеря Господня - вид поклонения, который совершается постоянно.
Мы верим, что Бог сотворил человека для того, чтобы человек поклонялся и служил Ему. Потребность в этом заложена в человеческом сердце. Выдающийся учёный Блез Паскаль говорил о вакууме в человеческом сердце - вакууме, который может быть заполнен только Богом. Если человек не поклоняется Богу, его жизнь нельзя назвать полноценной. К сожалению, грех нарушил общение между Богом и человеком. Миллиарды людей тщетно пытаются восстановить это общение, создавая различные религиозные системы - но, увы, эти поиски ведут в никуда. Бог трансцендентен и непостижим человеческим разумом. Тем не менее, во все века человеческой истории Он искал людей, которые будут поклоняться Ему. Он создал свой план для спасения человечества, план который свершился на Голгофском кресте. Он делом доказал Свою любовь к гибнущему человечеству. Он освятил тех, кого избрал для служения Себе. Мы читаем на страницах Библии о разных группах таких людей, которые существовали, и будут существовать в разные периоды человеческой истории. Среди этих групп - Израиль и Церковь Иисуса Христа. В их поклонении Богу есть сходства и различия. Задача нашего исследования состояла в том, чтобы определить эти сходства и различия, и показать то, что стоит за ними - неизменную Божью любовь и святость, а также Его желание видеть Своих детей подобными Себе.
Библиография
Библия /Синодальный перевод.
Баракман Ф. Практическая христианская теология: пер. с англ. - М.: Ассоциация "Духовное возрождение", 2002.
Библейский справочник Дерека Прайма: пер. с англ. - Bible Quote 5.0 Bibliologia Edition.
Ла Сор У. Обзор Ветхого Завета: пер. с англ. - О.: Богомыслие, 1998.
Шульц С. Ветхий Завет говорит: пер. с англ. - М.: Библейская кафедра, 1992
Эриксон М. Христианское богословие: пер. с англ. - С.: Библия для всех, 2002
Еннс П. Підручник з богослов’я: пер. з англ. - Л.: Благовісник Галичини, 2003
1 Библейский справочник Дерека Прайма: пер. с англ.- Bible Quote 5.0 Bibliologia Edition.
2 Ла Сор Уильям Сэнфорд. Обзор Ветхого Завета: пер. с англ.- О.: Богомыслие, 1998.- С.142.
3 Шульц Самуил Дж. Ветхий Завет говорит: пер. с англ.- М.: Библейская кафедра, 1992.-С71
4 Эриксон М. Христианское богословие: пер. с англ.- С.: Библия для всех, 2002.-С.275
5 Баракман Ф. Практическая христианская теология: пер. с англ.- М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2002.-С. 248
6 Эриксон М. Христианское богословие: пер. с англ.- С.: Библия для всех, 2002.-С.585