Анализ деятельности ООО "Трансгазсервис"

Введение

Анализ хозяйственной деятельности предприятия представляет собой всестороннее изучение результатов деятельности предприятия, его технического уровня, конкурентоспособности продукции, обеспеченности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективность их использования. Целью анализа является повышение эффективности работы хозяйствующих субъектов на основе системного изучения всех видов их деятельности. Проведем анализ хозяйственной деятельности на примере предприятия ООО «Трансгазсервис» и сделаем выводы по основным технико-экономическим показателям деятельности предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью «Трансгазсервис» (ООО «Трансгазсервис») создано по решению Участников Общества в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и действующим законодательством.

Юридический адрес ООО «Трансгазсервис»: 346421, Россия, Ростовская область, город Шахты, переулок Одесский, 41.

Основной задачей ООО «Трансгазсервис» является удовлетворение общественных потребностей в работах и услугах и реализация на этой основе экономических и социальных интересов, а также получение прибыли.

ООО «Трансгазсервис» специализируется на оказании услуг, таких как:

услуги по перевозке грузов;

услуги пассажирского транспорта;

услуги по ремонту техническому обслуживанию автотранспортных средств;

предоставление территории предприятия под стоянку автотранспортных средств;

постановка автомобилей в бокс.

Численность персонала на данном предприятии составляет 62 человека.

Предприятие оказывает внутригородские, пригородные и междугородные виды перевозок как по территории РФ, так и по территории СНГ. Номенклатура перевозимых грузов: стройматериалы,в том числе и ЖБИ; навалочные грузы. Для осуществления перечисленных видов перевозок предприятие имеет в наличии 137 единиц подвижного состава, которые делятся на две колонны. Колонна № 1 имеет в своем составе 67 единиц подвижного состава, которые состоят из бортовых автомобилей и седельных тягачей и выполняют перевозку строительных грузов.

Колонна № 2 состоит из 70 единиц подвижного состава, состоит из автомобилей с самосвальным типом кузовом и перевозит навалочные грузы.

1 Общая характеристика предприятия ООО «Трансгазсервис»

Организационная структура управления на ООО «Трансгазсервис» представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Структура управления на ООО «Трансгазсервис»

Производственная структура включает в себя основное и обслуживающее производство (рисунок 2).

Рисунок 2 – Производственная структура ООО «Трансгазсервис»

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2008-2009 года представлены в таблице 1.

Таблица1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Трансгазсервис».

Из данной таблицы 1 видно, что в 2009 году произошёл рост объёма реализации услуг на 758120 рублей, что составляет 110,9 % по отношению к 2008 году. Рост объёма реализации произошёл за счёт увеличения производительности труда на 110,9 % при неизменной численности персонала. Этот факт свидетельствует об улучшении эффективности использования трудового потенциала предприятия ООО «Трансгазсервис». Однако, обращает на себя внимание и тот факт, что при увеличении производительности труда на 110,9 % произошло увеличение среднегодовой заработной платы на 102,2 %.

Производственный потенциал предприятия, представленный основными производственными фондами стоимостью 200000 рублей и оборотными средствами в размере 660000 рублей в 2009 году, использовался эффективно. Об этом свидетельствует рост фондоотдачи на 38 рублей и коэффициента оборачиваемости на 102,7 %, что в свою очередь стало результатом увеличения среднегодовой стоимости остатков оборотных средств на 107,9 % и объёма реализации услуг на 110,9 %.

В 2009 году на предприятии ООО «Трансгазсервис» наблюдается повышение себестоимости услуг на 108 % , затраты на 1 руб. реализации услуг снизились с 0.91 до 0.88 руб. Произошло увеличение прибыли от реализации, что составило 139,3%, так как по сравнению с ростом себестоимости объём реализации вырос на большую величину (108 % и 110,9 % соответственно). Чистая прибыль возросла на 32676 руб.

Увеличение прибыли от реализации услуг повлияло на увеличение рентабельности услуг на 3,1.

Итак, рассматривая положительную динамику объёма реализации услуг на ООО «Трансгазсервис» и рост производительности труда, деятельность предприятия в 2009 году можно считать успешной.

2 Анализ структуры и ассортимента оказываемых услуг

Анализ структуры услуг служит для оценки результатов работы предприятия. Структуру бытовых услуг анализируют, определяя удельный вес каждой позиции (в %), выделенной при их подразделении по отраслевым группам услуг, назначению, способам выполнения работ, в общем объеме реализации бытовых услуг. Это дает информацию для оценки состояния бытового обслуживания, его эффективности и качества.

Ассортимент услуг анализируют, используя данные об объемах реализации по видам выполняемых работ (таблица 2). При этом определяют отклонения фактического объема услуг отчетного года от данных прошлых лет, изучают причины и основные тенденции изменения ассортимента изделий и работ. Анализ ассортимента услуг имеет значение для выработки мер по его улучшению, изучения влияния ассортиментных сдвигов на объем реализации услуг[5].

Таблица 2 – Результаты анализа реализации услуг на ООО «Трансгазсервис» (2008 – 2009 гг.)

Таким образом, наблюдается рост объема реализации по всем видам оказываемых услуг.

При этом самый высокий рост наблюдается по грузоперевозкам(13,96%), а самый низкий – по услугам пассажирского транспорта (8,75%).

Показать удельный вес каждой услуги в общем, объеме реализации услуг можно с помощью круговой диаграммы в процентном соотношении (рисунки 3 и 4).

Рисунок 3 – Структура услуг в 2008 году

Рисунок 4 – Структура услуг в 2009 году

Таким образом, основной объем реализации услуг приходится на услуги пассажирского транспорта как в 2008 году, так и в 2009 году (51,5% и 50,5% соответственно). Меньше всего доля реализации услуг по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств – 15,9% и 16% соответственно в 2008 и 2009 году.

Динамику изменения показателей удельного веса отдельных услуг в общем, объеме за год можно проанализировать с помощью таблицы 3.

Таблица 3 -Удельный вес отдельных услуг в общем, объеме (2008-2009 гг.),%

Итак, увеличение удельного веса наблюдается по следующим видам услуг: услуги по перевозке грузов и услуги по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств. Причем наибольший рост данного показателя наблюдается по грузоперевозкам на 0,9%. Соответственно по услугам пассажирского транспорта в 2009 году снизилась величина показателя удельного веса этой услуги в общем, объеме реализации – на 1,0%.

3 Анализ образования цен на транспортные услуги

Анализ цен на услуги проводится с целью выявления факторов повышения конкурентоспособности на рынке бытовых услуг.

Основными факторами, которые влияют на ценообразование на предприятии ООО «Трансгазсервис», являются издержки, клиенты и государство.

Клиенты влияют на цену тем, что выбирают подходящую для себя форму оплаты за транспортные перевозки (исследования были проведены по услугам пассажирского транспорта): цена за километр, за минуту, фиксированная цена «от пункта до пункта» [3]. Определим приемлемость цен на услуги для клиентов ООО «Трансгазсервис» с помощью опроса. Для этого были опрошены 10 клиентов.

Таблица 4 - Приемлемость цен и формы оплаты

Клиенты

Оплата за 1 км

Оплата за 1 минуту

Фиксированная цена

1

Х

2

Х

3

Х

4

Х

5

Х

6

Х

7

Х

8

Х

9

Х

10

Х

Таким образом, из таблицы видно, что большинство клиентов хотели бы оплачивать транспортные услуги поминутно.

Хотя ООО «Трансгазсервис» функционирует в условиях жесткой конкуренции на рынке транспортных услуг в городе Новочеркасске, но свобода предприятия в установлении цены не ограничивается конкретными действиями конкурентов. Оно никак не реагирует на повышение или понижение цен на услуги со стороны конкурентов, тогда как те в свою очередь чувствительны к изменениям цен на ООО «Трансгазсервис».

Сравним цены на услуги пассажирского транспорта ООО «Трансгазсервис» с другими транспортными предприятиями – конкурентами, действующими на территории города Шахты (ООО «Курьер», ООО «Алекс») (таблица 5).

Таблица 5 – Цены на услуги ООО «Трансгазсервис», ООО «Курьер», ООО «Алекс», руб. по пассажирским перевозкам.

Следует добавить, что в таблице перечислены лишь основные виды оплаты услуг пассажирского транспорта в дневное и ночное время.

Итак, из таблицы видно, что цены на услуги, оказываемые на ООО «Трансгазсервис» немного ниже, чем на предприятиях - конкурентах.

Влияние государства на ценообразование предприятия ООО «Трансгазсервис» проявляется через выдаваемые им кредиты, установление размеров налогов, тарифов на сырье и энергию и т.д.

Затраты на реализацию услуг образуют нижнюю границу установления цены, так как ниже этой границы цены будут убыточными. На стоимость закупаемых сырья и ресурсов предприятие может влиять мало, а вынуждено принимать ее. При увеличении стоимости ресурсов предприятие вынуждено регулировать на это. Особенно это актуально для предприятий бытового обслуживания, которые ориентируются на клиентов, предпочитающих самые низкие цены. Так в течение года на ООО «Трансгазсервис» цены на услуги меняются в среднем на 25%.

4 Анализ качества исполнения услуги

Целью анализа качества исполнения услуги является выявление степени удовлетворения потребностей населения в услугах предприятий бытового обслуживания, зависящей не только от количества оказываемых услуг, но и от качества их выполнения.

Учет поступления жалоб ведется на всех предприятиях. Изменение их количества позволяет косвенно характеризовать результаты работы предприятий по удовлетворению требований заказчика[7].

На ООО «Трансгазсервис» также ведется книга жалоб и предложений, куда клиенты по желанию могут внести свои предложения и рекомендации, а также высказать недовольство по качеству исполнения услуги, плохому отношению персонала к нему и т.д. Данные анализа такой книги за 2008-2009 годы представим в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты анализа книги жалоб и предложений на ООО «Трансгазсервис» по видам услуг

Таким образом, общее число жалоб на предприятии по всем оказываемым услугам снизилось на 63,6%, что свидетельствует об улучшении качества исполнения услуг в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Так количество жалоб на грузоперевозки уменьшилось на 66,6%, пассажирские перевозки – на 70,6%. По ремонту и техобслуживанию количество жалоб в 2008 и в 2009 году осталось одинаковым – 2%.

Теперь проанализируем число жалоб клиентов ООО «Трансгазсервис» по причинам их возникновения, (таблица 7).

Таблица 7 - Результаты анализа книги жалоб и предложений по причинам их возникновения

Наибольшее количество жалоб от клиентов поступало на несоответствие услуги ожиданиям клиентов данного предприятия, хотя оно сократилось в 2009 году на 60,0%. Меньше всего жалоб поступило на гигиенические показатели помещений и транспорта, их количество не изменилось – 2 жалобы. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что основной упор предприятия должно сделать на более полном и точном изучении вкусов и предпочтений каждого клиента, на глубоком выявлении того, что он ждет от конкретной услуги.

5 Анализ качества обслуживания населения

Анализ качества обслуживания населения осуществляется с целью выявления факторов, влияющих на организацию процессов обслуживания, определения резервов повышения эффективности обслуживания. Он предусматривает изучение организационных сторон процесса обслуживания, оказывающих непосредственное влияние на результаты работы предприятия.

Основными факторами, определяющими качество обслуживания населения, являются сроки выполнения заказов[1]. Проанализируем сроки выполнения заказов по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств по предприятию ООО «Трансгазсервис», за 2008 – 2009 годы (таблица 8).

Таблица 8 - Результаты анализа сроков выполнения заказов на ООО «Трансгазсервис».

К быстро выполняемым заказам отнесли не только те, которые выполнялись быстрее, чем предусмотрено средними нормативами по каждому виду услуг, но также и заказы, выполненные во внерабочее время.

Таким образом, доля прогрессивных заказов в 2009 году увеличилась практически по всем видам услуг по сравнению с 2008 годом.

Одним из основных показателей при анализе качества обслуживания является коэффициент освоения новых видов услуг, исчисляемый отношением количества вновь освоенных видов услуг к общему количеству услуг, оказанных предприятием за определенный период. Так, на ООО «Трансгазсервис» были освоены следующие виды новых услуг: кузовные работы любой сложности, покрасочные работы с подбором автоэмали любого цвета и оттенков. Рассчитаем их удельный вес в общем объеме за 2008-2009 год (таблица 9).

Таблица 9 – Динамика внедрения новых услуг на ООО «Трансгазсервис»

Как показывают данные таблицы 9 доля новых услуг в общем объеме очень мала. Наблюдается также тенденция ее уменьшения в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,4%. Это говорит о достаточно низкой величине показателя коэффициента освоения новых видов услуг на данном предприятии.

Еще одним показателем при анализе качества обслуживания населения является культура обслуживания. Для более глубокого анализа применили пятибалльную систему оценки заказчиками культуры обслуживания. В течение 3 месяцев проводился опрос клиентов. Результат опроса: «4» - «5» баллов.

Таким образом, клиенты полностью удовлетворены культурой обслуживания на данном предприятии.

При анализе жалоб и заявлений заказчиков по культуре обслуживания выявлено отсутствие таких показателей, что говорит о высоком уровне материальных и моральных санкций, дисциплины и ответственности на предприятии.

6 Анализ наличия и использования производственного потенциала предприятия

Анализ наличия и использования производственного потенциала предприятия производится с целью выявления наиболее полного и рационального использования машин и оборудования, непосредственно отражающихся на увеличении объема выпуска услуг и других технико-экономических показателях работы предприятия.

Проанализируем уровень использования имеющегося на предприятии оборудования (автомобилей). Начнем с коэффициента использования наличного автотранспорта, исчисляющегося как отношение количества фактически действующего автотранспорта к общему количеству имеющегося в наличии:

Это означает, что все имеющиеся в наличии автомобили в 100%-ом составе участвуют в процессе реализации услуг.

Коэффициент использования имеющегося автотранспорта определяется отношением количества единиц действующего автотранспорта к общему количеству имеющегося автотранспорта:

Это также означает, что весь имеющийся автотранспорт занят в работе полностью.

Оценка уровня использования автотранспорта по времени осуществляется на основе показателей:

- коэффициента сменности работы автотранспорта

, (1)

где h – число смен;

n – количество единиц автотранспорта;

,

то есть 3 смены в среднем ежедневно работает каждый автомобиль;

- коэффициента использования сменного режима работы

, (2)

То есть, в течение смены работает весь имеющийся автотранспорт, и нет простаивающих автомобилей.

- коэффициент экстенсивной нагрузки автотранспорта:

, (3)

где Fфакт.,Fпл. – время работы парикмахерских кресел соответственно фактически и по плану, часов.

Таким образом, за смену фактически загружено только 63% времени работы автомобилей, то есть невыполнение плана составляет 37%. Это значит, что в среднем 8 часов в смену простаивает один автомобиль при 24 часовом режиме работы предприятия ООО «Трансгазсервис». За месяц эти потери в среднем составляют 30 * 8 = 240 часов, а в год – 2880 часов.

- коэффициент внутрисменного использования автотранспорта:

, (4)

где tсм, tn – время работы оборудования за полную смену и по плану и потери времени простоя автотранспорта.

То есть, использование внутрисменно одного автомобиля осуществляется лишь на 60%[9].

7 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности

Анализ себестоимости услуг проводится с целью изучения обоснованности и напряженности плановых показателей себестоимости; оценки выполнения плана по обобщающим показателям себестоимости; определения основных факторов, влияющих на снижение или удорожание себестоимости; выявление резервов снижения себестоимости и разработки мероприятий по их использованию.

Анализ прибыли и рентабельности проводят с целью оценки выполнения плана по этим показателям, определяют факторы, вызвавшие изменение прибыли и уровня рентабельности, выявляют резервы повышения рентабельности[6].

Группировка затрат на производство по статьям на предприятии ООО «Трансгазсервис» приведена в таблице 10.

При анализе прибыли необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее динамику и выполнение плана за 2009 год (таблица 11).

Наблюдается увеличение прибыли от реализации в отчетном году по сравнению с предыдущим на 253616 руб. В 2008-2009 годах отсутствовали доходы и расходы от операционной деятельности. Чистая прибыль также возросла за год на 32676 руб.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации услуг ООО «Трансгазсервис» по сокращенной методике. Для начала, рассчитаем коэффициенты К1 и К2, характеризующие динамику изменения объема и себестоимости услуг в 2008-2009 гг.

Таблица 10 – Затраты на производство по статьям

Таблица 11 – Анализ динамики и выполнение плана прибыли за 2009 год

, (5)

где Vотч – объем реализации в отчетном периоде (2009 год), руб.;

Vбаз – объем реализации в базовом периоде (2008 год), руб.

, (6)

где Сотч, Сбаз – себестоимость реализации услуг соответственно в отчётном и базовом периоде, рублей.

;

;

- изменение объема услуг, Пv:

Пv = Пбаз * (-1 + К1), (7)

где Пбаз – прибыль в базовом периоде (2008 год);

Пv = 645780 * (-1+1,11) = 71035,79 руб.;

- структурных сдвигов, Пстр:

Пстр = Пбаз * (К2 - К1), (8)

Пстр = 645780 * (1,08 – 1,11) = -19373,4 руб.;

- затраты на 1 рубль продаж, П3:

П3 = Vотч * (Збаз - Зотч), (9)

где Збаз, Зотч – затраты на 1 рубль продаж, соответственно в базовом и отчётном периоде, руб.,

П3 = 7710200 * (0,91 – 0,88) = 231306 руб.

Таким образом, наибольшее влияние на прибыль от реализации услуг оказало изменение затрат на 1 рубль реализации. Теперь проанализируем показатели рентабельности от реализации услуг и рентабельности услуг за 2008-2009 год (таблица 12)

Таблица 12 – Показатели рентабельности ООО «Трансгазсервис» за 2008-2009 годы

Таким образом, мы видим увеличение показателя рентабельности услуг в 2009 году на 3,1% . На это повлияло увеличение прибыли от реализации в 2009 году на 253616 руб., по сравнению с предыдущим годом, соответственно объем реализации и себестоимость услуг возросли за тот же период. Увеличение показателей рентабельности на предприятии говорит в первую очередь о повышении эффективности производства.

Библиографический список

1.Шишкин,А.К. Анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учебник / А.К. Шишкин. –М.: Прогресс, 2008 – 409 с.

2.Любушин, Н.П. Анализ финансового состояния предприятия[Текст]: учебник / Н. П. Любушин. –М.: Инкам, 2007 – 544 с.

3.Грищенко,О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учебник / О. В. Грищенко. – М.: ТК Велби, 2006. – 486с.

4.Гусева,Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учеб. пособие / Т. А. Гусева. –М.: Афа, 2008. – 711 с.

5.Миляков, Н.В. Бухгалтерская отчетность[Текст]: учеб. пособие / Н. В. Миляков. –М.:Юрайт - издат. ,2008. – 348 с.

6. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности[Текст]: учебник / В. В. Ковалев. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 415 с.

7.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия[Текст]: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – М.:Аст - Пресс, 2008. – 203с.

8.Русинова,Е. В. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий[Текст]: учебник / Е. В. Русинова. –М.:Юрайт - издат. ,2007. – 514 с.

9. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа[Текст]: учеб. пособие / А. Д. Шеремет. –М.: НОРМА, 2008. – 449 с.

10. Ефимова, О.В. Финансовый анализ[Текст]: учебник / О. В. Ефимова. –М.: Инкам, 2006. – 721 с.

11. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия[Текст]: учебник / М. С. Абрютина. – М.:Аст - Пресс, 2009. – 200с.

1