Атмосферный воздух (работа 2)

1. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

В соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Он выполняет биологические, производственные, транспортные и иные функции. атмосферный воздух более чем другие природные объекты, в силу присущих ему свойств, связан с жизненными интересами людей, его качество непосредственно влияет на здоровье человека, продолжительность жизни, а также на качественное состояние других элементов окружающей среды, особенно животного и растительного мира. Известно, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха – лишь несколько минут.

Особенно страдают люди от загрязнения воздуха различными токсичными веществами и от шумовых воздействий. Загрязненный воздух отрицательно влияет на капитальные сооружения, конструкции и металлоизделия, приводит к снижению качества продукции, вредно воздействует на погоду и климат. Между тем загрязнение воздушной среды в нашей стране различными газообразными и пылеобразными веществами достигло угрожающих, крайне опасных размеров. Происходит также уменьшение удельного веса кислорода в воздухе вследствие его бесконтрольного сжигания, что чревато серьезными последствиями.

В связи с этим охрана атмосферного воздуха – одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит отлагательства. Речь идет об охране природной среды от отрицательных последствий производственной, бытовой, военной, космической, научной и иной деятельности людей. Это может быть осуществлено правовыми, экономическим, техническими, санитарно-эпидемиологическими и другими средствами. Наибольшую роль в этом играет правовая охрана атмосферного воздуха, выражающаяся, во-первых, в установлении государством и его специально уполномоченными органами строго обязательных для всех физических и юридических лиц норм и правил, т.е., принятие и издание соответствующих нормативных актов различной юридической силы, направленных на охрану атмосферного воздуха; во-вторых, в осуществлении постоянного активного государственного контроля (надзора) за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическим лицами, независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности, этих норм и правил; в-третьих, в применении компетентными государственными органами соответствующих санкций как к физическим, так и к юридическим лицам, не соблюдающим экологические нормы и правила, т.е. нарушающим законодательство об охране атмосферного воздуха.

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Источники загрязнения атмосферы могут быть естественными и искусственными. Естественные источники загрязнения атмосферы - извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури, процессы выветривания, разложение органических веществ. Обычно они имеют катастрофический характер. К искусственным (антропогенным) источникам загрязнения атмосферы относятся промышленные и теплоэнергетические предприятия, транспорт, системы отопления жилищ, сельское хозяйство, бытовые отходы.

Проблема загрязнения воздуха не нова. Более двух столетий серьезные опасения вызывает загрязнение воздуха в крупных промышленных центрах многих европейских стран. Однако длительное время эти загрязнения имели локальный характер. Дым и копоть загрязняли сравнительно небольшие участки атмосферы и легко разбавлялись массой чистого воздуха в то время, когда заводов и фабрик было немного. Быстрый рост промышленности и транспорта в XX в. привел к тому, что такое количество выброшенных в воздух веществ не может больше рассеиваться. Их концентрация увеличивается, что влечет за собой опасные и даже фатальные последствия для биосферы. Загрязнение атмосферного воздуха в промышленных городах и городских агломерациях значительно выше, чем на прилегающих территориях.

Промышленность России выбрасывает в атмосферу в среднем 19,5 млн т загрязняющих веществ за год. На одного жителя России приходится около 342 кг выбросов в атмосферу в год. В 84 городах России загрязнение воздуха более чем в 10 раз превышает ПДК. Из 148 млн. россиян 109 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха, в том числе 60 млн. человек при постоянном превышении ПДК токсичных веществ в воздухе. В связи с этим возрастает число людей, особенно детей, страдающих от респираторных заболеваний, от болезней органов кровообращения, аллергии, бронхиальной астмы и др. Госкомстат представил картографический анализ выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за 2007 г. (см. рисунок 1 в приложении) 1.

В 85 из 168 городов России с численностью постоянного населения 100 тыс. человек и более в I полугодии 2008г. отмечено увеличение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников. Доля выбросов в них составила 23,7% от общего объема выбросов в стране. При этом 17 городов в 2007г. были включены Росгидрометом в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (по показателю индекса загрязнения атмосферы) (см. таблицу 1 на стр.4).

Таблица 1. Города с высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха в I полугодии 2008 года2

 

Вещество, обусловившее высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха

Число случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха

Максимальное превышение допустимой концентрации, раз

Южно-Сахалинск

сажа

26

35

Уфа

хлорид водорода

3

20

Чита

взвешенные вещества

2

15

Новосибирск

сажа

1

11

Выборг

диоксид азота

1

11

Махачкала

взвешенные вещества

1

10

Музей-усадьба "Ясная Поляна"

формальдегид

1

10

Особое место среди источников загрязнения атмосферы занимает химическая промышленность. Она поставляет диоксид серы (SO2), сероводород (H3S), оксиды азота (NO, NO2), углеводороды (СxНy) галогены (F2, Сl2) и др. Для химической промышленности характерна высокая концентрация предприятий, что создает повышенное загрязнение окружающей среды. Вещества, выделяемые в атмосферу, могут вступать в химические реакции друг с другом, образуя высокотоксичные соединения. Не только химическая, но и другие виды промышленности вносят свой "вклад" в загрязнение атмосферы.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в I полугодии 2008г. составили 10,3 млн. тонн, что на 3,1% больше, чем в I полугодии 2007 года (см. таблицу 2 на стр.5).

Таблица 2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников по видам экономической деятельности3

 

I полугодие 2008г., тыс. тонн

В% к I полугодию 2007г.

Всего

10290,1

103,1

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

61,2

97,4

добыча полезных ископаемых

2883,5

99,4

из них добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

2644,3

99,5

обрабатывающие производства

3491,8

99,1

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

58,5

96,1

обработка древесины и производство изделий из дерева

46,1

102,8

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

77,3

98,4

производство кокса и нефтепродуктов

418,0

110,7

химическое производство

177,0

94,7

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

245,6

99,7

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

2293,0

97,3

из них металлургическое производство

2279,0

97,3

производство машин и оборудования

52,9

100,8

производство транспортных средств и оборудования

55,3

98,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2456,9

114,9

транспорт и связь

1062,3

103,4

из них деятельность сухопутного транспорта

1005,8

103,1

В I полугодии 2008г. отмечено увеличение выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в 55 субъектах Российской Федерации, на долю которых приходится 67,2% общего объема выбросов.

Наиболее значительное увеличение объемов выбросов загрязняющих атмосферу веществ наблюдалось в Кемеровской области - на 106 тыс. тонн (на 16,4% больше по сравнению с I полугодием 2007г), Свердловской области - на 74 тыс. тонн (12,2%), Иркутской области - на 66 тыс. тонн (24,5%), Ямало-Ненецком автономном округе - на 66 тыс. тонн (12,4%), Челябинской области - на 48 тыс. тонн (10,3%) и в Новосибирской области - на 25 тыс. тонн (23,5%).

Один из наиболее опасных источников загрязнения атмосферы представляет собой автомобильный транспорт. Подсчитано, что один автомобиль за год выбрасывает в атмосферу 600 - 800 кг оксида углерода, около 200 кг несгоревших углеводородов и около 40 кг оксидов азота. В отработанных газах автомобилей содержится около 280 вредных компонентов, некоторые из них обладают канцерогенными свойствами. Автомобильный транспорт становится одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В ряде зарубежных стран (Франция, США, Германия) автомобильный транспорт дает более 50 - 60% всего загрязнения атмосферы.

В России количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспорта составляет 16,5 млн. т в год (около 47% от общего количества выбросов), в том числе от автотранспорта 13,5 млн т (около 82% от общего количества выбросов). В ряде регионов на долю транспорта приходится более половины выбросов: Приморский край - 55%, Тверская область - 63%; Пензенская область - 70%. В Ростовской области - 543 тыс. т вредных веществ (61% от общего объема выбросов).

Радиоактивные вещества относятся к особо опасным для людей, животных и растений. Источники радиоактивного загрязнения в основном техногенного происхождения. Это экспериментальные взрывы атомных, водородных и нейтронных бомб, различные производства, связанные с изготовлением термоядерного оружия, атомные реакторы и электростанции; предприятия, где используются радиоактивные вещества; станции по дезактивации радиоактивных отходов; хранилища отходов атомных предприятий и установок; аварии или утечки на предприятиях, где производится и используется ядерное топливо. Естественные источники радиоактивного загрязнения в основном связаны с выходом на поверхность урановых руд и горных пород, имеющих повышенную природную радиоактивность (граниты, гранодиориты, пегматиты).

Радиоактивное загрязнение атмосферы чрезвычайно опасно еще и потому, что радионуклиды с воздухом попадают в организм и поражают жизненно важные органы человека. Его влияние сказывается не только на ныне живущих поколениях, но и на их потомках из-за появления многочисленных мутаций. Не существует такой малой дозы ионизирующего излучения, которая была бы безопасна для человека, растений и животных. Даже в районах умеренного радиоактивного загрязнения увеличивается число людей, заболевших лейкозами.

К зонам радиоактивного загрязнения отнесено 14 субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Воронежская, Калужская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская области, Республика Мордовия.

В данной контрольной работе намеренно приведены данные о загрязнении атмосферного воздуха только по России. Масштабы выбросов ужасают своими объемами, но Россия занимает далеко не первое место в общей картине глобального засорения окружающей среды. В мировом масштабе эти цифры вырастают в разы! Такие промышленные державы как США, Англия, Франция и многие другие страны Европы несут львиную долю ответственности за уничтожение запасов атмосферного кислорода и разрушение озонового слоя Земли.

3. законодательство об охране атмосферного воздуха

Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основным законодательным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

В этом законодательном акте получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат.

Многие нормы ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены и на охрану атмосферного воздуха. Нормы законов, регулирующие вопросы воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, детализируются и конкретизируются в указах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия на атмосферный воздух:

а). производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

б). территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Производственные нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств. Помимо этого устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. ПДК характеризует качество окружающей среды.

Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также не использование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается, кроме того, эксплуатация транспортных и иных передвижных средств с превышением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Установлен запрет на производства, постановку на государственный учет и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, не имеющих сертификатов, содержащих сведения о соответствии содержания загрязняющих веществ в отработанных газах установленным нормативам выбросов; не разрешается размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей.

Законодательством предусматривается также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации вредных выбросов.

Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существенному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие:

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03. 1997 г. с изм. и доп., вступившими в силу 06.06. 2008 г. В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 25.04. 1997 г., ред. от 18.12. 2006 г. устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по обеспечению защиты окружающей среды.

Уголовный кодекс от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ ред. от 13.05. 2008 с изм. от 27.05. 2008 г. имеет ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержит определение «экологические преступления».

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01. 1996 г., ред. от 22.08. 2004 г. В целях его реализации Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются права размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.10. 1995 г. № 170-ФЗ, ред. от 01.12. 2007 г.

В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколько нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмосферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосфера загрязняющих веществ.

ГОСТ (1986)"Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательства, осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Под государственным контролем за охраной атмосферного воздуха понимается система мер, направленных на обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий – источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

Контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха в пределах предоставленной компетенции осуществляют также руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций и других органов как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы лаборатории, цеха, участки и др.) или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В системе правового обеспечения охраны атмосферного воздуха большое значение придается борьбе с нарушениями воздухоохранного законодательства, особенно их предупреждению. В этих целях используется система мер юридической ответственности. В законодательстве закреплены виды правонарушений, совершение которых влечет за собой дисциплинарную, административную, материальную (гражданско-правовую), уголовную ответственность. Комплексное применение перечисленных правовых мер способствует оздоровлению воздушного бассейна и в целом окружающей среды.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать, Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боголюбов С.А. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.

  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Лоббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник. – М.: Изд-во "ЭКСМО", 2005.

  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2005.

  4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).

  5. Малахов В.М., Сенин В.Н. Тепловое загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями // Серия «Экология». - М., 1996.

Камчатский край 36.6 тыс. тонн

Пермский край 395.3 тыс. тонн

Чукотский автономный округ 26.7 тыс. тонн

Еврейская автономная область 24.2. тыс. тонн

Сахалинская область 99.5 тыс. тонн

Магаданская область 28.4 тыс. тонн

Амурская область 117 тыс. тонн

Хабаровский край 127.6 тыс. тонн

Приморский край 227.5 тыс. тонн

Республика Саха (Якутия) 162.4. тыс. тонн

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1 тыс. тонн

Агинский Бурятский автономный округ 4.5. тыс. тонн

Читинская область 136.9 тыс. тонн

Томская область 319.7 тыс. тонн

Омская область 197.6 тыс. тонн

Новосибирская область 207.4 тыс. тонн

Кемеровская область 1453.8 тыс. тонн

Иркутская область 553.7 тыс. тонн

Красноярский край 2500.4 тыс. тонн

Алтайский край 215 тыс. тонн

Республика Хакасия 93.5. тыс. тонн

Республика Тыва 21.4. тыс. тонн

Республика Бурятия 90.7 тыс. тонн

Республика Алтай 11.5. тыс. тонн

Ямало-Ненецкий автономный округ 1094.7. тыс. тонн

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2907.4 тыс. тонн

Челябинская область 970.4 тыс. тонн

Тюменская область 4085.7 тыс. тонн

Свердловская область 1220.4 тыс. тонн

Курганская область 49.6 тыс. тонн

Ульяновская область 42.5. тыс. тонн

Саратовская область 161.5. тыс. тонн

Самарская область 324.8. тыс. тонн

Пензенская область 25.6 тыс. тонн

Оренбургская область 804.3. тыс. тонн

Нижегородская область 148.6 тыс. тонн

Кировская область 93.3. тыс. тонн

Чувашская Республика 28.6 тыс. тонн

Удмуртская Республика 119.9 тыс. тонн

Республика Татарстан 266.2 тыс. тонн

Республика Мордовия 31.9. тыс. тонн

Республика Марий Эл 27.7 тыс. тонн

Республика Башкортостан 406.6 тыс. тонн

Ростовская область 163.3. тыс. тонн

Волгоградская область 226.9 тыс. тонн

Астраханская область 128.8 тыс. тонн

Ставропольский край 69.3 тыс. тонн

Республика Адыгея 2.8. тыс. тонн

Чеченская Республика 90.1 тыс. тонн

Республика Северная Осетия-Алания 5.4 тыс. тонн

Карачаево-Черкесская Республика 20 тыс. тонн

Республика Калмыкия 5.5 тыс. тонн

Кабардино-Балкарская Республика 2.5. тыс. тонн

Республика Ингушетия 1.2. тыс. тонн

Республика Дагестан 16.5 тыс. тонн

Краснодарский край 143 тыс. тонн

Ненецкий автономный округ 144.7. тыс. тонн

г. Санкт-Петербург 45.9 тыс. тонн

Псковская область 16.5 тыс. тонн

Новгородская область 48.6 тыс. тонн

Мурманская область 295.3 тыс. тонн

Ленинградская область 236.6 тыс. тонн

Калининградская область 35.6 тыс. тонн

Вологодская область 463 тыс. тонн

Архангельская область 402.7. тыс. тонн

Республика Коми 654.8. тыс. тонн

Республика Карелия 120 тыс. тонн

г. Москва 79 тыс. тонн

Ярославская область 78 тыс. тонн

Тульская область 162.9. тыс. тонн

Тверская область 68.5 тыс. тонн

Тамбовская область 49.8 тыс. тонн

Смоленская область 36.9 тыс. тонн

Рязанская область 135.3 тыс. тонн

Орловская область 12.1. тыс. тонн

Липецкая область 382.4. тыс. тонн

Курская область 27.4 тыс. тонн

Костромская область 62.5. тыс. тонн

Калужская область 12.6. тыс. тонн

Ивановская область 43.7 тыс. тонн

Воронежская область 71.3. тыс. тонн

Владимирская область 31.6. тыс. тонн

Брянская область 47.7 тыс. тонн

Белгородская область 123.9 тыс. тонн

1 Федеральная служба государственной статистики РФ, официальный сайт www.gks.ru

2 По оперативным данным Росгидромета

3 Сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru