Понятие об образе Божием как основе православного воспитания
Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет потребительской кооперации
Кафедра документоведения и социальных работ
Реферат
по дисциплине: Православная педагогика
на тему: „Понятие об образе Божием как основе православного воспитания“
Выполнила:
студентка группы ЭК-32
Барыбина О. Н.
Проверил: доцент
протоирей Павел Вейнгольд
Белгород, 2005 г
Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который, радуется Бог и люди.
Святитель Иоанн Златоуст
Что такое православное воспитание? На каких принципах оно основано?
У человека, далекого от Церкви, даже слова "православное воспитание" могут вызвать недоумение. Это недоумение легко объясняется трагическим историческим путем нашей Родины в XX веке. В годы официального безбожия не без гордости говорили о "русском характере" и "русском сердце". Кто же воспитал этот "русский характер"?
На протяжении даже не десятков, а сотен лет сердце, совесть, душа русского человека были вверены, прежде всего, Православной Церкви, православной культуре и традициям. Поэтому в наши дни самые серьезные ученые-педагоги обращают все более пристальное внимание на педагогический опыт наших православных отцов и дедов. А основой и отправной точкой как крестьянского семейного воспитания, так и воспитания в лучших дворянских семьях старой Руси было воспитание религиозное.
Даже начало обучения грамоте совершалось по книгам церковным: первой учебной книгой русских православных детей была книга "Псалтирь", любимым чтением в семейном кругу - библейская история и евангельские притчи. Самопожертвованию, патриотизму, стремлению к подвигу дети учились, слушая жития святых. Кроме того, с самого рождения жизнь ребенка связывалась с молитвой, с православным храмом. А с отроческих лет он учился испытывать свою совесть в таинствах исповеди - познавать доброе и отторгать худое...
В настоящее время все больше и больше родителей и педагогов обращаются к опыту воспитания наших православных предков, к опыту воспитания в современных православных семьях. Особенно большое внимание самые серьезные современные ученые уделяют исследованию крестьянского, общинного воспитания, изучению трудов наших отечественных православных педагогов, прежде всего - великого русского педагога К. Д. Ушинского.
Православная традиция воспитания предполагает следующие нравственные принципы. Основой православного воспитания является, прежде всего, раскрытие и утверждение в ребенке образа Божьего (ведь изначально и слово "образование" понималось именно в этом смысле, в основе понятия "образование" лежит слово "образ"), становление внутреннего человека, а это невозможно без первоначального воспитания в нем тяги к истинным ценностям, которые основаны на соблюдении Заповедей Божиих.
Воспитание должно быть направлено на такую семейную жизнь, в которой дети окружены любовью и где развивается их способность к любви. На детях отражается духовно-нравственное состояние родителей. Чем более родители преуспевают в добродетелях, тем более сообщают своим детям предрасположение к добру. От доброго дерева рождаются добрые плоды, и недоброе дерево приносит худые плоды. Семья должна быть школой воспитания социальных чувств. Она призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную национально-культурную традицию.
К числу важнейших условий эффективности воспитания православие относит участие всей семьи в сакраментальной, таинственной жизни Церкви. Если семья хочет совершенствоваться, то вне корабля Церкви не будет спасения души.
Невозможно научить ребенка любить и уважать родителей, если он не знает Бога - Небесного Отца. Невозможно научить ребенка любить и ладить с ближними, если он не имеет общения с Церковью - народом Божиим, невозможно научить любви к Родине, если ребенок воспитывается на принципах не православной культуры своего народа, а космополитизма, массовой культурой "общечеловечества"...
Так что же входит в понятие образа Божия.
Образ, по которому был некогда создан человек, как "идеал", как "икона", не является результатом богословского или философского дискурса. Он есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия человеку. Человек должен знать, что он появился не как-нибудь, не случайно, не в ходе эволюции (понимаемой телеологически или спонтанно), а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению.
Священное Писание свидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 26-27; 5, 1-2).
В Библии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке. Указание на то, что Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, подвигает богословскую мысль прежде всего к вопросу: можем ли мы познать образ Божий как таковой? Можем ли мы познать образ Самого Бога? И можем ли мы познать человека?
В строгом смысле образ Божий как таковой, т.е. в отрыве от человека вообще и от Боговоплощения, не познаваем. Понятие "образа Божия" наталкивается на трудности богословского дискурса тотчас, как только мы ставим вопрос о познании самого образа. Есть ли библейское "по образу Нашему" самораскрытие Богом своих сущностных черт, свойств? Это отрицает догматика. Стало быть, и антропологически никакое буквальное познание образа Божия невозможно.
Телесная концепция образа Божьего.
Образ Божий — это весь человек, в том числе, и его материальное тело. Вот один из доводов сторонников этой точки зрения: ветхозаветная мысль всегда рассматривала человека в целом, не делила его на тело и дух. На телесном делался даже больший упор: «… кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию»(Бытие 9:6).
Против такой телесной концепции образа Божьего можно возразить следующее: во-первых, Бог — Дух; почему же Его образ — тело? А во-вторых, тело есть и у животного, но животное не образ Божий.
Бестелесная концепция образа Божьего.
Приверженцы этой концепции связывают образ Божий с различными сторонами и качествами человеческой личности; это может быть нравственное чувство, воля, разум, способность управлять, речь и т.д.
Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за все творения. Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все же сохраняется, оставляя возможным наше спасение.
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:
1. Тело — это часть образа Божьего. Хотя Бог не имеет физического тела, все же человеческое тело входит в понятие образа Божьего, так как целостный организм человека обладает телом и душой. Тело является средством для самовыражения души, которая создана для общения с Создателем. В пришествие Господа наше тело превратится в «тело духовное».
2. Быть созданным по образу Божьему также означает быть живым существом. Это подчеркивает Павел в своей проповеди в афинском ареопаге (Деяния 17:28-29). Отвергая веру в то, что, мертвые идолы могут представлять живого Бога, он утверждает, что, так как люди, живые создания, произошли от Бога, значит, и Бог тоже живой.
3. Человек не просто живое существо; он обладает разумом и свободной волей; поэтому он может господствовать над природой (Бытие 1:28).
Итак, образ Божий — это человек целиком; живая, разумная, свободная и нравственная личность. Образ Божий есть фундамент или основа личности. Человек не мог бы быть личностью, если бы его Первообраз - Творец Создатель - не был бы Личностью.
Между образом Божиим в человеке и личностью человека есть прямая связь, однако, это не одно и то же. Это нелишне подчеркнуть, потому что часто приходится встречаться с отождествлением того и другого. Православие учит, что образ Божий есть в каждом человеке, что каждый человек есть личность. Однако при этом забывают, что образ дан, а личностью надо стать. Да, каждый человек личность, но только потенциально, а не в действительности. Образ Божий в человеке есть семя, а личность - росток, вырастающий из него.
Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли - человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать воле Божией, выполнять Его заповеди.
Нравственное самоопределение человека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению. Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью, духовно совершенствуется. Степень преображенности и уровень духовного совершенства зависят от совершаемого человеком аскетического подвига, без которого нет постоянного духовного развития как условия спасения и вечной жизни.
Главной целью православного воспитания по слову святителя Феофана Затворника, заключается в том, «чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин», чтобы для него стало первой существенной потребностью «самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде по чужому руководству». При этом воспитателям ребенка – родителям, учителям, наставникам – необходимо помнить о том, что достижение поставленной цели – воспитание христианина –является не чисто педагогической задачей, но частным раскрытием (в отношении детей) дела Церкви на земле. Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви.
Православная педагогика – педагогика воцерковления, преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, святости, в достижении Даров Святого Духа.
Поэтому основное содержание православного воспитания сводится к созданию условий, способствующих пробуждению духовной жизни, одухотворению души благодатию.
Воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Воцерковить - значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческой души от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.
Воцерковить - научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством не только к науке, но, прежде всего, к учению Церкви.
Воцерковить - это, значит, преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви.
Исходя из сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.
Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет в основном о духовном образовании - образовании Духом Святым. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности человека к получению этих знаний.
Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование - путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом живым. Это есть путь христианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковный разум, принимает все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.
В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.
По мнению русских философов И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, русскому характеру присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственна преданность воле Божией, любовь, смирение, общительность с ближними и устремленность всех помыслов к миру горнему. К числу национальных черт русского народа относят также:
– жажду отечественного единения и согласия,
– ощущение исторического долга,
– ощущение преемственности поколений (историческое сознание),
– стремление к триединому служению: Богу (вера), стране (государственность), народу.
– идею семьи как частицы рода,
– идею слаженности, чинности (лада).
– сострадательность,
– трудолюбие,
– самопожертвование,
– «всемирную отзывчивость» (Достоевский).
Таким образом, содержание православного воспитания – это, прежде всего введение детей в жизнь Церкви, передача им навыков общественной и личной духовной жизни.
Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, наставление на путь осмысления мира, жизни и человека в свете Божественного Откровения.
И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, раскрытие в них лучших национальных черт.
В конце мне хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Если люди, живущие в Отечестве нашем, вновь зажгут в сердцах своих пламень горячей веры, если они обновят в себе верность нравственным основам, заложенным в душах человеческих Творцом, если жизнь каждого из нас озарится светом тысячелетней православной культуры России, страна действительно возродится, возродится для новой жизни и святости, любви и правды!»
Литература
Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003. с.166-185.
Православная педагогика как педагогика русской цивилизации. Православный образовательный портал. http://www.portal-slovo.ru
Программа воспитательной работы классов с этнокультурным (русским православным) компонентом. Методические материалы.
ФИСУН Сергий, протоиерей. Мы в ответе за наших детей. Барнаульская епархия РПЦ. http://altai.eparhia.ru/
Янарас Х. Вера Церкви.- М.: Центр по изучению религий, 1992.