Государственная экологическая экспертиза (работа 2)

Содержание

Введение

1. Принципы экологической экспертизы

2. Субъекты и объекты экологической экспертизы

3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

4. Права и обязанности экспертов

5. Правовой статус заключения

6. Виды экологической экспертизы

7. Источники права

Заключение

Список литературы

Введение

Государственная экологическая экспертиза расценивает­ся специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде. Только в течение 1999 г. было рассмотрено 72 тыс. комплектов документации, из них 568 - на федеральном уровне. После принятия Федерального закона «Об экологической экспертизе» до 2000 г. ежегодно в среднем отклонялась с отрицательным заключе­нием или отправлялась на доработку пятая часть проектов (а в 1997 г., например, - 30%), в том числе таких крупных, как проекты строитель­ства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, разра­ботки нефтяных месторождений Сахалинского шельфа. Затем эти пока­затели резко (в 13 раз в 2001 г.) снизились. Но расширяется практика судебного обжалования хозяйственных решений, принятых с уклонени­ем от экологической экспертизы. Например, Верховный Суд РФ по ис­кам граждан принял решение об отмене 12 постановлений Правительст­ва РФ о переводе лесных земель в нелесные. Таким образом, государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельно­сти экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздей­ствий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними со­циальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения эко­логических требований, является правовым средством реализации кон­ституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Ее документы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

1. Принципы экологической экспертизы

Они сформулированы в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В Комментарии к нему разъясняется, что:

а) принцип потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности оз­начает, что при оценке материалов, поступивших на экспертизу, экс­перты исходят из возможности причинения вреда окружающей среде при реализации любого объекта и должны проверить, насколько учтены виды и масштабы возможного вреда, предусмотрены меры по его недо­пущению;

б) обязательность проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта означает, что заказчик плани­руемой деятельности обязан представить необходимые материалы на экспертизу, а орган, ее осуществляющий, - принять их, организовать и провести экспертизу;

в) комплексность оценки воздействия на окру­жающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее по­следствий требует учета всех обстоятельств в их взаимосвязи, разных видов возможных отрицательных последствий реализации объекта;

г) обязательность учета требований экологической безопасности ­принцип, имеющий частное значение, поскольку такого рода требова­ния представляют собой часть экологических правовых предписаний, хотя в отношении некоторых групп объектов (опасных промышленных, атомной энергетики и пр.), с одной стороны, удобно выделять группу таких требований и юридически определять соответствие им проекта, с другой - увязывать их с иными документами и процедурами (деклара­цией промышленной безопасности, заявлениями о безопасности и т. п.);

д) принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, воплощается в обязанностях заказчика представить такую информацию, в праве экспертов затребовать допол­нительную информацию, в отказе на дачу экспертного заключения по неполным или недостоверным материалам;

е) принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий означает, что ни­кто не вправе вмешиваться в их работу, т. е. эксперт свободен в оценках и выводах, выборе методов, принятии промежуточных и окончатель­ных решений;

ж) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы М. М. Бринчук считает одним из основных, подчеркивая, что оценки экспертов долж­ны соответствовать уровню современного развития законодательства и науки, базироваться на беспристрастных и объективных мнениях спе­циалиста;

з) принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологи­ческой экспертизы налагает на экспертный орган обязанности по ин­формированию граждан, средств массовой информации, других заинте­ресованных субъектов о результатах конкретных экспертиз и о своей деятельности в целом, устанавливает порядок проведения обществен­ной экологической экспертизы и правовой статус заключения;

и) нако­нец, принцип ответственности воплощен в нормах гл. YII Закона, под­робно определяющих круг субъектов, виды правонарушений в данной области. Следует отметить, что в целом принципы государственной экологической экспертизы находят свое отражение в конкретных нор­мах, что свидетельствует о продуманности данного Закона и достаточ­но высоком уровне юридической техники.

Государственная экологическая экспертиза может быть проведена по инициативе отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.

Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды». Несмотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, обязательность проведения ее в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды, и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится на твердой законодательной основе. Для ее проведения используют Закон РФ «О государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспортной комиссии по результатам работы. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза должна отстаивать принципы охраны окружающей природной среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.

Широкая гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Гласность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различными: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы вредного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в Законе РФ «Об охране окружающей среды».

2. Субъекты и объекты экологической экспертизы

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу.

Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Экспертиза может выполняться комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.

Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющаяся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Объекты экологической экспертизы делятся на две группы ­федерального уровня и уровня субъектов РФ и перечислены соответст­венно в ст. 11 и 12 Закона. Формально-юридическим критерием разгра­ничения этих двух групп является, применительно к объектам феде­ральной экспертизы, утверждение документации и проектов деятельно­сти Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредель­ных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие или использование природных ресурсов федерального значения (отно­сящихся к федеральной собственности), в том числе на особо охраняе­мые природные территории федерального значения.

Список объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня весьма объемен (занимает больше двух страниц тек­ста). Он включает проекты правовых актов, материалы, предшествую­щие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ; ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собствен­ности; материалы по созданию организаций горнодобывающей и пере­рабатывающей промышленности; проекты международных договоров и соглашений о разделе продукции, концессионных и иных договоров; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, спо­собной оказать воздействие на окружающую среду; техническую доку­ментацию на новые технику, технологию, вещества, сертифицируемые товары и т, п.; материалы комплексного экологического обследования территорий для придания им особого правового статуса (например, зоны экологического бедствия); проекты схем охраны и использования при­родных ресурсов; документацию на изменение функционального стату­са, вида и характера использования территории федерального значения, в том числе о переводе лесных земель в нелесные; иные документы.

Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задача – установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача – исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза (том числе повторная) проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку ее проведения. Экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий:

- предоставлении всех необходимых материалов;

- предварительной оплате про ведения экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии наличия в составе представляемых материалов:

- документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном по­рядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местно­го самоуправления;

- заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений обще­ственной экологической экспертизы в случае ее проведения;

- материалов обсуждений объекта государственной экологиче­ской экспертизы с гражданами и общественными организа­циями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при усло­вии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока ее проведения назначается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан:

- начать ее не позднее чем через месяц после выполнения заказчиком указанных условий;

- создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области;

- утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя секретаря;

- организовать получение экспертами всех необходимых материалов заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения.

Экспертом государственной экологической экспертизы являет специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы к ее проведению по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.

к числу прав эксперта относятся права на:

- ознакомление со всеми материалами;

- получение дополнительной информации для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

- оплату труда;

- особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государствен­ной экологической экспертизы.

Соотношение государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Действующие в РФ норма­тивные документы и доктрина рассматривают оценку воздействия на окружающую среду как предшествующую и обязательную - в установ­ленных законом случаях - стадию государственной экологической экс­пертизы. Это процесс, способствующий принятию экологически ориен­тированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяй­ственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, уче­та общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвра­щению последствий. От экологической экспертизы ОВОС отличается самим содержанием и целями. Экологическая экспертиза проводится для выявления соответствия намечаемой деятельности и определения допустимости реализации объекта. ОВОС - это процедура оценки воз­можных последствий и экологических рисков реализации объекта. Ста­тья 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавли­вает, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воз­действие на окружающую среду, независимо от организационно-пра­вовых форм собственности субъектов этой деятельности - при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной,- в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируе­мую деятельность. Согласно ст. 33 экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой деятельности экологи­ческим требованиям. Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Их образуют: ин­формация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативы ее реализации, оценки собст­венно последствий деятельности и др. Они служат основой и для прове­дения мониторинга и экологического контроля за реализуемой деятель­ностью. ОВОС проводится в несколько этапов: уведомление, предвари­тельная оценка, составление технического задания на проведение ОВОС, проведение исследований, подготовка предварительного вариан­та материалов по оценке воздействия, ознакомление с полученными данными общественности, подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятель­ности. Приложением к Приказу Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372, утвердившему Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Феде­рации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процеду­ре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышлен­ности, сельского хозяйства и иные.

4. Права и обязанности экспертов

Эксперт обязан:

- осуществлять всесторонний, полный, объективный и ком­плексный анализ представляемых на государственную эколо­гическую экспертизу материалов с учетом передовых достиже­ний отечественной и зарубежной науки и техники и предос­тавлять заключения по таким материалам;

- соблюдать требования законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологиче­ской экспертизе;

- соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

- обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

- участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключе­ния общественной экологической экспертизы, а также поступив­шие от органов местного самоуправления, общественных органи­заций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Несмотря на высокий уровень конкретизированности норм, ре­гулирующих права и обязанности экспертов, ряд практически важ­ных вопросов вызывает затруднения, а отсутствие их законодатель­ного решения - сложные правовые и этические проблемы. Напри­мер, распространяется ли требование конфиденциальности на ин­формацию о том, что один из членов экспертной комиссии сфор­мулировал и оформил особое мнение, имеет ли он право, разглашая содержание материалов, представленных на государственную эколо­гическую экспертизу, довести до сведения общественности или хотя бы узкого круга специалистов факт высказанного им особого мне­ния либо представить его в качестве одного из документов при су­дебном обжаловании результатов экспертизы? Распространяется ли требование конфиденциальности на законопроекты, поступившие на экологическую экспертизу? Что важнее - требование конфиденциальности или возможное нарушение конституционных эколо­гических прав человека?

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнитель­ной власти в области экологической экспертизы, которая по результатам ее проведения выносит соответствующее заключение.

Экспертная комиссия определяет:

- соответствие намечаемой деятельности требованиям, установ­ленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;

- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;

- достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологи­ческой безопасности и сохранению природного потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

- проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экс­пертов и экспертных групп (при их создании), выдаются зада­ния экспертам и утверждается календарный план работы экс­пертной комиссии;

- подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые переда­ются ответственному секретарю экспертной комиссии;

- составляется руководителем и ответственным секретарем экс­пертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экс­пертных заключений;

- обсуждается проект заключения экспертной комиссии на за­седаниях экспертной комиссии.

Заключение - это официальный, юридически значимый документ, результат коллективного труда экспертов. Заключением является доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обосно­ванные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государствен­ной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списоч­ного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Правовой статус заключения

Он подробно регламентируется в За­коне (ст. 18). Заключение - это документ, подготовленный экспертной комиссией. Он содержит выводы: во-первых, о допустимости воздейст­вия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности и, во-вторых, о возможности реализации объекта экспертизы. Заключе­ние считается одобренным, если с его выводами согласно квалифици­рованное большинство списочного состава экспертной комиссии. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми чле­нами комиссии, но приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы только после утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспер­тизы. Утверждение - это акт, подтверждающий соответствие порядка проведения экспертизы требованиям законодательства, он не затрагива­ет содержания заключения.

Заключение может быть положительным или отрицательным. Поло­жительное заключение является обязательным условием финансирова­ния и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, оп­ределенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изме­нением проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых по­следствий:

а) оно означает запрет на реализацию объекта;

б) предоставляет хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Феде­рации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процеду­ре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышлен­ности, сельского хозяйства и иные.

6. Виды экологической экспертизы

По субъекту организации и прове­дения экологическая экспертиза может быть государственной и обще­ственной, по времени и процедуре рассмотрения - первичной и повтор­ной (повторная делится также на добровольную и по решению суда); по результатам - пришедшей к положительному и к отрицательному за­ключению.

Ответственность за нарушение законодательства об экологиче­ской экспертизе. Она установлена гл. YII Закона «Об экологической экспертизе». В ст. 30 даны перечни составов нарушений, разделенные на группы в зависимости от субъекта, совершившего противоправное деяние. Таковыми являются: заказчики, руководители специально упол­номоченного органа в области экологической экспертизы и руководите­ли экспертных комиссий, эксперты, должностные лица органов испол­нительной власти, надзора и контроля, органов местного самоуправле­ния, банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица и граждане. В числе составов нарушений указаны фальсификация материалов, принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного за­ключения, нарушение порядка формирования экспертной комиссии, фальсификация выводов заключения, незаконный отказ от государст­венной регистрации заявлений о про ведении общественной экологиче­ской экспертизы, финансирование и кредитование реализации объекта без положительного заключения и др.

Следует отметить, что в КоАП РСФСР нормы об административной ответственности за такого рода нарушения отсутствовали, но в КоАП РФ они предусмотрены, хотя и не в полном объеме (ст. 8.4). В УК РФ ответственность за нарушение законодательства об экологической экс­пертизе может наступать по ст. 246, конечно, при наличии всех прочих оснований.

В литературе высказаны предложения о возможных вариантах реше­ния вопроса, связанного с сохранением роли и обеспечением эффектив­ности выполнения задач экологической экспертизы. Включение ее в число функций Министерства природных ресурсов РФ - крупнейшего природопользователя, вызывало обоснованные опасения. Так, Ю. Р. Храмова предлагала четыре варианта решения проблемы:

1) образование комис­сии по экологической экспертизе при Президенте РФ;

2) создание эколо­гического надзора при Президенте РФ, который наряду с иными функ­циями будет заниматься и государственной экологической экспертизой;

3) образование агентства по экологической экспертизе;

4) восстановле­ние статус-кво, т. е. прежней системы.

В результате реформы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти данный вопрос решен иначе: создана некая «отдаленность» между сориентированными на выполнение задач по управлению имуществом органами, т. е. агентствами, и органами, осуществляющими надзор (в данном случае это Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору). Правда, первая структура находится в ведении МПР России, а вторая - Правительства РФ.

Помимо экологической экспертизы существуют и иные виды экс­пертной деятельности. К ним относятся: ведомственные экспертизы (промышленной безопасности и рационального использования недр; использования и охраны водных объектов и т. п.); обследования (поч­венные, геоботанические и проч.); испытания (например, пестицидов); исследования (эколого-токсикологические); заключения (санитарно-­эпидемиологические и др.); расследования (например, причин инфекци­онных заболеваний животных и растений). Указанные виды экспертных работ следует отличать от экспертиз, проводимых в рамках уголовного или гражданского судопроизводства, административного производст­ва - при разрешении конкретного дела, поскольку статус, юридическое значение и другие характеристики здесь иные, хотя методы и приемы, применяемые экспертами, могут совпадать.

7. Источники права

К ним относятся: Федеральный закон «Об эколо­гической экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; утвержденное постановле­нием Правительства РФ Положение о порядке проведения государст­венной экологической экспертизы от 11 июня 1996 г., утвержденные приказами Госкомэкологии (Минприроды РФ) Регламент проведения государственной экологической экспертизы от 17 июня 1997 г., Поло­жение о порядке определения стоимости проведения экологической экспертизы документации от 22 апреля 1998 г.; Положение об оценке воздействия на окружающую среду от 16 мая 2000 г., Требования к ма­териалам, представляемым на государственную экологическую экспер­тизу для отнесения отдельных участков территории Российской Феде­рации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологиче­ского бедствия от 28 марта 1996 г., Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29 декабря 1995 г.

Заключение

Экологическая ситуация в Российской Федерации может быть стабилизирована и улучшена только путем коренного изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это требует реализации целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. При этом важно и необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

При формировании рыночных отношений для охраны окружающей среды и рационального природопользования необходимо развитие и активное использование экономического механизма в сфере взаимодействия общества и природы.

Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение ее допустимости в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.

Список литературы

    Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 312 с.

    Современное экологическое право в России и за рубежом. – М., 2001. – 428 с.

    Экологическое право России: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н. В. Румянцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007. – 368 с.

    Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е. Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

    Экологическое право: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Курочкиной, В. В. Гучкова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М., 2004. – 390 с.

    Экологическое право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. – М., 2005. – 286 с.

2