Валентность (работа 2)
Тема: Валентность
Цель: Дать учащимся понятие о валентности как свойстве атомов присоединять определённое число атомов другого элемента, научить их определять валентность элементов по формулам их соединений.
Задачи: 1)Образовательные:
-добиться усвоения понятия валентность;
-научить определять валентность элементов по
формулам их соединений;
-повторить, углубить знания о строении вещества;
2)Воспитательные:
-дополнить мировоззрение учащихся знаниями о валентности;
-продолжить эстетическое воспитание;
3)Развивающие:
-продолжить развитие отдельных логических операций и логического мышления в целом;
-продолжить развитие познавательного интереса.
Тип урока: Изучение нового материала
Структура
Урока: 1)Повторение пройденного материала не на оценку. (2 мин.)
2)Актуализация знаний. (1 мин)
3)Изучение нового материала. (20-25 мин)
4)Закрепление нового материала. (7 мин)
5)Домашнее задание. (2-3 мин)
6)Подведение итогов. (1-2 мин)
Методы
организации
обучения: Объяснительно-иллюстративные:
-устное изложение;
-рассказ;
-работа с литературой;
Оборудование
и
реактивы: На демонстрационном столе шаростержневые модели веществ, таблица “Постоянные значения валентности некоторых элементов”.
Ход урока:
Учитель: Добрый день!
Начнём наше занятие с повторения, пройденного ма- териала. Скажите, какие по составу вещества вы знаете?
Ученик: Вещества бывают простые и сложные.
Учитель: А чем они различаются?
Ученик: Простые вещества состоят из атомов одного вида, а сложные из атомов разного вида. В химических реакциях сложные вещества могут разлагаться с образованием нескольких других, а простые нет.
Учитель: Чем различаются сложные вещества и смеси?
Ученик: Отличие сложных веществ от смесей состоит в том, что смеси могут включать в себя несколько веществ как сложных, так и простых.
Учитель: Сравните молекулу воды и молекулу пероксида водорода H>2>O>2> по их относительным молекулярным массам.
Ученик: Относительная молекулярная масса воды равна
18 г/моль, а относительная молекулярная масса пероксида водорода равна 34 г/моль.
Учитель: Вычислите массовую долю кислорода в пероксиде водорода.
Ученик: M>r>(H>2>O>2>)= 1*2+16*2=34 (г/моль).
34 масс. ч. пероксида водорода соответствуют 1
32 масс. ч. кислорода соответствуют x
34:32=1:x
x=32*1/34=0,9412, или 94,12%
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы хорошо усвоили материал предыдущих занятий. Теперь расскажите о качественном и количественном составе этих веществ (формулы на доске в столбик) HCl, H>2>O, NH>3>, CH>4>.
Ученик: HCl-состоит из одного атома водорода и одного атома хлора;
H>2>O-состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода;
NH>3>-состоит из трёх атомов водорода и одного атома азота;
CH>4>-состоит из четырёх атомов водорода и одного атома углерода;
Учитель: Хорошо. Сейчас же возникает вопрос-проблема: почему атомы разных элементов удерживают неодинаковое число атомов водорода? Видимо, атомы обладают разной способностью в этом отношении. Сегодня об этом мы и узнаем, тема урока “Валентность” (тема пишется на доске). Как видно из приведённых примеров, атомы элементов хлора, кислорода, азота, углерода обладают свойством присоединять не любое, а только определённое число атомов водорода. Таким же свойством обладают и другие элементы в различных соединениях. Может кто-нибудь попробует дать определение валентности?
Ученик: Валентность-это свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов других химических элементов.
Учитель: Молодец, правильно. Обратите внимание на то, что атомы различных элементов могут присоединять разное число атомов водорода, а каждый атом водорода, в свою очередь, образует связь только с одним атомом другого элемента. Отсюда следует вывод о наименьшей валентности водорода. Во всех соединениях она постоянна и её значение принято считать за единицу. Запишите это в тетрадь.
(Записываю на доске, а ученики в тетради)
HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен
H>2>O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен
NH>3>-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен
CH>4>-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен
(одновременно демонстрирую шаростержневые модели молекул этих веществ, и пишу их структурные формулы)
Теперь мы рассмотрим, как определять валентность элементов. В любом веществе, состоящем из двух элементов (такие соединения называются бинарными), сумма единиц валентности всех атомов одного элемента равна сумме единиц валентности всех атомов другого элемента. Так как водород одновалентен, то в бинарном водородном соединении значение валентности второго элемента равно числу атомов водорода. (Расставляю над формулами водородных соединений на доске значение валентности римскими цифрами) В графических формулах каждая чёрточка соответствует единице валентности. (На доске)
>x>>=?> >1>
A H>n>
1-обозначена валентность водорода
n-известное число атомов (индекс).
Требуется определить валентность другого элемента (A), которая обозначена x. Как это сделать? “Чтоб валентность элемента в данной формуле узнать, надо рядом с элементом водород пересчитать, римской цифрою представить и над символом поставить” . (Дописываю на доске правую часть схемы) >x>>=? >>1 x=1 >> >>1>
A H>n> A H>n>
Кислород во всех соединениях тоже имеет постоянное численное значение валентности равное двум. Зная это, можно определять валентность элементов в оксидах. Рассмотрим формулы оксидов азота N>2>O, NO, N>2>O>3>, NO>2>. Определите валентность азота в этих соединениях.
Ученик: Валентность азота 1, 2, 3, 4 соответственно.
Учитель: Как мы видим, некоторые элементы могут проявлять переменную валентность даже в соединениях с одним и тем же элементом. Давайте напишем обобщающую схему:
>x=? 2>
A>m >O>n >
Как нам найти x?
Ученик: x=2n/m
Учитель: >x>>=? >>2 x=2n/m 2>
A>m >O>n >A>m >O>n>
“Если рядом с элементом кислород (двухвалентен он, не то, что водород), сумму всех его валентностей найди и на индекс элемента раздели”.
Для того чтобы определить валентность элементов по формулам других бинарных соединений (более общий случай), значение валентности одного из элементов обязательно должно быть известно: если значение постоянно, ученик обязан его знать, а если переменно - оно должно быть указано над химическим знаком в формуле.
>x=? b>
A>m > B>n>
А как здесь определить x?
Ученик: x=bn/m
Учитель: >x=? b x=bn/m b>
A>m >B>n >A>m >B>n>
Обобщите все три схемы.
Ученик: Последний графический алгоритм – основной, а 1 и 2 – лишь частные его случаи.
Учитель: “Действуй также в каждом случае ином, только помни непременно об одном: чтоб успешно все заданья выполнять, постоянную валентность нужно знать!” (Демонстрирую таблицу с постоянными значениями валентности некоторых элементов). Запомнить численные значения постоянной валентности металлов поможет нехитрый текст, комментирующий эту таблицу:”натрий, калий, серебро с водородом заодно. С кислородом – магний, ртуть, кальций, барий и бериллий, с ними цинк не позабудь. Трёхвалентен алюминий”. Валентность разных элементов в соединениях может принимать значения от 1 до 7.
Для закрепления материала определите валентность элементов в соединениях:
Вариант 1: SiH>4>, CrO>3>, Na>2>O.
Вариант 2: H>2>S, CO>2>, SO>3>.
Ученик: Вариант 1: >4 1 6 2 1 2>
SiH>4>, CrO>3>, Na>2>O.
Вариант 2: >1 > >2 > > 4 > >2 > >6 > >2>
H>2>S, CO>2>, SO>3>.
Учитель: Домашнее задание: выучить § .Выполните упражнения (с. ).
Сегодня на уроке мы узнали, что такое валентность и научились определять валентность элементов по формулам их соединений, узнали, что валентность может быть переменной и постоянной, запомнили несколько значений постоянной валентности некоторых элементов.
На этом наш урок заканчивается. Досвидания.
Литература:
1)Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1992.
2)Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8-класс.-М.: Просвещение, 1992.
3)Химия в школе. Супоницкая И.И. Использование алгоритмов при изучении валентности. N 199 .
Записи в тетради
Валентность
Валентность-это свойство атомов химического элемента присоединять определённое число атомов других химических элементов.
HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен
H>2>O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен
NH>3>-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен
CH>4>-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен
Валентность водорода во всех его соединениях равна единице.
>x=? 1 x=1 1>
A H>n> A H>n>
Валентность кислорода во всех соединениях равна двум.
>1 2 3 4>
N>2>O, NO, N>2>O>3>, NO>2>
>x=? 2 x=2n/m 2>
A>m >O>n >A>m >O>n>
Общая формула: >x>>=? >>b x=bn/m b>
A>m >B>n >A>m >B>n>
: Вариант 1: >4 1 6 2 1 2>
SiH>4>, CrO>3>, Na>2>O.
или
Вариант 2: >1 > >2 > > 4 > >2 > >6 > >2>
H>2>S, CO>2>, SO>3>.
Записи на доске
Валентность
HCl-атом хлора удерживает один атом водорода, хлор одновалентен
H>2>O-атом кислорода удерживает два атома водорода, кислород двухвалентен
NH>3>-атом азота удерживает три атома водорода, азот трёхвалентен
CH>4>-атом углерода удерживает четыре атома водорода, углерод четырёхвалентен
> >
>x=? 1 x=1 1>
A H>n> A H>n>
> 1 2 3 4>
N>2>O, NO, N>2>O>3>, NO>2>
>x=? 2 x=2n/m 2>
A>m >O>n >A>m >O>n>
>x=? b x=bn/m b>
A>m >B>n >A>m >B>n>
Вариант 1: >4 1 6 2 1 2>
SiH>4>, CrO>3>, Na>2>O.
Вариант 2: >1 > >2 > > 4 > >2 > >6 > >2>
H>2>S, CO>2>, SO>3>.
Д.З.: § , упражнение стр. .