Предмет этики, ее проблематика, философские основания
РЕФЕРАТ
На тему:
Предмет этики, ее проблематика, философские основания
Содержание
1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность"
2. Предмет этики
3. Структура этического знания. Основные категории
4. Мораль и другие сферы общественной жизни
5. Духовная и практическая стороны морали
Литература
1. Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", "нравственность"
1. Происхождение терминов
2. Содержание терминов
1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.
Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от:
• природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);
• дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой Аристотель называл:
• совокупность этических добродетелей;
• особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон).
• moralis - моральный (этический);
• moralitas - мораль (этика);
• моральная философия (этика как область знания).
Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:
• согласовании интересов людей, их действий;
• определении обязанностей людей перед другими членами общества;
• соблюдении определенных норм поведения и т. д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была написана Аристотелем в IV в. до н. э.
Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.
2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:
• этика - наука, область знания;
• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:
• мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;
• нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.
Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.
2. Предмет этики
Мораль. Концепции ее происхождения
Варианты структуры морали
1. Этика - наука, предметом которой является мораль.
Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:
• гармонизация структуры общества;
• согласование интересов членов общества, их действий;
• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:
• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:
• божественном происхождении морали (религиозная мораль);
• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);
• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.
Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
• биологическую заданность нравственных свойств людей;
• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).
Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
• теорию антропосоциогенеза;
• диалектико-материалистическую теорию этики;
• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.
2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:
• нормативный (изучение морали как системы предписаний);
• философский;
• личностный (изучение морального сознания индивида);
• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),
• социологический (изучение роли морали в обществе);
• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:
• сознание (убеждения, намерения и пр.);
• деятельность (поступки);
• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);
• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;
• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т. п.);
• нравственные идеалы (цель развития личности);
• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры.
Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества).
3. Структура этического знания. Основные категории
1. Структура этики. Моральное сознание и практика
2. Законы морали
3. Категории этики
Основные составляющие этики:
• содержание этики, общая теория морали;
• теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание общей теории морали (ее предмет):
• сущность нравственности;
• индивидуальная и общественная заданность нравственности;
• развитие ценностных ориентиров.
Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе и определению природы морали.
Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы выражаются в таких понятиях, как:
• моральное сознание;
• моральная практика;
• законы нравственности;
• категории этики.
Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных отношений) и выражается в:
- теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;
• субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных норм, его моральные чувства);
• оценке явлений окружающей действительности;
• нравственном сопереживании и т. п.
Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой. Основной формой моральной практики являются моральные отношения.
Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках), которые составляют нравственное поведение людей.
Моральные действия могут быть сознательными и интуитивно-чувственными.
2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали. Они одновременно:
• объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни общества;
• субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого человека.
3. Категории этики определяют:
• цели развития человека и общества;
• универсальные значения нравственности и т. п. (понятия "добро", "справедливость", "счастье" и т. д.);
• содержание морального сознания индивидов (понятия "честь", "совесть" и т. д.).
Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее понятие "зло").
Категория "добро" - системообразующее начало нравственных понятий и этического знания.
Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление добра и мотив нравственных поступков.
Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают содержание моральной заданности человека.
4. Мораль и другие сферы общественной жизни
Связь морали с формами общественного сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)
Мораль и общественные отношения. Функции морали
1. Мораль одновременно является:
* характеристикой индивида;
* совокупностью нравственных представлений людей;
* формой общественного сознания.
В отличие от других форм общественного сознания мораль;
• не имеет своих институтов;
• входит в состав всех областей духовной деятельности людей;
• как категория не имеет четких определений, их значения толкуются субъективно;
• во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль доминирует.
Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь морали с экономикой:
- нравственность - важное условие развития производительных сил общества (усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников, творческого подхода к труду и т. п.);
• владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников;
• в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и т. д.
Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества является власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм, социальная справедливость и т. п.
В то же время смыслом политической деятельности является борьба за приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов (в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате "Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости ("цель оправдывает средства").
Политическое сознание членов общества (особенно в демократических обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и т. п.
Реакцией людей на власть также могут быть:
- недоверие, политическая апатия;
• конформизм;
• сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например, незаконность, наказуемость кровной мести).
Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления (суд присяжных).
Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость). Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:
• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;
• аморальным,
• не затрагивающим проблем нравственности.
Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие (например, расщепление урана).
2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей.
Функции морали в обществе:
• нравственная ориентация людей;
• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов, традиций, религиозных норм и т. п.);
• определение перспектив и целей исторического развития человека и общества.
5. Духовная и практическая стороны морали
1. Моральное сознание
2. Моральная практика
3. Признаки Морали
1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является:
• способом регуляции жизни общества;
• способом социальной преемственности;
- духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.);
- совокупным опытом людей.
Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание человека).
Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.
Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.
Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания:
- являются субъективной стороной нравственности;
- тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания);
- формируются исторически;
- постоянно развиваются (иногда регрессируют).
Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.).
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.
3. Все составляющие морали содержат:
- цель моральной деятельности;
- мотивы деятельности;
- ориентацию на моральные ценности;
- средства достижения (нравственные нормы);
- оценку результатов деятельности.
Мораль как система характеризуется следующими признаками:
гуманизмом (человек - высшая ценность);
наличием идеалов, высших целей деятельности;
избирательностью в выборе средств достижения цели;
нормативной регуляцией отношений между людьми;
добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — Гардарики,2003. — 472 с.
Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.