Особенности иудаизма
РЕФЕРАТ
по дисциплине Культурология
по теме: Особенности иудаизма
Оглавление
Введение
1.Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
2.Сущность иудаизма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н. э. – ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, а также тот факт, что термин «иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей».
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II – I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм – это комплекс правовых, морально- этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Будучи продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока – Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность, вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний.
Постоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития, сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые толкования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики.
Актуальность данной темы легко обосновать обычным интересом к истории древних цивилизаций, а также к истории христианства, непосредственно связанного с развитием иудейской религии.
Целью настоящей работы является исследование иудаизма как религиозной и мировоззренческой системы.
1.Исторические аспекты формирования и развития иудаизма
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Иаков и четыре его жены: Рахель, Леа, Билгьа и Зильпа составляют три поколения Патриархов (Праотцев) и Матриархов (Праматерей) еврейского народа. Они вели кочевой образ жизни. Примерно тридцать восемь веков назад они путешествовали, вместе с женами, детьми, имуществом и стадами по территории сегодняшней Сирии, Израиля и Египта. После долгого пути праотцы становились лагерем, рядом с шатрами других скотоводов-кочевников, вблизи крупных городов. От других архаических племен их отличала вера в Единого Бога, причем их Богослужение подразумевало не только молитвы и жертвоприношения, но также доброту и гостеприимство.
Тора рассказывает о том, как Всевышний клялся Праотцам, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Иакова «спуститься» с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он обвинил евреев во всех экономических и политических бедах и обратил их в рабов.
Несколько поколений спустя, в классической иудейской трактовке, Бог пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную. Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моисей получил Тору (свод законов, по которым должны жить евреи) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Обращаясь к Моисей, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.
Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моисей умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моисея, пророк Йегошуа. Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать страну Ханаан. Затем каждое из двенадцати колен получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.
В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).
Саул сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Саул царствовал только два года.
Покончить с филистимлянами смог зять Саула Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Соломон решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.
После смерти Соломона, некоторые люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Соломон в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет. К концу этого времени сформировалась богатая знать, которая угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие пророки этого времени, такие как Осия, Амос, Иеремия обличали власть предержащих, включая царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.
В 722 г. могущественная Ассирия завоевала Северное Царство и изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия уже не была сверхдержавой, крохотное Иудейское Царство оказалось в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Храм и увели народ Иудеи в Вавилонский плен.
За некоторое время до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие название «диаспора», т. е. «рассеяние». Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон. В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и позволил всем народам вернуться из вавилонского плена на родину. Часть евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.
К 323 г до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.
В 63 г. до н. э. Римская Империя захватила Святую Землю. Римляне оказались крайне суровыми правителями и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.
Различия во взглядах на особенности иудейских обрядов привели к образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода Машиаха (мессии, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что он будет великим учителем. При этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета. Его последователи заложили основу того, что мы сегодня называем Христианской церковью.
В 66 г. н. э. одна их сект под названием Зелоты, подняла восстание против римлян. Спустя четыре года Иерусалим и храм были разрушены. После этого римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар Кохба («сын звезды»), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи сумели вновь основать суверенное государство на своей земле.
К 200 г. н. э. евреи жили во многих странах. Помимо Святой Земли, очень крупные общины обосновались в Риме, Египте и Персии. Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне. Потомки евреев, изгнанных из Иудеи после разрушения Первого Храма, жили здесь в достатке. В некоторых районах Вавилонии они были настолько богаты, что основали независимые княжества, а еврейские войска помогали местным царям в войнах с Римом.
В Вавилоне изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в Иудаизме. Главы ведущих академий были известны под названием гаонов (гаон, мн. ч. «гаоним», означает «совершенство»). Евреи всего мира консультировались у них по вопросам галахического законодательства. Последний гаон был убит в 1040 г н. э., в период, когда еврейская жизнь в Вавилонии уже пошла на спад.
Средневековая Европа принадлежала к христианскому миру. Правили церковь и аристократия, и зачастую власть церкви была сильнее. Это было трудное для евреев время, в лучшем случае их просто терпели, в худшем – уничтожали. В Средневековой Европе евреев не называли иначе как убийцами Христа и периодически принимались законы, унижающие евреев или ограничивающие их свободу. Иногда евреев заставляли жить в гетто: отдельных кварталах, обнесенных стеной с воротами, запирающимися на ночь. Некоторые декреты обязывали евреев носить специальную одежду. Нередко евреи становились жертвами массовых расправ. Периодически правительства некоторых городов, а иногда и целых стран просто избавлялись от еврейского населения. Например, Англия приняла решение об изгнании евреев в 1290г.
Несмотря на все это, изучение Торы достигло в средневековье новых высот, причем как в Европе, так и в арабском мире. Главной целью еврейских мудрецов стало разъяснение Талмуда. Среди других направлений можно назвать комментирование Письменной Торы и развитие грамматики иврита. Одним из выдающихся мудрецов Торы этого периода был р. Шломо бен Ицхак (1040 – 1105), известный как Раши. Перу Раши принадлежит, наверное, самый известный комментарий Пятикнижия и многие комментарии Талмуда.
В 1492 г. евреи были изгнаны из Испании.
Некоторые из них поселились в Голландии, иные предпочли небезопасный путь в страну Израиля. Группа ученых основала крупнейший центр исследования Торы в городе Цфад. Там работал знаменитый Йосеф Каро. В 1555 был опубликован его основной труд: кодекс Галахи под названием Шульхан Арух («Накрытый стол»). Другие мудрецы занялись изучением мистических толкований взаимоотношений между человеком и Богом.
В период Просвещения на большей части Европы евреи как народ очень выделялись. Они по-иному одевались и говорили на своих языках. Окружающие принимали это как доказательство того, что евреи являются низшей расой и что на них лежит Божье проклятие.
В то же время, некоторые евреи, как правило, самоучки, учили язык нееврейского окружения, осваивали математику и философию. Одним из них был Моисей Мендельсон, популярная личность в Берлине середины восемнадцатого века. Мощный интеллект и интересные философские работы пробили ему дорогу в германское общество.
Мендельсон верил, что евреи будут эмансипированы, если изменят стиль своей жизни.
Он и его последователи старались убедить других евреев изучать секулярные предметы наряду с Библией и Талмудом, пользоваться европейскими языками, прекратить вести деловые записи на иврите, осваивать земледелие и ремесла. Подобное движение, предлагающее евреям компромисс в образе жизни в сторону нееврейского мира получило название Гаскала (еврейское просвещение), а ее приверженцы – маскилим.
Среди самих маскилим не было единства во взглядах.
Некоторые считали достаточным изменить внешний вид, язык и профессии евреев. Другие пытались изменить еврейскую религию в угоду неевреям, сделать ее более приемлемой для окружения. Последние заложили фундамент реформистского движения, распространившегося в Германии в начале девятнадцатого века.
Некоторые правительства Западной и Центральной Европы видели в гражданском равноправии евреев награду за отказ от тех элементов религии, которая велит «отличаться от остальных народов».
Французская революция 1789 провозгласила «свободу, равенство, братство» для всех жителей Франции, включая евреев.
Но это только в том случае, если те согласятся считать себя французами. Вскоре после прихода к власти, Наполеон Бонапарт провозгласил, что «через десять лет не будет никакой разницы между евреем и французом».
В 1807 он основал Сангедрин (высший еврейский совет), поскольку, среди всего прочего, он хотел, чтобы раввины утвердили закон, позволяющий евреям жениться на нееврейках и наоборот. Раввины пошли на компромисс, заявив, что смешанные браки допустимы с точки зрения законов Франции, но не с точки зрения еврейского законодательства.
В течение девятнадцатого века Гаскала, эмансипация и преследования невероятно изменили еврейскую жизнь в Европе.
В Германии реформистское движение начало попытки приспособить иудаизм к потребностям ассимилированных евреев.
В Восточной и Центральной Европе Сионистское движение начало поиски путей создания еврейского государства.
В России Бунд, еврейское социалистическое движение, призывало отказаться от иудаизма и влиться в российское общество.
2.Сущность иудаизма
Иудаизм – первая по-настоящему монотеистическая религия. Основное положение иудаизма – вера в единого Бога. Исторически эта вера определила изоляцию евреев от соседствующих мифологических культур.
Евреи верят, что Бог сотворил вселенную из ничего. Из этой веры вытекает взгляд на мир как на созданный Богом в точном соответствии с Его планом. Человеческому разуму недоступно в полной мере понимание механизма процесса творения из ничего. Творение – это не единичный акт, а постоянный процесс. Вот почему в своих молитвах евреи прославляют Бога как того, кто «по доброте своей постоянно, каждый день возобновляет сотворение мира».
Хотя мы себе не можем представить Бога, евреи верят, что Он всемогущ, всеведущ и вездесущ (т.е. одновременно присутствует везде). Древнее изречение еврейских мудрецов гласит: «Там, где ты найдешь величие Бога, ты найдешь и Его смирение». В этих словах выражена важная для еврейской традиции мысль о том, что, хотя Бог и может сделать все, что захочет, он обычно воздерживается от применения своей власти и оставляет людям свободу выбора между добром и злом. Однако иногда Бог пользуется своей властью и вмешивается в дела людей. Евреи называют такие вмешательства чудесами. Евреи считают, однако, что в большинстве случаев Бог остается, так сказать, за кулисами и стремится привлечь людей к себе, посылая им благословения или страдания, или какими-либо другими способами.
Иудаизм утверждает, что Бог евреев – это Бог всего человечества, и что Он хочет, чтобы все люди служили Ему, живя так, как Он хочет. Ориентиры такого образа жизни изложены в Законах Сыновей Ноаха, названных так потому, что они были даны Ноаху (Ною) после потопа (Бытие 9).
Законы сыновей Ноаха состоят из семи установлений. Во-первых, они запрещают идолопоклонство и богогохульство. Буквально “идолопоклонство” означает служение образу (поклонение идолу). Евреи понимают под этим служение чему бы то ни было, кроме Бога – солнцу и луне, горам, животным, человеку или процессу (например, огню). Еврейская традиция рассматривает поклонение части творения вместо поклонения Творцу как страшное оскорбление Бога. Идолопоклонство одинаково запрещено евреям и неевреям. Евреи считают идолопоклонством даже попытку представить Бога в виде изображения.
Иудаизм также запрещает богохульство, т.е. проклятия в адрес Бога. На более высоком уровне иудаизм требует от человека развитие уважительного и щепетильного отношения ко всему, что связано с Богом. Законы сыновей Ноаха также запрещают убийство, воровство, сексуальные извращения (к которым в еврейской традиции причисляются супружеская неверность, кровосмешение, гомосексуализм, скотоложество) и жестокость по отношению к животным. Наконец, они требуют установления справедливости. Правовая система, усиленная судебной системой, обеспечивает общественную гармонию. Еврейская традиция видит в установлении правовой системы выполнение божественной воли, поскольку это способствует тикун олам, усовершенствованию мира.
Евреи считают всякую религию, которая придерживается законов сыновей Ноаха, приемлемым для неевреев способом служения Богу. Это не означает, что они согласны со всем, чему учат другие религии, они лишь признают, что некоторые религии указывают путь к Богу. По этой причине евреи не видят необходимости обращать другие народы в свою веру. В частности, евреи признают ислам чисто монотеистическим учением, а строгую нравственность мусульман соответствующей законам сыновей Ноаха. То же относится к религии сикхов.
Отношение евреев к христианству всегда было не столь однозначным. Хотя они признают высокие нравственные принципы христианства, их не устраивает утверждение о том, что Иисус является Богом. В средние века еврейские мудрецы обсуждали вопрос о том, является ли служение Иисусу идолопоклонством. И хотя было решено, что такое служение не является идолопоклонством, евреи не признают христианство чистым монотеизмом. Для евреев также неприемлемо использование изображений и икон в католической и православной церквях.
Тем не менее, евреи всегда осознавали особую связь иудаизма с христианством и исламом. Рабби Иегуда Галеви, живший в двенадцатом веке, называл иудаизм зерном, из которого выросло дерево, а ислам и христианство его ветвями, поскольку именно благодаря этим двум религиям миллионы людей пришли к вере в единого Бога.
Евреи рассматривают свои отношения с Богом как завет, то есть соглашение, по которому две или более сторон договариваются отстаивать интересы друг друга для общего блага. Евреи верят, что, соблюдая заповеди Бога, они вносят святость в мир, подготавливая его к тому времени, когда все человечество признает Его. (Иеремия 31:31-4).
Библия рассказывает, как Бог заключил завет с Авраамом, первым евреем. Позже на горе Синай народ Израиля заключил завет с Богом (Исход 19-20) и ему были даны законы, по которым он должен жить. Соблюдение этих законов (мицвот) должно сделать евреев слугами Бога и способствовать выполнению Его замысла. Первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея) содержат основные законы, данные евреям Богом. Эти книги называют Торой.
Мицва (множественное число – мицвот) означает «заповедь». Евреи используют этот термин для обозначения правил, соблюдения которых хочет от них Бог. Мицвот всего 613, 248 из них – положительные заповеди, т.е. повеления что-то сделать, а остальные 365 – отрицательные, т.е. запрещающие что-либо делать.
Мицвот определяют поведение человека во всех сферах жизни. Они регулируют не только те области, которые традиционно связывают с религией, такие как молитва, соблюдение праздников, но и такие, которые обычно не связывают с религиозной жизнью: производственные отношения, судебную систему, процесс развода и употребление пищи – что можно и чего нельзя есть еврею. Для еврея всегда есть верный и неверный способ выполнения обычных, повседневных действий. Выполнять мицвот значит соблюдать жизненную «дисциплину».
Соблюдение заповедей это также важное средство формирования личности. В Талмуде сказано, что «заповеди были даны, чтобы облагородить человека». Каждая мицва чему-то учит. Например, законы о наказании преступника (Второзаконие 21:22-3) подчеркивают необходимость уважать человеческое достоинство, законы об ущербах и компенсациях указывают на персональную ответственность человека (Исход 22:28-23:5).
Следует отдельно упомянуть одну разновидность заповедей – хуким (законы), к ним относятся такие, которые не имеют рационального объяснения. Они являются своего рода проверкой веры еврея, их соблюдение укрепляет веру. Заповеди, касающиеся употребления кашерной пищи, относятся к категории хуким.
Слово Мессия (Машиях) означает «помазанник». В древние времена цари Израиля назывались мессиями, потому что были помазаны на царство. Священники, а иногда и пророки, также проходили обряд помазания, когда призывались к служению. Кроме этих значений, слово Мессия обозначает того будущего руководителя еврейского народа, который внесет в мир далеко идущие изменения.
Пророки много писали о временах Мессии. Из сказанного ими складывается такая картина: мир воцарился во всем мире, люди и животные не причиняют вреда друг другу, присутствие Бога ощущается каждым. Вера во времена Мессии приводит евреев к заключению о временности нынешнего состояния мира. Мировая история, с точки зрения евреев, не бесконечна, а движется к определенной цели, когда жизнь в обычном понимании слова уступит место чему-то более духовному.
Мессия, который построит Храм и станет провозвестником новой эры, всегда считался человеком (а не божественным существом), потомком царя Давида, человеком исключительной святости и учености, обладающим особыми качествами руководителя народа. Раввины всегда выступали против попыток определить время его прихода. Тем не менее, многие пытались сделать это, а некоторые даже называли мессией себя. За всю историю было по крайней мере двенадцать лже-мессий (к ним иудеи относят и христианского Иисуса). Евреи же продолжают ожидать истинного Мессию и ежедневно молятся о его приходе
Иудаизм учит, что, когда человек покидает этот мир, он получает награду или наказание за все, что делал в течение своей жизни. Под наградой понимается степень приближения к Богу. Наказание осознается как процесс очищения. В иудаизме нет понятия ада как места вечных мучений. Человек не может сделать ничего настолько плохого, чтобы наказание за это было бесконечным. В еврейском понимании ад – это своего рода прачечная, где души отмываются от своих грехов, чтобы в конечном итоге удостоится приближения к Богу. Евреи также верят в воскрешение из мертвых, в то, что душа и тело соединятся вновь. Однако в еврейских источниках очень мало сказано на эту тему, они гораздо больше занимаются практическим служением Богу в этом мире.
В основе еврейского учения лежат две системы: письменная Тора – точно установленный неизменяемый текст, который евреи считают Божественным откровением; наряду с этим существует устная Тора, галаха – комплекс законов и предписаний, переданных Моисеем, изучавшихся из поколения в поколение и применявшихся на протяжении веков, по мере того, как мудрецы истолковывали и уточняли подробности их применения. Ответственность за управление евреями в их повседневном служении Богу изначально лежала на священниках и судьях.
В еврейской традиции «священники» (коганим) – это потомки Аарона, брата Моисея, принадлежавшего к колену Леви. В древние времена они служили в Храме. Судьями были мудрецы, не обязательно из числа священников. Те и другие были толкователями Торы, еврейской библии.
Право священников и судей интерпретировать Тору зафиксировано в самой письменной Торе.
“Если непостижимо будет для тебя дело...приди к священникам Левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе... по закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе... (Второзаконие 17:8-11)
Позже священники стали в основном заниматься вопросами служения в Храме, а судьи стали главными толкователями Торы. В период, предшествовавший разрушению Второго Храма (стр.8), появился термин рабби.
Этот краткий обзор основных сторон иудаизма не исчерпывает всех особенностей иудейской религии, но дает некоторое представление о ее самобытности.
Заключение
Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел к отделению иудеев от самаритян – так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 – 538 до н.э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг своих потенциальных сторонников представителями одного народа и установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание.
За длительную историю существования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной Аравии в 517 – 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население которых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государственной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.
Список использованной литературы
Иллюстрированная история религий в 2-х тт./ Ред. Проф. Д.Л. Шантепи де ля Соссей. Изд. 2-е. М.: Изд. отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992
Лившиц Г.М. Кумранские рукописи и их историческое значение. Изд-во Белгосуниверситета им. В.И. Ленина, Минск, 1959.
Лобазова О.Ф. Религиоведение. М., 2006. – 448 с.
Миртл Лэнгли. Религия. – Дорлинг Киндерсли, 1998. Серия "Очевидец. Обо всем на свете".
Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 2004. – 376 с.
Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб, 1994.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
Элиаде М. “Трактат по истории религий” (серия “Миф, религия, культура"). Перевод с фр. А.А. Васильева. – СПб, “Алетейя”, 1999. Т. 1.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований (серия "Миф, религия, культура"). – М.: ВГБИЛ, "Рудомино", СПб: "Университетская книга", 1997.