Анализ деятельности предприятия по производству соков ОАО "Бинго"
Введение
В настоящее время большое количество людей ведет активный образ жизни, огромное внимание уделяется здоровью, здоровому питанию, экологически чистым продуктам, натуральным сокам и напиткам.
В такой обстановке развивается рынок соковой продукции и газированных напитков.
После изучения рынка соковой продукции и газированных напитков принимается решение о создании ОАО «Бинго», которое будет производить:
Натуральные соки (100%): яблочный, томатный, морковный.
Нектары: вишневый, мультифруктовый, ананасовый и т.д.
Соки с экзотических фруктов.
Газированные напитки.
Вся продукция будет в удобной упаковке по 0,5 л, 1 л, 2л по приемлемой цене.
Соки и газированные напитки всегда пользовалась высоким спросом, т.ч. при удачном маркетинге предприятие сможет занять высокие конкурентные позиции.
При надлежащей организации производства и рациональной финансовой деятельности предприятие сможет достичь высоких показателей рентабельности.
Для достижения поставленных целей планируется организовать хозяйственную деятельность с численностью работников – 20 человек согласно штатному расписанию.
Линии производства соков и газированных напитков предоставит ООО «Агротех», поставщик сырья ЗАО «Эрлан».
Продукт будет изготавливаться в асептических условиях с использованием новейших мировых технологий.
ОАО «Бинго» - акционерное общество, которое будет выплачивать дивиденды в размере 25% годовых 2раза в год.
Для наиболее полного прогнозирования деятельности предприятия необходимо произвести прогнозные расчеты.
1. Определение затрат на производство продукции и ее цены
1.1.Расчет прямых затрат на производство продукции
1.1.1.Расчет затрат сырья и материалов
Согласно рецептуре производства соков и газированных напитков расчет сырья и материалов будет приведен в таблице1.
Таблица 1.
Расчет затрат сырья и материалов на производство
1000л продукции.
Наименование сырья и материалов |
Количество потребленных кг |
Цена, грн./кг |
Сумма, грн. |
Сок «Ананасовый» |
|||
1. концентрированный ананасовый сок |
500 |
3,5 |
1750 |
2. сахар |
50 |
2,5 |
125 |
3. подготовленная вода |
500 |
0,2 |
100 |
4. витамин С |
10 |
3 |
30 |
5. тара |
1000 |
0,2 |
200 |
6. пробка |
1000 |
0,05 |
50 |
Итого: |
2255 |
||
Возвратные отходы (1%) |
22,55 |
||
Всего: |
2232,45 |
||
Газированный напиток «Ананас» |
|||
1. подготовленная вода |
1000 |
0,2 |
200 |
2. сахар |
50 |
2,5 |
125 |
3. двуокись углерода |
1 |
1,5 |
1,5 |
4. концентрированный ананасовый сок |
100 |
3,5 |
350 |
5. лимонная кислота |
1 |
7 |
7 |
6. аскорбиновая кислота |
2 |
4,5 |
9 |
7. ароматическая эмульсия «Ананас» (натуральный ароматизатор, стабилизаторы Е 414, Е 445, натуральный краситель) |
10 |
5,5 |
55 |
8. тара |
1000 |
0,2 |
200 |
9. пробка |
1000 |
0,05 |
50 |
Итого: |
997,5 |
||
Возвратные отходы (1%) |
9,98 |
Как видно из таблиц, материальные затраты на изготовление 1000 кг. сока составили 2232,45 грн., а на производство газированных напитков – 987,52 грн. Как видно, возвратные отходы составляют 1%. В данном случае возвратные отходы не оказывают большого влияния на материальные затраты.
1.1.2.Расчет заработной платы основных рабочих
Предприятие работает каждый день по 8 часов в день и имеет 2 технологические линии (производство соков, производство газированных напитков).
Потребность в производственных рабочих на каждую линию составляет по 10 человек. А всего производственный процесс в день обслуживает 20 человек. Проведем расчет основной з/п. Предполагается, что начисления на заработную плату составят 37,5 % от основной з/п :
На государственное социальное страхование 4%
Пенсионный фонд 32%
Государственный фонд содействия занятости населения 1.5%
Форма оплаты – повременная.
Таблица 2.
Расчет заработной платы основных рабочих
Рабочие |
Численность рабочих, чел. |
Заработная плата в месяц, грн. |
Сумма заработной платы в месяц, грн. |
1. Основные рабочие по производству соков |
10 |
500 |
5000 |
2. Основные рабочие по производству газированных напитков |
10 |
500 |
5000 |
Итого: |
10000 |
||
Начисление на з/п (37,5%) |
3750 |
||
Всего: |
13750 |
Из таблицы, видно, что фонд заработной платы основных производственных рабочих составляет 13750 грн. в месяц. А в год это составляет 13750*12=165000 грн.
1.2. Расчет косвенных затрат
1.2.1. Расчет затрат на МБП и инвентарь
К МБП и инвентарю относятся предметы, стоимость которых составляет менее 500 грн., и срок их службы не менее 1 года. Составим таблицу для расчета затрат на МБП и инвентарь.
Таблица 3.
Расчет затрат на МБП и инвентарь.
Вид МБП и инвентаря |
Количество, шт. |
Цена, грн. \ |
Общая стоимость, грн. |
Тара для соков |
70 |
5 |
350 |
Тара для газированных напитков |
70 |
5 |
350 |
Емкость для хранения концентрированных соков |
50 |
15 |
750 |
Прочий производственный инвентарь |
20 |
15 |
300 |
Спецодежда |
30 |
10 |
300 |
Итого |
2050 |
Как видно из таблицы затраты на приобретение МБП и инвентаря составили 2050 грн.
Списание затрат на МБП, согласно с правилами:
Списание затрат сразу же при приобретении (срок службы 1 год.)
Списание 50% в момент приобретения и 50% в момент ликвидации (срок службы около 2 лет)
Равномерный метод списания.
Далее рассчитаем износ МБП и инвентаря:
Таблица 4.
Расчет износа МБП и инвентаря.
Вид МБП и инвентаря |
Срок службы, лет |
Метод списания затрат |
Износ ед. за год, грн. |
Общая сумма износа за год, грн. |
Тара для соков |
3 |
Равномерный метод списания 20% |
1 |
116,7 |
Тара для напитков |
3 |
Равномерный метод списания 20% |
1 |
116,7 |
Емкость для хранения концентрирован. Соков |
6 |
Равномерный метод списания 20% |
3 |
125 |
Прочий производственный инвентарь |
4 |
50% в момент приобретения 50% в момент ликвидации |
10 |
75 |
Спецодежда |
1 |
Сразу при приобретении |
10 |
300 |
Итого |
733,4 |
Из таблицы видно, что сумма износа МБП и инвентаря составляет в год 733,4 грн. или 733\12=61,2грн. в месяц.
1.2.2.Расчет затрат на содержание и эксплуатацию оборудования
Соки и газированные напитки ОАО «Бинго» изготавливаются так: натуральный концентрированный сок доставляется на предприятие, где он проходит различные виды контроля. Затем при помощи современного высокотехнологичного оборудования разливают соки в пластиковые тары.
В соответствии с данным способом производства мы приобретаем 2 линии производства: для соков и для газированных напитков с пластиковой тарой объемом 0,5л, 1л и 2л.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) – сложная статья, включающая в себя затраты:
на силовую энергию
амортизация,
сырье и материалы для обслуживания и ремонта ОПФ; запасные части и заработную плату ремонтным рабочим.
В соответствии со всем выше перечисленным, стоимость оборудования примем 6% от первоначальной, а затраты на сырье и материалы, запасные части и заработную плату ремонтных рабочих за 10% от первоначальной стоимости ОПФ.
Рассмотрим таблицы, в которых приведен расчет амортизации оборудования, расчет затрат на электроэнергию.
Таблица 5.
Расчет амортизации оборудования.
Вид оборудования |
Первонача-льная стоимость, грн. |
Ликвидацион-ная стоимость, грн. |
Срок службы лет |
Амортизация, грн. \ год |
Коли-чество, шт. |
Общая сумма амортизации грн. |
Линия по производству соков 2000 л\смена |
140000 |
8400 |
10 |
13160 |
2 |
26320 |
Линия по производству газированных напитков 2000л/смена |
140000 |
8400 |
10 |
13160 |
2 |
26320 |
Итого |
280000 |
52640 |
Расчет амортизации в нашем случае производится прямым методом по формуле:
А год = (Первоначальная стоимость - Ликвидационная)\ Срок службы.
А год линии = (140000-8400) \ 10 =13160 грн.
Расчет затрат на электроэнергию.
Исходя из среднемесячного планового объема производства (работать по 8 часов в день, 22 дня в месяц), в день используется 220кВт. Тариф на электроэнергию составляет на 1кВт 0,52 грн.
Затраты электроэнергии на каждую технологическую линию составляют: 3500*0,52=1820 грн./мес.
Прочие расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) составляют:
(140000*2+140000*2)*0,1=(280000+280000)*0,1=56000 грн/год
Всего РСЭО за год:
221520+56000+52640=330160 грн./год
1.2.3.Расчет общепроизводственных и общехозяйственных затрат
1.2.3.1.Расчет заработной платы персонала общепроизводственного и общехозяйственного назначения
Согласно штатному расписанию к персоналу, обслуживающему производственный процесс относятся:
мастер-технолог
кладовщик
водитель
грузчик
охранник
уборщик
Таблица 7.
Расчет заработной платы общепроизводственного и общехозяйственного персонала
Должность |
Количество работников |
З/п в месяц, грн. |
Сумма з/п, грн. |
Мастер-технолог |
3 |
550 |
1650 |
Кладовщик |
2 |
420 |
840 |
Грузчик |
4 |
400 |
1600 |
Охранник |
4 |
510 |
2040 |
Уборщик |
2 |
380 |
760 |
Водитель |
3 |
430 |
1290 |
Итого |
8180 |
||
Начисления на з/п |
3067,5 |
||
Всего |
11247,5 |
Из таблицы видно, что затраты на заработную плату обслуживающего персонала составили 11247,5 грн/мес.
1.2.3.2.Расчет затрат на освещение помещения
Производственное помещение ОАО «Бинго» 450м2, складские и бытовые 150 м2 , административные помещения 50 м2 .
Производственное помещение функционирует 355 день\год или 2840час\год.
Помещение освещаются 35 лампами мощностью 100 Вт каждая.
Затраты на освещение производственных помещений =2840*35*0,1*0,52 = 5168,8 грн/год
Складские, бытовые, административные помещения освещаются в среднем 8 часов или 2800 ч/ год. 10 лампами мощностью 100 Вт.
Затраты на освещение складских, бытовых, административных помещений = 2800*10*0,1*0,52=1456 грн.
Всего затрат на освещение помещения:
5168,8+1456=6624,8 грн.
1.2.3.3. Расчет затрат на отопление помещения, водоснабжение и канализацию.
Общая площадь помещения составляет 650 м2 . Отопительный сезон начинается в октябре, а заканчивается в апреле, т.е. 6 месяцев. Стоимость отопления м2\мес.= 3 грн. Всего за год затраты на отопление составят 650*6*3 = 11700грн\год.
Затраты на водоснабжение составят 600 грн\год, а на канализацию 500 грн\год.
1.2.3.4. Расчет заработной платы административного персонала
Согласно штатному расписанию к административному персоналу относятся:
Директор
Бухгалтер
Менеджер по сбыту
Таблица 8.
Расчет з\п административного персонала
Персонал |
Численность,чел |
З\п в месяц, грн. |
Директор |
1 |
1500 |
Бухгалтер |
1 |
1000 |
Менеджер по сбыту |
1 |
1100 |
Итого |
3600 |
|
Начисления на з\п |
1350 |
|
Всего |
4950 |
Как видно из приведенной таблицы з\п административного персонала составляет 4950 грн. За год 4950*12=59400 грн.
1.2.3.5.Расчет прочих административных расходов
Прочих административные расходы принимаются в размере 20% от общей суммы административных (общехозяйственных) расходов: з/п общехозяйственного персонала + освещение + отопление + канализация + вода + административный персонал.
(11247,5*12+6624,8+11700+600+500+59400)*0,2= =213794,8*0,2=42758,96 грн./год
Всего административные расходы:
134970+6624,8+11700+600+500+59400+42758,96= =256553,76 грн/год
1.2.3.6.Расчет потерь от брака
При расчете потерь от брака необходимо учитывать, что они составляют 1% от стоимости основных материалов:
Для соков: 2255*0,01=22,55 грн./1000л
Для газированных напитков: 997,5*0,01=9,98 грн./1000л
1.2.3.7.Расчет прочих расходов
Для учета всех расходов, которые могут возникнуть в случае форс мажорных обстоятельств, рассчитываются прочие расходы, которые примем в размере 10% от себестоимости продукции.
1.3. Калькуляция себестоимости
При расчете калькуляции себестоимости мы производили следующие расчеты:
1. з/п основных рабочих на 1000л продукции = з/п за месяц/количество рабочих дней в месяц/дневной объем производства*1000л.
Предприятия работает 22 дня в месяц.
МБП и инвентарь: сумма износа за год/12 месяцев/месячный объем производства:
733,4/12/132=46,28 грн./1000л
Таким же образом, как и МБП, рассчитывается сумма РСЭО и административных расходов на 1000л. При расчете постоянных затрат (РСЭО, админ. расходы, МБП) учитывается их равномерное распределение между 2-мя видами продукции.
Таблица 9.
Калькуляция себестоимости 1000л продукции.
Статьи калькуляции |
Сок |
Напиток |
||
Сумма, грн. |
Удельный вес |
Сумма, грн. |
Удельный вес |
|
1.Сырье и материалы |
2255 |
68,18 |
997,5 |
52,6 |
2.Возвратные отходы (1%) |
22,55 |
0,68 |
9,98 |
0,53 |
3.Покупные изделия |
250 |
7,56 |
250 |
13,18 |
4.З\п основная |
75,76 |
2,29 |
75,76 |
3,99 |
5.Начисления на з\п |
28,41 |
0,86 |
28,41 |
1,5 |
6.МБП и инвентарь |
0,93 |
0,03 |
0,93 |
0,05 |
7.РСЭО |
27,58 |
0,83 |
27,58 |
1,45 |
8.Административные расходы |
323,93 |
9,8 |
323,93 |
17,08 |
9.Потери от брака |
22,55 |
0,68 |
9,98 |
0,53 |
Итого: |
3006,71 |
- |
1724,07 |
- |
10.Прочие расходы (10%) |
300,67 |
9,09 |
172,41 |
9,09 |
Всего: |
3307,38 |
100 |
1896,48 |
100 |
Для удобства расчетов будем выпускать продукцию по 1л.
Из расчетов видно, что себестоимость 1 литра сока составляет 3307,38/1000=3,31 грн/л, а напитка – 1896,48/1000=1,9 грн./л. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимает сырье и материалы, как видно из таблицы 68,18% и 52,6% соответственно.
1.4. Установка рыночной цены продукции
Учитывая конкуренцию на рынке соков, напитков и его конъюнктуру, а также норму рентабельности данного вида продукции (20%) , рыночная цена сока составит 3,31*1,2=3,97 грн./л, а напитка – 1,9*1,2=2,28 грн./л без учета НДС.
2. Разработка базового варианта отчета о движении денежных средств
Отчет о движении денежных средств создается на основе сбора анализа и обработки внешней и внутренней информации, доступной финансовым аналитикам в настоящее время и прогнозируемой на будущее.
2.1 Определение потоков ДС
Существует два метода составления данной формы отчетности:
1) Прямой метод – отчет формируется на основе прогнозирования будущих потоков и оттоков денежных средств за определенный период времени (месяц, квартал, год).
2) Косвенный метод - отчет формируется на основе данных о результатах деятельности предприятия в предыдущем периоде с использованием данных «Баланса», «Отчета о финансовых результатах».
Разработаем базовый вариант «Отчета о движении денежных средств» прямым методом, также его еще называют бюджетированием. Этот документ показывает момент и объем поступлений денежных средств, а также их использование и остатки на конец периода. Для составления бюджета денежных средств целесообразно строить насколько графиков.
Первым строится график поступления денежных средств, причем в первый год бюджет составляется по месяцам, второй – по кварталам, третий – за полугодие. В данной курсовой рассчитываем графики и баланс предприятия на первый год его функционирования.
Срок реализации соков составляет 1 месяц.
Поступление денежных средств производится с учетом продажи продукции в кредит. 90% продукции будет продаваться в кредит, а 10% будет оплачиваться сразу.
При этом 90% продукции, продаваемой в кредит, оплачивается через 1 месяц, 10% через 2 месяца.
Для составления прогнозного документа о состоянии ДС в будущем, необходимо построить несколько графиков-таблиц, отражающие притоки и оттоки ДС. Принимаем прирост продаж 1,5% в месяц.
2.2. Составление прогнозного отчета о финансовых результатах
Отчет о прибылях (убытках) прогнозирован поквартально. Объем продаж составляется на основании графика А. Данные по амортизации берем с расчетов по калькуляции продукции. Валовая маржа = объем реализации – затраты, которые состоят из стоимости материалов и з/п.
Налог на прибыль рассчитываем исходя из ставки налога на прибыль в размере 30%.
Таблица
Прогнозный отчет о финансовых результатах |
||||||||
Показатели. |
1-й квартал |
2-й квартал |
3-й квартал |
4-й квартал |
||||
Поступления и остатки |
Затраты и расходы |
Поступления и остатки |
Затраты и расходы |
Поступления и остатки |
Затраты и расходы |
Поступления и остатки |
Затраты и расходы |
|
1. ВП |
1256155,3 |
|
1313534,4 |
|
1373534,6 |
|
1436275,4 |
|
2. Затраты: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- закупка |
|
656872,6 |
|
686877,5 |
|
718252,9 |
|
751061,5 |
- з/п |
|
41250 |
|
41250 |
|
41250 |
|
41250 |
3. Валовая маржа |
558032,71 |
|
585406,97 |
|
614031,64 |
|
643963,84 |
|
4. Амортизация |
|
13160 |
|
13160 |
|
13160 |
|
13160 |
5. Пр.затраты |
|
93669,8 |
|
93669,8 |
|
93669,8 |
|
93669,8 |
6. Налогооблагаемая прибыль |
451202,91 |
|
478577,17 |
|
507201,84 |
|
537134,04 |
|
7. Налог на прибыль и пр.платежи (30%) |
|
135360,9 |
|
143573,2 |
|
152160,6 |
|
161140,2 |
8. Чистая прибыль |
315842,04 |
|
335004,02 |
|
355041,29 |
|
375993,83 |
|
2.3 Прогнозный баланс
Для прогнозирования статей баланса необходимы входной баланс и форма 2.
Во входном балансе имеется уставной фонд, который в нашем случае будет состоять из стоимости основных средств – 280000 грн., стоимости сырья и материалов на первый месяц – 212518 грн. и имеющихся на счету ДС, в размере 500грн.
Таблица
Входной (базовый) баланс на начало года |
|||
Актив |
Сумма |
Пассив |
Сумма |
1. Денежные средства |
500 |
1. Уставной фонд |
493018 |
2. Запасы и затраты |
212518 |
|
|
3. Основные средства |
280000 |
|
|
Итого: |
493018 |
Итого: |
493018 |
Для составления прогнозного баланса на конец года необходимо прежде составить форму 2 – Отчет о финансовых результатах.
Таблица
Отчет о финансовых результатах
Показатели |
Сумма, грн. |
1. Выручка от продаж |
5379500 |
2.Себестоимость продукции (переменные затраты) |
2978065 |
Валовая маржа |
2401435 |
3. Амортизация |
52640 |
4. Административные расходы |
256553,8 |
Налогооблагаемая прибыль |
2092241 |
5. Налог на прибыль и прочие платежи (30%) |
627672,4 |
Чистая прибыль |
1464569 |
6. Дивиденды к оплате (25%) |
366142,2 |
Прирост нераспределенной прибыли. |
1098427 |
В прогнозном балансе статьи актива составляются:
Денежные средства – остаток денежных средств в конце каждого квартала.
Дебиторская задолженность – объем продукции, предоставляемой в кредит, грн.
Остаточная стоимость основных средств – разница между остаточной стоимостью основных средств предыдущего квартала и амортизацией.
Статьи пассива:
Кредиторская задолженность перед поставщиками – сырье и материалы для производства продукции, которые были куплены в кредит, за которые деньги еще не уплачены.
Кредиторская задолженность по з/п – данные последнего месяца по выплатам, т.к. з/п в текущем месяце выплачивается только в начале следующего.
Кредиторская задолженность по налогам – рассчитывается в прогнозном отчете о финансовом результате.
Собственный капитал состоит из уставного фонда, который с момента создания предприятия не менялся и прибыли, которая считается накопительной.
Прогнозный баланс рассчитываем по состоянию на каждый квартал 2006 года.
3. Оценка финансового состояния предприятия
Для финансового состояния предприятия рассчитываем следующие показатели:
Коэффициент ликвидности.
- коэффициент абсолютной ликвидности.
- коэффициент промежуточной ликвидности.
- коэффициент общей ликвидности
Коэффициент деловой активности:
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств
период оборачиваемости
- коэффициент оборачиваемости запасов
период оборачиваемости
3. Коэффициенты финансовой устойчивости:
- коэффициент финансовой автономии
- коэффициент финансовой зависимости
- коэффициент финансового риска
- коэффициент маневренности собственного капитала
4. Коэффициент концентрации собственного капитала
Таблица
Показатели финансового состояния предприятия
Показатели |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1.Коэффициенты ликвидности |
||||
- коэффициент абсолютной ликвидности |
0,6 |
2,9 |
5,3 |
6,6 |
- коэффициент промежуточной ликв. |
1,7 |
3,1 |
5,4 |
6,7 |
- коэф. общей ликвид. |
2,4 |
5,2 |
7,1 |
7,8 |
2. Коэффициент деловой активности: |
||||
- коэф. оборачиваемости оборотных средств |
5,6 |
6,1 |
4,3 |
3,7 |
период оборачиваемости, дн. |
65 |
60 |
85 |
99 |
- коэф. оборачиваемости запасов |
13,7 |
13 |
12,4 |
11,9 |
период оборачиваемости, дн. |
27 |
28 |
29 |
31 |
3. Коэффициенты финансовой устойчивости: |
||||
- коэф. финансовой автономии |
0,67 |
0,85 |
0,88 |
0,89 |
- коэф. финансовой зависимости |
1,5 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
- коэф финансового риска |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
- коэф. маневренности собственного капитала |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
4. Коэффициент концентрации собственного капитала |
0,67 |
0,85 |
0,88 |
0,89 |
4. Определение точки безубыточности
Определим критический объем производства для каждого вида продукции, которое необходимо выпускать, чтобы предприятие было безубыточным.
Точка безубыточности рассчитывается по формуле:
=
Заключение
По результатам данной курсовой работы можно сделать вывод, что деятельность предприятия эффективна и прибыльна.
На протяжении года предприятие получает стабильную, постоянно возрастающую прибыль, ведь ежемесячно объем реализуемой продукции возрастает на 1,5%, следовательно, возрастает и прибыль. Также предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом по налогам и прочим платежам, а также 2 раза в год выплачивает дивиденды.
Данный проект является эффективным и целесообразно дальнейшее расширение деятельности предприятия.