Анализ доходов и расходов муниципального бюджета г. Рязань

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Анализ доходов муниципального бюджета

1.1 Структура доходов бюджета

1.2 Динамический анализ доходов бюджета муниципального образования

1.3 Исполнение доходной части бюджета муниципального образования

1.4 Анализ межбюджетных трансфертов

2 Анализ расходов муниципального бюджета

2.1 Основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования

2.2 Динамический анализ расходов бюджета муниципального образования

2.3 Исполнение расходной части бюджета муниципального образования

3 Анализ дефицита (профицита) местного бюджета

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. (см.: Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской: Учебник. – М.: Юрайт, 1999. - с. 12). При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п. Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ. В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления” (статья 6).

При употреблении слова “бюджет” на практике под ним понимается как денежный фонд, находящийся в руках государства, так и документ, определяющий порядок его образования и использования. С терминологической точки зрения более правильно разделять эти понятия. Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне на определенный период времени, называется бюджетным планом. Исполнение бюджетного плана заключается в формировании и расходовании централизованного фонда финансовых ресурсов, который именуется бюджетным фондом.

Бюджетный план составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В России бюджетный период соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря), а в США длится с 1 октября по 30 сентября.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности - при проведении приватизации.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

1 Анализ доходов муниципального бюджета

1.1 Структура доходов бюджета

Структура доходов бюджета г.Рязань в 2004, 2005, 2006 годах

Статья доходов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Сумма тыс.руб.

Доля, %

Сумма тыс.руб.

Доля, %

Сумма тыс.руб.

Доля, %

1. Налоговые доходы, в т.ч.

202400

54

225600

60

244600

60

Налоги на прибыль, доход

130500

35

145000

39

170000

42

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

5200

1,4

2300

0,6

2600

0,6

Налоги на имущество

45000

12

52000

14

48000

12

Платежи за пользование природными ресурсами

1700

0,5

1800

0,5

1600

0,4

Налоги на совокупный доход

14800

4

17300

5

19600

5

Прочие налоги, сборы, пошлины

5200

1,4

7200

2

2800

0,7

2. Неналоговые доходы, в т.ч.

56700

15

44800

12

53400

13

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и мун. организаций

35000

9

6700

2

4700

1

Административные платежи и сборы

-

-

-

-

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1300

0,34

1100

0,3

700

0,1

Прочие неналоговые доходы

-

-

-

-

-

-

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и пл. услуги

20400

5,5

37000

10

48000

12

3. Межбюджетные трансферты, в т.ч.

115000

30,7

104000

28

111000

27

Дотации

65000

17,4

64000

17

46000

11

Субвенции

40000

10,7

32000

9

48000

12

Субсидии

10000

2,7

8000

2

17000

4

Всего доходы:

374100

100

374400

100

409000

100

С помощью табл. 1 можно рассматривать основные группы доходов. Налог на прибыль, доход в общей сумме за рассматриваемые периоды колеблются в пределах 30% – 50%. Доля налогов на товары и услуги имеет тенденцию к снижению за 2004-2006 гг. от 1,4% до 0,6%. Налог на имущество в общей сумме доходов 2004 года составил 12%, но за последующие годы он вырос до 14%, а в 2006 году снизился до 12%. Платежи за пользование природными ресурсами остались прежними и составил 0,5% в 2005 году, но уменьшился до 0,4% в 2006г. Налоги на совокупный доход возросли с 4% в 2004 году и до 5% в 2006 г.

Прочие налоги, сборы, пошлины также имеют тенденцию к увеличению. В 2004 -2006 гг. данная группа составляла в общей сумме доходов 1,4%, а в 2006 уменьшилась до 0,7%.

Доля неналоговых доходов в 2004 – 2005 годах уменьшилась примерно с 15% - до 12%, но в 2006 г. повысилась до 13%.

Если рассматривать структуру межбюджетных трансфертов, то она наиболее контрастна. В 2004 году процент межбюджетных трансфертов в общей сумме составил -30%. Однако 2005 году он снизился до 28%, а уже в 2006 году процент еще снизился до 27%. Более подробно остановимся на данных 2005 года и обратимся к диаграмме.

На рис. 1 приведена диаграмма, показывающая структуру налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2005 году. Среди налоговых доходов наибольшая доля – 39% приходится на налоги на прибыль и доход, а среди неналоговых доходов самый большой процент занимают межбюджетные трансферты – 28%.

Рис.1. Структура доходов бюджета в 2005 году

    налог на прибыль;

    налог на товары и услуги;

    платежи за пользование природными ресурсами;

    налоги на имущество;

    налоги на совокупный доход;

    прочие налоги, сборы, пошлины;

    неналоговые доходы;

    межбюджетные трансферты.

Далее определим источники (налоговые и неналоговые) формирования доходов местного бюджета за 2004 – 2006гг.

Для анализа структуры доходов местного бюджета рассчитаем коэффициент налоговых доходов

где

Н – налоговые доходы бюджета,

Д – все доходы бюджета

Коэффициент налоговых доходов в местных бюджетах за 2004, 2005,2006 годы не превышает 0,6, что обусловлено значительностью неналоговых источников доходов.

Коэффициент налоговых доходов за 2004 год составляет 0,54; за 2005 год – 0,6, за 2006 год – 0,59. Это обусловлено большим ростом неналоговых источников доходов. Инструментом структурного анализа доходов бюджета является определение доли прямых и косвенных налогов. И прямые, и косвенные налоги вносят свой вклад в местный бюджет.

На основании анализа, приведенного в данном подразделе можно сделать следующие выводы. Доходы бюджета г. Рязань представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход (2004 – 35%; 2005 – 39%; 2006 – 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2004 – 0,5%; 2005 – 0,5%; 2006 – 0,4%).

1.2 Динамический анализ доходов бюджета муниципального образования

Постоянные изменения финансового климата, налогового и бюджетного законодательства и других параметров внешней среды приводят к изменениям в доходах бюджета муниципального образования. Анализ изменений, проходящих с течением времени, называется анализом бюджета в динамике или динамическим анализом.

Динамический анализ доходов бюджета в 2004-2006 годах, тыс. руб.

Статья доходов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс. руб.

Сумма, тыс.руб.

1.Налоговые доходы, в т.ч.

202400

225600

244600

Налоги на прибыль, доход, в т.ч.

130500

145000

170000

Налог на прибыль организаций

46688,9

42213,3

54500,7

Налог на доходы физических лиц

83811

93943,5

99567,3

Налог на игорный бизнес

-

8843,2

15932

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, в т.ч.

5200

2300

2600

Акцизы на спирт этиловый

3150

1702,5

1755,1

Акцизы на алкогольную продукцию

-

15,5

119,8

Лицензионные и регистрационные сборы

19,5

-

-

Налог с продаж (задолженность)

2030,5

582

725,1

Налоги на имущество, в т.ч.

45000

52000

48000

Физических лиц

380,3

2671

2372,7

Предприятий

20453,1

25483,4

9435,3

Дарение и наследство

68

250

-

Земельный налог

24098,9

23595,6

36192

Платежи за пользование природными ресурсами, в т.ч.

1700

1800

1600

За пользование недрами

0,9

0,9

0,9

На добычу полезных ископаемых

454

299

350

Плата за воду

1245

1500

-

Плата за негативное воздействие на окр. среду

-

-

1249,1

Налоги на совокупный доход, в т.ч.

14800

17300

19600

Единый налог на вмененный доход

1546

4383

16679,4

Единый налог на вмененный доход для физических лиц

8837,8

4220

-

Един. Налог на вмен. доход

4416,1

8697

2920,6

Прочие налоги, сборы, пошлины

5200

7200

2800

гос.пошлина

1762,4

1464

1280

Местные налоги и сборы

1503,3

-

-

Налог на рекламу

40

40

30

Прочие налоги и сборы

1894

155

1490

2. неналоговые доходы, в т.ч.

56700

44800

53400

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и мун. Организаций

38279,1

28840,8

37754

Административные платежи и сборы

93,2

80

90

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1716,8

1736

2449,7

Прочие неналог, доходы

37,7

-

-

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход и пл. услуги

16573,2

14143,2

13106,3

3. межбюджетные трансферты, в т.ч.

115000

104000

111000

Дотации

68292,8

67665,3

15167,5

Субвенции

31842,4

28637,4

80215,8

Субсидии

14865

7697,3

45616,7

Всего доходы:

374100

374400

409000

Для более детального анализа тенденций изменения поступлений средств в 2005, 2006 гг. рассчитываем темпы роста доходов по группам доходов.

Темпы роста по группам налогов приведены в табл. 3.

Темпы роста доходов бюджета в 2005 – 2006 годах, %

Статья доходов

2005

2006

1. налоговые доходы, в т.ч.

111%

108%

Налоги на прибыль, доход

111%

117%

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

44%

113%

Налоги на имущество

116%

92%

Платежи за пользование природными ресурсами

106%

89%

Налоги на совокупный доход

117%

113%

Прочие налоги, сборы, пошлины

138%

39%

2. неналоговые доходы, в т.ч.

79%

119%

Доходы от имущества. Находящегося в гос. и мун. -Собственности или от деятельности гос. и мун. Организаций

19%

70%

Административные платежи и сборы

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

85%

64%

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящий доход и пл. услуги

181%

130%

3. межбюджетные трансферт, в т.ч.

90%

107%

Дотации

98%

72%

Субвенции

80%

150%

Субсидии

80%

212,5%

Всего доходы:

101%

109%

На основании данных таблицы рассмотрим темпы роста доходов бюджета за 2005 и 2006 гг.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%. Исходя из таблицы, значения отдельных стадий доходов могут как резко увеличится, так и резко снижаться.

Налоговые доходы в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 6%. В этой группе отмечается повышение доходов почти по всем статьям, за исключением налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы который уменьшился на 0,8%. В группе неналоговых доходов, наблюдается уменьшение их на 3%. Это произошло в основном за счет группы доходов от предпринимательской деятельности, снизившись на 4,5%,а также от доходов от имущества уменьшившей на 7%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

По данным таблицы можно увидеть, что не наблюдается значительного темпа роста у таких налогов как: прочие налоги, сборы, пошлины, налоги на совокупный доход и налоги на имущество.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

В 2005 году размер норматива по земельному налогу на земли сельскохозяйственного назначения составил 98%, в 2006 году – 150%, аналогичная тенденция наблюдалась и по городским территориям.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

В 2005 году налоги на вмененный доход для отдельных видов деятельности определялись в размере 2% от общей суммы дохода Также возросло число плательщиков. Это в основном и повлияло на значительный рост поступлений по данному налогу.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

Неналоговые доходы в 2006 году повысились на 1% за счет снижения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 1%.

Межбюджетные трансферты в 2006 году уменьшились на 1%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

1.3 Исполнение доходной части бюджета

муниципального образования

Бюджет является финансовым планом, а исполнения этого плана отражено в данных отчета об исполнение бюджета. Подобный отчет составляется ежемесячно, а затем формируются годовые итоги, которые рассматриваются и утверждаются. Отчет выполняется разделе доходной и расходной части бюджета.

При анализе исполнения бюджета за год, рассматриваются следующие суммы:

- годовой утвержденный бюджет;

- годовой уточненный бюджет;

- фактическое исполнение бюджета;

- процент исполнения.

Исполнение доходной части бюджета за 2005 год, тыс.руб

Статья

План

2006

года

Уточнен. план 1 полугодия

Исполнено

На 01.07.2006 г.

Исполнено на

1. налоговые доходы, в т.ч.

202400

209900

201350

96

Налоги на прибыль, доход, в т.ч.

130500

155000

125250

80

В т.ч. налог на прибыль организаций

42213,3

4021

3980

99

Налог на доходы физических лиц

93943,5

9285

9280

99,9

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистр. Сборы, в т.ч.

2300

2000

2000

100

Акцизы на спирт этиловый

1702,5

1900

1850

97,3

Акцизы на алкогольную продукцию

15,5

14

14

100

Налоги на имущество

52000

51900

52900

102

Налог на имущество физ. Лиц

2671

2595

2600

100

Земельный налог

23595,6

24500

24500

100

Платежи за польз. Природ. рес. в т.ч.

1800

1000

998

99,8

За пользование недрами

0,9

0,9

0,9

100

Налоги на совокупный доход

17300

26900

26350

98

Единый налог на вмененный доход

8697

8545

8500

99

Единый с/х налог

-

-

-

-

Государственная пошлина

1762,4

4639,1

4595

99

Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обяз. платежам

582

600

600

100

2. неналоговые доходы

44800

52100

52100

100

Доходы от имущества, находящегося в мун. Собственности

28840,8

5000

4975

99,5

Административные платежи и сборы

80

-

-

-

Штрафные санкции

1736

1100

1000

91

Доходы от предпринимательской деятельности

14143,2

46000

45500

99

Прочие неналоговые доходы

-

-

-

-

3. межбюджетные трансферты, в т.ч.

104000

110000

110000

100

Дотации

67665,3

64000

64500

101

Субвенции

2837,4

40000

39553

99

Субсидии

7697,3

6000

59988

99

Средства, получаемые на компенсацию дополн. Расходов

-

-

-

-

Всего доходы:

374400

395000

363450

92

На основании данных таблицы проанализируем исполнение доходной части бюджета за 2005 год. При сравнении исполнения с уточненным планом первого полугодия наблюдается перевыполнение плана на 5,75%. Но если подробно рассмотреть процент исполнения по отдельным статьям доходов, то можно увидеть разнообразие среди полученных данных.

Для начала рассмотрим исполнение плана по налоговым доходам.

Исполнение по налогам на прибыль, доход к уточненному плану 1 полугодия составило 111%.

По налогам на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы наблюдается невыполнение устойчивого плана 1 полугодия на 1%.

По налогам на имущество наблюдается значительный процент исполнения уточненного плана 1 полугодия. Главной причиной этого является неэффективное планирование доходов местного бюджета. Это происходит в результате того, что срок уплаты налога на имущество осуществляется не позднее 15 сентября и 15 ноября, платежи обычно осуществляются непосредственно перед этими датами или с незначительной просрочкой. И поэтому большая часть суммы поступлений планируется на 2 полугодие. В данном случае наблюдается значительная сумма платежей в первом полугодии.

По платежам за пользование природными ресурсами наблюдается невыполнение плана на 8%. Налогов на совокупный доход – 5%.

Исполнение неналоговых доходов к уточненному плану составляет 113%. Этот рост обусловлен в основном благодаря поступлениям от аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи за которую поступают неравномерно в течение года. Поэтому величина исполнения выше запланированной. Тоже самое можно сказать об административных платежах и сборах, штрафных санкциях.

Исполнение бюджета по межбюджетным трансфертам будут рассмотрено более подробно в ходе дальнейшего анализа.

В целом за 1 полугодие 2006 года наблюдается переполнение уточненного плана 1 полугодия. Однако встречается отрицательные моменты, связанные с недостаточно эффективным планированием доходов.

Кроме этого, результаты проведенных финансовых управлением проверок и ревизий за 1 полугодие 2006 года показатели, что продолжается не целевое использование бюджетных средств, ослаблен контроль в ряде учреждений за финансово-хозяйственной, кассовой дисциплиной, состоянием бухгалтерского учета и отчетности, штатной дисциплины.

1.4 Анализ межбюджетных трансфертов

Рассмотрим влияние межбюджетных отношений на региональном уровне на формирование местных бюджетов, а именно подробнее разберем предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Рассматривая основные виды межбюджетных трансфертов предоставляемые МО следует выделить:

- дотации;

- субвенции;

- субсидии;

- бюджетные кредиты.

Законодательное регулирование межбюджетных отношений на региональном уровне осуществляется соответствующими законодательными актами.

Учитывая, что в РФ наблюдается высокий уровень централизации бюджетных доходов, межбюджетные трансферты являются важным для муниципального образования доходным источником, без которого невозможно финансирование социальных расходов муниципального образования.

При оценке зависимости бюджета муниципального образования от вышестоящих бюджетов рекомендуется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 2 августа 2004 г. №223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований » рассчитывать показатель

Р6=А/В, где

Р6 – зависимость бюджета от финансовой помощи;

А – межбюджетные трансферты из вышестоящих бюджетов за исключением субвенций;

В – доходы местного бюджета за исключением субвенций.

Считается, что значение показателя более 40% означает, что зависимость от регионального бюджета чрезмерна.

Бюджетные трансферты в бюджете г. Рязань

Виды межбюджетных трансфертов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Сумма тыс. руб.

Доля,%

Сумма, тыс. руб

Доля,%

Сумма тыс. руб.

Доля, %

Межбюджетные трансферты, в т.ч.

115000

30,7

104000

28

111000

27

Дотации

65000

17,4

64000

17

46000

11

Субвенции

40000

10,7

32000

9

48000

12

субсидии

10000

2,7

8000

2

17000

4

В 2004 году показатель Р6 = 65000 / (374100 - 40000) = 0,19

В 2005 году показатель Р6 = 64000 / (361566 - 32000) = 0,19

В 2006 году показатель Р6 = 46000 / (409000 - 48000) = 0,13

Итак, динамика показателя р6 показывает, что уровень зависимости муниципального бюджета в 2005 году возрос до 19%, а в 2006 году существенно снизился до 13%..

Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенций, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций.

Эта тенденция может оцениваться как позитивная, поскольку снижается уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

Сумма субвенций значительно возросла в 2006 г. и соответствует 48000 тыс. руб., что не скажешь о 2005 г., когда субвенций было меньше, чем в 2004 г. и составило 32000 тыс. руб.

По данным таблицы 5 можно увидеть, что размер субсидий из бюджета области пересмотрен в пределах ряда законов в сторону увеличения в 2004 г. он составил 10000 тыс. руб., а вот в 2007 году – 17000 тыс.руб. Наибольшая сумма субсидий выделена на реализацию ЗТО «Об образовании» и «Здравоохранение в ТО» .

Сумма дотаций из вышестоящего бюджета также пересмотрена в сторону уменьшения, в 2004 г составляло 65000 тыс. руб., а вот в 2006 г. 46000 тыс. руб. Из общей суммы дотаций на год расходуется на возмещение убытков на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданные в введение органов местного самоуправления по муниципальному образованию.

2 Анализ расходов муниципального бюджета

Расходы бюджета муниципального образования направлены на решение социальных задач, создание, поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов.

2.1 Основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования

Все расходы бюджета города можно условно разделить на 3 группы:

социальные, производственные и управленческие. Условность деления состоит в том, что эти группы тесно связаны между собой.

Например, расходы на ЖКХ, транспорт относят к экономической сфере, но они отчасти обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры. Управленческие расходы можно разделить на собственно управленческие, управленческие в производственной сфере и управленческие в социальной сфере и т.д. Все расходы бюджета связаны, так как с помощью расходования бюджетных средств решаются общие задачи, направленные на поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Несмотря на указанные ограничения, деление расходов по направлению их использования целесообразно. Выделим основные направления расходования бюджетных средств муниципального образования на рис.2.

Структурный анализ расходов бюджета МО Ростовского района за 2004, 2005,2006 годы представлены в таб.8.

Следует учесть, что в рассматриваемом периоде изменилась бюджетная классификация, поэтому данные за 2004 – 2005 гг. приведены с учетом корректировок.

Структура расходов г. Рязань в 2004 – 2005 годах

Статья расходов

2004 год

2005 год

2006 год

Сумма, тыс.руб.

Доля,%

Сумма, тыс.руб.

Доля,%

Сумма, тыс.руб.

Доля,%

Общегосударственные вопросы

32000

8

34000

8,3

40000

9,4

Нац. безопасность и правоохран. деятельность, в т.ч.

11000

2,7

9000

2,2

7700

1,8

Органы внутренних дел

1000

0,25

1300

0,31

1200

0,28

Гос. противопож. служба

1000

0,25

1200

0,29

1000

0,24

Др. вопросы в области правоох. деятельности и нац. без.

500

0,12

-

-

-

-

Предупреждение и ликвидация последствий ЧП и стих. бедствий

8500

2,13

6500

1,59

5500

1,3

Национальная экономика, в т.ч.

9500

2,38

11000

2,69

12300

2,9

Промышленность, энергетика, строит.

3000

0,75

4500

1,1

4700

1,1

Другие отросли промышленности

2360

0,59

3200

0,78

3800

0,89

Строительство, архитектура

1300

0,33

1000

0,25

1100

0,26

с/х и рыболовство

1200

0,3

800

0,2

1000

0,24

Сельхозяйственное производство

780

0,2

1300

0,32

-

-

Земельные ресурсы

560

0,14

-

-

-

-

Автомобильный транспорт

300

0,07

200

0,05

1700

0,4

ЖКХ, в т.ч.

37000

9,28

34000

8,3

31200

7,36

Жилищное хозяйство

13000

3,3

12300

3

13600

3,2

Коммунальное хозяйство

23295

5,8

21400

5,24

17150

4

Прочие структуры коммунального хозяйства

705

0,18

300

0,07

450

0,1

Образование, в т.ч.

186000

47

193000

47,3

197600

46,6

Дошкольное образование

560000

14

67000

16

68500

16

Общее образование

104000

26

113000

28

115000

27

Среднее проф. Образование

3700

0,9

3300

0,8

4200

0,99

Переподготовка и повышение квалификации

6200

1,6

7200

1,76

6300

1,49

Молодежная политика

800

0,2

500

0,12

750

0,18

Прочие расходы в области образования

15300

3,8

2000

0,49

2850

0,67

Здравоохранение и спорт, в т.ч.

94000

23,6

97000

23,7

102800

24,3

Здравоохранение

73000

18,3

74000

18,1

90000

21,2

Физическая культура и спорт

12000

3

13000

3,2

11000

2,59

Другие вопросы в обл. культуры и спорта

900

0,23

1000

0,25

1800

0,42

Культура, искусство, кинематография и СМИ, в т.ч.

14000

3,5

16000

3,9

17600

4,2

Культура и искусство

10000

2,5

12000

2,9

11000

2,59

Др.вопросы в области культуры

2790

0,7

3200

0,78

2900

0,68

Кинематография

560

0,14

720

0,18

1670

0,39

СМИ

650

0,16

80

0,002

2030

0,48

Социальная политика, в т.ч.

15000

3,76

14000

3,43

14500

3,42

Учреждения социального обеспечения

5200

1,3

4800

1,17

5000

1,18

Социальная помощь

3200

0,8

3150

0,77

3400

0,8

Прочие мерпр. В области соц. политики

2100

0,5

3200

0,78

-

-

Гос. пособие гражданам, имеющих детей

4000

1

2850

0,69

4800

1,13

Прочие расходы

500

0,13

-

-

1300

0,3

Итого расходы:

398500

100

408000

100

423700

100

Рассмотрев табл. 6, сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.

Наблюдается увеличение процентной доли затрат на здравоохранение: с 18,3% в 2004 году до 21,2% в 2006 году. Также по данным таблицы виден рост расходов на образование с 2004 – 2006 гг., который составил соответственно 47%.

Более подробно с помощью рисунка 2 рассмотрим структуру расходов бюджета 2006 году.

На рис. 2 приведена диаграмма, отражающая структуру расходов бюджета в 2006 году.

Рис. 5. Структура расходов бюджета в 2006 году

    общегосударственные расходы;

    национальная безопасность и правовая деятельность;

    экономика:

    ЖКХ;

    образование;

    здравоохранение;

    культура, искусство, СМИ;

    социальная политика.

Анализируя данные, представленные на таблице и рисунке можно сделать выводы о незначительности расходов на экономику (3%), национальная безопасность и правоохранительную деятельность (2%), социальную политику (4%), культуру (4%), ЖКХ (8%).

Образование одна из наиболее важных статей расходов бюджета города. Так именно дошкольное и школьное образование определяет будущее состояние и развитие города. Структурный анализ расходов в сфере образования приведен в табл. 7.

Структурный анализ расходов бюджета в сфере образования за 2006 год

Статьи расходов

Сумма, тыс.руб.

Доля,%

Оплата труда и начисления на оплату

166896

84,4

Заработанная плата

122296

61,9

Прочие выплаты

1050

0,53

Начисления на оплату труда

43550

22

Приобретение услуг

19645

9,9

Услуги связи

730

0,37

Транспортные услуги

329

0,17

Коммунальные услуги

12750

6,5

Услуги по содержанию имущества

5600

2,8

Прочие услуги

236

0,12

Социальное обеспечение

5800

2,9

Пособия по социальной помощи населению

5800

2,9

Прочие расходы

3260

1,65

Поступление нефинансовых активов

19990

1

Увеличение стоимости основных средств

3240

1,6

Увеличение стоимости материальных запасов

16750

8,5

Всего расходов

197600

100

По данным таблицы можно следующие выводы. Среди расходов по статье образование наибольший объем средств расходуется на выплату зарплаты персоналу и уплату начислений за нее. Эти статьи составляют более 84%. Такая ситуация характеризует недостаточность финансирования сферы образования из муниципального бюджета.

Также значительны расходы на оплату услуг. В общей стоимости расходов на образование они составляют 9,9%, причем 6,5% приходится на коммунальные услуги.

2.2 Динамический анализ расходов бюджета муниципального образования

В этом разделе требуется:

- привести данные о расходах бюджета муниципального образования за последние 3 года в табличной форме;

- рассчитать темпы роста расходов бюджета по группам и свести их в таблицу;

- построить график, отражающий динамику расходов муниципального образования;

- сделать выводы.

Расходы МО г. Рязань в 2004 – 2006 гг., тыс. руб.

Статьи расходов

2004

2005

2006

Общегосударственные вопросы

32000

34000

40000

Нац. безопасность и правоохран. деятельность, в т.ч.

11000

9000

11700

Органы внутренних дел

12350

10870

9650

Гос. противопол. служба

4650

3800

6900

Др. вопросы в области павоох. деят. и нац. без.

-

4879

4750

Предупреждение и ликвидация последствий ЧП и стих. бедствий

4000

5460

7000

Национальная экономика, в т.ч.

9500

11000

12300

Промышленность, энергетика, строит.

2532

2600

3200

Другие отросли промышленности

1128

1101

1065

Строительство, архитектура

1300

3800

3500

с/х рыболовство

1400

1350

2135

Земельные ресурсы

1540

1200

1300

Автомобильный транспорт

1600

949

1100

ЖКХ, в т.ч.

37000

34000

31200

Жилищное хозяйство

7600

5400

5150

Коммунальное хозяйство

22756

22654

21750

Прочие структуры коммунального хозяйства

6644

5946

4300

Образование, в т.ч.

186000

193000

197600

Дошкольное образование

70000

78000

80000

Общее образование

108000

110000

112000

Среднее проф. образование

1000

800

700

переподготовка и повышение квалификации

3000

2800

2900

Молодежная политика

1500

200

1000

Прочие расходы в области образования

2500

1200

1000

Здравоохранение и спорт, в т.ч.

94000

97000

102800

Здравоохранение

56000

57000

64000

Физическая культура и спорт

32000

35000

36000

Другие вопросы в обл. культуры и спорта

6000

5000

2800

Культура, искусство, кинематография и СМИ, в т.ч.

14000

16000

17600

Культура и искусство

8500

9600

10000

Др. вопросы в области культуры

800

1000

1100

Кинематография

3200

5400

6000

СМИ

1500

1000

600

Социальная политика, в т.ч.

15000

14000

14500

Учреждения социального обеспечения

3600

3900

4200

Социальная помощь

2934

3000

3100

Прочие мероп. в области соц. политики

98

-

-

Гос. пособие гражданам, имеющих детей

5400

4100

4400

Прочие расходы

2968

3000

2800

Итого расходов:

398500

408000

423700

На основании табл. 8 рассчитаем темпы роста расходов по группам доходов. Темпы роста по группам налогов приведены в табл. 9.

Темпы роста расходов в 2005 – 2006 годах, %

Статья расходов

2005 г.

2006 г.

Общегосударственные вопросы

106%

118%

Нац. безопасность и правоох. деятел.

82%

86%

Национальная экономика

116%

112%

ЖКХ

92%

92%

Образование

103,8%

102%

Здравоохранение и спорт

103%

105,9%

Культура

114%

110%

Социальная политика

93%

104%

Прочие расходы

-

-

Итого расходов:

102%

104%

Рассмотрим таблицу темпов роста расходов в 2005-2006 годах. Для начала проанализируем темпы роста расходов в 2005 в сравнении с 2004 годом. Для более подробного анализа обратимся к таблице 6. Общие расходы в 2005 году возросли на 18%. Рост расходов наблюдается почти по всем статьям (за исключением ЖКХ). Наиболее значителен рост расходов на национальную безопасность. Он составляет 74%.Также наблюдается увеличение расходов на национальную экономику. Рост также составляет 74%. Этому способствует увеличение расходов на дорожное строительство, осуществляемое в г. Рязани.

Затраты на здравоохранение и спорт возросли на 51%, на культуру – на 45%. Наблюдается рост затрат по общегосударственным вопросам на 11% и расходов на социальную политику – на 7%. Увеличение расходов по статье образование составило 28%. Этому способствовало рост затрат на дошкольное, общее, средне профессиональное образование. Из всего перечня значительно снизились расходы на ЖКХ - на 23%, что обусловлено финансовой политикой МО (финансирование по остаточному принципу) и ростом платежей населения.

В 2006 году наблюдается значительный рост расходов по национальной безопасности.

Возросли расходы на национальную экономику по статье «Транспорт». Это связано с оплатой льготного проезда школьников из муниципального бюджета.

Кроме этого наблюдается снижение расходов на ЖКХ, т.е. в районе реализуется финансирование данного направления по остаточному принципу. Это связано с тем, что в первую очередь, денежные средства направляются на финансирование расходов по заработанной плате с начислениями, питание, приобретение медикаментов и другие социально-значимые задачи, а уже оставшиеся средства направляются на ЖКХ.

Виден значительный рост расходов на образовании, культуру, здравоохранение.

Но в целом общая сумма расходов сократилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2%, что является негативной тенденцией, так как потребность в финансовых средствах социальной сферы МО существенно выше фактического финансирования.

2.3 Исполнение расходной части бюджета муниципального образования

В этом подразделе необходимо:

- привести отчет об исполнении расходной части местного бюджета за период;

- оценить уровень исполнения бюджете в целом и по отдельным статьям;

- сделать выводы.

Данные об исполнении бюджета г. Рязань за 1 полугодие 2005 г. приведены в табл. 10.

Исполнение расходной части бюджета 2005 года

Статья расходов

Утвер

план 2005г.

Уточн. план

% испол.

Общегосударственные вопросы

25800

34000

132%

Нац. безопасность и правоохран. деятельность

4860

9000

185%

Национальная экономика

9800

11000

112%

ЖКХ

19200

34000

177%

Образование

120800

193000

160%

Здравоохранение и спорт

89000

97000

109%

Культура

10100

16000

158%

Социальная политика

18300

14000

77%

Межбюджетные трансферты

104000

-

-

Итого расходов:

401860

408000

102%

Анализируя исполнение расходной части бюджета, был выполнен, так как общий процент исполнения к уточненному плану составляет 83%. За 1 полугодие 2005 года первоначальный бюджет по расходам был перевыполнен на 13%, в то время как уточненный невыполнения на 17%. Наблюдается процент невыполнения плана почти по всем статьям: общегосударственные вопросы – 30%, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 15%, национальная экономика – 28%, ЖКХ – 8%, образование – 19%, здравоохранение – 20%, культура – 30%.

Из общей суммы расходов направлено на:

- выплату заработанной платы и начислений – 108144 тыс.руб.

- оплату коммунальных услуг по бюджетным учреждениям – 22284тыс.руб.

- безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям – 53091 тыс.руб.

- питание – 7082,2 тыс.руб.

- медикаменты – 1580,7 тыс.руб.

кредиторская задолженность муниципального бюджета на 1 июля 2006 года составило 59,6, что на 45,2 меньше, чем на начало года.

В общей сумме кредиторской задолженности, задолженность предприятиям ЖКХ составляет 79%, учреждениям – 105, здравоохранения – 7,9%.

Существенные различия между плановыми, уточненными и фактическими показателями почти по всем статьям также указывает на неэффективное бюджетное планирование расходов.

3 Анализ дефицита (профицита) местного бюджета

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Объемы дефицита бюджетов всех уровней регулируются Бюджетным Кодексом (ст.92). размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи вышестоящих бюджетов. В случае, когда бюджет принимается с дефицитом необходимо утвердить источники финансирования дефицита бюджета.яблюдается процент невыполнения плана почти по всем ам был перевыполнен на 13%, в то время как уточненный невыполнен на 17%. ис

В этом разделе необходимо:

- рассчитать объем дефицита (профицита) бюджета в тыс.руб. и в процентах к бюджетным доходам за последние 3 года; привести результаты в виде таблицы.

- сопоставить полученный размер дефицита бюджета с максимально допустимым (10%);

- указать возможные источники погашения бюджетного дефицита (если бюджет дефицитный);

- провести анализ дефицита бюджета по данным о его фактическом исполнении (прил.2 и прил.4);

- сделать выводы.

Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в табл. 11.

Данные о запланированных и исполненных доходах и расходах за 2004, 2005, 2006 гг., тыс. руб

годы

доходы

расходы

Дефицит (-) Профицит (+)

Абсолютная величина

% к доходам

2004

(план)

374100

398500

-24400

5

2004

(исполнение)

411510

408350

3160

-

2005

(план)

374400

408000

-33600

5

2005

(исполнение)

411840

448800

-36960

6

2006

(план)

409000

423700

-14700

5

В 2004 году дефицит составил 5% к общему объему доходов. Дефицит покрывался за счет кредитов коммерческих банков.

В 2006 году дефицит планировался в размере 11899,2 тыс.руб. что составляет 2% к объему доходов.

Если обратиться к предыдущему анализу доходной и расходной частей, то можно увидеть некоторые отрицательные моменты. С одной стороны наблюдается превышение полученных доходов над расходами (профицит), а с другой имеется кредиторская задолженность, задолженность предприятием ЖКХ, учреждениям образования и здравоохранения. Сравнивая плановые и фактические данные можно сделать вывод, что они существенно отличаются. Так в 2004 году был запланирован дефицит на сумму 24400 тыс.руб., на практике выявлен профицит на сумму 3160 тыс.руб. В 2005 году планируемый дефицит составил 33600 тыс.руб., в исполнении немного выше – 36960 тыс.руб. За 1 полугодие 2006 года планировали дефицит на сумму 14700 тыс.руб., а получили профицит на сумму 43604 тыс.руб.

Превышение фактических доходов над плановыми обусловлено преимущественно не повышением задолженности работы администрации при формировании бюджетных доходов, а низким качеством бюджетных планов.

Планирование осуществляется методом «от достигнутого», деятельность подразделений, занимающихся планированием по отдельным показателям не всегда скоординирована. Уточненные планы формируются не всегда «корректно» и основаны на приближении планового результата к уже достигнутому фактическому.

ВЫВОДЫ

Доходы бюджета г. Рязань представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, доход (2004 – 35%; 2005 – 39%; 2006 – 42%), в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами (2004 – 0,5%; 2005 – 0,5%; 2006 – 0,4%). В 2005 году по сравнению с 2004 годом наблюдается рост доходов на 1%.

Группа межбюджетных трансфертов уменьшилась на 2,7%. Произошло снижение по дотациям – 0,4%, субвенциям – 1,7% и по субсидиям – 0,7%.

Ситуация в 2006 году сложилась иная сравнению с 2005 годом. Доходы за рассматриваемый период времени повысились на 8%. Однако налоговые доходы остались прежними, неналоговые доходы повысились на 1%, уменьшились межбюджетные трансферты на 1%.

Очень большой рост наблюдается среди налогов на совокупный доход – на 113%. Главная причина роста данного налога заключается в процентных отчислениях от налогооблагаемой базы.

Прочие налоги, сборы, пошлины возросли на 138% в 2005 г. Это произошло за счет роста числа государственных пошлин за проведение различных действий. В 2006 году в эту статью включается суммы от регистрации транспортных средств и составил 39%.

В целом можно заметить, что доходы в 2006 году запланированы в большем размере, чем в 2005 году.

Проанализируем исполнение доходной части бюджета за 2005 год. При сравнении исполнения с уточненным планом первого полугодия наблюдается перевыполнение плана на 5,75%.

В целом за 1 полугодие 2006 года наблюдается переполнение уточненного плана 1 полугодия. Однако встречается отрицательные моменты, связанные с недостаточно эффективным планированием доходов.

Итак, динамика показателя р6 показывает, что уровень зависимости муниципального бюджета в 2005 году возрос до 19%, а в 2006 году существенно снизился до 13%..

Таким образом, наблюдается снижение значимости дотаций при абсолютном и относительном увеличении объемов субвенций, получаемых муниципальным образованием и появлением из рассматриваемых периодов дотаций.

Эта тенденция может оцениваться как позитивная, поскольку снижается уровень дотационности муниципального образования, а дополнительные расходы, обусловленные решениями вышестоящих уровней власти, финансируются через субсидии и субвенции. Рассмотрим более подробно эти инструменты межбюджетных отношений, так как их значимость в рассматриваемом периоде существенно возросла.

Сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. Причем в 2006 г. по сравнению с 2004 голом намечена тенденция повышения затрат по данной статье. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2004 – 9,3%, 2005 – 8,3%, 2006 – 7,4%.

Рассмотрим темпы роста расходов в 2005-2006 годах. Общие расходы в 2005 году возросли на 18%. Рост расходов наблюдается почти по всем статьям (за исключением ЖКХ). В 2006 году наблюдается значительный рост расходов по национальной безопасности.

Кроме этого наблюдается снижение расходов на ЖКХ, т.е. в районе реализуется финансирование данного направления по остаточному принципу. Это связано с тем, что в первую очередь, денежные средства направляются на финансирование расходов по заработанной плате с начислениями, питание, приобретение медикаментов и другие социально-значимые задачи, а уже оставшиеся средства направляются на ЖКХ. Виден значительный рост расходов на образовании, культуру, здравоохранение. Но в целом общая сумма расходов сократилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2%, что является негативной тенденцией.

Анализируя исполнение расходной части бюджета, был выполнен, так как общий процент исполнения к уточненному плану составляет 83%.

Существенные различия между плановыми, уточненными и фактическими показателями почти по всем статьям также указывает на неэффективное бюджетное планирование расходов.

В 2004 году дефицит составил 5% к общему объему доходов. Дефицит покрывался за счет кредитов коммерческих банков.

В 2006 году дефицит планировался в размере 11899,2 тыс.руб. что составляет 2% к объему доходов.

Если обратиться к предыдущему анализу доходной и расходной частей, то можно увидеть некоторые отрицательные моменты. С одной стороны наблюдается превышение полученных доходов над расходами (профицит), а с другой имеется кредиторская задолженность, задолженность предприятием ЖКХ, учреждениям образования и здравоохранения. Сравнивая плановые и фактические данные можно сделать вывод, что они существенно отличаются. Так в 2004 году был запланирован дефицит на сумму 24400 тыс.руб., на практике выявлен профицит на сумму 3160 тыс.руб. В 2005 году планируемый дефицит составил 33600 тыс.руб., в исполнении немного выше – 36960 тыс.руб. За 1 полугодие 2006 года планировали дефицит на сумму 14700 тыс.руб., а получили профицит на сумму 43604 тыс.руб.

Превышение фактических доходов над плановыми обусловлено преимущественно не повышением задолженности работы администрации при формировании бюджетных доходов, а низким качеством бюджетных планов.

Планирование осуществляется методом «от достигнутого», деятельность подразделений, занимающихся планированием по отдельным показателям не всегда скоординирована. Уточненные планы формируются не всегда «корректно» и основаны на приближении планового результата к уже достигнутому фактическому.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Федорова Е.А., Левина В.В. Методические указания по выполнению курсовой работы «Государственные и муниципальные финансы» - Тула, 2006

    Бюджет города Рязань на 2004,2005, 2006 гг.

    Решение «Об исполнении бюджета» г. Рязань за 2004, 2005, 2006 гг.