Таможенное декларирование и контроль
1. Таможенное декларирование товаров в электронной форме
При использовании электронной формы декларирования декларант либо по его поручению таможенный брокер (представитель) заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией.
Таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС РФ от 11 августа 2006 года N 762, либо в таможенной декларации в виде письменного заявления в случаях, установленных Приказом ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров" (зарегистрирован в Минюсте России 31.03.2003, рег. N 4347), поданных в таможенный орган в электронной форме, в форматах, определенных ГТК России, и подписанных ЭЦП (далее - электронная декларация).
Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде, в форматах, установленных ГТК России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.
Бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом только в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации,
Лицо, декларирующее товары, заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией. Указанные сведения удостоверяются электронной цифровой подписью.
Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде в форматах, установленных ГТК России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.
Электронная форма декларирования не применяется в отношении подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе в РФ и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками, и товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.
Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме:
Лицом, декларирующим товары, формируются следующие электронные документы:
- таможенная декларация, в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая;
- электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;
- полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;
- документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, рег. N 5171), в редакции Приказа ГТК России от 12.11.2003 N 1275 (зарегистрирован Минюстом России 28.11.2003, рег. N 5285.
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 150 Кодекса обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, форма которого утверждена Приказом ГТК России от 26.08.2003 N 932 (зарегистрирован Минюстом России 02.10.2003, рег. N 5143).
Таможенными органами формируются следующие электронные документы:
- акт таможенного досмотра (осмотра), форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 13.11.2003, рег. N 5236);
- уведомления, требования, формы которых утверждены Приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов" (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2003, рег. N 5243);
- иные документы, формируемые при проведении таможенного контроля.
Электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.
Одновременно с электронной декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
В таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных.
В случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. С момента присвоения электронной декларации регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038).
Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации (статья 129 Кодекса).
Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации.
Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.
Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив.
Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.
Если таможенным органом в результате применения системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством авторизованного сообщения информирует об этом решении лицо, декларирующее товары в электронной форме (статья 372 Кодекса). Результаты таможенного досмотра или таможенного осмотра оформляются актом таможенного досмотра или таможенного осмотра, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и также направляется лицу, декларирующему товары.
Если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажный носитель, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. В случае выявления признаков преступлений либо административных правонарушений таможенный орган принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Если при применении системы управления рисками в ходе проверки таможенной декларации выявлена необходимость проведения консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, применения мер нетарифного регулирования, определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей, а также валютного контроля либо принятия решения по указанным вопросам функциональным отделом таможни, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет авторизованное сообщение (либо при необходимости электронную декларацию и электронные документы) в соответствующий функциональный отдел таможни и информирует об этом лицо, декларирующее товары. Срок проверки электронной декларации в данном случае увеличивается на время, необходимое для проведения консультаций либо принятия соответствующих решений, но не может превышать сроков, указанных в статье 152 Кодекса.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие результаты таможенного контроля, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки) в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.
Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.
Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.
После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченный сотрудник таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ.
В случае если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации (статья 150), то для выпуска товаров лицо, декларирующее товары, направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 150 Кодекса, в виде электронных документов.
В информационной системе таможенного органа данному обязательству присваивается регистрационный номер и оно помещается в электронный архив. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого лицо, декларирующее товары, обязано подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства.
Хранение таможенной декларации в электронной форме, других документов, подаваемых в таможенный орган в электронном виде, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений.
2. Понятие и статус таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.
Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно ст. 340 Таможенного кодекса РФ входят:
обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечение эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и др.
Несмотря на то, что в Таможенном кодексе РФ непосредственно не сформулированы задачи таможенных органов, однако, основываясь на перечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля за обеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенный контроль производится в следующих формах:
проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);
учет товаров и транспортных средств;
устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;
проверка системы учета и отчетности;
осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:
1) проверка документов на товары и транспортные средства;
2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств1.
Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.
Рассмотрим виды таможенного контроля подробнее.
Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов.
По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам - это транспортные документы, торговые документы, таможенные документы и другие документы.
К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом - накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.
К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.
К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов1.
К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительные документы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики), обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Данное положение отражено в ст. 182 Таможенного кодекса РФ, кроме того, перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Все четыре группы документов имеют прямое отношение к осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами, и все они должны внимательно проверяться должностными лицами таможенных органов, прежде чем будет принято решение о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.
Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.
Таможенный осмотр обусловлен ст. 185 ТК РФ, согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
Под идентификацией следует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации.
В соответствии со ст. 180 ТК РФ таможенный осмотр отнесен к осмотру территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Вместе с тем таможенный осмотр на практике имеет место в отношении товаров и транспортных средств при ввозе - в таможне отправления, при вывозе - в таможне назначения, о чем свидетельствуют, в частности, Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 206, а также требования приказа ГТК РФ от 19 августа 1994 г. № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)» В соответствии с этим приказом должностные лица таможенного органа, разрешающего помещение транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенный режим транзита и доставки товаров или доставку транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенным контролем, проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера, достоверность указанных в них сведений, а также проводят осмотр дорожных транспортных средств и контейнеров.
Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества. Досмотр заключается в проверке транспортного средства, товаров, почтовых отправлений, багажа со вскрытием грузовых помещений либо упаковки, валюты и товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.
Сопоставляя таможенный осмотр и таможенный досмотр, можно обнаружить как общие, характерные для них черты, так и черты существенно отличающиеся друг от друга.
Общими чертами следует считать административный характер совершаемых действий одним и тем же органом - таможенным учреждением. Следует отметить, что эти действия направлены на одни и те же объекты - товары, транспортные средства. Также общей чертой является совпадение целей осмотра и досмотра - установление законности перемещения через таможенную границу объектов осмотра и досмотра.
Различия между осмотром и досмотром состоят в способах и методах их осуществления. Осмотр представляет собой проверку, обозрение товаров, транспортных средств, помещений, где они могут находиться, без их вскрытия, без нарушения целостности предметов. Другие действия, применяемые при досмотре.
Досмотр производится путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары и упаковки, установления наименования и качества товара, подсчета его количества, проверки всех или части мест, полостей и конструктивных особенностей транспортных средств, контейнеров и предметов с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть скрыты предметы.
Одновременно следует отметить, что существует такая исключительная форма таможенного контроля как личный осмотр.
В ст. 189 Таможенного кодекса РФ предусмотрены основания для проведения личного досмотра, а именно:
наличие решения начальника таможенного органа или лица его замещающего;
достаточные основания полагать что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в вне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе И не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства или международного договора Российской федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Следует отметить, что доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, установленной ГТК РФ.
Обобщая вышесказанное о сущности и назначении осмотра и досмотра как видов таможенного контроля, следует подчеркнуть, что осмотр, как правило, предшествует досмотру, являясь стадией, в ходе которой проверяются документы и решаются вопросы о целесообразности досмотра, способах его осуществления, установления количества объектов, подлежащих досмотру.
Основными задачами таможенного досмотра является установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений, и предотвращение их незаконного перемещения; выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов; определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества и др.
Особое внимание следует обратить на то, что таможенному контролю подлежат все перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 188 ТК РФ и положений, вытекающих из содержания ст. 6 ТК РФ.
Таможенные органы наделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и ее международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с настоящим Кодексом.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.
Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:
для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406) - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций; при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы. Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним в случаях их создания на территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с учетом положений законодательства Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.
Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля, обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ, проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также для их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах временного хранения и иных местах, определяемых в соответствии с ТК РФ (места стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, места перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, территория магазина беспошлинной торговли).
В обязательном порядке зоны таможенного контроля создаются в пунктах пропуска через Государственную границу и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ.
Распределены нормотворческие полномочия по установлению порядка создания и обозначения зон таможенного контроля:
- ГТК России определяет такой порядок применительно ко всем зонам таможенного контроля, за исключением зон, создаваемых вдоль таможенной границы;
- Правительство РФ определяет порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.
Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ, в пунктах пропуска через Государственную границу, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы РФ. Иными словами, в таких зонах регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю.
Территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и территории свободных таможенных зон также являются постоянными зонами таможенного контроля.
Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.
Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, в случае перемещения либо нахождения таких товаров за пределами установленных мест таможенного оформления, а также при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и производстве дознания и иных действий таможенных органов, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
При создании временных зон таможенного контроля необходимо учитывать, что основной целью создания таких зон в первую очередь является осуществление мероприятий оперативного характера, таких, как таможенный досмотр и осмотр товаров, проведение превентивных рейдов и связанные с этим взятие проб и образцов, контрольные замеры, проверка целостности упаковки и наложенных средств таможенного обеспечения, следственные действия и дознание, изъятие товаров и транспортных средств с последующим их временным размещением в такой зоне.
Создание временной зоны таможенного контроля для осуществления таможенного оформления вне установленных мест необходимо рассматривать как исключительную меру, применяемую в случаях, когда доставка товаров в места, определенные для их таможенного оформления, невозможна либо затруднена в силу специфических особенностей товара, сопряжена со значительными непроизводительными затратами, может повлечь порчу товара либо утрату части его потребительских свойств до окончания таможенного оформления, а также в случаях, когда не представляется возможным обеспечить сохранность товара во время его следования до установленного места таможенного оформления. При этом руководитель таможенного органа и должностные лица, ответственные за осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, обязаны принять все меры по обеспечению их полноты и качества в соответствии с установленными правилами и процедурами.
Срок действия временной зоны таможенного контроля должен соответствовать срокам проведения и характеру мероприятий, обусловивших необходимость создания такой зоны.
Порядок создания зон таможенного контроля включает принятие таможенным органом решения о создании такой зоны, определение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, обозначение созданной зоны таможенного контроля, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля.
Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которого расположены соответствующие места и территории.
Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможенного органа. В приказе указываются пределы зоны таможенного контроля, установленные места пересечения границы этой зоны, а также средства, используемые для ее обозначения. Дополнительно в приложении к приказу приводится графическое отображение пределов и территории зоны таможенного контроля в виде планов и карт.
Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее). Такое решение оформляется письменно. При этом принимаются меры по обозначению временной зоны таможенного контроля.
Проект приказа таможенного органа о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы необходимо согласовать с Главным управлением организации таможенного контроля.
В случае если конкретный участок Государственной границы проходит по пределам регионов деятельности нескольких таможен, приказ о создании постоянной зоны таможенного контроля вдоль такого участка следует издавать региональному таможенному управлению, в подчинении которого эти таможни находятся.
При определении пределов постоянной зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа следует учитывать физико-географические условия местности, характер и интенсивность внешнеэкономической и хозяйственно-производственной деятельности, административно-территориальное деление и другие факторы, которые могут непосредственно влиять на организацию проведения таможенного контроля. При этом таможенные органы должны руководствоваться принципом разумной достаточности исходя из целей создания зоны таможенного контроля и возможностей таможенного органа в решении задач по проведению таможенного контроля на ее территории.
Постоянная зона таможенного контроля, создаваемая в пункте пропуска через Государственную границу, должна включать участки территории пункта пропуска, на которых непосредственно расположены подразделения таможенного органа и залы таможенного контроля, осуществляются досмотровые операции, таможенное оформление товаров и транспортных средств, размещаются ожидающие таможенного оформления и задержанные транспортные средства, а также находятся места проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному контролю. При этом необходимо учитывать факторы, обеспечивающие соблюдение режима, установленного в пункте пропуска, а также интересы всех государственных органов, участвующих в осуществлении контроля в пункте пропуска.
При создании зоны таможенного контроля в морском (речном) пункте пропуска в нее может включаться часть акватории порта, в том числе причальные сооружения и места якорных стоянок, определенные портовыми правилами для постановки судов загранплавания.
Постоянную зону таможенного контроля, создаваемую вдоль Государственной границы, рекомендуется создавать в пределах полосы местности шириной:
- до 30 км от линии Государственной границы в глубь территории РФ - на сухопутном участке;
- до 15 км от береговой линии в пределах российской части пограничных рек, озер и иных водоемов и в глубь территории РФ - на речных, озерных участках;
- до 15 км от береговой линии в пределах территориальных, внутренних вод и в глубь территории РФ - на морском участке.
Необходимо учитывать, что в соответствии с Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" территория в пределах полосы местности шириной 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах отведена для установления пограничной зоны. Контроль за соблюдением режима в пограничной зоне, включая контроль за соблюдением правил въезда, пребывания и передвижения транспортных средств, находится в компетенции пограничной службы РФ. В целях исключения дублирования контрольных функций рекомендуется не включать в создаваемую зону таможенного контроля вдоль Государственной границы территорию уже установленной пограничной зоны. Создание зоны таможенного контроля вдоль
В зону таможенного контроля, создаваемую вдоль Государственной границы, рекомендуется также не включать территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, национальных парков (письмо ГТК России от 12 октября 2000 г. N 01-06/29595).
Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone").
Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением вышеуказанной надписи непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих периметр этой зоны.
Допускается применение для надписей помимо английского любого другого языка, целесообразного для использования при создании конкретной этой зоны.
Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационно-указательных знаков.
Обозначение зон таможенного контроля на территории склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли должно быть осуществлено силами и за счет средств их владельцев. Данное обстоятельство необходимо учитывать при утверждении процедур использования складов временного хранения и таможенных складов, предъявлении требований к месту расположения, обустройству и оборудованию территории магазина беспошлинной торговли.
Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно устное оповещение.
Зона таможенного контроля обозначается по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зон таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных пределах зоны, установленных местах пересечения ее границы и таможенных маршрутов, перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, средствах ее обозначения и иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.
Обозначение зон таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах расположения складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов производится по периметру занимаемой территории. Указательные знаки располагаются с частотой, обеспечивающей видимость одновременно двух знаков.
Обозначение временной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании.
Зона таможенного контроля ликвидируется в связи с изменением места нахождения таможенного органа, закрытием пункта пропуска через Государственную границу, ликвидацией места таможенного оформления, по миновании иных обстоятельств, требующих выделения и обозначения части таможенной территории РФ для осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства РФ.
3. Задача
В аэропорту «Кольцово» (г. Екатеринбург) совершил посадку самолет рейсом Новосибирск-Берлин выполняющей иностранной авиакомпанией. Заправившись топливом, самолет взял курс на Берлин без разрешения таможенного органа.
Дайте правовую оценку действиям команды экипажа воздушного судна.
Осуществляется ли таможенный контроль в отношении воздушного судна
Все прибывающие в Россию и отправляемые из нее за границу воздушные суда, перевозимые на них грузы, а также багаж и ручная кладь пассажиров и членов экипажей подлежат таможенному контролю, который осуществляется в местах ввоза (вывоза) по технологической схеме, разрабатываемой таможенными органами и ведомствами в соответствии с нормами действующего российского законодательства.
Места стоянки воздушных судов, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, являются зонами таможенного контроля. (I. п. 7 Приказ ГТК Р Ф 1205 от 27 октября 2003 г.)
Администрации международного аэропорта предварительно уведомляет о месте и времени прибытия воздушных судов в порядке, согласованном с таможенным органом, расположенным в воздушном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе. (I. п. 8 Приказ ГТК Р Ф 1205 от 27 октября 2003 г.)
Основным документом приема и отправления воздушного судна является генеральная декларация, содержащая данные об экипаже воздушного судна, числе пассажиров, а так же о находящихся на воздушном судне грузах и почте.
Иностранные или арендованные иностранными лицами воздушные суда, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с целью их технического обслуживания, указанного в полетном задании, помещаются под таможенный режим временного ввоза.
В том случае, если отправление воздушных судов происходит вне расписания администрация аэропорта обязана поставить в известность об этом таможенные органы не позднее, чем за час до отправления такого судна.
При вынужденной посадке командир воздушного судна обязан в кратчайшие сроки известить таможенные органы в аэропорту и при необходимости обеспечить сохранность грузов, багажа и ручной клади пассажиров.
Список использованной литературы
Таможенный кодекс РФ
Приказ ФТС РФ от 11 августа 2006 года N 762
ФТС РФ: О внесении изменений в приказ ФТС России от 27 марта 2007 г. N 370
А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестаков, Комментарий Таможенного кодекса РФ. Юридическая литература. 1996 г.;
С.В. Халипов «Таможенное право» М:2006
Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Инфра·М–Норма, 2005.
Таможенное право. Москва, 2006.
Таможенный кодекс РФ
А.А. Гравина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестаков, Комментарий Таможенного кодекса РФ. Юридическая литература. 1996 г.;
С.В. Халипов «Таможенное право» М:2006
Российское таможенное право. Учебник для вузов. Под ред. Б.Н. Габричидзе – М: Инфра·М–Норма, 2005.
Таможенное право. Москва, 2006.
Таможенный кодекс РФ
Приказ ГТК РФ 1205 от 27 октября 2003 г. Об утверждении Инструкции о проведении таможенных операций в воздушных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
Приказ Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002 "Об утверждении федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве российской федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.2002 N 3615)
С.В. Халипов «Таможенное право» М:2006