Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Дополнительные туристские продукты как конкурентное преимущество туристского предприятия»
Содержание
Введение
1. Туристское предприятие и его конкурентоспособность
2. Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности
3. Анализ рынка дополнительных туристских продуктов
Заключение
Список литературы
Введение
В современном мире туризм выступает как сложное многогранное социальное явление. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Одними из важнейших действующих лиц в сфере туризма являются туристские предприятия. Туристское предприятие – это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. А целью деятельности любого туристского предприятия является реализация потребителю качественного туристского продукта и получения коммерческой выгоды.
Туристский продукт – одно из важнейших звеньев в деятельности любого туристского предприятия. Он представляет собой предварительно организованную туроператором комплексную туристскую услугу, включающий, как минимум, услугу по перевозке туриста в страну (место) временного пребывания и услугу по размещению туриста; продаваемую или предлагаемая к продаже по единой паушальной цене. Выделяют основной и дополнительный туристский продукт. К первому относятся услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, второй приобретается туристом до или во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания.
Дополнительный туристский продукт разрабатывается туристскими предприятиями (туроператорами, турагентствами, транспортными и т.п.) и является одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности фирмы на рынке туристских услуг. Поэтому цель данной работы - рассмотреть дополнительный туристский продукт как средство повышения конкурентоспособности туристского предприятия.
Данная цель достигается решением следующих задач:
1. Дать определение и охарактеризовать туристское предприятие как необходимый элемент рынка туристских услуг.
2. Рассмотреть дополнительный туристский продукт, определить его роль как средства повышения конкурентоспособности туристского предприятия.
3. Проанализировать рынок дополнительных туристских продуктов, определить основные тенденции рынка данного виды услуг.
1. Туристское предприятие и его конкурентоспособность
Туристское предприятие - хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. В системе организованного туризма туристское предприятие предназначено для оказания услуг, производства товаров, выполнения работ, необходимых для рекреационного, транспортного, коммунально-бытового, культурно-зрелищного и др. видов обслуживания туристов и экскурсантов.
К туристским предприятиям относят как учреждения непосредственного обслуживания туристов и экскурсантов (туристско-экскурсионные предприятия) - гостиницы, турбазы, пансионаты, кемпинги, бюро путешествии и экскурсии и т.д., так и автотранспортные, строительные, подсобные, промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, действующие в составе туристско-экскурсионных организаций. Одни из них предоставляют клиентам исключительно туристские услуги, а для других туризм — это одно из нескольких второстепенных направлений их коммерческой деятельности.
Предприятия, существующие только за счет туризма, называются туристскими предприятиями сферы первичных услуг, а предприятия, получающие доходы не только от туристской деятельности, — туристскими предприятиями сферы вторичных услуг. Таким образом, услуги первых предприятий служат исключительно туризму и составляют основу его существования, а услуги второй группы предприятий удовлетворяют лишь некоторую часть туристского спроса, так как туризм для них — лишь один из многих источников существования и их услугами пользуются не только туристы. Следует, однако, иметь в виду, что некоторые туристские предприятия в зависимости от выполняемых ими функций одновременно принадлежат и к одной, и к другой категории. Например, туристские гостиницы и туристские агентства всегда оказывают только первичные туристские услуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха — это предприятия первичных услуг, но такие же рестораны и кафе в городе уже не являются непосредственно туристскими предприятиями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.
Рассмотрим типы туристских предприятий.
Туроператор — туристическая организация, имеющая собственные или арендованные средства туристского обслуживания и предлагающая своим клиентам комплекс услуг. Туроператор комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром. Туроператор предлагает клиенту комплексный тур от своего имени, на свой риск и за свой счет.
Турпосредник — предприятия и учреждения, которые в своей основной и дополнительной деятельности выступают как посредники. В роли турпосредников чаще всего выступают туристские агентства, бюро путешествий и экскурсий, экскурсионные бюро и т.п. организации. Пожалуй, ни в одной другой отрасли посреднической деятельности не придается такое большое значение, как в туризме. Это объясняется большой территориальной удаленностью между производителями и пользователями услуг (например, между гостиницей и отдыхающим), отсутствием представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, в которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования при ограниченных мощностях производителя услуг.
Третья группа туристских предприятий первичных услуг — гостиницы. Гостиничные комплексы существуют исключительно за счет прибыли, полученной от размещения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостиничного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).
Кроме вышеуказанных туристских предприятий существует еще целый ряд, которые также относятся к туристским. Важнейшими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др.
Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг. Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения предприятия.
У любого предприятия существуют цели деятельности. Цели туристского предприятия можно условно разделить на две группы — экономические и социальные.
Экономические цели — основа всей системы целей, поскольку они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике (см.табл.1).
Социальные цели многообразны, но все они связаны с интересами людей, работающих на предприятии, ориентированы на создание атмосферы, благоприятствующей добрым человеческим отношениям и одновременно — увеличению его прибыльности и конкурентоспособности.
Таблица 1.
Экономические цели туристского предприятия
Экономические цели |
||
Предметные |
Результативные |
Финансовые |
Вид и структура производства и реализации |
Объем и структура оборота |
Платежеспособность |
Количество производимого и реализуемого товара |
Прибыль и рентабельность |
Объем и структура ликвидных ресурсов |
Производственные мощности |
Величина и структура издержек производства |
Оставляемая прибыль |
Качество |
Размер вновь созданной стоимости |
Структура капитала (собственный – заемный) |
Местоположение и каналы реализации |
Распределение прибыли. |
Структура и объем инвестиций и финансирования |
В конечном и экономические и социальные цели сводятся к увеличению потока туристов и, соответственно, к росту прибыльности, способствующей укреплению финансового состояния и конкурентоспособности.
В условиях современного экономического кризиса туристские предприятия столкнулись с рядом проблем, основными из которых являются следующие:
ужесточение условий получения кредитов на развитие бизнеса;
уменьшение платежеспособного спроса населения на туристские услуги;
ужесточение контроля со стороны государственных учреждений;
слабо развитая система информационного обеспечения продаж турпродукта;
уменьшение объёма продаж в связи с повышением цен на турпродукт;
задержки оказания услуг от поставщиков, банкротство ряда авиаперевозчиков туррынка;
сокращение ассортимента турпродуктов по отдельным географическим направлениям и ряд других проблем.
Для решения подобных проблем на туристском предприятии широко используются меры повышения эффективности деятельности предприятия. Данные меры можно подразделить на организационные, экономические и финансовые.
Организационные включают: реструктуризацию предприятия; переориентацию производства и сбыта на потребителя; контроль за расходами (затратами); оптимизацию производственного процесса; сокращение нерентабельных производств; повышение квалификации менеджеров.
Экономические - экономию ресурсов; переход к рыночным условиям хозяйствования; переход на новую ценовую политику; повышение материальных стимулов труда; переход на экономические методы управления.
Финансовые подразумевают увеличение капитала; преобразование заемного капитала в собственный (путем участия кредиторов в предприятии); взыскание требований с дебиторов; переход на взаимозачеты; реструктуризацию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды.
Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов развития и роста туристских предприятий организуется по основным направлениям ее деятельности. Эти направления можно подразделить на следующие группы.
Организационные.
К ним относятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием; совершенствованию форм специализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрению прогрессивных форм организации труда; совершенствованию режимов работы предприятия и т. п.
Технические.
Это мероприятия по повышению уровня автоматизации и механизации труда работников; внедрению более производительных машин и оборудования; повышению коэффициентов их использования.
Технологические.
Мероприятия по внедрению прогрессивной технологии продвижения турпродуктов, внедрению прогрессивных методов продажи туров и новых видов туристских услуг покупателям; совершенствованию технологии приема и обслуживания туристов и т. п.
Экономические.
Мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т. п.
Социальные.
Мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т. п.
Одной из мер повышения эффективности работы туристского предприятии, его конкурентноспособности и формирования собственного имиджа, является комплекс мер по работе с дополнительным туристским продуктом.
2. Дополнительный туристский продукт: понятие и особенности
Дополнительный туристский продукт представляет собой дополнительные услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора.
Как известно, все туристские услуги подразделяются на основные и дополнительные. К первым относятся услуги, включенные в комплексное обслуживание (как правило, транспорт, размещение, питание) и оплачиваемые туристом заранее, ко вторым – приобретаемые туристом во время путешествия сверх ранее оплаченного комплексного обслуживания. С точки зрения потребительских свойств никакой принципиальной разницы между основными и дополнительными услугами нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание, считаются основными услугами. Если же турист приобретает какую-либо экскурсию дополнительно к оплаченному туру, эта услуга становится дополнительной. Следовательно, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом комплексу туристских услуг.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода.
Создавать дополнительный туристский продукт могут не только организаторы тура (туроператоры), но и посреднические организации (турагентста, бюро путешествий и т.п.), а также предприятия вторичных услуг. В связи с этим можно выделить следующие основные комплексы дополнительных туристских услуг:
Технологические: услуги по хранению, транспортно-экспедиционному обслуживанию и др.
Коммерческие: услуги по оказании помощи в рекламировании турпродуктов, повышенные комиссионные вознаграждения и т.п.
Посреднические: услуги по поиску поставщиков и оптовых покупателей туруслуг и т.п.
Организационно-консультативные: услуги по оказанию консультаций по вопросам ассортимента и качества туруслуг; проведению экскурсий; организации розничной продажи туруслуг; изучению спроса, маркетинга и др.
Информационные: услуги по сбору, накоплению, обработке коммерческой информации о рынке туризма и передача ее контрагентам и т.п.
Финансовые: услуги по организации торгово-расчетных операций в туризме (кредитование сделки на льготных условиях, наличные и безличные расчеты, авансовая оплата и т.п.).
Дополнительный туристский продукт подразделяют также на платный и бесплатный.
Все виды дополнительных услуг требуют определенных затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов, то есть имеют определенную стоимость. Однако затраты на организацию отдельных услуг компенсируются соответствующим увеличением оборота турпродуктов, а, следовательно, дополнительными доходами от туристской деятельности. Такие услуги туристское предприятие может предоставлять на бесплатной основе.
Кроме того, затраты на отдельные услуги могут включаться в цену реализуемых туров, создавая видимость бесплатного их предоставления покупателям. Но данная практика может носить ограниченный характер, так как возрастание цен на реализуемые туры существенно ослабляет конкурентные позиции туристского предприятия на потребительском рынке. Дорогостоящие услуги должны предоставляться туристам исключительно на платной основе с целью формирования дополнительных доходов туристского предприятия.
Особо тщательная дифференциация услуг должна проводиться в турах с различной ценовой ориентацией. В турах низких цен номенклатура дополнительных услуг туристам обычно сводится к минимуму, что позволяет существенно снизить цены на реализуемые туры. В то же время в элитных, эксклюзивных турах эта номенклатура может быть значительно расширена, в первую очередь, за счет различных платных услуг.
Для туроператоров, туристских агентств, гостиничных комплексов и др. дополнительный турпродукт - это залог успешной деятельности, так как подобные «околотуристические» услуги существенно улучшают имидж компании и позволяют привлечь повторных туристов. К дополнительным услугам, предлагаемым данными предприятиями, можно отнести: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
В настоящее время появился ряд новых нетрадиционных дополнительных услуг. Это страховой полис, специальные телефонные карты для путешественников, кредитные международные пластиковые карточки, предоставление банковского кредита на оплату тура, доставка туристов в аэропорт на такси, юридические карты, клубные карточки и др.
3. Анализ рынка дополнительных туристских продуктов
Деятельность любого туристского предприятия направлена на реализацию потребителю качественного туристского продукта и получению коммерческой выгоды. В соответствии с данной концепцией вся деятельность фирмы должна осуществляется с постоянным учетом рынка (в частности, рынка дополнительных туристских услуг) и основываться на точечном знании нужд и потребностей потенциальных покупателей, на их оценке и учете изменений в будущем.
Сокращение платежеспособного спроса населения в 2009 г. привело к снижению годового объема выездного туристского потока на 17%. По данным Минспорттуризма, на отечественных курортах в 2009 г. отдыхали 80% россиян, 20% отпуск проводили за рубежом, из них менее 10% — в странах дальнего зарубежья. Внутренний туристский поток в 2009 г. возрос на 1,6% — до 32 млн человек. В 2009 г. на туристском рынке наблюдались усиление ценовой конкуренции, рост дефицита ликвидности и сокращение количества мелких туристических компаний.
По прогнозам участников рынка, в 2010 г. объем рынка выездного туризма увеличится на 3,8% — до 7,9 млрд долл. Рост сегмента внутреннего туризма должен составить 4,5—5%. Положительные прогнозы основываются на статистических данных, свидетельствующих о росте индекса потребительской уверенности, снижении уровня безработицы в стране и существенном замедлении темпов падения ВВП.
Не последнюю роль в увеличении объема рынка выездного, и не только, туризма должны сыграть дополнительные туристские продукты, реализуемые потребителям туристскими предприятиями. Данная роль возлагается на них по той простой причине, что количества обязательных услуг, входящих в тур, в последнее время заметно уменьшилось. К такому шагу туристские предприятия толкает конкурентная борьба и стремление выйти на рынок с предложением более низких, чем у конкурентов, цен, а за счет исключения из комплексного обслуживания некоторых услуг у туристов создается иллюзия дешевых поездок. Также туристские предприятия вынуждены учитывать и психологию туристов, которые всегда добиваются максимума свободы при выборе потребляемых услуг.
Рынок дополнительных туристских продуктов достаточно разнообразен, а их потребление происходит неравномерно и зависит от множества факторов, таких, как страна временного пребывания, вид тура, цели путешествия, платежеспособность туриста и т.п. Так, например, если рассматривать такой достаточно популярный дополнительный продукт как экскурсия в рекреационном туре по ряду стран, то можно отметить неравномерность его потребления (см.рис.1).
Рис.1. Потребление (%) дополнительного туристского продукта (экскурсий) в рекреационном туре
Экскурсия — это кратковременный тематический маршрут с целью посещения и осмотра достопримечательностей, иных объектов туристского интереса в сопровождении экскурсовода. В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности местности, города, региона, парка и др.
Исходя из данных рисунка 1 мы можем хорошо видеть, что потребление туристами дополнительного продукта в виде экскурсий в рекреационном туре происходит неравномерно и зависит от таких факторов, как количество и качество экскурсионных объектов, их историческая привлекательность (пирамиды в Египте, храмы Древней Греции, соборы Барселоны и т.п.), стоимости экскурсионной программы, желания туристов совместить отдых с познавательным процессом.
Как было указано выше, рынок дополнительных турпродуктов разнообразен, однако все они могут быть сведены в три основные группы (см.табл.2):
1. Услуги, оказываемые клиентам в процессе покупок ими турпродуктов.
Эти услуги направлены на предоставление потребителям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчета за турпродукты.
2. Услуги, оказываемые клиентам в процессе их приема и обслуживания.
Эти услуги связаны, как правило, с отдельными видами услуг, потребленными туристами в данном туре.
3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных туров.
Будучи не связанными с реализацией конкретных туров, они, тем не менее, создают более комфортные условия для осуществления процесса обслуживания туристов (организация детской комнаты, услуги ателье и др.).
Таблица 2
Дополнительные туристские продукты, предлагаемые потребителям на предприятиях туризма
I. Связанные с продажей конкретных услуг |
II. Не связанные непосредственно с продажей конкретных услуг |
|
А. Оказываемые в процессе продажи туров |
Б. Осуществляемые в процессе приема и обслуживания туристов |
|
Прием предварительных заказов на туры, имеющиеся в продаже Прием предварительных заказов на туры, отсутствующие в продаже Расчет за туры с применением прогрессивных методов расчетов Консультации специалистов турфирмы Вызов специалиста турфирмы на дом или в офис Рекламные видеоклипы новых туров Продление часов работы турфирмы в дни туристского сезона Предложение клиентам кофе и напитков Вызов такси клиенту Оформление туров в кредит в офисе т.д. |
Инструктаж по правилам поведения и мерам безопасности на маршрутах Дополнительное экскурсионное обслуживание Выполнение гарантий качества обслуживания Замена элементов обслуживания по справедливому требованию клиента Осуществление компенсационных выплат клиенту в течение гарантийного срока Организация обменных пунктов валюты Организация камеры хранения личных вещей Организация пунктов городской справки Подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д. |
Услуги няни Организация аптечных киосков Установка мини-баров Установка кабин фотоавтоматов Пастижерные услуги Услуги ателье и бюро мелкого ремонта Гравировка товаров и сувениров Замена элементов питания Проявление пленки и печатание фотоснимков Организация телефонных кабин и др. |
Как было сказано выше, дополнительные туристские продукты создаются и реализуются туристскими предприятиями (см. табл.3 и 4).
Таблица 4
Перечень туристских продуктов, создаваемых и реализуемых туроператорами
Наименование дополнительного турпродукта |
Наименование туроператора |
|||
«Солвекс» |
«Роза ветров» |
«Астравел» |
«Ланта тур вояж» |
|
Оформление визы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Услуги по приобретению ЖД или авиа билетов |
- |
- |
+ |
+ |
Услуги по приобретению билетов на культурно-массовые и зрелищные мероприятия |
- |
+ |
- |
+ |
Дополнительные экскурсии |
+ |
+ |
+ |
+ |
Аренда автомобилей |
+ |
+ |
- |
+ |
Доставка билетов на дом (в офис) |
- |
- |
- |
- |
Доставка документов для совершения тура в аэропорт |
+ |
+ |
+ |
+ |
Индивидуальный трансфер |
+ |
+ |
+ |
+ |
Питание |
+ |
+ |
+ |
+ |
Страховка (медицинская, от невыезда и др.) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Оформление кредита на приобретение тура в офисе туроператора |
- |
- |
- |
- |
Применение прогрессивных методов расчета за тур (платежные терминалы, платежные карты, электронные деньги и др.) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Заказ тура on-line |
- |
- |
- |
+ |
Таблица 4
Перечень туристских продуктов, создаваемых и реализуемых туристскими агентствами (по г.Уфа)
Наименование дополнительного турпродукта |
Наименование туристского агентства |
||||
«Крекс» |
«Академия путешествий» |
«Мега тур» |
«Алмаз тур» |
«Весь мир» |
|
Оформление визы |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Услуги по приобретению билетов (авиа, ЖД) |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Услуги по приобретению билетов на культурно-массовые и зрелищные мероприятия |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Услуги по доставке документов для совершения тура, билетов на дом (в офис) |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Вызов менеджера турагентства на дом (в офис) для оформления тура |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Такси до аэропорта (вокзала) |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
Оформление кредита на приобретение тура в офисе турагентства |
+ |
- |
- |
- |
- |
Применение прогрессивных методов расчета за тур (платежные терминалы, электронные деньги, платежные карты) |
+ |
- |
- |
- |
- |
Заказ тура on-line |
- |
- |
- |
- |
- |
Продажа сим-карт |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Как мы можем видеть, рынок дополнительных услуг, предлагаемых и туроператорами и туристскими агентствами достаточно широк, однако не все туристские предприятия используют его в полной мере.
Если рассматривать дополнительный турпродукт с позиции популярности его приобретения туристами, то можно отметить тот факт, что один и тот же продукт, приобретаемый у туроператоров внутреннего и международного туризма, пользуется различной степенью популярности (см.рис.2).
Рис.2. Сравнительный анализ популярности приобретения одинаковых дополнительных туристских продуктов у туроператоров внутреннего и международного туризма (в %)
Для анализа популярности были использованы данные статистической отчетности туроператора по внутреннему туризму «Дельфин», туроператора по международному туризму «Ланта тур вояж, а также методика опроса сотрудников туристских агентств г.Уфа.
Можно отметить, что наибольшей популярностью у туристов, совершающих путешествие по России, пользуются такие дополнительные услуги, как заказа билетов (авиа, ЖД) на проезд до места начала тура и обратно, заказ трансфера (встречи-проводы туристов), а также возможность оплатить тур не только в офисе туроператора, но и через платежный терминал, Интернет и т.п. (что пользуется большой популярностью у молодежи).
Наибольшей же популярностью у туристов, совершающих поездку за рубеж, пользуются такие дополнительные услуги, как оформление визы, оформление страховки (в основном медицинской и риска от невыезда), приобретение дополнительных экскурсий и возможность оплатить тур не только в офисе туроператора, но и через платежный терминал, Интернет и т.п.
Я предполагаю, что данный разброс в популярности одинакового дополнительного турпродукта, предлагаемого внутренним и международным туроператорами, обусловлено такими факторами, как количество услуг в основном турпродукте, страна или место временного пребывания, стоимость дополнительного турпродукта, цель путешествия, значимость (важность) дополнительных услуг для туриста и т.п.
В настоящее время на рынке дополнительного туристского продукта можно отметить преобладание следующих основных тенденций:
- увеличение спроса на дополнительные услуги, оказываемые в процессе продажи тура (продление часов работы турфирмы, точная и полная консультация туристов, вызов турагента в офис или на дом к туристу для оформления турпутевки, прием предварительных заказов на туры, особенно «горящие»);
- на горнолыжных курортах (России и зарубежных стран) растет спрос на трансфер туристов и горнолыжного оборудования из гостиницы до горнолыжных трасс и обратно, отдельные помещения для хранения горнолыжного снаряжения, услуги инструктора (в том числе, индивидуального);
- стабильное увеличение спроса на оформление кредитов на тур, приобретение зарубежных сим-карт в офисе туристского предприятия;
- растущий спрос на дополнительные одно-, двух-, трехдневные экскурсии в другую страну из страны временного пребывания;
- повышенный интерес туристов к дополнительным бонусам при покупке дополнительных услуг. Так, например, при приобретении дополнительного экскурсионного пакета по Парижу, включающего посещение Лувра, Эйфеловой башни, Парижского Диснейленда и кабаре «Мулен Руж», туристу предоставляется бесплатный дополнительный бонус в виде билета на прогулочный кораблик по Сене.
Таким образом, можно сказать, что при наличии широкого спектра дополнительных туристских продуктов будет увеличен не только объема въездного и выездного туризма, но и финансовое состояние туристских предприятий, что в условиях финансового кризиса особенно важно. Благодаря предлагаемому широкому спектру дополнительных услуг туристское предприятие может получить дополнительный доход и обеспечить высокий уровень обслуживания.
Заключение
Перед контрольной работой была поставлена цель рассмотреть дополнительный туристский продукт как средство повышения конкурентноспособности туристского предприятия.
Данная цель была достигнута решением следующих задач:
1. Дано определение и охарактеризовано туристское предприятие как необходимый элемент рынка туристских услуг.
2. Рассмотрен дополнительный туристский продукт, определена его роль как средства повышения конкурентноспособности туристского предприятия.
3. Проанализирован рынок дополнительных туристских продуктов, определены основные тенденции рынка данного виды услуг.
Таким образом, туристское предприятие – это хозяйственно обособленная производственная единица в системе туристского хозяйства, выполняющая одну или более функций в производстве и сбыте туристского продукта, создания объектов туризма. В системе организованного туризма туристское предприятие предназначено для оказания услуг, производства товаров, выполнения работ, необходимых для рекреационного, транспортного, коммунально-бытового, культурно-зрелищного и др. видов обслуживания туристов и экскурсантов.
Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества, а также общественных потребностей.
Различают туристские предприятия первичных услуг (туроператоры, турпосредники, гостиничные предприятия и т.п.) и туристские предприятия вторичных услуг (предприятия питания, транспортные предприятия общего назначения и т.п.).
Для повышения эффективности работы туристского предприятии, его конкурентноспособности и формирования собственного имиджа используется комплекс мер, в частности, меры, направленные на работу с дополнительным туристским продуктом.
Дополнительный туристский продукт представляет собой дополнительные услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора.
Выделяют следующие основные комплексы дополнительных туристских услуг: технологические: услуги по хранению, транспортно-экспедиционному обслуживанию и др.; коммерческие: услуги по оказании помощи в рекламировании турпродуктов, повышенные комиссионные вознаграждения и т.п.; посреднические: услуги по поиску поставщиков и оптовых покупателей туруслуг и т.п.; организационно-консультативные: услуги по оказанию консультаций по вопросам ассортимента и качества туруслуг; проведению экскурсий; организации розничной продажи туруслуг; изучению спроса, маркетинга и др.; информационные: услуги по сбору, накоплению, обработке коммерческой информации о рынке туризма и передача ее контрагентам и т.п.; финансовые: услуги по организации торгово-расчетных операций в туризме (кредитование сделки на льготных условиях, наличные и безличные расчеты, авансовая оплата и т.п.).
Дополнительный туристский продукт может быть как платным, так и бесплатным.
Рынок дополнительных туристских продуктов достаточно разнообразен, а их потребление происходит неравномерно и зависит от множества факторов, таких, как страна временного пребывания, вид тура, цели путешествия, платежеспособность туриста и т.п.
Основные тенденции на рынке дополнительных туристских услуг - это:
- увеличение спроса на дополнительные услуги, оказываемые в процессе продажи тура (продление часов работы турфирмы, точная и полная консультация туристов, вызов турагента в офис или на дом к туристу для оформления турпутевки, прием предварительных заказов на туры, особенно «горящие»);
- повышение спроса на горнолыжных курортах на трансфер туристов и горнолыжного оборудования из гостиницы до горнолыжных трасс и обратно, отдельные помещения для хранения горнолыжного снаряжения, услуги инструктора (в том числе, индивидуального);
- стабильное увеличение спроса на оформление кредитов на тур, приобретение зарубежных сим-карт в офисе туристского предприятия;
- растущий спрос на дополнительные одно-, двух-, трехдневные экскурсии в другую страну из страны временного пребывания;
- повышенный интерес туристов к дополнительным бонусам при покупке дополнительных услуг.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря использованию широкого спектру дополнительных туристских продуктов будет увеличено финансовое состояние туристских предприятий, повыситься эффективность их деятельности и имиджевая привлекательность, что, несомненно отразится в лучшую сторону на конкурентоспособности фирмы, особенно в нынешних условиях финансового кризиса.
Список литературы
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.). – Сайт Российской газеты www.rg.ru.
Александрова А.Ю. Международный туризм Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
Квартальнов В.А. Туризм М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
Организация туризма / Под общ.ред. Н.И.Кабушкина. – Минск: Новое знание, 2003. – 632 с.
Саратовцев Ю.И. Технология туризма. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 237 с.
Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.П.Шматько. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 352 с.
Нестеренко Ю. Н. Гибкий малый: малый бизнес в современной структуре экономики и тенденции его развития // Российское предпринимательство - 2007. - № 1.