Анализ безубыточного объема продаж и зоны безубыточности предприятия в системе принятия управленческих решений (на примере СПК "Звениговский")

Курсовая работа

по курсу «АФХД»

по теме: «Анализ безубыточного объема продаж и зоны безубыточности предприятия в системе принятия управленческих решений»

(на примере СПК «Звениговский»)

СОДЕРЖАНИЕ

введение

1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безубыточности предприятия в системе принятия управленческих решений

1.1 Анализ показателей прибыли в процессе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности

1.2 Анализ безубыточного объема продаж продукции предприятия

2 анализ деятельности СПК «Звениговский»

2.1 Общая характеристика ООО СПК «Звениговский»

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ООО СПК «Звениговский»

2.3 Факторный анализ прибыли

3 факторы увеличения прибыли в ООО СПК «Звениговский»

3.1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности ООО СПК «Звениговский»

3.2 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия

Заключение

Библиографический список

приложения

Введение

Несмотря на имеющиеся серьезные недостатки в развитии отечественной экономики, нельзя не признать, что преимущества рыночной системы хозяйствования неоспоримы. В условиях рыночной экономики создаются новые социально-экономические отношения. Они предопределяют формирование рынка и обслуживание процедуры купли-продажи, которые тесно взаимосвязаны и направлены на обеспечение равновесия всех элементов расширенного воспроизводства. Возникновение рыночных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств — все это свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития общества, т.е. рыночной экономики.

В условиях рыночных отношений, для которых характерны свободное предпринимательство и отсутствие государственного контроля за производством и распределением изготовленной продукции, система экономических показателей, отражающая результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, имеют очень важное значение.

В последние годы заинтересованность товаропроизводителей в объективной экономической оценке собственного производства значительно усилилась. Однако некоторые экономические показатели, ряд принципиальных вопросов, связанных с производственной деятельностью промышленного предприятия, остаются еще дискуссионными.

Чтобы раскрыть те или иные понятия и подтвердить теоретические выводы, часто используют фактические материалы и применяют различные методы расчетов и преобразований, что позволяет судить о наличии тех или иных тенденций в развитии того или иного предприятия на всех уровнях его системы управления.

Финансовый анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться, повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки, либо сокращением постоянных издержек.

Таким образом, анализ прибыли и безубыточного объема продаж обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений, поэтому изучение методики такого анализа является актуальным вопросом.

Объектом исследования в данной курсовой работе является сельскохозяйственный производственный кооператив — СПК «Звениговский», занимающийся разведением свиней.

Свиноводческая отрасль является одним из приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства в Марий Эл в последние годы.

«Аграрный сектор находится в центре внимания правительства России, он становится все более притягательным для частных инвесторов, и сейчас появилась реальная возможность создать базу для наращивания поголовья свиней, — заявил первый заместитель главы правительства, министр сельского хозяйства, продовольствия и природопользования РМЭ А. Егошин. — Поставленная президентом республики задача довести поголовье свиней до 300 тысяч голов имеет под собой реальную почву», — отметил министр.

Эта отрасль, сильно утратившая свои позиции в начале рыночных реформ, постепенно восстанавливается. В числе лидеров отрасли называется и СПК «Звениговский», где поголовье свиней уже в ближайшее время планируется довести до 100 тыс. голов.

Предмет исследования — понятие прибыли и безубыточного объема продаж и методика проведения финансово-хозяйственного анализа прибыли.

Задачами исследования является:

1) теоретическое изучение проблемы прибыли и безубыточного объема продаж и изучение его методики;

2) организационно-техническая характеристика предприятия;

3) применение методики финансово-хозяйственного анализа прибыли и вычисление точки безубыточности для данного предприятия.

1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безубыточности предприятия в системе принятия управленческих решений

1.1 Анализ показателей прибыли в процессе проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности

Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С),

где П — плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

    определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

    исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

    учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности — это факторы первого и второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.

Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.

1.2 Анализ безубыточного объема продаж продукции предприятия

Финансово-хозяйственный анализ показателей прибыли предприятия включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль.

Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.

Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.

Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи, этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества:

Запас финансовой прочности * Коэффициент валовой маржи = Прибыль

Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, аналитический и метод уравнений.

1. Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции — точку безубыточности (рис.1).

С

В, руб.

N>пор>

N<N>пор>

N>N>пор>

FC

B=Ц*N

П


В>пор>

У


Рис.1. Зависимость между прибылью,

объёмом реализации продукции и её себестоимостью

2. Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли;

S — выручка;

V — совокупные переменные затраты,

F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический объем:

Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S — критический объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

Q" = F / p

где Q" — точка закрытия.

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

Кб = Оф - Q '

где Kб — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%,

где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

3. Метод уравнений основан на решении системы уравнений:

П = В – VC – FC = Ц*X – AVC *X – FC = 0

X = Nпор = FC / (Ц – AVC)

Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

    поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;

    переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;

    структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

    поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;

    на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам.

Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу. При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия — основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

В целом, как анализ точки безубыточности, так и маржинальный анализ являются важными инструментами в процессе планирования производства и финансовых потоков и все шире применяются в практике деятельности предприятий.

2 Анализ деятельности СПК «Звениговский»

2.1 Общая характеристика ООО СПК «Звениговский»

Общество с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» является сельскохозяйственным предприятием агропромышленного комплекса на территории республики Марий Эл.

Полное фирменное наименование — Общество с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский».

Сокращенное фирменное наименование — ООО СПК «Звениговский».

Юридический адрес: 425070, Республика Марий Эл, Звениговский р-н, п. Шелангер, ул. 60-летия Победы, 2.

Телефон: (83645) 6-22-21, 6-63-41.

Генеральный директор — Казанков И.И.

Общество с ограниченной ответственностью СПК «Звениговский» создано путем реорганизации из совхоза «Звениговский».

В 1979 году колхоз (правопредшественник ООО СПК «Звениговский») возглавил И. И. Казанков. На тот момент хозяйство имело 2 тыс. голов свиней, 600 голов крупного рогатого скота и производило 178 тонн мяса в год.

В 1991 году в совхозе «Звениговский» (так стал называться колхоз) откармливали 17 тыс. свиней, а производство мяса достигло 1800 тонн в год.

В 1996 г. в совхозе был построен мясокомбинат, который затем был выделен в отдельное предприятие.

31.03.2003 г. совхоз «Звениговский» был реорганизован в ООО Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) «Звениговский».

Форма собственности — частная.

Уставной капитал общества составляет 719 тыс. рублей.

Основной вид деятельности и отраслевая принадлежность — сельскохозяйственная промышленность.

Производственное направление — молочно-мясное скотоводство и производство семян зерновых культур.

ООО «Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» является юридическим лицом, коммерческой организацией и действует на основании утвержденного Устава и законодательства РФ.

Предметом и целью деятельности ООО СПК «Звениговский» является извлечение прибыли, удовлетворение материальных и иных потребностей работников общества, содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в продуктах питания и сельхозпродукции, в товарах народного потребления, а также более полного эффективного использования местных сырьевых и трудовых ресурсов.

Основную миссию предприятия можно выделить как производство и обеспечение населения комбикормами и мясом.

Основной целью в работе предприятия является получение прибыли и расширение производства.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.

Общество осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности в установленном законодательством порядке.

Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность Общества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не будет обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству.

Общество выполняет государственные мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

    оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами;

    разведение и реализация свиней;

    разведение и реализация крупного рогатого скота, племенной продукции;

    выращивание зерновых и зернобобовых культур;

    выращивание кормовых культур;

    заготовка растительных кормов;

    оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных;

    производство комбикормов;

    производство мяса (свинины, говядины);

    иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Хозяйственным центром является пос. Шелангер, расположенный в 20 км от районного центра — п. Звенигово и в 76 км от центра Республики Марий Эл — г.Йошкар-Ола.

Землепользование общества расположено в Центральной части Звениговского района Республики Марий Эл и представлено одним компактным массивом. Протяженность массива с запада на восток 12 км, с севера на юг — 9 км. Общая площадь сельхозугодий, принадлежащих предприятию, составляет 3486 га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий — 2732 га, из них пашни — 2696 га, сенокосы — 25 га, пастбища — 11 га.

За 2001-07 гг. поголовье свиней выросло с 23 тысяч до 72 тысяч, производство мяса в живом весе — с 4,8 тыс. тонн до 13,2 тыс. тонн, выручка от реализации продукции увеличилась с 218,2 млн. рублей до 710,8 миллиона рублей. За 2004-06 гг. хозяйство стало первым в республике в рейтинге сельхозпредприятий по получению прибыли и производству продукции. В ООО СПК «Звениговский» находится 74% всего свинопоголовья республики, хозяйство производит 90% всей свинины в крае. Количество продуктивного скота составляет — 50 тыс. свиней, 3 тыс. голов КРС.

На 1 января 2008 года ООО СПК «Звениговский» занимало 11-е место по производству свинины и по количеству поголовья свиней в Союзе российских производителей свинины «Россвинпром».

Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия общественного питания г. Йошкар-Ола, республики Марий Эл, Приволжского Федерального округа и других регионов РФ.

Персонал фирмы укомплектован квалифицированными специалистами, занятыми выращиванием сельскохозяйственных культур, переработкой сельхозпродукции и ее реализацией. Общая численность персонала — 703 человека.

В настоящее время имидж предприятия является очень высоким, оно выпускает продукцию высокого качества, пользующуюся популярностью как в республике, так и за ее пределами.

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ООО СПК «Звениговский»

Основные технико-экономические показатели

Рассмотрим динамику технико-экономических показателей деятельности предприятия за 2006-2008 гг. (табл. 1).

Данные для анализа содержатся в формах бухгалтерской отчетности предприятия, которые приведены в Приложении.

Таблица 1

Динамика основных технико-экономических показателей

ООО СПК «Звениговский» за 2006 2008 гг.

Показатели

2006

2007

2008

Отклонение

Темпы изменения, %

2007/ 2006

2008/ 2007

2007/ 2006

2008/ 2007

Выручка от реализации продукции, т. руб.

410056

565253

710822

155197

145569

137,8

125,8

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, т. руб.

318895

416729

509681

97834

92952

130,7

122,3

Среднесписочная численность работающих, чел.

665

716

703

51

-13

107,7

98,2

Производительность труда, т.руб./чел.

617

789

1011

172

222

127,9

128,1

Фонд заработной платы, т. руб.

15035

91468

110030

76433

18562

608,4

120,3

Среднемесячная з/плата на 1 работающего, руб.

1,884

10,646

13,043

8,762

2,397

565,1

122,5

Валовая прибыль (убыток), т. руб.

91161

148524

201141

57363

52617

162,9

135,4

Чистая прибыль, т. руб.

63864

129385

169331

65521

39946

202,6

130,9

Рентабельность производства, руб./руб.

0,156

0,229

0,238

0,073

0,009

146,8

103,9

Затраты на 1 рубль ТП, руб.

1,29

1,36

1,39

0,07

0,03

105,4

102,2

Стоимость ОПФ, т.руб.

205517

220374

327172

14857

106798

107,2

148,5

Фондоотдача , руб./руб.

2,00

2,56

2,17

0,56

-0,39

128,0

84,8

Фондоемкость, руб./руб.

0,50

0,39

0,46

-0,11

0,07

78,0

117,9

Дебиторская задолженность, т.руб.

78170

92140

143155

13970

51015

117,9

155,4

Кредиторская задолженность, т.руб.

24478

32309

68039

7831

35730

132,0

210,6

Результаты, представленные в таблице, показывают, что за анализируемые периоды годовая выручка от реализации продукции возросла на 300766 тыс. руб. с 2006 по 2008 год, в том числе на 145569 тыс. руб. за 2008 год по сравнению с 2007 годом. Это является результатом того, что продукция ООО СПК «Звениговский» пользуется большим спросом, ежегодно повышается количество произведенной и реализованной продукции. Ежегодный прирост составляет в среднем 25%.

Себестоимость продукции фирмы за этот же период возросла на 190786 тыс. руб. — с 2006 по 2008 год, при этом произошел рост на 92952 тыс. руб. за период с 2007 по 2008 год. Себестоимость продукции растет более медленными темпами. чем выручка от реализации — в среднем на 21%, что является дополнительным фактором увеличения прибыли.

В целом же на увеличение себестоимости повлияло увеличение расходов на содержание поголовья скота, производство кормов, электроэнергию и заработную плату.

Анализируемая таблица показывает, что за период с 2006 года по 2008 год валовая прибыль фирмы увеличилась на 109980 тыс. руб., причем в период с 2007 по 2008 год — в размере 52617 тыс. руб. Чистая прибыль за этот период увеличилась на 105467 тыс. руб. и 39946 тыс. руб. соответственно.

Поэтому можно сделать вывод о том, что фирма занимает очень устойчивую позицию на рынке, продает продукцию высокого качества, пользующуюся спросом как в республике, так и за ее пределами, тем самым увеличивая свою прибыль, как валовую, так и чистую.

Численность работников за анализируемый период изменилась мало — в период с 2006 по 2008 год увеличилась на 38 чел., при этом с 2007 по 2008 год она уменьшилась на 13 чел. Предприятию в 2007 году для расширения своей деятельности потребовалось большее количество персонала, однако повышение автоматизации производства, закупка нового технологического оборудования в свиноводческие комплексы позволило немного сократить численность работников. В целом же за рассмотренный период увеличение численности работников составило всего 6%.

Предприятие уделяет особое внимание вопросам оплаты труда. Об этом свидетельствует динамика увеличения заработной платы. В то время, как общая численность работников увеличилась за 2006-08 гг. на 5,7%, среднемесячная зарплата увеличилась практически в 6 раз. Это объясняется увеличением фонда заработной платы, что, в свою очередь, произошло из-за роста реализации товарной продукции, а также является следствием прогрессивной кадровой политики предприятия.

Квалифицированный персонал, благоприятные условия работы на предприятии и регулярно выплачиваемая заработная плата обеспечили рост такого важного показателя, как производительность труда — на 395 тыс. руб. в период с 2006 по 2008 год, в том числе на 222 тыс. руб. в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Это очень хороший показатель.

Изучение динамики стоимости ОФ показывает, что ОПФ на предприятии имеет устойчивую тенденцию к повышению. Это вызвано тем, что часть прибыли предприятие направляет на приобретение более современных средств производства, особенно на свиноводческих комплексах. Увеличение стоимости ОПФ в период с 2006 по 2008 год составило 121655 тыс. руб., при этом в период с 2007 по 2008 год — на 106798 тыс. руб., что составляет почти 50% прироста.

Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Следствием больших закупок ОПФ стало уменьшение показателя фондоотдачи за период с 2007 по 2008 год (в период тестирования и внедрения нового оборудования) — на 0,39. Руководство предприятия надеется, что после введения в промышленную эксплуатацию приобретенных ОС, оборудование будет использоваться с большей отдачей.

Соответственно увеличилась фондоемкость продукции с 2007 по 2008 — на 0,07.

Еще одним положительным результатом работы ООО СПК «Звениговский» за период с 2006 года по 2008 год является увеличение уровня рентабельности — на 0,0082. Это значит, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции за 2008 год больше по сравнению со всеми предыдущими периодами. И в целом за период имеется тенденция к увеличению рентабельности. Так, только в период с 2007 по 2008 год произошло повышение уровня рентабельности на 0,009, что положительно характеризует работу коллектива ООО СПК «Звениговский».

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Финансовое состояние ООО СПК «Звениговский» достаточно устойчиво. Увеличение показателей выручки от реализации, рентабельности, заработной платы положительно характеризует работу Общества. Большая сумма чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении фирмы, свидетельствует об ее эффективной работе.

Одним из важных экономических показателей финансовой деятельности предприятия является прибыль. Анализируя ее состав и изменение за несколько периодов, можно выявить резервы ее повышения за счет тех или иных факторов хозяйственной деятельности.

Данные для анализ прибыли представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ прибыли СПК «Звениговский», тыс. руб.

Показатели

2007

2008

Отклонение

2008/2007

т. руб.

%

Выручка от реализации

565253

710822

145569

125,8

Себестоимость реализации

416729

509681

92952

122,3

Валовая прибыль

148524

201141

52617

135,4

Коммерческие расходы

-

-

Прибыль от реализации

148524

201141

52617

135,4

Операционные доходы

-

714

714 

Операционные расходы

-

430

430 

Внереализационные доходы

19546

43831

24285

224,2

Внереализационные расходы

37045

69339

32294

187,2

Прибыль до налогообложения

131025

175917

44892

134,3

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

1640

6586

4946

401,6

Чистая прибыль

129385

169331

39946

130,9

Нераспределенная прибыль

129385

169331

39946

130,9

По этим данным видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом, выручка от реализации увеличилась на 145569 тыс. руб. Также выросла и прибыль от реализации — на 92952 тыс. руб., что является значительным успехом финансовой деятельности предприятия — проводимые мероприятия позволили получить прибыль в отчетном году в размере 509681 тыс. руб.

Прибыль до налогообложения увеличилась на 44892 тыс. руб., подавляющая ее часть получена от реализации основной продукции. Несмотря на значительные отвлечение средств из прибыли, предприятие рационально распоряжается финансами (увеличивает поставки по договорам).

2.3 Факторный анализ прибыли

Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Поэтому для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = N (Ц – Спер ) – Спост (1)

П = УРП (Ц-ь)-А,

где N — объем реализации продукции;

Ц — цена единицы продукции;

Спер — переменные затраты на единицу продукции;

Спост — постоянные затраты на весь объем продаж продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Применим этот метод анализа для изучения показателя прибыли ООО СПК «Звениговский». Его основная деятельность — разведение свиней. Поэтому будем исследовать прибыль для данного вида товара — мяса свиней.

Исходные данные для анализа приведены в таблице 3.

К сумме постоянных расходов отнесены расходы на оплату труда и содержание основных средств.

Таблица 3

Данные для факторного анализа прибыли по мясу свиней

Показатель

Значение показателя

2007 г.

2008 г.

Объем реализации продукции

(N), ц

87430

110143

Цена единицы продукции

(Ц), руб.

4,87

4,96

Себестоимость изделия

(С), руб.

3,11

3,28

В том числе переменные затраты

(Спер)

2,20

2,09

Сумма постоянных расходов

(Спост), тыс.руб.

79100

130788

Прибыль (П), тыс.руб.

154338

185322

Теперь способом цепной подстановки определим влияние каждого фактора:

П2007 = N2007 (Ц2007 – Спер 2007) – Спост 2007=

= 87430 (4,87 – 2,20) – 79100 = 154338 тыс. руб.;

П1 = N2008 (Ц2007 – Спер 2007) – Спост 2007 =

= 110143 (4,87 – 2,20) – 79100 = 214982 тыс. руб.;

П2 = N2008 (Ц2008 – Спер 2007) – Спост 2007 =

= 110143 (4,96 – 2,20) – 79100 = 224895 тыс. руб.;

П3 = N2008 (Ц2008 – Спер 2008) – Спост 2007 =

= 110143 (4,96 – 2,09) – 79100 = 237010 тыс.руб.;

П2007 = N2008 (Ц2008 – Спер 2008) – Спост 2008 =

= 110143 (4,96 – 2,09) – 130788 = 185322 тыс.руб.;

Общее изменение прибыли составляет:

Побщ = 185322 – 154338 = 30984 тыс.руб.

В том числе произошли изменения за счет:

1. количества реализованной продукции:

П(N) = П1 – П2007 = 214982 – 154338 = 60644 тыс.руб.

2. цены реализации:

П(Ц) = П2 – П1 = 224895 – 214982 = 9913 тыс.руб.

3. удельных переменных затрат:

П(Cпер) = П3 – П2 = 237010 – 224895 = 12115 тыс.руб.

4. суммы постоянных затрат:

П(Спост) = П2008 – П3 = 185322 – 237010 = - 51688 тыс.руб.

Необходимо сделать проверку правильности расчетов. Алгебраическая сумма влияния факторов на результативный показатель (прибыль) должна быть равна общему приросту результативного показателя, т.е.

60644 + 9913 + 12115 + (-51688) = 30984 тыс.руб.

Таким образом, расчеты произведены верно.

Вывод: За счёт увеличения объёма реализации произошло увеличение прибыли на 60644 тыс. руб., за счёт увеличения цены произошло увеличение прибыли на 9913 тыс. руб., за счёт снижения удельных переменных затрат прибыль выросла на 12115 тыс. руб., за счёт увеличения суммы постоянных затрат, произошло уменьшение прибыли на 51688 тыс. руб.

3 Факторы увеличения прибыли в ООО СПК «Звениговский»

3.1 Анализ безубыточного объема продаж и зоны безопасности ООО СПК «Звениговский»

Безубыточность — такое состояние, когда производство не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Исходные данные для определения точки безубыточности производства мяса свиней приведены в таблице 4.

Таблица 4

Исходные данные для определения точки безубыточности производства мяса свиней по данным 2008 г.

Показатели

Значение

Производственная мощность, ц

110143

Цена единицы продукции, т. руб. (Ц)

4,96

Выручка от реализации, т. руб. (В)

546309

Постоянные затраты, т.руб. (Cпост)

130788

Переменные расходы на единицу продукции, т. руб. (Спер)

2,09

Переменные расходы на весь выпуск продукции, т. руб. (Зпер)

230199

Прибыль от реализации продукции, т. руб. (П)

185322

Маржинальная прибыль, т. руб. (МД=В – Зпер)

316110

Маржинальная рентабельность (Дмд = МД / В = 1 - Спер / Ц)

0,58

Ставка маржинальной прибыли (дохода) (Смд = Ц - Спер)

2,87

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия можно построить график безубыточности, по горизонтали которого показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), а по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Приведем расчет точки безубыточности для одного вида продукции СПК «Звениговский» — свинины.

Исходные данные для графического расчета точки безубыточности приведены в таблице 5.

Таблица 5

Расчёт точки безубыточности

Объем производства, ц

30000

40000

50000

60000

70000

80000

Постоянные издержки, руб.

19293

19293

19293

19293

19293

19293

Переменные издержки в расчете на единицу продукции, руб.

96

96

96

96

96

96

Переменные издержки, руб.

28800

38400

48000

57600

67200

76800

Валовые издержки, руб.

48093

57693

67293

76893

86493

96093

Цена единицы продукции, руб.

139

139

139

139

139

139

Выручка, руб.

41760

55680

69600

83520

97440

111360

На основании расчетов, сделанных в таблице, построим график, в котором будет рассчитана точка безубыточности для свинины и будут выявлены зона, в которой производство не будет приносить прибыли и зона, в которой производство будет прибыльным (рис. 1).

Рис. 1. График точки безубыточности

Как видим из графика, точка безубыточности будет примерно находиться на отметке 40000 ц мяса. Следовательно, зона ниже этой точки — будет зона убытка, а выше — зона прибыли. А в 2008 году предприятие реализовало более 78000 ц свинины, т.е. намного выше точки безубыточности.

В нашем случае графический способ не позволяет точно определить точку безубыточности и зону безопасности для предприятия, поскольку величины для расчетов очень большие. Поэтому лучше воспользоваться аналитическим способом.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на маржинальную рентабельность:

руб.

Таким образом, точка безубыточности для нашего предприятия составляет — 225496 руб.

Если предприятие реализует больше, чем на 225496 т. руб., то получит прибыль. Если же продано будет меньше, чем на сумму 225496 т. руб., то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Для определения безубыточного объема продаж в натуральном выражении служит формула:

ц

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет такой:

Допустим, мы хотим рассчитать объем реализации для получения прибыли в размере 92661 тыс. руб., т. е. в размере половины от данной прибыли. Тогда:

ц

Полученная величина в 1,7 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (77857ц / 45571ц). При этом нужно произвести и реализовать 45571 ц мяса свиней, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 32286 ц — для получения прибыли в сумме 92661 тыс.руб.

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

или 59%

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует мяса свиней на 546309 т. руб., то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 59%, при реализации мяса свиней на сумму 386170 тыс. руб. — 41% и т.д.

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

или 59%.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 110143 ц мяса свиней, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 59%, при реализации 77857 ц мяса свиней — 41% и т.д.

Таким образом, зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

3.2 Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия

Чтобы рассчитать влияние различных факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности, изменим исходные условия.

Если допустить, что цена за единицу продукции повысилась с 4,96 т. руб. до 6 т. руб., переменные затраты на единицу продукции возросли с 2,02 до 4 руб., сумма постоянных затрат возросла с 130788 тыс. руб. до 170500 тыс. руб., то критическая величина объёма продаж составит:

ц

То есть произошло изменение на 85250 - 45571 = 39679 ц

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объёма продаж:

Nк(Исх) = Спост (Исх) / (Цисх – Спер исх) =

= 130788 / (4,96 – 2,09) = 45571 ц

N1 = Спост (Изм) / (Цисх – Спер исх) =

= 170500 / (4,96 – 2,09) = 59408 ц

N2 = Спост (Изм) / (Цизм – Спер исх) =

= 170500 / (6 – 2,09) = 43606 ц

Nк(Изм) = Спост (Изм) / (Цизм – Спер изм) =

= 170500 / (6 – 4) = 85250 ц

Изменение безубыточного объёма продаж за счёт:

1. суммы постоянных затрат:

59408 — 45571 = 13837 ц

2. цены реализации продукции:

43606 — 59408 = -15802 ц

3. удельных переменных затрат:

85250 — 43606 = 41644 ц

Итого: 13837 – 15802 + 41644 = 39679 ц

Зона безубыточности при этом уменьшится и составит:

%

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должна быть постоянная их экономия, так как между этими затратами и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинального дохода и позволит быстрее преодолеть эту точку, после чего экономия переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

    снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности труда;

    сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;

    обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов.

Таким образом, усилия предприятия должны быть направлены на то, чтобы оптимизировать ассортиментный ряд, максимизируя объемы производства наиболее выгодной продукции и минимизируя объемы выпуска маловыгодных видов продукции. Поэтому в дальнейшем предприятие должно повышать долю мяса свиней, как более рентабельной продукции.

Заключение

В условиях нестабильного развития отечественной экономики наиболее актуальна проблема обоснованного выбора управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятий. При этом в процессе финансового и производственного планирования деятельности предприятия на перспективу особое значение имеет определение и анализ таких показателей, как уровень безубыточности и величина прибыли.

Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и всегда стремится получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитическими расчетами.

Способность реконструировать хозяйственные операции и знание бухгалтерского учета дают возможность аналитику понимать изменения, происходящие в хозяйственно-финансовой деятельности, проследить за тем, какой эффект дают те или иные производственно-финансовые операции, и ответить на многие другие вопросы. Ведь во многих случаях информация, содержащаяся в отчетности и учете, не может использоваться без дополнительной, аналитической обработки, без учета ее специфики и взаимосвязи с другими факторами.

Анализируя, например, прибыль от реализации продукции в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание некоторые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Экономическое состояние СПК «Звениговский» достаточно устойчиво.

Увеличение показателей выручки от реализации, рентабельности, заработной платы положительно характеризует работу предприятия.

Большая сумма чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении фирмы, свидетельствует об ее эффективной работе. В 2008 году по сравнению с 2007 годом, выручка от реализации увеличилась на 145569 тыс. руб. Также выросла и прибыль от реализации — на 92952 тыс. руб., что является значительным успехом финансовой деятельности предприятия — проводимые мероприятия позволили получить прибыль в отчетном году в размере 509681 тыс. руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 44892 тыс. руб., подавляющая ее часть получена от реализации основной продукции.

При факторном анализе прибыли было выявлено, что за счёт увеличения объёма реализации произошло увеличение прибыли на 60644 тыс. руб., за счёт увеличения цены произошло увеличение прибыли на 9913 тыс. руб., за счёт снижения удельных переменных затрат прибыль выросла на 12115 тыс. руб., за счёт увеличения суммы постоянных затрат, произошло уменьшение прибыли на 51688 тыс. руб.

Безубыточность — такое состояние, когда производство не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 110143 ц мяса свиней, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 59%, при реализации 77857 ц мяса свиней — 41% и т.д.

При анализе факторов изменения точки безубыточности был сделан вывод, что усилия предприятия должны быть направлены на то, чтобы оптимизировать ассортиментный ряд, максимизируя объемы производства наиболее выгодной продукции и минимизируя объемы выпуска маловыгодных видов продукции. Поэтому в дальнейшем предприятие должно повышать долю мяса свиней, как более рентабельной продукции.

Библиографический список

    Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 №67н. //Консультант-Плюс.

    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99. №32н. //Консультант-Плюс.

    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99. №33н. //Консультант-Плюс.

    Анализ хозяйственной деятельности /В. И. Стражев, Л. А. Богдановская и др. — СПб.: Питер, 2008. — 426 с.

    Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В.И. Отражена. — Минск: Выш. шк., 2007. — 512 с.

    Ануфриев В. Е. Учет формирования финансовых результатов и распределения прибыли организации //Бухгалтерской учет. — 2005. — №10. — С. 17-25.

    Войтоловский Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. — М.: Перспектива, 2009. — 576 с.

    Горeлик О.М. Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции //Бухгалтерский учет и налогообложение. — 2006. — №8. — С. 12-29.

    Грищенко О. Маржинальный анализ в диагностике финансово-хозяйственного состояния предприятия //Бухгалтерский учет и налогообложение. — 2007. — №12. — С. 33-47.

    Ефимова О. В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 2008. — 512 с.

    Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 323 с.

    Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 512 с.

    Косьмина О.И. Экономический анализ в системе управления: опыт применения методики маржинального анализа //Проблемы современной экономики. — 2007. — №5. — С. 37-52.

    Лебеда Т.А. Анализ безубыточности и маржинальной прибыли в процессе планирования производства //Теория и практика управления. — 2008. — №4. — С.78-92.

    Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 456 с.

    Николаев И. Анализ прибыли и рентабельности //Консультант. — 2009. — № 3. — С. 45-56.

    Никонова И.А. Использование анализа безубыточности в принятии управленческих решений //Финансовый менеджмент. — 2007. — №4. — С. 127-136.

    Панков Д. А. Бухгалтерский учет и анализ за рубежом. — Минск: Новое знание, 2008. — 368 с.

    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. для вузов. — Минск: Новое знание, 2007. — 623 с.

    Савицкая Г.В. Экономический анализ: Уч. — 12-е издание, исправленное. — Мн.: Новое знание, 2008. — 679 с.

    Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С.Стояновой. — М.: Перспектива, 2007. — 450 с.

    Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б.Поляка – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. — 560 с.

    Юдина Л.Н. Анализ себестоимости и прибыли в системе «директ-костинг» //Финансовый менеджмент. — №5. — 2005. — С.25-31.

приложения