Эстетика (работа 3)

Содержание

Модуль 1. Эстетика в системе философского знания

I. Эстетическое как универсальная категория философского знания. Предмет и задачи эстетики

II. Эстетическая деятельность, её виды. Теория творчества

III. Эстетическое сознание: специфические черты, структура, функции

IV. Эстетическая ценность: объективные основания и субъективная значимость

Модуль 2. Основные эстетические категории

I. Природа и особенности эстетических категорий и понятий

II. Эстетическая культура личности

III. Личность художника: эстетическое и психологическое измерения

Модуль 3. Исторические типы эстетического сознания

I. История мировой эстетической мысли: основные этапы и концепции

II. Эстетика в современном мире. Гуманизм как этико-эстетические основания человеческого бытия

III. Проблемы эстетического образования, воспитания, педагогического творчества

Модуль 1. Эстетика в системе философского знания

I. Эстетическое как универсальная категория философского знания. Предмет и задачи эстетики

II. Эстетическая деятельность, её виды. Теория творчества

III. Эстетическое сознание: специфические черты, структура, функции

IV. Эстетическая ценность: объективные основания и субъективная значимость

1. Сравните эстетическую ценность произведения искусства и какого-либо явления природы (4-5 примеров):

Название произведения искусства – Название явления природы

    И. Левитан «Март» - Синева неба

    И. Левитан «Золотая осень» - Золотая осень

    Ван Гог «Подсолнухи» - Яркое солнце

    П.И. Чайковский «Времена года» - Звуки природы

    К. Маковский «Дети бегущие от грозы» - Грохот грозы

2. У некоторых произведений искусства два автора. Приведите примеры (4-5) произведения художественной литературы, на основе которых были созданы другие произведения искусства.

    Проспер Мериме новелла «Кармен» - опера Жоржа Бизе «Кармен»

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - одноименные оперы П.И Чайковского

    А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» - одноименный романс М. Глинки

    А.П. Чехов «Дама с собачкой» - одноименный кинофильм И. Хейфица

    Э.Т.А. Гофман сказка «Щелкунчик» - одноименный балет П.И. Чайковского.

3. К декоративно-прикладному искусству относятся различные народные росписи (школы). Назовите эти народные школы и кратко их охарактеризуйте (3-4).

    Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Название промыслу дало торговое село Хохлома Горьковской области. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

    Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды.

    Гжель – бело-голубая фарфоровая посуда. Гжель расположена в Раменском районе Московской области, но в более полном значении это – целый регион, состоящий из 27 деревень, который носит название «Гжельский куст». В этой местности богатые залежи глины, и потому издревле здесь процветало гончарное дело Характерным для гжельского стиля росписи считается широкий кистевой мазок, плавно переходящий от густого насыщенного синего цвета в размытый голубой. Орнамент на изделии имеет насыщенную середину, от которой расходятся ажурные узоры, светлеющие и плавно переходящие в белый фон.

    Дымковская игрушка — это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Своеобразный промысел этой глиняной игрушки стал развиваться с конца 18 века в слободе Дымкове (город Вятка, ныне Киров). А само происхождение промысла связывают с народным праздником «Свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику. Дымковская игрушка отличается особым характером пластики и силуэта, выразительными деталями лепки, яркой орнаментальной росписи. Гамма цветов – синего, зеленого, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого, черного – контрастирует с яркой белизной поверхности.

4. Распределите виды искусства на три группы:

    Пространственные – изобразительные искусства, архитектура.

    Временные – литература, музыка.

    Пространственно-временные – балет, театр, кино.

5. Проанализируйте цветовую гамму и настроение в следующих картинах: Васнецов «Иван царевич на сером волке», Моне К. «Впечатление», Ван Гог «Подсолнухи», Рафаэль «Сикстинская мадонна». Как взаимосвязаны цвет и настроение?

    Васнецов «Иван царевич на сером волке» - мрачное, страшное настроение передается при помощи темных красок глухого леса, болота, замшелых деревьев и выражения тревоги на лицах Елены Прекрасной и Ивана царевича.

    Моне Клод «Впечатление» - сквозь нежно-голубую утреннюю дымку едва проступают колеблющиеся тени кораблей, скользят по небу розовые облака, и на фоне лилового тумана поднимается красный шар солнца. Все это, отражаясь в воде, мерцает, светится, вибрирует. Восход солнца изображен как фантастическая светоцветовая феерия.

    Ван Гог «Подсолнухи» - ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Красота тревожная, пугающая, насыщенная цветом и красками настолько, что передает пышность цветения на грани с увяданием. Красота мимолетная, ускользающая, так незаметно переходящая в распад, что рождает мысли о преходящих ценностях, о скоротечности жизни. И общее ощущение тревоги, внезапно возникающее только от насыщенного желтого, переходящего невероятным образом в черный цвет.

    Рафаэль «Сикстинская мадонна» - На фоне бесконечной панорамы ярко-голубого неба Мадонна идет среди светлых облаков в обрамлении зелёных занавесей, так называемых «занавесей жизни». Глаза Мадонны печальны. Взгляд её тёмных глаз устремлён куда-то вдаль. Этому взгляду доступно то, что скрыто от взора простых смертных.
    Одета она в плащ светлых, спокойных тонов, на голове накидка - знак замужества. На руках у матери - красивый ребёнок. В его недетском взгляде угадывается что-то осмысленное провидческое.

6. С помощью эстетических категорий – художественный образ, художественный метод, художественная правда, художественная концепция проанализируйте произведение своего любимого писателя (художника, композитора, поэта). Запишите.

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение». Оно посвящено Анне Керн. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее:

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным. Она у него как «гений чистой красоты», возвышенная, всегда необыкновенно прекрасная. Вся жизнь его пошла ходом, все преобразилось с ее появлением. В томлениях грусти поэт часто в памяти своей слышал ее нежный голос, ему снились милые черты. И даже несмотря на то, что время постепенно стирает в памяти все:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

И все будто в забытье, в глуши, во мраке заточенья, без слез, без жизни, без любви. Пушкин страдал оттого, что его «гений чистой красоты» был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке с ней. Однажды Пушкин вновь ее повстречал:

Душе настало пробужденье,

И для меня воскресли вновь

И божество и вдохновенье

И жизнь, и слезы, и любовь.

Снова повстречав ту, в которую он так безумно был влюблен, поэт как бы вновь перерождается, вновь оживают все его мечты, он опять по-настоящему счастлив. Ведь не секрет, что для Пушкина любовь - это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство - оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.

7. Как, по Вашему, может ли человек прожить свою жизнь без произведений искусства? Опишите недостатки и преимущества такой жизни.

    Жизнь без искусства была бы скучна и однообразна. Только оно дает состояние катарсиса – душевной разрядки, нравственного очищения, испытываемого человеком в процессе сопереживания и сострадания во время приобщения к прекрасному. А преимуществ такой жизни я не вижу. Ведь даже первобытные люди уже пытались изобразить примитивные картины своей жизни в наскальной живописи

8. Как Вы считаете, нужно ли вообще спорить о художественных, эстетических вкусах? В форме мини-рассуждения докажите свою точку зрения.

    Каждый человек – продукт среды своего воспитания и окружения, которые сформировали его эстетический вкус. Поэтому считаю, что все относительно и спорить о вкусах бессмысленно. Все люди имеют свое личное мнение о ценности того или иного произведения литературы и искусства, поэтому стоит уважать точку зрения каждого.

9. Подлинник (оригинал) и его репродукция (копия) являются основными формами существования художественных ценностей. Подлинник – уникальное художественное явление. Репродукция – лишь воспроизведение ранее созданного. Единственный критерий художественной ценности дубликата – близость к оригиналу. Как Вы думаете, чем меньше копия будет содержать в себе от копииста, тем лучше? Обоснуйте свой ответ.

    Полноценная копия должна соответствовать оригиналу размером, техническими средствами и качеством исполнения. Цель копииста – воспроизведение как можно точнее оригинала. Художник творит свободно, а копиист несвободен – он только повторяет. Копиист должен сдерживать себя, поскольку инициатива в этом случае – губительна.

10. Подберите стихотворение, либо отрывок из прозы, в котором описывается процесс эстетического созерцания. Попробуйте вникнуть в характер произведения и кратко опишите его.

    Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

    Или что увидел? Или что услышал?

    Словно за деревню погулять ты вышел.

    И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

    Утонул в сугробе, приморозил ногу…

В этих строках всем известного стихотворения Сергея Есенина, переложенного на музыку и ставшего романсом, описывается процесс эстетического созерцания одинокого клена возле дороги. Далее идут слова о том, что автор сам себе казался «таким же кленом, только не опавшим, а вовсю зеленым». Созерцание клена наводит автора на мысль о своей судьбе.

11. Созерцание какого существа, явления, предмета доставляет Вам наибольшее наслаждение? Опишите это в мини-сочинении.

    Наибольшее наслаждение мне доставляет наблюдать закаты солнца. Это удивительное явление природы настолько красиво и неповторимо, что не устаешь удивляться, как это возможно создавать такую красоту. Причем каждый день совершенно новую! И независимо от времени года или погоды любой закат прекрасен по-своему.

Приведите примеры из художественной литературы, где использованы примеры:

    Заимствования – «Карамзину следовал я, — писал Пушкин, — в светлом развитии происшествия». Известно, что автор «Бориса Годунова» взял у историка и самую точку зрения, и освещение событий. Некоторые сцены являются почти буквальным переложением в драматическую форму некоторых страниц Карамзина.

    Подражания – Валерий Брюсов в своем продолжении «Египетских ночей» явно старался подражать языку и ритму Пушкина.

    Цитирования – песня о Родине (слова М. Матусовского) почти вся целиком составлена из советских штампов: «весенняя запевка скворца», и «песни, что пела нам мать», и «стук вагонных колес», и «хорошие и верные товарищи, живущие в соседнем дворе», и «клятва, которую в юности ты ей (Родине) в своем сердце принес».

    Плагиата – роман Алекса Хейли «Корни» пользовался огромным успехом. Лишь немногим известно, что писатель занимался плагиатом и выдавал вымысел за историческую правду.

12. Выберите любимые Вами произведения различных видов искусства, которые отвечают категориям либо идеала человека, либо профессионала в любом виде деятельности, либо идеала произведения искусства. Назовите их.

    Музыка – В.А. Моцарт симфония № 40

    Живопись – Врубель «Демон сидящий»

    Поэзия – стихи А.С. Пушкина и роман «Евгений Онегин»

    Скульптура – О. Роден «Мыслитель», «Вечная весна»

    Театр – спектакль «Юнона и Авось»

    Кино – «Ирония судьбы, или С легким паром», «Любовь и голуби».

13. Охарактеризуйте с помощью эстетических категорий Вашу комнату, Ваш дом, Ваше рабочее место (на выбор).

    Мое рабочее место прекрасное, гармоничное, красивое, вдохновляющее, декоративное, творческое, светлое, позитивное, эстетичное, изящное.

14. Используя словарь эстетических признаков подберите близкие по значению признаки к понятию «Грозно».

    «Грозно» - драматично, мертвенно, трагично, фатально, зловеще, апокалиптически, траурно, эсхатологически.

15. С помощью специального словаря сделайте подборку афоризмов на тему «Прекрасное».

    Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Фабр

    Прекрасное не что иное, как истина, возвышенная обстоятельствами возможными, но редкими и чудесными. Дидро

    Часто глаза закрывают как раз для того, чтобы видеть самое прекрасное. Понтик

    Луч красоты в одно мгновенье ока

Сгоняет с сердца тучи.

Прекрасное пленяет навсегда. Ките

    Прекрасное — божественно; возвышенное — человечно. Жуффруа

    Когда вещь становится полезной, она, как правило, перестает быть прекрасной. Готье

    Прекрасное не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего его красит отсутствие украшений. Гердер

    По сравнению с человеком и прекраснейшая из обезьян безобразна. Гераклит

Модуль 2. Основные эстетические категории

  1. Природа и особенности эстетических категорий и понятий

  2. Эстетическая культура личности

III. Личность художника: эстетическое и психологическое измерения

    Дайте определение и раскройте суть следующих категорий эстетических отношений, подкрепите свои слова примерами произведений искусства (3-5 произведений):

    Изящное – разновидность прекрасного, характеризующая красоту очертаний предметов, линий, особую их соразмерность, отточенность формы, изысканность, элегантность внешнего вида, грациозность движений, соответствие взыскательному, тонкому вкусу. Например, яйца Фаберже, народная резьба по дереву, кости и т.п.

    Фантастическое – форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, «чудесная» картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии – сказки, былины, кинофильм «Солярис».

В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантастика не просто прихотливая «игра воображения»: в гротесках или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Властелин колец» Дж. Р. Толкина), кино «Ночной дозор», «Вспомни что будет».

    Чудесное – удивительное, небывалое в обыденной жизни. Пример: сказки любого из народов, сказки Пушкина, «там чудеса, тамлеший бродит, русалка на ветвях сидит…».

    Героическое – категория эстетики, раскрывающая такие качества как: мужество, большая сила воли, самоотверженность. Пример: народный эпос, легенды, а также произведения литературы, живописи, музыки о Великой Отечественной войне – песня «Вставай, страна огромная» и т.п.

    Экстравагантное – необычайное, причудливое, не соответствующее общепринятым обычаям, нормам, моде. Например: картины Сальвадора Дали или татуировка по всему телу человека.

    Ужасное – Трагичное, безвыходное. Сильно страшное, доходящее до подавленности, оцепенения. Лучший пример – фильмы ужасов, триллеры - «Молчание ягнят».

    Познакомьтесь с произведением Л. Филатова «Сказка про Федота-стрельца». Проанализируйте, какие из видов комического присутствуют в этом произведении. Подтвердите свои слова выдержками из текста.

    Все виды комического - ирония, юмор, сатира, сарказм присутствуют в сказке Л.Филатова. Юмор (использования остроумия и зрелище слов); сатира (критика недостатков, противоречий доходящая до гротеска); ирония (скрыт смех, замаскированный серьезной формой); сарказм («злая ирония», имеет разрушительную силу).

Сказка «Про Федота-стрельца удалого молодца» Леонида Филатова повествует о смелом и удачливом, бойком русском солдате, лихо расправляющемся со своими врагами, легко решающем, казалось бы, невыполнимые задачи. К сказке «Про Федота-стрельца...» автор дает подзаголовок «по мотивам русского фольклора». Здесь довольно интересный сюжет, построенный по канонам устного народного творчества. Царь отправляет героя в «тяжелые странствования свершать подвиги», чтобы накормить ненасытного царя и его свору. Как и положено, в сказке, стрельцу помогает его верная помощница — жена Маруся. Поражает бойкость языка автора: шутки, прибаутки, юмор сыплются как из рога изобилия. Стилизация языка под народную речь сделана блестяще. Снаряжайся, братец, в путь Да съестного нам добудь — Глухаря аль куропатку, Аль ишо кого-нибудь. Не смогёшъ — кого винить? — Я должон тебя казнить. Государственное дело — Ты улавливаешь нить?.. Употребление откровенно грубых слов героями сказки нередки, конечно, понятно, что это сатирическое произведение. Даже сарказм: Да за энтого посла Даже я бы не пошла — Так и зыркает подлюка. Что бы стибрить со стола! С виду гордый — «я-а» да «я-а», А прожорлив, как свинья, Дай солому — съест солому, Чай, чужая, не своя!.. Композиция сказки вполне традиционная: Федот ходит, исполняя службу с помощью Маруси и ее «чудесных» молодцов «Тита Кузьмича и Фрола Фомича». Как уже было сказано выше, сказка фонтанирует искрометным юмором, интересными поворотами сюжета, используются грубые обороты и слова: «мне не светит ни шиша», «мне оттяпает башку», «шибко грамотный стервец» и тому подобные. Автор талантливо передал оригинальный сюжет, сумел блеснуть юмором и острословием. Но почему-то после прочтения сказки делается немного грустно. Сказка Леонида Филатова, безусловно, актуальна, она высмеивает претенциозность «вождей» на вседозволенность и их надежду на безнаказанность. Это современная стилизация под русский фольклор.

    Проанализируйте с помощью категорий структуры искусства Ваше любимое произведение (композиция, сюжет, художественный текст, художественное время, художественное пространство). Запишите в форме мини-сочинения.

    Роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов – эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой – персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа.

«Евгений Онегин» – реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще неясно различал.

Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде («широкий боливар» Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный репертуар. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Современная поэту Россия – деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным.

Красавец Ленский, «с душою прямо геттингенской», - романтик немецкого склада, «поклонник Канта». Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма.

История матери Татьяны достаточно трагична: «Не спросясь совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но заменила счастье привычкой: «Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: «Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут».

Главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.

    Подберите различные сочетания красочных пятен, которые бы вызывали различные настроения:

    Спокойное – зелено-голубое.

    Грустное – фиолетово-лиловое.

    Восторженное – красно-оранжевое.

    Сравните, пожалуйста, в чём различие раскрытия правды жизни в полотнах А. Чехова и К. Паустовского на примере их рассказов. Напишите мини-рассуждение.

    Антон Чехов. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. Эти слова мы можем с полным правом отнести к А. П. Чехову. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю свою жизнь боролся великий писатель, эта тема прошла через все его творчество. Она раскрывается в таких рассказах, как «Ионыч», «Дама с собачкой», и во многих других. Протест против «обыденщины» — главное в этих произведениях.

«Жизнь пошлая» и «жизнь футлярная» — это сходные понятия. «Человек в футляре» Беликов, герой рассказа «Крыжовник» Чимша-Гималайский тоже живут скучно, без всяких интересов, стараясь уединиться от мира, уйти в свой «футляр». Разве такое существование не назовешь пошлым? «Отчего вы живете так скучно, так неинтересно, так мало берете от жизни?» — вот вопрос, который можно задать этим людям.

    Константин Паустовский. Преимущественное право на гениальность и протестантизм, а в особенности резкое противопоставление героя враждебной или заурядной среде, были в творчестве Паустовского связаны с романтической концепцией действительности. В первый период творчества писателя наблюдается огромный и ничем не компенсируемый разрыв между впечатлениями его реального существования и преломлением их в творческой фантазии.

Настоящее и прошлое нашей действительности, полной борьбы, самоотверженности, а иногда - трагизма и лишений, писатель в позднем своем периоде рассматривает преимущественно с точки зрения тех ее элементов, которые принадлежат миру желаемого будущего.

Нравственно-философская основа миросозерцания писателя - вечное «непокорство» идеала, требующего реализации в изменчивом и конфликтном земном бытии. Здесь и его сила, и его слабость.

Два разных мироощущения сталкиваются Паустовским не как абстрактное противопоставление полярных и взаимоисключающих сил и не как неизбежная в старом романтизме антитеза героя и толпы, личности и среды, но в тех житейских соотношениях, которые автор наблюдает сам, которые он видит не только в себе, но и в окружающих.

    Как Вы думаете, какая сфера – общественная или индивидуальная – играет большее значение в развитии художественных способностей? Составьте мини-размышление на тему «Может ли человек совсем не обладать эстетическими способностями? Существуют ли степени (ступени) развития эстетических способностей?

    В развитии художественных способностей немаловажны индивидуальные особенности человека. Особенно в детстве. На взрослого все больше влияет общественная сфера. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Из сложившейся практики можно выделить следующие степени (ступени) художественного воспитания:

– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

– художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

– воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

    Чем отличается гениальный человек от человека талантливого.

    Гениальность - это высшая степень развития таланта.

Назовите известных Вам

    Гениев – А.С. Пушкин, Леонардо да Винчи, Рафаэль, В. Моцарт.

    Талантливых людей – И. Левитан, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, Роден, М. Плисецкая.

    Какие способности есть у Вас? Насколько они развиты? Считаете ли Вы возможным использовать свои способности в будущей профессии? Вспомните, были ли у Вас моменты вдохновения? Кратко расскажите об этом.

    У меня есть способности к рисованию. Возможно, мне это пригодится в будущей профессии. Я ощущаю вдохновение, как определенное состояние души. При этом внутри ощущается пространство (как будто пустое), излучающее во все стороны энергию и ее даже ощущают окружающие люди. Можно сравнить это состояние с восторгом, острым желанием довести задуманное до конца. Усталость не чувствуется. При этом фактически наслаждаешься своими чувствами.

    Может ли творческий человек полностью зависеть (или наоборот быть независимым) от общества, в котором он творит и живёт. Изложите свои мысли в мини-сочинении.

    Соотношение «художник и общество» - это тема извечная. Уже Платон считал, что уже появление письменности нанесло удар оригинальности мышления, «так как благодаря доверию к письму люди станут вспоминать извне, на основании посторонних знаков, а не изнутри сами собой». В разные времена к искусству либо предъявлялись требования служения идеологии, либо провозглашались концепции «искусства для искусства». Способны ли произведения искусства приводить к оздоровлению общественной атмосферы, либо они должны полностью отказаться от этих попыток, отгородиться от окружающей реальности? Если развитие художественного творчества рассматривать с позиций взаимоотношений социума и творческой личности, то нынешнее время предстаёт как финальная стадия этих отношений. Статус художника по-разному проявлял себя в различные исторические периоды: от авторского, персонального искусства эпохи Возрождения до не теряющего обаяния и в наши дни образа проклятого художника, не принятого и не понятого при жизни, но после смерти становящегося кумиром и даже святым нового искусства. В биографиях мастеров разных эпох раскрываются потаенные пружины творчества того или иного художника, его действий и поступков, тесно связанных с его творчеством и отражающих его зависимость от современной ему социальной, интеллектуальной, религиозной и нравственной обстановки.

    Рассмотрите эстетические категории, характеризующие творческое возникновение искусства:

      Творческий процесс – представляет собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Труд художника весьма разнообразен. Это чтение различного рода литературы, поездки, наблюдения природы, выполнение набросков, зарисовок, этюдов, раздумья об увиденном, работа над эскизами композиции и т. д.

      Замысел – сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями личности художника, его привычками и навыками, талантом и пристрастиями. На этой стадии сопутствующими могут быть случайности, неожиданные ассоциации, которые могут помочь в решении замысла. Известны подобные случаи из биографий мастеров искусства. Например, найти решение замысла картины «Боярыня Морозова» помог В. И. Сурикову образ черной вороны на снегу. Не отрицая известного воздействия цветового пятна на воображение живописца, следует подчеркнуть, что замысел этого грандиозного полотна обусловлен прежде всего пристальным интересом Сурикова к истории России, социальным движением, выступавшим порой в религиозной оболочке. Не менее существенную роль сыграли здесь опыт, знания, умения художника. Ворона же подсказала лишь зрительную аналогию с обликом Морозовой, точнее, это был неожиданный повод — ключ к тонально-цветовому решению темы, давно волновавшей Сурикова.

      Черновик – реализация задуманного в жизнь. Наброски создания произведения искусства, выражение своей индивидуальности, личностного восприятия автором замысла создания, результат творчества.

    К видам критического анализа произведений искусства относятся социологический, конкретно-исторический, сравнительный, творческо-генетический, структурный. Проанализируйте один из этих подходов.

    Конкретно-исторический анализ. «Реквием» Анны Ахматовой - это обращение к трагической судьбе России. Трагическое время потребовало от Ахматовой обращения к прошлому, к мировым гуманистическим традициям, к величественной и страшной истории России. Судьба России становится центром ахматовской скорби. Мотив осиротевшей матери достигает вершины в «Реквиеме» как христианский мотив вечной материнской участи - из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру, а вечноженственное начало ахматовской лирической героини найдет высшее воплощение в образе Марии:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Личное (арест сына) соединяется с общенациональным (трагическая история России) и вечным (Богородица).

Своеобразие Ахматовой в том, что она особенно остро ощущала боль своей эпохи как свою собственную, а трагедия России отразилась в трагедии личной судьбы поэтессы. Ахматова стала голосом своего времени, ибо она не участвовала в преступлениях власть имущих, но и не клеймила свою страну, а мудро, просто разделила ее судьбу, отразив в своих стихах российскую катастрофу. Сохраняя трагическую национальную память, Ахматова видит свой поэтический памятник, в отличие от мировых и русских предшественников, в тюремных очередях- знаке новой России («Здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов»).

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.

    Напишите эссе об одном из отечественных меценатов.

    П.М. Третьяков. Страсть к собирательству овладела богатым московским купцом и текстильным фабрикантом Третьяковым в середине 1850-х годов, когда были приобретены первые работы будущей коллекции. Тогда же его семья переехала в усадьбу в Лаврушинском переулке, где впоследствии разместился и сейчас находится знаменитый музей.

Задумавший создание общественной картинной галереи, которая бы наиболее полно представляла историю русской школы, Третьяков покупал картины, следуя исключительно личным предпочтениям. Он систематически собирал работы старых русских мастеров, одним из первых оценил высокую художественную ценность древнерусских икон, но в то же время интересовался современным искусством. Нередко Третьяков, ставший видной и влиятельной фигурой в культурной жизни России, покупал работы вопреки неблагоприятным отзывам критиков или запрету цензуры. Мнение Третьякова считалось настолько авторитетным, что если какая-либо работа оказывалась у коллекционера, то для художника это было равносильно общественному признанию.

С начала 1870-х годов Третьяков тесно общался с представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Основатель картинной галереи не только разделял принципы и идеалы, которыми руководствовались художники, но и поддерживал передвижников материально и морально. Он собрал уникальную коллекцию, которая включала картины В.Г. Перова, В.М. Максимова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

К концу 1860-х Третьяков, вдохновленный модной в то время просветительской идеей о важной роли личности в истории, задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. Собиратель не только покупал уже имеющиеся портреты выдающихся русских писателей, композиторов и других деятелей искусств, но и заказывал их у художников-современников. Интересно, что сам Третьяков категорически отказывался позировать, сделав только два исключения за всю свою жизнь - для И.Н. Крамского и И.Е. Репина.

С каждым годом коллекция Третьякова становилась больше. Для того чтобы разместить все картины, пришлось перестроить усадьбу - построить новые помещения и расширить галерею, которой был придан статус музея. Несмотря на то, что юридически галерея оставалась частной, любой человек, без различия рода и звания, мог бесплатно посетить ее в любой день недели.

В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобная идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. Поражает также и то, что Третьяков не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси. Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. Музейные экспозиции охватывают период с 10 по 20 век и все направления русской живописи - от икон до авангарда.

    Напишите мини-рассуждение о взаимопроникновении эстетики в одну из областей деятельности человека.

    Не так давно у нас возникло новое модное направление в оформлении усадеб и загородных домов – ландшафтный дизайн. Это понятие означает обустройство имеющихся природных ресурсов по законам красоты, эстетики. Это – синтез творчества природы и человека. Поскольку ландшафтные композиции создаются человеком, они всегда имеют культурно-исторический контекст. В них опосредованно отражаются социально-экономические условия, философские взгляды эпохи, тенденции в культуре, общественные вкусы и предпочтения. Все это влияет на появление тех или иных стилевых направлений, в том числе и в ландшафтном дизайне.

    Прочитайте следующие положения, выберите из них те, которые близки Вам и отвечают такой категории как Любовь. Обоснуйте свой ответ.

– Человек с рождения должен быть любим, чтобы самому уметь любить. Но если тот, кто нас любит, насильно добивается ответного чувства, такая любовь может быть трудной и тягостной.

– Гораздо лучше любить кого-то. Прежде всего, потому, что любовь даёт жизнь, придаёт ей особый смысл.

– Безответную любовь нельзя считать несчастьем.

– Из всего сказанного на эту тему следует, что любить и быть любимым – это счастье.

    Любить и быть любимым – это счастье. Настоящая любовь – конструктивная. Она вдохновляет и окрыляет. Она толкает к новым свершениям, наполняя сердце теплом и радостью. Истинная любовь меняет жизнь к лучшему. Любовь - это счастье, боль, переживания и радость. Любовь - это самое прекрасное, что только есть на этом свете. Если ты любишь человека и он тебя, старайся доверять ему, не то сделаешь хуже для обоих, больше радуй свою возлюбленного разными сюрпризами, ведь если человек тебя любит, ему не нужны дорогие подарки, главное - уважать своего возлюбленного, ценить, и хватит красивого маленького цветочка. Делись с любимым своими желаниями. Умейте выслушать своего возлюбленного, советуйтесь с ней или с ним, делайте друг другу комплименты. Оберегайте свою любовь, это чудо, построенное вами. Не слушайте никого - наслаждайтесь этим прекрасным чувством. Не ревнуйте, не думайте о плохом. Радуйтесь, что умеете настолько сильно любить. И даже если так случилось, что вы разошлись, не разочаровывайтесь, сохраните в сердце самые хорошие воспоминание и мечты, которые вы строили вместе. Благодарите Бога за то, что вы испытали это прекрасное чувства, и что вы умеете любить, и быть любимым и верным.

15. С помощью специального словаря сделайте подборку афоризмов и высказываний на тему «Любовь».

    Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. А.С. Пушкин

    Разлука для любви - что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р. Бюсси

    Первый вздох любви - это последний вздох мудрости. Антони Брет.

    У одних любовь выражается чувством собственности на другого, у других — утратой чувства собственности на себя. А.Круглов

    Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. А.Вампилов

Модуль 3. Исторические типы эстетического сознания

  1. История мировой эстетической мысли: основные этапы и концепции

  2. Эстетика в современном мире. Гуманизм как этико-эстетические основания человеческого бытия

III. Проблемы эстетического образования, воспитания, педагогического творчества

    Считаете ли Вы гуманной «смерть ради жизни»»? Обоснуйте свой ответ (можно подкрепить его цитатным материалом).

    Да, считаю. Гуманность - одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной системы социальных установок индивида и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию в рамках общения и взаимодействия со всем живым и «природным», которое при этом имеет для субъекта глубокий содержательно-личностный смысл. Психологическое наполнение гуманности проявляется в обстоятельствах реальной поведенческой активности и в системе переживаний личности, прежде всего, в форме действенной групповой эмоциональной идентификации, альтруизма, феноменов сочувствия и сорадования, готовности взять на себя избыточный груз ответственности в условиях совместной деятельности, сверхнормативной активности. Справедливость этих выводов находит подтверждение в проявлениях альтруизма в реальных ситуациях, попросту исключающих влияние эгоистических мотивов. Например, в многочисленных случаях самопожертвования солдат ради спасения жизни своих товарищей, имевших место практически во всех армиях мира, или в действиях людей, принадлежавших к разным национальностям и социальным группам, с риском для собственной жизни укрывавших евреев от нацистов.

2. Дайте определение и раскройте суть следующих категорий эстетических отношений, подкрепите свои слова примерами произведений искусства (3-5 произведений):

      Национальное ­- отражает в конкретном произведении искусства особенное, присущее национальной художественной культуре; М. Глинка «Иван Сусанин»; Сарьян «Армения»; дымковская игрушка.

      Интернациональное ­- отражает в конкретном произведении искусства взаимосвязь общего, возникающего благодаря всесторонней связи и взаимодействию национальных культур; Блок «Двенадцать»; Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря»; Шолохов «Тихий Дон».

      Общечеловеческое ­– отражает в произведениях искусства то, что важно и глобально для всего человечества. П.Пикассо «Герника»; Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол»; Леонардо да Винчи «Мона Лиза».

3. Проанализируйте и определите общее и различное между публикой, пришедшей на концерт классической музыки и на концерт эстрадной песни.

    Существует мир классики, и существует мир эстрады. Их не надо смешивать. Концерт классической музыки может удовлетворить любые потребности души и ума: погрузить в медитацию, способствовать размышлениям, вдохновить на новые свершения, поддержать в печали, приумножить радость. Многие говорят о том, что только классическая музыка помогает им восстановить внутреннюю гармонию. Классическая музыка может и развлекать ничуть не хуже эстрадной. Только, это развлечение публики будет со знаком качества и признаками развитого вкуса.

Концерт эстрадной песни. Сколько есть людей - столько и мнений. Многие сейчас слушают шансон, содержащий тексты, смысловые моменты. В нем особо популярно направление - любовная лирика. Очень узкий круг людей слушает шансон в стиле - тюремная лирика. Молодежь до 23-25 лет предпочитает клубные обработки известных песен. Большая часть публики отдает предпочтение попсе в общем ее понимании. Далеко не все из них разбираются в музыке, имеют какие-либо музыкальные пристрастия.

    Заполните таблицу. Укажите автора и 1-2 его произведения (любой эпохи, стиля, жанра). Последнюю графу по вертикали заполните по своему выбору.

страна

художник

композитор

писатель

режиссёр

скульптор

Англия

У.Хогарт

Серия

«Модный брак»

Й. Гайдн

«Лондонские симфонии»

Шекспир

«Ромео и Джульетта»

Хичкок

«Головокружение»

Тони Крэгг «Тяжесть и нежность»

Германия

А. Дюрер

«Адам и Ева»

Л.В. Бетховен

«Лунная соната»

И. Гете

«Фауст»

К. Грюне

«Улица»

М.Клингер

«Бетховен»

Испания

Пикассо

«Девочка на шаре»

Х. Турина

«Севильская симфония»

Ф. Г. Лорка

«Дом Бернарды Альбы»

А.Аменабар

«Море внутри»

П.Пикассо

«Лежащая женщина»

Франция

К. Моне

«Впеча-тление.

Восходя-щее солнце»

М. Легран

Музыка к фильму «Шербурские

зонтики»

Гюго «Собор парижской богоматери»

Люк Бессон

«Бездна»

О. Роден

«Вечная весна»

Америка

Р. Кент

«Дорога домой»

И. Берлин

«Боже, благослови Америку»

Д. Апдайк

«Кролик, беги»

К. Иствуд

«Малышка на миллион долларов»

Д.Дэвидсон

«Альберт Эйнштейн»

Россия

Италия

Левитан

«Вечер на Волге»

Леонардо да Винчи

«Мона Лиза»

П.Чайковский

«Времена года»

Д. Пуччини

«Тоска»

Чехов «Ионыч»

«Душечка»

Ф.Петрарка

«Канцоньере»

Н.Михалков

«Утомленные солнцем»

Ф.Феллини

«Ночи Кабирии»

В. Мухина

«Рабочий и колхозница»

Микеланджело

«Давид»

5. Вспомните Ваше любимое произведение искусства. Охарактеризуйте его с точки зрения категории общечеловеческого.

    Исаак Левитан. «Летний вечер. Река».

Дар художественного обобщения, которым обладал Левитан, развился и набрал силу в результате впечатлений от поездок на Волгу. Там Левитан почувствовал всё величие и единство природы. Эта великая река, воспетая народом, связанная с его историей, объединяющая многие земли, помогла Левитану ощутить природу в значении общечеловеческом как глубокое и величественное выражение гармонии, чистоты, которые свойственны человеку.

Волжские просторы принесли ему прилив творческой энергии, особую полноту и гармоничность мировосприятия. Духовный контакт с волжскими просторами оказывается плодотворным, ознаменовав начало нового этапа жизни и искусства Левитана, отмеченного высочайшими достижениями, созданием лучших произведений русской пейзажной живописи конца 1880-х - начала 1890-х годов.

В то же время во всех работах Левитана этого периода уже с полной очевидностью проявлялись присущие именно его таланту неповторимые черты - совершенно особенная, эмоциональная «светочувствительность» и восприимчивость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном богатстве его произведений. Для него в природе не было краски, цвета как таковых, но только окрашенный свет различной степени интенсивности.

Левитан был чужд всему чрезмерному, кричащему; не случайно практически никогда не писал он жаркого летнего зноя, предпочитая такие состояния природы, когда солнечный свет нежно разливается.

Современники оставили немало признаний в том, что именно благодаря Левитану родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое, дорогое и родное».

    Назовите книги, которые Вы прочитали недавно, какие можно отнести к произведениям искусства и какие нельзя, почему?

    Книгу из классической литературы «Евгений Онегин» можно считать произведением искусства. Здесь вечный сюжет и отличный поэтический слог. А вот боевик А. Бушкова «Охота на пиранью» - смесь диких нравов современных «новых русских», устраивающих охоту на людей, это явление не вечное, а временное, теперешнего переходного периода.

    Пользуясь учебными и хрестоматийными материалами, охарактеризуйте один из художественных стилей. Приведите примеры авторов (писателей, поэтов, художников, композиторов, мыслителей) этого стиля и их произведения.

      Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В России романтизм появляется в поэзии В.А. Жуковского, создается баллада, романтическая драма. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России. В музыке в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский. Представители романтизма в изобразительном искусстве России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).

    Напишите эссе об одном из известных мировых музеев, театров (можно воспользоваться хрестоматийными материалами).

    «…общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие», - так можно охарактеризовать Третьяковскую галерею, носящую имя своего основателя купца П.В.Третьякова. Третьяковка по праву может именоваться первым в России музеем национальной художественной школы. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой ее задумал коллекционер-основатель и такой она сохранилась до наших дней.

В августе 1892 года от своего имени и от имени своего покойного брата Третьяков принес свое собрание в дар городу Москве. Кроме того, основатель галереи подарил городу свою часть дома в Лаврушинском переулке, оставив за собой право на пожизненное попечительство и пользование жилой частью дома. До самой своей смерти Третьяков вел активную собирательскую деятельность и подарил галерее еще свыше 220 произведений русской живописи и графики. Последним крупным приобретением коллекционера было знаменитое полотно «Богатыри» кисти Васнецова. В 1898 году Третьяков скончался. После его смерти к старинному зданию по проекту Васнецова был пристроен новый фасад в «русском стиле», ставший эмблемой Третьяковской галереи.

Уже в дореволюционное время Третьяковская галерея стала самым популярным и посещаемым музеем России. После революции 1917 года галерея была национализирована, и ее коллекции пополнились множеством работ из экспроприированных частных коллекций и ликвидированных музеев.

К концу 20 века Третьяковская галерея стала одним из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России и одним из богатейших в мире музеев русского искусства. В галерее хранятся бесценные коллекции древнерусской иконы, живописи 18-20 веков, скульптуры и графики.

Государственная Третьяковская галерея – национальная сокровищница изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет, насчhttp://www.pstour.ru/uplimg/tretyakov.jpgитывающая более 100 тысяч произведений, начиная с шедевров древнерусского искусства до творений наших современников. 150- летний юбилей Третьяковки в 2006 году был важным и значимым событием в культурной жизни нашей страны.

    Подумайте и составьте программу мероприятий в области развития культурной жизни Вашего населённого пункта. Что хотелось бы, а что возможно в реальности.

    Одним из первых мероприятий для развития и сохранения культурной жизни я считаю: во-первых, необходимо создание банка данных обо всех местных индивидуальных (и коллективных) исполнителях, умельцах и мастерах народного творчества различных направлений для информации об их деятельности среди жителей.

Во-вторых – создание музея культуры населенного пункта на базе собранных материалов и пропаганда этих знаний.

В-третьих – распространение умений и знаний умельцев среди взрослого населения и передача их навыков молодому поколению.

10. Кто является автором музыкального произведения, о котором идёт речь в стихотворении М. Алигер?

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая –

Танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние

И в дремучий, лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

    П.И. Чайковский.

11. О каком произведении Л. Ван Бетховена написано стихотворение Ю. Марцинкявичуса?

Бурлят и кипят звуки,

Как волны, они теснятся,

Берут друг друга за руки

И падают, чтобы подняться.

И каждый силён и верен

Своим сочетаньем с другими;

Так хлещет кровь из артерий

В победном и бурном гимне.

В нём радости ль избыток

Или избыток скорби…

Здесь буйство сил первобытных,

Которые в нас исконны.

    «Аппассионата».

12. Как называется музыкальное произведение В.А. Моцарта, о котором идёт речь в стихотворении С. Граховского?

Душа изныла от чужого горя,

И сердце от чужой беды болит:

Под тёмным сводом Домского собора

Торжественная музыка звучит.

Смешались боли, были и легенды,

И потянуло холодам от плит,

Когда гремело грозное крещендо

И замирало, уходя в зенит.

Неудержимой бурею эмоций

Гудят и задыхаются басы,

И в каждом звуке оживает Моцарт,

Хоть сочтены его часы.

    «Реквием».

13. Каждый человек умеет что-то делать лучше, чем другие. А что Вы умеете делать лучше всех? Напишите мини-сочинение об этом, используя известные Вам эстетические категории.

    Я умею рисовать. Поэтому для меня картины великих мастеров живописи «говорящие». Особенно долго я смотрю на полотна И.И. Левитана, испытывая при этом состояние катарсиса. Особенно мне понятен и близок он стал после посещения его музея в Плёсе на Волге, когда я своими глазами увидел те же самые пейзажи, которые изображены на его картинах, ходил по комнатам и поднимался по ступеням лестницы в доме, где он жил.

    Вспомните и опишите, кто из людей искусства различных исторических периодов при жизни подвергался гонениям. Почему окружающие люди (или властные структуры) не понимали, не принимали их? Как такое отношение со стороны общества (властных структур) отражалось на жизни и творчестве великих людей?

    Третья волна эмиграции из СССР (1960-1980гг.) - диссидентское течение. Диссидентом называли каждого, кто был не согласен с Советской действительностью. За рубеж преимущественно выезжали деятели искусства, творческая интеллигенция. В 1971 году 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возросла до 35 тысяч. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель».

Однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Началом свертывания свободы в СССР принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже, которая была им совершенно не понята и уничтожена бульдозерами.

Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей, издающихся самиздатом. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С.Соколов лишен возможности печататься. Поэт и журналистка Н.Горбаневская (за участие в демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию) была помещена в психиатрическую лечебницу. Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 В. Тарсис.

Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух предыдущих: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие лишены советского гражданства (А. Солженицын, В. Аксенов, В. Максимов, В. Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выехали: В. Аксенов, Ю. Алешковский, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, Ф. Горенштейн, И. Губерман, С. Довлатов, А. Галич, Л. Копелев, Н. Коржавин, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, В. Максимов, Ю. Мамлеев, В. Некрасов, С. Соколов, А. Синявский, А. Солженицын, Д. Рубина и др. Большинство русских писателей эмигрировали в США, где формируется мощная русская диаспора (И. Бродский, Н. Коржавин, В. Аксенов, С. Довлатов, Ю. Алешковский и др.), во Францию (А. Синявский, М. Розанова, В. Некрасов, Э. Лимонов, В. Максимов, Н. Горбаневская), в Германию (В. Войнович, Ф. Горенштейн).

15. Используя словарь эстетических признаков подберите близкие по значению признаки к категории «Трагическое».

      Трагическое – фатальное, зловещее, драматическое, траурное, апокалиптическое, мрачное, пессимистическое, безнадежное, безрадостное.

Список использованной литературы:

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник.- М.: Высш. школа, 2002. – 511 с.

2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

3. Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу « Эстетика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 136 с.

4. Золкин А.Л. Эстетика: Учебник для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, Юнити-Дана, 2008. – 447 с.

5. Краткий словарь по эстетике/ под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.

7. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 367 с.

8. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Понятия. Значения. Словарь-справочник. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 240 с.

9. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002. – 767 с.

10. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.

11. Чернецова Е.Н. Искусство. Словарь-справочник. – М: Библиотека, 2002. – 576 с.

12. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.