Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра Строительных и дорожных машин
Курсовая работа
Чита 2006
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинский государственный университет
(ЧитГУ)
Кафедра Строительных и дорожных машин
Пояснительная записка
к курсовой работе
Выполнил: студент группы СДМ-03
Нижегородцев А.Г.
Проверил: научный руководитель
Чебунин А.Ф.
Чита 2006
Реферат
Пз. – 25стр., илл. – 2, табл. – 4, библ. – 2.
Устройство ходовое, движитель гусеничный, масса эксплуатационная, радиус динамический, коэффициент сопротивления передвижению тягача, КПД трансмиссии, коэффициент загрузки ведущих колес.
Целью курсовой работы является приобретение необходимых навыков в выполнении тягового расчета тягачей строительных и дорожных машин и анализа полученных основных параметров. При выполнении курсовой работы использовалась методическая литература. В результате выполнения курсовой работы были определены тягово-сцепные свойства, скоростные и экономические качества тракторного тягача, обеспечивающие заданные тягово-динамические характеристики.
Содержание
Введение
Тяговый расчет
Определение массы тягача, номинальной мощности и
момента двигателя
Определение динамического радиуса колеса
Определение передаточных чисел трансмиссии
Построение регуляторной характеристики двигателя
Построение тяговой характеристики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Двигатели внутреннего сгорания – наиболее распространенный тип тепловых двигателей. На их долю приходится более 80% всей вырабатываемой в мире энергии. Благодаря компактности, высокой экономичности, надежности, долговечности они используются во всех областях народного хозяйства и являются единственным источником энергии на строительных и дорожных машинах, на которых применяются в основном дизели автотракторного типа.
Для строительных и дорожных машин требуются двигатели мощностью 2.9 – 730 кВт. Они длительное время эксплуатируются на режимах, близких к номинальному, при значительном и непрерывном изменении внешней нагрузки, повышенной запыленности воздуха, нередко безгаражном хранении машин и в существенно различных климатических условиях.
Тяговый расчёт. Определение массы тягача, номинальной мощности и момента двигателя
При определении массы тягача следует различать конструктивную (сухую) и эксплуатационную (полную) массу.
Под конструктивной подразумевается масса тягача в незаправленном состоянии, без водителя, инструментов, дополнительного оборудования.
В эксплуатационную массу входит масса топливо-смазочных материалов, охлаждающей жидкости, инструмента, а также масса водителя.
Значение эксплуатационной массы
определяется исходя из предположения,
что среднее сопротивление при работе
тягача равно номинальному усилию на
крюке
,
(1)
где
– коэффициент возможной перегрузки,
;
– номинальное усилие на крюке
(равно тяговому сопротивлению),
;
– коэффициент загрузки ведущих
колес (или доля эксплуатационной массы,
приходящейся на ведущие колеса тягача)
при равномерном движении, для гусеничных
тягачей
;
– коэффициент сцепления базовой
машины с оборудованием, для промышленных
тракторов
;
– коэффициент сопротивления
передвижению тягача, определяемый
характером поверхности передвижения,
;
– ускорение свободного падения,
.

Вычисленное значение эксплуатационной массы необходимо сопоставить с массой тягачей соответствующего класса тяги
(2)
где
– масса базовой машины (Т-180),
.

В результате полученное значение массы округляется до целой сотни килограммов

Массу рабочего оборудования, агрегатируемого с тягачом, вычисляют в зависимости от эксплуатационной массы. В случае бульдозерного оборудования на гусеничном тягаче
(3)

Номинальная мощность двигателя
определяется из условия получения
номинального тягового усилия при
движении с заданной скоростью
по выражению
,
(4)
где
– тяговый КПД;
– коэффициент учета буксования
движителя;
– номинальная рабочая скорость,

Коэффициент учета буксования
для предварительных расчетов принимают
для гусеничных тягачей
.
Тяговый КПД определяется по формуле
,
(5)
где
– КПД трансмиссии;
– КПД движителя.
Для выяснения значения КПД трансмиссии необходимо знать тип трансмиссии (механическая, гидродинамическая, гидромеханическая). Для механической трансмиссии
,
(6)
где
– КПД пары цилиндрических шестерен,
равный
;
– КПД конических шестерен, равный
;
– КПД планетарной передачи,
определяемый из выражения
,
(7)
где
– КПД пары шестерен с внутренним
зацеплением, принимаемый равным 0.99;
– КПД пары шестерен с наружным
зацеплением, принимаемый равным 0.985.


КПД движителя для гусеничного
тягача принимается
.


Вычисленное значение мощности по формуле (4) округляется до целого числа

Из технической характеристики отечественных двигателей выбираем двигатель ЯМЗ-240 со следующими техническими данными:
|
Марка двигателя |
Номинальная Мощность, кВт |
Частота вращения коленчатого вала, об/мин |
Степень сжатия |
|
ЯМЗ-240 |
264.8 |
2100 |
16.5 |
|
Рабочий объем цилиндров, дм3 |
Максимальный крутящий момент, Нм |
Число цилиндров |
Удельный расход топлива, г/кВтч |
|
22.29 |
1834 |
12 |
238 |
Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая номинальной мощности, у современных дизелей изменяется в пределах 1600-2500об/мин при тенденции к росту. Из указанного диапазона назначается частота вращения коленчатого вала и определяется номинальный момент по формуле
,
(8)
где
– частота вращения коленчатого вала,
.

Определение динамического радиуса колес
Динамическим радиусом называют расстояние от оси движущегося колеса до горизонтальной составляющей равнодействующей реакций грунта. Для гусеничного движителя динамический радиус определяется по формуле
,
(9)
где
– шаг звена гусеничной ленты,
;
– число звеньев, укладываемых
ведущей звездочкой за один оборот,
.

Определение передаточных чисел трансмиссии
Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче определяется по заданному номинальному тяговому усилию
,
(10)

Передаточное усилие трансмиссии на высшей (транспортной) передаче определяется из условия обеспечения движения тягача с максимальной скоростью
(11)
Для гусеничных движителей с упругой подвеской рекомендуется выбирать максимальную скорость в диапазоне 4-5.5м/с.

Передаточные числа промежуточных передач определяются по закону геометрической прогрессии
,
(12)
где
– индекс, соответствующий порядковому
номеру передач;
– знаменатель геометрической
прогрессии. Для основных рабочих передач
рекомендуется принимать
.




Для транспортных передач знаменатель геометрической прогрессии определяется по формуле
,
(13)
где
– общее число передач,
;
– число рабочих передач,
;
– передаточное число высшей
рабочей передачи,
;
– передаточное число высшей
транспортной передачи,




Построение регуляторной характеристики двигателя
Регуляторной называют скоростную характеристику дизеля при наличии всережимного регулятора. Регуляторную характеристику обычно называют экспериментальным путем, снимая с дизеля на тормозном стенде. Однако ее можно построить и аналитически.
Ветвь характеристики в интервале
частот вращения коленчатого вала от
до
определяется работой регулятора. Закон
изменения крутящего момента на этом
участке можно представить в виде
уравнения прямой линии
,
(14)
где
– значения эффективного крутящего
момента и частоты вращения коленчатого
вала в диапазоне от
.
Частота вращения
определяется степенью неравномерности
регулятора

(15)
Степень неравномерности регулятора
рекомендуется выбирать в интервале
.








Мощность двигателя в интервале
от
до
пропорциональна крутящему моменту
(16)







Часовой расход топлива при работе двигателя с регулятором можно приближенно выразить нелинейной функцией мощности
,
(17)
где
– часовой расход топлива при номинальной
мощности;
– коэффициент пропорциональности,
для современных дизелей
.
Часовой расход топлива при номинальной мощности определяется по следующей зависимости
,
(18)
где
– удельный эффективный расход топлива
при номинальной мощности, принимается
по двигателю прототипа,









Регуляторную ветвь характеристики удельного эффективного расхода топлива можно построить, вычислив значения по формуле
,
(19)







Безрегуляторные ветви характеристики можно построить, используя следующие зависимости
,
(20)
,
(21)
,
(22)
,
(23)
где
– степень изменения удельного расхода
топлива на безрегуляторной ветви
характеристики, для современных дизелей
.
Величины коэффициентов
и
для дизелей неразделенной камерой
сгорания равны:
и
.
















Построение тяговой характеристики
Тяговая характеристика тягача представляет собой графическое выражение реальных выходных тяговых параметров тягача, определяемых результатами совместной работы колесного и гусеничного движителя, трансмиссии и двигателя.
Тяговую характеристику строят применительно к установившимся режимам работы тягача и при движении его по горизонтальному участку. Тяговую характеристику можно построить путем использования данных испытаний тягача и расчетным путем. В первом случае ее называют экспериментальной, во втором – теоретической тяговой характеристикой.
Более удобно строить тяговую
характеристику в четырех квадрантах
координатной плоскости. Для этого на
листе миллиметровой бумаги формата А3
наносят систему координат, предусмотрев
первый квадрант несколько больше
остальных. В третьем квадранте размещают
регуляторную характеристику двигателя,
построенную в функции от крутящего
момента двигателя. В четвертом квадранте
по горизонтали наносят шкалу силы тяги
на крюке и из полюса, смещенного влево
от начала координат на величину
,
строят лучевую диаграмму касательных
сил тяги
(24)





откладывая на шкале значения сил тяги на крюке
(25)
(26)
(27)







Во втором квадранте по вертикали наносят шкалу скорости и строят лучевую диаграмму теоретических скоростей
(28)





В первом квадранте по вертикали наносят шкалу буксования и строят кривую буксования, используя приближенные зависимости. Для гусеничных тягачей
(29)





Затем в первом квадранте строят
кривые действительных скоростей,
используя для расчетов соответствующие
значения
из кривой буксования
(30)





Далее строят в первом квадранте кривые тяговой мощности для всех передач
(31)





Показатели, полученные при расчете курсовой работы
Таблица 1
-
Тип ходового
оборудования
Тип рабочего
оборудования
Марка
тягача
,т
,т
,т
,м


Гусеничное
Бульдозерное
Т-180
30.125
24.1
6.025
0.23
0.94
0.95
Таблица 2
-
Тип
камеры
сгорания
,
,
,
,кВт





,
Неразде-
ленная
камера
сгорания
1050
2100
2275
264,8
0,08
0,7
1,05
1,16
0,18
238
Таблица 3
|
Число передач |
Число рабочих передач |
Число транс- портных передач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
5 |
2 |
38,09 |
1,058 |
29,87 |
23,43 |
18,38 |
14,42 |
8,53 |
5,05 |
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,3 |
1 |
0,13 |
0,9 |
0,93 |
4 |
12.6 |
Заключение
На сегодняшний день развитие двигателей дорожных машин направлено на обеспечение роста производительности машины, на которой этот двигатель установлен; сокращение энергозатрат на их выполнение; уменьшение затрат труда на изготовление, техническое обслуживание и ремонт двигателя, снижение расхода металла, эксплуатационных материалов; облегчение условий труда персонала и управления двигателем; улучшение экологических характеристик. Достижение более совершенных показателей возможно на основе применения прогрессивных конструктивных схем, рабочих процессов, конструкций систем узлов и деталей.
Список литературы
Двигатели внутреннего сгорания и базовые тягачи: Метод. указ. – Чита: ЧитГТУ, 1998. – 31с.
Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. для вузов по спец. «Строительные и дорожные машины и оборудование»/ Хачиян А.С., Морозов К.А., Луканин В.Н. и др.; Под ред. В.Н. Луканина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – 311 с., ил.











,

,