Основные понятия религоведения
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Дисциплина: Религиоведение
Реферат
по теме : «Основополагающие понятия религиоведения»
Подготовил:
Студент 455 группы
Пятеркин Н.Н.
Проверил:
Преподаватель
кафедры Г и СЭД
Стойкин Н.Ю.
Белгород – 2008
Основополагающие понятия религиоведения
Что такое – вера, духовность и религия?
Вначале рассмотрим три самых главных для религиоведения понятия.
Первое. Что такое – «вера»? Историко-этимологический словарь современного языка дает два определения этого понятия: 1) готовность признать существование, наличие чего-либо возможного, предполагаемого, граничащая с убежденностью в чем-либо, «твердая надежда на что-либо»; 2) «религиозное мировоззрение». Однако первое определение приравнивает веру к уверенности, убежденности, что далеко не так. Подобное искаженное определение веры используют некоторые религиоведы. Второе определение сближает веру с религией, что не совсем правомерно, ибо «религия» есть, прежде всего, одна из форм общественного сознания, имеющая определенную инфраструктуру. Кроме того, второе определение придает вере характер некоей системы взглядов, воззрений, что на самом деле является лишь частью веры.
Для религии необходимо несколько (хотя бы двое или трое) духовно схожих (сродных) и единых в вере людей, находящихся в особом устойчивом, организованном и целенаправленном общении. Вера исходит из индивидуальности верующей личности, а религия – из общности верующих людей. Понятие «религия» делает акцент на общественную связь с тем или иным объектом культового поклонения. Любая религия зарождается, как показывает история, от конкретной личной веры.
Отдельные религиоведы считают, что к вере приходят через некий промежуточный этап, именуемый доверием. Однако такой подход не раскрывает источника объективности личной веры, делая ее субъективным внутренним состоянием психики одного человека или группы людей. Некоторые философы и религиоведы утверждают, что вера не может претендовать на объективную значимость, что она – всего лишь основа доверия. Более того, они говорят, что тот, кто знает, не может верить, якобы вера всегда «слепа», всегда основана на риске собственной личностью. Сторонники таковых гипотез выделяют теоретическую веру в то, что нечто есть, и религиозную веру в области непознаваемого. Они уверены, что якобы никакое объективное знание о трансцендентных, внеприродных и сверхъестественных вещах невозможно. Однако любой верующий скажет, что это не так.
Древнерусское слово «вера» означало «верование», «правда», «присяга», «клятва». В древних языках германской группы оно соответствовало понятиям «честность», «правда», «истина», «союз», «договор», «обет», «дружба». Подлинное значение слова «вера» объединяет эти понятия, устанавливающие некие связи между личностями. Но упор делается на ту личность, которая, собственно, и верует.
В качестве примера приведем христианское определение веры, которое дает апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. … Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11.1 -3.). В этих стихах важны слова – «осуществление ожидаемого» и «верою познаем». С этим определением согласятся адепты большинства религий.
Православие, ислам и буддизм, а также любые иные религии согласны с тем, что благодаря вере познаются явления духовного и нравственного мира, а также обретается в жизни то, что верующий человек ждет. Каждый сознательно и действительно верующий человек практически постигает, что всякая вера является источником тех или иных духовных знаний, умения и опыта. В зависимости от истинности или ложности веры эти знания и опыт будут истинны или ложны, созидательны или деструктивны, правдивы или правдоподобны. Вера отсутствует у животных. Вера есть проявление особой формы сознания личности.
Сотрудникам правоохранительных органов при изучении религий важно знать, что, согласно вероучениям, принять веру может лишь человек, который добровольно понял всей глубиной своего сердца и разума, что вопрос о вере – не просто некое мнение, но есть проблема вечной жизни и ее противоположности – вечной смерти. Это оказывает сильнейшее влияние на мотивацию верующих людей. В случае деструктивных культов это часто оборачивается мотивацией и оправданием преступных действий.
По мнению религий, каждая вера (даже с виду отрицающая сама себя) непременно имеет прямую и обратную духовную связь человека с тем или иным объектом (точнее – духом) культового поклонения. Термин этот часто используется в религиоведении, теологии и религиозной философии. Для верующего существенно, что за всяким объектом культового поклонения, любым идолом и кумиром (даже неживой вещью) обязательно пребывает конкретный мир духовности.
Второе. Что такое «духовность»? «Духовный» – качество личности, которое определяет ее деятельность в духовном мире; стержень веры, религий, мировоззрений, идеологий, целей и смысла существования, права, политики, мотиваций, морали и нравственности.
Понятие «духовность», с точки зрения этимологии, указывает на сущность, истинный смысл, глубинное содержание чего-либо или кого-либо, как говорят верующие – дыхание жизни. Оно сродни со словом «дух», производно от него. Духовность есть, в частности, свойство человека, через которое проявляются действия духовного мира в нем и через него, в идеальном и материальном мире. Словом «дух» в религиях может означать дарованную кому-то Богом (или иным объектом поклонения) «власть» и «силу», позволяющую совершать необычные действия. Еще одно значение этого слова – «воля» или «отношение» человека, особенно когда речь идет о его взаимоотношениях с Богом.
Термином «дух» обозначают два разных, но часто взаимодействующих явления. С одной стороны, под ним понимают некую внутреннюю духовную и душевно-психическую основу человека или социального объединения (группы, организации, народа и т.п.). С другой стороны, духами называются, согласно учениям большинства религий, бесплотные, способные к довольно широкой самостоятельной деятельности духовные существа, одаренные, так или иначе, умом, волей, могуществом.
Под духовностью в религиозной философии часто понимается отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом культового поклонения (Богом, богами, идолами и т.п.) и духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности.
Кроме того, духовностью называется способность личности (ее души, ее «я») и сообществ личностей, которая позволяет создавать указанные отношения и их отображения во внешнюю реальность.
Рассмотрим одно из современных атеистических определений духовности: «Духовность – это деятельность сознания, направленная на поиск смысла жизни и своего места в ней, на определение критериев добра и зла для оценки событий, людей и руководства к действию». Объективные религиозные основы духовности здесь проигнорированы, что типично для материалистического и атеистического религиоведения. Поэтому духовностью в этом случае считаются проявления естественной нравственности и душевно-психологических функций сознания. При подобном подходе остаются расплывчатыми понятия «добро» и «зло». Недаром великий русский писатель Ф. М. Достоевский указывал на то, что «если Бога нет, то все дозволено». Напомним, что, согласно знанию и опыту подавляющего числа религий, человек имеет несколько уровней своего бытия: телесный, психический (например, эмоции), душевный (прежде всего, творчество в науке или искусстве) и духовный (сфера веры и религий, метасоциальных и метамировоззренческих процессов, воли к жизни).
По мнению религий, бытие духовности и ее проявления подчиняются, прежде всего, духовным закономерностям, зачастую сверхъестественным, то есть превосходящим законы видимого материального мироздания (а не противоестественным). Духовность, как таковая, как сущность, связана именно с духовным миром (пространством), а не с различными видами нерелигиозного общественного сознания, скажем, политикой, искусством, наукой и т.п. (хотя и оказывает мощное влияние на них и проявляется через них). Из духовного мира по разным каналам воздействия она обнаруживает свою силу во всех областях человеческого бытия, в живой и неживой среде. Религии утверждают, что проявление духовности в личности, прежде всего, характерно стремлением к какому-либо своему духовному идеалу. Любая духовность обнаруживается в осознанном или неосознанном стремлении личности жить и воспринимать все по правилам, исходящим от объекта (духа) своего культового поклонения.
Например, с христианской точки зрения позитивная и здоровая духовность выражается в сознательном и твердом стремлении человека жить в Духе Святом, то есть по заповедям Божьим, в любви. Для мусульман их духовность выражается в старании жить в повиновении Аллаху, по исламским законам (Корана и Шариата). В любой религии ее духовность проявляется в жизни адептов по ее священным нормам.
Для сотрудников правоохранительных органов важно помнить, что качественные характеристики духовности и веры непосредственно взаимосвязаны, в частности, их истинность или ложность. Вера и духовность определяют, куда стратегически будет стремиться человек, какие он предпочтет методы достижения своего идеала, соответственно, законные или противоправные. Духовность и вера осознаются, действуют и канонически выражаются через надлежащие вероучения.
Та или иная вера является духовной основой каждой религии (и соответствующего ей объединения). Любая религия состоит из двух своих составляющих: внешней и внутренней. Внешняя составляющая представляет собой некую инфраструктуру, предназначенную для существования религии в мире, государстве, социальной среде. Внутренняя составляющая – для религии основная, это специфическая духовная жизнь, основанная на единстве личной веры адептов и сильно влияющая на внешнюю составляющую.
Однако внерелигиозный человек способен подмечать лишь внешнюю из этих двух составляющих. Поэтому для него действия религиозных структур зачастую как бы лишены логики, он не способен уразуметь подлинных мотивов действий верующих. Возникает кажущийся парадокс, когда сатанист понимает, например, православного глубже, чем духовно неразвитый, но добропорядочный атеист. Сотрудник органов внутренних дел при контактах с верующими должен не забывать об этой особенности.
Главнейшим внутренним свойством каждой религии является единство ее веры и ее духа. Все члены любого конкретного религиозного объединения, принадлежащие к одной религии, имеют одну единую общую веру и одного общего духа. Иначе внутри религии неизбежны раздоры и последующие расколы. Это коренное свойство имеют любые религии без исключений, даже те, которые заявляют о своей якобы универсальности.
В связи с этим полезно помнить о двух особых случаях веры и основанных на них двух специфических религиях в огромном множестве различных религии. Первый – отрицание самой себя (атеизм). Второй – утверждение, что якобы любые веры и религии, каждая своим путем, ведут к истине или равноценным истинам. В последнем случае, в учрежденных на такой вере религиозных объединениях, обычно нельзя говорить о самой возможности существования единственной Истины.
Большинство специалистов по религиям понимают под термином «религия» связь человека с Богом или с так называемыми богами (духами, идолами) – объектами поклонения. Тогда, в общем смысле, религия – организационно, духовно, молитвенно и обрядово оформленная связь (союз) религиозного объединения с тем или иным объектом поклонения.
Индоевропейские языки не имеют общего слова для обозначения религии (латинское – religio). Этому латинскому термину сравнительное языковедение предлагает несколько вариантов его первоначального значения. Широко признаны определения римского мыслителя Цицерона (106 – 43 до н. э.) и христианского апологета Лактанция (ок. 250 – после 325). Цицерон производил это слово от латинского relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, относящегося к такому почитанию. Лактанций думал, что слово religio возникло из латинского глагола religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать – что в религии означает соединение с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.
В русских словарях имеется несколько переводов слова religio: 1) благочестие, набожность, святыня, предмет культа1; 2) восстановление или воспроизводство лиги, связи2. В то же время в «Латинско-русском словаре» О. Петрученко приводятся и иные значения: совестливое отношение к чему-либо – 1) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве, добросовестность; 2) совестливое отношение к чему-нибудь священному, в том числе, религиозное чувство, благочестие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ3.
В других культурах специалисты отмечают иные исходные обозначения явлений, именуемых латинским religio. В древнегреческом языке эквивалентом religio является слово, первоначально обозначавшее обряд, соблюдение культовых предписаний, обрядов, а затем ставшее наименованием единства, совокупности верований и культовой практики4. В санскрите аналог понятие religio – dharma (от арийского dhar – утверждать, поддерживать, защищать). Оно обозначает учение, добродетель, моральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Обычно это слово подразумевает совокупность правил, регулирующих образ жизни. Кроме того, употребляется санскритское moksa, что означает стремление оставить повседневную жизнь, вознестись над круговоротом бытия, освободиться от цепи рождений и смертей. В исламе используется название din, первоначально означавшее власть – подчинение, обычаи. Впоследствии оно стало пониматься в смысле безусловности подчинения Аллаху и Его беспредельной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предписаний, совершенствования в искренности веры. Постепенно din стало обозначать: иман (араб. вера), ислам (араб. покорность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (от араб. истовость, совестливость, чистосердечие, искренность веры). В китайском языке для обозначения европейского понятия «религия», используется имя сhiао – учение. В старославянском языке, как уже отмечалось, применялись слова «вера», «верство», «верованье», а в русском языке слово «религия» достаточно устойчиво встречается с начала XVIII века. Ныне насчитывают свыше 250 определений религии.
В настоящем пособии под религией понимается (в рамках терминологии религиозной философии) комплекс или инфраструктура сродных устойчиво и организованно взаимодействующих существ, предметов и явлений: духовного мира; духовности; своей единой веры; адептов; своего единого вероучения (включая культовую практику), структуры управления, правил, имущества.
В случае истинной веры и истинного вероучения, также и религия является истинной, а, в случае ложности веры и вероучения, – правдоподобной или откровенно ложной псевдорелигией. Соответственно, возникает проблема выбора критериев (признаков) истинности и ложности.
Например, православное вероучение утверждает, что есть единственный Дух Истины и есть многочисленные духи лжи. Тогда, соответственно, ложная религия (псевдорелигия) означает связь человека с духами лжи, бесами. Недаром русский язык определяет человека, находящегося в сильном негативном духовно-психическом состоянии, как сбесившегося или осатаневшего. Ислам в этом вопросе занимает практически ту же позицию.
Человеческий ум порождает массу мнений и гипотез, в том числе о вере и духовности. Критически относящаяся к вере религиозная философия отмечает наличие феноменов мысли рационально знающей и мысли познающей, которые создают всяческие искусственные объекты поклонения. Но, как утверждают все религии, существует еще мысль верующая, решительно отличающаяся от первых двух. Например, в главной для всех христиан священной книге – Новом Завете апостол Павел пишет: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1Кор.2.6 -16.). Весьма близкие взгляды на этот вопрос (о верующей мысли) у мусульман, буддистов и представителей иных развитых традиционных религий.
Однако, согласно этим учениям, слишком часто духовность используется человеком для иных целей, он попадает в ловушку верхоглядства, самомнения, суеты, суеверия, магии, колдовства и оккультизма. Все религии сходятся в том, что, к сожалению, в своем негативном отношении к феноменам веры, религиозности и духовности отдельные люди иногда забывают несколько важных обстоятельств:
подавляющее большинство людей (более 90%) являются по результатам объективных научных исследований верующими или склонными к вере;
в истории человечества практически все (за редчайшим исключением) сообщества и цивилизации считали веру одним из своих неотъемлемых столпов;
никем не найдено научное доказательство того, что Бога нет;
имеются достаточно весомые светские научные указания на то, что с большой степенью вероятности Бог существует;
в конечном итоге признание или не признание существования Бога есть только вопрос веры;
вера радикально отличается от уверенности, ибо является основой любых подлинных (при условии истинности веры) или ложных духовных знаний и опыта;
с точки зрения последствий для личного бытия цена возможной ошибки верующего в случае, если Бога нет, неизмеримо меньше цены ошибки атеиста в случае, если Бог существует.
Итак, в этом разделе даны научные и религиозные дефиниции трех наиважнейших религиоведческих понятий и отмечен круг возникающих в связи с ними проблем. Теперь ознакомимся с более широким списком терминов и определений, наиболее часто используемых в светском и конфессиональном религиоведении, а также в праве.
Важнейшие термины и определения
Сотрудникам правоохранительных органов при необходимости понимания специфики какого-либо религиозного культа целесообразно пользоваться научными определениями важнейших религиозных понятий. Поэтому при формулировке нижеследующих определений учитывались зачастую противоречащие друг другу позиции и терминология самих религий, религиоведения, теологии, сектоведения, религиозной философии и права, а также реальная ситуация с проблемой «свободы совести».
Духовность – 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле – устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу – к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности; 3) в общем смысле – свойство всякой личности (ее души, ее «я»), которое позволяет проявляться указанному устремлению и отображать его во внешнюю реальность (в поступках, обрядах, творчестве и т.п.); 4) в социологическом смысле – трактовка неоднозначна, ввиду неоднозначности, многополярности и сложности самого феномена духовности, служившего на протяжении тысячелетий объектом дискуссий среди философов, религиозных деятелей, идеологов разного толка. Особенно напряженные споры ведутся между сторонниками религии как таковой и ее противниками. Они затрагивают проблемы генезиса, функционирования, предназначения духовного. Однако и те, и другие сходятся на том, что духовное есть нечто нематериальное, которое было таковым изначально или стало впоследствии, и что оно имеет отношение, прежде всего, к человеку, выделяя его из всей остальной природы и направляя его деятельность в целесообразное, с точки зрения самого человека, социума или объекта поклонения русло. Духовность может рассматриваться в следующих ракурсах: как то или иное определенное внутреннее состояние человека и общности (например, присутствие духа, боевой дух, духовная стойкость); как деятельность сознания, направленная на понимание того или иного смысла жизни и своего места в ней; как склад личности, состоящий в преобладании нематериальных интересов над материальными; как нематериальная реабилитация, обновление – способность к самоизменению; возрождение в человеке утерянного образа Идеала, поскольку именно те, кто сознают себя носителем этого образа, способны к преобразованию собственной личности и окружающего мира; 5) в религиозном смысле – отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом (духом) поклонения (Богом, богами, духами, идолами, кумирами и др.), реально существующим духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений в другие сферы общественной деятельности.
Созидательная духовность (в этическом, политологическом и религиозном смысле) – выбор созидательного идеала для уподобления ему.
Деструктивная духовность (в этическом, политологическом и религиозном смысле) – выбор деструктивного идеала для уподобления ему.
Созидательность (в политологическом смысле) – любое действие, главной целью которого является создание, развитие и улучшение позитивных явлений и процессов в человеке, семье, обществе и природе.
Деструктивность (в политологическом смысле) – любое действие, главной целью которого является нарушение, ослабление, разрушение или уничтожение чего-либо созидательного, а также создание и усиление негативных явлений и процессов в человеке, семье, обществе и природе.
Нравственность (в общем смысле) – система правил, норм, оценок, требований, которыми реально руководствуется личность в соответствии со своими внутренними установками, внутренние самопринуждение, самоосознание и самовыражение личности, проявляющиеся в ее выборе (принятии, развитии или отвержении) своих мыслей, желаний и поступков, формировании своих привычек, способностей и характера. В обществе нравственность так или иначе соотносится с моралью, этикой, традициями.
Ценности (в общем смысле) – любые материальные или идеальные объекты, реальные или воображаемые, если они желательны и рассматриваются в качестве важного условия или компонента жизнедеятельности людей и соответствующим образом ими оцениваются. Образуют иерархическую систему, в которой они выступают ориентирами жизнедеятельности людей и характеризуют общую направленность личности.
Вера – 1) в политологическом, социологическом и теологическом смысле – определенная позиция в духовно -нравственном пространстве, избранная каждой личностью в процессе ее духовного внутреннего самоопределения, поэтому не бывает личности без той или иной веры; 2) в общем смысле – полная и безоговорочная уверенность в том, что определенные идеи, события, явления и т.п. являются истинными; 3) в теологическом и религиозном смысле – одна из основных форм проявления духовности у всякой личности, следствие действия духовности как таковой; 4) в религиозном смысле – внутренне осознанная духовная связь, сознательное и добровольное духовное общение, взаимодействие личности с тем или иным объектом (духом) поклонения; получение таким путем какого-либо духовного знания, умения и опыта.
Вероучение (в политологическом, теологическом и религиозном смысле) – социально активная форма личной веры, которая:
выражена словесно, символически и мистически;
приобрела устойчивую обрядовую, ритуальную и знаковую форму;
распространяется (исповедуется) словами, примером и делами среди других личностей;
имеет носителей духовной власти и авторитета.
Вероисповедание (в политологическом смысле) – технологический процесс, средства, методы объявления и распространения (исповедания) словами, примером и делами любого вероучения.
Вероопределение – 1) в общем смысле – сформулированная доктрина какой-либо веры; 2) в православном смысле – богоустановленная истина веры, сформулированная, утвержденная и подтвержденная Вселенскими Соборами, а также принятая всей полнотой Православной Церкви.
Законное вероучение – 1) в общем смысле – вероучение, не изменившее свои духовные характеристики (например, законность и преемственность священства и таинства), полученные от своего основателя, а также имеющее специальные внутренние механизмы сохранения этих характеристик; 2) в православном смысле – вероучение, данное, ограждаемое и сохраняемое непосредственно Самим Богом поклонения; 3) в правовом и политологическом смысле – вероучение, соблюдающее права и свободы личности, а также признающее государственную власть, как таковую, установленную от Объекта поклонения.
Истинное вероучение (в православном смысле) – законное вероучение, в котором и Объект поклонения, и Основатель, и Правитель (Глава, Учитель, Вождь, Царь, Первосвященник и т.п.) – одна и та же Личность (Дух – Бог), имеющая все божественные абсолютные свойства, в частности:
объективно вечно существующая превыше мира как абсолютная Истина по отношению к Себе, миру и всему в мире;
осознающая, знающая и понимающая Себя и все;
создавшая без всякой зависимости весь мир из ничего;
всегда проявляющая Себя в Себе и в мире;
являющаяся в Себе и везде высшим Источником всех позитивных созидательных духовно-нравственных явлений (добра);
не прибывающая нигде источником никаких отрицательных деструктивных духовно-нравственных явлений (зла).
Религиозность (в общем смысле) – 1) склонность (сознательная или безотчетная) подавляющего большинства людей к участию в каких-либо духовных, религиозных и иных ритуальных обрядах; 2) одна из основных форм проявления духовности; 3) принадлежность кого-либо или чего-либо к какой-нибудь религии.
Культ – 1) в общем смысле – признание объектом возвеличивания и поклонения кого-либо или чего-либо, служение этому объекту; 2) в общем смысле – совокупность учений, служений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания и поклонения; 3) в общем смысле – движение или объединение, поддерживающее культовые учение, служение, обряды и ритуалы; 4) в теологическом и православном смысле – чрезмерное и безосновательное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности, духа, силы, процесса, явления, предмета, органа, свойства, потребности, идеи) вплоть до поклонения, превращения в идола и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения.
Деструктивный культ (в политологическом и теологическом смысле) – разновидность религиозного культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).
Адепт (в политологическом и теологическом смысле) – посвященный в какие-либо учения и тайны культа; ревностный приверженец культа. В отношении религиозных новообразований используется также аналогичное понятие – сектант.
Религия – 1) в политологическом и теологическом смысле – организационно, духовно и обрядово оформленная связь (союз) религиозного объединения с тем или иным объектом поклонения; 2) в политологическом и социологическом смысле – один из наиболее важных социальных институтов, объединение верующих, для которого характерно единство вероучения, определенной системы предписаний (норм, заповедей и т.п.), стандартов поведения и организационных форм. По мысли Э. Дюркгейма, впервые давшего социологическое определение религии, – это солидарная система представлений веры и поведения, относящаяся к сакральным вещам, система, которая объединяет в моральную общность, называемую церковью, всех тех, кто ей привержен. В интерпретации М. Вебера – это всегда определенная концепция человека и его жизненного мира, конкретный способ отношения к нему, этически определенная модификация человеческого существования. Религия – это образ жизни; 3) в политологическом и теологическом смысле – одна из основных форм проявления духовности в обществе; 4) в теологическом и религиозном смысле – комплекс сродных устойчиво и организованно взаимодействующих существ, предметов и явлений: духов (прежде всего – духа, принятого основателем культа, и духа выбранного объекта поклонения, после – духа, принятого правящим лидером, а вслед за тем уже духами, принятыми всеми остальными членами культа); духовности; своей единой веры; адептов; своего одного вероучения (включая культовую практику), структуры управления, правил, имущества.
Истинная религия (в православном смысле) – 1) организационно, духовно, обрядово и священнодейственно оформленная связь (единение) Вселенской Православной Церкви с Богом; 2) религия, которая основана на истинном вероучении и существует как деятельность единого Богочеловеческого Организма, где один Глава – Сам Бог (Истина, Любовь) и единственное Тело – Вселенская Православная Церковь, всегда находящаяся в благодати Божией, в Духе Святом, имеющая ясные и доступные доказательства своей истинности.
Псевдорелигия (ложная религия) (в политологическом и религиозном смысле) – 1) искусственно придуманные вероучение и религия для преднамеренного причисления какого-либо нерелигиозного объединения к религиозным с целью получения какой-либо выгоды; 2) религия, основанная на умышленной лжи или неосознанном заблуждении.
Универсальная (единая) религия (экуменизм) – 1) в теологическом смысле – попытка искусственного организационного и вероучительного соединения многообразных видов духовной лжи с единственной абсолютной Истиной; 2) в общем смысле – духовная эклектика и вивисекция; 3) в православном смысле – стремление к фальшивому сочетанию каких-либо вероучений с одной истинной религией и единственной Вселенской Православной Церковью; 4) в православном смысле – средство, сознательно нацеленное на разрушение православной религии и Вселенской Православной Церкви.
Традиционная религия – 1) в политологическом смысле – религия, оказавшая определяющее влияние на развитие духовности и культуры, формирование государственности народов, населяющих территорию Российской Федерации, которая составила часть ее исторического, духовного, социального и культурного наследия; 2) в политологическом и теологическом смысле – социально и культурообразующая религия, внесшая заметный и во времени устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа, государства, человечества.
Традиционная созидательная религия (в политологическом и теологическом смысле) – традиционная религия, внесшая заметный и во времени устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа, государства, человечества.
Религиозное объединение (группа, организация) – 1) в юридическом смысле – религиозный культ, имеющий официальный государственный юридический статус, оформленный в соответствии с действующим законодательством. Юридические определения религиозного объединения, религиозной группы и религиозной организации даются в Федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (статьи 6, 7 и 8). В статье 6. Закона написано: «Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей»; 2) в религиозном, политологическом, теологическом и философском смысле – такое объединение, которое: создает какое-либо всеобъемлющее мировоззрение; имеет какой-нибудь объект поклонения (Бога, тех или иных духов, вселенский или космический разум, материю, информацию, знание, науку, учителя и т.д.); формирует, исповедует и распространяет учение, связывающее этот объект поклонения с мирозданием, высшими ценностями, проблемой добра и зла, отношением к человеку как таковому, с высшими причинами бытия всего существующего и мира в целом; имеет и применяет какие-либо средства и методы почитания (обожествления) своего объекта поклонения.
Иностранная религиозная миссия (в политологическом смысле) – религиозное объединение граждан Российской Федерации или иностранных граждан, представляющих какую-либо зарубежную религиозную организацию, прибывших в регион с целью распространения своего вероучения и привлечения граждан к его религиозной практике.
Представительство (филиал) иностранного религиозного объединения (в политологическом смысле) – обособленное подразделение религиозного объединения, находящегося вне юрисдикции Российской Федерации.
Авторитарность религиозного объединения (в политологическом смысле) – качество религиозной группы, объединения, организации, вероучения, культа, лидеров и т.д., характеризующееся использованием жестких способов контроля за сознанием и поведением своих членов – в пределе – стремление к полному, т.е. тотальному контролю.
Религиозное деструктивное объединение (деструктивная секта) (в общем смысле) – религиозное объединение (организация, группа) любой ориентации, имеющее следующие признаки:
разрушает гармоничное духовное и психическое состояние личности, а также созидательные традиции и культуру, социальные нормы и общество в целом;
практикует контроль сознания – скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости;
стремится через преданных ей и зависимых от нее адептов к незаконной власти и обогащению.
Контроль сознания («незаконное влияние», «реформирование мышления», «программирование») (в политологическом смысле) – нарушающее свободу человека внутреннее управление им, духовное и психологическое влияние посредством скрытого побуждения к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с применением насильственного или якобы свободного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без его осмысленного согласия.
Секта – 1) в общем смысле – объединение, организация, группа или любое иное сообщество лиц, замкнувшихся в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, или безразличных, или противоречащих им; 2) в теологическом и религиозном смысле – любая группа верующих, отошедшая от какой-либо религии; 3) в монотеистическом абсолютном смысле – всякий культ, отсекающий себя от полноты общения с Богом, создавший, развивающий и распространяющий свое самовольное толкование этих отношений, поэтому находящийся вне благодати Божией; 4) в православном смысле – по отношению к Вселенской Православной Церкви, которая основана Самим Богом, секта – каждое религиозное объединение, действующее вне и против этой Церкви; 5) в политологическом смысле – группы5, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на духовно-психологическую дестабилизацию их адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического восприятия, отказа от общепринятых рекомендаций (этических, духовных, научных, гражданских, общеобразовательных), и представляющие опасность для свободы личности, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философскую, религиозную, медицинскую или иную маскировку, чтобы скрыть цели достижения власти, влияния и эксплуатации адептов.
Сектантство – 1) в общем смысле – социальное течение в форме культов (сект), оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом; 2) в православном смысле – социальное течение, находящееся вне полноты общения с Богом, вне благодати Божией, вне Его единой Вселенской Православной Церкви.
Тоталитарная секта (в общем смысле) – секта, имеющая жесткую внутреннюю иерархию подчинения и применяющая агрессивные методы прозелитизма.
Прозелитизм (в политологическом смысле) – любая прямая или косвенная попытка воздействовать на религиозность личности другого вероисповедания с целью склонения к вероотступничеству через какую-либо «приманку», обманом или утаиванием правды, воспользовавшись неопытностью и незнанием личности, доверием, нуждой. Прозелитизм отличается от миссионерства, прежде всего, нарушением свободы совести и воли.
Миссионерская деятельность (в политологическом смысле) – информационная и организационная деятельность представителей религиозных объединений, прямо или косвенно направленная на распространение своего вероучения и религиозной практики, исключающая прозелитические методы.
Информационная миссионерская деятельность (в политологическом смысле) – деятельность миссионеров, направленная на рекламу, популяризацию, распространение и разъяснение каких-либо религиозных взглядов, представлений и религиозной практики устными, печатными, электронными и иными способами.
Организационная миссионерская деятельность (в политологическом смысле) – деятельность миссионеров, направленная на создание организационных религиозных структур (объединений), подготовку специалистов, организацию и проведение религиозных мероприятий, а также создание иных условий для осуществления миссионерской деятельности.
Миссионер (в политологическом смысле) – лицо, осуществляющее миссионерскую деятельность на какой-либо территории.
Церковь (в светском смысле) – 1) дом, здание, место сбора; 2) дом молитвы, религиозных собраний и обрядов; 3) любое собрание людей; 4) религиозное собрание людей; 5) в протестантском и неопротестантском смысле – всякое общество людей, полагающих, что они веруют в Бога и Христа.
Церковь (в православном смысле) – 1) дом Божий, храм, дом Господень; 2) от Бога единожды установленное и непрерывно существующее вселенское общество верующих во Христа, соединенное словом Божиим, законным священноначалием и таинствами, управляемое Самим Господом и Духом Божиим, для вечной жизни и спасения верных; 3) живое, бессмертное и обладающее сознанием, единственное и единое Тело; всегда оживляемое, очищаемое и освящаемое Духом Святым; постоянно от Бога имеющее благодать Божию; созданное и неизменно возглавляемое Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом – средоточием православной веры; 4) Вселенская Православная Церковь – единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – все входящие в нее Поместные Православные Церкви.
Благодать (в православном смысле) – 1) свойство Божие, извечно принадлежащее Богу и проявляющееся в даровании человеку спасения от вечной смерти и зла; 2) сила Божия, которой совершается спасение человека.
Язычество (в религиозном смысле) – совокупность вероучений, возникающих в народе через каких-либо людей (учителей, лидеров и т.п.) и основанных:
на принятии ложных богов (идолов, кумиров) через вымыслы и обольщения;
на духовном своеволии и суемудрии;
на поклонении чему-либо или кому-либо в мире.
Язычник (в религиозном смысле) – последователь любого языческого вероучения.
Свобода – 1) в общем смысле – отсутствие каких-либо ограничений и внешнего целеполагания, независимость; 2) в правовом и политологическом смысле – правомочия людей, которые они могут реализовывать самостоятельно, не вступая в отношения с государством и иными заинтересованными властными правомочными социальными структурами; 3) в криминальном смысле – условие, при котором сильные существуют за счет слабых; 4) в атеистическом смысле – возможность проявления личностью своей воли на основе осознания законов мироздания; 5) в православном смысле – пребывание личности с Истиной и в Истине, то есть с Сыном Божиим – Иисусом Христом и в Иисусе Христе; 6) в православном смысле – воля Божия.
Свобода воли (в политологическом и православном смысле) – способность человека к внутреннему самоопределению в своих предпочтениях и желательных действиях, в том числе в религиозной сфере.
Свобода вероисповедания (в общем смысле) – обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую веру и религию или не исповедовать никакой веры и религии, а также права свободно выбирать, иметь, объявлять и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести (одно из атеистических юридических определений) – основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других.
Совесть – 1) в общем смысле – способность личности критически оценивать себя, свои мысленные, эмоциональные, физические состояния и действия на соответствие должному (долгу); 2) в атеистическом смысле – естественная волевая способность личности в ее стремлении к нравственной самореализации; 3) в религиозном смысле – нравственное и онтологическое отношение человека к абсолютной Истине; 4) в православном смысле – обличающий голос Бога, а также обобщенная и интериоризированная (принятая внутрь себя) позиция ближних людей в душе человека; 5) в православном смысле – закон Христов внутри человека.
Добро – 1) в обыденном смысле – материальное благо – достаток, выгода; 2) в общем смысле – моральное благо – честный, полезный, хороший, соответствующий долгу или цели поступок; должное нравственно-положительное благо в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в религиозном смысле – духовное благо – благочестие, богочувствие, боголюбие, верность, святость; 4) в политологическом смысле – действие, отвечающее какому-либо идеалу, приближающее к нему; 5) в православном смысле – действие совместно в истине и любви, то есть, в воле Божией (абсолютной Истине и Любви).
Зло – 1) в обыденном и атеистическом смысле – противоположность добру (моральная сфера) и благу (социальная сфера); 2) в политологическом и социологическом смысле – не должное существовать нравственно-отрицательное благо, предосудительное в мыслях, желаниях, поступках и формах социальной связи людей; 3) в сатанинском смысле – одна из основ существования мира (равновесие добра и зла); 4) в православном смысле – отвержение, ложная подмена, отсутствие добра; 5) в православном смысле – любая форма отдаления, отделения и отпадения от Бога.
Духовная безопасность (в политологическом смысле) – 1) Система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и правильного духовного развития; 2) Состояние защищенности жизненно важных духовных интересов и потребностей личности, общества и государства; 3) Способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную духовность. Для достижения духовной безопасности необходимо гармоничное развитие всех трех указанных в данном определении направлений.
Духовная безопасность (в социологическом смысле) – 4) специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» во все ее виды. Состояние личности, общества и властных структур, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное функционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны, – это процесс сохранения и позитивного видоизменения идей, идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость вектора, преемственность и динамику общественного развития.
Любовь – 1) в обыденном смысле – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимном влечении; 2) в этическом смысле – отношение между людьми, в котором личность рассматривает иного как в той или иной форме сродного самому себе: влечется к объединению и сближению с ним; отождествляет с ним свои собственные склонности; добровольно физически и духовно отдает себя иному и стремится к взаимному обладанию с ним; 3) в философском смысле – метафизическая универсалия, содержащая индивидуально-избирательное личное чувство, направленное на выбранный предмет и объективизирующееся в самодостаточное стремление к нему; субъект-объектное отношение, посредством которого осуществляется данное чувство; комплексный феномен, возникающий в области взаимодействия противоположных начал: индивидуального и социального, телесного и духовного, интимного и универсального, единичного и общего, имманентного и трансцендентного; 3) в языческом смысле – особая мировая сила (бог, энергия), исполняющая главнейшую роль в устройстве и судьбе мироздания; 4) в православном смысле – внутреннее состояние личности, характеризующееся неодолимым стремлением к общению и сближению с предпочтенным иным бытием (инаковостью), к его познанию и уважению, терпимости к нему, самопожертвованию ему, ответственности за него; 5) в православном смысле – такое духовно-телесное добровольное взаимное искреннее сближение и слияние личностей, которое приводит к расцвету и усилению всех позитивных качеств, уникальности каждой из них, их единству в многообразии; 6) в православном смысле – наивысшее нравственное благо и предназначение человека, обобщение и сумма всех Божественных законов и заповедей, необходимое условие святости и богоуподобления, Божественное призвание человека; 7) в православном смысле – основное свойство Бога в Его Божественном Троичном сверхбытии, а также в Его отношении к миру и человеку, главнейший сверхъестественный источник и первопричина всякого проявления любви в мире и самого существования мира, Божественный дар человеку; 8) в православном смысле – построение человеком своих отношений с иными, собой, семьей, обществом, государством, природой и всем миром на основе Промысла Божьего, то есть на принципах Божественной Любви; 9) в православном смысле – главнейшее свойство личности, данное ей Богом.
Справедливость – 1) в этическом и правовом смысле – соответствие подлинной ценности конкретных людей – их реальным условиям жизни и положению в обществе, деяний – воздаяниям, достоинств – вознаграждениям, заслуг – благам, способностей – возможностям их реализации, прав – обязанностям; 2) в православном смысле – соответствие объективного предназначения человека (Промысла Божьего) его волевой имманентной духовно-нравственной направленности; 3) в православном смысле – соответствие общей структуры бытия (включая также и весь мир) человека его конкретным поступкам и сознательно формируемой им структуре своей личности.
Спасение человека – 1) в общем смысле – обретение и реализация человеком жизни, подобающей его истинному и абсолютному назначению; 2) в православном смысле – обновление, воссоздание, освящение человека в Православной Церкви, без разрушения и умаления его свободы, дарование ему Богом бессмертного богоподобия; 3) в православном смысле – приведение в вечное Царство Божие, – высший долг и назначение человека; 4) в православном смысле – совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, Божественное домостроительство.
Смысл жизни – 1) в общем смысле – та или иная система обеспечения и оправдания высших моральных, мировоззренческих, политологических и иных мотивационных норм жизни и деятельности человека; 2) в этическом смысле – жизнь ради жизни, людей и общества как таковых; 3) в родовом смысле – жизнь ради детей и родственников, для продолжения своего рода; 4) в сатанинском смыслы – жизнь ради любых своих желаний, преимущественно самых низменных; 5) в коммунистическом смысле – полноценное участие человека в развитии общества и социально-преобразующей деятельности на этапах общественного прогресса, в борьбе за революционное преобразование мира до своей неизбежной личной смерти и исчезновения в потоке вечности; жизнь ради коммунистической идеи; 6) в православном смысле – духовно-нравственное восхождение и пребывание в деятельной любви к Богу, ближним (себе, семье, обществу, всем людям), природе и миру; ответственность за всех и за все, уподобление Богу, обóжение, победа над грехом и смертью, обретение сознательной, целостной, неисчерпаемой, вечной, творческой и деятельной жизни в Боге – Истине и Любви.
Литература
Всемирная энциклопедия: Религия / Гл. ред. М.В. Адамчик. – Мн.: Современный литератор, 2003.
Старков О.В., Башкатов Л.Д. Криминотеология: религиозная преступность / Под общ. ред. О.В. Старкова. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.
Таицкая А.И. Энциклопедия заюлуждений. Религия. – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2005.
Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный редактор д-р ф.н., проф. А.В. Солдатов. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
1 См., например: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 576; Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. С. 391.
2 См.: Современный философский словарь. – Лондон–Франкфут-на-Майне–Париж–Люксембург–Москва–Минск, 1998. С. 738.
3 См.: Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. - М., 1994. С.546.
4 См.: Там же.
5 Цитируется по материалам отчета № 2468 Комиссии по расследованию сект Национальной ассамблеи Франции от 10 января 1996 года.